"Заповедная Мордовия"
проект (подготовительная группа)

Ротанова Надежда Николаевна

На Земле стало погибать все больше растений и животных, а люди даже не задумываются над этим.  Заповедники помогают не только сохранить исчезающие и редкие виды животных и растений, но и дают нам возможность изучать природу и наше влияние на нее. Представьте только, что на земле, которая уже больше века нещадно эксплуатируется из-за того, что в недрах её богатые месторождения угля, железной руды, золота, где «дымят» металлургические и химические предприятия, есть ещё нетронутые участки природы. Каждый должен знать о заповедных местах, чтобы не нарушать их микроклимат и сохранять их в первозданном виде для потомков. Мы, дети старшей группы, узнали, что на территории нашей республики  раскинулись заповедные места, заповедники, памятники природы – их у нас более 100. Это уникальные места  со своим климатом, рельефом. Нам захотелось узнать об этом подробнее и рассказать другим о заповедных местах Мордовии.  Мы призываем всех людей бережно относиться к природе. Богатства природы не вечны, и каждый человек обязан оберегать Природу – дом, в котором мы живем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dolgosrochnyy_proekt_zapovednaya_mordoviya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Золушка»

МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида

ПРОЕКТ

            «Заповедная Мордовия»

(долгосрочный)

Воспитатель: Ротанова Н. Н.

        

2024-2025 гг.

"Природу нужно беречь, как мы бережем                                                                                             человека. Потомки никогда не простят нам

                                 опустошения земли, надругательства над тем,

                             что принадлежит не только нам, но и им по праву»

                                                                               К. Паустовский.

Пояснительная записка.

На Земле стало погибать все больше растений и животных, а люди даже не задумываются над этим.  Заповедники помогают не только сохранить исчезающие и редкие виды животных и растений, но и дают нам возможность изучать природу и наше влияние на нее. Представьте только, что на земле, которая уже больше века нещадно эксплуатируется из-за того, что в недрах её богатые месторождения угля, железной руды, золота, где «дымят» металлургические и химические предприятия, есть ещё нетронутые участки природы. Каждый должен знать о заповедных местах, чтобы не нарушать их микроклимат и сохранять их в первозданном виде для потомков. Мы, дети старшей группы, узнали, что на территории нашей республики  раскинулись заповедные места, заповедники, памятники природы – их у нас более 100. Это уникальные места  со своим климатом, рельефом. Нам захотелось узнать об этом подробнее и рассказать другим о заповедных местах Мордовии.  Мы призываем всех людей бережно относиться к природе. Богатства природы не вечны, и каждый человек обязан оберегать Природу – дом, в котором мы живем.

Актуальность.

    Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «экологизации» всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. Основная цель экологического образования – всестороннее развитие личности, ответственно относящейся к окружающей среде. В настоящее время остро встаёт вопрос уже не о добыче, разработки и использования богатств нашей планеты, а о сохранении. На протяжении долгого времени мы только «брали» всё от природы и не задумывались о том, что когда-то придёт время отдавать. Это время уже настало. Пора менять своё потребительское отношение к природе. Необходимо менять представление о неисчерпаемости природных ресурсов, преодолеть беспечное отношение и воспитывать нравственное, гуманное отношение к природе. Умение видеть её красоту и хрупкость, желание защитить и сохранить  нашу  природу.

Цель проекта: познакомить детей с заповедными местами Мордовии.

Задачи проекта.

 Обучающие:

  • Познакомить детей с заповедниками, охраняемыми видами растений и животных Мордовии.
  • Систематизировать и обобщить знания детей о природе родного края.
  • Закрепить понятие: заповедник, Красная книга.

 Развивающие.

  • Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
  • Расширять представления об охране природы.
  • Показывать на конкретных примерах заботу жителей о природе.
  • Формировать  действенное отношение к окружению, природе в городе.
  • Заинтересовать детей и родителей в изучении экологии родного края.
  • Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной       деятельности, развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного.

Воспитательные.

  • Воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных и птиц.
  • Воспитывать чуткое отношение к природе родного края, потребность любить и беречь ее.

Возраст: 6-7 лет.

Тип проекта. Информационно-творческий

Состав проектной группы: дети подготовительной группы, педагоги группы, родители.

Срок реализации проекта:  сентябрь 2024 г. – май 2025 г.

Формы организации.

Занятия.

Беседы.

Экологическая викторина, игры.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание альбомов о заповедниках Мордовии.

Экскурсии.

  Анкетирование.

Обеспечение материальной базы.

Иллюстрации.

Наглядные пособия.

Книги.

Этапы работы.

1.Подготовительный.

Изучение проблемы, разработка плана.

- сбор информации о природных зонах нашего края (педагоги, дети, родители) ;

- накопление и оформление материала – стихи, загадки, сказки, и др. (педагоги, дети, родители) ;

- консультации для родителей.

- оформление информационного стенда для родителей.

- консультации для педагогов «Ознакомление дошкольников с природой родного края»

-подбор методической литературы

-подбор дидактических игр, экологических плакатов, пособий и др.

Основной.

Сбор информации, оформление работ.

Совместная деятельность воспитателя и детей:

Познавательная деятельность:

-чтение и совместное обсуждение серии литературных рассказов о природе;

-использование устного народного творчества: загадок, пословиц и поговорок , народных примет и народного календаря;

-заучивание стихотворений о природе и родной земле;

-показ живописных мест ближайшего окружения, эмоциональное  общение с природой,

-показ презентации «Птицы наших лесов»

-коллекционирование открыток «Заповедные места Мордовии»;

-рассказы о местах отдыха, об экологии города и края;

-интегрированные занятия («Растения нашего края», «Животные нашего края».);

-выставка репродукций «Природа края глазами художников».

