Программа кружка по изонити «Волшебная иголочка» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа)
Программа кружка по изонити «Волшебная иголочка» для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izonit_programmma_i_plan.odt | 33.84 КБ |
Предварительный просмотр:
- БДОУ г.Омска «Детский сад №329 комбинированного вида»
- Программа
- кружка по изонити
- «Волшебная иголочка»
- в старшей логопедической группе №12
на 2024 -2025 уч.год
Руководитель: воспитатель
Халаимова Людмила
Ефимовна
Программа кружка по изонити «Волшебная иголочка» в старшей логопедической группе №12
Пояснительная записка
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности. В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека. Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе в условиях современной жизни.
Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.
Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью. Реализация этого способа подробно описана в методическом пособии Гусаровой Н. Н. «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие». Автор предлагает цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.
Занятия изонити способствуют активному развитию у ребёнка:
• мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
• сенсорного восприятия;
• глазомера;
• логического мышления;
• воображения;
• волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);
• художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами, опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
Актуальность
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно – мышление и речь.
Мышцы рук выполняют три основные функции:
*Органов движения;
*Органов познания;
*Аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других органов).
Если ребенок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления. Современные ученые утверждают – работа пальцами развивает речь.
В творческой продуктивной деятельности гораздо проще повествовать. Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребенок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребенку легче рассказать о нем, вот почему специалисты уточняют: заниматься продуктивной деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.
«Поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов)
Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблему использования в работе с детьми интересных, современных, нетрадиционных технологий развития мелкой моторики, в частности, использования нетрадиционной техники изонити.
Изонить – очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью.
Современные расходные материалы позволяют получать очень эффективные изделия. Наряду с оригинальной техникой исполнения нитяной графики, существует другое направление ниточного дизайна – вышивка на картоне (изонить) теми же приемами (прием заполнения угла и окружности)
Новизна данной программы заключается в принципиально новом подходе к бучению детей. Задачи кружка решаются в процессе современного обучения. Дети знакомятся с конструированием и изготовлением картин необычного жанра с помощью цветных ниток и декоративных гвоздей – ниточным дизайном. В упрощенной версии данная техника выполняется как вышивка по картону и носит название «Изонить» или хордовой вышивки, или ниткографии. Такие картины весьма эффективны, вызывают восторг и удивление. Создание вышитых панно становиться в последние годы все более популярным занятием.
Практическая ценность программы «Волшебные ниточки» заключена в комплексном подборе заданий и задач из разных образовательных областей – математики, ознакомления с окружающим, рисования, развитием речи – что делает занятия интегрированным. Например:
Эффективность реализации данной программы выражена в очевидной динамике развития у дошкольников творческих способностей и логического мышления за определенный промежуток времени (полугодие, год). Результаты промежуточной, итоговой диагностики показывают рост качества знаний детей по разделам математики: геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, количество и счет. Выражена динамика и творческого потенциала детей, которая выходит за рамки привычных мыслительных стереотипов.
Для реализации программы выбран алгоритм проведения занятия:
• Выбрать рисунок;
• Подобрать основу вышивки;
• Перевести рисунок на основу с изнаночной стороны;
• Разбить рисунок на элементы;
• Подобрать способ вышивания каждого элемента, учитывая характерные признаки вышиваемого предмета;
• Проколоть дырочки по контуру элемента с изнаночной стороны, соблюдая обязательные условия;
• Использовать проколы для вышивания соседних элементов;
• Вышить данный элемент;
• Проколоть дырочки по контуру следующего элемента.
Цель программы: развитие творческих способностей и логического мышления у детей.
Задачи:
1. Блок задач по развитию у детей математических представлений
Раздел «Геометрическая форма».
Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.
Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.
Раздел «Количество и счёт».
Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.
Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.
Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.
Дать понятие о точке отсчёта.
Раздел «Ориентировка на плоскости».
Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.
Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
2. Блок задач по сенсорному развитию
Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
3. Блок задач по умственному воспитанию
Развивать абстрактное мышление.
Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.
Закрепить понятие «зеркальное изображение».
4. Блок задач по трудовому воспитанию
Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.
Научить работе с трафаретом.
