Проект «Куколки из сундука». Вид проекта: прикладной (творческий). Возраст детей: 5-7 лет
проект (подготовительная группа)

Проект «Куколки из сундука». Цель проекта: Познакомить детей с народной куклой. Проблемный вопрос: Имеет ли русская народная кукла актуальность использования в наше время? В современном мире со множеством игр и игрушек идет обесценивание предметов и как следствие, у детей развивается слабый интерес к народной кукле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект «Куколки из сундука».36.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 Приморского района

Санкт-Петербурга

Тема проекта: «Куколки из сундука»

Автор разработчик: воспитатель

Комкова Татьяна Александровна

Санкт-Петербург 2024

Тема проекта «Куколки из сундука»

Вид проекта: прикладной (творческий).

Возраст детей: 5-7 лет

Актуальность проекта:

Современное общество насыщенно яркими, интересными, и даже, на мой взгляд, не нужными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Время летит, люди меняются, дети становятся другими, но природа детства остаётся прежней, как и у наших родителей, бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек: дети растут, играют, познают мир.

В современном мире игрушки наших детей взяты из героев мультфильмов западных стран, и ребёнок не знаком с традиционными русскими народными игрушками. Наша задача показать детям какими игрушками играли наши прадедушки и прабабушки. В современной семье – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и чаще всего игрушки не несут никакого художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка кратковременное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, купить другую, чем отремонтировать вместе с ребёнком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушка носитель народной культуры и родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек детей всегда была кукла. Именно кукле приписывают главную роль посредника, между миром детей и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят во взрослую жизнь. Поэтому мы решили помочь своим воспитанникам, и на примере народной игрушки расширить знания об истории и традициях в использовании кукол, проявить интерес к изготовлению кукол и использованию их в игровой деятельности. А так же воспитывать бережное отношение к культуре своего народа. Узнавая историю возникновения куклы, мы узнаем свое прошлое, узнаём во что и как играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

Цель проекта: Познакомить детей с народной куклой.

Проблемный вопрос: Имеет ли русская народная кукла актуальность использования в наше время?

В современном мире со множеством игр и игрушек идет обесценивание предметов и как следствие, у детей развивается слабый интерес к народной кукле. Проанализировав уровень знаний детей об истории русского народа, я пришла к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения показали, что необходимо изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей и традициями русского народа, считаю, что с решением данной проблемы поможет справиться проект «Куколки из сундука», который знакомит детей с культурой и традициями русского народа, а также с русской народной куклой, дети узнают, о том, что кукла, это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять нетрудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Задачи проекта:

Обучающие:

Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол;

Приобщать к истокам духовной культуры русского народа;

Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;

Развивающие:

Развивать творческие и познавательные способности;

Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;

Формировать умения детей изготавливать куклы своими руками и с помощью родителей и педагога;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.

Обогащать словарный запас дошкольников.

Продукт проекта: фотоальбом «Волшебный мир русской народной куклы», выставка детских работ, изготовленных детьми «Куколки из сундука» (мини-музей), экскурсии в Петербургский музей кукол. Подборка литературы о куклах, коллекция народных кукол.

Сроки реализации: долгосрочный с 01 октября по 01 апреля 2025 года

Участники проекта: дети группы «Фантазеры», воспитатель, родители.

Практическая значимость проекта:

- формирование знаний об истории русской народной куклы, материалах, инструментах, необходимых для изготовления разнообразных кукол;

-развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

- совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей старшего (подготовительного) дошкольного возраста.

- приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;

- повышение интереса дошкольников к культуре русского народа, к русским народным куклам.

- создание необходимых условий для ознакомления детей с разными народными куклами (альбом разных видов кукол; подборка иллюстраций и фотографий; технологические карты по изготовлению народных кукол; мини-музей «Куколки из сундука»»).

- воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

- развитие умения детей самостоятельно создавать народные куклы (деревянные, тряпичные и тд).

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап:

#1055;одбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного

материала, фото иллюстраций о куклах, чтение стихов и сказок о куклах.

#1056;азработка конспектов, составление перспективного плана, создание

развивающей среды по данному проекту, цикла бесед «Народная игрушка».

3. Привлечение родителей к реализации проекта.

Основной этап:

#1055;роведение цикла занятий.

2. Посещение Петербургского музея кукол, библиотеки, просмотр мастер-классов по изготовлению кукол и игрушек.

3. Создание кукол собственными руками.

4. Консультации с родителями.

5. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с

проектной деятельностью

Заключительный этап:

Презентация проекта «Русская народная кукла» на встрече с родителями. Выставка детского творчества «Куколки из сундука» (Создание мини-музей «Куколки из сундука»)

Проект построен на основе главных методических принципов:

учет возрастных особенностей, доступность, постепенность усложнения.

Ожидаемый результат: для педагога:

- повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;

- распространение педагогического опыта в ДОУ.

Для детей:

-приобщение детей к истории русского народа, его обычаям и традициям;

-повышение интереса к народной кукле;

- развитие познавательной активности в изучении истории русского народа;

-развитие творческого воображения, стремления к самостоятельному творчеству, к изучению мира предметов и вещей;

- развитие умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к помощи взрослых;

- развитие мелкой моторики рук;

- расширение и активизация словарного запаса: «народная», «фартук», «кайма», «рукодельница», «безликая», «оберег», «лоскут», «тряпичная» и др.

Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о культуре и традициях русского народа, об истории русской народной тряпичной куклы, будут знать различные виды кукол, проявлять интерес к истории своего народа и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены

Для родителей:

- участие родителей в организации работы по проекту;

- активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ и создании коллекции «Народная кукла».

Подготовительный этап

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Результат

в течение октября

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного

материала, фото иллюстраций о куклах, чтение стихов и сказок о куклах.

Разработка конспектов, составление перспективного плана, создание развивающей среды по данному проекту, цикла бесед «Куколки из сундука».

Привлечение родителей к реализации проекта.

Консультации с родителями.

Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с

проектной деятельностью

Работа с родителями: -Консультация «Как выбрать игрушку для ребѐнка?»

«Какие игрушки

необходимы детям 5-6лет»

Альбомы с изображением кукол;

Дидактические игры;

Атрибуты для изготовления кукол: ткань, нитки, солома, вата, спилы березы,

Куклы, атрибуты для игры с куклой;

Мультимедийное оборудование (телевизор, ноутбук)

Фотоотчет

Протокол встречи с родителями

Информация на стенде

Основной этап

Дорожная карта основного этапа проекта

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

Октябрь

Выходные дни

Посещение Петербургского музея кукол

Родители, дети, воспитатель

Фотоотчет

Ноябрь

____неделя, согласно расписанию

Чтение художественной литературы: чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле (приложение № 1). Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка», «Куколка в траве», «Кукла».

Дидактические игры: «Третий лишний», «Одень бумажную куклу», «Что из чего», «Узнай элемент узора».

Воспитатель, дети

Фотоотчет

Ноябрь

_____неделя, согласно расписанию

Беседы о народной игрушке,

истории возникновения: «Жизнь и быт предков», «Многообразие кукол». Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с куклами – «Путешествие в прошлое куклы»

Беседа с детьми «Знакомство с видами кукол» (игровые, обрядовые, обереговые).

Воспитатель, дети

Фотоотчет

Ноябрь

_____неделя, согласно расписанию

Просмотр мастер-классов по изготовлению кукол и игрушек

Воспитатель, дети

Фото и видеоотчёт

Ноябрь

_____неделя, согласно расписанию

Информация в родительский уголок: «Что такое русская - народная игрушка»

Мастер-класс «Кукла-закрутка своими руками».

Воспитатель, дети

Информация на стенде

Декабрь

_____неделя, согласно расписанию

Просмотр мастер-классов по изготовлению кукол и игрушек. (Просмотр презентации «Куклы русского народа») Просмотр видеофильмов: Кукла-кувадка своими руками, Кукла Крупеничка, Кукла Кубышка-Травница, Кукла Подорожница, Кукла Неразлучники, Кукла Счастье. «Как сделать куклу мотанку».

Воспитатель, дети

Фото и видеоотчет

Де-кабрь

_____неделя, согласно расписанию

Исследование куклы. Знакомство с материалами: деревянными палочками, спилами, тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстя-ная, льняная, ситцевая).

Изготовление с детьми кукол («кукла-пеленашка», «кукла-кувадка», «кукла малышок-голышок», «куклы-капустка»).

Воспитатель, дети

Фото и видеоот-чет

В течение января-марта

_____неделя, соглас-но расписанию

Воспитатель, дети

Фото и видеоотчет

Январь

_____неделя, соглас-но расписанию

Создание кукол собственными руками.

Рисование: «Нарисуй тряпичную куклу».

Аппликация: «Кукла в национальном костюме».

Воспитатель, дети

Фото и видеоотчёт

Январь

_____неделя, согласно расписанию

Художественное творчество: Кукла из ниток, кукла из соломы.

Воспитатель, дети

Фотоотчет

Февраль

_____неделя, согласно расписанию

Конструирование: «Домик для куклы»

Театрализованная деятельность с использованием кукол собственного изготовления «Крошечка Хаврошечка»

Воспитатель, дети

Фотоотчет

Февраль

_____неделя, согласно расписанию

Хороводные игры: «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…».

Воспитатель, дети

Фото и видеоотчёт

Март

1-2 неделя

Слушание музыкальных произведений о куклах, русских народных песен.

Воспитатель, дети

Видео

отчет

Март

3-4 неделя

Слушание музыки: Ольга Зарубина «Песня куклы», «Русские матрешки».

Воспитатель, дети

Фото и видеоот-чёт

Апрель

3-4 неделя

Русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня», «Гуси-лебеди», «Ай ду-ду-ду».

Пальчиковая гимнастика: «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы».

Воспитатель, дети

Фото и видеоот-чёт

Апрель

4 неделя

Создание в группе мини-музея «Куколки из сундука».

Воспитатель

Презентация проекта «Куколки из сундука».

Заключительный этап

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

Создание в группе мини-музея «Куколки из сундука».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (средняя группа)

Проект «Нетрадиционные техники рисования  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»(средняя группа)...

Тема проекта:Конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста

На сегодняшний день дошкольники много времени проводят за компьютерными играми и просмотром мультфильмов, что приводит к недостаточной степени развития мелких и крупных мышц рук и технических умений. ...

ПРОЕКТ «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

            Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной д...

Проект "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Проект "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"...

Презентация проекта «Куколки из сундука». Вид проекта: прикладной (творческий). Возраст детей: 5-7 лет

В современной семье – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и чаще всего игрушки не несут никакого художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка кратковременное: поиграл и заб...