Подготовка и проведение родительского собрания
материал
Представлен материал по подготовке и проведению родительского собрания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotoka_i_provedenie_roditelskih_sobraniy.docx | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка и проведение родительского собрания
Результативность взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей в значительной мере зависит от самих родителей и от других взрослых членов семьи, за уровень воспитанности которых детский сад не может нести ответственность. Однако знать, "...из кого состоит семья, кто окружает детей в семье, кто оказывает на них влияние, каково это влияние (со знаком плюс или минус), и воспитатели, и детский сад должны. Только тогда педагогический коллектив может правильно строить свои отношения с ребенком в детском саду, с его родителями и одновременно проводить работу по нейтрализации дурного влияния, отрицательного воздействия на ребенка.
Наиболее эффективная форма работы педагогов и родителей - это родительские собрания, которые могут проходить в форме лектория, семинара и т.п. Успех проведения собраний-лекториев обеспечивает соблюдение таких условий: тематика их составляется по возможности нестандартная, привлекающая внимание, вызывающая интерес и даже иногда интригующая. Например: что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в детский сад. Так можно назвать первое собрание. На такое собрание родители, как правило, приходят, так как тема названа конкретно, и она их интересует. Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются, то сразу снимается проблема посещения последующих собраний; заинтересованные родители придут на очередное собрание-лекцию.
На первом же родительском собрании тематику последующих встреч желательно объявить на длительный период, желательно на год. В таком случае родители смогут заранее представить, какой объем психолого-педагогических, социально экономических, медико-экологических и других знаний они получат, какие вопросы можно включить дополнительно по их просьбе, каких специалистов желательно послушать (специалисты, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор ЛФК, медик и т.д.)
Важным условием успеха родительских собраний является определение четкого графика их проведения. Этот график на первом собрании сообщается родителями для того, чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от возможностей или от желания эти встречи могут проходить ежемесячно или раз в квартал, в одни и те же часы.
Ведь сами педагоги заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного семейного воспитания.
Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: мама и папа. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы названные тематические родительские собрания они посещали вместе одновременно.
Очень важно убедить родителей, что семейное воспитание это - не морали и нотации, а ВЕСЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МЫСЛЕЙ РОДИТЕЛЕЙ, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и общения. Вот почему одной из первых тем родительского собрания должна стать тема: "Один день из жизни ребенка в семье", которая поможет понять родителям простую истину: "РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ: родители пример тому!" Закон РФ "Об образовании" поставил на первое место такую двуединую задачу перед семьей, как развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического и нравственного здоровья. Решать эту задачу следует ежедневно, ежечасно, ежеминутно.
Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.
Родительские собрания могут быть;
- организационными;
- текущими или тематическими;
- итоговыми;
- общесадовскими и групповыми.
Родительское собрание закономерно считается не менее сложным "жанром", чем проведение занятий. Здесь встречаются две стороны, участвующие в общеобразовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.
Этапы родительского собрания.
1 этап. Организация родительского собрания.
Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.
При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы важна. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду. Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках. Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания.
2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.
Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;
- Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.
- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми очень важна.
Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление "детских грехов".
Психолого-педагогическое собрание. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач. Не плохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.
Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, приобретение пособий и т. д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.
Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в воспитании и развитии.
Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и воспитатель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласен!".
3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.
Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать вывод, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это в последствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации.
Работа с родителями.
Организация взаимодействия с коллективом группы требует от педагога соблюдение определенных правил общения с семьями детей.
- Воспитатель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
- Общение с родителями ребенка должно служить не только во вред, а во благо ребенку;
- Изучение семей детей должно быть тактичным и объективным;
- Изучение семей детей должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Изучая семьи детей, педагог должен обратить внимания на следующую информацию о семье ребенка:
- общее сведения о родителях или людях, их заменяющих;
- жилищные условия и семьи и ее материальная обеспеченность;
- образовательный уровень семьи, интересы родителей к детскому саду и к жизни ребенка в детском саду;
- уровень педагогической культуры родителей;
- авторитарность семьи в глазах ребенка;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка:
- семейные традиции, обычаи и ритуалы;
- положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
- воспитательные возможности семьи.
Изучение семей позволяет педагогу ближе познакомиться с самим ребенком, понять уклад жизни его семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Чтобы вас услышали.
Главная задача любого информатора - сделать так, чтобы его услышали, то есть в принципе послушали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направленно большинство используемых приемов.
Начало разговора.
Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффективным и четким по содержанию. Вот несколько советов.
Хорошо подумайте и запишите на листок бумаги первые 2-3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.
Правильно представитесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.
