Современная развивающая предметно-пространственная среда
материал

Шестопалова Анна Павловна

Современная развивающая предметно-пространственная среда

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Анна\Pictures\Современная развив. среда_page-0001.jpg

Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного нравственного облика. Это такая организация окружающего пространства, которая даёт возможность ребёнку реализовать себя в различных видах деятельности. Предметно-развивающая среда в музыкальном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области «Музыка».

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами целью формирования музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Ее задачи:

 обеспечение совместной музыкальной деятельности детей и взрослых (от компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей);

 обеспечение самостоятельной (индивидуальной и совместной) деятельности детей, возникающей по их желанию и интересам;

 получение и закрепление знаний о музыке;

 развитие творческих способностей, музыкальности, любознательности, стремления к экспериментированию;

 учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В нашем учреждении уделяется большое внимание созданию и наполнению музыкальной предметно-развивающей среды с использованием современных инновационных подходов и принципов построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.

Согласно ФГОС ДО, среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. Все эти требования были учтены при ее создании в нашем детском саду. Собрана огромная библиотека:

Наименование

Содержание

Картотека методической литературы.

 учебно-методический комплект и дополнительный материал примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы по музыкальному воспитанию;

 учебно-методический комплект и дополнительный материал программы «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой;

 методическое обеспечение программы «Гармония» К. В. Тарасовой, Т. В. Нестеренко;

 методическое обеспечение программы «Синтез» К. В. Тарасовой, В. А. Петровой, Т. Г. Рубан;

 методическое обеспечение программы «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной;

 методическое обеспечение программы «Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворовой;

 методическое обеспечение программы «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко, А. И. Бурениной;

 методическое обеспечение программы «Камертон» Э. П. Костиной;

 сборники сценариев праздников и развлечений.

Картотека художественной литературы.

- произведения русскогo народного фольклора (сказки, стихи, потешки, прибаутки, скороговорки, чистоговорки);

 серия книг «Рассказы детям о музыке»;

 серия книг по произведениям русских и советских писателей, поэтов.

Картотека периодических изданий.

- журнал «Дошкольное воспитание»,

 журнал «Музыкальный руководитель»,

 журнал «Музыкальная палитра»,

 журнал «Справочник музыкального руководителя».

Картотека музыкально-дидактических игр.

- игры для развития звуковысотного слуха,

 игры на развитие динамического слуха,

 игры на развитие тембрового слуха,

 игры на развитие ладогармонического слуха,

 игры на развитие памяти и музыкального слуха,

 игры для развития детского творчества.

Картотека музыкальных игр и упражнений.

- русские нарoдные игры и хороводы,

 игры народов мира,

 подвижные игры «Круглый год»,

 игры с музыкальными инструментами,

 игры со звуком,

 речевые игры,

 пальчиковые игры,

 игры на развитие воображения,

 «сказки-шумелки»,

 коммуникативные игры,

 творческие этюды,

 игры «Дыхательная гимнастика»,

 упражнения «Артикуляционная гимнастика» и др.


Методическая копилка включает в себя богатейшую фонотеку, как классики, так и музыки современных композиторов, песен для детей
 CD и аудиоматериал (CD диски по программе «Ладушки» для слушания и музыкально-ритмических движений).

Дошколята вoспринимают окружающий мир через наглядность и эмоции, поэтому в процессе музыкальной деятельности используются самые разнообразные атрибуты, что очень важно и увлекательно для детей.

Атрибуты и материалы для образовательной театрально-музыкальной деятельности

1

Фланелеграф

2

2

Домик-ширма

1

3

Ширма большая, ширма маленькая

2

4

Нотный стан и раздаточный материал к нему

1

5

Материал для изучения музыкальной грамоты (камешки разной величины)

по 20

6

Музыкальная мозаика из разных геометрических фигур; «музыкальный поезд», карточки для набора музыкальных мелодий, «музыкальная гусеница»

3

7

Домик-декорация, атрибуты для плясок, игр и инсценировок

1

8

Карусель

2

9

Султанчики

40

10

Флажки разноцветные

40

11

Цветные ленты

40

12

Цветы, колосья, веточки, листочки и т. д.

40

13

Рули

2

14

Куклы

12

15

Шапочки-маски (овощи)

10

16

Шапочки-маски (фрукты, цветы)

10

17

Шапочки-маски (животные, насекомые, рыбы и т. д.)

