консультация для родителей «Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения»
консультация (старшая группа)
Настраницах консультации родителям предоставляется подробный материал,примеры,комплект игр и упражнений для развитияречи детей дошкольного возраста
которыеможноразучить и применять в игровойформесо своими детьми по дороге домойиз детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_.docx | 197.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
общеразвивающего вида №323» г. о. Самара
г. Самара, пр. Металлургов, 23 а, (ул. Ставропольская, 163 а), тел. раб. 9544474,
Консультация для родителей
«Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Шевалдина Н.А.
Самара 2022
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно "знать в лицо", поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
- Плохая дикция.
Как развивать?
- Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле.. Но даже если вам повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место, все же имеет смысл проследить: достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие обоснование (доказательство). Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка дома.
- Давайте посмотрим, какие упражнения провести с ребенком можем мы сами. Для этого нам, конечно, нужно знать, когда и какие этапы развития речи проходит дошкольник. Поэтому каждую игру-упражнение мы сопроводили подробным комментарием.
Упражнения для развития речи дошкольника:
1. Упражнение «Беседа по картинке».
Это упражнение подойдет для детей 3-6 лет и нацелено оно на развитие связной речи. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка. Удобней всего это упражнение делать во время чтения книжки, собирания пазла или еще какой-нибудь занимательной игры, чтобы у малыша не возникло ощущения "скучного урока". Постарайтесь втянуть ребенку в игру "вопросов-и-ответов". Задавайте РАЗНЫЕ вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Чтобы "разговорить" ребенка, используйте вводные фразы ("Как ты думаешь (считаешь)?", "А ты встречал что-нибудь подобное …") или предположения ("А если бы…", "Может быть здесь имеется в виду...", "А как бы ты поступил…"). Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Детям необходим образец, чтобы научиться, и мы должны помнить об этом в наших занятиях. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.
Упражнение «Беседа по картинке» направлено на развитие так называемой «контекстной» речи. Изначально речь ребенка напрямую связана с действием и именованием предметов. "Папа, дай", "Мама пойдем", "Хочу куклу (машину и т.п.)" – первые предложения, которые мы слышим из уст малыша. Это так называемая "ситуативная" речь – вполне нормальное явление в возрасте до трех лет. Однако после трех ребенок должен начинать овладевать отвлеченной речью, напрямую не связанной с предметом или ситуацией.
В этот период при должном воспитании дети начинают осознавать грамматическое строение речи и сознательно "строить" предложения. После трех малыши усваивают основную массу сложных союзов, наречий и вопросительных слов и активно их используют в речи, выстраивая сложные предложения. В речи появляются "если то", "потому что", "из-за", "который", "оттого", "куда", "кому", "кого", "сколько", "зачем", "почему", "как", "чтобы", "в чем", "хотя" и т.п.
Если этого не происходит, то наш дошкольник начинает страдать от ярко выраженного косноязычия и неясности речи. Для построения связного рассказа, осмысленного вопроса ему требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их он может только из речи окружающих. Чтобы помочь ребенку необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и отвечать на них.
2. Упражнение «Большой – маленький».
Это упражнение можно выполнять с ребенком 2,5 – 5 лет. Для проведения занятия можно использовать книжку с картинками или игрушки малыша. Рассматривайте вместе с малышом картинки, просите его назвать, что он видит. Например:
- Смотри, кто это на картинке?
- Девочка и мальчик.
- Какая девочка?
- Маленькая.
- Да, девочка МЛАДШЕ мальчика, а мальчик ее СТАРШИЙ брат. Мальчик ВЫСОКИЙ, а девочка его НИЖЕ ростом.
- Какая коса у девочки?
- Большая.
- Да, коса у девочки ДЛИННАЯ. Есть даже поговорка такая «Длинная коса – девичья краса». Как ты думаешь, почему длинная коса считалась красивее короткой?
И т.д.
Данное упражнение нацелено на обогащение словарного запаса ребенка. Ведь бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Эта проблема касается всей структуры речи: наличия в ней богатого диапазона прилагательных, глаголов, наречий, союзов, причастий.
3. Чтение (и пение) колыбельных и потешек.
Начиная с самого рождения, читайте малышу традиционные потешки, колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные) каждый день. Очень полезно читать на ночь. При чтении следите, чтобы произношение было четким и ясным, правильно эмоционально окрашенным.
Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться традицией, очистить свой язык от бесконечных сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь детей за счет того, что содержат много сведений о предметах и окружающем мире, они обучают детей образовывать однокоренные слова (например, "котя", "котенька", "коток"), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, а положительная эмоциональная окраска делает освоение более успешным. Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.
4. «Отгадай загадку». Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет. Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте внимания ребенка на то, что без доказательства можно предложить другой ответ. Например, всем известная загадка "Красная девица сидит в темнице, коса на улицу". Спрашиваем, что это. Если ребенок догадался об ответе и кричит "морковка", спрашиваем, почему. "Потому что красная". Ну, клубника тоже красная – значит это тоже правильный ответ?
Нужно постараться обратить внимание ребенка на остальные признаки указанные в загадке. Если малыш сообразил и утверждает, что "сидит в темнице" означает – "растет в земле", тогда можно задаться вопросом, а не редис ли это – ведь тоже в земле растет и тоже красный? Теперь обратите внимания малыша и на то, что в темнице сидит именно "она", так что предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают.
Ребенок должен усвоить, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в доказательстве. Затем вспомните, что еще растет на грядке. Почему автор загадки не мог иметь в виду свеклу, ведь она тоже вроде красная, когда ее разрежешь? Пусть малыш выскажет свои предположения. Предложите свою версию: свекла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, "Желтая девица сидит в темнице" (репа). Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том, что словосочетание "красная девица" имеет двойное значение, т.е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.
