Методическая разработка
материал (старшая группа)

Панфилова Марина Юрьевна

Методическая разваботка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka1.docx37.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Система работы в ДОУ по реализации части Основной образовательной программы МБДОУ №97, формируемой участниками образовательных отношений по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом»

автор: Панфилова Марина Юрьевна

 воспитатель Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение -“Детский сад комбинированного вида № 97 “Рябинка”

Методическая разработка «Система работы в ДОУ по реализации части Основной образовательной программы МБДОУ № 97, формируемой участниками образовательных отношений по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом»

Методическая разработка

Тема:

«Система работы в ДОУ по реализации части Основной образовательной программы МБДОУ № 97, формируемой участниками образовательных отношений по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом»

Панфилова Марина Юрьевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – Детский сад комбинированного вида № 97 «Рябинка» г.Иркутск

 

  • Пояснительная записка
  • Актуальность

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины  (гл.1. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»).  В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. В наше время современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Педагогическая диагностика детей МБДОУ № 97 старшего дошкольного возраста показала, что у большинства недостаточно сформированы знания о родном городе. Так, в процессе беседы и выполнения задания дошкольники сомневались в ответах, затруднялись назвать известных жителей города, достопримечательности, названия улиц.

По результатам анализа анкетирования родителей выяснили, что 70 % семей не уделяют внимание данной теме, считая ее не столь важной, родители не имеют достаточно знаний о своем городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Часть Основной образовательной программы МБДОУ 97, формируемая участниками образовательных отношений представлена в форме перспективно-тематического плана по нравственно-патриотическому воспитанию. Весь практический материал (перспективно-тематический план, конспекты занятий, фотоальбомы, реализация проектов и т.п.) разработан педагогами на основе парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авт. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва),

 

  • Цели и задачи реализации парциальной программы

 

Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом.

Задачи:

  • Расширять представления детей о родном городе: его историческом, культурном, географическом, природно-экологическом своеобразии.
  • Развивать познавательный интерес к культурным и природным ценностям родного города, желание беречь и сохранять их.
  • Дать представление о роли родного города и региона в экономическом развитии страны; о профессиях, связанных со спецификой города Бердска, о профессиях родителей и месте их работы. Воспитывать уважение к труду.
  • Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к историческому и культурному наследию города Бердска.
  • Формировать толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям и другим людям.

 

  • Принципы  и подходы к реализации парциальной программы

 

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом учитывались следующие принципы:

Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура;

Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;

Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Принцип интегративности – реализуется в сотрудничестве с семьёй социальными партнерами. Содержание краеведческого материала определяется с учётом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Бердска.

Работа построена на основе следующих методологических подходов:

  1. Системный подход – рассматривает систему знаний, которая включает в себя две подсистемы, находящиеся в противоречивых отношениях (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, идет непрерывный процесс развития неопределенных знаний в знания определенные, ясные и точные, чему уделяется основное внимание на занятиях. С другой – постоянно идет и противоположный процесс превращения ясных и точных знаний в знания неопределенные, неясные, которые проявляются в форме догадок, предположений и вопросов. Эта неопределенность представляется как своеобразная проблемность, служащая мощным стимулом познавательной активности ребенка в процессе усвоения общественного опыта.
  2. Диалектический подход – обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, измерении и развитии в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н.Поддьяков, Н.Е.Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.
  3. Культурологический подход – подчеркивается ценность пути развития своего родного края. Это находит отражение как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми (Л.С.Выготский, В.И.Логинова).

 

  • Планируемые  результаты

В работе с детьми:

  • У детей сформирован познавательный интерес к родной стране, городу, семье.
  • Дети понимают, что такое малая Родина, родной край.
  • Дети знают флаг, герб, социально-значимые объекты, достопримечательности города, названия улиц и т.д.
  • Имеют представление о природных богатствах Новосибирской области; о историко-географическом расположении города Бердска.
  • Имеют представление о профессиях, связанных со спецификой города Бердска, в частности о профессиях родителей и месте их работы.
  • Дети умеют переносить образы, представления и чувства, пережитые ребёнком, в продукты художественного детского творчества;
  • Дети умеют составлять связный рассказ о городе Бердске, давать эмоционально-ценностную оценку событиям, происходящим в родном городе.

В системе работы МБДОУ № 97:

  • Освоение педагогами  современных образовательных технологий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
  • Вовлечение в работу по нравственно-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности (дети, педагоги, родители, социальные партнеры).
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ № 97 по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Оценка эффективности работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, разработанной педагогическим коллективом МБДОУ № 97.

 

  • Содержание образовательного процесса
  • Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Основу организации образовательного процесса в МБДОУ № 97 составляет комплексно-тематический план, разработанный с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Тематический принцип построения образовательного процесса позволил разработать перспективно-тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Образовательная работа с детьми распределена по блокам: «Я и моя семья» «Мой детский сад» «мой город Бердск» «Новосибирская область» «Обычаи и традиции» «Экология малой родины» «Знаменитые земляки, труженики родного города».

