Дополнительная общеразвивающая программа по эколого-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста "Капитошка"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Габбасова Айгуль Айдангалиевна
Дополнительная общеразвивающая программа по эколого-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста "Капитошка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kapitoshka.docx500.09 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Почемучки\Desktop\2024-09-18_001.jpg

      1.1 Пояснительная записка.

      Дополнительная   общеразвивающая  программа «Капитошка» имеет естественнонаучную направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Занимаясь по программе, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных программой, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для занятий в старшей группе детского сада в рамках дополнительного образования детей.

Педагогическая целесообразность дополнительного образования состоит в том, что оно поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке программы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно- воспитательного процесса:

-принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;

-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";

  • принцип развивающего характера обучения;
  • принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

Содержание программы разработано с учетом возрастных особенностей детей и их интересов. Каждое занятие должно быть интересным, познавательным, с применением разнообразных видов деятельности.

Адресат программы: воспитанники старшей группы(5-6 лет)

Объем программы: 36 часов Формы организации работы: С детьми:

  • Групповые занятия
  • Экскурсии
  • Выставки, конкурсы
  • Просмотр мультимедийных презентаций

С родителями:

  • Информация на сайте, сообществе

Формы проведения:

  • игра – путешествие;
  • занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

  • беседа;
  • викторина.

Методы проведения:

-рассматривание картин;

-демонстрация фильмов;

-коллективный труд;

Срок освоения программы: 1 год

Цель: развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения
  • развивать познавательные умения
  • накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья
  • научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
  • научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
  • развивать        умение        делать        выводы,        устанавливая        причинно- следственные связи между объектами природы;

воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Развивающие:

  • обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
  • воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
  • воспитывать в детях уверенность в своих силах.
  1. Учебный план

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма аттестации/контроля

1.

Вводное занятие

2

Стартовый контроль

2.

Мозаика природы

30

Устный опрос, творческие задания, выполнение мини-проектов,

викторины, игры

3

Итоговое занятие

2

Практическое занятие

Итого

34

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Форма аттестации/контроля

1.

Вводное занятие

2

1

1

1.1.

Знакомство с планом работы. Инструктаж по ТБ

2

1

1

Устный опрос

2.

Мозаика природы

30

13

17

2.1.

Осень в природе. Путешествие-экскурсия по территории детского сада

2

1

1

Творческое задание

2.2.

Кто такие насекомые? Куда исчезают насекомые?

2

1

1

Устный опрос, викторина

2.3.

Что нам осень принесла?

2

1

1

Мини-проект

«Осень»

2.4.

Фрукты и овощи

2

1

1

Дидактическая игра

2.5.

Лес – многоэтажный дом. Кто живет в лесу?

4

2

2

Игра, викторина

2.6.

Где живут дикие животные?

2

1

1

Устный опрос

2.7.

Жизнь домашних

2

1

1

Устный опрос

животных

2.8.

Какие разные деревья

2

1

1

Творческое задание

2.9.

Птицы

2

1

1

Творческое задание

2.10.

Как узнать птиц

2

1

1

Викторина, загадки

2.11.

Волшебница-зима

4

2

2

Устный опрос, творческое задание

2.12.

В мастерской Деда Мороза

4

4

Изготовление поделок

3.

Итоговое занятие

2

2

Практическое занятие

Итого

34

14

20

  1. Содержание программы «Капитошка»

Раздел 1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с планом работы. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Беседа «Что такое природа?».

Практика: Конкурс рисунков о природе

Раздел 2. Мозаика природы

Теория: Осень в природе. Путешествие-экскурсия по территории детского сада. Беседа об осенних изменениях в природе и жизни животных, птиц Практика:        Путешествие-экскурсия        по        территории        детского        сада.        Сбор осенних листьев

Теория:        Кто        такие        насекомые?        Куда        исчезают        насекомые?        Беседа        о насекомых.

Практика: Аппликация «Бабочка»

Теория: Что нам осень принесла? Беседа о осенних дарах природы. Практика: мини-проект «Осень»

Теория:        Фрукты        и        овощи.        Беседа        об        овощах        и        фруктах,        способах выращивания.

Практика: Дидактическая игра «Фрукты и овощи»

Теория: Лес – многоэтажный дом. Кто живет в лесу? Рассказ о лесе, разнообразии лесных растений, о лесных животных. Правила поведения в лесу.

