«Кроссенс» – технология в работе с детьми компенсирующей группы как средство развития детского мышления».
учебно-методический материал (старшая группа)

Голощапова Вера Ивановна

Кроссенс – это хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимания детьми уже известных понятий и явлений. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Кроссенс» – технология в работе с детьми компенсирующей группы как средство развития детского мышления».

Воспитатель МАДОУ № 38:

Голощапова Вера Ивановна

Слайд № 1. Ни для кого не секрет, что проблема развития речи не перестает быть актуальной и значимой. На сегодняшний день ребенок - дошкольник, обладающий хорошей речью — явление редкое. Несомненно, речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром, а при нарушениях речевой функции возникают проблемы в речевом общении.

А как развивать речь ребёнка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в тоже время эффективно? Ответ один: использовать инновационные педагогические технологии. Слайд № 2.

В своей работе для развития логического мышления у детей я использую один из методов развивающих технологий «кроссенс».

Кроссенс – это хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимания детьми уже известных понятий и явлений. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.

Очень важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать в суть информации и осмысливать её. Слайд № 3.

Метод «кроссенс» разработан Сергеем Фединым – писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Слайд № 4.

Технология «Кроссенс» позволяет:

  • упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
  • развивать зрительное восприятие;
  • учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
  • развивать логику;
  • развивать образное мышление;
  • учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;
  • учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
  • учить определять в речи предложно-падежные конструкции;
  • учить детей связно мыслить, составлять рассказы;
  • развивать смекалку, тренировать внимание.

  1. Подготовительная работа. Слайд № 5.

На подготовительном этапе мне обходимо было научить детей находить общие признаки у предметов в неполных кроссенсах из 2-х полей. От более простых к более сложным.

  1. Явно выраженные признаки

На слайде вы видите примеры с явно выраженными признаками.

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614594654_11-p-yezhik-na-belom-fone-13.png

?

Что общего?

Ответ: У ежа и ёлки есть иголки.

https://podacha-blud.com/uploads/posts/2021-07/1626999433_36-p-blini-na-belom-fone-48.png

?

https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-03/1646858858_20-kartinkin-net-p-kartinki-kolesa-21.jpg

Что общего?

Ответ: Блин и колесо круглой формы.

https://img.freepik.com/premium-vector/cute-kangaroo-cartoon_33070-2911.jpg?w=1800

?

https://xn--d1abkscgpix1e.xn--p1ai/assets/uploads/products/figurnyj-dvuxstoronnij-element-dlya-oformleniya-detskoj-ploshhadki-i-gruppy-pochtalon-pechkin-570x1080-mm.jpg

Что общего?

Ответ: Кенгуру (носит детеныша в сумке на животе)  –  почтальон (тоже ходит с сумкой).

  1. Скрытые признаки (более сложные). Слайд № 6.

От простых кроссенсов мы постепенно перешли к более сложным со скрытом признаком.

Детям предлагалось найти не явно выраженные признаки.

?

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614594654_11-p-yezhik-na-belom-fone-13.png

Что общего?

Ответ: Ежик и молоко, может сворачиваться.

https://cdn.culture.ru/images/8a69d4da-7235-5151-8447-965294bfd22e

?

https://img2.freepng.ru/20180616/prb/kisspng-plymouth-rock-chicken-feral-chicken-buffalo-wing-r-poultry-5b255048653f10.1184705015291720404147.jpg

Что общего?

Ответ: Баба Яга живет в избушке на курьих ножках – а курьи

ножки есть и у курицы.

https://top-fon.com/uploads/posts/2023-01/1674802099_top-fon-com-p-indeitsi-fon-dlya-prezentatsii-193.jpg

?

https://media.baamboozle.com/uploads/images/218793/1607941455_62795

Что общего?

Ответ: Индеец имеет оружие – лук; чиполлино овощ – лук. Слайд № 7.

Далее, после разгадывания «готовых заданий», предлагаю детям самим составить кроссенсы.