 

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми ведется в нескольких направлениях:

  1. духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, макетов, занятия в музее);
  2. воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
  3. нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация посильного труда детей);
  4. культурно-познавательное (экскурсии, посещение кукольных спектаклей, встречи с интересными людьми).

 

  • Формы, способы, методы и средства реализации парциальной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Используемые технологии.

Работа по каждому блоку имеет определенные цель и задачи. Решение задач осуществляется в формах совместной деятельности детей и взрослых (непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов), в самостоятельной деятельности дошкольников и во взаимодействии с семьями воспитанников и социальными партнерами. Темы блоков повторяются в старшей и подготовительной группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала и сложность. Занятия проводятся  2 раза в месяц, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. В совместной деятельности широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности — игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность  включены беседы о родном городе, городах России, животных и растениях родного края и т.д., рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества; прослушивание литературных и музыкальных произведений. Цикл занятий по ознакомлению с родным городом, природой родного города проводится в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины. Организация целевых прогулок помогает детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, обитателей водоемов и т.д. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия.

Методы и приёмы, используемые в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Наглядные методы и приемы обучения:

– иллюстрации и открытки  с видами города Бердска, сибирской  природы;

-географические карты с изображением лесов, рек, животных Новосибирской области;

– демонстрация натуральных предметов быта (старинные игрушки, предметы обихода, утварь);

– альбомы, оформленные вместе с родителями на тему: «Мой город Бердск», «Наша жизнь в детском саду»;

– лэпбуки по временам года, по правилам дорожного движения.

 

Словесные приемы обучения:

– чтение художественной литературы;

– отгадывание несложных ребусов;

– составление детьми рассказов на тему: «Дом», «Детский садик», про птиц и животных, о родном городе, «Улица, где я живу»;

-разгадывание кроссвордов.

Игровые методы и приемы обучения:

– дидактические  игры: внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации;

– воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Практические методы обучения:

– исследовательская деятельность, элементарные опыты, экспериментирование: совместно с детьми и родителями оформление альбомов по проведенным опытам «Посадка семян»,  «Черенкование комнатных растений», «Посадка лука», составление гербария из листьев деревьев, цветов, трав родного края, зарисовка плодов при рассматривании плодовых деревьев.

– моделирование: изготовление макетов микрорайона, здания детского сада, «Бердского острога» и др.

 

Используемые технологии:

Проектная деятельность:

– практико-ориентированный проект «Маленький бердчанин»,

– исследовательский проект «Семейные реликвии»,  «Бердск воевал».

– информационные проекты: «Моя Семья», «Наша группа», «Мой любимый детский сад!»,

– творческий проект «Ярмарка».

ИКТ технологии: 

– мультимедийные презентации на различные темы: «Моя семья»,  «Животный мир нашего края»,  «Зимующие птицы Сибири», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Видеоэкскурсия по городу Бердску»,  «Устное народное творчество», «Профессии», «Русские народные сказки», видеоролики о народных традициях и обычаях.

– Музейная педагогика: Создание мини -музеев в группах в рамках реализации проектов «Бердск воевал», «Изба», «Достопримечательности города Бердска», «Семейная реликвия».

 

  • Особенности взаимодействия

педагогического коллектива с семьями воспитанников

 

Цель: Создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад – семья» в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников. 

Задачи:

  1. Приобщать родителей к восприятию и освоению истории и культурных традиций Новосибирской области, города Бердска
  2. Ориентировать родителей воспитанников на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в семье, путем ознакомления с традициями  семьи. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  3. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  4. Привлекать родителей к активному участию в жизни детского сада.

 

Формы работы с родителями:

 – семейные экскурсии в музеи, памятным местам города, культурные центры;

– «мини-исследования» истории города, улицы (на которой находится детский сад или живут дети);

– консультативная работа;

– праздники, развлечения, досуги;

– оформление тематических фотовыставок, фотоальбомов, газеты;

– дни открытых дверей;

– участие в выставках творческих работ, рисунков.

– анкетирование и опросы родителей

В работе с родителями учитываются образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей, специфика национальных, социокультурных условий, в которых ребенок находится вне стен образовательного учреждения.

 

  • Сетевое взаимодействие МБДОУ № 97 с социальными партнерами в рамках реализации ООП, части формируемой участниками образовательных отношений

 

Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Анализ выявленных потенциальных возможностей ближайшего окружения детского сада и интересов детей, их дифференциация, позволили спланировать и организовать совместную работу детского сада с социальными институтами города Бердска на договорной основе. Созданная модель сетевого взаимодействия позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных способностей, решать многие образовательные задачи,

 

  • Организация образовательного процесса

 

1.3.1. Материально-техническое обеспечение реализации парциальной программы

 

МБДОУ № 297– отдельно стоящее 2-х этажное здание, имеет самостоятельный земельный участок общей площадью 8835 кв. м., ограждение участка металлическое, целостность не нарушена, высота 1м 60 см. Озеленение участка составляет 70% площади территории, вокруг здания выложен асфальт, высажены кустарники, деревья, цветы.

Имеется спортивная площадка, выделено 11 групповых  прогулочных площадок, участки оборудованы теневыми навесами, малыми формами, песочницами.

