Методическая разработка
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Система работы в ДОУ по реализации части Основной образовательной программы МБДОУ №97, формируемой участниками образовательных отношений по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом»
автор: Панфилова Марина Юрьевна
воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение -“Детский сад комбинированного вида № 97 “Рябинка”
Методическая разработка «Система работы в ДОУ по реализации части Основной образовательной программы МБДОУ № 97, формируемой участниками образовательных отношений по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом»
Методическая разработка
Тема:
«Система работы в ДОУ по реализации части Основной образовательной программы МБДОУ № 97, формируемой участниками образовательных отношений по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом»
Панфилова Марина Юрьевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – Детский сад комбинированного вида № 97 «Рябинка» г.Иркутск
- Пояснительная записка
- Актуальность
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины (гл.1. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»). В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. В наше время современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Педагогическая диагностика детей МБДОУ № 97 старшего дошкольного возраста показала, что у большинства недостаточно сформированы знания о родном городе. Так, в процессе беседы и выполнения задания дошкольники сомневались в ответах, затруднялись назвать известных жителей города, достопримечательности, названия улиц.
По результатам анализа анкетирования родителей выяснили, что 70 % семей не уделяют внимание данной теме, считая ее не столь важной, родители не имеют достаточно знаний о своем городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Часть Основной образовательной программы МБДОУ 97, формируемая участниками образовательных отношений представлена в форме перспективно-тематического плана по нравственно-патриотическому воспитанию. Весь практический материал (перспективно-тематический план, конспекты занятий, фотоальбомы, реализация проектов и т.п.) разработан педагогами на основе парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авт. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва),
- Цели и задачи реализации парциальной программы
Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом.
Задачи:
- Расширять представления детей о родном городе: его историческом, культурном, географическом, природно-экологическом своеобразии.
- Развивать познавательный интерес к культурным и природным ценностям родного города, желание беречь и сохранять их.
- Дать представление о роли родного города и региона в экономическом развитии страны; о профессиях, связанных со спецификой города Бердска, о профессиях родителей и месте их работы. Воспитывать уважение к труду.
- Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к историческому и культурному наследию города Бердска.
- Формировать толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям и другим людям.
- Принципы и подходы к реализации парциальной программы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом учитывались следующие принципы:
Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура;
Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Принцип интегративности – реализуется в сотрудничестве с семьёй социальными партнерами. Содержание краеведческого материала определяется с учётом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Бердска.
Работа построена на основе следующих методологических подходов:
- Системный подход – рассматривает систему знаний, которая включает в себя две подсистемы, находящиеся в противоречивых отношениях (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, идет непрерывный процесс развития неопределенных знаний в знания определенные, ясные и точные, чему уделяется основное внимание на занятиях. С другой – постоянно идет и противоположный процесс превращения ясных и точных знаний в знания неопределенные, неясные, которые проявляются в форме догадок, предположений и вопросов. Эта неопределенность представляется как своеобразная проблемность, служащая мощным стимулом познавательной активности ребенка в процессе усвоения общественного опыта.
- Диалектический подход – обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, измерении и развитии в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н.Поддьяков, Н.Е.Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.
- Культурологический подход – подчеркивается ценность пути развития своего родного края. Это находит отражение как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми (Л.С.Выготский, В.И.Логинова).
- Планируемые результаты
В работе с детьми:
- У детей сформирован познавательный интерес к родной стране, городу, семье.
- Дети понимают, что такое малая Родина, родной край.
- Дети знают флаг, герб, социально-значимые объекты, достопримечательности города, названия улиц и т.д.
- Имеют представление о природных богатствах Новосибирской области; о историко-географическом расположении города Бердска.
- Имеют представление о профессиях, связанных со спецификой города Бердска, в частности о профессиях родителей и месте их работы.
- Дети умеют переносить образы, представления и чувства, пережитые ребёнком, в продукты художественного детского творчества;
- Дети умеют составлять связный рассказ о городе Бердске, давать эмоционально-ценностную оценку событиям, происходящим в родном городе.
В системе работы МБДОУ № 97:
- Освоение педагогами современных образовательных технологий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
- Вовлечение в работу по нравственно-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности (дети, педагоги, родители, социальные партнеры).
- Создание развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ № 97 по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Оценка эффективности работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, разработанной педагогическим коллективом МБДОУ № 97.
- Содержание образовательного процесса
- Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Основу организации образовательного процесса в МБДОУ № 97 составляет комплексно-тематический план, разработанный с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Тематический принцип построения образовательного процесса позволил разработать перспективно-тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Образовательная работа с детьми распределена по блокам: «Я и моя семья» «Мой детский сад» «мой город Бердск» «Новосибирская область» «Обычаи и традиции» «Экология малой родины» «Знаменитые земляки, труженики родного города».
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми ведется в нескольких направлениях:
- духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, макетов, занятия в музее);
- воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
- нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация посильного труда детей);
- культурно-познавательное (экскурсии, посещение кукольных спектаклей, встречи с интересными людьми).
