Педагогический проект «Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки» («Волшебная музыка сказок»)
проект (подготовительная группа)

Щербачева Елена Юрьевна

  Человека характеризует его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Жанр литературной сказки является наиболее лёгким для восприятия детьми дошкольного возраста. Между музыкальной и речевой интонациями сказок есть много общего. Музыкальная сказка обладает мощным ресурсом для осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка, даёт возможность выразить свои впечатления в различных видах творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazka_v_muzyke.docx123.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 6 «Дюймовочка»

г. Людиново, Калужская область

Педагогический проект

«Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки»

(«Волшебная музыка сказок»)

Kulturas_projekti

                          Разработчик: 

Щербачева Елена Юрьевна

музыкальный руководитель

                                                               

                                             

                                                             СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение

3 стр.

II. Основная часть

8 стр.

2.1. Этапы реализации педагогического проекта

9 стр.

2.2. План реализации организационного этапа проекта

9 стр.

2.3. План реализации практического этапа проекта учебный год

10 стр.

2.4. План реализации заключительного этапа проекта

14 стр.

2.5.  Описание работы над проектом

14 стр.

III. Заключение

19 стр.

IV. Список литературы

20 стр.

I. Введение

Автор проекта – Щербачева Елена Юрьевна, музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад № 6 «Дюймовочка», город Людиново, Калужская область.

Целевая аудитория – педагоги, дети (подготовительной к школе группы), родители.

Направление работы – системно-ориентированное (работа с педагогами, детьми, родителями как участниками образовательного процесса):

  • вовлечение педагогов в активную профессионально-творческую деятельность;
  • активное участие воспитанников, педагогов, родителей в музыкально - методических мероприятиях.

  Сроки реализации - проект рассчитан на год (01 июля 2020г.– 15 июля 2021г).

  Форма реализации проекта - реализация проекта, направленного на формирование основ музыкальной культуры через мир музыкальной сказки, будет проходить в образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей. В ходе проекта планируются консультации для педагогов и родителей, проведение образовательных мероприятий, досугов, театрализованной деятельности с детьми.

  Конечный продукт

Методическая копилка «Волшебная музыка сказок» педагогических мероприятий,  

  Обоснование проекта

       В последние годы произошли существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно-правовые документы федерального уровня, в первую очередь Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» вносят значительные коррективы в образовательную деятельность дошкольных организаций.

     Согласно социально-культурному и художественно - эстетическому направлениям ФГОС ДО стали актуальными вопросы развития творчески активной, гармоничной личности, ее духовного потенциала, способность проявления разностороннего интереса. Поэтому в жизнь дошкольников и в педагогический процесс ДОУ включаются разнообразные виды художественно - творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

     Человека характеризует его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Жанр литературной сказки является наиболее лёгким для восприятия детьми дошкольного возраста. Между музыкальной и речевой интонациями сказок есть много общего. Музыкальная сказка обладает мощным ресурсом для осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка, даёт возможность выразить свои впечатления в различных видах творчества.  Она развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает детей сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций.  Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности и наша задача – разбудить в ребенке творческую жилку, погрузив его в мир музыкальной сказки.

   В связи с этим, возникла необходимость реализации данного проекта.

   Тему проекта целесообразно рассматривать в трех аспектах:

«Педагог – администрация» – создание для реализации проекта условий, методического обеспечения, материально-технической поддержки, которые помогут успешно воплотить проект в жизнь.

«Педагог – ребенок» – создание условий для применения имеющихся у педагога знаний, умений, навыков, необходимых для реализации проекта; сотворчество в разработке сценариев образовательной и совместной деятельности для реализации проекта.

«Педагог – родители» – методическая помощь в выстраивании взаимодействия с родителями, культуры отношений между партнерами образовательного процесса: родители - педагог - ребенок по вопросам реализации проекта.

     Анализируя данный вопрос, был выявлен ряд противоречий: 

  • между потребностями детей в доброй и волшебной музыкальной сказке и содержанием современной детской музыкальной индустрии;
  • между требованиями к уровню музыкально-эстетического воспитания дошкольников и программно-методическими средствами, обеспечивающими заданный уровень подготовки;
  • между необходимостью активно использовать современные методики и технологии в процессе музыкально - эстетического воспитания детей в ДОУ и уровнем готовности дошкольников к данному виду деятельности.

    Таким образом, выявленные противоречия определили проблему:

отсутствие целенаправленной работы по формированию основ музыкальной культуры дошкольников через знакомство с миром музыкальной сказки.

Причины возникшей проблемы таковы: 

Причины возникшей проблемы

Задачи проекта

Воспитатели не осознают значимости работы по формированию музыкальной культуры дошкольников в свете требований ФГОС ДО

Оказывать действенную помощь в приобретении педагогами практических умений и навыков в данном направлении.

