ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие) на тему
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_mokshina_vernaya_versiya.docx | 30.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сообщение музыкального руководителя Мокшиной Г.В. на тему:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ
Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.
Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка, в формировании его личности, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности.
Развитие творческих способностей ребенка происходит через восприятие (слушание) музыки, умение анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Доктор педагогических наук О.П. Радынова подчеркивает, что «развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность».
Прекрасным средством приобщения дошкольников к классической музыке, развития эмоциональной сферы, формирования основ музыкальной культуры является мир музыкальной сказки.
Сказка, являясь важным средством развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка, по словам Сухомлинского, «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра».
В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий.
Аудио сказки влияют на эмоциональное развитие ребенка: яркая образная форма заставляет ребенка сопереживать, волноваться и радоваться. Для прослушивания предлагаю наиболее яркие в музыкальном отношении и по драматургии фрагменты.
Для работы со старшими дошкольниками по теме «Сказка в музыке» я использую интегрированные тематические занятия, включающие в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, стихов, игры по сюжетам русских народных сказок; просмотр иллюстраций, репродукций), соответствующих сюжету, чтобы помочь детям лучше представить саму сцену и понять музыку. Зрительная наглядность, без сомнения, усиливает впечатления от музыки.
Со старшими дошкольниками продолжаем слушать и разыгрывать музыкальные сказки, используя лучшие образцы классической музыки. Например, музыкальное развлечение по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик» под музыку П.И.Чайковского, где дети исполняли танцевальные импровизации, затем выразили свои впечатления в рисунках. На неделе театра были показаны спектакли детям: «Теремок» музыка Т.Попатенко и «Рукавичка».
Музыкальные сказки с использованием небольших инструментальных пьес или отрывков из крупных музыкальных произведений являются переходной ступенькой к пониманию таких сложных жанров как опера и балет. Знакомлю детей с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила», балетами П.И. Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица», С.С. Прокофьева «Золушка».
На музыкальных занятиях по ознакомлению детей с оперой или балетом, читая замечательные сказки и рассматривая иллюстрации к ним, а также картины известных художников, всегда стараются сохранить приоритет музыки. Все средства, используемые на занятиях, должны помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание.
При организации театральной деятельности необходимо использовать следующие принципы:
- учет режимных моментов;
- соответствие постановки возрасту воспитанников;
- адекватность постановочных задач условиям ДОУ;
- доступность драматургического постановочного материала детям дошкольного возраста;
- последовательность от простого к сложному;
- организация театрального пространства для репетиций (сцена – зрительный зал);
- непрерывность организационно-репетиционного педагогического процесса;
- этюдно-игровая организация репетиций.
Для лучшего усваивания сказки нужно использовать несколько этапов:
На первом этапе я выразительно читаю сказку детям, исполняя по ходу действия имеющиеся песни и музыку. После прослушивания дети делятся своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом. По прошествии некоторого времени, слушание повторяется. Таким образом, дети слушают сказку 2—3 раза, постепенно усваивая и запоминая ее.
На втором этапе дети активно включаются в исполнение сказки. Освоение и запоминание текста и музыки может идти двумя путями:
- сказку можно разучивать со всей группой или подгруппами.
- песни, которые встречаются в сказке, можно также выучить со всеми детьми, а затем для исполнения выделить тех, кому это лучше удается. Разучивание сказки на данном этапе следует проводить сидя на стульях.
На третьем этапе дети усваивают текст сказки и мелодии песен и начинают исполнять их в игре. Я даю только некоторые режиссерские указания, например:
- откуда выходить действующим лицам;
- в каком направлении двигаться;
- где им находиться и т. д.
При разучивании сказки в игре не следует навязывать детям зафиксированных движений, позы, не надо давать готового образца. Желательно поощрять самостоятельное выявление детьми образа, их творческие находки (если дети затрудняются изобразить тот или иной персонаж, можно напомнить его характерные особенности).
На четвертом этапе в игру можно внести необходимые атрибуты, реквизит.
На пятом этапе участники игры надевают полные костюмы или их элементы. Костюмы помогают детям углубить образ, делают его более ярким, эмоциональным.
Чтение текста сказки можно поручить воспитателю или кому-нибудь из детей, кто обладает хорошей памятью и может четко и выразительно прочесть текст. Когда сказка усвоена, участники показывают ее всем детям своей и других групп. Если сказка не включена в праздник, она дается как самостоятельное представление.
Можно организовать приход на этот спектакль как посещение театра. Дети берут в кассе билеты, контролеры проверяют билеты, указывают места, куда сесть, и после третьего звонка начинается исполнение сказки. Желательно для углубления и закрепления впечатлений посмотреть спустя некоторое время эту сказку еще раз с теми же или (еще лучше) с другими исполнителями.
Путь введения детей в атмосферу сказки – мюзикла «Белоснежка и Леший» состоял из семи шагов:
Шаг 1. Выбор произведения.
Шаг 2. Знакомство с музыкальным оформлением спектакля.
Шаг 3. Работа над персонажами.
Шаг 4. Создание сценического пространства.
Шаг 5. Формирование актерского состава (распределение ролей)
Шаг 6. Выступление.
Шаг 7. Повторные показы.
Шаг 1. Выбор произведения.