В здании детского сада имеется 11 групповых ячеек, музыкальный и спортивные залы, кабинет логопеда и психолога, ИЗО-студия, методический кабинет, медицинский блок, прачечная, кухня, кабинет бухгалтерии, кабинет заведующего. Все помещения детского сада соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников.

Техническое оснащение образовательного процесса в МАДОУ № 25: мультимедийное оборудование -1, компьютеры – 6, ноутбуки – 11, принтер – 2, принтер-сканер-копир – 4, сканер – 2, цифровое пианино – 1, музыкальные центры – 2, микрофоны – 2, видеокамера-1, телевизор – 2, генератор мыльных пузырей – 1.

1.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда

Методический кабинет: Глобус, карта Российской Федерации (карта предназначена для детей и содержит необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны. Символика города (флаг, герб). Карта города.

Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города Бердска», «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности города», «Архитектура», «Спорт».

Папки «История нашего детского сада с момента его основания»: фотодокументы об открытии детского сада, фотовыставка и воспоминания первых сотрудников, материалы знаменательных дат.

Картотека дидактических игр.

Подборка стихотворений о городе Бердске.

Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения), изготовленные детьми, педагогами и родителями.

Тематическая папка «Мой край»: материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (история городов Новосибирской области и их настоящее; сельское хозяйство).

Семейные фотоальбомы, книги, изготовленные детьми, педагогами и родителями  на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо» и т.д.

Фотоальбом «Бердск: начало – середина XX века», фотоальбом «Ново-Николаевск 100», альбом «Ново-Николаевск (1893-1926)», наборы сувенирных открыток «Бердск: две судьбы одного города», Михальцов А.В. «Бердск воевал» – книга памяти города Бердска,  изд-во г.Бердск, 1996г., Гаврилов П. «Бердск – город, открытый миру», ООО «Издательский дом Гаврилова» Новосибирск, 2015г., – 320с., А.Зеленцов «Не умирает русская душа», А. Зеленцов «Творчество «Трио Ромашка».

Медиатека: видеофильм «Бердск: вчера, сегодня, завтра», мультимедийные презентации.

Музыкальный зал: Аудио–видеотеки; медиатека; аудиозаписи гимна РФ, гимна детского сада № 97 «Рябинка».

Подборка музыкального репертуара патриотического содержания.

Народные музыкальные инструменты, предметы народно-прикладного искусства.

Театрализованные куклы для обыгрывания сказок  народов России, куклы в костюмах разных народов, проживающих на территории РФ.

Спортивный зал: Картотека народных игр, атрибуты для проведения народных игр, нетрадиционное спортивное оборудование, фотоальбом «Знаменитые спортсмены Новосибирской области» и др.

ИЗО-студия: Альбомы с фотографиями и иллюстрациями города Бердска, открытки, альбом «Урало-Сибирская роспись».

Коридоры ДОУ: Стенд «Моя Родина – Россия!» с изображением карты РФ, обозначением на ней Новосибирской области, города Бердска, фотографии старого и современного города Бердска.

Стенд «Наши герои», посвященный памяти воинам-землякам, исполнявших интернациональный долг; стенд «Детям о космосе», содержащий информацию о первых космонавтах нашей страны.

Уголки для родителей (стендовая информация);

Сменяемая выставка детских рисунков по различным темам «Здравствуй, детский сад!», «Мой любимый город Иркутск!», «Портрет мамы» и т.п.

Групповые помещения: Патриотические уголки: аудиозаписи гимна РФ, гимна детского сада № 97 «Рябинка»; стенд с государственной символикой РФ, Новосибирской области, города Бердска; аудио–видеотеки; медиатека; подборка музыкального репертуара патриотического содержания; мини-музеи «Мой край родной», «В память о Великой войне», «Люби и знай свой край»; макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения), изготовленные детьми, педагогами и родителями.

Библиотека, где находятся русские народные сказки и сказки народов России, потешки, загадки, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей России, портреты поэтов и писателей, книжки-малышки о своей семье, детском саде, городе, изготовленные детьми и родителями.

В уголках ряжения и театрализации – несколько вариантов русских народных костюмов, атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам.

В изо-уголках имеются образцы народных игрушек, альбомы – раскраски с образцами народных узоров, альбомы по искусству, изделия прикладного искусства, трафареты (балалайки, русской гармошки, матрешки, березки), глиняные и бумажные заготовки народных игрушек для разукрашивания, иллюстрации о народных промыслах.

Уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в Новосибирской области, «Красная книга» (области).

Физкультурный уголок: атрибуты для народных подвижных игр.

Уголок для родителей (выставки литературы, стендовая информация).

 

Список используемой литературы:

Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – Спб.: «Детсво – Пресс», 2016. – 144с.

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2014

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: Методическое пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2012

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Методическое пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2010

Воспитательная система «Маленькие Россияне»/ Под общей редакцией Т.И.Оверчук. – М.: «Мозайка – Синтез», 2007.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2–е

Изд., перераб. И доп. –  СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 304с.: ил.

Кондрыкинская Л.А. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ «С чего начинается Родина?». – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2013. 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...