- Формы, способы, методы и средства реализации парциальной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Используемые технологии.
Работа по каждому блоку имеет определенные цель и задачи. Решение задач осуществляется в формах совместной деятельности детей и взрослых (непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов), в самостоятельной деятельности дошкольников и во взаимодействии с семьями воспитанников и социальными партнерами. Темы блоков повторяются в старшей и подготовительной группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала и сложность. Занятия проводятся 2 раза в месяц, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. В совместной деятельности широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности — игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность включены беседы о родном городе, городах России, животных и растениях родного края и т.д., рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества; прослушивание литературных и музыкальных произведений. Цикл занятий по ознакомлению с родным городом, природой родного города проводится в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины. Организация целевых прогулок помогает детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, обитателей водоемов и т.д. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия.
Методы и приёмы, используемые в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Наглядные методы и приемы обучения:
– иллюстрации и открытки с видами города Бердска, сибирской природы;
-географические карты с изображением лесов, рек, животных Новосибирской области;
– демонстрация натуральных предметов быта (старинные игрушки, предметы обихода, утварь);
– альбомы, оформленные вместе с родителями на тему: «Мой город Бердск», «Наша жизнь в детском саду»;
– лэпбуки по временам года, по правилам дорожного движения.
Словесные приемы обучения:
– чтение художественной литературы;
– отгадывание несложных ребусов;
– составление детьми рассказов на тему: «Дом», «Детский садик», про птиц и животных, о родном городе, «Улица, где я живу»;
-разгадывание кроссвордов.
Игровые методы и приемы обучения:
– дидактические игры: внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации;
– воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Практические методы обучения:
– исследовательская деятельность, элементарные опыты, экспериментирование: совместно с детьми и родителями оформление альбомов по проведенным опытам «Посадка семян», «Черенкование комнатных растений», «Посадка лука», составление гербария из листьев деревьев, цветов, трав родного края, зарисовка плодов при рассматривании плодовых деревьев.
– моделирование: изготовление макетов микрорайона, здания детского сада, «Бердского острога» и др.
Используемые технологии:
Проектная деятельность:
– практико-ориентированный проект «Маленький бердчанин»,
– исследовательский проект «Семейные реликвии», «Бердск воевал».
– информационные проекты: «Моя Семья», «Наша группа», «Мой любимый детский сад!»,
– творческий проект «Ярмарка».
ИКТ технологии:
– мультимедийные презентации на различные темы: «Моя семья», «Животный мир нашего края», «Зимующие птицы Сибири», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Видеоэкскурсия по городу Бердску», «Устное народное творчество», «Профессии», «Русские народные сказки», видеоролики о народных традициях и обычаях.
– Музейная педагогика: Создание мини -музеев в группах в рамках реализации проектов «Бердск воевал», «Изба», «Достопримечательности города Бердска», «Семейная реликвия».
- Особенности взаимодействия
педагогического коллектива с семьями воспитанников
Цель: Создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад – семья» в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
- Приобщать родителей к восприятию и освоению истории и культурных традиций Новосибирской области, города Бердска
- Ориентировать родителей воспитанников на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в семье, путем ознакомления с традициями семьи. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Привлекать родителей к активному участию в жизни детского сада.
Формы работы с родителями:
– семейные экскурсии в музеи, памятным местам города, культурные центры;
– «мини-исследования» истории города, улицы (на которой находится детский сад или живут дети);
– консультативная работа;
– праздники, развлечения, досуги;
– оформление тематических фотовыставок, фотоальбомов, газеты;
– дни открытых дверей;
– участие в выставках творческих работ, рисунков.
– анкетирование и опросы родителей
В работе с родителями учитываются образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей, специфика национальных, социокультурных условий, в которых ребенок находится вне стен образовательного учреждения.
- Сетевое взаимодействие МБДОУ № 97 с социальными партнерами в рамках реализации ООП, части формируемой участниками образовательных отношений
Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Анализ выявленных потенциальных возможностей ближайшего окружения детского сада и интересов детей, их дифференциация, позволили спланировать и организовать совместную работу детского сада с социальными институтами города Бердска на договорной основе. Созданная модель сетевого взаимодействия позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных способностей, решать многие образовательные задачи,
- Организация образовательного процесса
1.3.1. Материально-техническое обеспечение реализации парциальной программы
МБДОУ № 297– отдельно стоящее 2-х этажное здание, имеет самостоятельный земельный участок общей площадью 8835 кв. м., ограждение участка металлическое, целостность не нарушена, высота 1м 60 см. Озеленение участка составляет 70% площади территории, вокруг здания выложен асфальт, высажены кустарники, деревья, цветы.
Имеется спортивная площадка, выделено 11 групповых прогулочных площадок, участки оборудованы теневыми навесами, малыми формами, песочницами.
