Педагогический проект «Сказочная карта России»
проект (подготовительная группа)

Довгаль Валентина Михайловна

Предмет «География» не введен в программу ДО. Существует потребность в знакомстве детей с городами России. Что бы знакомство было интересным изучать города решено по сказочной карте. Таким образом, многие города, с которыми предлагается ознакомится воспитанникам, будут ассоциироваться со сказочными героями и запоминание пройдет лучше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

Педагогический проект

 «Сказочная карта России»

в подготовительной группе

Воспитатели:

Довгаль В.М.

г. Гагарин

2023 год

Паспорт проекта

Возраст детей: 6-7 лет.

Вид проекта: групповой, исследовательский - творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Срок реализации: 04.12. -15.12. 2023г.

Актуальность проекта:

Предмет «География» не введен в программу ДО. Существует потребность в знакомстве детей с городами России. Что бы знакомство было интересным изучать города решено по сказочной карте. Таким образом, многие города, с которыми предлагается ознакомится воспитанникам, будут ассоциироваться со сказочными героями и запоминание пройдет лучше.

Параллельно, знакомясь с городами России, у детей дошкольного возрастабудут  формироваться и патриотические чувства

Цель проекта:

формирование и систематизация представлений о своей родине, о городах России, их названия.

Задачи проекта:

  • Изучить сказочную карту, сказочных персонажей;
  • Расширять представления о России, познакомить с ее городами;
  • Вызвать чувство восхищения и восторга красотой и богатством своей Родины;
  • Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания к  Российской Федерации;
  • Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России.
  • Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

Ожидаемый результат проекта: (продукт проекта)

- У детей сформируются знания о городах России.

- У детей повысится познавательный интерес, творческая активность детей и их родителей.

- В процессе занятий, бесед, совместной деятельности, игр у детей активизируется словарный запас, повысится уровень коммуникативной компетентности.

Этапы проекта:

1 этап – организационно – подготовительный:

подбор методической литературы по данной теме; формулировка целей и

задач проекта; информирование родителей, разработка плана мероприятий (подбор детскойхудожественной литературы; разработка конспектов занятий, бесед; подбордидактических игр, подвижных игр, пальчиковой гимнастики).

Дата

Сказочный герой /Родина

Мероприятия

Комментарии

4  декабря

Беседа «Знакомство со сказочной картой России».

1.Сказочная карта России».

(презентация).

2.Развивающие игры «Любимые сказки»,

«Сказки народов мира».

Цель: приобщение детей к культурным традициям городов России, через образы сказочных героев их местоположения на «Сказочной карте России».

5 декабря

Дед Мороз - Великий Устюг (Вологодская обл.)

1.Чтение сказки «Морозко».

2. Просмотр презентации «Морозко».

3.П/и  «Два мороза».

4.Пальчиковая гимнастика «Дед Мороз».

Цель: познакомить с городом в котором проживает Дед Мороз, познакомить с его резиденцией.

6 декабря

Снегурочка и Берендеево царство  - Кострома

1.Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

2.Просмотр презентации «Снегурочка» рус.нар. сказка.

Цель: познакомить с городом, который считается родиной Снегурочки, с теремом, в котором она проживает.

День рождения у Снегурочки 4 апреля. Так несколько лет назад решили в Костроме, где родилась помощница Деда Мороза. И теперь каждый год в начале весны в Костроме отмечают этот  праздник.

7 декабря

Жар-Птица - Палех

1.Чтение сказки

 « Жар – птица и Иван – дурак».

2. ООД нетрадиционное рисование «Перо Жар-птицы».

Цель: рассказать  о комплексе, возведенном в честь Жар – Птицы, о месте, которое назвали ее родиной

Местные жители называют свой город родиной жар-птицы. Она является непременным художественным атрибутом росписи местных мастеров, а сама чудо-птица нарисована на официальном городском гербе.

8 декабря

Царевна-лягушкаГород  Ростов  Великий
Ярославская  область.

1.Чтение сказки «Царевна-лягушка».

Музей Царевны-лягушки – первый сказочный музей  в городе  Ростове.

Его открытие состоялось 23 марта 2012 года

при гостевом доме «Царевна-лягушка»,

 в здании постройки 1790 года.

Переступив порог музея,                                                     вы попадёте в мир сказки «Царевна-лягушка

11 декабря

Чебурашка– Москва.

1.Просмотр мультфильма «Крокодил Гена и его друзья».

2.Артикуляционная гимнастика «Чебурашка».

Цель: познакомить с героем Чебурашки, с историей  создания героя.

В 2008 году на территории детского сада N2550 в Восточном округе был открыт музей Чебурашки. Среди его экспонатов пишущая машинка, на которой писатель Эдуард Успенский создал историю Чебурашки.

12 декабря

Илья Муромец  - Муром (Владимирская обл.)

Добрыня Никитич  - Рязань

Алеша Попович  - Ростов Великий в ярославской области

1.Позновательное развитие «Беседа по картине В.Васнецова «Три богатыря». Просмотр презентации.

Цель: рассказать о селе Карачарово в Муроме, в котором родился богатырь, о местности, на которой находиться данное село. В центре города богатырю установлен бронзовый монумент. А в местном краеведческом музее знаменитому земляку посвящен целый раздел.

Цель: познакомить с городом Рязань, рассказать о добрынином кургане

Согласно былинам в этом городе родился этот богатырь.

Цель: рассказать о родине богатыря городе Ростове Великом, познакомить с самим образом Алеши Поповича, историей его создания

Считается, что прототипом Алеши Поповича послужил ростовский боярин Александр Попович

13декабря

Колобок  - Ульяновск

1.ООД по лепке «Колобок и его друзья».

2.Пальчиковая гимнастика «Колобок».

3. Д/и пазлы «Колобок».

Рассказать о родине Колобка городе Ульяновске, познакомить с усадьбой Колобка.

 С. Петров обнаружил в словаре Даля часто употребляемое в Симбирской губернии слово «колебятка», означавшее последнее тесто из квашни, было как в женском так мужском роде. Здесь в Ульяновске в 2011 году появилась резиденция колобка и два его музея.

14 декабря

Золотая Рыбка  - Большое Болдино

Нижегородская область

1.ООД по развитию речи «Чтение сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

2.Д/и пазлы «Золотая рыбка».

Цель: рассказать историю о том, как село Большое Болдино стало родиной сказочного персонажа «золотой рыбки»

В этом селе А.С. Пушкин написал «Сказку о золотой рыбке». Жители Нижегородской области считают Рыбку своим талисманом.

15 декабря

«Сказочная карта России».Квест-игра.

Цель: Активизировать пассивный словарь детей в процессе игры, формировать умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Задачи: Закреплять умение детей вести диалог. Продолжать закреплять приобретённые детьми произносительные умения и навыки в спонтанной речи.

2 этап - практический.

• Беседы.

• Чтение художественной литературы (сказки, загадки, рассказы).

• Дидактические игры.

• Подвижные игры.

• Пальчиковая гимнастика.

• Физкультминутки.

• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

3 этап - подведение итогов.

• Итоговое занятие «Квест-игра «Путешествие по сказочной карте России»

• Выставка рисунков «Мой любимый сказочный персонаж»

Художественная литература:

  1. Сказка «Морозко»
  2. Сказка «Снегурочка»
  3. Чтение глав из сказки Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»
  4. Пересказ сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
  5. Сказка «Царевна – лягушка»
  6. Сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
  7. Сказка П. Ершова «Конек Горбунок»
  8. Сказка « Жар – птица и Иван – дурак»

Работа с родителями:

1. Оформление папки-передвижки «Сказочная карта России»,

2. Предложить родителям дома вместе с детьми нарисовать рисунок «Мой любимый сказочный персонаж»

Перспектива: в дальнейшем у детей должно сложиться представление о том, что в России множество городов, дети разнообразят свои знания о городах, про которые еще не знали.

http://s59.radikal.ru/i163/1103/67/bfa03e17945d.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П.П.Ершов «Конек-Горбунок»

Слайд 2

Пётр Ершов

Слайд 3

175 лет Книга - юбиляр

Слайд 4

О сказке и её авторе… Автор сказки "Конек-горбунок" Петр Павлович Ершов родился в Сибири в 1815 году. В детстве он слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал. Ершов очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал своих врагов - царя, бояр, купцов, попов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро.

