консультация для педагогов "«Годовой круг встреч с родителями.Новый взгляд на взаимодействие детского сада с семьёй»
консультация на тему
Традиционные и перспективные формы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov._formy_raboty_s_roditelyami.docx | 141.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
по теме: «Годовой круг встреч с родителями.
Новый взгляд на взаимодействие детского сада с семьёй».
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.
Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др. Родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их под готовке принимали участие дети.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей.
Особой популярностью нетрадиционные формы с родителями пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе.
В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
1. Информационно-аналитические- Направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
2. Досуговые - Призваны устанавливать теплые доверительные
отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
3. Познавательные — Направлены на ознакомление родителей с возрастными
и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
4. Информационно-ознакомительная форма — Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.
5. Информационно-просветительская форма — Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Каждый родитель обучает своего ребенка массе полезных и бесполезных вещей. Но мудрый родитель вдобавок к этому способен брать уроки у собственного ребенка, к обоюдной пользе.
Список используемой литературы.
1. «От рождения до школы» программа воспитания и обучения в детском саду. по редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2012г.
2. Методические пособия под редакцией М.А. Васильевой. Комплексное перспективное планирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЁЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ.
Перспективный план разработан с опорой на примерный план работы по экспериментальной региональной программе«Воспитание маленького волжанина»,задачи которой решаются во взаимодействии в диа...
Взаимодействие детского сада с семьёй
Взаимодействие детского сада с семьёй в соответствии с ФГОС...
анкета "О взаимодействии детского сада с семьёй"
в помощь воспитателям...
Презентация "Взаимодействие детского сада с семьёй"
Установление партнёрских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада...
Консультация для воспитателей "Личность воспитателя в контексте взаимодействия детского сада с семьёй"
В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка....
"Взаимодействие детского сада с семьёй" (консультация для родителей)
Консультация для родитетей...
Консультация "Годовой круг встреч с родителями-новый взгляд на родительские собрания"
Новый смысл собрания-собрание-встреча партнёров.Такие собрания целесообразно проводить,как годовой круг родительских встреч....