Самообразование педагога
материал


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Тема: «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель 1 квалификационной категории: Сидорова Е.В.

2019 учебный год

Самообразование по теме: «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста»

Цель работы: развитие конструктивного мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами бумажной пластики и оригами.

Задачи:

Обучающие:

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширять коммуникативные способностей детей.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Пояснительная записка.

С самого раннего детства нужно приучать детей ценить и понимать красоту, которую можно усмотреть во всем — в окружающей природе, в звуке, в цвете.

Е.  И.  Рерих. Письма (Т. 2, 1938).

Актуальность выбранной темы

        Оригами - искусство складывания бумажных фигурок - может быть полезно в дошкольных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги. Родина оригами- Япония. Искусство  складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего Солнца много веков назад.

        Современные педагоги не без основания применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а, следовательно на развитие интеллекта в целом. Не перечесть всех достоинств оригами: доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекает ребенка, .они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как многократное складывание, сгибание, надрезание, склеивание. Еще оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями ( угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д)

        Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями. Складывание фигурок может сопровождать познавательными рассказами различной направленности.

        Кроме того дети знакомятся с традициями Японии. При изготовлении некоторых классических фигурок, дошкольники узнают о конкретных обычаях, существующих в Японии. Таким образом, занятия оригами несут в себе и культурологические сведения.

        При складывании фигурок педагог может сообщить информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных.

        Систематические занятия с ребенком оригами- гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Принципы последовательности работы.

  1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
  2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
  3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
  4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
  5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Общий план занятий

        Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.

  1. Подготовка к занятию (установка на работу).
  2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
  • повторение названия базовой формы;
  • повторение действий прошлого занятия;
  • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
  1. Введение в новую тему:
  • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
  • показ образца;
  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
  • повторение правил складывания.
  1. Практическая часть:
  • показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
  • вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
  • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
  • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
  • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
  • анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Ожидаемый результат

        В результате обучения дети:

  • Научатся различным приемам работы с бумагой;
  • Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
  • Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • Познакомятся с искусством оригами;
  • Овладеют навыками культуры труда;
  • Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Общие правила при обучении технике оригами

  1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
  2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
  3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
  4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
  5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
  6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
  7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
  8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Материалы и оборудование

  1. Бумага:

Непосредственно рабочая: цветная из набора.

Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.

  1. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
  2. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
  3. Салфетки: бумажная, тканевая.
  4. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами.
  5. Кисти.

Первый год обучения

        Знакомство с искусством оригами; изготовление базовых форм оригами: «дверь», «книжка», «треугольник», «блинчик», «воздушный змей», «дом» изготовление простых поделок, доступных детям старшей группы.

Задачи:

  1. Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.
  2. Научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба.
  3. Научить детей складывать базовые формы «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «дом»
  4. Закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.
  5. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.
  6. Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги.
  7. Формирование самостоятельности, уверенности в себе, правильной самооценки.
  8. Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские способности.

К концу первого года обучения дети могут:

  • самостоятельно изготовить и знать некоторые базовые формы;
  • по образцу изготавливать несложные поделки;
  • знать и называть геометрические фигуры;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • уметь намечать линии;
  • тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
  • уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
  • добиваться конечного результата;
  • самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников

Формы и методы работы:

  • традиционные,
  • комбинированные и практические занятия;
  • игры.

Методы, используемые на занятиях по оригами:

  • словесный - устное изложение, беседа, рассказ, сказка;
  • наглядный - иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;
  • практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам, в основе которых лежит уровень деятельности детей;
  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный - дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

        Вместе с детьми готовится рабочее место, где (по необходимости) обязательно должны находиться следующие материалы:

  • бумага для поделки;
  • ножницы с тупыми концами;
  • салфетки для аппликации;
  • клеящий карандаш;
  • гелиевые цветные ручки или цветные карандаши.

Для разминки, в начале занятия, используются пальчиковые упражнения. Они могут быть как со словами, так и без речевого сопровождения. В результате постоянного включения в занятия пальчиковых игр кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Для изготовления фигурок в стиле оригами квадрат можно складывать несколькими способами. Получившиеся заготовки, называются базовыми формами.



Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию Сидоровой Е.В.

Формулировка темы «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Перспективный план профессионального развития на 2024 - 2025 учебный год

Разделы

Содержание работы

Сроки

выполнения

Результат

1Методическая работа

Составление годового плана

Сентябрь

Изучение метод. литературы:

  • выбор и определение темы самообразования;
  • планирование работы по теме самообразования;
  • определение цели, задач;
  • подбор методической литературы;
  • работа с картотекой и видеотекой
  • изучение опыта педагогов на интернет сайтах;
  • диагностика знаний и умений детей в данной области;
  • изучение психологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;
  • знакомство, изучение, анализ литературы по теме самообразования;

В течение года

Повышение педагогических знаний

Пед час на тему "Оригами в детском саду"

Октябрь

Конспект

Консультация для молодых педагогов "Роль математики в  развитии детей"

Ноябрь

Конспект

Семинар - практикум "Математические игры"

Февраль

Конспект

Выступление с отчетом на итоговом педагогическом  совете

Май

Отчет

2 Работа с детьми

Организация работы кружка

Сентябрь

План

Анкетирование детей

Октябрь

Анализ

НОД (фронтальные и групповые)

В течение года

Конспект

Развлечение "Путешествие с Буратиной"

Конспект

Игровая деятельность (развивающие игры)

Картотека

Матем. досуг с родителями "По следам Колобка"

Анализ

Итоговое занятие "Королевство Математики"

3 Работа с родителями

Оформление стенда и папок раскладушек по теме «Веселая математика дома».

