Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражненияю
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry.docx | 14.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.
Цель занятий по развитию речи в детском саду – помочь ребенку овладеть родным языком. Это очень непростая задача, т.к. ребенок дошкольного возраста – это не ученик, которому можно изложить и объяснить правила склонения или спряжения, структуру простых и сложных предложений. Развитие речи у детей также тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка.
Основными задачами развития речи в детском саду являются:
- воспитание звуковой культуры речи,
- обогащение и активизация словаря,
- формирование грамматического строя речи,
- развитие связной речи.
Необходимо формировать качественную сторону речевой деятельности в процессе общения.
Крайне важно создать в работе эмоционально благоприятную ситуацию, которая способствовала бы возникновению желания у ребенка активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и необщительные дети раскрываются. Писатель Джанни Родари говорил, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».
Вовлечение детей в игровую деятельность помогает активизировать их речевое развитие. Речь ребенка формируется поэтапно. На каждом возрастном этапе решаются свои задачи. От возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Благодаря многообразию речевых игр и упражнений у дошкольников формируется четкость произношения каждого слова, грамотность, ясность, умение правильно формулировать свою мысль, развиваются монологическая и диалогическая речь. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Используя речевые игры в качестве сотворчества ребенка и взрослого, необходимо следить за его настроением и учитывать речевые возможности.
К трем годам ребенок владеет теми средствами, которые необходимы и достаточны для повседневного общения. Его речь - разговорная речь. Она непроизвольна и ситуативна, в ней много неполных предложений.
На этапе 4-5 лет главным направлением является формирование конкретной речи. На пятом году жизни ребенок начинает видеть связь между структурой слова и функцией предмета, который этим словом обозначается. Дети начинают активно экспериментировать со словами. В этом возрасте ребенка начинает привлекать повествование-импровизация. Помимо сюжетно-ролевых игр полезно разыгрывать театрализованные представления. Речевые умения, которые дошкольник получает в игре, необходимо перенести в монологическую связную речь. Для этого в педагогический процесс включается ситуация устного рассказа. Воспитатель помогает ребенку оформить свои мысли в виде рассказа: подсказывает сюжетный ход, логические связи, а иногда и начало каждого предложения. Например, «Расскажем про Дашу и зайчика». Воспитатель предлагает рассказать про Дашу: «Как-то раз Даша… (проснулась, умылась и решила пойти в лес). Она… (пригласила на прогулку братика Мишу). Ребята взяли с собой… (мячи, совки и ведерки). На полянке … (они увидели ежика), который… (очень испугался и сразу свернулся в клубок). Даше и Мише… (стало очень весело).
Примеры речевых игр и упражнений, которые проводятся с детьми и рекомендуются родителям для домашнего использования можно посмотреть в разделе Приложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения
Примеры речевых игр и упражнений, которые проводятся с детьми в подготовительной группе....
консультация для родителей «Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения»
Настраницах консультации родителям предоставляется подробный материал,примеры,комплект игр и упражнений для развитияречи детей дошкольного возраста которыеможноразучить и применять в ...
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения»
Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но, действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный умстве...
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения»
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения»...
Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения"
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения».
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...