Статья "Занимательная Эйдетика"
статья

Герасимовская Элла Сергеевна

Что же такое этот метод Эйдетики, и как с ним работать? Эйдетика (Эйдос" в переводе с греческого - "образ") — это новое направление, специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, с помощью которых ребенок может быстрее, и лучше запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Эйдетика лучший помощник в обучении детей. Дети мыслят «формами, звуками, красками и ощущениями». В основе всех методов в эйдетике лежат ассоциации.

Целью моей работы по технологии эйдетики является создание условий для развития образно – ассоциативного мышления посредствам применения технологии «эйдетики».

Проведя анализ полученных данных, мною были поставлены следящие задачи:

- дать ребенку стимул стремиться к новым познаниям, инициируя его инициативность.

- обратить внимание родителей, что активизация памяти, способствует формированию познавательно –речевого развития.

- развивать скрытые таланты по средствам личностно – ориентированного подхода.

- способствовать развитию не только воображению и памяти, но и слухового и зрительного внимания,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занимательная Эйдетика.

Герасимовская Элла Сергеевна

                            воспитатель

                                                       муниципальное автономное

                                                         дошкольное образовательное

                                                          учреждение №322 «Морозко»

                               г. Красноярск.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету», К. Д. Ушинский.

Современный мир, это постоянное движение, появление чего –либо нового, необычного, в следствии чего возрастает востребованность в творческой личности, имеющей способность применять неожиданные и нестандартные решения и возможности для реализации поставленных задач. В связи с этим возросла информационная нагрузка на детей, ведь по сравнению даже с нашим детством, она кажется необъятной и огромной для современных детей, и как не потеряться, запомнить, и выделить главное из всего потока, как помочь современному ребенку, как научить выделять и запоминать главное и нужное в его развитии, вот вопрос, который задавала я себе изучая новые технологии для развития ребенка.

Основным направляющим элементом моей работы является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором один из главных акцентов направлен на развитие личности ребенка, в результате чего большое значение в структуре познавательной деятельности приобретает ассоциативно-образное мышление, память, развитие устной речи, и ряд других аспектов, которые способствуют развитию и обогащению интеллектуальных и творческих качеств. Поэтому в результате анализа результатов своих наблюдений за развитием детей дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что образное, и наполненное описаниями запоминание у детей встречается довольно редко. Недостаточное развитие памяти влечет за собой ряд нарушений в формировании психических процессов - недостаточное устойчивое внимание, сниженная память, слабая продуктивность запоминания. Многим детям очень тяжело сосредоточить внимание на каком-то значимом в определенный момент, не могли одновременно отметить не только предметы, явления, но и связь между ними. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно- обоснованных путей развития речи и памяти у детей дошкольного возраста. Тогда я начала изучать литературу и искать методики как помочь в усвоении и запоминания материала для дошкольника, в своих поисках я познакомилась с методом Эйдетики.

Метод эйдетики включает в себя все компоненты восприятия у ребенка, он опирается на ассоциативно-образные мышления, которое является для него естественным, и обеспечивает развитие творческих качеств, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Что же такое этот метод Эйдетики, и как с ним работать? Эйдетика (Эйдос" в переводе с греческого - "образ") — это новое направление, специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, с помощью которых ребенок может быстрее, и лучше запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Эйдетика лучший помощник в обучении детей. Дети мыслят «формами, звуками, красками и ощущениями». В основе всех методов в эйдетике лежат ассоциации.

Целью моей работы по технологии эйдетики является создание условий для развития образно – ассоциативного мышления посредствам применения технологии «эйдетики».

Проведя анализ полученных данных, мною были поставлены следящие задачи:

- дать ребенку стимул стремиться к новым познаниям, инициируя его инициативность.

- обратить внимание родителей, что активизация памяти, способствует формированию познавательно –речевого развития.

- развивать скрытые таланты по средствам личностно – ориентированного подхода.

- способствовать развитию не только воображению и памяти, но и слухового и зрительного внимания,

Научно - методической опорой применение эйдетики — это использование при работе опорных схем, таблиц, карт, помогающие мне развивать у детей память, мышление, формировать навыки объяснительной речи, делать выводы, побуждающие детей к размышлению. В эйдетики существует ряд принципов, которые помогают правильно применять технологию:

- Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;

- Принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала.

- Принцип конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации.

- Принцип комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу всех специалистов учебно-воспитательного процесса.

Так же необходимо учитывать и соблюдать правила эйдетики:

  •  Каждая игра-комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, карточек и другого методического пособия.
  • Задания предлагаются ребенку в разных формах: модели, схемы, рисунок, письменная или устная инструкция
  • Задания предлагаются в порядке нарастания сложности
  • Большинство заданий не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий

Направление моей деятельности связанны с развитием познавательных способностей детей; развитием различных способностей у ребенка, которые реализуются в следующих формах работы: групповых, индивидуальных, подгрупповых занятиях.

Изучив и проанализировав новую методику, я решила применить ее в своей работе, для начала необходимо было приготовить материал, и комплекс игр и развивающих упражнений по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти методами эйдетики так же моя работа состоит из нескольких этапов освоения технологии эйдетики:

I. Этап – подготовительный.

Цель: Подготовить необходимый материал, и сформировать у детей умения сосредотачиваться и концентрации внимания перед основным этапом развития образно-ассоциативного мышления и памяти.

II. Этап - развитие образно-ассоциативного мышления

Цель: ознакомить детей с понятием «ассоциация»; практиковать в подборе произвольных ассоциаций, выстраивании цепочек ассоциаций; умение выделять свойства объектов (в том числе скрытые) и устанавливать ассоциативные связи с опорой на свойства объектов; определять функции объекта методом «эмпатии» и формулировать их, устанавливать ассоциативные связи между объектами по функциям.

