Аналитический отчет музыкального руководителя за 2023 - 2024 учебный год
материал
Аналитический отчет Младшевой О.В. за 2023 - 2024 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_2024.docx | 53.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО
Аналитический отчёт музыкального руководителя
первой квалификационной категории МАДОУ ДСКВ «Солнышко»
Младшевой Оксаны Витальевны
Покачи, 2024
Аналитический отчет
музыкального руководителя МАДОУ ДСКВ "Солнышко"
Младшевой Оксаны Витальевны
за 2023 - 2024 учебный год
За отчетный период 2023-2024 учебный год в МАДОУ ДСКВ"Солнышко" осуществлялась работа согласно ФГОС ДОУ по разделу «Художественно – эстетическое развитие» в следующих возрастных группах: 2 младшая группа, средняя группа, старшая группа, старшая группа компенсирующей направленности, подготовительная группа, подготовительная группа комбинированной направленности.
Деятельность осуществлялась согласно Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Солнышко» "Радуга" Авторы: Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон
Примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО
Рабочая программа по музыкальному развитию дошкольников является модифицированной и составлена с учетом парциальных программ:
- «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова М., 2000.
- «Ладушки» И. Каплунова, И. Новосельцева, 2012 С - Петербург.
Цель рабочей программы:
Развитие музыкальных творческих способностей ребенка в различных видах музыкальной деятельности с учетом его индивидуальных возможностей.
Задачи:
- формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.
Для успешного решения поставленных задач музыкального воспитания дошкольников, постоянно поддерживала интерес детей к музыкальным занятиям, создавая эмоциональный комфорт, что способствовало повышению активности детей.
Внедряю в деятельность парциальную программу «Ладушки» И. А. Новоскольцевой, И. М. Каплуновой. В основе программы - воспитание и развитие гармонической и творческой личности ребенка средствами музыкального искусства и музыкально-художественной деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является интегративный подход к организации музыкальных занятий с детьми, что соответствует ФГОС ДО.
Использую следующие методики программы «Ладушки»:
• Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Программа «Ладушки»;
• Праздник каждый день. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Программа «Ладушки».
Система работы по овладению детьми разнообразными двигательными умениями и навыками, а также опытом пластической импровизации, строится в соответствии с парциальной программой «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.
С 2022 года начала использовать в своих занятиях игры на нейроложках, которые вызывают положительные эмоции у детей. Нейроложки — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение упражнений у детей с проблемами в развитии. Цель нейроложек: развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, способностей, памяти, внимания, мышления.
Дети проявили активный интерес к нейроложкам, включились в игровой процесс.
Моя задача: сделать музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной. В нашем детском саду созданы условия для организации музыкальной деятельности воспитанников. В соответствии с ФГОС ДО среда должна быть увлекательной, современной, успешной и плодотворной. Используемый мною материал содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников, способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а так же развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.
В ДОУ имеется: оборудованный музыкальный зал, фортепиано, технические средства обучения (ноутбук, микрофоны), музыкальные игрушки и детские инструменты, музыкально – дидактические пособия и игры, методическая и нотная литература, атрибуты для игр и танцев. Оборудование отвечает современным эстетическим и педагогическим требованиям.
Для развития музыкально-сенсорных способностей детей я использую музыкально-дидактические игры. Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то я стараюсь расширить диапазон и виды музыкальных игр во всех формах работы с детьми по музыкальному развитию.
Детям дошкольного возраста характерно восприятие окружающего мира через наглядность и эмоции, поэтому я использую в музыкальном развитии детей различную атрибутику. Она помогает наполнить содержание музыкальной деятельности более глубоким смыслом, поднять эмоциональный фон происходящего действия. В зале имеются атрибуты для детского танцевального творчества, для инсценирования песен, для музыкально – ритмических движений, элементы костюмов к танцам.
Для развития музыкально-сенсорных способностей детей я использую музыкально-дидактические игры. Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то я стараюсь расширить диапазон и виды музыкальных игр во всех формах работы с детьми по музыкальному развитию.
Музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды.
В каждой группе имеется музыкальный уголок, который соответствует принципам реализуемой программы и ФГОС. Основное содержание уголка составляет: ТСО (музыкальный центр, аудиокассеты и диски с записями детских песен, музыкальных сказок и танцевальной музыки), музыкальные игрушки и детские инструменты (барабан, дудочка, деревянные ложки, металлофон), которые подобраны с учетом возраста детей, инструменты шумелки – самоделки, дидактические пособия и игры. Все эти пособия активизируют детей и позволяют в доступной интересной форме приблизить ребенка к музыке.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Образовательную работу по музыкальному воспитанию я проводила исходя из основных годовых задач ДОУ и в соответствии с целями и задачами моего годового плана.
