Развитие познавательной активности у детей старшего возраста посредством экспериментирования
материал (подготовительная группа)

Лапшина Евгения Александровна

Развитие познавательной активности  у детей старшего возраста посредством экспериментирования

 

1.Введение

                                                                                «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл…»

К.Е.Тимирязев.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых ФГОС ДО. В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Большую роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментирования. В процессе экспериментирования дошкольники преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Ребенок с рождения  является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Как ответить на многие вопросы маленьких первооткрывателей? Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать это не формально, а объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума, подтолкнуть ребенка к познанию мира и развитию творческого начала? Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Участвуя в процессе исследования, дети испытывают  радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.
Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что- то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни. 

С помощью познавательно – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать).

Актуальность проблемы заключается в том, что в современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно - ориентированного образования, результатом должно быть становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. В детском саду это можно достичь через экспериментальную деятельность, так как – этот вид деятельности направлен на получение новых и объективных знаний дошкольниками.

Основной целью является развитие у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию экспериментирования.

Задачи:

          Формировать способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

         Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

         Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.

         Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, оценочное и критическое отношение к миру, самостоятельность.

Вовлекать родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

Педагогические  условия

Педагогическими условиями развития познавательной активности у дошкольников являются: предметная среда в детском саду и семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем развития познавательно – исследовательской деятельности детей.

2.Психолого-педагогическое обоснование проблемы

Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
      По мнению Н.Н. Поддьякова : «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка». Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

    Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н.Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. 

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, А.И.Савенков, О.В.Афанасьева, Н.Н. Совгир).

Способности к преобразованию изучались в исследованиях Н.А.Багдасаровой, Л.Ф.Баяновой, О.Д.Галимова и других, выполненных под руководством Н.Е.Вераксы.

3. Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

Существуют разные формы работы с детьми: групповой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой  природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры;

- проектная деятельность;

- презентации;

- трудовые поручения, действия.

4. Технология опыта

Свою работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

человек (функционирование организма;

рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)

Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила:

1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Маленький человек, познавая мир, должен все попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы. Во время проведения образовательной деятельности необходимо насытить предметно-развивающую среду оборудованием для проведения опытов и экспериментов, чтобы ребенок имел возможность манипулировать предметами, пересыпать, переливать, перекладывать, сравнивать, сопоставлять. Для этого в группе создан «центр экспериментирования» оснащенный специальным оборудованием, разнообразными материалами. Центр постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте. 

В уголке экспериментирования имеются:

- Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

- Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена, шишки;

- Ёмкости: пластиковые бутылки, банки, стаканы, воронки;

- Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока, свечи, фонарики;

- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

- Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;

- Мука, виды круп, соль, сахар;

- Детские халаты, фартуки;

- Схемы-алгоритмы для проведения опытов;

- Коллекции : «Семена», «Ткани», «Пуговицы», «Фантики»;

- Журнал для фиксирования результатов.

Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Умение наблюдать, вырабатывается в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская деятельность. Наблюдения на прогулке вызывают у детей большой интерес. На прогулке предлагаю следующие наблюдения:

- за зимующими птицами;

-за погодой;

- за машинами;

- за деревьями зимой;

- за ветром, солнцем, за снегом, снежинками;

- за сезонными изменениями на участке детского сада и др.

На прогулке провожу дидактические игры («Кто назовёт больше качеств и свойств?», «Узнай по описанию», «Узоры на песке») или подвижной («Беги к знакомому дереву», «Кто быстрее перенесёт камушки», «Следопыты», эстафеты с использованием природного материала (шишки, жёлуди, камушки, листья). Игра «Раскопки далёких миров», предоставляет ребёнку возможность сочинять, придумывать, фантазировать, развивает речь.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Обращаю внимание на словарь, который использую в процессе совместной с детьми деятельности. Дети 4-5 лет могут усваивать сложную терминологию, но и не перегружаю физическими терминами. Например использую активно слова, обозначающие физические явления («испарение», «нагревание», «твердое вещество и др.).

Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.

Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);

- формулирование выводов.

В своей работе я использую игры-эксперименты, процессе которых дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества.

Не менее важным моментом является эмоциональное переживание детьми наблюдаемых процессов и явлений. Я активно использую сказочные сюжеты, подвижные игры, так как они позволяют детям не только пережить, но и изучить различные процессы преобразования. Игра важна не только потому, что в ней присутствует интересная ребенку система эмоциональных переживаний, но и потому, что он совершает игровые действия, которые передают различные свойства окружающего мира, например, сжимается, изображая лёд, а затем выполняет плавательные движения, изображая воду. Своим поведением ребёнок фактически моделирует состояние воды, и у него формируется двигательный образ различных состояний этого вещества.

Для развития познавательной активности детей мне особо хотелось бы отметить использование проектной деятельности.  Для более успешного усвоения материала мною были разработаны исследовательские проекты: «Может ли вкусное быть опасным?», «Волшебница - Вода», «Удивительные свойства воздуха».

         Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.

        Таким образом, познавательно – исследовательская деятельность помогают мне учить детей анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, т.е. исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

Современные требования к обучению дошкольников: развивающий характер обучения; максимальная активность детей в процессе познания, интеграция в содержании и приемах организации педагогического процесса; учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Заключение.

В результате проделанной работы значительно улучшились следующие показатели детской деятельности: Использование старшими дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности. Изменение качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и многовариативности в ее решении). Повышение уровня познавательных способностей детей. Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению. Я могу сделать вывод, что достоинство познавательно-исследовательской деятельности заключается в том, что она дает детям реальные явления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи, мышления, внимания детей. Следствием является не только ознакомление их с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу детей, на развитие творческих способностей. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме. Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной активности детей.

 

Литература:

1.     Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.      Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005.

3.     Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

4.     Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под ред. Прохоровой Л. Н. — М.: АРКТИ, 2004.

5.     Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. − Волгоград: Перемена, 1995.

6.     Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания— Ярославль: Академия развития, 2002. Тугушева

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»

По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых -развивать это стремление....

Презентация "Развитие познавательной активности детей старшего возраста по средствам экспериментирования"

В презентации представлена работа по самообразованию по теме: "Развитие познавательной активности детей старшего возраста по средствам экспериментирования"...

Презентация на тему: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей старшего возраста»

laquo;Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей старшего возраста»...