III. Этап - развитие памяти

Цель: развивать способность ребёнка в запоминании различных видов информации; усвоения мнемотехнических приемов, способствующих расширить объем оперативной памяти.

На первоначальном этапе практического применения эйдетики в работе с детьми, мы играли в игру «Следствие ведут знатоки», смысл игры найти предмет в ближайшем окружении по описанию, интерес именно этой игры у етей очень большой, кто из нас не мечтал стать великим сыщиком?! Далее эта игра усложнялась, и мы уже искали детей по описанию. Далее использовались игры на слуховое восприятие, это такие игры как: «Угадай меня по звуку» с использованием музыкальных инструментов, «Ау» игра где один ребенок на звук определяет кто зовет его «Ау», здесь мною отмечен огромный интерес у детей так как отгадать кто тебя позвал не всегда удаётся с первого раза, хотя голоса детей из группы слышишь пять дней в неделю. Усложняя с каждым разом игры добавляю игры с карточками «Чего не стало?» для начала используем 3-4 карточки, и по результатам увеличиваем количества. «Сказочник» в этой игре предлагаю 2-3 картинки с предметами, и прощу помочь придумать для маленького медвежонка сказку на ночь, дети с удовольствие помогают. Моим детям очень понравилась и полюбилась игра «Делай как я», для начала движения показывала я, но в дальнейшем дети сами показывали танцевальные движения, а остальные повторяли, это упражнение очень помогают в запоминании танцев с музыкальных занятий, когда вместо взрослого один ребенок во время игры показывает элементы танца другие с удовольствием, повторяют, при том что на занятии повторять за взрослым не всегда сразу возникает у всех желание и интерес. На следующем этапе внедрения методики Эйдетики, я совместно с логопедом группы, продумывали схемы для более легкого и успешного запоминания стихотворений. С использованием схемы стихотворения время на заучивания стихов по нашим наблюдениям используется намного меньше, чем заучивание на слух. Очень часто использую методику и на других занятиях, например, в рисовании на свободную тему в помощь для выбора направления рисунка я предлагаю в начале занятия каждому ребенку предлагаю из «волшебного мешочка» взять цветную карточку, и обсудить с ребенком: что ты чувствуешь, когда видишь этот цвет, что представляешь, а что бы ты нарисовал этим цветом? в процессе обсуждения у ребенка выстраивается образ и сюжет рисунка.  Использование образов в математике позволяет закрепить знание геометрических фигур и соотношение их с предметом, а если добавить еще и цифру, то закрепляется и счет предметов, также при обсуждении предметов можно закрепить такие понятия как «выше или ниже, шире или уже». В итоге хочу сказать, что каждая разработанная игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков. Задания предлагаются в разных формах организации: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, устных инструкций.

Применение различных приемов эйдетики в ежедневной деятельности, приводит к эффективным и очень увлекательным способом формирования и саморазвития памяти, речи, мышления и воображения у дошкольников. Необычные и увлекательные упражнения и игры эйдетики, влекут за собой не только успехи в обучении, но и усвоение программы обучения дошкольников.

В этом учебном году мы с ребятами только открыли мир эйдетики, а впереди нас ждет еще море интересного и неизвестного.

Список используемой литературы:

  1. Аристова Т.А. Учиться успешно / развивающиеся возможности обучения - Учебно методическое пособие СПб .; Бостон, 2010.
  2. Осорина М. Секретный мир детей. Санкт-Петербург 1999г.
  3. Оклендер В. Окна в мир ребёнка. Москва 1997г.
  4. Доман Г. Как развить интеллект ребёнка. Москва 1998г.
  5. Матюгин И. Как запоминать цифры. Москва 2001г.
  6. Матюгин И. Зрительная, тактильная, обонятельная, память.
  7. Бабушкина А. А., Умнова О. А. «Лучшие игры и упражнения для развития памяти и интеллекта у детей 5 – 9 лет» изд. «Клуб семейного досуга», 2011.
  8. В. Козаренко «Мнемотехника» изд. «OZON.RU», 2007.

Ресурсы сети интернет: точка доступа

https://www.shaleny-ravlyk.com/книги-по-эйдетике-самоучитель/

https://matugin-eidos.com

https://chudor.ru/vospitatelyu/opyt-raboty-vospitatelya-dou/41-eydetika-v-uchebnoy-deyatelnosti-doshkolnikov

https://www.koob.ru/matiugin/

https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/sistema-eydetiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мышления,воображения и памяти ребёнка с помощью оригинальных методов эйдетики.

Краткое описание принципов и методов развития памяти при помощи игр, тренингов и упражнений применяемых в Школе эйдетики.Методика оздаравливающая организм, снимающая стресс. При  помощи которой в...

Тренируем память детей по методике Эйдетика

данная консультация поможет с егкостью запоминать детям большой объем информации и правильно использовать свою память...

Мастер-класс в университете: «Повышение педагогического мастерства благодаря использованию приемов эйдетики»

Принцип эйдетики: воображение + положительные эмоции = усвоенная информация....

Комплекс развивающих игр по эйдетике "ЭЙДЕТИКА - МЫ ВМЕСТЕ"

Дошкольный возраст является сензитивным периодом, который он характеризируется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению, а также развитием творческого мышления.Одним из средст...

Комплекс развивающих игр по эйдетике «ЭЙДЕТИКА-МЫ ВМЕСТЕ»

Комплекс развивающих игр по эйдетике«ЭЙДЕТИКА-МЫ ВМЕСТЕ»...