10

18

Костюмы и атрибуты для театрализованной деятельности

10

19

Волшебный мешочек, шкатулка или коробочка-посылка для сюрпризов

3

РППС музыкального зала

№ п/п

Название

Количество

Профессиональные музыкальные инструменты

1

Пианино

2

2

Аккордеон

1

Техническое оснащение

1

Музыкальный центр

2

2

Магнитофон

1

3

Микрофон

4

Детские музыкальные инструменты

1

Металлофон, ксилофон

6

2

Цитры, цымбалы, гусли

4

3

Аккордеон детский

1

4

Арфа

1

5

Триола

3

6

Барабаны

2

7

Бубны

4

8

Треугольник с разной высотой звучания

1

9

Маракасы

6

10

Трещотка

8

11

Колотушка

1

12

Бубенцы

30

13

Коробочка

2

14

Деревянные ложки

20

15

Свирели

25

Игрушки озвученные

1

Погремушка

40

Музыкальные инструменты-самоделки

1

Ритмошумы (дождь, гром, ветер)

3

2

Стиральная доска

2

3

Музыкальная вешалка

1

4

Ритмозвоны (колокольчики, металлические ключи)

7

5

Маракасы

4

6

Ударно-шумовая группа инструментов (палочки, копытца, бамбази)

3

7

Трещотки, расчески

11

Музыкальный зал в МБДОУ Детский сад №1«Светлячок» - это большое, светлое, специально оборудованное помещение. В нём проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения, музыкально-спортивные мероприятия для детей, сотрудников и родителей воспитанников ДОУ.

Организация пространства в музыкальном зале произведена с учётом требований СанПиНов и правил противопожарной безопасности.
Пространство музыкального зала условно разделено на три зоны, которые определяются по видам деятельности ребёнка:

  1. Зона зрительного зала.

Оснащение зоны зрительного зала:

-        детские стульчики.

Здесь же оборудованы стеллажи, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе. Стеллажи открытые и удобные для осуществления отбора игрового оборудования для НОД, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

  1. Зона пения и восприятия музыки (спокойная).

Оснащение зоны пения и восприятия музыки:

  • детские стульчики, которые мы ставим перед инструментом,
  • электропианино;
  • магнитная доска, для наглядного пособия;
  • комплект специализированного звукового оборудования (ноутбук с колонками, музыкальный центр;
  • мультимедийный проектор для красочных презентаций.

Эта зона музыкального зала самая важная и значимая для музыкального воспитания. В этой зоне осуществляются важнейшие виды музыкальной деятельности – восприятие музыки и пение. Технические средства обучения смонтированы вне доступа детей. В данной зоне соблюдается основной принцип организации предметно развивающей среды «глаза в глаза», дети располагаются справа от музыкального руководителя.

  1. Зона музыкально- ритмической деятельности (активная).

Оснащение зоны музыкально- ритмической деятельности:

  • ковер с ориентирами для построений: центр зала, шеренги;
  • световые эффекты.

Эта зона в музыкальном зале представляет собой большое свободное пространство для движения под музыку, подвижных и музыкально дидактических игр для развития чувства ритма, для танцевально-ритмических упражнений, игрового музыкально-двигательного творчества.

Музыкальная деятельность дошкольников была интегрированной всегда. В приведённой ниже информации представлена интеграция образовательной области «Музыка» с другими образовательными областями в свете современных требований:


Образовательные области.


«Физическая культура». Развитие физических качеств в процессе музыкально-ритмической деятельности.


«Здоровье». Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни через музыкально-игровые образы, релаксация.


«Коммуникация». Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.


«Познание». Расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.


«Социализация». Формирование представлений о музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. 


«Труд». Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.


«Художественное творчество». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.


«Чтение художественной литературы». Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений, сочинение простых опер на сюжеты известных сказок.


«Безопасность». Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

В каждом виде музыкальной деятельности используется оборудование, с помощью которого осуществляется интеграция образовательных областей.

1.Восприятие музыки.

Происходит во всех зонах музыкального зала.

- Инструмент (фортепиано).

- Репродукции картин или – иллюстрации.

- Набор детских музыкальных и шумовых инструментов- (шумовые инструменты изготовлены из бросового материала совместно с родителями). 

- Мультимедийное оборудование, (презентации).
- Разнообразные атрибуты для танцевально-ритмических движений, активное слушание в движении с соответствующими атрибутами – лентами, султанчиками, платочками.

«Познание». «Художественное творчество». «Социализация» и «Труд».

2.Развитие певческих способностей

Происходит во второй, спокойной, зоне, сидя на стуле или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения.