Слайд 5

И он тут же задумал написать своего "Конька-горбунка" -- веселую сказку о смелом Иванушке -- крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-горбунке. Ершов учился в Петербургском университете, когда он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина (они тогда только что появились).

Слайд 6

Сказка была напечатана в 1834 году. А. С. Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о "Коньке-горбунке". Окончив университет, Ершов вернулся из Петербурга в Сибирь, на свою родину, и там прожил всю жизнь.

Слайд 7

Сказка Ершова вышла отдельной книжкой в 1834 году и выдержала при жизни автора семь изданий.

Слайд 8

В основу произведения легли народные сказки. Отдельные эпизоды Ершов объединил в один богатый приключениями рассказ.

Слайд 9

Сюжет

Слайд 10

В тридесятом царстве жил-был царь. И задумал тот царь взять в жены девицу-красавицу.

Слайд 11

А чтобы заполучить её, послал за ней Иванушку, крестьянского сына... А если не выполнит Иван царского задания, не сносить тогда ему головы.

Слайд 12

Тут-то и пришел на помощь к Иванушке сказочный и волшебный Конёк-Горбунок...

Слайд 13

Достать Жар-птицу . Какое первое задание дал царь Ивану? Царь, затрясши бородою: «Что, рядиться мне с тобою! – Закричал он. – Но смотри, Если ты недели в три Не достанешь мне Жар-птицу В нашу царскую светлицу, То – клянуся бородой! – Ты поплатишься со мной…»

Слайд 14

Какое второе задание получил Иван? Найти Царь-девицу Царь, затрясши бородою: «Что, рядиться мне с тобою! – Закричал он. – Но смотри, Если ты недели в три Не достанешь мне Царь-девицу В нашу царскую светлицу, То – клянуся бородой! – Ты поплатишься со мной…»

Слайд 15

Каким было третье задание царя? Достать перстень Царь-девицы. Вот Иван к царю явился, Царь к нему оборотился И сказал ему: «Иван! Поезжай на окиян ; В окияне том хранится Перстень, слышь ты, Царь-девицы. Коль достанешь мне его, Задарю тебя всего».

Слайд 16

Так, благодаря Коньку-горбунку, Иван смог преодолеть все трудности…

Слайд 17

Царь-девица тут встает, Знак к молчанью подает, Покрывало поднимает И к прислужникам вещает: "Царь велел вам долго жить!

Слайд 18

Я хочу царицей быть. Люба ль я вам? Отвечайте! Если люба, то признайте Володетелем всего И супруга моего!" Тут царица замолчала, На Ивана показала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М униципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад Снежинка» Богатыри земли русской Сказочная карта России

Слайд 2

Сильные и могучие Богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю русскую! Не затмить им Солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит Не шелохнется!

Слайд 3

Кто такие богатыри? Богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Отправимся в старину и познакомимся с русскими богатырями, и вы узнаете, какие подвиги они совершили, защищая нашу землю.

Слайд 4

Добрыня Никитич Село (поселок городского типа) Шилово, Рязанская область. Правда в том, что былинный персонаж — образ собирательный. Так получилось и в этом случае. До наших дней дошла информация о двух легендарных Добрынях: воеводе, советнике и дядьке Владимира Красно Солнышко, он же посадник Новгородский; и Добрыне Рязанском, что родом из села Шилово.

Слайд 5

Добрыня Никитич Добрыня Никитич - один из наиболее известных русских богатырей. Верный товарищ и боевой друг Ильи Муромца и Алёши Поповича. Добрыня обладал недюжинной силой, также он славился смекалкой, тактикой, блестящим умом. Добрыня служил при дворе князя Владимира, был его верным подданным, выполнял самые опасные и сложные поручения. Добрыня не только бьётся со Змеем, но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну .

Слайд 6

Илья Муромец г. Муром Владимирской области. Об этом говорят и былины, и фамилия, данная сказителями.

Слайд 7

Илья Муромец Илья Муромец – известный герой русских былин. Он защищал родную землю от недругов. Богатырь обладал нечеловеческой силой. Наиболее известный подвиг Ильи Муромца - бой со злобным бандитом Соловьем-разбойником. Соловей-разбойник был грабителем, нападавшим на путников, которые шли по дороге в Киев. Грабитель получил свое прозвище за то, что громогласно свистел, а свист этот сеял смерть. Илья вступил с Соловьем-разбойником в поединок. Богатырю удалось победить злодея. Он привязал Соловья-разбойника к своему седлу.

Слайд 8

Алёша Попович г. Ростов Великий, Ярославская область. Былины этот факт подтверждают, а Администрация города уточняет, что родился он в Ростове в XII веке в семье священника.

Слайд 9

Алёша Попович Алёша Попович - младший из тройки самых известных богатырей, упоминается вслед за Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем. Алёша не столько сильный персонаж, сколько более хитрый. Он отличает именно не силой, а другими качествами, сметливостью, удалью, находчивостью . Подвиги Алёши Поповича: сражения с Тугариным змеем, Идолищем, а также спасение сестры Збродовичей . ё

Слайд 10

Какие доспехи носили русские богатыри и чем были вооружены?

Слайд 11

Богатырю, помимо простой одежды, необходима защитная одежда, которая убережет тело от ранений на поле боя.

Слайд 12

Шлем Шлем изготавливали из металлических пластин, он имел конусообразную форму. Благодаря такой форме, голова была максимально защищена от ударов меча , он просто с нее соскальзывал. Внутри шлем обивался кожей, что смягчало удар.

Слайд 13

Кольчуга Весила кольчуга около 10 килограмм и состояла из плотно прилегающих друг к другу металлических колец. Изготовление кольчуги — очень сложный, тонкий и долгий процесс. Так же использовались кожаные рубахи, на которые нашивались пластины из металла, называлась такая защита « куяк ».

Слайд 14

Щит Щиты изготавливались из дерева и были очень легкими. С таким щитом можно было легко двигаться в процессе битвы, но это снижало степень защиты, так как дерево далеко не самый прочный материал.

Слайд 15

Важным было и оружие, которое предоставляет богатырю не только защиту, но и дает возможность активно нападать. Существуют несколько видов оружия.

Слайд 16

Булава выглядит как деревянная дубина, от конца которой отходит цепочка, а на цепочке находится металлический шар с шипами. для боя с близкого расстояния служила палица . Это, изготовленная из дерева, большая дубина, конец которой оборачивался пластиной из метала, для усиления эффекта туда добавлялись шипы или гвозди .

Слайд 17

Копье делалось из дерева с железным, острозаточенным наконечником.

Слайд 18

Меч являлся главным оружием богатыря. Это колющее и рубящее оружие в виде острого прямого клинка с рукояткой.

Слайд 19

Самое известное оружие это конечно лук и стрелы . Лук изготавливали из рогов животных или дерева. Чаще всего для этого использовалась береза. Стрелы были деревянные, с наконечниками из металла. Хранили их в кожаном колчане, который вешался за спину.

Слайд 20

Пословицы и поговорки про богатыря Славна богатырями земля русская. Не родом богатырь славен, а подвигом. Богатырь умирает, а слава воюет. Богатырская рука однажды бьет. Богатыря узнаешь на поле брани. Богатырь умрет, имя его останется. В пути нужны отважные, на поле брани — богатыри. Лишь проливши пот, можно стать человеком, лишь натягивая тетиву, можно стать богатырем.

Слайд 21

Доблестными и смелыми были богатыри Земли Русской.

Слайд 22

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад «Снежинка»

Конспект ООД «Беседа о богатырях по картины В. Васнецова «Три богатыря»»

подготовительная группа

                                                                                                                                                                    Воспитатель:

                                                                                                                                                      Довгаль В.М.

г. Гагарин

2023 год


Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Познакомить детей с оружием богатырей.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в старину, когда ещё не было ни самолётов, ни ракет, ни подводных лодок и даже пушек и ружей ещё не придумали, кто же в те далёкие времена защищал наше отечество?

(Русские богатыри.)

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Из древне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри.  Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).

Воспитатель задает ребятам следующие вопросы:

– Кто изображен на картине?