Наличие теоретических знаний не соответствует практическим умениям

Разработать план мероприятий с показом работы с детьми по данному направлению

Неумение выстраивать взаимодействие с родителями по вопросам приобщения детей к миру музыки

Применять эффективные формы методической работы по выстраиванию отношений с родителями по музыкальному воспитанию

Нет базы для внедрения педагогического проекта «Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки»

Собрать материалы по реализации проекта в образовательном процессе.

Цель проекта: разработка комплекса педагогических мероприятий, позволяющих педагогу проводить работу по реализации проекта «Волшебная музыка сказок».

Гипотеза: включение музыкальных проектов в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры восприятия классической музыки.

Планируемый результат

    Для педагогов:

  • будет разработан и реализован план методической работы, позволяющий педагогу успешно реализовать проект «Волшебная музыка сказок»;
  • будут разработаны сценарии мероприятий по реализации проекта;
  • в образовательной организации будут применяться эффективные формы и методы работы с педагогами, которые содействуют их дальнейшему профессиональному становлению по реализации проекта;
  • у педагогов сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний по взаимодействию с музыкальным руководителем в реализации музыкальных проектов.

Для детей:

  • появление интереса к музыкальной культуре;
  •  активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности;
  • проявление творческого самовыражения в реализации проект.

Для родителей:

  • повышение музыкальной культуры;
  • мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;
  • повышение статуса семейного воспитания.

Риски проекта

     Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих факторов риска:

  • недостаток опыта взаимодействия педагогов и музыкального руководителя по реализации музыкальных проектов;
  • сопротивление со стороны участников образовательного процесса.

Меры по их преодолению

  • Повышение компетентности педагогов по реализации совместных проектов
  • Формирование позитивного мнения через индивидуальную работу музыкального руководителя с педагогами
  • Возможное расширение временных рамок реализации проекта.

Перспективы дальнейшего развития проекта

  • В условиях сетевого взаимодействия представить опыт работы по реализации данного проекта.
  • Продолжать работу по расширению знаний педагогов, привлечению их к участию в реализации музыкальных проектов.
  • Пролонгацией опыта работы может стать создание Клуба музыкальных руководителей на уровне города, что позволит организовать общение музыкальных руководителей друг с другом, обеспечит обмен имеющимся опытом, организацию и проведение совместных мероприятий.

Теоретическая значимость проекта

    Заключается в разработке педагогических мероприятий по формированию основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки, которые предусматривают поэтапную системную организацию образовательного процесса.

Практическая значимость проекта

      Результаты исследования (материалы диагностики, методические разработки и сценарии мероприятий, методические рекомендации) могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений в процессе организации музыкально-эстетического развития детей

Модель реализации проекта в образовательном процессе ДОУ

https://docs.google.com/drawings/image?id=sZ2FQ-XtkJJSlMhD7PpR6Uw&rev=1&h=876&w=680&ac=1 

II. Основная часть

  2.1. Этапы реализации педагогического проекта «Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки»

Содержание деятельности

Сроки

I. Организационный этап (01 июля 2020г – 31 августа 2020г.)

Изучение передового опыта по реализации проектов данной направленности

01.07.20 – 31.08.20

Оценка наличия ресурсов, необходимых для реализации проекта

01.07.20 – 31.08.20

Анкетирование родителей «Какую музыку мы слушаем дома?»

01.07.20 – 31.08.20

Создание музыкально – предметной среды

01.07.20 – 31.08.20

Проведение мониторинга уровня знаний детей по теме проекта

02.09.20

Разработка модели реализации Проекта.

03.09.20 – 11.09.20.

                             II. Практический этап (14 сентября 2020г. – 31 мая 2021г)

Апробация модели взаимодействия музыкального руководителя, педагогов, родителей по реализации Проекта

14.09.20 – 31.05.21

Проведение мероприятий по совершенствованию профессиональной компетентности участников Проекта (консультации, семинары, мастер-классы)

14.09.20 – 31.05.21

Формирование банка творческих разработок по реализации Проекта: электронная копилка методических материалов.

В течение проекта

               III. Заключительный этап (01 июня 2021г. – 15 июля 2021г.)

Обобщение и анализ итогов реализации Проекта.

01.06.21 – 15.06.21

Мониторинг реализации Проекта

16.06.21 – 22.06.21

Оформление методических разработок по реализации Проекта

23.06.21 – 15.07.21

2.2. План организационного этапа проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Изучение передового опыта по реализации музыкальных проектов при взаимодействии всех участников реализуемого проекта

01.07.20 – 15.08.20

Муз. руководитель

2.

Анкетирование педагогов по определению уровня профессионализма в использовании музыкальных сказок в режимных моментах

18.08.20

Муз. руководитель

3.

