Программа кружка "Дары Фребеля"
методическая разработка (подготовительная группа)
Программа реализации работы кружка дополнительного образования "Дары Фребеля" для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_dary_frebelya.docx | 86.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Жемчужинка»
ПРИНЯТА на МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка» Протокол от | УТВЕРЖДЕНА приказом заведующего МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка» от |
Программа дополнительного образования познавательной направленности
на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля»
для детей 5 – 7 лет
Срок реализации программы – 2 года
Составитель:
Руководитель ДОД: Пирч Н.А.
г. Тулун, 2023 г.
Содержание
- Целевой раздел…………………………………………………..3
- Пояснительная записка 3
- Организационный раздел 14
- Методическое обеспечение и условия реализации программы 14
- Список литературы 16
3.3.Приложения
Сведения об авторе: Пирч Нина Александровна, воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад «Жемчужинка», высшая квалификационная категория
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Дары Фребеля» разработана для формирования у детей элементарных математических представлений, посредством дидактических игр. Программа составлена на основе общеобразовательной программы МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка»; и учебно-методического пособия по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова Москва, ООО «Издательство «ВАРСОН»».
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Развивающая образовательная среда призвана создавать условия для:
- формирования общей культуры, включающей аспект духовно- нравственного развития и воспитания;
- развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;
- формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения возможности достижения социальной успешности;
- сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста;
- коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.
При создании развивающей предметно-пространственной образовательной среды образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, необходимо учитывать содержательные, организационные, проектировочные условия в подборе элементов, составляющих содержание интерьера, окружающей обстановки, оборудования, игрушек и образовательных средств.
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития. (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.С.Мухина и др.)
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель.
Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог,автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, этот набор учебных материалов он назвал «дарами». По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель. «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры.
1.2. Актуальность.
При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, вестибулярный аппарат, психомоторная координация, концентрация внимания, сенсорное развитие, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, осуществляется первое знакомство с физическими явлениями, такими как - механика, динамика, формируются конструктивные умения, навыки черчения, умение видеть формы прекрасного.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания.
Комплект является составной частью развивающей предметно- пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» предназначен для воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, родителей.
1.3 Направленность программы:
Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности. При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Работа по Программе позволяет добиться качественных и более устойчивых результатов занятий с детьми 5 – 7(8) лет, как с нормальным уровнем интеллектуального развития, так и с нарушениями.
Отличительные особенности данной программы, заключаются в использовании уникального комплекса обучающих материалов «Дары Фребеля», созданного для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
1.4 Основные принципы программы:
В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.
- Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
- Принципы педагогики Фрёбеля.
- Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО.
Реализация данных принципов с позиции авторов ФГОС возможна прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образования соответствующие условия: психолого- педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые.
1.5 Принципы педагогики Фребеля включают:
- признание уникальности каждого ребенка,
- целостный взгляд на развитие каждого ребенка,
- выявление индивидуальных способностей каждого ребенка и создание условий для их проявления в окружающей среде,
- единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребенка,его внутренним законам,
- признание целостности детства в своих проявлениях,
- признание ребенка как части семьи и общества,
- создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка.
1.6 Требования к образовательной среде:
-ОС должна быть физически безопасна, при этом должны быть созданы условия для развития интеллектуальных способностей ребенка, среда должна содействовать развитию эстетического понимания, любознательности, познания, быть сенсорно насыщенной;
-ОС должна быть гибкая, транформируемая, взаимозаменяемая, должна способствовать развитию у ребенка индивидуальности, ответственности, независимости;
-ОС должна быть наполнена различными образовательными средствами.
1.7 Требования к образовательным средствам:
- образовательные средства представляют возможность для игры, творчества, продуктивной деятельности;
- образовательные средства должны обладать воспитательным и образовательным потенциалом;
- образовательные средства должны использоваться как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе и представлять собой единство культурного и природного содержания.
1.8 Направления программы:
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
1.9 Организационно-методическая деятельность по реализации программы:
- Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
- Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
- Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
1.10 Цель программы:
Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментировании с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
1.11 Задачи обучения:
1.Социально-коммуникативное развитие:
- Развивать игровую деятельность детей;
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;
- Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- Приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения;
- Передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
- Познавательное развитие:
- Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
- Создать условия для построения ребёнком целостной образно- смысловой картины мира;
- Формирование начал самопознания.
- Речевое развитие:
- Развитие речевых способностей и умений;
- Формировать предпосылки чтения и письма;
- Учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.
- Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать эстетическое мировидение;
- Обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;
- Формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;
- Формирование предпосылок общей художественно- конструктивной умелости.
- Физическое развитие:
- Психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству;
- Создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;
- Развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
- Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
1.12 Формы и режим занятий:
- Дополнительное образование осуществляется в 5 группах старшего дошкольного возраста. В каждой группе занимаются 10- 14детей.
- Для снятия усталости и напряжения проводится динамическая пауза.
- Продолжительность образовательной деятельности 20- 25 минут в соответствии с возрастными особенностями детей.
4. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю, во второй половине дня по подгруппам.
- Всего непосредственных образовательных деятельностей – 36.
- Мониторинг уровня знаний и умений проводится 2 раз в год (в ноябре и апреле)
1.13 Создание условий для дополнительного образования.
Объекты программы
- Дети 5-7 лет.
- Семьи детей, посещающих детский сад.
- Педагогический персонал детского сада.
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Принципы комплектования группы и организации работы
- Учет интересов и способностей детей.
- Желание родителей.
- Добровольное участие.
- Учет психофизических особенностей детей.
1.14 Продолжительность реализации программы:
Для детей 5-6 лет
Данный курс состоит из 36 занятий по 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для первого года обучения.
Для детей 6-7 лет
Данный курс состоит из 36 занятий по 25 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для второго года обучения.
Игровой набор применяется на занятиях с детьми, имеющими нормальный уровень интеллектуального развития и с детьми, имеющими нарушения в его развитии.
1.15 Ожидаемые результаты:
Для воспитанников 5-6 лет:
- знание названий объемных геометрических фигур, умение детей описывать знакомую фигуру;
- умение различать геометрические фигуры (шар, цилиндр, куб), развитие ориентации в пространстве, развитие координаций движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;
- формирование грамматически правильного строя речи;
- умение упорядочивать геометрические фигуры по форме, умение выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора, развитие сенсорных навыков и познавательно- исследовательской деятельности, расширение кругозора, мышления;
- объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения.
Для воспитанников 6-7 лет:
- развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память;
- развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования;
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики;
- понимание на слух текста художественного произведения;
- приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей;
- формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении.
Для педагога:
• Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;
• Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально- познавательному развитию воспитанников.
Для родителей:
• Активизация участия родителей в познавательном развитии ребенка.
1.16 Формы подведения итогов:
- Наблюдение.
- Открытые показы проведения игр с детьми родителям.
- Мониторинг.
1.17 Параметры контроля над развитием способностей
Осведомленность в основных областях знаний:
Сенсорные способности:
- выявление представлений о сенсорных эталонах и их использовании (цвет, форма, величина).
Интеллектуальные способности:
- использование схем и моделей для анализа логических отношений;
- классификации объектов по разным основаниям;
- понимание и использование обобщающих слов;
- установление причинно - следственных связей;
- соотнесение заданной схемы с конкретной постройкой;
- соотнесение плана с конкретным пространством.
Способность к построению речевого высказывания:
- умение ребёнка последовательно и логично рассказывать о событии явлении, отвечать на вопросы.
Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребёнком:
- преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.
1.18 Формы контроля и система оценивания:
Карта диагностического обследования
№ | Ф.И. ребенка | По результатам диагностического исследования | |||||||||
Осведомленность в | Сенсорные | Интеллектуальные | Способность к | Применение | |||||||
основных областях | способности | способности | построению | самостоятельно | |||||||
знаний | речевого | усвоенных | |||||||||
высказывания. | знаний и | ||||||||||
способов | |||||||||||
деятельности | |||||||||||
для решения | |||||||||||
новых задач | |||||||||||
(проблем), | |||||||||||
поставленных | |||||||||||
как взрослым, | |||||||||||
так и самим | |||||||||||
ребёнком | |||||||||||
а | б | а | б | а | б | в | г | а | а | ||
2.Содержательный раздел
Содержание изучаемого курса
Игровые наборы и дары Фребеля являются составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка. Работа с игровыми наборами создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Многие представленные игры в программе способствуют развитию познавательных интересов, что является целью программы. Использованные в программе игровые наборы Фребеля знакомят дошкольников со свойствами геометрических тел, учат пространственному воображению, умению соединять части в целое в игровой форме. Дошкольники рассматривают один и тот же предмет, выделяя его различные качества (величину, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т. д.).
