Сообщение к МО по ЭЙДЕТИКЕ На тему: «Эйдетика и ее польза для всестороннего развития детей дошкольного возраста и их психических процессов в свете ФГОС ДО»
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Сообщение к МО по ЭЙДЕТИКЕ
На тему: «Эйдетика и ее польза для всестороннего развития детей дошкольного возраста и их психических процессов в свете ФГОС ДО»
Добрый день уважаемые коллеги! Меня зовут Мартыненкова Мария Ивановна. Я являюсь воспитателем детского сада «Звездочка». И сегодня хотелось бы поговорить, о таком понятии как эйдетика и ее пользе для всестороннего развития детей дошкольного возраста и их психических процессов.
Из нашей встречи вы узнаете:
- Что такое эйдетика;
- История возникновения данного направления
- Ее задачи и приемы
- Как применяются средства эйдетики для развития речи детей дошкольного возраста
- А так же познакомитесь с практическими приемами этой методики в работе с детьми дошкольного возраста.
Итак, все по порядку.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования делает акцент на развитие личности ребенка, в котором огромное значение в структуре познавательной деятельности приобретает ассоциативно-образное мышление, обеспечивающее целостность восприятия объектов познания, способствующее формированию его интеллектуальных и творческих качеств.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом, который характеризируется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению, а также развитию творческого мышления.
Одним из средств развития образно-ассоциативного мышления, детей старшего дошкольного возраста является метод эйдетики, который направлен на развитие всех видов памяти, в единстве с творческим мышлением, воображением.
Эйдетика — новое направление в современной детской психологии, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Она активно применяется для обучения детей дошкольного возраста, даже нравится им, так как использует в качестве основы простые игры. Получается, что вместо скучной зубрёжки информация усваивается через ассоциации.
Нужно ли развивать память ребенка?
Сегодня много говорят о развитии памяти, о том, что заниматься с ребенком нужно с раннего детства.
От того, насколько малыш будет хорошо и быстро запоминать, напрямую зависят его успехи в обучении. Чем лучше работает память, тем проще ребенку усваивать новые знания, а, значит, у него будет больше шансов добиться успехов сначала в учебе, а затем в карьере и бизнесе. Да и в простом быту хорошая память – замечательный помощник, позволяющий экономить время и деньги.
Слайд 3.
Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы так важны в жизни детей.
Как же помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать интерес, побуждать дошкольников к речевой активности, дарить ощущение успеха?
На эти вопросы отвечает эйдетика. Что же это такое?
Слайд 4.
Система эйдетики - память без границ.
Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы.
Слайд 5.
Слайд 6.
относится
Слайд 7
Например:ВсеНо е
Эйдетика как методика следует определённой последовательности и учит, как запоминать через зрительные образы. Алгоритм состоит из выработки уверенности в собственных способностях и поступках, правильной подготовки к системе, проработку специальных методов с повторением пройденного материала. Все преимущества раскрываются уже на первом занятии.
Слайд 8
К достоинствам можно отнести:
- Представление информативного потока с учётом индивидуальных взглядов и особенностей каждого малыша.
- Радостную и непринуждённую атмосферу, которая создаётся благодаря игровой форме обучения.
- Эйдетика использует все учебные материалы из окружающего нас пространства: от любимых игрушек и книжек до предметов быта, инструментов, животных, транспортных средств и т.д.
Методика позволяет развивать всесторонне развитую личность, делая ребенка уверенным в себе человеком с творческим подходом к жизни.
Слайд 9.
Эйдетика предлагает строить работу с детьми на основе ассоциаций, таких как:
- цветовые;
- ассоциации, связанные с геометрическими формами;
- тактильные;
- предметные;
- звуковые;
- вкусовые;
- обонятельные;
- графические ассоциаций;
- свободные ассоциации, связанные с предметными образами;
Слайд 10.
В ЦВЕТОВЫХ АССОЦИАЦИЯХ
Детям предлагаются карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов.
Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди картинок разных предметов именно то, изображение которое у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок должен постараться обосновать ответ.
Можно изменить ход игры: наоборот, предложить ряд предметных изображений и спросить: «О каком цвете вы подумали? Почему?»
Слайд 11.
АССОЦИАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.
Для этого вида работы понадобятся картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов.
Вопросы задаются аналогично: «У меня есть круг. О каких предметах вы подумали?»
Слайд 12,13
В ТАКТИЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЯХ
Понадобиться набор тактильных картинок, которые предложил профессор, доктор педагогических наук Игорь Матюгин. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр и мн. др.
Так же к коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, кусками проволоки, с дерматиновым покрытием.
Принцип работы остается таким же, как и в предыдущих видах работы: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинке?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый).
Слайд 14.
ПРЕДМЕТНЫЕ АССОЦИАЦИИ.
Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов или между собой, или с их признаками. Для использования этого приема, вам понадобиться иметь набор разных предметов: ниточку, палочку, трубочку, бумажку, кусок ткани, шишку, каштан, камушек, ракушку, монетку, пуговицу.
Я беру нитку и говорю: «Длинное и гибкое». О чем вы подумали? Или например держу монетку и говоритю: «Круглое и железное». О чем вы подумали? (банка, ее закрывают крышкой).
Слайд 15.
ЗВУКОВЫЕ АССОЦИАЦИИ.
В эйдетике применяются аудио записи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков.
Нужно сделать мешочки и положить в них различные предметы, порождающих звуки. Например: в один мешочек положите бумагу, в другой-монеты, в третий – коробочку с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Ставим перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?» (я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков. Так же, нужно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Предложите звук, например, звон монеток и спросите: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» Старайтесь прятать за ладонью эти источники звуков, которые нельзя положить в мешочек: ножницы, дудочку, стакан с водой ...
Вывод:
Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти у дошкольников.
А о применении средств эйдетики для развития речи детей дошкольного возраста вам расскажет учитель-логопед детского сада «Звездочка» - Колчинская Ольга Сергеевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Сюжетно - ролевые игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста".
В докладе описана роль сюжетно - ролевых игр на развитие детей дошкольного возраста, структура и содержание сюжетно - ролевой игры, руководство сюжетно - ролевой игрой, описание сюжетно - ролевой игры...
Родительское собрание: «Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Родительское собрание на тему: «Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста»...
Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста
Родительское собрание «Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста»...
Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы....
Мастер-класс для воспитателей "Новые виды конструированиякак средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника"
Мастер-класс для воспитателей"Новые виды конструированиякак средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника"...