Статья "Занимательная Эйдетика"
статья
Что же такое этот метод Эйдетики, и как с ним работать? Эйдетика (Эйдос" в переводе с греческого - "образ") — это новое направление, специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, с помощью которых ребенок может быстрее, и лучше запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Эйдетика лучший помощник в обучении детей. Дети мыслят «формами, звуками, красками и ощущениями». В основе всех методов в эйдетике лежат ассоциации.
Целью моей работы по технологии эйдетики является создание условий для развития образно – ассоциативного мышления посредствам применения технологии «эйдетики».
Проведя анализ полученных данных, мною были поставлены следящие задачи:
- дать ребенку стимул стремиться к новым познаниям, инициируя его инициативность.
- обратить внимание родителей, что активизация памяти, способствует формированию познавательно –речевого развития.
- развивать скрытые таланты по средствам личностно – ориентированного подхода.
- способствовать развитию не только воображению и памяти, но и слухового и зрительного внимания,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_eydetika_gerasimovskaya_ella_sergeevna_madou_322.docx | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательная Эйдетика.
Герасимовская Элла Сергеевна
воспитатель
муниципальное автономное
дошкольное образовательное
учреждение №322 «Морозко»
г. Красноярск.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету», К. Д. Ушинский.
Современный мир, это постоянное движение, появление чего –либо нового, необычного, в следствии чего возрастает востребованность в творческой личности, имеющей способность применять неожиданные и нестандартные решения и возможности для реализации поставленных задач. В связи с этим возросла информационная нагрузка на детей, ведь по сравнению даже с нашим детством, она кажется необъятной и огромной для современных детей, и как не потеряться, запомнить, и выделить главное из всего потока, как помочь современному ребенку, как научить выделять и запоминать главное и нужное в его развитии, вот вопрос, который задавала я себе изучая новые технологии для развития ребенка.
Основным направляющим элементом моей работы является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором один из главных акцентов направлен на развитие личности ребенка, в результате чего большое значение в структуре познавательной деятельности приобретает ассоциативно-образное мышление, память, развитие устной речи, и ряд других аспектов, которые способствуют развитию и обогащению интеллектуальных и творческих качеств. Поэтому в результате анализа результатов своих наблюдений за развитием детей дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что образное, и наполненное описаниями запоминание у детей встречается довольно редко. Недостаточное развитие памяти влечет за собой ряд нарушений в формировании психических процессов - недостаточное устойчивое внимание, сниженная память, слабая продуктивность запоминания. Многим детям очень тяжело сосредоточить внимание на каком-то значимом в определенный момент, не могли одновременно отметить не только предметы, явления, но и связь между ними. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно- обоснованных путей развития речи и памяти у детей дошкольного возраста. Тогда я начала изучать литературу и искать методики как помочь в усвоении и запоминания материала для дошкольника, в своих поисках я познакомилась с методом Эйдетики.
Метод эйдетики включает в себя все компоненты восприятия у ребенка, он опирается на ассоциативно-образные мышления, которое является для него естественным, и обеспечивает развитие творческих качеств, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Что же такое этот метод Эйдетики, и как с ним работать? Эйдетика (Эйдос" в переводе с греческого - "образ") — это новое направление, специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, с помощью которых ребенок может быстрее, и лучше запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Эйдетика лучший помощник в обучении детей. Дети мыслят «формами, звуками, красками и ощущениями». В основе всех методов в эйдетике лежат ассоциации.
Целью моей работы по технологии эйдетики является создание условий для развития образно – ассоциативного мышления посредствам применения технологии «эйдетики».
Проведя анализ полученных данных, мною были поставлены следящие задачи:
- дать ребенку стимул стремиться к новым познаниям, инициируя его инициативность.
- обратить внимание родителей, что активизация памяти, способствует формированию познавательно –речевого развития.
- развивать скрытые таланты по средствам личностно – ориентированного подхода.
- способствовать развитию не только воображению и памяти, но и слухового и зрительного внимания,
Научно - методической опорой применение эйдетики — это использование при работе опорных схем, таблиц, карт, помогающие мне развивать у детей память, мышление, формировать навыки объяснительной речи, делать выводы, побуждающие детей к размышлению. В эйдетики существует ряд принципов, которые помогают правильно применять технологию:
- Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
- Принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала.
- Принцип конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации.
- Принцип комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу всех специалистов учебно-воспитательного процесса.
Так же необходимо учитывать и соблюдать правила эйдетики:
- Каждая игра-комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, карточек и другого методического пособия.
- Задания предлагаются ребенку в разных формах: модели, схемы, рисунок, письменная или устная инструкция
- Задания предлагаются в порядке нарастания сложности
- Большинство заданий не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий
Направление моей деятельности связанны с развитием познавательных способностей детей; развитием различных способностей у ребенка, которые реализуются в следующих формах работы: групповых, индивидуальных, подгрупповых занятиях.
Изучив и проанализировав новую методику, я решила применить ее в своей работе, для начала необходимо было приготовить материал, и комплекс игр и развивающих упражнений по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти методами эйдетики так же моя работа состоит из нескольких этапов освоения технологии эйдетики:
I. Этап – подготовительный.
Цель: Подготовить необходимый материал, и сформировать у детей умения сосредотачиваться и концентрации внимания перед основным этапом развития образно-ассоциативного мышления и памяти.
II. Этап - развитие образно-ассоциативного мышления
Цель: ознакомить детей с понятием «ассоциация»; практиковать в подборе произвольных ассоциаций, выстраивании цепочек ассоциаций; умение выделять свойства объектов (в том числе скрытые) и устанавливать ассоциативные связи с опорой на свойства объектов; определять функции объекта методом «эмпатии» и формулировать их, устанавливать ассоциативные связи между объектами по функциям.