– Какой богатырь самый могучий?

– Какой самый мечтательный?

– Кто держит меч?

– Куда смотрит каждый из богатырей?

-Какие кони у них и чем украшены?

– Чем вооружены богатыри? Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)


Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)


Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель: Да, дети, эта картина называется «Три богатыри», и написал ее художник В.М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев. :А кто вспомнит их имена?

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков:                      (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,                               (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри,                     (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель: Дети, раньше сильных и крепких людей сравнивали с этим деревом. А вы знаете, что это за дерево?

Дети: Дуб.

Воспитатель: Верно, это дерево называется – дуб.

Воспитатель: Дуб – это крепкое, сильное дерево, которому поклонялись древние славяне – русичи. Из его ветвей изготовлялось оружие – палица, с помощью которой богатыри защищали  русскую землю.

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:

Смелость силе воевода.

Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.

Мы все сегодня  были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали. И я вам приготовила небольшой сюрприз.

Сейчас я подарю вам «Листочек дуба» на память о нашей беседе.. Желаю что бы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской

А вы хотите быть защитниками страны? Чтобы стать защитниками своей Родины, нужно быть храбрым, смелыми, сильными. Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. И пусть небо над Россией и всем миром всегда будет голубым!

П/С: Закрепить умение лепить разными способами, выбирая удобный для себя, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность. Продолжать знакомить детей с мастью коней(окрас шерсти) Познакомить с нетрадиционным способом. Воспитывать аккуратность, умение правильно оценивать свои работы и работы товарищей.
Предварительная работа:  Рассматривание игрушечных коней (резиновых, пластмассовых, деревянных, конь-кочалка и так далее), картины «Три богатыря»(беседа по картине). Чтение былин, сказки «Конёк-горбунок» (П.П.Ершов) с просмотром иллюстраций).
Материал: пластилин, стека, салфетки, досточки для лепки, мука, кисти, поролон, гуашь, картина «Лошадь пасётся на лугу», кукла или картина «Иван царевич», макет луга.
Ход деятельности:
1 часть: Предлагаю игру – конкурс с делением группы детей на две команды по сговорам:
- Конь вороной  или хомут золотой?
- Коня ковать или двор подметать?
- Сено косить или дрова рубить?
Когда дети разделились на две команды, предлагаю задание:
- Чья команда знает больше сказок, где один из героев лошадь или конь?
- Чья команда больше придумает кличек для лошади или коня?
После конкурса подвести итоги и в этот момент появляется Иван-царевич.
Воспитатель:
- Что Иванушка не весел, что ты голову повесил?
Иван-царевич:
- Как же мне не грустить? Богатыри доверили мне своих коней, а они у меня разбежались.
Воспитатель:
- Не горюй, мы тебе поможем, вылепим из пластилина целый табун богатырских коней.
2 часть: Предлагаю детям посмотреть картину «Лошадь пасётся на лугу»
- Кто желает назвать и показать части тела у лошади ?(один ребёнок рассказывает и показывает, а остальные помогают. После показа убираю картину).
- А теперь давайте вспомним способы лепки. Как вы будите лепить?
(спросить два или три ребёнка)
Способы лепки:

  1. Из целого куска вытягиваются ноги, хвост, шея и голова.
  2. «Конструктивный» - все части тела вылепливают отдельно, а затем соединяют.

«Комбинированный»- из целого куска лепится голова, шея и туловище, а ноги и хвост присоединяются отдельно.
Погружение: Закройте глаза и представьте себе коней, пасущихся на лугу… они все разные по окраске шерсти (масти), но они все красивые, сильные, грациозные…Кони пасутся спокойно на лугу: одни щиплют травку, другие наблюдают за чем-то, а третьи играют друг с другом…
Представили? Начинайте лепить коней, которых вы увидели.

3 часть: Самостоятельная работа. После окончания работы обратить внимание детей на то что кони у них получились разноцветные:
- Какого цвета у тебя конь?
- А у тебя (синие, красные, зелёные и так далее)? (ответы детей)
- Разноцветный табун получился. А в природе то есть в жизни такой окрас у лошадей бывает? (ответы детей)
- А какой может быть окрас у лошади? (ответы детей)
- Вороной, булатный, бурый, гнедой, огненный, каурый, крапчатый, соловый.
- Что мы можем сделать чтобы наши лошади стали как в природе? (ответы детей)
- Конечно,  покрасить. Красьте. (дети раскрашивают коней)
- Что у вас происходит? (ответы детей)
- Как вы думаете, почему краска не ложится на пластилин?
Помочь сделать вывод: что пластилин скользкий, потому что жирный.
- Как можно сделать его не скользким? (ответы детей).
Если дети не догадаются, что это можно сделать при помощи муки, то подсказать
- Итак, вы берёте своего коня в левую руку, а в правую поролон и тщательно покрываете всю поверхность толстым слоем муки.
Дети работают (помочь затрудняющимся детям)
- А вот теперь можно покрасить лошадь в нужный природный цвет (дети сами выбирают в какой цвет выкрасить свою лошадь)
4 часть: После окончания раскрашивания предлагаю рассказать о своём коне.
- Расскажи какой масти, то есть окраски, твой конь, как его зовут, какой у него характер? (выслушать ответы всех детей)
- Обращаюсь к Ивану-царевичу:
- Ну что, Иванушка, нравится тебе табун? Иди паси их (коней поместить в макет вместе с Иваном-царевичем)
- Молодцы дети вы очень хорошо помогли Ивану-царевичу, спасибо. А теперь послушайте две народные приметы:
« Если лошадь топает, бьёт задним копытом – к ненастью»
« Если лошадь фыркает, то будет тепло». Запомните их.



Предварительный просмотр:

20 августа «День рождения Чебурашки»

История игрушки

Персонаж был придуман писателем Эдуардом Успенским в 1966 году. В какой именно день, до 2003 года было неизвестно.  С 2003 года день рождения Чебурашки отмечался во вторые или третьи выходные августа вместе с благотворительной акцией для детей-сирот, которая так и называлась – «День рождения Чебурашки». Позже Успенский уточнил, что день рождения Чебурашки -20 августа.

https://sun9-73.userapi.com/impg/iSt_bIIEv74illTTLhQpCQlG1k9Vw2j5loCkDA/dfCIn01OtcQ.jpg?size=1025x1003&quality=95&sign=48f0eb3180581287935c576ef2aae042&c_uniq_tag=39M41Rx5s_9CAw22LMBbCKJ-ZmUxolO8XOYV5l4LiQo&type=album

Прототип Чебурашки

История, описанная в предисловии к книге «Крокодил Гена и его друзья», оказалась вымышленной. Никакой игрушки зайцемедведя, с которой и был якобы скопирован Чебурашка, у Успенского в детстве не было. А был друг в уже взрослом возрасте, дочка которого как-то раз надела мамину шубу. Ходила в ней по квартире и постоянно падала. Папа девочки приговаривал «Опять чебурахнулась» _(по Далю это значит упала). Так и появилась идея Чебурашки. Слово «чебурашка» в разных диалектах обозначает либо «шапку бурлацкой лямки, привешенной на хвосте», либо игрушку «ваньку-встаньку, куколку, которую, как кинь, сама встает на ноги».

Сюжет мультика и его герои

Чебурашка стал символом доброты и дружбы. Его нашли в ящике с апельсинами, куда тот забрался и заснул. В зоопарк странного зверя не взяли, так он и попал в магазин уцененных товаров. Там он и повстречал доброго крокодила Гену, который был настолько одинок, что дал объявление в желании найти друзей. Вместе Чебурашка с Геной пускаются в разные приключения. В число их новых друзей входят : щенок Тобик, лев Чандр, девочка Галя. Появляется в мультфильме и вредная, но обаятельная старуха Шапокляк со своей крысой Лариской. Общаясь с добрыми персонажами, она постепенно и сама становится такой, перейдя на сторону справедливости.

