"Заповедная Мордовия"
проект (подготовительная группа)
На Земле стало погибать все больше растений и животных, а люди даже не задумываются над этим. Заповедники помогают не только сохранить исчезающие и редкие виды животных и растений, но и дают нам возможность изучать природу и наше влияние на нее. Представьте только, что на земле, которая уже больше века нещадно эксплуатируется из-за того, что в недрах её богатые месторождения угля, железной руды, золота, где «дымят» металлургические и химические предприятия, есть ещё нетронутые участки природы. Каждый должен знать о заповедных местах, чтобы не нарушать их микроклимат и сохранять их в первозданном виде для потомков. Мы, дети старшей группы, узнали, что на территории нашей республики раскинулись заповедные места, заповедники, памятники природы – их у нас более 100. Это уникальные места со своим климатом, рельефом. Нам захотелось узнать об этом подробнее и рассказать другим о заповедных местах Мордовии. Мы призываем всех людей бережно относиться к природе. Богатства природы не вечны, и каждый человек обязан оберегать Природу – дом, в котором мы живем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgosrochnyy_proekt_zapovednaya_mordoviya.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Золушка»
МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида
ПРОЕКТ
«Заповедная Мордовия»
(долгосрочный)
Воспитатель: Ротанова Н. Н.
2024-2025 гг.
"Природу нужно беречь, как мы бережем человека. Потомки никогда не простят нам
опустошения земли, надругательства над тем,
что принадлежит не только нам, но и им по праву»
К. Паустовский.
Пояснительная записка.
На Земле стало погибать все больше растений и животных, а люди даже не задумываются над этим. Заповедники помогают не только сохранить исчезающие и редкие виды животных и растений, но и дают нам возможность изучать природу и наше влияние на нее. Представьте только, что на земле, которая уже больше века нещадно эксплуатируется из-за того, что в недрах её богатые месторождения угля, железной руды, золота, где «дымят» металлургические и химические предприятия, есть ещё нетронутые участки природы. Каждый должен знать о заповедных местах, чтобы не нарушать их микроклимат и сохранять их в первозданном виде для потомков. Мы, дети старшей группы, узнали, что на территории нашей республики раскинулись заповедные места, заповедники, памятники природы – их у нас более 100. Это уникальные места со своим климатом, рельефом. Нам захотелось узнать об этом подробнее и рассказать другим о заповедных местах Мордовии. Мы призываем всех людей бережно относиться к природе. Богатства природы не вечны, и каждый человек обязан оберегать Природу – дом, в котором мы живем.
Актуальность.
Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «экологизации» всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. Основная цель экологического образования – всестороннее развитие личности, ответственно относящейся к окружающей среде. В настоящее время остро встаёт вопрос уже не о добыче, разработки и использования богатств нашей планеты, а о сохранении. На протяжении долгого времени мы только «брали» всё от природы и не задумывались о том, что когда-то придёт время отдавать. Это время уже настало. Пора менять своё потребительское отношение к природе. Необходимо менять представление о неисчерпаемости природных ресурсов, преодолеть беспечное отношение и воспитывать нравственное, гуманное отношение к природе. Умение видеть её красоту и хрупкость, желание защитить и сохранить нашу природу.
Цель проекта: познакомить детей с заповедными местами Мордовии.
Задачи проекта.
Обучающие:
- Познакомить детей с заповедниками, охраняемыми видами растений и животных Мордовии.
- Систематизировать и обобщить знания детей о природе родного края.
- Закрепить понятие: заповедник, Красная книга.
Развивающие.
- Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
- Расширять представления об охране природы.
- Показывать на конкретных примерах заботу жителей о природе.
- Формировать действенное отношение к окружению, природе в городе.
- Заинтересовать детей и родителей в изучении экологии родного края.
- Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности, развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного.
Воспитательные.
- Воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных и птиц.
- Воспитывать чуткое отношение к природе родного края, потребность любить и беречь ее.
Возраст: 6-7 лет.
Тип проекта. Информационно-творческий
Состав проектной группы: дети подготовительной группы, педагоги группы, родители.
Срок реализации проекта: сентябрь 2024 г. – май 2025 г.
Формы организации.
Занятия.
Беседы.
Экологическая викторина, игры.
Чтение художественной литературы.
Рассматривание альбомов о заповедниках Мордовии.
Экскурсии.
Анкетирование.
Обеспечение материальной базы.
Иллюстрации.
Наглядные пособия.
Книги.
Этапы работы.
1.Подготовительный.
Изучение проблемы, разработка плана.
- сбор информации о природных зонах нашего края (педагоги, дети, родители) ;
- накопление и оформление материала – стихи, загадки, сказки, и др. (педагоги, дети, родители) ;
- консультации для родителей.
- оформление информационного стенда для родителей.
- консультации для педагогов «Ознакомление дошкольников с природой родного края»
-подбор методической литературы
-подбор дидактических игр, экологических плакатов, пособий и др.
Основной.
Сбор информации, оформление работ.
Совместная деятельность воспитателя и детей:
Познавательная деятельность:
-чтение и совместное обсуждение серии литературных рассказов о природе;
-использование устного народного творчества: загадок, пословиц и поговорок , народных примет и народного календаря;
-заучивание стихотворений о природе и родной земле;
-показ живописных мест ближайшего окружения, эмоциональное общение с природой,
-показ презентации «Птицы наших лесов»
-коллекционирование открыток «Заповедные места Мордовии»;
-рассказы о местах отдыха, об экологии города и края;
-интегрированные занятия («Растения нашего края», «Животные нашего края».);
-выставка репродукций «Природа края глазами художников».