Научить технике работы с изонитью.
5. Блок задач по физическому воспитанию
Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
6. Блок задач по нравственному воспитанию
Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
7. Блок задач по эстетическому воспитанию
Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.
Воспитывать эстетический вкус.
Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.
Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
8. Речевой блок
Развивать активный и пассивный словарь детей.
Развивать объяснительную и доказательную речь.
Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.
Методические рекомендации к реализации
программы кружка «Волшебная иголочка» по развитию у дошкольников творческих способностей и логического мышления
Учебный план курса занятий рассчитан на 1 год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю, во второй половине дня со второй половины сентября по май. Продолжительность занятия для детей 5-6 лет 25 минут. Занятия проходят в виде игры. Количество детей в группе не более 12 человек, и подразделяется на две подгруппы. Это определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.
Эффективность программы невозможна без заинтересованности детей данным видом прикладного искусства - изонить. С этой целью проводится выставка - фото работ детей, своих работ, сопровождаемых диагностическим исследованием интеллектуального компонента на уровне прогнозирования. Задаю вопросы: Как думаешь, сможешь ты сделать такую же поделку? Почему ты так думаешь? После, предлагаю посмотреть работы с изнаночной стороны и сравнить переплетение нитей на лицевой стороне. При рассмотрении работ акцентирую внимание на соотношение цветов с фоном. Далее происходит знакомство детей с инструментами и материалами через игру. Обязательно проводится инструктаж детей по технике безопасности при работе с изонитью. В последующей работе перехожу к показу технического закрепления изонити. Перед практической частью делаю акцент на подбор цветного картона и ниток, соответствующих к выбранному фону. Выбор самостоятелен, но на начальном этапе допускается корректировка педагогом. Во время занятий дети свободно общаются друг с другом. Занятия сопровождаются музыкой, подобранной совместно с детьми из детского репертуара. Разнообразие вношу играми, по цветотерапии, для развития умений соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием, особенностями, закрепление знаний названия цветов и их оттенков.
Цикл занятий состоит из двух разделов:
1. овладение техникой изонити; овладение разнообразными видами швов, изображение углов; моделирование.
2. изображение окружностей, дуг, в технике изонити; моделирование с использованием образов.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
• словесные методы (беседа, объяснение).
Чтобы создать интерес к определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла». С ними вместе могут вышивать их любимые игрушки. Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работ?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).
• наглядные методы (показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.
Детям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.
• практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).
Овладение приемами выполнения приемами трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.
Дидактический материал:
• иллюстрации;
• образцы работ;
• схемы (техника заполнения фигур);
• стихи, загадки.
Техническое оснащение:
1. иголка для вышивания (с широким ушком и тупым концом, в первый год обучения -пластмассовая);
2. цветные нити разного качества;
3. ножницы с тупым концом;
4. шило;
5. кусок ого пенопласта примерно 25х25 см;
6. цветной картон, бархатная бумага разного размера;
7. линейка, трафареты, фигурные лекала;
8. цветные карандаши, ручки, фломастеры;
9. бросовый материал для дополнения изображения.
Ожидаемые результаты:
Овладение техникой изонити.
Повышение уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Обогащение активного и пассивного словаря детей.
Развитие творческих способностей детей.
Формы подведения итогов:
оформление выставочного стенда в ДОУ;
участие в выставках и конкурсах;
презентация на родительское собрание.
Учебный план
кружка «Изонить» по развитию творческих
способностей и логического мышления
Время проведения с 16 сентября по 31 мая – 8 месяцев
Количество занятий в неделю – 1
Количество занятий в месяц - 4
Группа формируется в количестве 12 детей (подгруппа -6 )
Длительность занятий -25 минут.
Программа рассчитана для детей старшей группы со сроком обучения на 1 год.