Практика: Игры «С какого дерева детки?», «Чьи следы?» Теория: Где живут дикие животные? Рассказ о диких животных Практика: Аппликация «Ежик»

Теория: Жизнь домашних животных. Чтение художественной литературы. Беседа о домашних животных, правилах ухода

Практика: Игра «Четвертый лишний»

Теория:   Какие    разные    деревья.    Рассказ    Лесовичка    о    лесе Практика: Игровое упражнение "Придумай ласковые слова", дидактическая игра

"Найди листок к дереву".

Теория: Птицы. Рассматривание иллюстраций. Чтение детской природоведческой литературы. Практика: Игра «Собери птичку по частям».

Теория: Как узнать птиц. Рассказ о видах и разнообразии птиц, их особенностях, образе жизни.

Практика: викторина «Узнай по описанию», загадки.

Теория: Волшебница-зима. Рассматривание иллюстраций с изображением зимы.

Прослушивание стихов и рассказов о волшебнице-зиме. Беседа о признаках зимы, зимних явлениях в природе

Практика: Конкурс рисунков о зиме, загадки

Практика: В мастерской Деда Мороза. Изготовление поделок, снежинок, елочных украшений.

Раздел 3. Итоговое занятие.Проверка знаний. Викторина-опрос.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Способами проверки ожидаемых результатов являются: педагогическое наблюдение, теоретический опрос, творческие задания, мини-проект. Итоговой контроль проводится по окончанию обучения по программе. Результаты контроля отражаются в диагностических картах.

Формы аттестации /контроля могут меняться по усмотрению педагога.

  1. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала

занятий

Дата окончания

занятий

Кол-во учебных

недель

Кол-во учебных

дней

Кол-во учебных

часов

Режим занятий

1 год

06.09.2022г.

27.12.2022г.

17

17

34

1 раз в

неделю по 2 часа с перерывом 10 мин.

(1 час – 25

мин)

  1. Методическое обеспечение программы

Раздел 1. Вводное занятие

Форма занятия: занятие-беседа

Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), иллюстративный. Дидактические материалы: тематические иллюстрации.

Формы подведения итогов: устный опрос

Раздел 2. Мозаика природы

Форма занятия: занятия-сообщения новых знаний, обобщения и систематизации знаний и умений, занятие-игра, занятие-экскурсия, занятие- практика.

Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), иллюстративный, практический, наглядный.

Дидактические материалы: тематические иллюстрации, художественная литература, загадки, викторины, раздаточный материал

,дидактические игры, материал для изготовления поделок.

Формы подведения итогов: устный опрос, творческое задание (рисунки, поделки, аппликации, мини-проекты), экологические игры.

Раздел 3. Итоговое занятие

Форма занятия: занятие - обобщения и закрепления знаний Методы и приемы: практический, наглядный.

Дидактические материалы: викторина. Формы подведения итогов: викторина-опрос

  1. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо:

  • экологическая комната;
  • учебно-наглядные пособия;
  • раздаточный и дидактический материал;
  • мультемидийные презентации;
  • ноутбук;
  • материалы: бумага (цветная и белая), клей, цветные карандаши, ножницы, пластилин, природный материал.

Список литературы для педагогов:

  1. Н.Н. Кондратьева «Мы»- программа экологического образования детей СПб: «Детство-Пресс 2001г.
  2. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет, ТЦ

«Учитель» Воронеж 2004г.

  1. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» Москва «Гном Д» 2003
  2. С.Н .Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 2003
  3. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
  4. Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.- сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
  5. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
  6. З.Ф. Аксенова Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011

Список литературы для детей и родителей

  1. Л.В.Ковиньк. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004.
  2. А.А.Лопатина. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2- е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
  3. Млекопитающие и Птицы. – Ростов н/Д: Владис,2015.(Большая детская энциклопедия).
  4. Цветы. Самая первая энциклопедия. РОСМЭН Москва 2015.
  5. Животные –Москва: Издательство АСТ, 2016. (Самая умная энциклопедия)
  6. Сказки для детей о природе(сказки и рассказы).-Москва: Издательство АСТ; Тула: Родничок, 2017.