В течение года

Конспект

Практикум "В стране математики"

Октябрь

Конспект

Родительское собрание "Влияние математики на познавательное развитие дошкольников"

Ноябрь

Протокол

Консультация "Всестороннее развитие посредством математики"

Февраль

Конспект

Участие в совместной  деятельности по проекту "Веселые цифры"

В течение года

Фотоотчет

Конкур работ "Сюжет из сказки с помощью геометрических фигур"

Фотоотчет

4 Предметно - развивающая среда

Картотека пальчиковых игр, физминуток

Сентябрь

План

Технологические карты

Октябрь

Картотека

Картотека игр для развития математических способностей

Ноябрь

Картотека

Подбор математических сказок, стихов

В течение года

План

Альбом с образцами поделок

Альбом

Организация выставок с работами детей

Фотоотчет

Отчет (фото  - альбом)

Фотоотчет

Перспективный план профессионального развития

воспитателя Сидоровой Е. В.

на 2021 – 2022 учебный год

Тема самообразования  «Развитие речи детей 3-4 лет посредством сказок»

Цель – выявить и изучить особенности воспитательной роли народной сказки

Раздел

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

  1. Методическая

работа

Подбор и изучение методической литературы

Сентябрь

Повышение педагогической компетенции

Консультация для  педагогов «Роль сказки в воспитании детей»

Декабрь

Конспект

Мастер – класс на тему «Развиваем речь с помощью театрализации сказок»

Февраль

Отчет

Открытое занятие «Путешествие колобка»

Апрель

Анализ

  1. Работа с детьми

Подбор материала, необходимого для работы с детьми

Октябрь

Картотека

Чтение и пересказ сказок

В течение года

Картотека

Театрализация сказок

В течение года

Картотека

Прослушивание звукозаписей детских сказок

В течение года

Картотека музпроизведений

Применять цитаты из сказок в режимных моментах

В течение года

Картотека

Настольно-печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки, парные картинки)

В течение года

Совершенствование ППС

Беседы о сказках

Отчет

  1. Работа с родителями

Наглядно – информационное сотрудничество

В течение года

Конспекты

Конкурс «Мой любимый сказочный герой»

Отчет

Родительское собрание «Сказка – ложь, да в ней намек…»

Декабрь

Отчет

Приобщение родителей к изготовлению пальчикового театра

Ноябрь

Совершенствование ППС

Консультация «Как выбрать полезную книгу?»

Конспект

РППС

Создание картотеки сказок для работы с детьми

Ноябрь

Картотека

Оформить центр «Речевичок» и «Золушка»

Декабрь

Совершенствование ППС

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с р. н. сказками

Декабрь

Изготовление пальчикового театра по сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»

В течение года

Изготовление настольно-печатных игр по мотивам сказок

В течение года



Предварительный просмотр:

МБОУ "Светловская СОШ имени  Соленова Б.А., структурное подразделение "Детский сад "Ветерок"

План работы

по самообразованию воспитателя

старшей  группы "Звездочки"

на 2023-2024 учебный год.

Тема  "Развитие  творческих  способностей у детей  старшего возраста через  нетрадиционные техники рисования"

C:\Users\User\Desktop\новое фото\20231206_154843.jpg

Воспитатель: Е.В. Сидорова

        

п. Светлый, 2023 год

«Истоки  способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

 От пальцев образно говоря, идут  тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»                В.А. Сухомлинский

        

        Цель самообразования по теме: создание  условий для развития  творческих  способностей  детей  дошкольного возраста  через использование нетрадиционных техник рисования и  повышение  своего теоретического уровня, профессионального  мастерства и компетентности.

        Задачи самообразования:

        Образовательные:

- знакомить детей различными видами изобразительной  деятельности, многообразием  художественных  материалов  и приемами  работы  с ними;   - закреплять  приобретенные  умения  и навыки  и показывать  детям  широту их возможного применения.

        Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие  и желание  добиваться успеха  собственным трудом.;

- воспитывать внимание, аккуратность целеустремленность, творческую  самореализацию.

        Развивающие: 

- развивать художественный вкус, фантазию, изобразительность, пространственное  воображение;

- желание  экспериментировать с разным материалом.

        Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми, индивидуальная работа, свободная самостоятельная деятельность самих детей.

        Форма  подведения итогов: выставки детских работ, презентация -  отчет по проделанной работе. Проведение мастер класса.