  1. Основной этап.

С начала этого года мы уже применяем кроссенс - таблицы из 9 полей.

Выделяют 3 способа разгадывания Кроссенс - таблиц:  Слайд № 8.

  • солнышко (каждая картинка связана по смыслу с центральной). Это простой вариант, более доступный детям, не знакомым с приёмами прочтения Кроссенса. А также, его можно применить при формировании умения подбирать ассоциации. Предлагаем детям картинку с ключевым словом темы на центральном квадрате, дети подбирают вокруг него все возможные ассоциации (расставляют картинки). Слайд № 9. Дети могут, как разгадывать кроссенсы сами, так и составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.

Этот способ внедряю в коррекционно-развивающую работу: - развитие и коррекцию фонематического восприятия; лексико-грамматического строя речи; развитие и коррекцию связной речи детей.

По каждому направлению создается дидактический материал. Решаем с детьми кроссенс только в рамках одной определенной темы, постепенно расширяя ассоциативный ряд у детей. Слайд № 10. Например, кроссенс «ОСЕНЬ» состоит из нескольких сюжетных картинок. Предлагаю детям отгадать время года и объяснить свое решение. Дети составляют рассказ, опираясь на взаимосвязь явлений: Другой пример: создание и решение кроссенса по направлению «развитие фонематического восприятия». Тема «Звук и буква «А». В таблице размещены картинки с изображением предметов, в названии которых звук «А» в начале слова (ананас, абрикос, апельсин, автобус и т.д.). Предлагаю детям отгадать букву, которую нужно поместить в пустом квадрате. Дети устанавливают ассоциативные связи исходя из фонетического звучания слов.

  • Слайд № 11. Улитка (девять картинок (изображений) расставлены  таким образом, что каждая имеет связь с предыдущей картинкой и последующей).

Поняв смысл и суть, дети могут, как разгадывать кроссенсы сами, так и составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки. Примеры кроссенса «Улитка»: Слайд № 12. Слайд № 13.

  • Слайд № 14. Крест – это самый сложный способ (нужно установить связи по периметру между двумя рядом стоящими изображениями, а также по центральному кресту, между картинками)

В старшем дошкольном возрасте мы применяем 2 способа: это солнышко и улитка. Третий способ самый сложный, крест мы будем применять в подготовительной группе.

Использование данной технологии дополняет привычные педагогические, коррекционные методы и технологии, создаёт положительный эмоциональный настрой; мотивирует ребёнка и педагога; превращает занятия из трудного в интересное и полезное, способствует развитию умственных и речевых способностей дошкольников.

Когда используешь в своей работе что-то новое и интересное – увлекаешься сам, и соответственно увлекаешь детей, а когда данная деятельность даёт результат – это интересней и увлекательнее вдвойне. Слайд № 15.

Своё выступление хочу закончить словами древнекитайского мыслителя Конфуция: «Три пути ведут к знанию: путь подражания — это путь самый лёгкий, путь опыта — это путь самый горький и  путь размышления — это путь самый благородный». Слайд № 16.

Благодарю вас за внимание. Желаю всем здоровья, успехов и профессионального оптимизма!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения  инноваци...

Перспективный план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи в непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»

Разработан  перспективно-тематический план коррекционных технологий  для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи в непосредст...

Опыт работы по теме :"Интеллектуальные игры, как средство развития логического мышления старшего дошкольника"

Интеллектуальная игра – одно из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, они позволяют решить актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным...

Использование ИКТ технологий в индивидуальной работе с детьми ОВЗ( ЗПР), как средство развития памяти.

В целях содействия в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг для различных категорий детей в настоящее время среди приоритетных направлений социального развития исмполь...

Использование педагогической технологии «Круг» в работе с детьми компенсирующей группы «Особый ребенок»

В материале представлен текст выступления на семинаре-практикуме "Практические технологии инклюзивного обучения в системе дошкольного образования"...