2.2. Учебно-тематический план

п/п

Тема

Задачи

Формы работы

Сентябрь

«Мы друзья природы»

Закрепить знания о правилах поведения на природе.

Учить доброму и бережному отношению к природе.

Рассматривание иллюстраций

«Что хорошо,что плохо» Наблюдения за живой и неживой природой

-Дидактические игры: "Чего не стало"

«Разложи правильно»..

-Беседа "Юные друзья природы"

-Пальчиковая гимнастика "Осенние листочки»

«Гуляем в осеннем парке» (беседа о деревьях, кустарниках и травянистых растениях

Способствовать формированию представлений о деревьях, кустарниках и

травянистых растениях; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях.

Рассматривание иллюстраций «Парк осенью»

-Лепка "Деревья и кустарники»

-Опыт "Тепло - холодно" Беседа об осени.

–Наблюдение на участке детского сада за

травянистыми растениями.

– Чтение художественной литературы.

–Рассматривание почвы на клумбе.

Октябрь

"Куда исчезают насекомые. (беседа)

Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить

детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.

Беседа о насекомых

-Загадки

-Рассматривание иллюстраций о насекомых

-Видео фильм «Жизнь насекомых» Дидактическая игра

«Четвертый лишний»

«Что нам осень принесла»

Способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на

основе сенсорного

Наблюдения

-Сбор урожая

-Дидактические игры: "Чего не стало"

«Разложи правильно».

обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально- положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и

фруктов; прививать трудолюбие.

«Угадай, что съел?».

-Беседа "Дары осени"

-Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"

-Игра "Дорисуй овощ"

«Вырастим цветок»

Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага);развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи

между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными

растениями.

Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).

  • Анализ схемы «Растения».
  • Серия опытов на

выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.

  • Работа в дневнике наблюдений.
  • Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»).

«Участок детского сада»

Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к

растительному миру природы

  • Наблюдение за осенними изменениями участка детского сада.
  • Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. п.
  • Сбор листьев для гербария.
  • Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов.
  • Труд на участке детского сада.
  • Работа в дневнике наблюдения по теме

«Береза»

Ноябрь

«Осенние

хлопоты

Дать детям понятие об

осенних приготовлениях

Беседа «Как в вашей семье

хранят овощи зимой»

человека»

человека к зиме на огороде, в саду; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и

фруктов на зиму.

Отгадывание загадок об овощах и фруктах Рассматривание иллюстраций, картин «Труд человека осенью»

«Где живут дикие животные»

Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе

связи.

Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных их обитание.

Чтение познавательной литературы о диких животных.

Рассматривание схемы- модели «Звери».

«Жизнь домашних животных»

Способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за

животными.

Видеофильм »Жизнь домашних животных»

-Рассматривание иллюстраций, картин о домашних животных.

  • Чтение художественной литературы.
  • Беседы о кроликах и утках.
  • Рассматривание схемы- модели «Животные».

«Дорога к доброму здоровью»

Способствовать расширению знаний детей о своем здоровье; привитию гигиенических навыков; воспитывать элементарные валеологические представления и отрицательное отношение

к вредным привычкам.

  • Рассматривание иллюстраций «Правила личной гигиены»
  • Беседа с детским врачом (педиатром, стоматологом)

Декабрь

«Какие разные деревья»

Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно,

громко; формировать

Рассказ Лесовичка о лесе

-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"

-Диафильм "Деревья»",

-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"

-Дидактические игры: "Найди листок к дереву".

умения составлять

сравнительные рассказы

«Хвойные деревья: сосна»

Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды.

- Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе.

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Разучивание стихов и чтение рассказов.

Игра Найди такой же" "Подбери листок к дереву"

-Чтение художественной литературы

-Рисование " первые листочки"

-Игра "Что, где зреет"

« Птицы»

Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к

птицам.

Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения.

  • Мультимедийная -игра

«Собери птичку по частям.»

-Рассматривание иллюстраций.

  • Чтение детской природоведческой литературы.
  • Рассматривание схемы- модели «Птицы».
  • Отгадывание загадок.

«Как узнать птиц»

Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле; способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению

представлений о птицах

Серия наблюдений за птицами на участке детского сада.

  • Изготовление кормушек и вынос их на участок.
  • Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.
  • Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")

-Отгадывание загадок

-Дидактические игры:

(особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана

рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах.