Памятники Чебурашке

Да, их несколько, причем не только в России. В нашей стране памятники  ушастому герою установлены, например, в подмосковных Раменском и Егорьевске, Хабаровске, Чебоксарах, Ялте, Холон, Нижнем Новгороде, Мурманске. Есть монумент Чебурашки и в Израиле.

https://img-fotki.yandex.ru/get/5606/18743614.43/0_94b39_cc511abd_XXL.jpg            https://cdn.trinixy.ru/pics6/20201002/201600_4_trinixy_ru.jpg

Сказка о Чебурашке

Жил-был Чебурашка в густом лесу. Он был маленьким и пушистым, с коричневой шерсткой и длинными ушами. Чебурашка был одинок и не знал, где найти своих друзей. Он ходил по лесу и искал кого-нибудь, с кем мог бы повеселиться и поиграть. Однажды утром Чебурашка услышал странный звук. "Кто там?", - спросил он, но никто не ответил. Он пошел по направлению, откуда доносился звук, и нашел маленькую лужу. "Что это?" - подумал Чебурашка. И тогда он увидел его - забавного мальчика, который прыгал вокруг лужи, куда-то торопясь. "Привет!" - сказал мальчик, когда увидел Чебурашку. "Кто ты?" - спросил Чебурашка. "Я Крокодил Гена. А тебя как зовут?" - ответил мальчик. "Меня зовут Чебурашка", - сказал маленький зверек. "Ты не хочешь поиграть со мной?" - спросил Крокодил Гена. "Конечно, хочу!" - радостно ответил Чебурашка, и они стали играть вместе. С того дня Чебурашка и Крокодил Гена стали лучшими друзьями. Они проводили время вместе, играя в прятки, прыгая через лужи и бегая по лесу. Один день, когда они гуляли, они увидели старый дом. "Что это за место?" - спросил Чебурашка. "Это мой дом", - ответил Крокодил Гена. Когда они зашли в дом, они увидели кролика Лапушка. "Привет, Лапушка!" - сказал Крокодил Гена. "Кто это?" - спросил Чебурашка. "Это мой друг, кролик Лапушка", - ответил Крокодил Гена. Они стали проводить время вместе: играли в карты, смотрели телевизор и готовили ужин. Однажды Крокодил Гена сказал, что хотел бы купить Чебурашке подарок. "Чего ты хочешь?" - спросил Чебурашка. "Я хочу купить тебе новую квартиру", - сказал Крокодил Гена. "Но я живу в лесу", - удивленно ответил Чебурашка. "Я знаю, но ты можешь жить со мной", - предложил Крокодил Гена. Чебурашка был рад этому предложению и согласился. Они переехали вместе и стали жить в маленькой квартире на верхнем этаже многоэтажного дома. Они проводили время вместе, готовили ужин, смотрели кино и играли в игры. Однажды, когда они гуляли, они увидели большую горку. "Давай съедем с горки!" - предложил Крокодил Гена. Они поднялись на горку и начали спускаться. Чебурашка кричал и смеялся, а Крокодил Гена прыгал вокруг него. Когда они добрались до конца горки, они чувствовали себя счастливыми и свободными. И вот, неугомонный Крокодил Гена и лесной Чебурашка жили счастливо и по-настоящему дружили. Каждый день был полон новых приключений и забавных игр. Их дружба была неразрывной и никогда не заканчивалась.

Игры про Чебурашку

Игра «Догони банан»

Дети встают в круг, ведущая пускает банан по кругу, один из детей пытается догнать банан. Можно хитрить, перебрасывать, пускать банан в обратном направлении.

Игра  «Замри»

Необходим воздушный шар. Ведущий подбрасывает воздушный шар. Пока он летит, можно шевелиться, коснулся пола — все должны застыть и не улыбаться.

Кто не застыл — выбывает из игры.

Конкурс «Ромашка»

Необходимы: бумага, ножницы, смешные задания.

Из бумаги заранее делается ромашка — лепестков столько, сколько будет детей. На оборотной стороне каждого лепестка написаны смешные задания.

Дети отрывают лепестки и начинают выполнять задания: ходят гуськом, кукарекают, прыгают на одной ножке, поют песенку, повторяют скороговорку…

Игра «Торт».

Проводится игра под музыку «Пусть бегут неуклюже»

Все дети берутся за руки и выстраиваются в одну длинную цепочку. Впереди всех Ведущая. По команде дети начинают «печь торт» : ведущая поворачивается вокруг себя, накручивая всю цепочку пока не получится большой «торт». Условие – руки не расцеплять. Как только вся цепочка накрутится вокруг ведущей, следует остановиться.



Предварительный просмотр:

КВЕСТ-ИГРА

Путешествие по сказочной карте России

В подготовительной группе

Цель: Активизировать пассивный словарь детей в процессе игры, формировать умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Задачи: Закреплять умение детей вести диалог. Продолжать закреплять приобретённые детьми произносительные умения и навыки в спонтанной речи.

Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений.

Развитие творческих способностей, воображения.

Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Воспитание взаимопомощи, работы в команде.

Развитие эмоциональности, выразительности.

Воспитание самостоятельности и инициативности.

Ход мероприятия

Ведущий:

Если сказка в дверь стучится, 
Ты скорей ее впусти, 
Потому что сказка – птица: 
Чуть спугнешь – и не найти. 

Сегодня приглашаем в путешествие.

 Я предлагаю вам составить сказочную карту России.

Карта есть, а героев нет!

Давайте их найдем! На каждой станции вас ждут задания от сказочных героев. Отправляемся?

Первая станция. Великий Устюг. Усадьба Деда Мороза.

Ведущий: Совсем скоро новогодние праздники, мы хорошо отдохнём. А пока давайте вспомним некоторые факты о самом главном волшебнике. Откуда он появился? Существует очень много предположений и догадок. Кто главный герой новогодних праздников.

Дед Мороз и Снегурка – это неотъемлемые атрибуты зимы, наступающего Нового года и массового веселья.

Так как Дедушка Мороз любит повеселиться и поиграть, то на этой станции я предлагаю вам отгадать загадки.

1. Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом – 
Все покрылось серебром. (
Зима).

2. Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят. (
Варежка).

3. Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает. (
Снеговик).

4. Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры – 
Помчались с горы. (
Санки).

5. Только выпали снежинки,
Побежал я по тропинке,
А за мной они бегут,
Весь маршрут мой выдают. (
Следы на снегу).

6. Нет колес у меня – 
Я крылата и легка.
На лету, на лету – 
Я весь город замету. (
Вьюга).

7. Две новые, кленовые
Подошвы двухметровые.
В них поставил две ноги —
И по большим снегам беги! (
Лыжи).

8. Мои новые подружки
И блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся,
И мороза не боятся. (
Коньки).

9. Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был, как из пушки,
Эта палка – для хоккея
И она зовется … (
клюшка).

10. Гоняют клюшками по льду
Её у нас всех на виду.
Она в ворота залетит,
И кто-то точно победит. (
Шайба).

Вторая станция. Берендеево Царство и Терем Снегурочки.  

Ведущий: Да, да, не удивляйтесь у Снегурочки есть свой дворец. Он находится недалеко от Великого Устюга в городе Кострома.. Первый раз в нашей стране Снегурочка появилась в 1937 году. Она превратилась из девочки с ледяным сердцем в добрую и радостную, которая всегда помогает Деду Морозу.

С зимними загадками мы уже справились. Так что обратим сейчас наше внимание на само Берендеево Царство. Если есть царство, значит, должен быть  и сказочные герои. Назовите сказки в которых есть дед и баба.

Третья станция – Москва. Родина Чебурашки.

«Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает у маленьких медвежат». О каком герое идет речь? (Чебурашка).

Кто такой Чебурашка? Откуда он появился?  Сейчас я буду вам задавать вопросы об этом сказочном герое.

  1. Откуда взялся Чебурашка? (Его привезли из южной страны в коробке с апельсинами).
  2. Лучший друг Чебурашки. (Крокодил Гена).
  3. Что любит есть Чебурашка больше всего? (Апельсины).
  4. Где работал крокодил Гена? (В зоопарке).
  5. Где жил Чебурашка? (В телефонной будке).
  6. Где работал Чебурашка? (В магазине. Привлекал внимание прохожих).
  7. Как звали крысу старухи Шапокляк? (Лариска).
  8. Зачем Чебурашка и крокодил Гена решили построить дом? (Для того, чтобы открыть Дом для друзей).

Четвертая станция. Ярославская область. 