Никогда не начинай те с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию "снизу" и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.
Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно.
Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: "С начало мы с вами...", "Затем мы рассмотрим...", "В конце разговора нам с вами предстоит...". Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей с начала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будите фиксировать их для себя.
Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни группы , покажите не что смешное или интересное, сделанное детьми и т.п.. Гели родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.
Формы расположения зала:
Дискуссионный клуб
"+" данная форма зала позволяет создать
- тесный психологический контакт для всех членов процесса (контакт глаз); - демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и преподавателем (ведущим);
- чувство значимости каждого - повышение самооценки;
- чувство коллективизма;
- высокая степень активизации самостоятельной работы каждого члена группы (даже робкие, слабые включаются в работу);
- дифференцированный подход;
- творческий подход;
- экономия времени на
- достижение результата;
- глубокое рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
- умение слушать и принимать чужую точку зрения;
- умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
- легче (для ведущего) определить лидера и в процессе работы
- способствовать развитию в нем демократических качеств;
- развитие речи, коммуникативных навыков;
- умение выступать перед аудиторией;
- умение ценить и распределять время;
- умение емко и четко излагать свои мысли;
- возникновение фракций;
- вероятность возникновения конфликтных ситуаций (внутри группы, между группами);
- подавление 1-2 личностями членов групп;
- для педагога трудно владеть ситуацией (у каждой группы складываются свои отношения);
- устойчивое формирование групп;
- проблемы освещения.
Класс
"+" данная форма зала позволяет
- работа парами - обучение других;
- направленное внимание в одну сторону;
- свободное перемещение учителя вдоль рядов;
- соблюдение санитарно- гигиенических норм (физиологический учет зрения);
- удобно для контрольных, самостоятельных работ
- вынужденное доминирование преподавателя;
- слабое развитие коммуникативных навыков;
- нарушение психологического климата (спины членов коллектива);
- дистанция по отношению к доске, педагогу;
- закрыт обзор доски, наглядности;
- малая подвижность, статичность - развитие сколиоза.
U-образная форма
- комфортный психологический климат (вербальный и невербальный контакт);
- активность и инициатива участников процесса; возможность проведения нестандартных занятий; стол-защита для ребенка (подготовка для работы в круге, постепенное снятие психологических барьеров - контакт глаз); удобно демонстрировать пособия; удобно рассаживать левшей;
- эффективное осуществление индивидуального подхода "-"
- нарушение санитарно-гигиенических норм (физиологический учет зрения); не способствует тесному контакту;
- дистанция по отношению к доске.
Форма круга
"+" тесный психологический контакт;
- демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и преподавателем (ведущим);
- чувство значимости каждого - повышение самооценки;
- чувство коллективизма;
- высокая степень активизации (даже робкие, слабые включаются в работу):
- дифференцированный подход;
- творческий подход;
- глубокое рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
- умение слушать и принимать чужую точку зрения;
- умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
- легче (для ведущего) определить лидера и в процессе работы
- способствовать развитию в нем
- демократических качеств;
- развитие речи, коммуникативных навыков;
- умение выступать перед аудиторией;
- умение емко и четко излагать свои мысли;
- возможность организации игр, разминок.
- дискомфорт в начале работы для робких (открытость, не за что спрятаться);
- для учителя трудно владеть ситуацией; нарушение санитарно-гигиенических норм;
Анализ
Давайте обратим внимание на минусы, отмеченные вами в той или иной форме помещения. Как мы будем к ним относиться? Как мы можем избежать этих "подводных камней"?
Вывод: Каждая из форм помещения помогает в решении задач и целей, которые преследуются педагогом. Поэтому для большей эффективности собрания необходимо учитывать это отдавая предпочтение той или иной форме.
Наиболее эффективны в решении многих целей и задач именно такие формы зала, как круг и дискуссионный клуб, которые предполагают интерактивные формы ведения собраний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подготовка и проведение родительского собрания в ДОУ с помощью средств мультимедиа
статья по подготовке и проведению родительского собрания. Практические советы....
Алгоритм подготовки и проведения родительского собрания (родительский клуб).
предлагаю вашему вниманию алгоритм подготовки и проведения родительского клуба...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...
Презентация "Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания"
Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания могут использоваться воспитателями, как один из методов взаимодействия с семьями воспитанников по повышению качества дошколь...
Рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний (памятка для воспитателя)
(памятка для воспитателя)...
«Технология подготовки и проведения родительских собраний»
laquo;Технология подготовки и проведенияродительских собраний»...
Подготовка и проведение родительских собраний в ДОУ.
Презентация для воспитателей ДОУ...
- Мне нравится (2)