        Актуальность. Каждый ребенок  по своей  природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в  скрытом  состоянии и не всегда полностью реализуются. Вводить ребенка  в мир искусства следует  как  можно  раньше. Наиболее  интересными формами  изобразительной  деятельности  для детей  являются  нетрадиционные  техники рисования. Нестандартные подходы  к организации изобразительной деятельности  удивляют  и восхищают  детей, тем самым вызывая стремление  заниматься  таким интересным делом. Рисование  необычными  материалами  и оригинальными  техниками позволяет детям  ощутить  незабываемые  положительные эмоции, раскрывает возможность  использования  хорошо знакомых им  предметов  в качестве  художественных  материалов, удивляет  своей непредсказуемостью. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребёнка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка, развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику рук, учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

        Существует много приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков. В  работе по использованию нетрадиционных техник рисования в средней группе использую  такие виды  техники:

        Рисование пальчиками. Ребенок опускает в гуашь пальчик  и наносит  точки , пятнышки  на бумагу. На каждый пальчик набирается гуашь разного цвета. После работы пальчики  вытираются  салфеткой, затем гуашь  легко смывается.

        Рисование ладошкой. Ребенок опускает  гуашь  ладошку (всю кисть) или окрашивает  ее с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток. Рисуют и правой и левой  руками.

После работы  руки вытирают  салфеткой, затем гуашь легко смывается.

        Рисование ватными палочками. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить рисунок орнаментом.
        Рисование  Свеча + акварель. Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист  акварелью  в один или  несколько цветов. Рисунок свечой остается  белым. Данный метод позволит изобразить морозный узор на стекле или зимний пейзаж.
        Рисование в технике аэрография. Для этой техники  необходимы: чистый лист альбома, зубная щетка, расческа, ножницы, карандаш, краски. На чистом листе рисуем  домик или дворец, вырезаем его. Накладываем домик  на чистый альбомный лист . Обмакиваем щетку в краску. Подносим щетку к листу и начинаем  над листом  водить расческой  по щетке, получаются брызги на листе. После того как закончили  водить, нужно снять  вырезанный домик.

        Рисование в технике Монотипия. Это один отпечаток. Для ее изготовления  нужно стекло или  бумага в качестве  основы для нанесения  на них  акварельных или  гуашевых  разводов, затем сверху  на рисунок накладываем чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается  сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который можно дорисовать. Вариант № 2 Другой вариант рисуем симметричные предметы, складываем лист бумаги пополам  и на  одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист  в двое, на второй половинке получится отпечаток, после этого изображение можно  дорисовать или  украсить.

        Рисование оттиск смятой бумагой. Ребёнок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака, солнце.

        Рисование в технике Кляксография. На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.

        Рисование сухой кистью. Самый удобный прием для изображения травы, меха животных, пушистых поверхностей и т.д. Рисуют на гуашевом фоне и никогда на чистом листе.

Необходима кисть с жесткой щетиной. На сухую кист набирается немного густой краски. Избыток краски стереть о кусок картона или бумаги. Крупные детали изображать большой кистью, а мелкие – меленькой. Траву изображают мазками снизу вверх, цветы и ветви дерева сверху вниз.

        Радужное рисование. На кисть набирается 2-3 краски, а затем выполняется примакивание, получается «радужноепримакивание».

        Рисование мазками. С помощью мазка, используя только форму кисти, за считанные минуты можно изобразить то, что зачастую требует долгого и трудоемкого вырисовывания. Мазки – цветовая мозаика, когда каждый мазок (пятнышко цвета) укладывается отдельно от других, не смешиваясь с ними. Плавные переходы складываются из цветных пятнышек. Рисунок, сделанный таким способом, похож на витраж или мозаичное панно. Если кистью двигать по-разному, оставляемые его следы тоже могут быть разные (вытянутый мазок, конусообразный, прямоугольный).Кисть может оставлять и многоцветный след, если на кисти несколько оттенков краски.

         Рисование штампами: губкой,  пробкой ,мятой бумагой, крышками, листиками, фруктами. Краска должна быть густой.  Краску брать лучше  с палитры. На ней  удобно смешивать цвета. Штампы, измазанные двумя красками, оставляют двухцветные оттиски.

        Заливка (фон). Плавный переход цветов, позволяющий изображать небо, воду, горы, делают картины особенно зрелищными (гуашью рисуют на картоне, акварелью на альбомном листе).

        Рисование мыльными пузырями. Приготовить раствор 1: 1 шампунь, гуашь, вода, можно воду не добавлять. Коктейльными трубочками подуть в мыльный раствор, когда пена поднимется приложить сверху стакана лист бумаги, получится красивый отпечаток.   Можно отпустить трубочку в мыльные пузыри и выдувать  их непосредственно  на бумагу. В этом варианте получаются аккуратные отдельные пузыри на бумаге, затем их дорисовать. Это технику можно использовать как фон для других  творческих работ.

Перспективный план  на 2023-2024 учебный год

  1. Теоретический этап

Изучение учебно-методической литературы.

1. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под редакцией Р.Г.Казаковой, 2007г.
2. Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. Акулёнок Т.С.
3. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Давыдова Г.Н., 2007г.
4. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Никитина А.В., 2008г.
5. Изобразительная деятельность. Дошкольное воспитание. Комарова Т.С., 1991г.

  1. Практический этап

Создание картотеки нетрадиционных техник рисования.

Оформление папки передвижки «Эти удивительные ладошки»

Подбор и разработка  консультации для родителей и педагогов.

Выставки детских работ.

  1. Заключительный этап.

Анализ работы  по теме  самообразования.

Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод  наблюдения, упражнения.

Выявить  положительные результаты проделанной работы.

Проанализировать недостатки.

Перспективный план работы  с родителями и педагогами

Содержание работы

Сроки реализации

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

1

Изучение литературы  по теме  самообразования.

