«Теория и практика дополнительного образования детей»
статья (подготовительная группа)

Иванова Эльвина Сагитовна

«Теория и практика дополнительного образования детей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_i_praktika_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

         «Теория и практика дополнительного образования детей» 

В последнее десятилетие XXI века система образования Российской Федерации претерпела серьезные изменения как в нормативно-правовом аспекте, так и в аспекте ее методологических обоснований. Особое внимание с позиции отмеченных аспектов в настоящее время уделяется дополнительному образованию детей дошкольного возраста

Основная      цель   дополнительного   образования ДОУ - создание условий для формирования и развития творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании.  

Основными задачами дополнительного образования ДОУ являются:

-                      создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, сохранения и укрепления их здоровья;

-          личностно-нравственное развитие воспитанников;

-                      обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;

-          формирование общей культуры воспитанников

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей, Развитие творческой активности каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом. 

Сегодня трудно найти родителей, которые не понимают значения дополнительного образования в общем развитии ребенка. Ребенок должен получить образование, быть развитым и успешным в будущей взрослой жизни. Поэтому родители уже в дошкольном возрасте, принимая во внимание способности и желание ребенка, выбирают направление дополнительного образования. Большинство родителей сегодня заинтересованы во всестороннем развитии своих малышей с первых лет жизни, поэтому дополнительные образовательные программы в детских садах всегда востребованы.

        Каждый ребенок неповторим и уникален. Это шкатулка, в которой лежат сокровища. Но шкатулка закрыта, и мы не можем увидеть, какие сокровища в ней спрятаны. Поэтому задача педагогов дополнительного образования – подобрать ключик к каждой шкатулке и достать сокровища, которые там спрятаны.

        Исходя из уникальности и неповторимости каждого ребенка, педагог должен опираться на те природные способности и возможности, которые заложены в ребенке. Оптимальное решение этой задачи предоставляет дошкольное образовательное учреждение, которое 12 часов в сутки ищет эти сокровища, видит ребенка в любом его проявлении: в игре,  режимных моментах,  образовательной деятельности.

Дополнительное образование может быть платным и бесплатным .Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, детский сад обычно выбирает следующие направления: художественно-эстетическое развитие (кружки и студии по изобразительной ,театрализованной деятельности, обучение танцам, хореография, игра на музыкальных инструментах); физическое воспитание и развитие (плавание ,гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание ); интеллектуальное развитие ( шахматы, разнообразные развивающие игры ,занимательная математика, физика для малышей ,экономика и т.д.);раннее развитие (сенсорное ,развитие логики , речи и др.); экологическое образование; экскурсионные и культурно-массовые мероприятия  

Кружок- это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством педагога.

Необходимо обратить внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении.

Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.

Во-вторых: Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;

- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка,  позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.


Деятельность любого кружка  регулируется нормативно-правовыми

документами:

1. Устав ДОУ

2. Образовательная программа ДОУ

3. Положением о кружке

4. Программа кружка

5. План работы кружка на год

6. Список детей

7. Расписание занятий

8. Результаты диагностики за время ведения кружка (протоколы анализа процесса и/или продукта деятельности)

9. Табель посещаемости занятий

Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, в детском саду востребованы следующие направления. Расскажем о некоторых из них:

Художественная направленность:

Рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит мыслить образами, расширяет воображение.В процессе изобразительной деятельности ребёнок знакомится с различными объектами и запоминает их величину, форму, цвет, то есть развивает зрительное восприятие.

Театрализованная направленность:

Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста проходит в кружках  театрализованной деятельности. Приобщение детей к театральному искусству посредством формирования у них актёрской культуры путём упражнений и тренингов, а также через их участие в создании инсценировок, миниатюр, спектаклей.

Познавательное развитие:

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. 

Сенсорное развитие:

Создать  оптимальные условия для сенсорного развития детей, через различные виды деятельности. Такие как рассматривание  окружающих предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.

Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.

Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.

Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.

Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.

 

     Конструирование:

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для обучающегося мир технического конструирования и начального технического моделирования.

Формируется  основа технического мышления и навыков начального технического моделирования, так же формируются  знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий и т.д.

Окружающий мир:

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие.

Физическое развитие:

Обучение старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений, способствующих достижению «запаса прочности» здоровья у детей, развитию их двигательных способностей, улучшению физической подготовленности, формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни,  содействию гармоничному физическому развитию. 

Программы дополнительного образования предполагают широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.

Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.


          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОРТФОЛИО По курсу "Теория и технологии экологического образования детей" СТУДЕНТ(КА)__________________Светлана Валентиновна Буянова (личная подпись) (инициалы, фамилия) РУКОВОДИТЕЛЬ

Содержание1. Контрольная работа …………………………………………………...32. Презентация парциальной программы по экологическому образованию дошкольников «Юный эколог» С.Николаевой……...233. Таблица «Подбор растений и жи...

Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательной программе «Воспитательный диалог» Телегина М.В.

Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательной программе «Воспитательный диалог» Телегина М.В....

Данные о результативности практики дополнительного образования

Материал содержит данные по результатам практики дополнительного образования по театрально-игровой деятельности.Чтобы просмотреть диагностику развития воспитанников, документ требуется скачать....

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"

Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Опыт применения технологии проектной деятельности в практике дополнительного образования дошкольников

Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками на сегодняшний день – это  инновационный и перспективный метод, который занимает достойное место в дополнительном образовании дошк...