Поставленные годовые задачи я решала в разнообразных формах: в НОД, на праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, в совместной деятельности с педагогами и родителями. Намеченные цели я достигала в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: музыкально-художественной, игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: художественно-эстетическое, познавательное, физическое, речевое, социально-коммуникативное.
Основной формой образовательной деятельности по музыкальному воспитанию является занятие - НОД, в ходе которого я осуществляю разностороннее воспитание детей (умственное, нравственное, эстетическое, физическое), развиваются музыкальные способности.
Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей.
В этом учебном году музыкальные занятия проводились в следующих возрастных группах:
1. Вторая младшая группа «Росинка»
2. Средняя группа «Брусничка»
3. Старшая группа компенсирующей направленности «Семицветик»
4. Старшая группа «Радуга»
5. Подготовительная группа «Капитошка»
6. Подготовительная группа комбинированной направленности «Улыбка»
Занятия проводились согласно программе два раза в неделю в каждый возрастной группе, соответствовали возрасту детей, выдержаны по времени.
В процессе НОД дети занимались по следующим разделам:
- Слушание музыкальных произведений.
- Пение и песенное творчество.
- Музыкально ритмические движения.
- Танцы.
- Игры и хороводы.
- Игра на детских музыкальных инструментах.
Были поставлены задачи музыкального воспитания:
- Воспитывать любовь и интерес к музыке.
- Обогащать музыкальные впечатления детей.
- Знакомить с простейшими музыкальными понятиями.
Планируя образовательный процесс, наряду с традиционными формами работы, я использовала нетрадиционные формы проведения занятий:
• Доминантные занятия
• Творческие занятия
• Интегрированные занятия
• Занятия познавательного типа
Разнообразные виды занятий обогащают представления ребенка, позволяют реализовать его творческие возможности, коммуникативные умения, познавательную активность.
В каждой возрастной группе проводилось два музыкальных занятия в неделю. В процессе работы с детьми учитывались следующие принципы: комплексное решение основных задач музыкального воспитания, систематичность, постепенность, последовательность, повторность. Занятие включало чередование различных видов деятельности – слушание музыки, пение, музыкально – ритмические движения, танцы, игры и хороводы, игра на детских инструментах.
1. Слушание музыки – основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность является как самостоятельной, так и составной частью любого другого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников использую вокальную, инструментальную музыку.
Я учу ребенка не только слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней, о её характере. В работе со старшими дошкольниками, как и с малышами, применяю метод сравнения. Дети сравнивают как контрастные, так и близкие по настроению пьесы.
Знакомлю со средствами музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Дети слушают звучание музыкальных инструментов, знакомятся с их тембрами и выразительными возможностями.
Дошкольники любят играть в «музыкальные викторины», это одна из форм «повторение пройденного». Такая игра-викторина позволяет определить, в какой мере дети овладели материалом, какие произведения запомнили, а к каким нужно вернуться.
Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения.
2. Музыкально - ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. В движении развиваю чувство ритма, творческие способности, учу двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. В старших группах добиваюсь от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Основу для музыкально-ритмических композиций составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений.
Путем целенаправленного обучения развивается творческая активность детей, расширяется музыкальный опыт, происходит активизации чувств, воображения, мышления. У детей развивается выносливость, ловкость, гибкость, координация движений.
Дети очень любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводу. Если им не навязывать готовые движения при инсценировках, можно наблюдать самобытный, неповторимый мир образов, выраженный в движениях. Однако надо отметить, что не у всех детей это получается одинаково успешно. Некоторые дети могут действовать только по показу. Творческие задания педагога им очень нравятся, но они не способны к каким-либо ярким самостоятельным и творческим действиям. Им полезно смотреть, как эти творческие задания выполняют другие дети, какие движения демонстрирует педагог.
Музыку для музыкально - ритмических движений подбираю яркую, доступную по содержанию, вызывающую эмоциональный отклик у детей, близкую и понятную дошкольникам, их жизненному опыту. Движения подбираю соответственно возрастным возможностям, учитываю координационную сложность, объем движений, переключаемости движений, интенсивностью нагрузки.
3. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. На занятиях мы работали над дикцией, учила ребенка правильно пропевать звуки, слова, предложения.
Развивая вокально-хоровые навыки, я учитываю физическое состояние ребенка и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата. Для защиты певческих голосов на занятиях я использовала оздоровительные упражнения. Это очень помогает детям со слабым дыханием. В простой доступной форме детям объясняла, как нужно беречь голос, как дышать. На занятиях я проводила дыхательную гимнастику, делала специальные упражнения для голосовых связок. У детей постепенно развиваются вокальные и певческие навыки, укрепляется и расширяется певческий диапазон.
