Программа кружка "Дары Фребеля"
методическая разработка (подготовительная группа)

Пирч Нина Александровна

Программа реализации работы кружка дополнительного образования "Дары Фребеля" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_dary_frebelya.docx86.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                          «Центр развития ребенка – детский сад «Жемчужинка»

ПРИНЯТА

на

МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка» Протокол от  

УТВЕРЖДЕНА

                             приказом заведующего

                             МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка»

                             от 

Программа дополнительного образования  познавательной направленности

на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля»

для детей 5 – 7 лет

                                Срок реализации программы – 2 года

                                              Составитель:

Руководитель ДОД: Пирч Н.А.        

г. Тулун,        2023 г.

Содержание

  1. Целевой раздел…………………………………………………..3
  1. Пояснительная записка        3
  1. Содержательный раздел        9
  1. Содержание изучаемого курса        9
  2. Учебный план        10
  3. Календарно-тематическое планирование        11
  1. Организационный раздел        14
  1. Методическое обеспечение и условия реализации программы        14
  2. Список литературы        16

                     3.3.Приложения

Сведения об авторе: Пирч Нина Александровна, воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад «Жемчужинка», высшая квалификационная категория

1.Целевой раздел

1.1     Пояснительная записка

         Программа дополнительного образования «Дары Фребеля» разработана для формирования у детей элементарных математических представлений, посредством дидактических игр. Программа составлена на основе общеобразовательной программы МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка»; и учебно-методического пособия по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова Москва, ООО «Издательство «ВАРСОН»».

         В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.              

         Развивающая образовательная среда призвана создавать условия для:

- формирования общей культуры, включающей аспект духовно- нравственного развития и воспитания;

-  развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;

- формирования предпосылок учебной деятельности;

- обеспечения возможности достижения социальной успешности;

- сохранения и укрепления физического и психологического здоровья    детей дошкольного возраста;

- коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.

          При создании развивающей предметно-пространственной образовательной среды образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, необходимо учитывать содержательные, организационные, проектировочные условия в подборе элементов, составляющих содержание интерьера, окружающей обстановки, оборудования, игрушек и образовательных средств.

        Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития. (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.С.Мухина и др.)

        Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель.

        Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог,автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, этот набор учебных материалов он назвал «дарами». По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель. «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры.

1.2. Актуальность.

           При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, вестибулярный аппарат, психомоторная координация,  концентрация внимания, сенсорное развитие, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, осуществляется первое знакомство с физическими явлениями, такими как -  механика, динамика, формируются конструктивные умения, навыки черчения, умение видеть формы прекрасного.

         Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

        Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания.

        Комплект является составной частью развивающей предметно- пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.

          Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» предназначен для воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, родителей.

1.3  Направленность программы:

         Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности. При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Работа по Программе позволяет добиться качественных и более устойчивых результатов занятий с детьми 5 – 7(8) лет, как с нормальным уровнем интеллектуального развития, так и с нарушениями.

Отличительные особенности данной программы, заключаются в использовании уникального комплекса обучающих материалов «Дары Фребеля», созданного для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.

1.4 Основные принципы программы:

В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.

  • Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
  • Принципы педагогики Фрёбеля.
  • Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО.

Реализация данных принципов с позиции авторов ФГОС возможна прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образования соответствующие условия: психолого- педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые.

1.5 Принципы педагогики Фребеля включают:

-  признание уникальности каждого ребенка,

- целостный взгляд на развитие каждого ребенка,

- выявление индивидуальных способностей каждого ребенка и создание  условий для их проявления в окружающей среде,

- единство воспитания и образования с социумом и природой, следование  природе ребенка,его внутренним законам,

- признание целостности детства в своих проявлениях,

- признание ребенка как части семьи и общества,

- создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка.

        1.6 Требования к образовательной среде:

-ОС должна быть физически безопасна, при этом должны быть созданы условия для развития интеллектуальных способностей ребенка, среда должна содействовать развитию эстетического понимания, любознательности, познания, быть сенсорно насыщенной;

-ОС должна быть гибкая, транформируемая, взаимозаменяемая, должна способствовать развитию у ребенка индивидуальности, ответственности, независимости;

-ОС должна быть наполнена различными образовательными средствами.

