РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
статья (старшая группа)

Бабынина Ольга Юрьевна

В статье раскрывается необходимость развития речи дошкольников и возможность выполнения этой задачи посредством речевых игр и упражнений. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx12.38 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

 (из опыта работы)

 Аннотация В статье раскрывается необходимость развития речи дошкольников и возможность выполнения этой задачи посредством речевых игр и упражнений.

Ключевые слова Игра, дошкольник, речь, словарь, культура, развитие Речевое развитие ребенка – это одна из основных задач познавательно - речевого развития дошкольников. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно «знать в лицо», поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги. Выделим наиболее типичные проблемы развития речи дошкольника:

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. 

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д. Дошкольники, увлеченные процессом игры, не замечают того, что они учатся, хотя они и сталкиваются с необходимостью решения задач, которые поставляются в игровой форме. Решение этой задачи становится для каждого ребенка важным условием личных достижений в игре и эмоциональной связи с другими участниками.

При этом поводом для речевого развития может быть любое явление природы или предмет. Можно вводить в словарь не только сами названия предметов, но и их отдельные части («Что есть у дерева?» - ствол, листья, кора и т.д.). При рассмотрении предмета можно задавать ребенку различные вопросы: «Какого он цвета?», «Для чего он нужен?», «Из чего он сделан?». При таком подходе ребенок учится называть разные признаки и характеристики предметов, что само собой способствует развитию его речи.

Речевые игры в ДОУ и садах подбираются в соответствии с возрастом дошкольников. Ниже представлены примеры упражнений, которые способствуют речевому развитию детей дошкольного возраста.

Примеры речевых игр для детей дошкольного возраста;

 «Что звучит?»

 - Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по - своему.

 «Громко – тихо»

- Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо – держат руки на коленях.  

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

«Листопад» (аналогично проводится игра «Сдуй перышко»)

- Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!

 Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомились.

- Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

«Подбери словечко»

- В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»… (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть); «старая»… (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»… (молоко, мясо, варенье); «старое»…(кресло, сиденье, окно.

«Кто кого обгонит?»

- Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии. Показываем ребенку две картинки и задаём вопрос: «Кто кого обгонит?»

- Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

- Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.

 Список использованной литературы

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 2000. - - 272 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.

4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально - игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66 - 70. 5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.

6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14 - 15.

7. Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения

Примеры речевых игр и упражнений, которые проводятся с детьми в подготовительной группе....

консультация для родителей «Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения»

Настраницах  консультации родителям предоставляется подробный материал,примеры,комплект игр и упражнений для развитияречи детей дошкольного возраста которыеможноразучить и  применять в ...

Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения»

Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но, действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный умстве...

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения»

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения»...

Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения"

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...

Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражненияю

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...