Те же самые наводящие вопросы можно использовать и если ребенок не догадался об ответе. Таким образом малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.
Речевые игры по дороге домой для детей 5–6 лет
Уважаемые родители!
Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до дома.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащению словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.
1. «Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
2. «Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
3. «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
- «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
- «Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал;
пришел, явился, смотрел;
выбежал, вошел, вылетел, выскочил.
Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно!
Музыкальные игры для развития речи дошкольников
- «Огуречик»
Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик.
Там мышка живет, тебе хвостик отзрызет.
Для игры выбирается «ловишка». Им может быть как взрослый. Так и ребенок. «Ловишка» уходит в другой конец комнаты или зала. Руки у играющих находятся на поясе.
Ход игры. «Ловишка» садится на стул у одной из стен комнаты, дети собираются стайкой у другой стены. На текст первой и второй строки дети легкими прыжками продвигаются в сторону «ловишки». Под текст третьей строки дети продолжают движение мягким пружинным шагом, грозя пальчиком «ловишке». Последняя фраза произносится детьми, стоящими на месте, и является сигналом к бегу. «Ловишка» догоняет убегающих от него детей.
Пояснение. Текст произносится выразительно, нараспев, в конце третьей строки должна быть небольшая пауза (остановка) голос при этом «забирается вверх».
Там мышка живет. Последняя строчка произносится скороговоркой. В этой игре закрепляются навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед. Мягкого пружинного шага и легкого стремительного бега.
- Паровоз. Чух, чух, пыхчу
Пыхчу, ворчу. Стоять на месте не хочу.
Колесами стучу, верчу, садись скорее, прокачу: чух, чух!
Исходное положение. Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулаки. Ноги удобнее слегка согнуть в коленях.
Ход игры. Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного топающего шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.
Пояснение. В этой игре отрабатывается навык дробного шага с продвижением вперед. Текст произносится очень четко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а также следить за тем, чтобы шаг был коротким. не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагончиков и погулять по лесу. Собирая цветы, ягоды, или собирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «ту-ту!», который дается взрослым, дети снова садятся в поезд и едут до следующей остановки. Игра развивает воображение и творческие способности детей.
- Одним из эффективных и результативных способов формирования познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста является пальчиковая игра.
Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
- Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
- Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.
Предлагаем несколько игр и упражнений на развитие речи и мелкой моторики.
- Игра «Ручки греем» (упражнение выполняется по внешней стороне ладони).
- Очень холодно зимой, мерзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть, посильнее растереть.
- «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
- Добываем мы огонь, взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим – И огонь себе добудем.
- «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
- Раскатаем колобок, колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять ,будем маме помогать.
Растирание пальцев – руку сжать в кулак, затем резко разжать – 5 раз.
- Крепко пальчики сожмем,
После резко разожмем.
Вот мы и разогрели наши руки, а теперь сделаем массаж пальчиков.
- «Гусь» Где ладошка? Тут? Тут! (показывают правую ладошку)
На ладошке пруд? Пруд! (гладят левой ладонью правую)
Палец большой- (поочередно массируют каждый палец)
Это гусь молодой, указательный-поймал,
Средний-гуся ощипал, безымянный-суп варил,
А мизинец-печь топил.
Полетел гусь в рот, (машут кистями, двумя ладонями прикасаются ко рту)
А оттуда в живот. (потом к животу)
Вот! (вытягивают ладошки вперед)
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- развивает навыки мелкой моторики;
- способствует развитию речи;
- активизирует работу головного мозга;
- развивает образное мышление, память, внимание, воображение и снимает тревожность.
Пальчиковая гимнастика:
- «Этот пальчик»
Этот пальчик хочет спать, (загибание пальцев, начиная с мизинца)
Этот пальчик - прыг в кровать,Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,Этот пальчик – спит давно. (Большой палец уже загнут)
Тише, тише не шумите, Наши пальцы не будите.
Встали пальчики! Ура!В детский сад идти пора! (Растопырить пальцы и пошевелить ими)
- Игра «Пирамидка из пуговиц»
(Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классификации)
Инвентарь: зубочистки, пуговицы.
Содержание: Закрепить зубочистку в вертикальном положении (можно воткнуть ее в брусок пластилина). Необходимо нанизать на нее пуговицы. Задания можно четко формулировать, например, попросить использовать только красные пуговицы, только мелкие пуговицы, нанизывать пуговицы одного размера или, начиная с самой большой, - в порядке уменьшения диаметра и так далее.
- Игры с пробками от бутылок
- Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это -«лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
- Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
Задание можно усложнить, попробовав проделать то же самое двумя руками одновременно.
- Игры с прищепками (упражнение с речевым сопровождением)
Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги
(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
- Игра «Где это?»
Цель: способствовать развитию речи, усвоению грамматических основ языка.
Ход игры: Кидая мяч ребенку, задаем вопросы:
Где растут ветки? (На дереве).
Где растут деревья? (В лесу).
Где растут листья? (На ветке).
Где живут рыбы? (В реке)
Где стоит стул? (В комнате)
Где стоит ваза? (На столе)
Где лежит ковер? (На полу)
Где стоит светофор? (На перекрестке)
Где сидит шофер? (В кабине)
Где летит самолет? (В небе).
Уважаемые родители!
Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Но важно помнить, что малыш может заниматься одной деятельностью не более 10 минут и поэтому требовать от него сосредоточенности на игре в течение более длительного времени просто не имеет смысла: это не принесет пользы ни малышу, ни его родителям. Поэтому главное вовремя переключить внимание ребенка на что – то новое и интересное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения
Примеры речевых игр и упражнений, которые проводятся с детьми в подготовительной группе....
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения»
Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но, действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный умстве...
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения»
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения»...
Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения"
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...
Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражненияю
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения».
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...