Сентябрь

Октябрь

Учебная литература, методические пособия, и др.

2

Написание плана работы на год

Сентябрь

Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразования.

3

Создание картотеки "Виды нетрадиционный техник  рисования"

Сентябрь-апрель

Подбор и разработка нетрадиционных техник рисования, учитывая возрастные особенности детей,

4

Диагностическое исследование. Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

Сентябрь –

Октябрь

Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод  наблюдения, упражнения. Анкетирование родителей

5

«Каждый ребенок талантлив»

Октябрь

Консультация, буклет для родителей

6

Выставка осенних работ

Сентябрь- ноябрь

Выставка детских работ в приемной.

7

Папка передвижка «Эти удивительные ладошки»

Ноябрь

Текстовой материал для родителей

8

Консультации для родителей

«Пальчиковые краски и работа с ними»

Ноябрь

Текстовый материал  

9

 Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики

Декабрь

Текстовой материал

10

Создать  в уголке ИЗО условия для игры с кинетическим песком

Январь-Февраль

Привлечь родителей на родительском собрании

11

Индивидуальная работа с детьми

Октябрь - март

Творческая выставка

11

Мастер класс для родителей «Рисование мятой бумагой как средство   развития  творческих  способностей  дошкольников»

Февраль

 Мастер класс на родительском собрании. Обмен опытом на родительском собрании «Как мы рисуем дома»

12

Выставка зимних работ

Декабрь - февраль

Выставка детских работ в приемной.

13

Консультации для родителей

«Чем и как  можно  рисовать»

Март

Консультация, буклет для родителей с описанием техники рисования

14

Игры с с кинетическим песком

 Март – апрель

Фото отчеты для родителей.

15

Создание в изо уголке альбомов по художественному творчеству.

Оформить полочку красоты

Сентябрь - апрель

Привлечь родителей.

16

Пополнение ИЗОуголка раскрасками, материалами для нетрадиционных техник рисования

Сентябрь - апрель

Привлечь родителей.

17

Консультация для родителей «Крупная польза мелкой моторики»

Январь

Презентация, текстовой материал

18

Мастер класс для родителей «Рисование свечей  как вид  нетрадиционной техники рисования»

Февраль

Мастер класс на родительском собрании.

19

Выставки весенних работ

Март - апрель

Выставка детских работ в приемной.

20

Проведение контрольного диагностического исследования.

апрель

используя метод  наблюдения во время работы за детьми.

21

Анализ работы по теме самообразования

апрель

 презентация для педагогов и родителей

Перспективный план работы   с детьми  старшей группы "Звездочки"

        Количество занятий в неделю  - 1, в месяц - 4 занятия. Длительность занятий 25 минут

Тема занятия

Кол - во занятий

Нетрадиционная техника рисования

Программное содержание

Сентябрь

1

«Осенние дерево, листопад»

1

Рисование ладошкой и пальчиками.

ребенок окрашивает  ладонь   с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток.

2

«Осенний лес»

1

Рисование ладошкой

ребенок окрашивает  ладонь   с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток. Учить располагать рисунок по всему листу. Знакомство с жанром «Пейзаж»

3

Натюрморт «Яблоки в вазе»

1

Оттиск  печатанием  из фруктов (яблоки)

Яблоко разрезаем на пополам, макаем в краску и печатаем. Знакомство с жанром «натюрморт»

4

Рисование «Фруктовое дерево»

1

Рисование  ватными палочками

Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу.

Октябрь

1

Рисование «Огурчики в баночке»

1

Рисование ребром ладони

ребенок окрашивает  ребро ладони  с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток.

2

Рисование «Птички на дереве»

1

Рисование в технике Кляксография, и ватные палочки

На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.

3

Рисование «Слон на травке»

1

Рисование ладошкой, и Рисование сухой кистью ( траву)

ребенок окрашивает  ладонь   с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток, затем дорисовывает элементы( уши, хвост) На сухую кисть набирается немного густой краски, рисует  траву.

4

Декоративное рисование «Дымковские  игрушки»

1

Рисование  ватными палочками

Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу. Знакомство дымковской игрушкой.

Ноябрь

1

« Осенний  букет в вазе»

1

Рисование в технике аэрография

Накладываем на чистый лист вырезанную вазу, сухие листья. Обмакиваем щетку в краску. Подносим щетку к листу и начинаем  над листом  водить расческой  по щетке, получаются брызги на листе. После того как закончиливодить, нужно снять  вырезанную вазу  и листья

2

«Яблоко»

1

Рисование в технике Монотипия  вариант

№ 2

Рисуем симметричные предметы, складываем лист бумаги пополам  и на  одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист  в двое, на второй половинке получится отпечаток, после этого изображение можно  дорисовать или  украсить.

3

« Красивые рыбки»

1

Техника рисования Заливка (фон).  Затем

по сырому слою дети рисуют  водоросли  

Учить детей плавным переходом  акварели изображать воду. По  мокрому слою рисуют водоросли,  а по сухому слою рисуем  рыбку.

4

«Рисование тигренок»

1

Рисование ладошкой, и Рисование сухой кистью (траву)

ребенок окрашивает  ладонь   с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток, затем дорисовывает элементы( уши, хвост) На сухую кисть набирается немного густой

краски, рисует  траву.