Проведение анкетирования родителей «Какую музыку мы слушаем дома?»

20.08.20

Муз. руководитель

воспитатели группы

4.

Проведение мониторинга уровня знаний детей. Анализ итогов диагностического обследования.

02.09.20

Муз. руководитель

5.

Создание музыкально – предметной среды для стимуляции творческого потенциала детей через художественную литературу, музыку, театр.

15.07.20 – 31.08.20

Муз. руководитель, воспитатели группы

6.

Подбор музыкального репертуара для слушания в ходе реализации проекта.

20.07.20 – 31.08.20

Муз. руководитель

7.

Разработка и утверждение плана реализации проекта

03.09.20 – 11.09.20

Муз. руководитель, старший воспитатель

2.3. План реализации практического этапа проекта

Мероприятия

Содержание

Сроки

Ответственные

Работа с педагогами

1.

Консультация: «Классическая сказочная музыка и режимные моменты в детском саду»

Рекомендации педагогам по использованию классической музыки в режимных моментах.

15.09.20

Муз. руководитель

2.

Мастер-класс «Как озвучить сказку с детьми».

Показ на практике приемов работы над прослушиванием и озвучиванием стихов и сказок.

12.11.20

Муз. руководитель

3.

Семинар «Сказка в музыке как средство развития творческого потенциала старших дошкольников»

Знакомство с музыкальными сказками, как средством развития творческого потенциала старших дошкольников

21.01.21

Муз. руководитель

4.

Консультация «Музыкальная сказка в театрализованной деятельности»

Рекомендации педагогам по использованию музыкальных сказок в театрализованной деятельности с детьми

18.03.21

Муз. руководитель

5.

Семинар-практикум «Кукольный театр – сказка в сказке»

Знакомство с музыкальными сказками для кукольного театра, показ на практике приемов кукловождения.

19.05.21

Муз. руководитель

Работа с детьми

1.

Мониторинг по определению уровня сформированности музыкальных умений и навыков старших дошкольников

Определение степени сформированности у детей умения анализировать прослушанное музыкальное произведение.

02.09.20

Муз. руководитель

2.

НОД по тематике проекта:

- «Картинки с выставки» Мусоргского» («Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»);

Воспитание культуры слушания музыки, формирование у детей желания слушать классическую музыку

15.09.20

Муз. руководитель воспитатели группы

3.

НОД по тематике проекта:

- «Сказочная музыка в творчестве Римского-Корсакова» («Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»)

Знакомство со сказочными образами музыкального произведения Н.А. Римского-Корсакова по одноименной сказке А. С. Пушкина

13.10.20

Муз. руководитель,

4.

НОД по тематике проекта «Где спряталась сказка?» («Детский альбом» П.Чайковского)

Знакомство с произведениями «Детского альбома» П.И.Чайковского на сказочную тематику

17.11.20

Муз. руководитель

5.

НОД по тематике проекта «В гости к дедушке» (сюита С. Прокофьева «Петя и волк»)

Приобщение детей к жанру музыкальной сказки, обогащение музыкально-слуховых впечатлений

15.12.20

Муз. руководитель

6.

НОД по тематике проекта «Сказку встретим мы везде» (Э.Григ «Шествие гномов», «Утро», «В пещере горного короля»)

Приобщение детей к шедеврам музыкальной культуры, обогащения слухового опыта детей

21.01.21

Муз. руководитель

7.

НОД по тематике проекта: «Сказка в музыке Чайковского» («Щелкунчик»)

Приобщение детей к музыкальному искусству, содействие становлению культуры личности детей, развитию их музыкальных способностей

16.02.21

Муз. руководитель

8.

НОД по тематике проекта «Волшебное королевство сластей» (балет «Щелкунчик» П.Чайковского)

Способствование развитию музыкального слуха, творческой фантазии, воображению

18.03.21

Муз. руководитель

9.

НОД по тематике проекта «Весенняя сказка» (опера «Снегурочка» Н.А Римского-Корсакова)

Знакомство с жанром оперы, расширение музыкального кругозора детей

15.04.21

Муз. руководитель

10.

НОД по тематике проекта:

- «Путешествие в Африку» (Сен – Санс «Карнавал животных»)

Обогащение музыкально-слуховых впечатлений и представлений

18.05.21

Муз. руководитель

6.

Просмотр мультфильмов:

«Сказка о царе Салтане»;

«Петя и волк»;

«Щелкунчик».

Обобщение знания детей о сказках, закрепление умения характеризовать сказочных героев и их поступки.

16.09.20

09.12.20

17.02.21

Воспитатели группы

7.

Музыкальный досуг «Приключения в музыкальной стране»

Поддержание и углубление интереса детей к музыке, к различным видам музыкальной деятельности

25.11.20

Муз. руководитель, воспитатели группы

8.

