«Теория и практика дополнительного образования детей»
статья (подготовительная группа)
«Теория и практика дополнительного образования детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_i_praktika_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey.docx | 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Теория и практика дополнительного образования детей»
В последнее десятилетие XXI века система образования Российской Федерации претерпела серьезные изменения как в нормативно-правовом аспекте, так и в аспекте ее методологических обоснований. Особое внимание с позиции отмеченных аспектов в настоящее время уделяется дополнительному образованию детей дошкольного возраста
Основная цель дополнительного образования ДОУ - создание условий для формирования и развития творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании.
Основными задачами дополнительного образования ДОУ являются:
- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, сохранения и укрепления их здоровья;
- личностно-нравственное развитие воспитанников;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;
- формирование общей культуры воспитанников
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей, Развитие творческой активности каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.
Сегодня трудно найти родителей, которые не понимают значения дополнительного образования в общем развитии ребенка. Ребенок должен получить образование, быть развитым и успешным в будущей взрослой жизни. Поэтому родители уже в дошкольном возрасте, принимая во внимание способности и желание ребенка, выбирают направление дополнительного образования. Большинство родителей сегодня заинтересованы во всестороннем развитии своих малышей с первых лет жизни, поэтому дополнительные образовательные программы в детских садах всегда востребованы.
Каждый ребенок неповторим и уникален. Это шкатулка, в которой лежат сокровища. Но шкатулка закрыта, и мы не можем увидеть, какие сокровища в ней спрятаны. Поэтому задача педагогов дополнительного образования – подобрать ключик к каждой шкатулке и достать сокровища, которые там спрятаны.
Исходя из уникальности и неповторимости каждого ребенка, педагог должен опираться на те природные способности и возможности, которые заложены в ребенке. Оптимальное решение этой задачи предоставляет дошкольное образовательное учреждение, которое 12 часов в сутки ищет эти сокровища, видит ребенка в любом его проявлении: в игре, режимных моментах, образовательной деятельности.
Дополнительное образование может быть платным и бесплатным .Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, детский сад обычно выбирает следующие направления: художественно-эстетическое развитие (кружки и студии по изобразительной ,театрализованной деятельности, обучение танцам, хореография, игра на музыкальных инструментах); физическое воспитание и развитие (плавание ,гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание ); интеллектуальное развитие ( шахматы, разнообразные развивающие игры ,занимательная математика, физика для малышей ,экономика и т.д.);раннее развитие (сенсорное ,развитие логики , речи и др.); экологическое образование; экскурсионные и культурно-массовые мероприятия
Кружок- это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством педагога.
Необходимо обратить внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении.
Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.
Во-вторых: Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.
Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми
документами:
1. Устав ДОУ
2. Образовательная программа ДОУ
3. Положением о кружке
4. Программа кружка
5. План работы кружка на год
6. Список детей
7. Расписание занятий
8. Результаты диагностики за время ведения кружка (протоколы анализа процесса и/или продукта деятельности)
9. Табель посещаемости занятий
Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, в детском саду востребованы следующие направления. Расскажем о некоторых из них:
Художественная направленность:
Рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит мыслить образами, расширяет воображение.В процессе изобразительной деятельности ребёнок знакомится с различными объектами и запоминает их величину, форму, цвет, то есть развивает зрительное восприятие.
Театрализованная направленность:
Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста проходит в кружках театрализованной деятельности. Приобщение детей к театральному искусству посредством формирования у них актёрской культуры путём упражнений и тренингов, а также через их участие в создании инсценировок, миниатюр, спектаклей.
Познавательное развитие:
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Сенсорное развитие:
Создать оптимальные условия для сенсорного развития детей, через различные виды деятельности. Такие как рассматривание окружающих предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
Конструирование:
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для обучающегося мир технического конструирования и начального технического моделирования.
Формируется основа технического мышления и навыков начального технического моделирования, так же формируются знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий и т.д.
Окружающий мир:
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие.
Физическое развитие:
Обучение старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений, способствующих достижению «запаса прочности» здоровья у детей, развитию их двигательных способностей, улучшению физической подготовленности, формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни, содействию гармоничному физическому развитию.
Программы дополнительного образования предполагают широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.
Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОРТФОЛИО По курсу "Теория и технологии экологического образования детей" СТУДЕНТ(КА)__________________Светлана Валентиновна Буянова (личная подпись) (инициалы, фамилия) РУКОВОДИТЕЛЬ
Содержание1. Контрольная работа …………………………………………………...32. Презентация парциальной программы по экологическому образованию дошкольников «Юный эколог» С.Николаевой……...233. Таблица «Подбор растений и жи...
Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательной программе «Воспитательный диалог» Телегина М.В.
Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательной программе «Воспитательный диалог» Телегина М.В....
Данные о результативности практики дополнительного образования
Материал содержит данные по результатам практики дополнительного образования по театрально-игровой деятельности.Чтобы просмотреть диагностику развития воспитанников, документ требуется скачать....
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"
Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...
Опыт применения технологии проектной деятельности в практике дополнительного образования дошкольников
Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками на сегодняшний день – это инновационный и перспективный метод, который занимает достойное место в дополнительном образовании дошк...
Муниципальный конкурс лучших практик дополнительного образования
Приказ, диплом...