Ведущий: Ярославская область на сказочной карте России оказалась самым гостеприимным местом как для сказочных героев, так и для туристов. Сейчас там проживают Алеша Попович. Добрыня Никитич
Село (поселок городского типа)  Шилово, Рязанская область.

 Илья Муромец г. Муром Владимирской области..

Давайте вспомним, кто же такие богатыри.

Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).

Чем вооружены богатыри? Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Пятая станция. Архангельская область.

Ведущий: Мы отправляемся дальше. В Архангельскую область, Плесецкий район. Именно там поселился Иванушка – дурачок.  Иван-дурак, или Иванушка-дурачок – один из главных персонажей русских сказок. Поскольку он – третий сын, ему не положена доля в наследстве (остается в дураках). Как правило, это крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не жена.

С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу.

Иванушка – дурачок просто бывает невнимательным. И именно эта невнимательность ему очень мешает. К примеру, захотел он пригласить к себе в гости сказочных персонажей, но имена их не знает. Давайте поможем ему назвать героев сказок.

(По картинкам)

Шестая станция. Город Зеленоградск, Калининградская область.

Ведущий: 

На завтрак съел он только луковку, 
Но никогда он не был плаксой. 
Писать учился носом буковки 
И посадил в тетрадке кляксу. 
Не слушался совсем Мальвину 
Сын папы Карло ... (Буратино).

Буратино очень веселый и подвижный мальчишка. На месте практически никогда не сидит. Мы с вами тоже сидеть не будем. Задание «Сделай наоборот».

Все участники встают напротив ведущего, по его команде выполняют движения. Сложность в том, что ведущий говорит одно движение, но показывает при этом другое (путает участников). Главное для команд – выполнить все движения, которые ведущий НАЗЫВАЕТ, стараясь не сбиваться. Тот, кто ошибся, – выбывает

Седьмая станция.

«Черный ящик». Что за герой в чёрном ящике.

Но чтобы угадать сказочного героя, одного предмета недостаточно. Нам нужна подсказка. У каждого из вас есть картинка с каким-то предметом, давайте попробуем угадать, если у вас мешок или подарок, то, что за герой в чёрном ящике?

1.Дед Мороз – мешок, подарок.

2. Чебурашка – апельсин, ящик.

3. Курочка Ряба – мышка, золотая скорлупа.

4. Буратино – деревяшка, ключик.

5. Кощей – игла, корона.

6. Золотая Рыбка – сеть, корыто.

7. Конек-горбунок – перо, кит.

8. Баба Яга – метла, черный кот.

9. Емеля – щука, печь.

11. Снеговик – морковь, ведро.

Восьмая станция.

Детям предлагается угадать, что находится в черном ящике. Они могут

задавать наводящие вопросы, а ведущий отвечает только «да» или «нет».  

(В ящиках золотое яйцо или золотой ключик)

етям предлагается угадать, что находится в черном ящике. Они могут

задавать наводящие вопросы, а ведущий отвечает только «да» или «нет».  

(В ящиках золотое яйцо или золотой ключик)  

етям предлагается угадать, что находится в черном ящике. Они могут

задавать наводящие вопросы, а ведущий отвечает только «да» или «нет».  

(В ящиках золотое яйцо или золотой ключик)  

Конкурс «Отгадай загадку».

 1.Он и ёлку и подарки,

И конфет нам принёс.

Это добрый и весёлый

Наш любимый … (Дед Мороз)

 

2.Зимним утром баба с дедом

Внучку сделали из снега.

Но не знала крошка эта,

Что беда грозит ей летом.

(Снегурочка из сказки «Снегурочка»)

 

3.Опереньем горя,

Вся сверкает как заря,

А Иван- дурак ночами её ловит для царя.

Он ей в хвост сумел вцепиться,

А зовут её… (Жар птица)

 

4.Был он сделан из полена,

И в коморке с папой жил.

А вот нос его, наверно,

Самым длинным в мире был.

 (Буратино»)

  

5.Что старик закинул в море,

Чтобы рыбку изловить,

Чтоб старухе не простою,

А хозяйкой моря быть?

(Невод)

6.Стрела у Ивана,

Как птица в полете.

Жена у Ивана

Живет на болоте.

(Царевна-лягушка)

7.Не лежалось на окошке,

Покатилось по дорожке.

(Колобок)

Постучался в нашу дверь

Необычный чудо зверь-

Он в коричневой рубашке,

Ушки-блюдца нараспашку.

(Чебурашка)



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе

по сказке «Колобок»

Воспитатели:

Довгаль В.М.

г. Гагарин

2023 год

Цель: Учить детей изготавливать недостающих персонажей сказки для последующего инсценирования (драматизации).

Задачи:

Обучающие

- закрепить приём лепки животного способом из целого бруска с помощью стека;

- закрепить знание детьми названий диких животных (лиса, волк, медведь, заяц, частей их тела (лапы, уши, рот, нос, глаза, хвост);

- закрепить навыки правильного произношение звуков, поставленных учителем-дефектологом.

Развивающие

- способствовать развитию понимания, что недостающих сказочных персонажей можно изготовить своими руками (слепить).

Воспитательные

- стимулировать и поощрять детей обыгрывать лепные поделки, тем самым способствовать социальной адаптации детей в обществе.

Материалы и пособия:

Пластилин, дощечки, стеки, корзина, лепные поделки «дедушка и бабушка», маски животных (заяц, волк, лиса, медведь, маска колобка, макет сказки «Колобок».

Ход ООД.

- Ребята, подойдите ко мне. Сегодня к нам в гости пришла скака. Садитесь.

Дети садятся на стульчики перед мольбертом.

Педагог достает из корзины макет сказки.

- Как вы думаете, какую сказку я хочу вам рассказать?

- Сказка «Колобок».

- Верно. Слушайте.

- Жили-были дед и баба. (педагог достает из корзины лепных деда и бабу).

- Просит дед: «Испеки баба колобок». Баба подумала и испекла колобок (педагог ищет в корзине, но ничего не находит)

- Ой, а колобка у меня нет.

Что делать?

- Лепить.

-Точно, можно слепить. Будем лепить.

- Будем лепить.

- Что лежит на столе?

- Пластилин, дощечка.

- Колобка слепит Таня. Давайте вспомним, колобок лежал на окошке, лежал, да и покатился в лес. Кого он встретил в лесу?

- Зайца.

- Правильно. Кто хочет лепить зайца?

- Я хочу. (ребенку надевается маска зайца)

- Дальше покатился колобок. Кого он встретил?

- Волка.

- Правильно. Кто хочет лепить волка?

- Я хочу. (ребенку надевается маска волка)

- Дальше покатился колобок. Кого он встретил?

- Медведя.

- Правильно. Кто хочет лепить медведя?

- Я хочу. (ребенку надевается маска медведя)

- Дальше покатился колобок. Кого он встретил?

- Лису.

- Правильно. Кто хочет лепить лису?

- Я хочу. (ребенку надевается маска лисы)

- Идите за столы, лепите.

Педагог подходит, помогает и индивидуально обговаривает с детьми: кого лепит, какой по цвету,

По окончании педагог предлагает детям взять свои поделки и

продолжить сказку. Педагог помогает детям проговаривать слова сказочных

героев, затем дети ставят свою поделку на макет.

- Ребята, что мы делали?

- Мы лепили.

- Да, мы лепили сказку «Колобок».Вы все старались и хорошо слепили своих животных и колобка.

- Я предлагаю показать эту сказку малышам. Хотите?

-Да.

- Для этого мы выучим все слова и покажем сказку.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

Конспект занятия с использованием нетрадиционных техник рисования для старшего дошкольного возраста

«Перо Жар птицы»

Воспитатели:

Довгаль В.М.