Театрализованная деятельность:

- постановка «Доверчивый ежик» с использованием классической музыки

-постановка «Петя и волк» С. Прокофьев

Раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников.

21.10.20

12.03.21

Муз. руководитель, воспитатели группы

9.

Слушание музыки:

- Отрывки из оперы «Снегурочка» Н. Римского - Корсакова

- Отрывки из балета «Щелкунчик» П. Чайковского

Расширение музыкального кругозора детей посредством знакомства с шедевром классической музыки

октябрь  2020

февраль 2021

Муз. руководитель

10.

Беседы:

- Э. Григ «В пещере горного короля»

- П. Чайковский «Вальс цветов»

Побуждать детей высказывать свои впечатления от прослушанной музыки

январь 2021

март 2021

Муз. руководитель

11.

Вернисаж детских рисунков «Сказка в музыке»

развивать творческие способности дошкольников, при изображении сюжета по прослушанному отрывку из музыкального произведения

В течение проекта

Муз. руководитель, воспитатели группы

12.

Игры-драматизации, игры с пением:

«Мышки» автор Е. Железнова, «Теремок» рус. нар. п.,

«Ёжик» муз. А. Аверина

Побуждать детей к поиску движений, передающих содержание воображаемой ситуации

В течение проекта

Муз. руководитель, воспитатели группы

13.

Музыкально-пластические игры импровизации:

«Бабочки и мотыльки» на муз. Р. Паулса,

 «Осенние листья» на муз. А. Джойса,

 «Весёлый музыкант» на муз. А. Филиппенко,

Совершенствование умения согласовывать движения     с     музыкой

различного характера, образного содержания.

В течение проекта

Муз. руководитель

14.

Творческие игры:

«Сказка, зазвучи!»,

 «Старичок - лесовичок»

Формирование творческого воображения дошкольников в разнообразных видах театрализованной деятельности

31.01.21

22.04.21

Муз. руководитель, воспитатели группы

15.

Музыкально – дидактические игры:

«Три медведя»:

«Подбери инструменты»;

«Угадай сказку»

Уточнение знаний детей по теме проекта в самостоятельной деятельности

В течение  проекта

Воспитатели группы

16.

Итоговое мероприятие:

НОД Викторина «Волшебная музыка сказок»

Систематизация знаний дошкольников по теме проекта

22.05.21

Муз. руководитель

Работа с родителями

1.

Анкетирование родителей: «Какую музыку мы слушаем дома?».

изучение мнения родителей о целесообразности знакомства детей с миром классической музыкальной сказки

20.08.20

Муз. руководитель, воспитатели группы

2.

Консультация «Музыкальные сказки дома»

Донести до родителей, что музыкальное воспитание в семье является важным компонентом развития личности ребенка.

25.09.20

Муз. руководитель

3.

Информационный стенд «Музыка и сказка»

Информирование родителей об эффективных приемах знакомства с музыкальными сказками в семье.

ноябрь 2020г.

Муз. руководитель

4.

 Мастер-класс: «Давай сыграем сказку!»

Познакомить родителей с многообразием приемов совместного творчества при озвучивании сказок в домашних условиях

29.01.21

Муз. руководитель

5.

Папка-передвижка «В мир музыки чрез сказку»

Рекомендации родителям по использованию музыки

в совместной деятельности с детьми

февраль 2021г.

Муз. руководитель

6.

Родительской собрание в форме квест-игры «Там на сказочных дорожках»

 

Привлечение родителей в образовательное пространство детского сада, приобщение их к миру музыкальной сказки.

23.04.21

Муз. руководитель

7.

Памятка «Все сказки в гости к вам»

Создание фонотеки музыкальных аудиосказок для использования в домашних условиях.

май 2021г.

Муз. руководитель

2.4. План реализации заключительного этапа проекта

Мероприятия

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Анкетирование педагогов

Определение перспектив на следующий учебный год

01.06.21

Руководитель проекта

2.

Мониторинг реализации проекта

Анализ результативности по проекту

16.06.21 – 22.06.21

Руководитель проекта

3.

Анализ методической работы по проекту

Составление отчета о проделанной работе и её результативности

16.06.21 – 22.06.21

Руководитель проекта

Сбор и оформление материалов по реализации проекта

Представление опыта

23.06.21 – 15.07.21

Руководитель проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ...

Презентация практических достижений профессиональной деятельности «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».

Вашему вниманию представляю вам свою методическую разработку : «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».  Как сказал Антон Семёно...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИМузыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественног...

Статья на тему "Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников"

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников...

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культу...

педагогический проект "Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие классической музыки".

Цель  проекта: создание условий для формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие классической музыки.Задачи:1. Формировать у детей представления о многообразии музыкальн...