III. Этап - развитие памяти
Цель: развивать способность ребёнка в запоминании различных видов информации; усвоения мнемотехнических приемов, способствующих расширить объем оперативной памяти.
На первоначальном этапе практического применения эйдетики в работе с детьми, мы играли в игру «Следствие ведут знатоки», смысл игры найти предмет в ближайшем окружении по описанию, интерес именно этой игры у етей очень большой, кто из нас не мечтал стать великим сыщиком?! Далее эта игра усложнялась, и мы уже искали детей по описанию. Далее использовались игры на слуховое восприятие, это такие игры как: «Угадай меня по звуку» с использованием музыкальных инструментов, «Ау» игра где один ребенок на звук определяет кто зовет его «Ау», здесь мною отмечен огромный интерес у детей так как отгадать кто тебя позвал не всегда удаётся с первого раза, хотя голоса детей из группы слышишь пять дней в неделю. Усложняя с каждым разом игры добавляю игры с карточками «Чего не стало?» для начала используем 3-4 карточки, и по результатам увеличиваем количества. «Сказочник» в этой игре предлагаю 2-3 картинки с предметами, и прощу помочь придумать для маленького медвежонка сказку на ночь, дети с удовольствие помогают. Моим детям очень понравилась и полюбилась игра «Делай как я», для начала движения показывала я, но в дальнейшем дети сами показывали танцевальные движения, а остальные повторяли, это упражнение очень помогают в запоминании танцев с музыкальных занятий, когда вместо взрослого один ребенок во время игры показывает элементы танца другие с удовольствием, повторяют, при том что на занятии повторять за взрослым не всегда сразу возникает у всех желание и интерес. На следующем этапе внедрения методики Эйдетики, я совместно с логопедом группы, продумывали схемы для более легкого и успешного запоминания стихотворений. С использованием схемы стихотворения время на заучивания стихов по нашим наблюдениям используется намного меньше, чем заучивание на слух. Очень часто использую методику и на других занятиях, например, в рисовании на свободную тему в помощь для выбора направления рисунка я предлагаю в начале занятия каждому ребенку предлагаю из «волшебного мешочка» взять цветную карточку, и обсудить с ребенком: что ты чувствуешь, когда видишь этот цвет, что представляешь, а что бы ты нарисовал этим цветом? в процессе обсуждения у ребенка выстраивается образ и сюжет рисунка. Использование образов в математике позволяет закрепить знание геометрических фигур и соотношение их с предметом, а если добавить еще и цифру, то закрепляется и счет предметов, также при обсуждении предметов можно закрепить такие понятия как «выше или ниже, шире или уже». В итоге хочу сказать, что каждая разработанная игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков. Задания предлагаются в разных формах организации: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, устных инструкций.
Применение различных приемов эйдетики в ежедневной деятельности, приводит к эффективным и очень увлекательным способом формирования и саморазвития памяти, речи, мышления и воображения у дошкольников. Необычные и увлекательные упражнения и игры эйдетики, влекут за собой не только успехи в обучении, но и усвоение программы обучения дошкольников.
В этом учебном году мы с ребятами только открыли мир эйдетики, а впереди нас ждет еще море интересного и неизвестного.
Список используемой литературы:
- Аристова Т.А. Учиться успешно / развивающиеся возможности обучения - Учебно методическое пособие СПб .; Бостон, 2010.
- Осорина М. Секретный мир детей. Санкт-Петербург 1999г.
- Оклендер В. Окна в мир ребёнка. Москва 1997г.
- Доман Г. Как развить интеллект ребёнка. Москва 1998г.
- Матюгин И. Как запоминать цифры. Москва 2001г.
- Матюгин И. Зрительная, тактильная, обонятельная, память.
- Бабушкина А. А., Умнова О. А. «Лучшие игры и упражнения для развития памяти и интеллекта у детей 5 – 9 лет» изд. «Клуб семейного досуга», 2011.
- В. Козаренко «Мнемотехника» изд. «OZON.RU», 2007.
Ресурсы сети интернет: точка доступа
https://www.shaleny-ravlyk.com/книги-по-эйдетике-самоучитель/
https://matugin-eidos.com
https://chudor.ru/vospitatelyu/opyt-raboty-vospitatelya-dou/41-eydetika-v-uchebnoy-deyatelnosti-doshkolnikov
https://www.koob.ru/matiugin/
https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/sistema-eydetiki/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мышления,воображения и памяти ребёнка с помощью оригинальных методов эйдетики.
Краткое описание принципов и методов развития памяти при помощи игр, тренингов и упражнений применяемых в Школе эйдетики.Методика оздаравливающая организм, снимающая стресс. При помощи которой в...
Тренируем память детей по методике Эйдетика
данная консультация поможет с егкостью запоминать детям большой объем информации и правильно использовать свою память...
перспективный план работы по использованию методов эйдетики с детьми дошкольного возраста
в плане отражены элементы НОД и игры...
Мастер-класс в университете: «Повышение педагогического мастерства благодаря использованию приемов эйдетики»
Принцип эйдетики: воображение + положительные эмоции = усвоенная информация....
Комплекс развивающих игр по эйдетике "ЭЙДЕТИКА - МЫ ВМЕСТЕ"
Дошкольный возраст является сензитивным периодом, который он характеризируется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению, а также развитием творческого мышления.Одним из средст...
Комплекс развивающих игр по эйдетике «ЭЙДЕТИКА-МЫ ВМЕСТЕ»
Комплекс развивающих игр по эйдетике«ЭЙДЕТИКА-МЫ ВМЕСТЕ»...