1.7 Требования к образовательным средствам:

- образовательные средства представляют возможность для игры, творчества, продуктивной деятельности;

- образовательные средства должны обладать воспитательным и  образовательным потенциалом;

- образовательные средства должны использоваться как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе и представлять собой единство культурного и природного содержания.

1.8 Направления программы:

Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей.

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.

1.9 Организационно-методическая деятельность по реализации программы:

  • Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
  •     Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
  •    Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному    образованию детей.

1.10 Цель программы:

Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментировании с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

1.11 Задачи обучения:

         1.Социально-коммуникативное развитие:

  • Развивать игровую деятельность детей;
  • Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;
  • Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • Приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения;
  • Передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
  1. Познавательное развитие:
  • Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
  • Создать условия для построения ребёнком целостной образно- смысловой картины мира;
  • Формирование начал самопознания.
  1. Речевое развитие:
  • Развитие речевых способностей и умений;
  • Формировать предпосылки чтения и письма;
  • Учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.
  1. Художественно-эстетическое развитие:
  • Развивать эстетическое мировидение;
  • Обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;
  • Формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;
  • Формирование предпосылок общей художественно- конструктивной умелости.
  1. Физическое развитие:
  • Психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству;
  • Создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;
  • Развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);
  • Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
  • Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

1.12 Формы и режим занятий:

  1. Дополнительное образование осуществляется в 5 группах старшего дошкольного возраста. В каждой группе занимаются 10-  14детей.
  2. Для снятия усталости и напряжения проводится динамическая пауза.
  3.     Продолжительность образовательной деятельности        20- 25 минут        в соответствии с возрастными особенностями детей.

4.       Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю, во второй  половине дня по подгруппам.

  1. Всего непосредственных образовательных деятельностей – 36.
  2. Мониторинг уровня знаний и умений проводится 2 раз в год (в ноябре и апреле)

1.13 Создание условий для дополнительного образования.

Объекты программы

  • Дети 5-7 лет.
  • Семьи детей, посещающих детский сад.
  • Педагогический персонал детского сада.

Методы:

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

Принципы комплектования группы и организации работы

  • Учет интересов и способностей детей.
  • Желание родителей.
  • Добровольное участие.
  • Учет психофизических особенностей детей.

1.14 Продолжительность реализации программы:

Для детей 5-6 лет

Данный курс состоит из 36 занятий по 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев   для первого года обучения.

Для детей 6-7 лет

Данный курс состоит из 36 занятий по 25 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для второго года обучения.

Игровой набор применяется на занятиях с детьми, имеющими нормальный уровень интеллектуального развития и с детьми, имеющими нарушения в его развитии.

1.15  Ожидаемые результаты:

Для воспитанников 5-6 лет:

  • знание названий объемных геометрических фигур, умение детей описывать знакомую фигуру;
  • умение различать геометрические фигуры (шар, цилиндр, куб), развитие ориентации в пространстве, развитие координаций движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;
  • формирование грамматически правильного строя речи;
  • умение упорядочивать геометрические фигуры по форме, умение выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора, развитие сенсорных навыков и познавательно- исследовательской деятельности, расширение кругозора, мышления;
  • объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения.

Для воспитанников 6-7 лет:

  • развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память;
  • развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования;
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики;
  • понимание на слух текста художественного произведения;
  • приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей;
  • формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении.

Для педагога:

•        Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;

•        Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально- познавательному развитию воспитанников.

 Для родителей:

•        Активизация участия родителей в познавательном развитии ребенка.

1.16 Формы подведения итогов:

  1. Наблюдение.
  2. Открытые показы проведения игр с детьми родителям.
  3. Мониторинг.

1.17 Параметры контроля над развитием способностей

Осведомленность в основных областях знаний:

Сенсорные способности:

- выявление представлений о сенсорных эталонах и их использовании (цвет, форма, величина).

Интеллектуальные способности:

- использование схем и моделей для анализа логических отношений;

- классификации объектов по разным основаниям;

- понимание и использование обобщающих слов;

- установление причинно - следственных связей;

- соотнесение заданной схемы с конкретной постройкой;

- соотнесение плана с конкретным пространством.

Способность к построению речевого высказывания:

- умение ребёнка последовательно и логично рассказывать о событии явлении, отвечать на вопросы.

Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребёнком:

- преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от  ситуации.