Игровая деятельность:
-сюжетно-ролевые, развивающие, экологические игры, игры-драматизации;
-образовательные ситуации, включающие общение и игры «Что было бы…», ситуации («Удивительное рядом», «Путешествие по живописным местам», путешествие по экологической тропе, «Угадай по описанию» и др.),
-тематическая работа в уголке природы: -экологические праздники («Новоселье птиц», « В союзе с природой»
Работа с родителями.
Консультации
Участие в изготовлении кормушек для птиц
Участие в экскурсиях, развлечениях.
Сбор природного материала.
Домашние беседы с детьми на заданные темы.
Участие в конкурсах.
Заключительный.
Защита проекта.
Презентация «Заповедные места Мордовии»
Ожидаемы результаты.
Осознание детьми и взрослыми значимости изучения природы родного края.
Формирование стремления сохранять живописные места.
Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;
Полноправное участие родителей в комплексе мероприятий.
Сформируются знания о заповедных местах Республики Мордовия и цели их создания.
Пополнятся знания об исчезающих животных и растениях.
Будут собраны и оформлены наглядные пособия для детей и МДОУ:
«Правила поведения в природе»
Книжка – малышка «Кто в домике живет» (Животный мир Мордовии)
«Цветы луга» - альбом.
Красная книга «Птицы Мордовии».
Альбом «Мордовский государственный заповедник
Им. П.Г. Смидовича», «Национальный природный парк «Смольный»
Выставка работ родителей и детей: «Заповедная Мордовия», «Сохраним Мордовские леса», «Чудесные подделки из природного материала».
План работы по проекту.
Работа с детьми.
Занятие «Знай природу родного края».
Экологическая викторина «Знатоки природы».
Детская игровая деятельность. Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «На ферме».
Беседа «Заповедные места родного края», «Красная книга».
Экскурсия на участке. Исследовательская деятельность по правилам поведения в природе.
Рассматривание в книжном уголке книг, иллюстраций о животных, птицах, растениях, деревьях Мордовии.
Экологический КВН «В союзе с природой»
Познавательные беседы: «Мордовия - край лесов и полей», «Красота природы бесценна», «Как сохранить богатства края», «Заповедники-охраняемые памятники природы».
Работа с родителями.
Экскурсия родителей с детьми в зоопарк города.
Создание альбома «Я люблю животных».
Рисование совместно с родителями.
Анкетирование «Эколого-краеведческое воспитание дошкольника»
Консультации. «Проблема приобщения детей 6-7 лет к природе», «Безопасность на природе», «Открой для себя Мордовию», «Как вести себя в природе»
Пополнение развивающей среды
Собрать материал о государственном заповеднике им. П.Г. Смидовича и национальном парке «Смольный».
Оформить альбом «Животный мир заповедников Мордовии». (Иллюстрации с изображениями животных и растений).
Сделать книжки малышки: «Правила поведения в природе»
«Кто в домике живет» (Животный мир Мордовии)
«Цветы луга» - альбом,
Красная книга «Птицы Мордовии»
Альбом «Мордовский государственный заповедник
Им. П.Г. Смидовича», «Национальный природный парк «Смольный»
Методическое обеспечение.
1.Астрадамов В.И. «Красная книга Республики Мордовия», С,2005г
2.«Все о Мордовии». Энциклопедический справочник, С, 2005г
3.Голубчик М.М. «География моей республики», С, 1990г
4.Здравствуй Мордовия! : рассказы о родном крае для маленьких читателей / Мордов. гос. Ун-т им. Н. П. Огарева: [ авт. –сост. Н. М. Арсентьев, Т. С Баргова, К.И. Шапкарин]. – Саранск: тип. «Крас. Окт.», 2006.
5.Красная книга Республики Мордовия. /сост.Т.Б. Силаева. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003,2005г.
6.День обычный на дворе: Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки. Для мл. шк. Возраста / Сост.: М. М. Мудрова, И. П. Пачколина, Н. М. Мирская; Худож. А. И.Алешина. – Саранск: Мордов. кН. изд-во, 1990
7..Мы – мордва!: рассказы о родном крае и мордов. народе для маленьких читателей – жителей Мордовии и ее гостей / Николай Мокшин. – Сранск: Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007г
8.Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль прграммы дошкольного образования / под ред. О. В. Бурляевой, Е. Н. Киркиной. – Саранск: Морд. КН. изд – во, 2011г
9. Природа мордовского края: рассказы для самых маленьких читателей../ Александр Ручин. – Саранск: Фонд «Открытая Мордовия»; Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007г
10. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», Образовательная область «Чтение художественной литературы» / [сост. Е. Н. Киркина] . – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заповедные места Мордовии
Экологическая копилка...
Заповедные места Мордовии
Экологическая копилка...
Проект "Заповедная Мордовия"
Проект для детей старшего дошкольного возраста, для знакомства с заповедными местами родного края....
Краткосрочный проект «Заповедная природа Мордовии»
Цель: Дать детям понятия «заповедные места», «заповедник». Познакомить детей с природоохранными территориями, на примере заповедников Мордовии. Воспитывать в детях чувство любв...
«Заповедные места Мордовии»
2017 год в России Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2015г. №392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий» объявлен годом экологии....
Педагогический проект на тему: «Заповедные места Мордовии»
Основная идея проекта - организация разных видов деятельности, направленных на формирование нравственного отношения к природе, высокого уровня экологической культуры подрастающего поколения в освоении...
Проект "Заповедные места Мордовии"
Проект для воспитанников старшей группы...