Дополнительная общеразвивающая программа по эколого-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста "Капитошка"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kapitoshka.docx | 500.09 КБ |
Предварительный просмотр:
1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Капитошка» имеет естественнонаучную направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь по программе, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных программой, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для занятий в старшей группе детского сада в рамках дополнительного образования детей.
Педагогическая целесообразность дополнительного образования состоит в том, что оно поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке программы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно- воспитательного процесса:
-принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;
-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";
- принцип развивающего характера обучения;
- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
Содержание программы разработано с учетом возрастных особенностей детей и их интересов. Каждое занятие должно быть интересным, познавательным, с применением разнообразных видов деятельности.
Адресат программы: воспитанники старшей группы(5-6 лет)
Объем программы: 36 часов Формы организации работы: С детьми:
- Групповые занятия
- Экскурсии
- Выставки, конкурсы
- Просмотр мультимедийных презентаций
С родителями:
- Информация на сайте, сообществе
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- беседа;
- викторина.
Методы проведения:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
-коллективный труд;
Срок освоения программы: 1 год
Цель: развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Задачи:
Образовательные:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения
- развивать познавательные умения
- накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья
- научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно- следственные связи между объектами природы;
воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Развивающие:
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Воспитательные:
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
- воспитывать в детях уверенность в своих силах.
Учебный план
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма аттестации/контроля |
1. | Вводное занятие | 2 | Стартовый контроль |
2. | Мозаика природы | 30 | Устный опрос, творческие задания, выполнение мини-проектов, викторины, игры |
3 | Итоговое занятие | 2 | Практическое занятие |
Итого | 34 |
- Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Теория | Практика | Форма аттестации/контроля |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
1.1. | Знакомство с планом работы. Инструктаж по ТБ | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
2. | Мозаика природы | 30 | 13 | 17 | |
2.1. | Осень в природе. Путешествие-экскурсия по территории детского сада | 2 | 1 | 1 | Творческое задание |
2.2. | Кто такие насекомые? Куда исчезают насекомые? | 2 | 1 | 1 | Устный опрос, викторина |
2.3. | Что нам осень принесла? | 2 | 1 | 1 | Мини-проект «Осень» |
2.4. | Фрукты и овощи | 2 | 1 | 1 | Дидактическая игра |
2.5. | Лес – многоэтажный дом. Кто живет в лесу? | 4 | 2 | 2 | Игра, викторина |
2.6. | Где живут дикие животные? | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
2.7. | Жизнь домашних | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
животных | |||||
2.8. | Какие разные деревья | 2 | 1 | 1 | Творческое задание |
2.9. | Птицы | 2 | 1 | 1 | Творческое задание |
2.10. | Как узнать птиц | 2 | 1 | 1 | Викторина, загадки |
2.11. | Волшебница-зима | 4 | 2 | 2 | Устный опрос, творческое задание |
2.12. | В мастерской Деда Мороза | 4 | 4 | Изготовление поделок | |
3. | Итоговое занятие | 2 | 2 | Практическое занятие | |
Итого | 34 | 14 | 20 |
Содержание программы «Капитошка»
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с планом работы. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Беседа «Что такое природа?».
Практика: Конкурс рисунков о природе
Раздел 2. Мозаика природы
Теория: Осень в природе. Путешествие-экскурсия по территории детского сада. Беседа об осенних изменениях в природе и жизни животных, птиц Практика: Путешествие-экскурсия по территории детского сада. Сбор осенних листьев
Теория: Кто такие насекомые? Куда исчезают насекомые? Беседа о насекомых.
Практика: Аппликация «Бабочка»
Теория: Что нам осень принесла? Беседа о осенних дарах природы. Практика: мини-проект «Осень»
Теория: Фрукты и овощи. Беседа об овощах и фруктах, способах выращивания.
Практика: Дидактическая игра «Фрукты и овощи»
Теория: Лес – многоэтажный дом. Кто живет в лесу? Рассказ о лесе, разнообразии лесных растений, о лесных животных. Правила поведения в лесу.
Практика: Игры «С какого дерева детки?», «Чьи следы?» Теория: Где живут дикие животные? Рассказ о диких животных Практика: Аппликация «Ежик»
Теория: Жизнь домашних животных. Чтение художественной литературы. Беседа о домашних животных, правилах ухода
Практика: Игра «Четвертый лишний»
Теория: Какие разные деревья. Рассказ Лесовичка о лесе Практика: Игровое упражнение "Придумай ласковые слова", дидактическая игра
"Найди листок к дереву".
Теория: Птицы. Рассматривание иллюстраций. Чтение детской природоведческой литературы. Практика: Игра «Собери птичку по частям».
Теория: Как узнать птиц. Рассказ о видах и разнообразии птиц, их особенностях, образе жизни.