1.18 Формы контроля и система оценивания:

Карта диагностического обследования

Ф.И. ребенка

По результатам диагностического исследования

Осведомленность в

Сенсорные

Интеллектуальные

Способность к

Применение

основных областях

способности

способности

построению

самостоятельно

знаний

речевого

усвоенных

высказывания.

знаний и

способов

деятельности

для решения

новых задач

(проблем),

поставленных

как взрослым,

так и самим

ребёнком

а

б

а

б

а

б

в

г

а

а

2.Содержательный раздел

  1. Содержание изучаемого курса

Игровые наборы и дары Фребеля являются составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка. Работа с игровыми наборами создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Многие представленные игры в программе способствуют развитию познавательных интересов, что является целью программы. Использованные в программе игровые наборы Фребеля знакомят дошкольников со свойствами геометрических тел, учат пространственному воображению, умению соединять части в целое в игровой форме. Дошкольники рассматривают один и тот же предмет, выделяя его различные качества (величину, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т. д.).

  1. Учебный план.

№ п/п

Название темы

Всего занятий

1

«Дары Фребеля»

36

Итого

36

2.3 Учебно - тематический план по использованию технологии «Дары Фрёбеля»

№п\п

Тема образовательной деятельности

Количество часов

1.

Развивать умение организовывать свою деятельность, навыки планирования

1

2.

Развитие связной речи; развитие навыков работы

в группе

4

3.

Развитие сенсорных навыков и познавательно- исследовательской деятельности,

5

4.

Формирование интереса к драматизации

литературных произведений

3

5.

Формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни

4

6.

Обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира

2

7.

Обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира

3

8.

Обучение умению следовать устным инструкциям, планировать последовательность действий

2

9.

Формирование представлений и способов поведения в некоторых опасных ситуациях в быту

3

10.

Развитие музыкально-художественной деятельности; элементарное музыкальное творчество

2

11.

Развитие умения сотрудничать, кооперации в

совместной деятельности

3

12.

Диагностическое: «Творческая мастерская»

2

Общее количество

36

В программе используются следующие виды деятельности:

  1. Наблюдение: возможность обучения правилам игр.
  2. Самостоятельная деятельность в проведении и использовании подвижных и дидактических игр и упражнений.
  3. Подвижные и дидактические игры, проводимые под руководством воспитателя.

Игровые занятия, включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.

2.4 Комплексно-тематическое планирование.

Первый год  обучения.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентя брь

«Вязаные мячики» Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

№ набора:1

«Домик для листика»

 Цель: Учим детей строить дом из

брусочков (добавить песни, стихи, музыку)

№ набора:3-5

«Одень дерево»

 Цель: Учить из плоскостных фигу р наряжать  дерево

№ набора:7

«Осенняя поляна»

Цель: Развивать

сенсомоторное развитие ребёнка, определять форму,  цвет и т.д

№ набора:12

Октябрь

«Мой дом, мой город» Цель: Формирование представлений о родном городе, о доме.

№ набора:7 9 8

«Соберём урожай» Цель: Различать по цвету, по форме, на ощупь.

№ набора:10 14

«Что такое осень»

 Цель: Учить детей  видеть основные цвета осени.

№ набора:10 8 7

«Угадай по описанию»

 Цель: Закрепить название объёмных геометрических фигур, учить описывать знакомую фигуру.

№ набора:2

Ноябр ь

«Чего не стало» Цель: Развивать у

детей умение анализировать, сравнивать

предметы по форме.

№ набора:7

«В гости к белочке»

Цель: Учить

детей создавать образ животных,

деревьев, поляны.

№ набора:7 8 10

«В мире фигур»

 Цель:

Развивать сенсорн ые навыки и познавательно-

исследовательскую  деятельность

№ набора:5 7

«Сказочный человечек»

 Цель: Учить изображать фигуру гнома, подбирать форму, цвет, размер.

№ набора:6  8 11

Декаб рь

«Едем, едем в гости» 

Цель: Познакомить с видами

транспорта, развива ть интерес к совместным играм.

№ набора:4 5 6 7

«Волшебный мешочек»

 Цель: Развивать сенсорные навыки и расширять кругозор, мышление, внимание.

№ набора:5

«Зимние фантазии»

Цель:

Учить детей составлятьразличные

фигуры, развиват ь фантазию, воображение.