При выборе сказки, мы учитывали заинтересованность детей, которая стала мотивацией в постановке этого мюзикла. Мюзикл написан авторами для детей 6-10 лет, что соответствует возможностям и особенностям детей подготовительной к школе группы. Выбранное произведение отвечает развивающим задачам, удовлетворяет детский творческий порыв и желание, приносит детям радость общения и раскрывает их индивидуальность.
Шаг 2. Знакомство с музыкальным оформлением спектакля.
Знакомство с музыкой происходило во время чтения текста сказки. Музыкальные фрагменты звучали как фон, иллюстрировали описание какого-либо персонажа или действия. Индивидуальные песни разучивались при работе над образом, танцующие персонажи знакомились с музыкой при разучивании танца, хоровые или ансамблевые пения при работе над эпизодами. Знакомство с музыкой и прочтение текста сказки часто происходило одновременно. Художественное слово и музыка дополняют друг друга, усиливают впечатления от услышанного.
Шаг 3. Работа над персонажами.
Начинав работу над персонажами, мы опирались на воображение детей и на личный опыт каждого ребенка. Детям было предложено рассказать и показать, как они представляют себе свой персонаж.
Хорошо представив и поняв своего персонажа, ребёнок озвучивал его, знакомился с текстом персонажа и в процессе разучивания и запоминания у него формировалось четкое, выразительное произношение.
Взаимодействие ребенка с партнерами и участие в спектакле становилось все более увлекательным. Хорошо зная и представляя своего героя, умея понятно и выразительно говорить его словами, дети с легкостью справлялись с мимическим решением образа.
Шаг 4. Создание сценического пространства.
Для создания сценического пространства важно было уметь в нем ориентироваться, определять границы для конкретного действия, разделять пространство на сектора, линии, основное место действия, знать стороны (лево, право, назад, вперед, по диагонали), определять середину, края.
Для развития ориентировки в пространстве дети играли в игры: “Запомни свое место”, “Запомни свое дерево”, “Иголочка и ниточка” и др.
Научившись видеть и понимать пространство, дети быстро находили место себе, партнерам и предметам, с которыми взаимодействовали.
Шаг 5. Формирование актерского состава (распределение ролей)
Детям предоставлялась возможность высказать свое желание и попробовать себя в той или иной роли. По мере исполнения ребенок сам оценивал себя (свои возможности, степень выразительности, умение взаимодействовать с партнерами). Ребенку давалась возможность почувствовать насколько ему комфортно в этой роли. Для него была важна оценка товарищей. Коллектив детей высказывал свои пожелания, определял свои симпатии. Совместный выбор детей определил исполнителя.
Ребенку давалась возможность попробовать себя в образе одного или нескольких персонажей, что развивало уверенность в себе, коммуникативность в отношении со сверстниками. Был выбран второй состав исполнителей, чтобы каждый мог раскрыть свой творческий потенциал.
Шаг 6. Выступление.
Выступление - самый волнующий и ответственный этап в проделанной работе. Премьера мюзикла состоялась для родителей на новогоднем празднике. Дети получили реальную возможность заявить о себе и поверить в себя. У них сформировалось чувство ответственности за общее дело. Дети ощущали радость общения со сверстниками и взрослыми. Взрослым отводилась роль помощников и ценителей. Родители создавали костюмы, оказывали организационную помощь.
Шаг 7. Повторные показы.
Повторный показ мюзикла проходил для детской аудитории средних и старшей групп. Дети с большим интересом и вниманием смотрели такую форму музыкальной сказки как мюзикл, который они видели в стенах детского сада впервые. Исполнители показывали сказку уже “по новому” - с дополнениями, изменениями, тем более, что основной состав исполнителей был значительно изменен.
Исходя из опыта моей работы, я могу утверждать, что музыкальная сказка способствует социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию детей, повышает их эмоциональную отзывчивость.
Ребёнок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству. Понимает основную идею, сопереживает героям, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам, поет, танцует. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Подводя итоги можно сказать, что формирование основ музыкальной культуры у ребенка дошкольного возраста происходит в процессе его музыкального развития, а музыкальная сказка (в нашем случае мюзикл), является средством развития его фантазии, способствует пробуждению сопереживания, соучастия, сотворчества.
Литература:
- О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста»;
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981;
- Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;
- Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. – М.; «Владос», 2000г.
- Коренева Т.Ф. «В мире музыкальной драматургии». М. «Владос».
- Метлов Н.А. Музыка – детям – М.: Просвещение, 1985;
- Методика музыкального воспитания в детском саду/под. ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;
- Макеева И.П., Чуракова М.Д., Хорева Л.А. Воспитание сказкой. Программа занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Психолого-медико-социальный центр «Феникс» // Сборник практических материалов.- М.: «Планета 2000».
- Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». М. «Владос».1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация практических достижений профессиональной деятельности «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».
Вашему вниманию представляю вам свою методическую разработку : «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ». Как сказал Антон Семёно...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИМузыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественног...
Статья на тему "Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников"
Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников...
Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки
Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культу...
Консультация для воспитателей "Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки"
Данный материал полезен для музыкальных руководителей и воспитателей....
Формирование основ математической культуры дошкольников через игру
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, час...
Педагогический проект «Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки» («Волшебная музыка сказок»)
Человека характеризует его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры – актуальнейшая задача...