Используется дидактический материал:

- в виде карточек со значками;
- лёгкие предметы (листочки из органзы, снежинки из салфеток, которые можно сдуть с ладошек, капельки из бумаги); 
- набор детских музыкальных или шумовых инструментов.
А также мультимедийное оборудование (презентация песни). 

«Коммуникация» (развитие речи). «Здоровье». «Социализация».«Труд».
«Познание».

3.Музыкальное движение.

Происходит в активной зоне.

- Игрушки для танца.

- Атрибуты для создания сказочного игрового образа.

- Предметы для музыкально-спортивных композиций (мячи, обручи и тд.)
- Мультимедийное оборудование.

«Социализация». «Чтение художественной литературы».
«Физическая». «Культура».

4.Элементарное музицирование. 

Происходит в спокойной и в активной зоне, сидя на стуле, стоя возле инструмента, двигаясь в танце или выполняя музыкально-ритмическое упражнение.

- Набор музыкальных инструментов, соответствующих возрасту детей, в том числе звуковысотные.

- Игра в оркестре.

Мультимедийное оборудование (демонстрация различных инструментов и их звучания) – интеграция в области.

«Коммуникация». «Познание». «Социализация».

5.Детское творчество.

Происходит во всех зонах музыкального зала. Поскольку детское творчество невозможно в дошкольном детстве выделить в отдельный вид музыкальной деятельности, то и говорить о нём необходимо в связи с основными видами музыкальной деятельности.

- Атрибуты для создания сказочного игрового образа;

- Музыкальные инструменты;

- Набор «Куклы-перчатки» для показа, кукольного спектакля, детская ширма, домик;

- Костюмы и атрибуты различных персонажей.

«Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация».

Особенность творческих проявлений детей дошкольного возраста состоит в том, что никогда не знаешь, чего ожидать от ребёнка. Педагогическое мастерство музыкального руководителя проявляется в том, чтобы с помощью собственного творчества, фантазии, смекалки сподвигнуть ребёнка не на копирование взрослого, а на выражение собственной индивидуальности. Наличие в ДОУ специально оборудованного музыкального зала даёт практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей.

Для успешного музыкального воспитания ребенка, развития музыкальных способностей, навыков и знаний в нашем детском саду имеется так же помимо всего сказанного комната для атрибутов и костюмов, как детских, так и взрослых для детских праздников и театрализованной деятельности.

Чтобы дети были успешны во всех видах музыкальной деятельности, просто необходима еще и разнообразная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в каждой группе детского сада. Она ориентирована на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнятся по возрастам и всегда носить проблемный характер. Все это позволяет детям размышлять, думать, сравнивать, моделировать и творить. В нашем детском саду среда всегда ориентирована на пройденный материал и индивидуальные особенности детей. Ребята с удовольствием применяют полученные на музыкальных занятиях знания и навыки в своей самостоятельной деятельности в группе.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в детском саду дает возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать свою индивидуальность, активность, инициативность. Это основа для организации разностороннего развития каждого ребенка, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей, позволяет сделать жизнь наших вoспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

                                C:\Users\Анна\Desktop\IMG-20190513-WA0011.jpgC:\Users\Анна\Desktop\IMG-20190513-WA0002.jpg

        C:\Users\Анна\Desktop\IMG-20190408-WA0004.jpgC:\Users\Анна\Desktop\IMG-20190513-WA0008.jpg

C:\Users\Анна\Desktop\IMG-20190408-WA0006.jpgC:\Users\Анна\Desktop\IMG-20190408-WA0003.jpg

C:\Users\Анна\Desktop\IMG-20190408-WA0005.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

современная развивающая предметно - пространственная среда в ДОУ

Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении – один из основных и кардинальных вопросов, определяющих развитие ребенка в дошкольном учреждении. Наряду со взрослым, который путе...

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

 Одной из приоритетных задач по формированию познавательной активности у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков познавательной деятельности. Ва...

Как организовать современную развивающую предметно-пространственную среду для детей раннего возраста в ДОУ

Как уже отмечалось, окружающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста — вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа ж...

СОВРЕМЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА- ДОШКОЛЬНИКА

Помогает решить проблемы вовлечения  социальных партнёров в воспитательно-образовательный процесс и проблемы социализации детей....

Создание современной развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ, как обязательное условие для ФЭМП

Математические игры, пособия, демонстрационный материал, раздаточный материал....

Организация современной развивающей предметно-пространственной среды в рамках многократного пространства

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и и...