г. Гагарин

2023 год

Программное содержание:
Закреплять у детей знания о русском народном творчестве. Продолжать учить  использовать нетрадиционные способы в изображении предметов, сочетать разные виды материалов. Совершенствовать технические навыки детей в рисовании. 
 Развивать интерес к цветовой гамме, побуждать действовать с ней. Обогащать словарный запас через название основных цветов и использование обобщенных слов, прилагательных.
 Воспитывать доброжелательное отношение к ближнему, отзывчивость, сострадание, чувство прекрасного 

Материал: 
Демонстрационный: Панно с изображением птицы с белым оперением. Образцы рисунков перьев. Музыкальное сопровождение. 
Раздаточный: восковые мелки, акварельные краски, палитра, листы бумаги в форме пера, салфетки, баночки для воды. 
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок «Иван-царевич и серый волк», «Жар птица и Василиса-царевна», «Молодильные яблоки»  и авторской  сказки Ершова "Конек-горбунок". Рассматривание иллюстраций к сказкам. Сопоставление сказочного образа птицы с действительностью – павлином. Беседа о русском народном творчестве. 
Методические приемы: 
Проблемная ситуация, вопросы к детям, анализ готовых рисунков, самостоятельная деятельность детей, объяснение и показ деятельности воспитателем, музыкальное сопровождение, художественное слово. 
Словарная работа. Активизировать в речи детей слова: перья, Жар  птица, разноцветные, огненные,   узкая и широкая часть, основание, верхняя часть, круг, длинная и короткие полосы. 
Ход ООД.

1. (Звучат звуки леса с пением птиц)
Воспитатель:

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть вспугнёшь и не найти.

 Мне кажется, что наша группа превратился сегодня в сказочный лес, посмотрите, ребята, вокруг разноцветные перья, какая красота. Ой, а вот и на землю кто-то пёрышки уронил.  Давайте их рассмотрим. (Рассматривают   перья вместе с детьми)

Как вы думаете, дети, а какая  сказочная птица могла уронить эти замечательные пёрышки? (Ответы детей).

Правильно, я тоже думаю, что это перья Жар птицы!

 Не на море – на земле,

Где-то в сказочной стране,

 Есть пернатая царица

По прозванию Жар-птица.

Крылья золотом пылают,

Изумрудами сверкают,

 От пера струится свет –

Краше птицы в мире нет.

Мы с  вами много сказок о ней читали, а вы помните, как называются эти сказки? (Дети называют сказки).

А вы помните, где живет Жар птица? (Ответы детей).

А что она ест? (Ответы детей).

А почему её так называют?  (Ответы детей).

Но почему же все-таки вокруг так много перьев разбросано, а птиц совсем не видно.

Ребятки, а я тут одну маленькую птичку заметила, вот она притаилась. Дети, а птица что-то держит. Да это письмо из сказочного леса для нас. Прочитаем его?Воспитатель читает письмо:«Дорогие, дети! Когда-то в нашем волшебном лесу жили удивительные птицы. И среди них была Жар-птица – красивейшая из птиц, её оперенье горело как огонь. Там, где она появлялась, все расцветало и от этого становилось солнечно и красиво. Но злая волшебница позавидовала Жар-птице, поймала ее и превратила в бесхвостое создание. Хвост ее стал белым, потерял все свои волшебные краски. Опечалились все птицы сказочного леса и улетели далеко-далеко, подальше от злой волшебницы».Дети в сказочном лесу беда. А можно ли оставаться в стороне, когда к кому-то приходит беда? Как мы можем помочь несчастной Жар-птице? (Дети предлагают свои варианты.Например: нарисовать красивый хвост).Но дорогу в сказочный лес заколдовала злая волшебница, а расколдовать можно назвав  русские народные сказки, героями  которых являются птицы.Мы ведь с вами знаем огромное количество этих сказок. Давайте их назовём.(Дети называют сказки). Молодцы, теперь путь нам открыт.2.Основная часть. Вы готовы, собрались в дорогу? А музыка  поможет нам не сбиться в пути.(Ходьба змейкой, по кругу, имитация деревьев в лесу –поднять руки вверх и покачаться)Вот мы и добрались с вами до волшебного леса, царства Жар- птицы.(Воспитатель показывает  детям панно с нарисованной птицей и белым пушистым хвостом, предлагает  детям определить какими красками раскрашена сама птица). Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно на птицу. Какими цветами украшены ее перья (ответы детей). 
Правильно - перья птицы разноцветные: красные, желтые, зеленые, голубые, оранжевые. А давайте посмотрим на перышки, которые мы с вами нашли в волшебном лесу, я думаю, что это  разноцветные перышки от хвоста, на них нарисован рисунок. Что вы видите? 
Дети: круги и полоски разного цвета. 
Воспитатель: посмотрите на перо, узкая часть - это основание, а широкое - верхняя часть пера. Где находятся круги?
Дети: круги находятся на верхней части пера. 
Воспитатель: из чего состоит рисунок, расположенный под кругами? 
Дети: из длинных и коротких полосок. 
Воспитатель. Обратите внимание на многоцветный «глаз» пера, подумайте, как его можно изобразить? 

(Дети высказывают свои предположения.)

Воспитатель.  (Поясняет отдельные художественные приемы изображения «глаза» на пере Жар-птицы.) Можно нарисовать павлиний «глаз» восковым карандашом: большой овал, внутри другой, внутри второго еще один – поменьше. Потом закрасить красками.

Воспитатель: Молодцы, вы все правильно определили и назвали. А когда рисунок на пере готов, берем акварельные краски и делаем фон на всём перышке цветным.А теперь давайте приступим к работе, а нам поможем волшебная музыка (дети садятся за столы). 
Перед вами лежат перышки нашей птицы и волшебные краски и мелки.Дети выбирают материалы и создают образ сказочного пера по замыслу.Воспитатель. Вот наши перья уже готовы. Давайте теперь украсим этими перьями хвост Жар-птицы и полюбуемся на нее. (Прикрепляем перья птице.)  Подходите по очереди к птице и приклеивайте свои перья к хвосту (дети совместно с воспитателем приклеивают перья). 
Воспитатель:  Ребята, а теперь подойдите все ко мне, давайте рассмотрим птицу, которая у нас получилась.Какие красивые перышки у вас получились, все разные и необыкновенные. Какая красота! Теперь в сказочном лесу снова станет солнечно и красиво, вернутся все птицы и прогонят злую волшебницу. Посмотрите, какой у жар-птицы получился красивый разноцветный хвост. - Какая получилась птица по характеру? (Добрая, нежная)- А по настроению? (Веселая, радостная)-  А какие цвета красок мы использовали, чтоб хвост птицы получился ярким и разноцветным?Молодцы.

Горит, словно солнышко,

Уронила пёрышко,

Иван пёрышко поднял,

Удивился и сказал:

«Неужели мне не снится!

Настоящая  Жар-птица!»

 Итог. Жар-птица благодарит вас за прекрасный подарок – этот великолепный хвост.

- А сейчас, закройте глаза и загадаете свое самое заветное желание, и оно обязательно исполнится. Ведь это сказочная птица.

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

Конспект ООД

Образовательная  область «Коммуникация» и « Чтение художественной литературы»  на тему:

«Сказка о рыбаке и рыбке»

А. С. Пушкина.

поготовительная группа.

Воспитатели:

Довгаль В.М..

г. Гагарин

2023 год

Цель:  обогащение и совершенствование речи,

 овладение конкретными речевыми умениями, а именно, построением связного развёрнутого высказывания  с использованием поэтического материала. 

Образовательные задачи:

- учить детей составлять небольшой связный рассказ с использованием поэтического материала;

- углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина;

- учить замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение;

- дать первоначальные сведения о поэтической сказке;

Развивающие задачи:

-  раскрывать перед детьми богатство русского языка, учить их говорить      образно, выразительно;

- развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки;

- развивать игровое, музыкальное творчество детей;

- развивать фантазию детей.

Воспитательные задачи:

- учить сочувствовать, сопереживать;

- формировать интерес к фольклорной музыке, к живописи.

Наглядный материал: портрет Пушкина; иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке»; рисунок с изображением Золотой рыбки; колыбель; аудиозапись http://skaz-pushkina.ru/rr_audio.html.

Предварительная работа: беседа в книжном уголке о сказках, которые написал А.С. Пушкин. «Сказке о рыбаке и рыбке» уделяется большее внимание, рассматриваются иллюстрации разных художников, при этом обязательно воспитатель проводит словарную работу (ветхая землянка, невод, корыто, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, соболья душегрейка, кичка, чупрун, белена, пряник печатный, владычица морская, на посылках…)

Организация непосредственно образовательная деятельность.

