18.09.2024 Роль самообразования в профессиональном становлении педагога
консультация
Роль самообразования в профессиональном становлении педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_samoobrazovaniya.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Роль самообразования в профессиональном становлении педагога
Подготовила: воспитатель
Степанова Ю.А.
Самообразование — это форма индивидуальной учебной деятельности, мотивированная профессиональными потребностями и интересами, и направленная на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, их постоянное совершенствование, а также на развитие профессионально значимых качеств личности. Самообразование является составной частью любой другой формы обучения, а также необходимым условием эффективного функционирования системы профессиональной подготовки в целом.
Самообразование является ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога, под которым мы понимаем «целенаправленную осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса».
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению прогрессивного опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального педагогического мастерства.
Способность к самообразованию является одним из основных показателей профессионального мастерства педагога.
Именно поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.
С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, педагогу нужно стремиться к личностному росту.
Таким образом, условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.
Любая деятельность станет более эффективной, если будет правильно организована. Чтобы правильно организовать процесс самообразования нужно знать формы самообразования педагога и этапы.
Основные формы самообразования педагога
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, но руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом. Проанализируем наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
эпизодичность прохождения курсов;
время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всего учебного заведения.
2. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
возможность пройти их в удобное для педагогов время;
возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
чаще дистанционные курсы проводятся на платной основе;
документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.
качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
3. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания и методов обучения;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
4. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
освоение информационных концепций, знаний и навыков;
наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
методическая помощь является персональной и адресной;
попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание. При подготовке к занятию, при разработке методического материала, педагогу необходимо изучить соответствующую литературу, ознакомиться с передовым опытом. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства является самообразование. Самообразование осуществляется добровольно и сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком. Самообразование необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.
Основные этапы организации самообразования педагога
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, и в соответствии с этим ставятся цели и выбираются способы обучения. Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет конкретизировать знания, учиться на опыте коллег, пополнять методический багаж. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить свои знания, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы и методы работы, овладеть диагностической и исследовательской деятельностью. Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно. Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов);
2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме;
3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации; апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов;
4 этап – внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки занятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых занятий, мастер-классы для коллег;
5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на нем педагог проводит анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформляет результаты, рекомендации для коллег. Также на данном этапе необходимо провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации педагог определяет сам. Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
При выборе источников самообразования необходимо учитывать, что они делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту, а также могут способствовать и тому и другому одновременно.
Результат самообразования педагога – это совершенствование работы с обучающимися, рост профессионального мастерства. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Результаты самообразования педагога:
повышение качества проведения занятия;
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
повышение престижа образовательного учреждения.
Итак, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы.
Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Говоря о результатах самообразования педагога, нельзя не сказать о продуктивности.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
Педагогический опыт преподавателя является фактором изменения образовательной ситуации. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала (рефлексия – деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой обучающихся, необходимость приобрести практические умения анализа педагогического опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ на тему: « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Педагогический совет был разработан и проведён в 2012 году в МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" МО ЗАТО Комаровский...
педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Цель педсовета: в игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогов ДОУ.Задачи педсовета:· Уточнить теоретические понятия ...
Сообщение "Профессиональное становление педагогов, как средство повышения качества дошкольного образования"
Сообщение для педагогов...
Педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Профессиональное становление рассматривается / по сл. Ожегова/ как возникновение, образование профессиональных качеств, необходимых для данной профессии. И вот сегодня, мы с вами и проверим...
Публикация "Создание условий для непрерывного профессионального становления педагогов ДОУ на основе системного подхода" в сборнике по итогам городских педагогических чтений, 2019г.
В статье рассматриваются вопросы методического сопровождения педагогов ДОУ на основе системного подхода...
«Роль наставника в профессиональном становлении молодого воспитателя в детском саду»
laquo;Со мной работали десятки молодых педагогов.Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте,ник...
План самообразования на 2023-2024 учебный год «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах всестороннего развития дошкольников посредством проектной деятельности в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО»
План самообразованияна 2023-2024 учебный год «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах всестороннего развития дошкольников посредством проектной деятельности в соотве...