Декабрь

1

«Северное сияние»

1

Рисование в технике Монотипия (стекло) вариант № 1

Это один отпечаток. Для ее изготовления  нужно стекло или  бумага в качестве  основы для нанесения  на них  акварельных или  гуашевых  разводов, затем сверху  на рисунок накладываем чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается  сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который можно дорисовать.

2

«Зимний лес»

1

Заливка(фон). 

«Тычок  жесткой  полусухой кистью»

Учить детей плавным переходом  акварели изображать небо. По сухому слою рисуем деревья жесткой  полусухой кистью. Соблюдая закон «Перспективы»  ( чем дальше дерево, тем оно меньше, чем ближе к нам тем оно крупнее)

3

«Новогодний шар на ветке»

1

Рисование   сухой кистью и мыльными пузырями

Приготовить раствор  1: 1 шампунь, гуашь, водаКоктейльными трубочками подуть в мыльный раствор, когда пена поднимется приложить сверху стакана лист бумаги, получится красивый отпечаток.  Затем дорисовать ветку, используя сухую кисть

4

«Елочка»

1

Рисование зубной щеткой или сухой кистью

Необходима кисть с жесткой щетиной. На сухую кист набирается немного густой краски. Избыток краски стереть о кусок картона или бумаги. Крупные детали изображать большой кистью,  а мелкие – меленькой.

Январь

1

«Красивая  птичка»

1

Рисование ладошкой, пальчиками

ребенок окрашивает  ладонь   с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток, затем дорисовывает элементы  украшения на хвосте пальчиками.

2

«Красивые картинки» по выбору детей.

1

Рисование ватными палочками

Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу.

3

«Зимнее дерево»

1

Рисование   в технике Свеча + акварель

Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист  акварелью  в один или  несколько цветов. Рисунок свечой остается  белым

4

«Веселый

Бельчонок »

1

Рисование в технике

«Тычок  жесткой  полусухой кистью»

На сухую кисть набирается немного густой краски, дополняют изображение дополнительными деталями  

Февраль

1

Декоративное  рисование «Гжель» Тарелочки

1

Рисование мазками

С помощью мазка, используя только форму кисти, за считанные минуты можно изобразить то, что зачастую требует долгого и трудоемкого вырисовывания.Мазки – цветовая мозаика, когда каждый мазок (пятнышко цвета) укладывается отдельно от других, не смешиваясь с ними. Плавные переходы складываются из цветных пятнышек.

2

«Красивые снежинки»

1

Рисование   в технике Свеча + акварель

Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист  акварелью  в один или  несколько цветов. Рисунок свечой остается  белым

3

Рисование «Ёжик»

1

Рисование в технике

«Тычок  жесткой  полусухой кистью»

На сухую кисть набирается немного густой краски, дополняют изображение дополнительными деталями  

4

«Кошечка»

1

Оттиск скомканной бумагой.

Ребёнок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака.

Март

1

«Букет для мамы гортензии »

1

Рисование  мыльными пузырями

Приготовить раствор  1: 1 шампунь, гуашь, вода Коктейльными трубочками  отпустить  в мыльные пузыри и выдувать  их непосредственно  на бумагу.В этом варианте получаются аккуратные отдельные пузыри на бумаге, дорисовать корзину и листья

2

«Домик

1

Оттиск пенопластом

Ребёнок прижимает формы из пенопласта к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется форма пенопласта  и краска.

3

Декоративное рисование «Хохлома»

1

Рисование мазками, ватными палочками, штампиками.

С помощью мазка, используя только форму кисти, за считанные минуты можно изобразить то, что зачастую требует долгого и трудоемкого вырисовывания.Мазки – цветовая мозаика, когда каждый мазок (пятнышко цвета) укладывается отдельно от других, не смешиваясь с ними. Плавные переходы складываются из цветных пятнышек.

4

«Обезьянка на ветке»

1

Рисование ладошкой, и Рисование сухой кистью ( траву)

ребенок окрашивает  ладонь   с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток, затем дорисовывает элементы( уши, хвост) На сухую кисть набирается немного густой краски, рисует  траву.

Апрель

1

«Бабочка»

1

Рисование в технике Монотипия  вариант № 2

Рисуем симметричные предметы, складываем лист бумаги пополам  и на  одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист  в двое, на второй половинке получится отпечаток, после этого изображение можно  дорисовать или  украсить.

2

«Весеннее

дерево»

1

Рисование в технике Кляксография, и Рисование мазками

На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу, рисуем дерево. С помощью мазка, используя только форму кисти, рисуем листья.

3

«Одуванчик»

1

Рисование  мыльными пузырями

Приготовить раствор  1: 1 шампунь, гуашь, вода Коктейльными трубочками подуть в мыльный раствор, когда пена поднимется приложить сверху стакана лист бумаги, получится красивый отпечаток.  Затем дорисовать ветку, используя сухую кисть

4

«Подводное царство»

Коллективная работа

1

Рисование  мыльными пузырями, ладошкой, восковыми мелками

Приготовить раствор  1: 1 шампунь, гуашь, вода Коктейльными трубочками подуть в мыльный раствор, когда пена поднимется, переложить ее на ватман, ладошками нарисовать рыб, осьминогов, восковыми мелками водоросли.

Вывод.

        Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития  мелкой моторики рук которая не только оказывает  благоприятное влияние  на развитие речи  (так как при этом  индуктивно  происходит возбуждение  в речевых  центрах мозга, но  и подготавливает  ребенка к  рисованию, а в дальнейшем  и к письму кисти  рук приобретают хорошую  подвижность, гибкость, исчезает  скованность движений.

        

 

Литература

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития  речи дошкольников. –АСТ,

2011-64с

  1. Бардышева . Т. Ю. «Здравствуй пальчик . Пальчиковые игры. –М- «Карапуз» 2007-18с
  2. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –М:ТЦ Сфера, 2006-64с
  3. Ермакова. И . А. «Развиваем мелкую моторику у малышей в течение года» -СПб:Изд.дом.  «Литера»; 2006-18с
  4. Ивлев. С. В. Занимательные задачки. –М: Мой мир, 2008-256с
  5. Крупенчук. О. И.  Пальчиковые игры  СПб: Изд. дом «Литера», 2007-96с
  6. Никитина. А. В. 29 Лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей  4 лет –СПб:КАРО, 2008-96С
  7. Пименова. Е.П. Пальчиковые игры –Ростов-на –Дону: Феникс , 2007-211с
  8. Рымчук. Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малышей Ростов-на –Дону: Владис: М:РИПОЛ классик, 2008-320с
  9. Соколова. Ю.А. Игры с пальчиками – М:»ЭКСМО»,2006-25С



Предварительный просмотр:

МАОУ Светловская СОШ имени Соленова Б.А.,

структурное подразделение «Детский сад «Ветерок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План по самообразованию

Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей

подготовительной группы»

на 2024-2025 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила воспитатель:  

Сидорова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Светлый, 2024 год

      План по самообразованию педагога  

Сидоровой Елены Владимировны

на 2024-2025 учебный год

Тема:     «Формирование финансовой грамотности  у детей подготовительной группы»

 

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
  2. понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
  3. уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  4. осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
  5. рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
  6. применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
  7. определить способы приобщения родителей к работе по формированию финансовой грамотности детей;
  8. привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
  9. представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.

Этап работы над темой самообразования: 01.09.2024- 31.05.2025 учебный год

Актуальность

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу "Экономическое воспитание дошкольников: 

формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации"

Формы работы с детьми:

• совместная деятельность воспитателя с детьми

• индивидуальная работа с детьми

• свободная самостоятельная деятельность детей.

• дидактические игры

• сюжетно-ролевые игры

• чтение художественной литературы

• просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций

• художественное слово

• беседы

• продуктивная деятельность

Для изучения темы самообразования взята программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», которая состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»«Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Поставленные задачи по блокам:

1 Блок «Труд и продукт труда (товар)»

• Сформировать представления детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей).

• Учить детей уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

• Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.

• Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

2 Блок «Деньги и цена (стоимость)»

• Познакомить детей с деньгами нашей страны и сформировать отношение к деньгам как к части культуры страны.

• Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения).

• Дать представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.

3 Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

• Дать представления о рекламе, ее назначении.

4 Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

• Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.

• Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром, бережного отношения к вещам.

• Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.

Основные подходы к финансовой грамотности дошкольника:

• формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия;

• закрепление разумных материальных потребностей;

• формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение «через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.

• в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономичес -кие знания детей, полученные ранее (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутиться медленнее, в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.)

Формы работы с родителями:

• анкетирование родителей

• консультации

• индивидуальные и групповые беседы

• оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)

• привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

• проведение встреч-обсуждений по теме самообразования.

Используемые технологии: игровые, информационно коммуникационные, личностно-ориентированные.

Планируемый результат для воспитанников:

•знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

• знают российские деньги;

• знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;

• в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

• бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;

• проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).

Родители:

• повышен интерес родителей к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатели:

• оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);

• повышение качества воспитательно–образовательного процесса;

• участие в педсоветах, семинарах;

• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;

• пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

• Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей

• Презентация отчета по теме самообразования на педсовете ДОУ

• Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

• оформление развивающей предметно-пространственной среды группы

План саморазвития

 

I этап

Организационно-диагностический (теоретический)

 

II этап

Практический

 

Формы работы

 

Месяц

Форма работы с родителями

Форма работы с детьми

Результат (продукт деятельности)

Сентябрь

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразова

ния.

Изучение примерной парциальной 

программы дошкольного образования 

«Экономическое воспитание дошкольников: 

формирование предпосылок финансовой грамотности».

Разработка проекта

« Школа феечки Копеечки»

 

Консуьтация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

 

1. Вводная беседа с рассматриванием иллюстраций

2. "Знакомство с феечкой Копеечкой"

3. Проект «Школа феечки Копеечки» (на протяжении года)

Блок «Труд и продукт труда (товар)

Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

• Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме «Профессии».

• Труд в уголке природы.

• Создание творческой мастерской по ремонту книг.

• Организация дежурства по столовой.

• Рисование «Мои добрые дела».

• Привлечение 

детей к наведению порядка в уголке игрушек.

• Подвижная игра «Выбор профессии».

• Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга».

• Беседа о труде.

• Час загадок.

• Заняти–беседа на тему«Летний день – год кормит».

• Дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи».

Беседа«Кто построил новый дом».