Практика: викторина «Узнай по описанию», загадки.
Теория: Волшебница-зима. Рассматривание иллюстраций с изображением зимы.
Прослушивание стихов и рассказов о волшебнице-зиме. Беседа о признаках зимы, зимних явлениях в природе
Практика: Конкурс рисунков о зиме, загадки
Практика: В мастерской Деда Мороза. Изготовление поделок, снежинок, елочных украшений.
Раздел 3. Итоговое занятие.Проверка знаний. Викторина-опрос.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
- Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способами проверки ожидаемых результатов являются: педагогическое наблюдение, теоретический опрос, творческие задания, мини-проект. Итоговой контроль проводится по окончанию обучения по программе. Результаты контроля отражаются в диагностических картах.
Формы аттестации /контроля могут меняться по усмотрению педагога.
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных дней | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
1 год | 06.09.2022г. | 27.12.2022г. | 17 | 17 | 34 | 1 раз в неделю по 2 часа с перерывом 10 мин. (1 час – 25 мин) |
- Методическое обеспечение программы
Раздел 1. Вводное занятие
Форма занятия: занятие-беседа
Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), иллюстративный. Дидактические материалы: тематические иллюстрации.
Формы подведения итогов: устный опрос
Раздел 2. Мозаика природы
Форма занятия: занятия-сообщения новых знаний, обобщения и систематизации знаний и умений, занятие-игра, занятие-экскурсия, занятие- практика.
Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), иллюстративный, практический, наглядный.
Дидактические материалы: тематические иллюстрации, художественная литература, загадки, викторины, раздаточный материал
,дидактические игры, материал для изготовления поделок.
Формы подведения итогов: устный опрос, творческое задание (рисунки, поделки, аппликации, мини-проекты), экологические игры.
Раздел 3. Итоговое занятие
Форма занятия: занятие - обобщения и закрепления знаний Методы и приемы: практический, наглядный.
Дидактические материалы: викторина. Формы подведения итогов: викторина-опрос
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо:
- экологическая комната;
- учебно-наглядные пособия;
- раздаточный и дидактический материал;
- мультемидийные презентации;
- ноутбук;
- материалы: бумага (цветная и белая), клей, цветные карандаши, ножницы, пластилин, природный материал.
Список литературы для педагогов:
- Н.Н. Кондратьева «Мы»- программа экологического образования детей СПб: «Детство-Пресс 2001г.
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет, ТЦ
«Учитель» Воронеж 2004г.
- Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» Москва «Гном Д» 2003
- С.Н .Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 2003
- Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
- Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.- сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
- Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
- З.Ф. Аксенова Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011
Список литературы для детей и родителей
- Л.В.Ковиньк. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004.
- А.А.Лопатина. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2- е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
- Млекопитающие и Птицы. – Ростов н/Д: Владис,2015.(Большая детская энциклопедия).
- Цветы. Самая первая энциклопедия. РОСМЭН Москва 2015.
- Животные –Москва: Издательство АСТ, 2016. (Самая умная энциклопедия)
- Сказки для детей о природе(сказки и рассказы).-Москва: Издательство АСТ; Тула: Родничок, 2017.
2.2. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Задачи | Формы работы |
Сентябрь | «Мы друзья природы» | Закрепить знания о правилах поведения на природе. Учить доброму и бережному отношению к природе. | Рассматривание иллюстраций «Что хорошо,что плохо» Наблюдения за живой и неживой природой -Дидактические игры: "Чего не стало" «Разложи правильно».. -Беседа "Юные друзья природы" -Пальчиковая гимнастика "Осенние листочки» |
«Гуляем в осеннем парке» (беседа о деревьях, кустарниках и травянистых растениях | Способствовать формированию представлений о деревьях, кустарниках и травянистых растениях; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях. | Рассматривание иллюстраций «Парк осенью» -Лепка "Деревья и кустарники» -Опыт "Тепло - холодно" Беседа об осени. –Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями. – Чтение художественной литературы. –Рассматривание почвы на клумбе. | |
Октябрь | "Куда исчезают насекомые. (беседа) | Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. | Беседа о насекомых -Загадки -Рассматривание иллюстраций о насекомых -Видео фильм «Жизнь насекомых» Дидактическая игра «Четвертый лишний» |
«Что нам осень принесла» | Способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного | Наблюдения -Сбор урожая -Дидактические игры: "Чего не стало" «Разложи правильно». |
обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально- положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие. | «Угадай, что съел?». -Беседа "Дары осени" -Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты" -Игра "Дорисуй овощ" | ||
«Вырастим цветок» | Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага);развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями. | Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).
выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.
| |
«Участок детского сада» | Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы |
«Береза» | |
Ноябрь | «Осенние хлопоты | Дать детям понятие об осенних приготовлениях | Беседа «Как в вашей семье хранят овощи зимой» |
человека» | человека к зиме на огороде, в саду; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму. | Отгадывание загадок об овощах и фруктах Рассматривание иллюстраций, картин «Труд человека осенью» | |
«Где живут дикие животные» | Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. | Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных их обитание. – Чтение познавательной литературы о диких животных. Рассматривание схемы- модели «Звери». | |
«Жизнь домашних животных» | Способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными. | Видеофильм »Жизнь домашних животных» -Рассматривание иллюстраций, картин о домашних животных.
| |
«Дорога к доброму здоровью» | Способствовать расширению знаний детей о своем здоровье; привитию гигиенических навыков; воспитывать элементарные валеологические представления и отрицательное отношение к вредным привычкам. |
| |
Декабрь | «Какие разные деревья» | Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать | Рассказ Лесовичка о лесе -Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу" -Диафильм "Деревья»", -Игровое упражнение "Придумай ласковые слова" -Дидактические игры: "Найди листок к дереву". |
умения составлять сравнительные рассказы | |||
«Хвойные деревья: сосна» | Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды. | - Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе.
Игра Найди такой же" "Подбери листок к дереву" -Чтение художественной литературы -Рисование " первые листочки" -Игра "Что, где зреет" | |
« Птицы» | Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам. | Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения.
«Собери птичку по частям.» -Рассматривание иллюстраций.
| |
«Как узнать птиц» | Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле; способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах | Серия наблюдений за птицами на участке детского сада.
-Отгадывание загадок -Дидактические игры: |
(особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах. | "Кто, где живёт", "Нарисуй птицам дорожку в сказку" -Рассматривание альбома "Пернатые друзья" -Игра "Птички-невелички" | ||
Январь | «Волшебница- зима» | Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности; создать у детей эмоциональный настрой. | Рассматривание иллюстраций и репродукций с изображением зимы. Прослушивание стихов и музыки о волшебнице-зиме |
«Комнатные растения» | Создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях. | Рассматривание комнатных растений в уголке природы и в экологической комнате. – Помощь воспитателя в уходе за комнатными растениями. Рассматривание картины "Уход за комнатными растениями" -Игра "Какого растения не стало" -Рассматривание растений -Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание) -Беседа о строении растений -Беседа об уходе за комнатными растениями | |
Февраль | Человек - живой организм | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о | Беседа о потребностях человека -Рассказ о вредных привычках -Язычок- помощник -Игра "Угадай на вкус" |
некоторых органах и системах строения человека | -Гимнастика для глаз | ||
«Органы дыхания человека» | Создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно- гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье | . Беседа «Для чего нужен нос» Упражнение на дыхание. Демонстрация опыта Игра «Чей кораблик дальше» Беседа о носовом платке Игра «Что полезно» | |
«Кто такие рыбы» | Развивать представления о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение- форму тела, плавники, хвост и т. д. | Рассказ по схеме «Чем отличаются рыбы от птиц и животных» Беседа «Среда обитания рыб» Игра "Расскажи и покажи" Рассматривание альбома «Рыбы» | |
Март | «Весна- красна» | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" -А. К. Саврасов "Грачи прилетели" -Стих-е С. Вангели "Подснежники" -Дидактические игры: "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша" - Где будут первые проталинки? -Где снег не тает? -Где быстрее наступит весна? -Рисование "Волшебница весна" |
«Для чего нужна Красная книга» | Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе; познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися | Мультфильм «Животные Красной Книги»Игра "Где живут животные" -Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его" -Рассматривание Красной |
под угрозой исчезновения видами растений и животных; Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. | книги, беседа | ||
«Всем нужна вода» | Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле. | --Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде" -Игра "Как сосулька превратилась вводу" -Изготовление цветных льдинок -Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды) -Опыт с водой | |
Апрель | «Зеленая аптека» | Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений. | Загадывание загадок о лекарственных растениях Дидактическая игра «Айболит» Беседа «Правила сбора лекарственных растений» |
«Кто такие насекомые?» | Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | Видеофильм «Жизнь весной» Интерактивная доска- игры «Четвертый лишний « -Отгадывание загадок -Наблюдения за насекомыми -Рассматривание иллюстраций -Дидактические игры: "Найди насекомых, поедающих листья" "Как спрятаться бабочкам | |
Наблюдение за деревьями | Познакомить с яркими особенностями весеннего дерева учить различать 2- 3 дерева по листьям - почкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и | Раскрась предметы живой и неживой природы" " Игра Найди такой же" "Подбери листок к дереву" -Чтение художественной литературы -Рисование " первые листочки" |
изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением).Воспитывать эстетические чувства. | -Игра "Что, где зреет" | ||
Май | Земля-наш общий дом | Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими | Рассматривание картины "Семья дома" -Дидактические игры: "Рассели животных" "Кто живёт на суше, а кто в воде" -Беседа о звёздах -Рисование "Звёздное небо" |
Экологическая тропинка | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке) Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев) | -Беседа Игра "Что ты сделал доброе для природы?" -Игра "Что будет, если:" -Дидактическая игра "Кто больше" -Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы" -Игра "Опиши, а мы отгадаем" | |
«Кто больше всех радуется весне» | Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края, развивать бережное отношение ко всему живому; учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. | Слушание стихов о весне Беседа «Кто больше всех радуется весне» Выкладывание цветов на ковролине методом ниткографии |
К концу реализации программы дети будут готовы и способны: Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
Самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов- описаний;
Проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
Стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе; Пытаться самостоятельно оценивать свое поведение.
