Методические рекомендации для воспитателей при обучении детей с нарушением зрения
статья
В материале предсавлена информация для воспитателей работающих с детьми с нарущением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_vospitateley_pri_obuchenii_detey_s_narusheniem_zreniya.docx | 14.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для воспитателей при работе с детьми с нарушением зрения
При работе с детьми с тяжелыми нарушениями зрения воспитатель должен учитывать психолого-педагогические особенности развития детей.
- У слепых и слабовидящих детей отмечаются изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений. Все выразительные движения при глубоких нарушениях зрения ослаблены.
- Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, координации; ведет к снижению двигательной и познавательной активности.
- Значительно страдает восприятие – полнота и точность, скорость обработки информации. Информация, получаемая из вне, с помощью остаточного зрения становится более полной, если она поступает в комплексе с осязанием предметов. При обработки информации большое значение имеет слуховой анализатор.
- Для слепых и слабовидящих детей память имеет огромное значение, так как большинство информации им приходится запоминать.
- Из-за значительного нарушения зрения у детей происходит снижение самостоятельности, появляется чрезмерная замкнутость, необщительность.
Зная эти особенности детей с нарушение зрения, необходимо создать наиболее благоприятные условия для их обучения в образовательной организации.
Организация пространства
- На двери при входе в группу должен быть приклеен ориентир;
- На шкафчике в раздевалки приклеено крупное изображение. Такое же изображение на шкафчике для полотенца. Дополнительный ориентир для слепых детей – рельефная фактура на шкафчике;
- Ориентир на краю стола (ребенок должен сидеть за первым столом)
- По возможности не переставлять мебель;
- На дверях спальни и туалетной комнаты тоже ориентиры;
- Выделить игровую зону ковровым покрытием, а разные участки игровых зон рельефной фактурой;
Организация рабочего места и занятий
- На столе должен быть дополнительный источник света, вспомогательные средства (лупа и др.);
- Демонстрационный материал должен быть увеличенного формата с четкими линиями и изображением (изображение не должно быть перегружено деталями). Вариант демонстрируемого материала другим детям, должен лежать на столе у ребенка;
- Раздаточный материал должен быть крупный, соответствовать естественным размерам и особенностям предмета. Если есть возможность то лучше использовать настоящий предмет (овощи, фрукты);
- Показ обязательно сопровождать словесной инструкцией и описанием;
- При использовании указки она должна быть с ярким наконечником;
- Воспитатель должен говорить медленно, четко ставя вопросы и обращаться лично к ребенку по имени, дать ребенку больше время на ответ;
- Рекомендуется использовать смену видов деятельности для снятия зрительного переутомления (зрительная гимнастика, динамическая пауза и др.).
- Давать ребенку возможность подходить к доске и рассматривать расположенной на ней материал.
- Обязательно поощрять самостоятельность детей, чаще хвалить за выполненные задания, развивать социально-бытовые навыки.
Материал подготовила тьютор
Воловёнкова Е.В.
Список используемой литературы
1. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. Ред. С.В. Алехина // Под. Ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012. – 56 с.
2. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие / И.В. Карпенкова, Е.В. Самсонова, С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова; под ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2017. – 173 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения на подгрупповых занятиях тифлопедагога (разработка и теоретико-методологическое обоснование)
По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативн...
Применение вспомогательных средств при обучении детей с нарушением зрения рисованию
Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и...
Музыкальное воспитание и обучение детей с нарушением зрения
В данном материале говорится об особенностях музыкального развития детей с нарушенным зрением....
Использование ИКТв обучении детей с нарушением зрения музыкально-ритмическим движениям.
Стендовый доклад...
Методические рекомендации для родителей по подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе.
Методические рекомендации для родителейпо подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе:...
Методическая разработка: " ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-МОДЕЛЕЙ"
В своей работе я попыталась отобразить систему работы по развитию навыков составления описательных рассказов с использованием схем-моделей, а так же сформулировать методические рекомендации по о...
Статья « Осуществление взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателя при обучении детей с нарушением зрения в процессе рассматривания сюжетных картин»
Для детей с нарушением зрения рассматривание картины является не только средством художественно-эстетического развития, но и незаменимым средством коррекционной работы....