- Ребята, сегодня мы с вами прочитаем сказку…. Интересную… Волшебную… и очень мудрую. В чём мудрость этой сказки, мы и должны выяснить в конце занятия…

Посмотрите на портрет. Вглядитесь в умные ироничные глаза человека, изображённого на портрете. Кто это?

Да, это Александр Сергеевич Пушкин, самый великий русский поэт. Вам он уже хорошо знаком. Кто знает, чем так знаменит А.С. Пушкин?

- Вы перечислили сказки, которые написал А.С. Пушкин. Вы их прекрасно знаете, будто родились уже вместе с ними. За свою жизнь Пушкин написал всего 6 сказок. ВСЕГО 6!!! Но эти 6 сказок живут уже более 200 лет. С ними выросло не одно поколение детей… И ваши мамы и папы, и ваши бабушки и дедушки, и ваши пра-, пра-пра, пра-пра-пра … бабушки и дедушки засыпали под мелодичные сказки А.С. и снились им Царевна-Лебедь и Гвидон, 33 богатыря, королевич Елисей и, конечно же, Золотая рыбка, исполняющая любое желание…  Посмотрите, вот она… наша гостья…(на доске иллюстрация)  Сегодня мы с вами перечитаем «Сказку о рыбаке и рыбке»  и попытаемся понять, в чём мудрость этой сказки… чем она так притягивает читателей…

Чтение сказки.

Беседа.

- Ребята, мы сейчас с вами прикоснулись к тайне Пушкина… К его волшебному неповторимому языку сказок. Вы внимательно слушали, а сейчас попытайтесь ответить на мои вопросы.

- Понравилась ли вам сказка? Чем?

- Расскажите, как получилось, что рыбка стала служить старику?

- Какие желания старухи выполнила золотая рыбка?

- Как вы думаете, почему рыбка ничего не сказала старику в последний раз?

- Как вы понимаете выражение «сидеть у разбитого корыта»?

- Каким вы представляете себе старика? Какой он? ( добрый, тихий, беспомощный) Как вы это поняли? Докажите….

- Какой вы представляете себе старуху? (сварливая, жадная, НЕБЛАГОДАРНАЯ) Докажите…

- За что наказана старуха?

- Что страшнее? Жадность или неблагодарность?

- Золотая рыбка исполняла все желания старухи, пока та не попросила невозможного… Жадность старухи с каждым разом становилась всё больше и страшнее…Казалось бы, неграмотная старуха стала уже царицей…, поблагодари рыбку и остановись… Нет, ей надо владеть всем миром... Жадность, не знающая границ, и неблагодарность – именно за это наказана старуха, снова она «у разбитого корыта».

- Дети, а теперь давайте послушаем, как по-разному море встречало каждый раз старика, когда он приходил к рыбке с очередной просьбой:

Вот пришёл он к синему морю,

Видит море слегка разыгралось….

Вот пошёл он к синему морю.

(Помутилось синее море.)

Пошёл старик к синему морю…

(Неспокойно синее море,)

Вот идёт он к синему морю

(Почернело синее море).

Вот идёт он к синему морю.

Видит, на море чёрная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

- Что вы заметили? Как каждый раз встречало море старика?

- Как вы думаете, для чего поэт такими разными словами говорит об одном и том же?

- Золотая рыбка – жительница моря, она принадлежит ему, её чудеса тоже неразрывно связаны с морем… Поэтому море так и реагирует на каждый новый приход старика… Оно защищает рыбку… оберегает…

Давайте с вами сыграем в игру «Волны»

Все дети встают в круг. Звучит музыка моря http://skaz-pushkina.ru/rr_audio.html , воспитатель читает отрывки о переменчивом море из «Сказки о рыбаке и рыбке». В зависимости от картины моря дети выполняют соответствующие движения руками.

- Ребята, а почему эту сказку так легко было слушать и читать? Чем она отличается от других сказок? ( В стихах)

- И так, давайте с вами попытаемся ответить на  главный вопрос сегодняшнего занятия, в чём же мудрость «Сказки о рыбаке и рыбке»?

- Поэтическая «Сказка о рыбаке и рыбке» заставляет нас понять, что самое страшное – это неблагодарность…. Она заставляет нас задуматься, что значит быть жадным, добрым, малодушным, неблагодарным…, каким нужно быть, чтобы не остаться «у разбитого корыта»…

Сегодня мы только чуть-чуть прикоснулись к великой тайне великого поэта Пушкина. Впереди нас ждут незабываемы встречи с ним и его творчеством. Вы молодцы! ( педагог оценивает работу детей)

- Золотая рыбка исполняет желания. Вечером вы каждый нарисуете свою золотую рыбку…Это будет ваша личная золотая рыбка. Подумайте, о чём вы могли бы её попросить.  Я запишу ваши желания. А когда придут родители, мы попросим их записать уже их желания вот под этой рыбкой (рисунок) , а потом сравним ваши мечты…

Создание условий для развития самостоятельной деятельности в повседневной жизни:

  1. Организация книжной выставки в уголке «Знай-ка»;
  2. Размещение иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина в уголке «Знай-ка»;
  3. Чтение сказок Пушкина;
  4. Посещение с родителями музея русского быта.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

Знакомство с П. П. Ершовым и его творчеством.

Чтение сказки «Конёк – Горбунок»»

в подготовительной группе.

Воспитатели:

Довгаль В.М..

г. Гагарин

2023 год

Цель: Познакомить детей с новым для них автором и его произведением.

Задачи: Расширить представления детей о писателе и поэте П. П. Ершове. Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказок. Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений. Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П. П. Ершова.

Ход ООД:

Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с одним очень интересным человеком, это писатель, который писал сказки. Посмотрите на портрет. Это Пётр Павлович Ершов, он жил очень давно.

Родился в 1815 году в сибирской деревне. Его папа был военным, а мама не работала - она всегда находилась дома со своими детьми. В детстве Петр Павлович слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал. Ершов очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал царя, бояр, купцов, попов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро. Петр Павлович Ершов учился в Петербургском университете, когда он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились. И он тут же задумал написать своего «Конька-горбунка» - веселую сказку о смелом Иванушке - крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-горбунке. Многое взял Ершов для «Конька-горбунка» из старинных народных  сказок. Сказка была напечатана в 1834 году. А. С. Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о «Коньке-горбунке2». «Конек-горбунок», появившись больше ста лет назад, по-прежнему остается одной из любимых сказок нашего народа.

Окончив университет, Ершов вернулся из Петербурга в Сибирь, на свою родину, и там прожил всю жизнь. Много лет он был учителем гимназии города Тобольска.  Петр Павлович Ершов горячо любил свой суровый край, изучал его и хорошо знал. Кроме «Конька-горбунка», он написал еще несколько произведений: стихов и сказок.

А теперь будем слушать сказку и смотреть на экран. Чтение сказки с просмотром слайдов презентации).

Воспитатель: Понравилась сказка?

Дети: Да.

Воспитатель: Как называется эта сказка?

Дети: Конёк-Горбунок.

Воспитатель: Кто ее написал?

Дети: Петр Павлович Ершов

Воспитатель: Как вы думаете, почему так назвали конька (Мнения детей.) Назовите главных героев сказки.

Дети: Иван, братья, Конёк, царь.

Воспитатель: Какими были братья?

Дети: Хитрыми, злыми, жадными и т. д.

Воспитатель: Как у Ивана появился Конёк-Горбунок?

Дети: Ему подарила кобылица.

Воспитатель: Она ему подарила только конька?

Дети: Нет, ещё трёх коней.

Воспитатель: Расскажите, какими были эти кони (Ответы детей.)

- Чем закончилась сказка?

- А с чего всё началось в этой сказке?

-Какие отрывки из этой сказки вы бы хотели ещё раз услышать?

(Зачитываю отрывки по выбору детей, показываю иллюстрации в книге.)



Предварительный просмотр:

«История родного края. Ульяновск - Родина колобка»

Расскажите детям-это интересно!

Популярный сказочный герой, любитель попутешествовать Колобок известен и малышам и старшему поколению.  В современном мире многие города, что бы привлечь, как   можно больше туристов пользуются подобными персонажами и создают различные места, посвященные им. Как раз этот круглый непоседа обрел свой дом в Ульяновске, где удачно расположился монумент в его честь.