• Дидактическая игра «Уважай/чужой труд».

• Дидактическая игра «Парочки-детский сад» (автор - Е. В. Бабина).

Оформление фото-альбома «Все работы хороши!» (кем работают мои папа и мама).

Пополнение информационной зоны развивающей предметно-пространственной среды (художественная литература экономического содержания) 

Оформление копилки 

(кошелька) добрых дел.

 

Октябрь

Родительское собрание: включить в повестку дня знакомство с темой самообразования. Приложение № 1

Анкета для

родителей «Мой ребенок и финансовая грамота» Приложение

№ 2

Ссылки для родителей на сайты и интернет ресурсы по теме самообразования, информирование через мессендежеры.

 

Рисование «Как я помогаю близким».

Чтение стихотворений о труде и профессиях.

Дидактическое упражнение «Какие ошибки допустил художник?».

Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе?

Беседа «Хлеб – всему голова».

Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»

Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка».

Дидактическая игра «Идем в поликлинику» (автор - Ю. К. Калашникова).

Дидактическая игра «Цепочка ассоциаций» (автор - С. С. Пашкова). Создание центра финансовой грамотности в группе «Школа гнома Эконома».

Встреча с родителями «Семейный бюджет и ребенок»

Поместить в родительском уголке рубрику советов по теме самообразования.

Блок «Деньги и цена (стоимость)»

Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

 

 

Ноябрь

Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

 

 -Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках».

-  Беседа с детьми с правилами экономии.

-Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».

-Сюжетно-дидактическая игра «Магазин».

-Экскурсия в магазин.

-Рисование 

«Экскурсия в магазин».

-Составление описательных рассказов на тему«Моя любимая игрушка».

-Просмотр презентации «Полезные экономические навыки и привычки в быту» 

Формирование и оформление методической копилки - разработки конспектов.

 

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.)

Подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию

Встреча «Дети и деньги»

Пополнение педагогической копилки демонстр.

материалом

(приобретение настольно-печатных игр).

 

Декабрь

Консультация 

«Должен ли ребенок иметь карманные деньги?» Приложение    № 3

 

-Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).

-Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.

-Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?»

 

-Игра-эстафета «Хорошо-плохо». Создание картотеки дидактических игр.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (дидактические игры).

Январь

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

 

-Рассказ воспитателя об истории денег.

-Презентация о Гознаке.

-Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо».

-Рисование 

«Монеты моей страны».

-Аппликация 

«Необычные формы денег».

Собирание тематических 

пазлов

 

Пополнение педагогической копилки демонстрацион-ным материалом (приобретение настольно-печатных игр).

Февраль

Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

 

-Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши».

-Экономический КВН.

-Чтение книги Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк»).

-Сюжетно – дидактическая игра «Банк».

 

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для

 с. р. и).

Март

 

Консультация 

«Дошкольник и экономика». Приложение

№ 4

 

Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

-Литературная викторина по русским народным сказкам.

- Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

- Сюжетно-дидактическая игра «Ателье».

- Решение арифметических задач.

 

• Пополнение педагогической копилки демонстрацион-ным

• материалом

• Приобретение методической литературы, раздаточного материала

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для

с. р. и).

- Создание картотеки арифметических задач. Пополнение РППС

группы дидактическими играми.

 

Апрель

- Оформление стендовой информации для родителей по теме самообразования

- «Веселая ярмарка (рассада цветов, овощей).

 

- Беседа о рекламе.

- Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе».

- Рисование «Моя любимая реклама».

- Игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей».

- Эколесица.

- Викторина для детей «О какой сказке идет речь?».

- ИОС«Как нам может помочь реклама?».

-Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми.

- создание лэпбука "Финансовая грамотность"

- Создание альбома «Реклама для детей».

 

Май

Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Итоговое родительское собрание включить в повестку дня: результаты работы с детьми по теме 

самообразова-ния.

 

- ООД на тему: «Путешествие в страну экономики».

- Просмотр видеофильма «Где делают настоящие деньги?»

- Сюжетно-ролевая игра «Интересные покупки».

- Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки».

Подготовка отчета по теме самообразования.

Представление информации для сайта детского сада.

Презентация отчета на педсовете ДОУ

 

 

Список литературы

1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.

2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.

3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.

4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. –Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

5.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.

6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.

7. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С. Ю., Вихарева М. Б., Истомина Е. А. и др---Пермь, 201ё9.-158 с.

8. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики,или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –

9. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

10. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.

11. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации

12. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.

13. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию педагога Сидоровой Е.В.

        В 2023-2024 учебном году, мною был реализован план по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края и через проектно - исследовательскую деятельность».

        Актуальность темы:

        Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

        Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

        Цель: обучение детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.

        Задачи:

-формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе;

-расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;

-продолжать формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;

-закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

-подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от состояния окружающей среды.

        Выбор темы связан с целью глубже познакомиться с методами, приёмами через которые я могу воспитывать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

        Проблема экологического воспитания приобретает острую актуальность в наше время, вместе с тем становится чрезвычайно сложно. Поэтому важно с раннего возраста формировать у детей экологические представления и ориентиры в мире природы, развивать эстетические чувства сопричастности к родному краю, родного поселка.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 г.

Дата окончания работы над темой: май 2024 г.