Игровая  деятельность:

-сюжетно-ролевые, развивающие, экологические  игры, игры-драматизации;

-образовательные ситуации, включающие общение и игры «Что было бы…», ситуации («Удивительное рядом», «Путешествие по живописным  местам», путешествие по экологической тропе, «Угадай по описанию» и др.),

-тематическая работа в уголке природы: -экологические праздники («Новоселье птиц», « В союзе с природой»

Работа с родителями.

Консультации

Участие в изготовлении кормушек для птиц

Участие в экскурсиях, развлечениях.

Сбор природного материала.

Домашние беседы с детьми на заданные темы.

Участие в конкурсах.

Заключительный.

Защита проекта.

Презентация «Заповедные  места Мордовии»

Ожидаемы результаты.

Осознание детьми и взрослыми значимости изучения природы родного края.

Формирование  стремления сохранять живописные места.

Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;

Полноправное участие родителей в комплексе мероприятий.

Сформируются знания о заповедных местах Республики Мордовия и цели их создания.

Пополнятся знания об исчезающих животных и растениях.

Будут собраны и оформлены наглядные пособия для детей и МДОУ:

«Правила поведения в природе»

 Книжка – малышка «Кто в домике живет» (Животный мир Мордовии)

«Цветы луга» - альбом.

Красная книга «Птицы Мордовии».

Альбом «Мордовский государственный заповедник

Им. П.Г. Смидовича», «Национальный природный парк «Смольный»

Выставка работ родителей и детей: «Заповедная Мордовия», «Сохраним Мордовские леса», «Чудесные подделки из природного материала».

План работы по  проекту.

Работа с детьми.

Занятие «Знай природу родного края».

Экологическая викторина «Знатоки природы».

Детская игровая деятельность. Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «На ферме».

Беседа «Заповедные места родного края», «Красная книга».

Экскурсия на участке. Исследовательская деятельность по правилам поведения в природе.

Рассматривание в книжном уголке книг, иллюстраций о животных, птицах, растениях, деревьях Мордовии.

Экологический КВН «В союзе с природой»

Познавательные беседы: «Мордовия - край лесов и полей», «Красота природы бесценна», «Как сохранить богатства края», «Заповедники-охраняемые памятники природы».

Работа с родителями.

Экскурсия родителей с детьми в зоопарк города.

Создание альбома «Я люблю животных».

Рисование совместно с родителями.

Анкетирование «Эколого-краеведческое воспитание дошкольника»

Консультации. «Проблема приобщения детей 6-7 лет к природе», «Безопасность на природе», «Открой для себя Мордовию», «Как вести себя в природе»

Пополнение развивающей среды

Собрать материал о государственном заповеднике им. П.Г. Смидовича и национальном парке «Смольный».

Оформить альбом «Животный мир заповедников Мордовии». (Иллюстрации с изображениями животных и растений).

Сделать книжки малышки: «Правила поведения в природе»

 «Кто в домике живет» (Животный мир Мордовии)

«Цветы луга»  - альбом,

Красная книга «Птицы Мордовии»

Альбом «Мордовский государственный заповедник

Им. П.Г. Смидовича», «Национальный природный парк «Смольный»

                           Методическое обеспечение.

1.Астрадамов В.И. «Красная книга Республики Мордовия», С,2005г

2.«Все о Мордовии». Энциклопедический справочник, С, 2005г

3.Голубчик М.М. «География моей республики», С, 1990г

4.Здравствуй Мордовия! : рассказы о родном крае для маленьких читателей / Мордов. гос. Ун-т им. Н. П. Огарева: [ авт. –сост. Н. М. Арсентьев, Т. С Баргова, К.И. Шапкарин]. – Саранск: тип. «Крас. Окт.», 2006.

5.Красная книга Республики Мордовия. /сост.Т.Б. Силаева. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003,2005г.

6.День обычный на дворе: Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки.  Для мл. шк. Возраста / Сост.: М. М. Мудрова, И. П. Пачколина, Н. М. Мирская; Худож. А. И.Алешина. – Саранск: Мордов. кН. изд-во, 1990

7..Мы – мордва!: рассказы о родном крае и мордов. народе для маленьких читателей – жителей Мордовии и ее гостей /       Николай Мокшин. – Сранск: Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007г

8.Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль прграммы дошкольного образования / под ред. О. В. Бурляевой,  Е. Н. Киркиной. – Саранск: Морд. КН. изд – во, 2011г

9. Природа мордовского края: рассказы для самых маленьких читателей../ Александр Ручин. – Саранск:  Фонд «Открытая Мордовия»; Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007г

10. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», Образовательная область «Чтение художественной литературы» / [сост. Е. Н. Киркина] . – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заповедные места Мордовии

Экологическая копилка...

Заповедные места Мордовии

Экологическая копилка...

Проект "Заповедная Мордовия"

Проект для детей старшего дошкольного возраста, для знакомства с заповедными местами родного края....

Краткосрочный проект «Заповедная природа Мордовии»

Цель: Дать детям понятия «заповедные места», «заповедник». Познакомить детей с природоохранными территориями, на примере заповедников Мордовии. Воспитывать в детях чувство любв...

«Заповедные места Мордовии»

2017 год в России Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2015г. №392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий» объявлен годом экологии....

Педагогический проект на тему: «Заповедные места Мордовии»

Основная идея проекта - организация разных видов деятельности, направленных на формирование нравственного отношения к природе, высокого уровня экологической культуры подрастающего поколения в освоении...

Проект "Заповедные места Мордовии"

Проект для воспитанников старшей группы...