- Учебный план.
№ п/п | Название темы | Всего занятий |
1 | «Дары Фребеля» | 36 |
Итого | 36 |
2.3 Учебно - тематический план по использованию технологии «Дары Фрёбеля»
№п\п | Тема образовательной деятельности | Количество часов |
1. | Развивать умение организовывать свою деятельность, навыки планирования | 1 |
2. | Развитие связной речи; развитие навыков работы в группе | 4 |
3. | Развитие сенсорных навыков и познавательно- исследовательской деятельности, | 5 |
4. | Формирование интереса к драматизации литературных произведений | 3 |
5. | Формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни | 4 |
6. | Обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира | 2 |
7. | Обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира | 3 |
8. | Обучение умению следовать устным инструкциям, планировать последовательность действий | 2 |
9. | Формирование представлений и способов поведения в некоторых опасных ситуациях в быту | 3 |
10. | Развитие музыкально-художественной деятельности; элементарное музыкальное творчество | 2 |
11. | Развитие умения сотрудничать, кооперации в совместной деятельности | 3 |
12. | Диагностическое: «Творческая мастерская» | 2 |
Общее количество | 36 |
В программе используются следующие виды деятельности:
- Наблюдение: возможность обучения правилам игр.
- Самостоятельная деятельность в проведении и использовании подвижных и дидактических игр и упражнений.
- Подвижные и дидактические игры, проводимые под руководством воспитателя.
Игровые занятия, включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
2.4 Комплексно-тематическое планирование.
Первый год обучения.
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||||||||||||||||||||||||
Сентя брь | «Вязаные мячики» Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений. № набора:1 | «Домик для листика» Цель: Учим детей строить дом из брусочков (добавить песни, стихи, музыку) № набора:3-5 | «Одень дерево» Цель: Учить из плоскостных фигу р наряжать дерево № набора:7 | «Осенняя поляна» Цель: Развивать сенсомоторное развитие ребёнка, определять форму, цвет и т.д № набора:12 | |||||||||||||||||||||||||
Октябрь | «Мой дом, мой город» Цель: Формирование представлений о родном городе, о доме. № набора:7 9 8 | «Соберём урожай» Цель: Различать по цвету, по форме, на ощупь. № набора:10 14 | «Что такое осень» Цель: Учить детей видеть основные цвета осени. № набора:10 8 7 | «Угадай по описанию» Цель: Закрепить название объёмных геометрических фигур, учить описывать знакомую фигуру. № набора:2 | |||||||||||||||||||||||||
Ноябр ь | «Чего не стало» Цель: Развивать у детей умение анализировать, сравнивать предметы по форме. № набора:7 | «В гости к белочке» Цель: Учить детей создавать образ животных, деревьев, поляны. № набора:7 8 10 | «В мире фигур» Цель: Развивать сенсорн ые навыки и познавательно- исследовательскую деятельность № набора:5 7 | «Сказочный человечек» Цель: Учить изображать фигуру гнома, подбирать форму, цвет, размер. № набора:6 8 11 | |||||||||||||||||||||||||
Декаб рь | «Едем, едем в гости» Цель: Познакомить с видами транспорта, развива ть интерес к совместным играм. № набора:4 5 6 7 | «Волшебный мешочек» Цель: Развивать сенсорные навыки и расширять кругозор, мышление, внимание. № набора:5 | «Зимние фантазии» Цель: Учить детей составлятьразличные фигуры, развиват ь фантазию, воображение. № набора:8 9 | «Дворец Деда Мороза» Цель: Учить детей создавать фигуру путём преобразования уже созданных, не разрушая базовые постройки. № набора:3 4 5 6 | |||||||||||||||||||||||||
Январ ь | «На что похоже» Цель: Развивать фантазию, развивать ассоциативное мышление. № набора:7 9 | «Красная шапочка» Цель: Поддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, приобщать к художественной литературе. № набора:5 6 1 7 8 9 | «В мире геометрических фигур» Цель: закрепить порядковый счёт, закрепить объёмные и плоскостные фигуры. № набора:2 7 8 9 11 14 | «Моя семья» Цель: Учить детей подбирать детали к образам людей, развивать мышление воображение № набора:7 11 9 | |||||||||||||||||||||||||
Февра ль | «Зеркало» Цель: Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающ его мира. № набора:8 | «Самолётная полоса» Цель: Формировать первичные представления о свойствах и отношениях окружающего мира (ориентация в пространстве). № набора:5 6 7 | «Военная техника» Цель: учить сортировать и упорядочивать фигуры по цвету, по форме, развивать мелкую моторику рук. № набора:7 8 10 | Путешествие в страну Грамматику Цель: Учить детей из палочек составлять слово, делить слова на слоги проводить звуковой анализ слова № набора:10 8 | |||||||||||||||||||||||||
