«Кроссенс» – технология в работе с детьми компенсирующей группы как средство развития детского мышления».
учебно-методический материал (старшая группа)
Кроссенс – это хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимания детьми уже известных понятий и явлений. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Кроссенс» – технология в работе с детьми компенсирующей группы как средство развития детского мышления».
Воспитатель МАДОУ № 38:
Голощапова Вера Ивановна
Слайд № 1. Ни для кого не секрет, что проблема развития речи не перестает быть актуальной и значимой. На сегодняшний день ребенок - дошкольник, обладающий хорошей речью — явление редкое. Несомненно, речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром, а при нарушениях речевой функции возникают проблемы в речевом общении.
А как развивать речь ребёнка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в тоже время эффективно? Ответ один: использовать инновационные педагогические технологии. Слайд № 2.
В своей работе для развития логического мышления у детей я использую один из методов развивающих технологий «кроссенс».
Кроссенс – это хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимания детьми уже известных понятий и явлений. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.
Очень важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать в суть информации и осмысливать её. Слайд № 3.
Метод «кроссенс» разработан Сергеем Фединым – писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Слайд № 4.
Технология «Кроссенс» позволяет:
- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
- развивать зрительное восприятие;
- учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
- развивать логику;
- развивать образное мышление;
- учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;
- учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
- учить определять в речи предложно-падежные конструкции;
- учить детей связно мыслить, составлять рассказы;
- развивать смекалку, тренировать внимание.
- Подготовительная работа. Слайд № 5.
На подготовительном этапе мне обходимо было научить детей находить общие признаки у предметов в неполных кроссенсах из 2-х полей. От более простых к более сложным.
- Явно выраженные признаки
На слайде вы видите примеры с явно выраженными признаками.
? |
Что общего?
Ответ: У ежа и ёлки есть иголки.
? |
Что общего?
Ответ: Блин и колесо круглой формы.
? |
Что общего?
Ответ: Кенгуру (носит детеныша в сумке на животе) – почтальон (тоже ходит с сумкой).
- Скрытые признаки (более сложные). Слайд № 6.
От простых кроссенсов мы постепенно перешли к более сложным со скрытом признаком.
Детям предлагалось найти не явно выраженные признаки.
? |
Что общего?
Ответ: Ежик и молоко, может сворачиваться.
? |
Что общего?
Ответ: Баба Яга живет в избушке на курьих ножках – а курьи
ножки есть и у курицы.
? |
Что общего?
Ответ: Индеец имеет оружие – лук; чиполлино овощ – лук. Слайд № 7.
Далее, после разгадывания «готовых заданий», предлагаю детям самим составить кроссенсы.
- Основной этап.
С начала этого года мы уже применяем кроссенс - таблицы из 9 полей.
Выделяют 3 способа разгадывания Кроссенс - таблиц: Слайд № 8.
- солнышко (каждая картинка связана по смыслу с центральной). Это простой вариант, более доступный детям, не знакомым с приёмами прочтения Кроссенса. А также, его можно применить при формировании умения подбирать ассоциации. Предлагаем детям картинку с ключевым словом темы на центральном квадрате, дети подбирают вокруг него все возможные ассоциации (расставляют картинки). Слайд № 9. Дети могут, как разгадывать кроссенсы сами, так и составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.
Этот способ внедряю в коррекционно-развивающую работу: - развитие и коррекцию фонематического восприятия; лексико-грамматического строя речи; развитие и коррекцию связной речи детей.
По каждому направлению создается дидактический материал. Решаем с детьми кроссенс только в рамках одной определенной темы, постепенно расширяя ассоциативный ряд у детей. Слайд № 10. Например, кроссенс «ОСЕНЬ» состоит из нескольких сюжетных картинок. Предлагаю детям отгадать время года и объяснить свое решение. Дети составляют рассказ, опираясь на взаимосвязь явлений: Другой пример: создание и решение кроссенса по направлению «развитие фонематического восприятия». Тема «Звук и буква «А». В таблице размещены картинки с изображением предметов, в названии которых звук «А» в начале слова (ананас, абрикос, апельсин, автобус и т.д.). Предлагаю детям отгадать букву, которую нужно поместить в пустом квадрате. Дети устанавливают ассоциативные связи исходя из фонетического звучания слов.
- Слайд № 11. Улитка (девять картинок (изображений) расставлены таким образом, что каждая имеет связь с предыдущей картинкой и последующей).
Поняв смысл и суть, дети могут, как разгадывать кроссенсы сами, так и составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки. Примеры кроссенса «Улитка»: Слайд № 12. Слайд № 13.
- Слайд № 14. Крест – это самый сложный способ (нужно установить связи по периметру между двумя рядом стоящими изображениями, а также по центральному кресту, между картинками)
В старшем дошкольном возрасте мы применяем 2 способа: это солнышко и улитка. Третий способ самый сложный, крест мы будем применять в подготовительной группе.
Использование данной технологии дополняет привычные педагогические, коррекционные методы и технологии, создаёт положительный эмоциональный настрой; мотивирует ребёнка и педагога; превращает занятия из трудного в интересное и полезное, способствует развитию умственных и речевых способностей дошкольников.
Когда используешь в своей работе что-то новое и интересное – увлекаешься сам, и соответственно увлекаешь детей, а когда данная деятельность даёт результат – это интересней и увлекательнее вдвойне. Слайд № 15.
Своё выступление хочу закончить словами древнекитайского мыслителя Конфуция: «Три пути ведут к знанию: путь подражания — это путь самый лёгкий, путь опыта — это путь самый горький и путь размышления — это путь самый благородный». Слайд № 16.
Благодарю вас за внимание. Желаю всем здоровья, успехов и профессионального оптимизма!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».
Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения инноваци...
Перспективный план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи в непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»
Разработан перспективно-тематический план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в непосредст...
Опыт работы по теме :"Интеллектуальные игры, как средство развития логического мышления старшего дошкольника"
Интеллектуальная игра – одно из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, они позволяют решить актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным...
Использование ИКТ технологий в индивидуальной работе с детьми ОВЗ( ЗПР), как средство развития памяти.
В целях содействия в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг для различных категорий детей в настоящее время среди приоритетных направлений социального развития исмполь...
Использование педагогической технологии «Круг» в работе с детьми компенсирующей группы «Особый ребенок»
В материале представлен текст выступления на семинаре-практикуме "Практические технологии инклюзивного обучения в системе дошкольного образования"...