Секреты «говорящей среды». Новый взгляд на РППС детского сада.
материал
«Говорящая среда» — это технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен «голос ребёнка». И сегодня хотелось бы поделиться с вами как мы окунулись в этот процесс и как мы создаём «говорящую среду» вместе со своими воспитанниками, оценив её преимущество.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
· содержательно – насыщенной
· трансформируемой
· полифункциональной
· вариативной
· доступной
· безопасной
Признаки говорящей среды в группах
1. Наличие значимых для детей элементов: Творческие и исследовательские работы, рисунки, коллективные и индивидуальные коллажи, стенгазеты, макеты, поделки.2. Центры организованы таким образом, чтобы в них было все необходимое для самостоятельной деятельности ребенка в зависимости от задуманного. Чтобы избежать перепополнения центров, все материалы убраны в контейнеры и подписаны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_govoryashchey_sredy.docx | 145.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Секреты «говорящей среды». Новый взгляд на РППС детского сада.
Организация и создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду - одно из главных составляющих условий функционирования ДОУ. Она имеет большое значение для развития детей, особенно актуально её содержание для детей с тяжёлыми нарушениями речи, т.к. именно правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребёнку проявлять свои способности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
С недавних пор в образовательном пространстве детского сада появилось новое понятие как «говорящая среда».
О технологии «говорящая» среда я впервые услышала из вебинара Ю.В. Илюхиной летом 2022 года.
«Говорящая среда» — это технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен «голос ребёнка». И сегодня хотелось бы поделиться с вами как мы окунулись в этот процесс и как мы создаём «говорящую среду» вместе со своими воспитанниками, оценив её преимущество.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно – насыщенной
- трансформируемой
- полифункциональной
- вариативной
- доступной
- безопасной
Содержательно-насыщенная среда. Среда должна соответствовать содержанию образовательной программы и возрастным особенностям детей. Этот принцип включает в себя средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное оздоровительное оборудование и многое другое.
Следующий принцип – Вариативность – периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов в зависимости от темы недели.
Полифункциональность (многофункциональность) обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих среды, например: ширмы, пуфы на колёсиках,
Перекатные платформы. Сделана она из одной скрученной дверки шкафа. В первом случае девочки играют в сказку в центре игры и общения в уголке для девочек. Во втором случае – это дорога, по которой едут машины, соблюдая правила движения. В третьем случае – ребята перекатили платформу в спальню, теперь это поле для игры в шахматы.
Модули. На фото сюжетно-ролевая игра в уголке для мальчиков с использованием модулей.
Детская мебель. В данном случае к полке прикручены колёсики. На фото её для игр используют как мальчики, так и девочки.
Всё это даёт ребёнку гибко использовать среду в соответствии с замыслом, сюжетом игры.
Трансформация - это преобразование, превращение, перемена вида, формы.
Трансформируемость – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.
Доступность – обеспечивает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность - соответствие элементов требованиям, таким как санитарно-эпидемиологические, правилам пожарной безопасности и другим всем известным.
Признаки говорящей среды в группах
- Наличие значимых для детей элементов: Творческие и исследовательские работы, рисунки, коллективные и индивидуальные коллажи, стенгазеты, макеты, поделки.
- Центры организованы таким образом, чтобы в них было все необходимое для самостоятельной деятельности ребенка в зависимости от задуманного. Чтобы избежать перепополнения центров, все материалы убраны в контейнеры и подписаны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "«Годовой круг встреч с родителями.Новый взгляд на взаимодействие детского сада с семьёй»
Традиционные и перспективные формы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада....
«Возможности РППС детского сада в воспитании и развитии детей»
В статье представлены условия и требования по организации и оформлении предметно-пространственной среды в ДОУ, ее возможности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Данная статья будет по...
Новый взгляд на выставку детского творчества
В статье обоснован диалогический подход к организации выставок детского творчества в образовательной среде. Проанализированы понятия «выставка» и «экспозиция». Описаны виды выс...
Новый взгляд на выставку детского творчества
В статье обоснован диалогический подход к организации выставок детского творчества в образовательной среде. Проанализированы понятия «выставка» и «экспозиция». Описаны виды выс...
Новый взгляд на выставку детского творчества
Новый взгляд на выставку детского творчестваВыставка детского творчества – неизменный атрибут современной образовательной среды, который позволяет руководителям и воспитателям дошкольных образов...
«Говорящая среда» как эффективное средство поддержки детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей»
Освещение практического опыта работы по теме: «Говорящая среда» как эффективное средство поддержки детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей»...
Родительское собрание в старшей группе детского сада «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада»
ПОВЕСТКА ДНЯ:1.О выполнении решения предыдущего родительского собрания.Информация воспитателя Белой Е.А.2. Как прийти к полному взаимопониманию с детьми или помочь детям справиться со своими чувствами...