Диагностические игры и упражнения для выявления уровня подготовленности (практических умений) детей к данному виду творчества (изонить)
- Пройди по дорожке (умение точно пройти пальчиком по линии в заданном направлении)
- Проведи нитку к иголке (умение провести прямые линии от изображения иглы к нитям разного цвета)
- Проложи дорожку (умение проложить дорожку из нити в заданном направлении)
- Умение правильно держать иглу
- Попади в цель (умение попасть иглой в нужное отверсти на картоне)
- Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот (умение координировать движение обеих рук)
- Завяжи узелок (умение делать простой узел на толстой нити или шнурке)
- БДОУ г.Омска «Детский сад №329 комбинированного вида»
Перспективное планирование кружка по изонити «Волшебная иголочка» в старшей логопедической группе №12 на 2024-2025 уч.год.
Воспитатель: Халаимова Л.Е.
Раздел 1. «Контурная вышивка»
Сентябрь
Занятие №1
Тема: Знакомство детей с техникой безопасности и правилами работы с иглой и ножницами
Цель:
1. ПОнакомить с техникой безопасности и правилами работы с
иглой и ножницами;
2. учить детей правильно держать иглу, вдевать нить в ушко иглы;
3. учить различать изнаночную и лицевую стороны изделия;
4. упражнять прошивать стежки «вперед иголкой» на тренажёрах;
Занятие № 2
Тема: Вышивка стежком (прямой и обратный шов) на тренажёрах. Вышивка дорожки к детскому саду.
Цель:
1. Упражнять в вышивании стежков по прямой и зигзагообразной дорожке
2. Развивать цветовое восприятие, научить подбирать цвет нитей и фон к изображению;
3. Развивать мускулатуру кисти рук, координацию движений рук под контролем глаз;
Октябрь
Занятия № 1, 2
Тема: Вышивка стежком в прямом и обратном направлении по контуру изображения + веерное заполнение (осенние листья)
Цель:
1. Упражнять в вышивании стежков по контуру изображения; упражнять в веерном заполнении отдельных деталей
2. Развивать цветовое восприятие, научить подбирать цвет нитей и фон к изображению;
3. Развивать мускулатуру кисти рук, координацию движений рук под контролем глаз;
4. Упражнять детей во вдевании нитки в иголку
Занятие № 3, 4
Тема: Вышивка стежком «стебельчатый шов» + «шов через край» (осенние деревья) Коллективное панно.
Цель:
1. Упражнять в вышивании стебельчатым швом по контуру осенних листьев и швом «через край»
2. Развивать цветовое восприятие, научить подбирать цвет нитей и фон к изображению;
3. Развивать мускулатуру кисти рук, координацию движений рук по контролем глаз;
4. Упражнять детей во вдевании нитки в иголку .
Раздел 2. «Прошивание углов техникой изонить»
Ноябрь
Занятие № 1
Тема: Вышивка стежком «тамбурный шов или цепочка» на тренажёрах (дорожки, лучики) Цель:
1. Упражнять в вышивании тамбурным швом,возвращаясь в пропущенное отверстие и попадая иглой между двумя нитями
2. Развивать цветовое восприятие, учить подбирать цвет нитей и фон к изображению;
3. Развивать мускулатуру кисти рук, координацию движений рук под контролем глаз;
4. Упражнять детей во вдевании нитки в иголку и завязывать узелок
Занятие № 2,3
Тема: Достопримечательности г. Омска. (вышивка элементов зданий)
Цель:
1. учить детей работать с трафаретом, подбирать нужный угол к рисунку;
2. познакомить с рабочим инструментом -шило,учить протыкать шилом отверстия в картоне по отметкам на трафарете;
3.упражнять в вышивке по контуру любым известным швом по выбору детей (прямой и обратный, стебельчатый, цепочкой, через край)
4.продолжать учить вдевать нитку в иглу, делать узелок и закреплять его на изнаночной стороне.
Занятие №4
Тема: Дом для друзей Краевичка
Цель:
1.Познакомить с прошиванием углов техникой изонить (крыша дома)
2.Упражнять в последовательном прошивании угла
3.Развивать мускулатуру кисти рук, координацию движений рук под контролем глаз;
Декабрь
Занятие №1,2
Тема: «Хоровод елочек» (коллективная работа)
Цель:
1. продолжать упражнять в последовательном прошивании угла
2. Упражняться в прокалывании отверстий по трафарету;
3. Совершенствовать умение работать с изонитью.