        В начале работы над темой самообразования мною была изучена методическая литература и нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон от 29.12.12 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.  Закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

4. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - М. : ТЦ "Учитель", 2006. - 132 c.

5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 176 c.

6. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет. Средняя группа / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 762 c.

7. Журавлева, Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром / Л. С. Журавлева. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 471 c.

8. Зверев, А. Т. Экология. Наблюдаем и изучаем / А. Т. Зверев. - М. : Оникс, 2015. - 782 c.

9. Иванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А. И. Иванова. - M.: Сфера, 2010. - 240 c.

10. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л. В. Кокуева. - М. : АРКТИ, 2005. - 248 c.

11. Коробова, М. В. Малыш в мире природы / М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова. - Л. : Просвещение, 2010. - 110 c.

12. Машкова, С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / С. В. Машкова, др. - М. : Учитель, 2014. - 188 c.

13. Морозова, И. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет / И. А. Морозова, 14. М. А. Пушкарева. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 160 c.

15. Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.

16. Фесюкова, Л. Б. Уроки экологии / Л. Б. Фесюкова. - М. : Ранок, 2010. - 551 c.

17. Шорыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т. А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2012. - 715 c.

18. Юшков, А. Н. Загадки природы / А. Н. Юшков. - М. : Речь, Образовательные проекты, Сфера, 2009. - 176 c.

        

        В своей работе я использовала следующие приемы и методы:

• беседы, обсуждения;

• дидактические игры, макеты и лэтбуки;

• компьютерные и интерактивные игры;

• художественно — творческая деятельность;

• чтение сказок и книг о природе;

• просмотр энциклопедий «Эти забавные животные», «Большая книга животных», "Красная книга животных", "Красная книга растений", "Морской мир";

• разучивание стихотворений о временах года, животных, природных явлениях, используя мнемотаблицы.

Дидактические игры:

Д/и «Что общего?»

Д/и «Кто где живет?»

Д/и «Собираем урожай».

Д/и «Зимующие или перелетные птицы?»

Д/и «Чудесный мешочек»

Д/и «Времена года»

Д/и «Скажи наоборот»

Д/и «Кто сильнее и быстрее?»

Д/и "Земля. Что плохо, а что хорошо"

        Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

  • План мероприятий по экологии.
  • Разработана учебная  программа «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (старшая группа)»
  • Созданы информационный уголок «Эколята - дошколята», экологические лепбуки на тему уголок природы «Мир природы», «Юные эколята», «Занимательная экология».
  • Созданы картотеки: экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе, потешек, сказок.
  • Разработаны консультации для родителей:

«Экологическое воспитание ребенка в семье»

«Правила поведения в природе»

«Задачи экологического воспитания ребенка в семье»

«Игры по экологии в детском саду»

«Зеленый мир на окне»

"Не причиняя вреда природе".

"Пусть цветут травы".

"Крылатые доктора".

"Сокровища леса".

"Ядовитые грибы".

"Книги о природе в семье".

  • Оформлялись в течение учебного года папки-передвижки с методическими рекомендациями по экологическому воспитанию детей в семье и ДОУ, с домашними заданиями для совместных занятий с детьми дома.
  • Оформили "Жалобную книгу животных" и "Красную книгу".

Большую помощь в работе по экологии нам оказали книги. Это рассказы Т. В. Зотова «Азбука природолюбия», сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.

        Для повышения качества своей работы использую здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В октябре был проведён праздник «Посвящение в Эколята, это и остальные мероприятия опубликованы на образовательном сайте Маам. Ру на моей странице.

В ноябре мною были разработаны занятия по экологии «Враг природы - мусор», А, так же с ребятами была проделана коллективная работа - макеты осеннего, зимнего, весеннего леса, луга.

В марте мы с детьми провели экскурсию в библиотеку, в которой совместно с библиотекарем Натальей Владимировной прошло мероприятие «Книжный мир», в апреле провела акцию ко Дню Земли «Голубая лента».

        Мною разработан и реализован экологический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Отходы в доходы», «Гербарий растений родного края», «Огород на подоконнике» - краткосрочные проекты "Береза", "Мое домашнее животное", "Елочка зеленая", "Путешествие Капельки", "Лук - зеленый друг", при активном участии родителей. Проведены выставка рисунков «Прикрой планету ласковой рукой», выставка поделок: «Из мусорной кучки классные штучки» (использование природного и бросового материала, сделана коллективная работа «Весенний луг» и «Зимняя сказка» из бросового материала (коктейльных трубочек, конфетных фантиков, губки, ниток).

Дети активно принимали участие в различных конкурсах разного уровня.

        В группе проведены различные экологические акции: «Покормите птиц зимой», «Голубая лента», «Поможем елочке», «Елочная игрушка своими руками из бросового материала», «Посади дерево».

        Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

        Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

        Проанализировав свою работу, можно сделать вывод, что экологическое воспитание способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, дает возможность работать педагогам в системе и творчески, что является залогом успеха в экологическом образовании ивоспитании дошкольников.

        В результате изучения темы: «Экологическое воспитание детей через проектную деятельность», я сделала следующие выводы: работа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты, игры, занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая экологический опыт детей.

        В результате проделанной работы

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».

Консультация:             « Самообразование педагогов – одна из   важных форм системы непрерывного  повышения квалификации педагогов ДОУ»...

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

—Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;—Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....