№ набора:8 9

«Дворец Деда Мороза»

Цель: Учить

детей создавать фигуру путём  преобразования уже                                         созданных, не разрушая

базовые постройки.

№ набора:3 4 5 6

Январ ь

«На что похоже»

 Цель: Развивать

фантазию,

развивать ассоциативное мышление.

№ набора:7 9

«Красная  шапочка»

Цель: Поддерживать у  детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, приобщать к художественной литературе.

№ набора:5 6 1 7 8  9

«В мире геометрических       фигур»

Цель: закрепить порядковый счёт, закрепить объёмные и плоскостные фигуры.

№ набора:2 7 8 9 11 14

«Моя семья»

Цель: Учить детей подбирать детали к образам людей, развивать   мышление воображение

№ набора:7 11 9

Февра ль

«Зеркало»

Цель: Формирование  первичных

представлений о себе, других людях,

объектах окружающ его мира.

№ набора:8

«Самолётная полоса»

 Цель: Формировать первичные

представления о свойствах и отношениях окружающего

мира (ориентация в пространстве).

№ набора:5 6 7

«Военная техника» Цель: учить сортировать  и упорядочивать фигуры по цвету, по форме, развивать мелкую моторику рук.

№ набора:7  8 10

Путешествие в страну Грамматику

Цель: Учить детей из палочек составлять слово, делить слова на слоги проводить звуковой анализ слова

№ набора:10 8

Март

Большая стирка Цель: Учить выделять

особые признаки ф игур с помощью зрительного и

осязательно- двигательного анализатора

№ набора: 7 8 9 10

Украшение для мамочки

Цель: Развивать умение

классифицировать, сортировать, сравнивать,

выполнять задание по схеме

№ набора:11

Чудесный мешочек

Цель: Закрепить объёмные геометрические фигуры

№ набора:11

Игра: Заюшкина избушка Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости,        развивать внимание, мышление, внимание

№ набора:2 3 4 5 7 8 9

Апрел ь

В мире задач

Цель: учить детей с помощью палочек, геометрических

фигур составлять простейшие примеры

№ набора:7 8 10

Полёт на луну Цель: Учить подбирать форму, величину, фигуру, развивать интерес к совместным играм (мышление, воображение,

мышление)

№ набора5 67 8 10

Накроем на стол Цель: Дать

представление цел ое делить на части, развивать познавательно- исследовательскую деятельность детей

№ набора:14 10

В мир  фантазии

Цель: Умение создавать сложные конструкции, умение словесно обозначать месторасположение предмета

№ набора:3 4 5 6 13 14

Май

В мире весны Цель: Закрепить объёмные геометрические

фигуры, развивать интерес к совместным играм

№ набора:1-14

Волшебный мешочек Цель:

Развитие сенсорных навыков, расширять кругозор

№ набора:11

Школа

Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости развивать

мышление, внимание, воображение

№ набора:1-14

Угадай по описанию Цель: Учить выделять особые признаки фигур с

помощью зрительного, ос язательно-двигательного анализатора

№ набора:7

Май

В мире весны Цель: Закрепить объёмные геометрические

фигуры, развивать интерес к совместным играм

№ набора:1-14

Волшебный мешочек Цель:

Развитие сенсорных навыков, расширять кругозор

№ набора:11

Школа

Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости развивать

мышление, внимание, воображение

№ набора:1-14

Угадай по описанию Цель: Учить выделять особые признаки фигур с

помощью зрительного, ос язательно-двигательного анализатора

№ набора:7

Май

В мире весны Цель: Закрепить объёмные геометрические

фигуры, развивать интерес к совместным играм

№ набора:1-14

Волшебный мешочек Цель:

Развитие сенсорных навыков, расширять кругозор

№ набора:11

Школа

Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости развивать

мышление, внимание, воображение

№ набора:1-14

Угадай по описанию Цель: Учить выделять особые признаки фигур с

помощью зрительного, ос язательно-двигательного анализатора

№ набора:7

Май

В мире весны Цель: Закрепить объёмные геометрические

фигуры, развивать интерес к совместным играм

№ набора:1-14

Волшебный мешочек Цель:

Развитие сенсорных навыков, расширять кругозор

№ набора:11

Школа

Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости развивать

мышление, внимание, воображение

№ набора:1-14

Угадай по описанию Цель: Учить выделять особые признаки фигур с

помощью зрительного, ос язательно-двигательного анализатора

№ набора:7

Май

В мире весны Цель: Закрепить объёмные геометрические

фигуры, развивать интерес к совместным играм

№ набора:1-14

Волшебный мешочек Цель:

Развитие сенсорных навыков, расширять кругозор

№ набора:11

Школа

Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости развивать

мышление, внимание, воображение

№ набора:1-14

Угадай по описанию Цель: Учить выделять особые признаки фигур с

помощью зрительного, ос язательно-двигательного анализатора

№ набора:7

Комплексно-тематическое планирование.

«Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников».

Месяц

Цель

Содержание работы

Полученный результат

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Узнать уровень развития детей

Диагностика

Диагностика

Название игры: «Что поменялось»

Цель: развитие сенсорных навыков, развитие восприятия, мышления, внимания, логики, памяти, игровой деятельности.

№ набора:7,8.

Название игры: «Знакомство с шаром»

Цель: развитие внимание, мышления, закрепление геометрических фигур, самостоятельное нахождение сходства и различия предметов.

№ набора:2

Обработка результатов диагностики

Организация группового пространства, отвечающего всем требованиям современного ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде

Октябрь

Привлечь родителей к организации грамотной развивающей среды в ДОУ. 

Название игры: «Пир на весь мир»

Цель: формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве; развитие познавательной деятельности, творческого мышления, воображения, игровой деятельности.

№ набора: 2-10, J1.

Название игры: «Ее величество точка»

Цель: развитие игровой деятельности, развитие представление о видах искусства, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти; развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, элементарных математических представлений; расширение кругозора.

  № набора:9,10,J2

Название игры: «Подарок»

Цель: Развитие воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, отечественных традициях, реализация самостоятельной деятельности детей.

№ набора:7-10,J2.

Название игры: «Для чего еще»

Цель: Развивает ситуативно-деловые формы общения; развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики, развитие игровой деятельности.

№ набора: 2-10,J1, J2.

Пополнение РППС и использование на практике.

Комплект методических пособий:

1.        Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Методические рекомендации

2.         Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие» (15 шт. карточек-игр

-Игра «Боулинг»

-Игра «Веревочка»

-Игра «Лови-лови»

-Игра «Новый мяч»

-Настольные спортивные игры

-Игра «Сборщики»

-Игра «Тайные агенты»

-Игра «Тише ,мыши»

-Игра «Эстафета»

3.        Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.

-Игра «Большая стирка»

-Игра «Волшебный мешочек»

-Игра «Ее величество точка»

-Игра «Запоминай, не зевай!»

-Игра «Капризная принцесса»

-Игра «Королевство кривых зеркал»

-Игра «Одного поля ягоды»

-Игра «Туристический автобус»

3.        Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Музыка»; и 12 шт. карточек-игр.

-Игра «Веселые нотки»

-Игра «Гномы и великаны»

-Игра «Карусели»

-Игра «Пастушок»

-Игра «Пианино»

-Игра «Ритмические рисунки»

-Игра «Ручеек»

-Игра «Угадай песню»

3.        Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.

-Игра «Гербы и флаги»

-Игра «Золушка»

-Игра «Итальянское кафе»

-Игра «Магазин»

-Игра «Настроение»

-Игра «Почему я не…»

-Игра «Путешествие по городам»

-Игра «Фанты»

3.        Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественное творчество»; и 18 шт. карточек-игр.

-Игра «Бабочки»

-Игра «Корзинка»

-Игра «Джунгли»

-Игра «За окном»

-Игра «Зима»

-Игра «Космос»

-Игра «Морские обитатели»

-Игра «На лугу»

3.        Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Коммуникация»; и 18 шт. карточек-игр.

-Игра «Аукцион»

-Игра «Волшебники»

-Игра «Для чего еще»

-Игра «Небоскреб»

-Игра «Путаница»

-Игра «Пчелы и змеи»

-Игра «Экскурсия в музей»

-Игра «Я-змея»

8.Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Безопасность»; и 18 шт. карточек-игр.

-Игра «Вверх дном»

-Игра «Дорожное движение»

-Игра «Знаки дорожного движения»

-Игра «Костерок»

-Игра «Посади дерево»

-Игра «Путешествие»

-Игра «Стихийные бедствия»

-Игра «Шаровая молния»

9.Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Труд»; и 16 шт. карточек-игр.