"Кто, где живёт", "Нарисуй птицам дорожку в сказку"

-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"

-Игра "Птички-невелички"

Январь

«Волшебница- зима»

Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности; создать у детей эмоциональный

настрой.

Рассматривание иллюстраций и репродукций с изображением зимы. Прослушивание стихов и музыки о волшебнице-зиме

«Комнатные растения»

Создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития

деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях.

Рассматривание комнатных растений в уголке природы и в экологической комнате.

– Помощь воспитателя в уходе за комнатными растениями.

Рассматривание картины "Уход за комнатными растениями"

-Игра "Какого растения не стало"

-Рассматривание растений

-Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание)

-Беседа о строении растений

-Беседа об уходе за комнатными растениями

Февраль

Человек - живой организм

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности.

Формировать представления детей о

Беседа о потребностях человека

-Рассказ о вредных привычках

-Язычок- помощник

-Игра "Угадай на вкус"

некоторых органах и

системах строения человека

-Гимнастика для глаз

«Органы дыхания человека»

Создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно- гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового

образа жизни и заботе о своем здоровье

. Беседа «Для чего нужен нос»

Упражнение на дыхание. Демонстрация опыта Игра «Чей кораблик дальше»

Беседа о носовом платке Игра «Что полезно»

«Кто такие рыбы»

Развивать представления о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение- форму тела, плавники, хвост и т. д.

Рассказ по схеме «Чем отличаются рыбы от птиц и животных»

Беседа «Среда обитания рыб»

Игра "Расскажи и покажи" Рассматривание альбома

«Рыбы»

Март

«Весна- красна»

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей.

Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"

-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"

-Стих-е С. Вангели "Подснежники"

-Дидактические игры: "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"

- Где будут первые проталинки?

-Где снег не тает?

-Где быстрее наступит весна?

-Рисование "Волшебница весна"

«Для чего нужна Красная книга»

Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе; познакомить

детей с Красной книгой, редкими, находящимися

Мультфильм «Животные Красной Книги»Игра "Где живут животные"

-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"

-Рассматривание Красной

под угрозой исчезновения видами растений и животных; Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

книги, беседа

«Всем нужна вода»

Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды

остается на земле.

--Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"

-Игра "Как сосулька превратилась вводу"

-Изготовление цветных льдинок

-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)

-Опыт с водой

Апрель

«Зеленая аптека»

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки

лекарственных растений.

Загадывание загадок о лекарственных растениях Дидактическая игра

«Айболит»

Беседа «Правила сбора лекарственных растений»

«Кто такие насекомые?»

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.

Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Видеофильм «Жизнь весной»

Интерактивная доска- игры

«Четвертый лишний «

-Отгадывание загадок

-Наблюдения за насекомыми

-Рассматривание иллюстраций

-Дидактические игры: "Найди насекомых, поедающих листья"

"Как спрятаться бабочкам

Наблюдение за деревьями

Познакомить с яркими особенностями весеннего дерева учить различать 2- 3 дерева по листьям - почкам. Продолжать устанавливать связи

между изменением условий (тепло, свет) и

Раскрась предметы живой и неживой природы"

" Игра Найди такой же" "Подбери листок к дереву"

-Чтение художественной литературы

-Рисование " первые листочки"

изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их

поведением).Воспитывать эстетические чувства.

-Игра "Что, где зреет"

Май

Земля-наш общий дом

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с

окружающими

Рассматривание картины "Семья дома"

-Дидактические игры: "Рассели животных"

"Кто живёт на суше, а кто в воде"

-Беседа о звёздах

-Рисование "Звёздное небо"

Экологическая тропинка

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)

Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

-Беседа

Игра "Что ты сделал доброе для природы?"

-Игра "Что будет, если:"

-Дидактическая игра "Кто больше"

-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"

-Игра "Опиши, а мы отгадаем"

«Кто больше всех радуется весне»

Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края, развивать бережное отношение ко всему живому; учить детей сопереживать вместе с природой ее

радость и печаль.

Слушание стихов о весне Беседа «Кто больше всех радуется весне» Выкладывание цветов на ковролине методом ниткографии

К концу реализации программы дети будут готовы и способны: Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

Самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов- описаний;

Проявлять        желание        заботиться        о        живых        объектах        природы;        желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

Стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе; Пытаться самостоятельно оценивать свое поведение.