В здании детского сада имеется 11 групповых ячеек, музыкальный и спортивные залы, кабинет логопеда и психолога, ИЗО-студия, методический кабинет, медицинский блок, прачечная, кухня, кабинет бухгалтерии, кабинет заведующего. Все помещения детского сада соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников.
Техническое оснащение образовательного процесса в МАДОУ № 25: мультимедийное оборудование -1, компьютеры – 6, ноутбуки – 11, принтер – 2, принтер-сканер-копир – 4, сканер – 2, цифровое пианино – 1, музыкальные центры – 2, микрофоны – 2, видеокамера-1, телевизор – 2, генератор мыльных пузырей – 1.
1.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда
Методический кабинет: Глобус, карта Российской Федерации (карта предназначена для детей и содержит необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны. Символика города (флаг, герб). Карта города.
Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города Бердска», «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности города», «Архитектура», «Спорт».
Папки «История нашего детского сада с момента его основания»: фотодокументы об открытии детского сада, фотовыставка и воспоминания первых сотрудников, материалы знаменательных дат.
Картотека дидактических игр.
Подборка стихотворений о городе Бердске.
Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения), изготовленные детьми, педагогами и родителями.
Тематическая папка «Мой край»: материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (история городов Новосибирской области и их настоящее; сельское хозяйство).
Семейные фотоальбомы, книги, изготовленные детьми, педагогами и родителями на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо» и т.д.
Фотоальбом «Бердск: начало – середина XX века», фотоальбом «Ново-Николаевск 100», альбом «Ново-Николаевск (1893-1926)», наборы сувенирных открыток «Бердск: две судьбы одного города», Михальцов А.В. «Бердск воевал» – книга памяти города Бердска, изд-во г.Бердск, 1996г., Гаврилов П. «Бердск – город, открытый миру», ООО «Издательский дом Гаврилова» Новосибирск, 2015г., – 320с., А.Зеленцов «Не умирает русская душа», А. Зеленцов «Творчество «Трио Ромашка».
Медиатека: видеофильм «Бердск: вчера, сегодня, завтра», мультимедийные презентации.
Музыкальный зал: Аудио–видеотеки; медиатека; аудиозаписи гимна РФ, гимна детского сада № 97 «Рябинка».
Подборка музыкального репертуара патриотического содержания.
Народные музыкальные инструменты, предметы народно-прикладного искусства.
Театрализованные куклы для обыгрывания сказок народов России, куклы в костюмах разных народов, проживающих на территории РФ.
Спортивный зал: Картотека народных игр, атрибуты для проведения народных игр, нетрадиционное спортивное оборудование, фотоальбом «Знаменитые спортсмены Новосибирской области» и др.
ИЗО-студия: Альбомы с фотографиями и иллюстрациями города Бердска, открытки, альбом «Урало-Сибирская роспись».
Коридоры ДОУ: Стенд «Моя Родина – Россия!» с изображением карты РФ, обозначением на ней Новосибирской области, города Бердска, фотографии старого и современного города Бердска.
Стенд «Наши герои», посвященный памяти воинам-землякам, исполнявших интернациональный долг; стенд «Детям о космосе», содержащий информацию о первых космонавтах нашей страны.
Уголки для родителей (стендовая информация);
Сменяемая выставка детских рисунков по различным темам «Здравствуй, детский сад!», «Мой любимый город Иркутск!», «Портрет мамы» и т.п.
Групповые помещения: Патриотические уголки: аудиозаписи гимна РФ, гимна детского сада № 97 «Рябинка»; стенд с государственной символикой РФ, Новосибирской области, города Бердска; аудио–видеотеки; медиатека; подборка музыкального репертуара патриотического содержания; мини-музеи «Мой край родной», «В память о Великой войне», «Люби и знай свой край»; макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения), изготовленные детьми, педагогами и родителями.
Библиотека, где находятся русские народные сказки и сказки народов России, потешки, загадки, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей России, портреты поэтов и писателей, книжки-малышки о своей семье, детском саде, городе, изготовленные детьми и родителями.
В уголках ряжения и театрализации – несколько вариантов русских народных костюмов, атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам.
В изо-уголках имеются образцы народных игрушек, альбомы – раскраски с образцами народных узоров, альбомы по искусству, изделия прикладного искусства, трафареты (балалайки, русской гармошки, матрешки, березки), глиняные и бумажные заготовки народных игрушек для разукрашивания, иллюстрации о народных промыслах.
Уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в Новосибирской области, «Красная книга» (области).
Физкультурный уголок: атрибуты для народных подвижных игр.
Уголок для родителей (выставки литературы, стендовая информация).
Список используемой литературы:
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – Спб.: «Детсво – Пресс», 2016. – 144с.
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2014
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: Методическое пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2012
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Методическое пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2010
Воспитательная система «Маленькие Россияне»/ Под общей редакцией Т.И.Оверчук. – М.: «Мозайка – Синтез», 2007.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2–е
Изд., перераб. И доп. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 304с.: ил.
Кондрыкинская Л.А. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ «С чего начинается Родина?». – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2013. 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....