Занятие №3 ,4
Тема: «Снежинка»
Цель:
1. продолжать упражнять в последовательном прошивании углов, дополнять работу уже известными приемами изонити по своему замылслу и желанию.
2. Упражняться в прокалывании отверстий по трафарету;
3. Совершенствовать умение работать с изонитью.
Раздел 3. «Прошивание окружностей техникой изонить»
Январь
Занятие №1
Тема: «Матрешка-неваляшка»
Цель:
1. познакомить с техникой заполнения окружности (из центра в край) на тренажёрах
2. Продолжать обучать владению иголкой, ниткой;
3. Воспитывать эстетический вкус.
Занятие №2
Тема: «Варежки и валенки»
Цель:
1.Упражнять в составлении узора на шаблонах варежки и валенка из разных по величине окружностей (шаблоны), пркалывании отверстий шилом
2.знакомить и упражнять детей в работе по выполнению кругов в технике изонити (хорда)
3.Продолжать обучать владению иголкой, ниткой;
Февраль
Занятие №1, 2
Тема: «Парус по морю плывет»
Цель:
1. Продолжить упражнять детей в технике изонити (волны-стежки иглой вперед)
- Закрепить правила последовательной работы при заполнения угла(обратить внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ниток) ;
3.Учить выполнять параллельные стежки;
4. Познакомить детей с линейкой. Дать понятия: угол, прямой угол, острый угол, тупой угол.
Занятие №3,4
Тема. «Рыбки в аквариуме.»
Цель:
1. Закрепить умение выполнять угол и окружность;
2. Закрепить знания представлений: вверх, вниз, слева, справа;
3. Воспитывать аккуратность.
Март
Занятие №1
Тема: «Цветок для мамы»
Цель:
1. продолжать упражнять детей выполнять окружности в технике изонити пользуясь трафаретами; упражнять в вышивании лепестков веерным способом, стебелька тамбурным швом(цепочкой), учить новому способу –узелок для вышивки мимозы.
2. Продолжать обучать владению иголкой, ниткой;
- Воспитывать усидчивость.
Занятие №2,3
Тема: «Подснежники»
Цель:
1. познакомить с новым приемом двустороннего веерного заполнения лепестков подснежника.
2. продолжать учить самостоятельно по своему выбору применять уже знакомые приемы изонити для заполнения стебля и листьев подснежника, сугробов.
Занятие №4
Тема: «Одуванчик»
Цель:
1. Обучение плоскостному моделированию (создание из углов и окружности образ одуванчика) ;
2. Закрепить навык по выполнению окружностей в технике изонити.
Май
Занятие №1,2
Тема: «Бабочка»
Цель:
1. Упражняться в выполнении изонитью 2-х острых углов (на при-мере изображения бабочки) ;
2. учиться закреплять нить после ее окончания;
3. Учить подбирать цвета нитей;
- Учить дорисовывать изображение после вышивки.
Занятие №3,4
Тема: «Индивидуальная творческая работа.»
Цель:
1. Закрепить приобретенные навыки, развивать фантазию.
2. Развивать самостоятельное умение составлять из окружностей и углов изображение предметов и композиций;
- Воспитывать эстетический вкус, усидчивость, терпение, внима-тельность, старательность.
Итоговое мероприятие
-Выставка работ участников кружка «Волшебная иголочка»
-создание видео-фотоальбома кружка «Волшебная иголочка»
-создание анимационного мультфильма «Волшебная иголочка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Программа дополнительных занятий по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет) «Уроки иголочки»
Программа «Уроки иголочки» направлена на формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на швейной машинке, ознакомления с материалами и инструментами ...
Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...
Познавательно-творческий проект Тема: Ёлочка, ёлочка – пушистая иголочка! Для детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза проекта: после проведения новогоднего праздника дети познакомились с символом нового года - Ёлочкой. А через проектную деятельность «Ёлочка, ёлочка –пушистая иголочка!» дети...
Программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к декоративно - прикладному искусству "Иголочка - затейница"
Изонить - очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью....
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Не рубите ёлочку - колючую иголочку»
Экологическое воспитание детей очень важный аспект в дошкольном образовании, поэтому возникла идея разработки и реализации проекта «Не рубите ёлочку – колючую и...