В процессе обучения пению главную роль играет звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом. Большинство детских песенок, которые дети разучивали, состоит из простых, часто повторяющихся слов. А повтор является основным средством овладения языком и развитием речи. Дети даже не осознавали, что через повторение они заучивали слова.
- Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
- Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
- Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
- Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
- Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
Широко применяю мультимедийные пособия, игры, позволяющие наиболее полно раскрыть способность детей тонко чувствовать, воспринимать и понимать искусство, эмоционально на него откликаться и творчески себя в нѐм.
В течение года были проведены следующие мероприятия:
1. «Праздник русской рябинки» - Сентябрь
2.«Праздник Осени» - Октябрь
3. «День отца» - Ноябрь
4. «День народного единства» - Ноябрь,
5. «День матери» - Ноябрь
6. «Моя Югра – Моя планета» - Декабрь,
7. «Новогодний карнавал» - Декабрь
8. «Колядки» - Январь,
9."Прощание с ёлочкой"- Январь
10. «Открытие года семьи»
11. «Мамин праздник» - Март
12. «День Победы – праздник долгожданный» - Май
13. 1 июня – День защиты детей.
14. День России.
В плане взаимодействия с педагогами в течение всего года мной проводилась активная работа: постоянно со всеми воспитателями обсуждали и утверждали предложенный сценарий, вели подготовку к утренникам и развлечениям, совместно с воспитателями проводили занятия.
На своих занятиях я внедряю элементарное музицирование. Цель этого музицирования: импровизированное развлекательное звукоподражание. При этом развиваются и сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. У детей идет развитие не только техники игры на инструментах, развивается и творческое начало. Разыгрывая какую-нибудь потешку или стихотворение, я предлагаю детям «украсить» её всевозможными звуками (как музыкальными, так и шумовыми.) Учу детей понимать смысл содержания стихотворения и подбирать соответственно звуковые средства выразительности. Это наш совместный поиск, партнерские взаимоотношения без авторитарного научения и показа способа выполнения задания.
Благодаря поставленным задачам, добилась следующих результатов:
2 младшая группа:
Дети умеют петь негромко, уверенно и естественно, с помощью педагогов в начале года, а в конце года самостоятельно ориентируются и перемещаются в пространстве, овладев простыми танцевальными движениями. Высказываются о характере музыки, способны менять движения в соответствии со сменой музыки. Данные параметры соответствуют критериям программы.
По итогам диагностики группа «Росинка» имеет высокий уровень 93%.
Средняя группа
Дети владеют разнообразными видами ходьбы, бега, простыми танцевальными движениями, слышат и воспроизводят метрические акценты и равномерный ритм в игре на ударных инструментах. Определяют характер музыки, активно высказываются об эмоциональном настроении.
По итогам диагностики группа «Брусничка» имеет высокий уровень 92%.
Старшая группа
Хороший уровень музыкального развития.
Работая со старшей группой, хочется отметить значительные успехи развития в области музыкального воспитания.
Дети сосредоточенно и с интересом слушают музыку, умеют высказываться о характере музыки, расширился словарь эмоционально-образными высказываниями о музыке, музыкальном образе.
В разделе «Пение» большое внимание уделялось развитию голосового аппарата, вокально-хоровым навыкам, речи. В связи с этим в занятия вводились вокальные упражнения на развитие артикуляционного аппарата, дыхания, речевые игры, мелодекламации, пропевание звукоподражаний. Работа велась по расширению певческого диапазона, формированию легкости, подвижности, звонкости, полётности детского голоса. Речевые и пальчиковые игры способствовали развитию речи.
Можно отметить, что проведённая работа показала положительный результат в исполнительской деятельности детей.
Также в полном объёме решены программные задачи по музыкально-ритмическому движению. Основной набор движений освоен, музыкально-ритмические навыки и навыки выразительности движений достаточно развиты.
По итогам диагностики группа «Радуга» имеет высокий уровень музыкального развития – 94 %, группа «Семицветик» - средний уровень 86 %.
Подготовительная группа
К концу года дети подготовительной группы достигли значительных успехов в музыкальном развитии:
• эмоционально воспринимают музыку, правильно определяют ее настроение, жанр, слышат средства музыкальной выразительности, динамику развития музыкального образа, могут рассказать о возможном содержании пьесы; определяют по тембру звучание музыкальных инструментов, дети ознакомлены с музыкальной грамотой, знают названия нот.