-Красная шапочка

-Теремок

-Лягушка-путешественница

10.Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Здоровье»; и 16 шт. карточек-игр.

-Игра «Волшебная аптека»

-Игра «Волшебный мяч»

-Игра «Зеркало»

-Игра «Ловец жемчуга»

-Игра «Охрана зрения»

-Игра «Подарок для друга»

-Игра «Спрятанная игрушка»

-Игра «Умею -не умею»

Ноябрь

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами. 

Название игры: «Морские обитатели»

Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы; расширение кругозора; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности.

№ набора:7,8,9,10

Название игры: «Путешествие»

Цель: . Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (размер, материал, количество), реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности.

№ набора: 1-10, J1.

Название игры: «Фанты»

Цель: Игра, развивающая память и концентрацию внимания, развитие активного словарного запаса.

№ набора:7,8,9,10,J1.

Название игры: «Небоскреб»

Цель: Развитие речи, коммуникативных навыков, умение сотрудничать, договариваться друг с другом, реализация конструктивной деятельности детей.

№ набора:2-6,J1.

Декабрь

Дополненить систему дидактическими играми и материалами. 

Название игры: по сказке «Три медведя»

Цель: Формировать умение конструировать по замыслу, развивать мышление, воображение, мелкую моторику рук, закреплять умение детей соотносить реальный объект с конструкцией, развивать устную речь.

№ набора:1-10,J1,J2

Название игры: «Стихийное бедствие»

Цель: Формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации.

№ набора:2,3,4,5,5в,5р,6.

Название игры: «Геометрические фигуры»

Цель: Развивает у детей слуховое внимание, развивает мелкую моторику обеих рук, речь, самостоятельность, учим развивать усидчивость, внимательность.

№ набора:7,J2.

Название игры: «Волшебный мешочек»

Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений; расширение кругозора; развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти, игровой деятельности.

№набора:1,2,3,4,7,8,9,10,

J1

Январь

Накопление представлений у детей возраста о форме и величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются успешным условием овладения любой практической деятельностью.

Название игры: «Большая стирка»

Цель: Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, развитие воображения, творческой активности, формирование познавательных действий.

№ набора: 7,8,9,10,J2

Название игры: «Строители»

Цель: Формирование первичных представление о профессиях, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности, реализация самостоятельной конструктивно-модельной деятельности

№ набора:2-10.

        

Название игры: «Золушка»

Цель: Приобщение к художественной литературе. Развитие интереса к совместным играм. Формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (цвете, размере, форме).

№ набора:2,7,8,9,10

Название игры: «Знакомство с цилиндром»

Цель: развитие внимание, мышления, закрепление геометрических фигур, самостоятельное нахождение сходства и различия предметов

№ набора:2.

Февраль

Название игры: «Знакомство с кубом»

Цель: развитие внимание, мышления, закрепление геометрических фигур, самостоятельное нахождение сходства и различия предметов.

№ набора:2.

Название игры: «Что ты видишь за окном»

Цель: эстетическое отношение к окружающему миру природы, развитие любознательности, воображения, формирование интереса к изобразительному творчеству, умение выразительно передавать образы окружающего мира.

№ набора:7,8,9,10.

Название игры: «Знаки дорожного движения»

Цель: Формирование основ безопасного поведения на дороге, соблюдение правил дорожного движения, самостоятельная конструктивная деятельность детей.

№ набора:7,8,9,10

Название игры: «Эстафета»

Цель: Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, мелкой моторики рук.

№ набора:1,J1.

Март

Название игры:  «Красная шапочка»

Цель: Поддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, закреплять знания у детей о правилах поведения в лесу, формировать интерес к драматизации литературных произведений, развивать воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности.

№ набора: 2,3,4,5,6,7,8,9, J1.

Название игры: «Волшебники»

Цель: Обогащение активного словаря, развитие речи, фантазии, коммуникативных навыков, конструктивной деятельности.

№ набора:2-10,J1, J2.

Название игры: «Бабочки»

Цель: Эстетическое отношение к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству, выразительно передавать образы окружающего мира.

№ набора:7,8,9,10.        

        

Название игры: «Волшебный мяч»

Цель: Развитие координации движений, речи, мелкой моторики.

№ набора:J1.

Апрель

Ознакомить  педагогов со способами использования игрового набора «Дары Фрёбеля». 

