Экологический проект "Помоги пернатому другу".
проект (старшая, подготовительная группа)

Старкова Инна Юрьевна

Проект "Помоги пернатому другу". Старшая и подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

«Помоги пернатому другу».

Составила:

Старкова Инна Юрьевна

Актуальность проекта:

В стремительно развивающемся современном мире проблема экологического воспитания современных дошкольников становиться особенно острой и актуальной. Ведь именно в этом сенситивном периоде у дошкольников происходит становление их личности, и важно именно в этот период успеть сформировать любовь и заботу к живой природе, научиться беречь окружающий мир.

В холодное время года зимующие птицы страдают не столько от холода, сколько от голода. Доступной пищи становится все меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому некоторые птицы не могут пережить зиму и погибают.

Анализ проведенных с детьми бесед показал, уровень знаний детей о зимующих птицах и оказании помощи птицам зимой недостаточный.

Очень важно научить детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы, способствовать возникновению желания помогать птицам зимой.

Проблема:

Формирование у детей элементарных представлений о зимующих птицах родного края. У детей не сформированы знания о названиях птиц, о зимующих и перелётных птицах. Дети владеют небольшим запасом знаний о среде обитания птиц, о том, зачем заботиться о них в зимний период, и о том, как они сами могут помочь птицам. 

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Цель: закрепить представления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи неживой и живой природы и важной роли человека в жизни птиц.

Задачи:

- Расширить представление детей о зимующих птицах.

- Обобщить знания детей о повадках птиц.

- Воспитывать заботливое отношение к птицам, способствовать возникновению желания помогать им в трудных зимних условиях.

- Прививать детям любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности

- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

- Привлечь внимание детей и родителей к проблемам сохранения природы.

- Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.

Ожидаемый результат:

- У участников проекта систематизировались и расширились знания о внешнем виде птиц, их названиях и образе жизни, о способах приспособления к жизни в зимний период; сформировалось желание и проекта помогать птицам; расширился словарного запас; родители приобщились к совместной деятельности.

Продукт

Выставки рисунков, аппликаций, поделок детей, кормушек сделанные родителями с детьми.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный

- Определить тему проекта.

- Сформулировать цели и задачи проекта.

- Составить план реализации проекта.

- Подбор наглядного, информационного материала для реализации проекта.

- Подбор материала для продуктивной деятельности.

2 этап – основной, организационно-практический

- Рассматривание иллюстраций, книг по теме проекта.

- Беседа «Птицы зимой»

- Продуктивная деятельность

  • Аппликации «Птичка-синичка», «Снегирь».
  • Рисование «Воробьи» (нетрадиционная техника: рисование ладошками).

- Просмотр презентации: «Перелётные и зимующие птицы»

- Проведение пальчиковой гимнастики «Птицы», «Сел на ветку снегирёк».

- Игра-диалог «Чем питаются зимующие птицы?»

- Подвижная игра «Филин и пташки.

- Подвижная игра «Перелёт птиц».

- Подвижная игра «Совушка».

- Подвижная игра «Воробьи и кот».

- Чтение. Стихи: А. Барто: «Синица», «Села птичка на окошко».

- Чтение и разучивание стихотворения З. Александровой «Новая столовая».

- Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса».

- Наблюдение за птицами у кормушки, птичьи следы.

- Проведение конкурса для семей воспитанников по изготовлению кормушек «Покормите птиц зимой».

- Проведение совместного досуга с родителями . Выход в лес и вывешивание изготовленных кормушек.

3 этап – заключительный

Подведение итогов конкурса кормушек.

Развешивание кормушек на участке.

Проведение наблюдения за птицами в кормушках.

Результат.

В результате работа получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания. Которые им дали родители и воспитатели. Расширяя кругозор и представления о зимующих птицах. Повысился общий уровень знания детей об окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой природе. Они стали делится полученной информацией с другими детьми! Родители заинтересовались полученными продуктами проекта.

Оснащение проекта:

Основные законодательные и нормативные документы

- Закон об образовании РФ.

- Конвенция ООН «О правах ребенка».

- Семейный кодекс РФ.

- Конституция РФ.

- Концепция дошкольного воспитания.

- Устав ДОУ.

Методическое обеспечение.

Основная программа

Комплексная

Программа

Общеобразовательная Программа дошкольного образования (Педсовет № 1 от  28 августа 2015 г.).

Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Техническое       обеспечение

- музыкальный центр;

- цифровой фотоаппарат;

-интерактивная доска;

- ноутбук ;

Печатные средства

- Методические пособия,

- Дидактические пособия,

- Альбомы с фотографиями

Список источников литературы.

1. Лисина Т.В. Подвижные тематические игры для дошкольников/ Т.В.

Лисина, Г.В. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128с.

2. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы

в старшей группе детского сада. / С. Н. Николаева. – М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2017. – 192с.

3. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с

детьми 3 – 7 лет / С. Н. Николаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112с.

5. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в

разных возрастных группах/ сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 320с.

Приложение 1

Занятие с детьми

Тема: «Птички-невелички»

Цели: Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года. Закрепить знания о зиме. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать.

Ввести в словарь детей слова: стая, чирикать, нахохлиться. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к животному миру.

Оборудование:

Фотография воробья, синицы, снегиря. Фигурка птицы, запись пения воробья, зерна, крупа, хлебные крошки, кормушки;

Предварительная работа:

Развешивание кормушек, кормление птиц, наблюдение за птицами.

Ход занятия:

Воспитатель: -Ребята, сегодня у нас в гостях маленькая птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, нужно отгадать загадку. 

Коротка моя песенка, вот: Чик-чирик!

Другой никакой я не знаю.

Зимовать не улетаю,

А под крышей обитаю.

Увидев добычу, я вмиг

С крыши за нею слетаю.

Прыг-скок! Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый … (воробей).

Воспитатель: -Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это воробей. А вот и сам воробей. (Из домика достается фигурка воробья, включается запись воробьиного чириканья).

Что же рассказывает нам воробей? Ах, вот оно что!

 

Воспитатель: -Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода? (Ответы детей на вопросы).

 

Воспитатель: -А вот наш воробышек рассказывает, что у птиц нет теплых шубок и шапочек. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Поэтому, ребята, птицам зимой очень холодно. - Зимой птички-невелички мало чирикают, а больше молчат. - В холодную погоду они меньше двигаются, чем в теплую погоду. - В морозную погоду птички сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание).

Физминутка: подвижная игра «Тепло, холодно»

А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно». Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом. (Проводится подвижная игра).

Ребятки, взгляните за окошко.

Загадка о кормушке для птиц

-В зимний день среди ветвей

Стол накрыт для гостей.

Дощечка новая, Для птиц столовая,

Зовет обедать,

Крошек отведать.

Что это? (Ответы детей).

Воспитатель: - Это кормушка. Для чего мы ее повесили? (Ответы детей).

Воспитатель: - Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей).

Воспитатель: -Корм для птиц можно сыпать не только в кормушку, но и просто на снег там, где он утоптан. Вот таким образом. (Воспитатель вызывает одного ребёнка и просит насыпать немного зерна на макет заснеженной полянки) 

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,

На морозе не робей.

 По кормушке клювом бей,

Наедайся поскорей.

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).

Воспитатель: - Не забывайте кормить птиц.

Приложение 2.

Словесная игра «Летает – не летает»

Дидактическая задача: развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Игровое правило: поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.

Игровые действия: похлопывание по коленям, поднимание руки, отыгрывание фантов.

Ход игры:

Дети садятся полукругом, руки кладут на колени.

Воспитатель объясняет правила игры: я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?», например: «Голубь летает? Самолет летает? », если я назову предмет, который, в самом деле летает, вы поднимаете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант.

Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят «Поехали – поехали», затем воспитатель начинает игру: «Галка летает? » - и поднимает руку.

Дети отвечают: «Летает», - и тоже поднимают руки. «Дом летает? » - спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат.

У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.

Дидактическая игра «Прилетели птицы»

Цель: развитие фонематического слуха.

– Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. 
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи,
Чибисы, чижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы.
Все вы – молодцы!

Подвижная игра «Вороны и собачка»

Цель: научить детей подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу.

Ход игры: Выбирается «собачка», остальные дети - «вороны».

Возле ёлочки зелёной Дети прыгают, изображая ворону.

Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!»

Тут собачка прибежала

И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!» Дети убегают от «собачки».

Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Ход игры: Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая акция «Помоги пернатому другу»

Задачи:- расширить представления детей о птицах,об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;- закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное вр...

Сценарий совместной деятельности воспитателя и детей с элементами художественного ручного труда для детей старшего дошкольного возраста. Тема"Пернатый друг"

Работа с тканью очень интересна детям. Развивается фантазия, воображение, мелкая моторика рук и конструктивно-творческие способности детей....

Экологический проект "Помоги пернатому другу"

Проект рассказывает о том, какие мероприятия можно провести с родителями и детьми по теме зимующие птицы....

Экологический проект "Помоги пернатому другу"

Не секрет, что зимой птицам приходится терпеть холод и голод. Мы с детьми задумались, как же можно им помочь ? проект направлен на расширение представлений у детей о птицах зимой. Цель воспитать в дет...

Мой мохнатый, пернатый друг.

Стенгазета " Мой мохнатый, пернатый друг"...

Акция "Помоги пернатому другу"

Воспитывать у детей желание заботться о птицах в зимний период....

Статья. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»

Ребенка необходимо учить любить окружающих людей, родителей, друзей, природу, животных и растения. Любовь к природе, особенно  у детей, не приходит сама по себе – её нужно пробудить. Дети д...