    Месторасположение было выбрано не случайно. Большую работу по этому вопросу проделал местный житель Сергей Петров, который проанализировал все имеющиеся сведения, пришел к выводу, что ранее колобки (круглый хлеб) именовались колебятками, и первые сведения об их появлении как раз относятся к Симбирской губернии, ныне Ульяновская область. Кстати в именитом словаре Даля есть на то подтверждение. Именно с этого момента на большой сказочной карте, Ульяновск именуется Родиной Колобка.

   Историки, изучив все аргументы «за» все – таки признали местом появления колобка эту территорию.  И не так давно этот милый герой стал, чуть ли не брендом области, самый привозимый презент оттуда как раз расписной Колобок в разных вариациях – глиняный, фарфоровый, деревянный.

  Ну и, конечно же, как же без памятника Колобку. Появился он здесь чуть более 8 лет назад. Найти его будет не так - то просто. Так как скульптурную композицию решили не размещать в центре, а, наоборот, в тихом местечке, придется потрудиться, поискав его.

    Причем расположив его в этом месте власти не продумали один момент,  рядом ну совершенно нет ничего примечательного, ехать придется из – за него одного, поэтому многие экскурсионные группы обходят Колобка стороной, а вот если турист на собственной машине, то можно спланировать маршрут с заездом в Северный выезд, на улицу Урицкого.

  Исполнен он из бронзы. Монумент сам по себе не большой, но очень оригинальный, веселый, курчавый и симпатичный. Колобок очень похож на иллюстрации к книжкам, такой же смешной и улыбающийся, что бы памятник ни казался маленьким (он не выше человеческого роста), главного героя посадили на большой постамент. Как раз на последнем выгравированы несколько фраз, например  «Руку мою пожмешь – верного друга найдешь» или «Щеку потрешь – любовь  найдешь». Есть некие параллели с известным сказочным камнем указывающем направление.   Взглянув на него раз, становится понятно, что охотников за удачей, денежками и любовью предостаточно в некоторых местах Колобок откровенно вытерся. Но все равно радует глаз мимо проходящего до сих пор.

Желаем успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационный проект

Слайд 2

Гипотеза: сегодня в России активно используют образы сказочных героев для привлечения туристов. Цель исследования : выяснить какие сказочные герои стали символами туристических маршрутов в разных регионах России. Задачи: 1. Познакомиться с проектом «Сказочная Россия» 2.Выяснить географию «расселения» героев сказок на карте России. 3.Изучить материалы интернет- сайтов по данной теме. 4. Обобщить полученные материалы в презентации. С 2010 года существует проект по созданию необычной – сказочной карты России Авторами проекта стали представители Московской ассоциации землячеств; автором карты — Алексей Козловский.

Слайд 4

На Вотчине Деда Мороза можно посетить его дворец, покататься на лошадях, снежных мотоциклах, лыжах, русской печке, прогулочных лодках, водных велосипедах - летом. А также посетить зоопарк Деда Мороза, пройтись по тропе сказок, насладиться красотой тропических растений в Зимнем саду.

Слайд 6

г. Кострома – родина Снегурочки. Родилась внучка Дед Мороза в имении Щелыково, которое принадлежало знаменитому драматургу А.Н. Островскому, написавшему сказку о холодной красавице. Туристов приглашают в Кострому в парк "Берендеевка", где на берегу двух прудов стоят сказочные избушки Берендеева царства. Терем Снегурочки открыт целый год.

Слайд 8

Столицей сказочной России признан город Ярославль. Здесь нашли пристанище Алеша Попович, Курочка Ряба, Щука и Емеля, Баба-Яга.

Слайд 9

С.Кукобой ,Ярославская обл.- родина Бабы Яги. Сегодня в селе работает музей сказок, где Баба-Яга - главный персонаж. Работает для туристов и чайная Яги, где угощают знаменитыми кукобойскими пирогами. В последнюю субботу июля всех приглашают на день рождения Бабы-Яги.

Слайд 11

Алеша Попович поселился в городе Ростове (Ярославская область)

Слайд 12

п. Ермаково, Ярославская обл. – родина Курочка Рябы В августе здесь проводятся праздники Курочки Рябы. В поселке работает одноименный музей. Здесь Ряба предстает в разном обличье: и с золотым яйцом, и иллюстрацией в книжке, и курочкой-несушкой. В музее можно узнать о предметах быта и ремесла, существовавших на Руси.

Слайд 13

Илья Муромец - родина г.Муром, Владимирская обл. В центре города богатырю установлен бронзовый монумент. А в местном краеведческом музее знаменитому земляку посвящен целый раздел.

Слайд 15

Водяной – Пошехонье, Ярославская обл. Птица – Гамаюн – город Юхнов, Калужская обл. Змей Горыныч – село Приволжское (Гадово), Кимрский район, Тверская обл. Данила–мастер и Хозяйка Медной горы – город Сысерть, Свердловская обл. Добрыня Никитич – город Рязань Емеля и Щука – город Ростов Великий, Ярославская обл. Жар –птица – город Палех, Ивановская обл. Забава Путятична – город Рязань Золотая Рыбка – село Большое Болдино, Нижегородская область. Колобок – город Ульяновск. Конек-Горбунок – город Ишим, Тюменской обл. Кощей Бессмертный – деревня Старица, Тверская обл. Левша – город Тула Мышка – Норушка – город Мышкин, Ярославская обл. Молодой Морозец Паккайне – город Олонец, Карелия Садко - село Гостцы, Новгородская обл. Соловей-разбойник - село Береза, Курская обл. Царевна – лягушка – Ростовская обл. Чебурашка - город Москва Сивка-бурка – Орловская область. . Вот те, кто уже поселился на сказочной карте:

Слайд 16

В правительстве Архангельской области тоже создана программа развития туризма в регионе "Край северной сказки", согласно которой символом Архангельска стал в 2005 году Снеговик. В культурном центре «Соломбала-Арт» создается Волшебный Дом Снеговика , где появится Волшебная мастерскую Снеговика, Научная Лаборатория, Музей снега.

Слайд 17

В 2012 году на Сказочной карте России официально появилось еще одно замечательное место: село Яренск Ленского района Архангельской области - Родина Матушки Зимы. На Родине Матушки Зимы вас ждет познавательно-развлекательная программа: экскурсия по Яренску; посещение Резиденции Зимы, игровая программа "Зимние забавы"; трапеза от Матушки Зимы; различные мастер-классы; посещение Лавки мастеров. Ежегодным стал фестиваль «Сказки Ленского леса»

Слайд 20

Кенозерье -родина Ивана Дурака. И на Иванов день Плесецкая администрация проводит в Вершинино праздник. Раз персонаж дурак, то и праздник назвали – дураковина. ... Афиши зазывают: "Собирайся, народ, на диковину - Кенозерскую дураковину!.. Кенозерская дураковина - обалденная штуковина".

Слайд 21

Спасибо за внимание!

Слайд 22

В работе использованы материалы интернет-сайтов: http://www.rosculture.ru/mosaic/item13513/ http://www.korabl-kirov.ru http://barmani.ru/post197199603/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект " Сказочные дни" в 1 младшей группе

педагогический проект "Сказочные дни" в первой младшей группе...

Педагогический проект "Сказочный мир К.И. Чуковского"

Педагогический проект разработан для воспитанников старшей группы.Цель: Развитие свободной творческой личности ребёнка, путем создание условий для совместной деятельности детей, педагогов и родит...

Педагогический проект "Сказочные лабиринты игры».

Образовательный процесс будет осуществляться эффективнее, если в практике ДОУ будет реализована игровая технология В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», направленная на помощь ребенку...

Педагогический проект "Сказочный мир Владимира Сутеева".

Сформировать интерес к сказкам и иллюстрациям В. Сутеева, через разные виды деятельности у детей средней группы....

Педагогический проект "Сказочная тропа"

Формирование связной речи – одна из важнейших задач в качественной подготовке ребенка к школе, а сказка является одной из первых сфер детского творчества....

Проект "Сказочные герои России"

Материал для проктной деятельности , по изучению сказочных героев России...

Проект "Сказочные герои России"

Материал для проктной деятельности , по изучению сказочных героев России...