Название игры: «Угадай песню»

Цель: Приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, развитие воображения и навыков совместной игровой деятельности.

№набора:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,J1

Название игры: «Зеркало»

Цель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

№ набора:7,8,9,10        

Название игры: «Колобок»

Цель: Приобщение к художественной литературе, развитие воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности.

№ набора:1-10,J1, J2.

Название игры: «Спортивные игры»

Цель: Формирование о видах спорта, правила игры, развитие координации движений, мелкой моторики рук, конструктивная деятельность.

№ набора:3-5р, 8, 9, 10,J1.

  Консультация  для педагогов МБДОУ № 15 по теме: «Теоретические основы педагогики Фридриха Фрёбеля». 

Май

Ознакомить родителей со способами использования игрового набора «Дары Фрёбеля». 

Название игры: « Прогулка в лес»

Цель: Становление эстетического отношения к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству, умение выразительно передавать образы окружающего мира, формирование основ безопасности в природе.

№ набора:7,8,9,10

Название игры: «Поможем лягушке»

Цель: Формирование о первичных представлений об объектах окружающего мира, об особенностях природы, реализация самостоятельной конструктивной деятельности.

№ набора:7,8,9,10,J1.

Название игры: «Костерок»

Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, развитие творческой активности, первичных представлениях об свойствах и отношениях окружающего мира.

№ набора:8.

Название игры: «Ловец жемчуга»

Цель: Развитие речи, координации движений, моторики рук, взаимодействия ребенка с сверстниками.

№ набора:10,J1.

Проведение мастер-класса для родителей и на городском уровне «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников.

Подведение итогов.

Ожидаемые результаты:

В результате целенаправленной деятельности по развитию познавательных и сенсорных процессов дети должны научиться:

*  узнавать предметы по заданным признакам; *  сравнивать предметы по внешним признакам;

*  классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

*  практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; *  давать полное описание объектов и явлений;

*  определять последовательность событий;

*  ориентироваться в пространстве; -целенаправленно выполнять действия по инструкции;

*  самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; *  опосредовать свою деятельность речью.

3. Организациооный раздел

  1. Методическое обеспечение и условия реализации программы Информационно- методические условия

Описание и технические характеристики:

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары

Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образованияКомплект методических пособий по работе с игровым набором

«Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):

  1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
  2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
  3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
  4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
  5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
  6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.

Методическое обеспечение:

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:

  • Модуль 1 «Шерстяные мячики»
  • Модуль 2 «Основные тела»
  • Модуль 3 «Куб из кубиков»
  • Модуль 4 «Куб из брусков»
  • Модуль 5 «Кубики и призмы»
  • Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
  • Модуль 7 «Цветные фигуры»
  • Модуль 8 «Палочки»
  • Модуль 9 «Кольца и полукольца»
  • Модуль 10 «Фишки»
  • Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
  • Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
  • Модуль 13 (5B) «Башенки»
  • Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»

Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013
  3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».

  1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

  1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».

  1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».

  1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

  1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по парциальной программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» на тему: «Домик для Юшеньки».

Программное содержание:Образовательные задачи: учить детей  строить дом из лего  по образцу.Развивающие задачи: развивать координацию движения  рук и мелкую моторику, повторение красног...

Отчет по апробации парциальной программы "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров"

Наш детский сад является инновационной площадкой по внедрению парциальной программы "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров"....

Рабочая программа " От Фребеля до робота:растим будущих инженеров

Основной целью Программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образова...

«Создание условий для развития технического творчества дошкольников в процессе реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»

Из опыта работы инновационной площадки по апробации парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеровСП «Детский сад №4» ГБОУ ООШ №7 г. Сызрани»...

План развития методической компетентности педагогов по программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».

В данном плане укузаны примерные мероприятия для организации и участия педагогов, начинающих апробацию программы "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров"...

Конспект непосредственно образовательная деятельность в старшей группе к парциальной программе "От Фребеля до робота:растим будущих инженеров" « По морям, по волнам»

Конспект непосредственно образовательная деятельность  в старшей группе к парциальной программе "От Фребеля до робота:растим будущих инженеров"« По морям, по волнам»...

Планирование по реализации парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» на год для старшего дошкольного возраста

Плнирование по реализации парциальной образовательной программы " От Фребеля до робота: "Растим будущих инженеров"....