План по самообразованию "Роль сказки в развитии речи детей 3-4 года"
методическая разработка (младшая группа)

Марченко Полина Дмитриевна

План по самообразованию «Роль сказки в развитии речи детей 3–4 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2ml_gr_2023g.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 «Дельфин»

План по самообразованию «Роль сказки в развитии речи детей 3–4 лет»

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Марченко Полина Дмитриевна – воспитатель

Тема: «Роль сказки в развитии речи детей 3–4 лет»

«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский).

Проблема

В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.

Актуальность

На сегодняшний день тема очень актуальна. Роль художественных произведений в жизни младших дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей младшего, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.

Сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают е особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в младшем дошкольном возрасте?

1. В младшем дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Цель: Выявить и изучить особенности воспитательной роли народной сказки.

Задачи:

• Повысить собственный уровень знаний путём (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования);

• Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

• Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Использование сказки в развитии речи детей 3-4 лет».

Образовательный процесс можно осуществлять:

• в ходе непосредственно образовательной деятельности;

• в ходе режимных моментов;

• в процессе совместной деятельности педагога с детьми;

• при организации самостоятельной детской деятельности.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

• анализ учебных планов, учебников и учебных программ;

• изучение и обобщение педагогического опыта;

• педагогическое наблюдение.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей второй младшей группы.

Перспективный план самообразования педагога

Сентябрь

Работа воспитателя:

Подбор и изучение методической литературы.

Подбор материала необходимых для работы с детьми.

Постановка целей и задач по данной теме.

Работа с детьми:

Чтение и пересказ сказки «Курочка Ряба»

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Работа с родителями:

Консультация «Сказка в жизни вашего ребенка»

Октябрь

Работа воспитателя:

Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы воспитания нравственных качеств дошкольников.

Работа с детьми:

Знакомство со сказками «Колобок», «Репка», «Теремок»;

Работа с родителями:

Наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям».

Ноябрь

Работа воспитателя:

Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Работа с детьми:

Прослушивание звукозаписей детских сказок.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Работа с родителями:

Конкурс среди детей и их родителей "Мой любимый сказочный герой"

Декабрь

Работа воспитателя:

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками и дисками.

Работа с детьми:

Чтение сказки "Теремок" и дидактическая игра "Найди знакомого героя сказки"

Работа с родителями:

Родительское собрание: «Сказка ложь – да в ней намек»

Привлечь родителей пополнить библиотеку новыми книгами, атрибутами театрализованных игр

Январь

Работа воспитателя:

Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка»

Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Работа с детьми:

Показ настольного театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба».

Работа с родителями:

Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей».

Февраль

Работа воспитателя:

Изготовление пальчикового театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба»

Работа с детьми:

Настольно - печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки) «Парные картинки».

Работа с родителями:

Приобщение родителей к изготовлению пальчикового театра

Март

Работа воспитателя:

Обустроить уголок ряженья

Изготовление настольно – печатных игр по мотивам сказок.

Работа с детьми:

Беседа «Какие сказки я знаю»

Работа с родителями:

Консультация для родителей: «Как выбрать полезную книгу"

Апрель

Работа воспитателя:

Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей».

Работа с детьми:

Рассматривание иллюстраций к сказкам,

Д/И «Назови меня»

Работа с родителями:

Индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных».

Май

Работа воспитателя:

Самоанализ плана по самообразованию.

Работа с детьми:

Обыгрывание сказки «Репка»

Работа с родителями:

Презентация: «Какая прелесть эти сказки»

Используемая литература:

1. Гасанова Л. Н., Гасанова Р. Х. «Речевое развитие детей дошкольного возраста» УФА, 2016 г.

2. О. А. Куревина. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста / - М. : Линка-ПРЕСС, 2003.

3. Хрестоматия для детей 3-4 лет.

4. Грабенко Т. М. «Зачем читать детям сказки». РЕЧЬ, 2006 г.

5. Иванова Э. И. : «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

6. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь, 2006 г.

8. Куликовская Т. А. «Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012 г.

9. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Харьков «ФОЛИО» 1997 г. Добро пожаловать в группу «Я — воспитатель»: Интернет-магазин для педагогов и родителей:

10. Шиян О. А. «Развитие творческого мышления. Работа по сказкам» М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2013 г.

11. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г. 12. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, #8470;#1089;. 80-83.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей.Развитие речи детей 4-5 года жизни

Особенности речи детей  данного возраста, некоторые практические рекомендации....

«Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»

Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом.Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. Мыслительная операц...

3. Проект "Волшебница сказка" ("Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста")

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18795319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18795333","...

План по самообразованию на тему: "Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по теме :" Роль сказки в развитии речи младшего дошкольного возраста"...

План по самообразованию «Роль сказки в развитии речи детей 3–4 лет»

Цель: Выявить и изучить особенности воспитательной роли народной сказки....

Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.   Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.)   Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...