Использовать полученные знания в повседневной жизни.
В процессе работы по проекту предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.
3.3. Оценочные материалы
Приложение 1
3.5. Методическое обеспечение Материально-техническое обеспечение В ДОУ имеются:
- телевизор;
- аудио магнитофоны;
- компьютер;
- принтер;
- сканер
Методическое обеспечение программы
Теоретический материал:
- « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;
- « Любовь к природе» С.Н. Николаева;
- «В союзе с природой» Л.И. Грехова;
-«Детям о природе» М.В. Лучичь;
-«Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;
- Дольников В.Р. «Вышли все мы из природы»;
- «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий» Л.Г. Кереева;
- «Экологическая работа в ДОУ» Чернекова В.Н.;
- «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.
- «Система экологического воспитания в ДОУ», О.Ф. Горботенко;
- «DVD диск «Мир диких животных. Хищники»;
- «DVD диск «Мир диких животных. Среда обитания;
Экспериментально-исследовательская зона:
- лупа (3шт.); - набор овощей пластмассовых (1шт.);
- набор грибов пластмассовых (2шт.) ;
- коллекция камней (1шт.);
- коллекция минералов (1шт);
- набор компасов (1шт.);
- коллекция круп(1шт.);
- коллекция ракушек(1шт);
- коллекция шишек (1шт.).
Дидактические и настольные игры:
-«Ягоды. Детский определитель»;
-«Живая и неживая природа»;
-«Учись играя. Времена года»;
-«Кубики. Животный мир Земли»;
-«Съедобные и несъедобные грибы»;
-«Путешествие по природным зонам России»;
-«Птичий базар»;
-«Собери картинки. Насекомые»
-«В гостях у лешего»
-«Чей хвост?»;
-«Деревья»;
-«Птицы русского леса»;
-«Найди следы»;
-«Жизненный цикл животных».
В своей работе педагоги ДОУ применяют следующие педагогические и информационные технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологию исследовательской деятельности;
- технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология игрового обучения;
- технология обучения в сотрудничестве.
IV. Используемая литература
4.1. Список литературы для педагогов:
- Н.Н. Кондратьева «Мы»- программа экологического образования детей СПб: «Детство-Пресс 2001г.
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет, ТЦ
«Учитель» Воронеж 2004г.
- Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» Москва «Гном Д» 2003 12.С.Н .Николаева Методика экологического воспитания в детском саду:
Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 2003 13.Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез,
2009
- Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.- сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград:
Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
- Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
- З.Ф. Аксенова Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011
4.2 Список литературы для детей и родителей:
- Л.В.Ковиньк. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004.
- А.А.Лопатина. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
- Млекопитающие и Птицы. – Ростов н/Д: Владис,2015.(Большая детская энциклопедия).
- Цветы. Самая первая энциклопедия. РОСМЭН Москва 2015.
- Животные –Москва: Издательство АСТ, 2016. (Самая умная энциклопедия)
- Сказки для детей о природе(сказки и рассказы).-Москва: Издательство АСТ; Тула: Родничок, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» по рисованию с детьми старшего возраста.
Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение ...
Дополнительная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
Программа «Маленькими шагами в большой мир» способствует выполнению и реализации задач по развитию поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Данная программа адре...
Перспективное планирование дополнительной общеразвивающей программы по театрализации «Театральный сундучок» с детьми 4-5 лет
Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Гном - Эконом»
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспит...
Дополнительная общеразвивающая программа по экспериментированию в изодеятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста «Ателье в яслях»
методическая разработка...
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) старшей группы «Родничок» «Волшебные узоры» на 2022-2023 учебный год
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"29967573","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"756","style":"float: left;","width":"794"}}]]...
Дополнительная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ В БОЛЬШОЙ МИР ЭКСПЕРИМЕНТОВ»
Актуальность и педагогическая целесообразность программыДошкольное детство - это важнейший период в жизни ребенка, так как именно в этом возрасте наступает радостная пора открытий. Познание окружающег...