Март | Большая стирка Цель: Учить выделять особые признаки ф игур с помощью зрительного и осязательно- двигательного анализатора № набора: 7 8 9 10 | Украшение для мамочки Цель: Развивать умение классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задание по схеме № набора:11 | Чудесный мешочек Цель: Закрепить объёмные геометрические фигуры № набора:11 | Игра: Заюшкина избушка Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости, развивать внимание, мышление, внимание № набора:2 3 4 5 7 8 9 | |||||||||||||||||||||||||
Апрел ь | В мире задач Цель: учить детей с помощью палочек, геометрических фигур составлять простейшие примеры № набора:7 8 10 | Полёт на луну Цель: Учить подбирать форму, величину, фигуру, развивать интерес к совместным играм (мышление, воображение, мышление) № набора5 67 8 10 | Накроем на стол Цель: Дать представление цел ое делить на части, развивать познавательно- исследовательскую деятельность детей № набора:14 10 | В мир фантазии Цель: Умение создавать сложные конструкции, умение словесно обозначать месторасположение предмета № набора:3 4 5 6 13 14 | |||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
Комплексно-тематическое планирование.
«Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников».
Месяц | Цель | Содержание работы | Полученный результат | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||
Сентябрь | Узнать уровень развития детей | Диагностика | Диагностика | Название игры: «Что поменялось» Цель: развитие сенсорных навыков, развитие восприятия, мышления, внимания, логики, памяти, игровой деятельности. № набора:7,8. | Название игры: «Знакомство с шаром» Цель: развитие внимание, мышления, закрепление геометрических фигур, самостоятельное нахождение сходства и различия предметов. № набора:2 | Обработка результатов диагностики Организация группового пространства, отвечающего всем требованиям современного ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде |
Октябрь | Привлечь родителей к организации грамотной развивающей среды в ДОУ. | Название игры: «Пир на весь мир» Цель: формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве; развитие познавательной деятельности, творческого мышления, воображения, игровой деятельности. № набора: 2-10, J1. | Название игры: «Ее величество точка» Цель: развитие игровой деятельности, развитие представление о видах искусства, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти; развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, элементарных математических представлений; расширение кругозора. № набора:9,10,J2 | Название игры: «Подарок» Цель: Развитие воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, отечественных традициях, реализация самостоятельной деятельности детей. № набора:7-10,J2. | Название игры: «Для чего еще» Цель: Развивает ситуативно-деловые формы общения; развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики, развитие игровой деятельности. № набора: 2-10,J1, J2. | Пополнение РППС и использование на практике. Комплект методических пособий: 1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Методические рекомендации 2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие» (15 шт. карточек-игр -Игра «Боулинг» -Игра «Веревочка» -Игра «Лови-лови» -Игра «Новый мяч» -Настольные спортивные игры -Игра «Сборщики» -Игра «Тайные агенты» -Игра «Тише ,мыши» -Игра «Эстафета» 3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр. -Игра «Большая стирка» -Игра «Волшебный мешочек» -Игра «Ее величество точка» -Игра «Запоминай, не зевай!» -Игра «Капризная принцесса» -Игра «Королевство кривых зеркал» -Игра «Одного поля ягоды» -Игра «Туристический автобус» 3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Музыка»; и 12 шт. карточек-игр. -Игра «Веселые нотки» -Игра «Гномы и великаны» -Игра «Карусели» -Игра «Пастушок» -Игра «Пианино» -Игра «Ритмические рисунки» -Игра «Ручеек» -Игра «Угадай песню» 3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр. -Игра «Гербы и флаги» -Игра «Золушка» -Игра «Итальянское кафе» -Игра «Магазин» -Игра «Настроение» -Игра «Почему я не…» -Игра «Путешествие по городам» -Игра «Фанты» 3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественное творчество»; и 18 шт. карточек-игр. -Игра «Бабочки» -Игра «Корзинка» -Игра «Джунгли» -Игра «За окном» -Игра «Зима» -Игра «Космос» -Игра «Морские обитатели» -Игра «На лугу» 3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Коммуникация»; и 18 шт. карточек-игр. -Игра «Аукцион» -Игра «Волшебники» -Игра «Для чего еще» -Игра «Небоскреб» -Игра «Путаница» -Игра «Пчелы и змеи» -Игра «Экскурсия в музей» -Игра «Я-змея» 8.Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Безопасность»; и 18 шт. карточек-игр. -Игра «Вверх дном» -Игра «Дорожное движение» -Игра «Знаки дорожного движения» -Игра «Костерок» -Игра «Посади дерево» -Игра «Путешествие» -Игра «Стихийные бедствия» -Игра «Шаровая молния» 9.Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Труд»; и 16 шт. карточек-игр. -Красная шапочка -Теремок -Лягушка-путешественница 10.Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Здоровье»; и 16 шт. карточек-игр. -Игра «Волшебная аптека» -Игра «Волшебный мяч» -Игра «Зеркало» -Игра «Ловец жемчуга» -Игра «Охрана зрения» -Игра «Подарок для друга» -Игра «Спрятанная игрушка» -Игра «Умею -не умею» |