Использовать полученные знания в повседневной жизни.

В процессе работы по проекту предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.

3.3. Оценочные материалы

Приложение 1

3.5. Методическое обеспечение Материально-техническое обеспечение В ДОУ имеются:

  • телевизор;
  • аудио магнитофоны;
  • компьютер;
  • принтер;
  • сканер

Методическое обеспечение программы

Теоретический материал:

  • «        Воспитание        экологической        культуры        в дошкольном        детстве» С.Н. Николаева;
  • « Любовь к природе» С.Н. Николаева;
  • «В союзе с природой» Л.И. Грехова;

-«Детям о природе» М.В. Лучичь;

-«Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;

  • Дольников В.Р. «Вышли все мы из природы»;
  • «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий» Л.Г. Кереева;
  • «Экологическая работа в ДОУ» Чернекова В.Н.;
  • «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.
  • «Система экологического воспитания в ДОУ», О.Ф. Горботенко;
  • «DVD диск «Мир диких животных. Хищники»;
  • «DVD диск «Мир диких животных. Среда обитания;

Экспериментально-исследовательская зона:

  • лупа (3шт.); - набор овощей пластмассовых (1шт.);
  • набор грибов пластмассовых (2шт.) ;
  • коллекция камней (1шт.);
  • коллекция минералов (1шт);
  • набор компасов (1шт.);
  • коллекция круп(1шт.);
  • коллекция ракушек(1шт);
  • коллекция шишек (1шт.).

Дидактические и настольные игры:

-«Ягоды. Детский определитель»;

-«Живая и неживая природа»;

-«Учись играя. Времена года»;

-«Кубики. Животный мир Земли»;

-«Съедобные и несъедобные грибы»;

-«Путешествие по природным зонам России»;

-«Птичий базар»;

-«Собери картинки. Насекомые»

-«В гостях у лешего»

-«Чей хвост?»;

-«Деревья»;

-«Птицы русского леса»;

-«Найди следы»;

-«Жизненный цикл животных».

В своей работе педагоги ДОУ применяют следующие педагогические и информационные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологию исследовательской деятельности;
  • технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • технология игрового обучения;
  • технология обучения в сотрудничестве.

IV. Используемая литература

4.1. Список литературы для педагогов:

  1. Н.Н. Кондратьева «Мы»- программа экологического образования детей СПб: «Детство-Пресс 2001г.
  2. Т.М.        Бондаренко        «Экологические        занятия        с        детьми        5-6        лет,        ТЦ

«Учитель» Воронеж 2004г.

  1. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» Москва «Гном Д» 2003 12.С.Н .Николаева Методика экологического воспитания в детском саду:

Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 2003 13.Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез,

2009

  1. Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.- сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград:

Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.

  1. Гризик        Т.        Познаю        мир.        –        М.:        Издательский        дом        «Воспитание дошкольника». -2004
  2. З.Ф. Аксенова Войди в природу другом.        Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011

4.2 Список литературы для детей и родителей:

  1. Л.В.Ковиньк. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004.
  2. А.А.Лопатина. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
  3. Млекопитающие и Птицы. – Ростов н/Д: Владис,2015.(Большая детская энциклопедия).
  4. Цветы. Самая первая энциклопедия. РОСМЭН Москва 2015.
  5. Животные –Москва: Издательство АСТ, 2016. (Самая умная энциклопедия)
  6. Сказки для детей о природе(сказки и рассказы).-Москва: Издательство АСТ; Тула: Родничок, 2017.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» по рисованию с детьми старшего возраста.

Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает  и охватывает  всестороннее развитие ребёнка  и педагогическое просвещение ...

Дополнительная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Программа «Маленькими шагами в большой мир» способствует выполнению и реализации задач по развитию поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Данная программа адре...

Перспективное планирование дополнительной общеразвивающей программы по театрализации «Театральный сундучок» с детьми 4-5 лет

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Гном - Эконом»

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспит...

Дополнительная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ В БОЛЬШОЙ МИР ЭКСПЕРИМЕНТОВ»

Актуальность и педагогическая целесообразность программыДошкольное детство - это важнейший период в жизни ребенка, так как именно в этом возрасте наступает радостная пора открытий. Познание окружающег...