• поют выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности, поют с музыкальным сопровождением и без него;
• ритмично и выразительно двигаются в соответствии с характером музыки, ее жанром, самостоятельно реагируют на смену частей и фраз, обладают хорошей координацией, ориентируются в пространстве;
• выразительно исполняют знакомые движения в свободной пляске, придумывают свои комбинации танцев (по одному, в парах).
Поставленные музыкальные задачи, согласно программы музыкального воспитания дошкольников для каждой возрастной группы были выполнены.
По итогам диагностики группа «Капитошка» имеет высокий уровень музыкального развития – 97 %, группа «Улыбка» - высокий уровень 96 %.
Помимо музыкальных занятий я проводила индивидуальную работу с детьми. Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого воспитанника с целью своевременной помощи и развития способностей. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному, развиваются неодинаково. Индивидуальная работа полнее выявляет возможности ребенка, позволяет найти причину отставания в некоторых видах деятельности. Стараюсь создать для ребенка ситуацию успеха, отмечаю его малейшие достижения, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше. Все это создает у ребенка положительную мотивацию в отношении к занятиям.
Для повышения качества и эффективности работы по музыкальному воспитанию мною были составлены и разработаны методические материалы, которые включают: перспективное планирование по возрастным группам, циклограмму деятельности музыкального руководителя, конспекты занятий, праздников и развлечений, подборку музыкально - ритмических упражнений, пальчиковую гимнастику, картотеку подвижных и дидактических игр, консультации для воспитателей и родителей. В течение года обновлялись методические пособия, дидактические игры и атрибуты, костюмы к праздникам.
Сделать музыкальные занятия привлекательными и по-настоящему современными мне позволяет применение компьютерной техники. Одним из актуальных, инновационных направлений внедрения ИКТ в образовательный процесс музыкального воспитания являются мультимедийные презентационные технологии.
Использование презентационных средств позволило привнести в мои занятия эффект наглядности и помогло ребенку усвоить музыкальный материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создать наглядные эффектные образы.
В течение года принимала активное участие в различных конкурсах, мероприятиях, открытых показах.
Принимала участие в муниципальном этапе всероссийских конкурсов профессионального мастерства «Педагог года», где стала победителем.
Принимала участие в региональном этапе всероссийских конкурсов профессионального матерства «Педагог года Югры».
Активно принимаю участие в профсоюзных мероприятиях: «Веселые старты», «День здоровья для педагогов», «Первый туристический слёт».
Мои воспитанники принимали участие в концертах на уровне ДОУ, в городском фестивале – конкурсе детского и юношеского творчества «Юные таланты города Покачи», где заняли призовые места.
2024 год:
1. Оркестр «Триумф» - 2 место;
2. Танцевальный коллектив «Серпантин» - 2 место;
3. Нарожная Тамара - 3 место.
4. Младшев Максим – участник.
Также принимали участие в международном детском, взрослом, профессиональном конкурсе конкурсе «Фактор успеха» проекта «Музыкальный звездный олимп», где танцевальный коллектив «Серпантин» стали лауреатами 3 степени.
Я считаю, что с поставленной целью и задачами, как музыкальный руководитель, я справилась.
Перспективы работы на 2024-2025 учебный год:
- продолжать знакомиться с новыми формами, методами и приемами обучения;
- продолжать изучать новые методики по музыкальному воспитанию;
- принять активное участие в городских фестивалях детского творчества;
- оказывать коллегам активное содействие в методическом плане;
- активнее привлекать родителей к участию в различных мероприятиях;
- найти новые формы и методы работы с родителями, которые будут стимулом для родителей посещать мероприятия, проводимые в детском саду.
- продолжать работу с одаренными детьми и принимать участие в музыкальных творческих конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа музыкального руководителя на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа музыкального руководителя для групп общеразвивающей направленности для детей от 2 до 7 лет....
Рабочая программа музыкального руководителя на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа музыкального руководителя...
Годовой план работы музыкального руководителя на 2023-2024 учебный год
Годовой план работы музыкального руководителя рассчитан на 2023-2024 учебный год и направлен на развитие у детей эстетического восприятия, интереса и любви к музыке, потребности в творческом самовыраж...
Аналитический отчет МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ за 2023-2024 уч.год
Аналитический отчет за год....
ПЛАН ПРОВЕДЁННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В 2023-2024 УЧЕБНОМ ГОДУ.
ПЛАН ПРОВЕДЁННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В 2023-2024 УЧЕБНОМ ГОДУ....
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЗА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЗА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД....
Рабочая программа музыкальных руководителей на 2023-2024 учебный год для детей от 1,6 до 7 лет
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в дет...