Ноябрь | Упражнять в установлении сходства и различия между предметами. | Название игры: «Морские обитатели» Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы; расширение кругозора; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности. № набора:7,8,9,10 | Название игры: «Путешествие» Цель: . Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (размер, материал, количество), реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности. № набора: 1-10, J1. | Название игры: «Фанты» Цель: Игра, развивающая память и концентрацию внимания, развитие активного словарного запаса. № набора:7,8,9,10,J1. | Название игры: «Небоскреб» Цель: Развитие речи, коммуникативных навыков, умение сотрудничать, договариваться друг с другом, реализация конструктивной деятельности детей. № набора:2-6,J1. | |
Декабрь | Дополненить систему дидактическими играми и материалами. | Название игры: по сказке «Три медведя» Цель: Формировать умение конструировать по замыслу, развивать мышление, воображение, мелкую моторику рук, закреплять умение детей соотносить реальный объект с конструкцией, развивать устную речь. № набора:1-10,J1,J2 | Название игры: «Стихийное бедствие» Цель: Формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации. № набора:2,3,4,5,5в,5р,6. | Название игры: «Геометрические фигуры» Цель: Развивает у детей слуховое внимание, развивает мелкую моторику обеих рук, речь, самостоятельность, учим развивать усидчивость, внимательность. № набора:7,J2. | Название игры: «Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений; расширение кругозора; развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти, игровой деятельности. №набора:1,2,3,4,7,8,9,10, J1 | |
Январь | Накопление представлений у детей возраста о форме и величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются успешным условием овладения любой практической деятельностью. | Название игры: «Большая стирка» Цель: Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, развитие воображения, творческой активности, формирование познавательных действий. № набора: 7,8,9,10,J2 | Название игры: «Строители» Цель: Формирование первичных представление о профессиях, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности, реализация самостоятельной конструктивно-модельной деятельности № набора:2-10.
| Название игры: «Золушка» Цель: Приобщение к художественной литературе. Развитие интереса к совместным играм. Формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (цвете, размере, форме). № набора:2,7,8,9,10 | Название игры: «Знакомство с цилиндром» Цель: развитие внимание, мышления, закрепление геометрических фигур, самостоятельное нахождение сходства и различия предметов № набора:2. | |
Февраль | Название игры: «Знакомство с кубом» Цель: развитие внимание, мышления, закрепление геометрических фигур, самостоятельное нахождение сходства и различия предметов. № набора:2. | Название игры: «Что ты видишь за окном» Цель: эстетическое отношение к окружающему миру природы, развитие любознательности, воображения, формирование интереса к изобразительному творчеству, умение выразительно передавать образы окружающего мира. № набора:7,8,9,10. | Название игры: «Знаки дорожного движения» Цель: Формирование основ безопасного поведения на дороге, соблюдение правил дорожного движения, самостоятельная конструктивная деятельность детей. № набора:7,8,9,10 | Название игры: «Эстафета» Цель: Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, мелкой моторики рук. № набора:1,J1. | ||
Март | Название игры: «Красная шапочка» Цель: Поддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, закреплять знания у детей о правилах поведения в лесу, формировать интерес к драматизации литературных произведений, развивать воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности. № набора: 2,3,4,5,6,7,8,9, J1. | Название игры: «Волшебники» Цель: Обогащение активного словаря, развитие речи, фантазии, коммуникативных навыков, конструктивной деятельности. № набора:2-10,J1, J2. | Название игры: «Бабочки» Цель: Эстетическое отношение к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству, выразительно передавать образы окружающего мира. № набора:7,8,9,10.
| Название игры: «Волшебный мяч» Цель: Развитие координации движений, речи, мелкой моторики. № набора:J1. | ||
Апрель | Ознакомить педагогов со способами использования игрового набора «Дары Фрёбеля». | Название игры: «Угадай песню» Цель: Приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, развитие воображения и навыков совместной игровой деятельности. №набора:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,J1 | Название игры: «Зеркало» Цель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях). № набора:7,8,9,10 | Название игры: «Колобок» Цель: Приобщение к художественной литературе, развитие воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности. № набора:1-10,J1, J2. | Название игры: «Спортивные игры» Цель: Формирование о видах спорта, правила игры, развитие координации движений, мелкой моторики рук, конструктивная деятельность. № набора:3-5р, 8, 9, 10,J1. | Консультация для педагогов МБДОУ № 15 по теме: «Теоретические основы педагогики Фридриха Фрёбеля». |
Май | Ознакомить родителей со способами использования игрового набора «Дары Фрёбеля». | Название игры: « Прогулка в лес» Цель: Становление эстетического отношения к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству, умение выразительно передавать образы окружающего мира, формирование основ безопасности в природе. № набора:7,8,9,10 | Название игры: «Поможем лягушке» Цель: Формирование о первичных представлений об объектах окружающего мира, об особенностях природы, реализация самостоятельной конструктивной деятельности. № набора:7,8,9,10,J1. | Название игры: «Костерок» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, развитие творческой активности, первичных представлениях об свойствах и отношениях окружающего мира. № набора:8. | Название игры: «Ловец жемчуга» Цель: Развитие речи, координации движений, моторики рук, взаимодействия ребенка с сверстниками. № набора:10,J1. | Проведение мастер-класса для родителей и на городском уровне «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников. Подведение итогов. |
Ожидаемые результаты:
В результате целенаправленной деятельности по развитию познавательных и сенсорных процессов дети должны научиться:
узнавать предметы по заданным признакам; сравнивать предметы по внешним признакам;
классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; давать полное описание объектов и явлений;
определять последовательность событий;
ориентироваться в пространстве; -целенаправленно выполнять действия по инструкции;
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; опосредовать свою деятельность речью.
3. Организациооный раздел
- Методическое обеспечение и условия реализации программы Информационно- методические условия
Описание и технические характеристики:
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары
Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образованияКомплект методических пособий по работе с игровым набором
«Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
- Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.
Методическое обеспечение:
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:
- Модуль 1 «Шерстяные мячики»
- Модуль 2 «Основные тела»
- Модуль 3 «Куб из кубиков»
- Модуль 4 «Куб из брусков»
- Модуль 5 «Кубики и призмы»
- Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
- Модуль 7 «Цветные фигуры»
- Модуль 8 «Палочки»
- Модуль 9 «Кольца и полукольца»
- Модуль 10 «Фишки»
- Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
- Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
- Модуль 13 (5B) «Башенки»
- Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Список литературы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по парциальной программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» на тему: «Домик для Юшеньки».
Программное содержание:Образовательные задачи: учить детей строить дом из лего по образцу.Развивающие задачи: развивать координацию движения рук и мелкую моторику, повторение красног...
Отчет по апробации парциальной программы "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров"
Наш детский сад является инновационной площадкой по внедрению парциальной программы "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров"....
Рабочая программа " От Фребеля до робота:растим будущих инженеров
Основной целью Программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образова...
«Создание условий для развития технического творчества дошкольников в процессе реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»
Из опыта работы инновационной площадки по апробации парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеровСП «Детский сад №4» ГБОУ ООШ №7 г. Сызрани»...
План развития методической компетентности педагогов по программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».
В данном плане укузаны примерные мероприятия для организации и участия педагогов, начинающих апробацию программы "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров"...
Конспект непосредственно образовательная деятельность в старшей группе к парциальной программе "От Фребеля до робота:растим будущих инженеров" « По морям, по волнам»
Конспект непосредственно образовательная деятельность в старшей группе к парциальной программе "От Фребеля до робота:растим будущих инженеров"« По морям, по волнам»...
Планирование по реализации парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» на год для старшего дошкольного возраста
Плнирование по реализации парциальной образовательной программы " От Фребеля до робота: "Растим будущих инженеров"....