«Эйдетика, как средство развития интеллектуальных возможностей дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)
Обобщение опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eydetika_kak_sredstvo_razvitiya_intellektualnyh_vozmozhnostey_doshkolnikov.docx | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы на тему
«Эйдетика, как средство развития интеллектуальных возможностей дошкольников»
Подготовила: Пирч Н.А
воспитатель МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка»
Одной из типичных отличительных особенностей нашего времени является творческая личность, которая может находить непредсказуемые решения и любую ситуацию принимать, как возможность решить интересную задачу.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования уделяет особое внимание на развитие личности ребенка, в котором большое значение в структуре познавательной деятельности приобретает ассоциативно-образное мышление, память обеспечивающие целостность и систематичность восприятия предметов познания, способствующее формировании его интеллектуальных и творческих качеств.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что у детей очень маленький объем памяти и слабо развиты интеллектуальные способности. Но родители воспитанников имеют огромное желание, чтобы дети получали больше знаний, чем они могут. Многим детям очень тяжело дается заучивание стихотворений. Я начала искать искали способы и приёмы, которые помогут дошкольникам развивать память.
Одним из средств становления умственных возможностей ребят старшего дошкольного возраста считается способ эйдетики, который ориентирован на становление всех типов памяти, в соединении с креативным мышлением, фантазией.
Что же такое эйдетика? «Эйдос» - в переводе с греческого «образ». Эйдетизм – разновидность образной памяти – это естественная и удобная, и просто необходимая способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Сербский ученый Виктор Урбанчич первый изучил в 1907 году эйдетизм, как специфический вид памяти, который способен на образном уровне запоминать и воспроизводить предметы или явления. Так же он ввел сам термин «эйдетика». В нашей стране изучением и практическим внедрением эйдетики занимались ученые-психологи — П. П.
Блонский, Л. С. Выготский и А. Р. Лурия.
Способ эйдетики основывается на принципе образных ассоциаций, изучая которые ребёнок имеет возможность скорее и лучше запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Все мы хорошо знаем, как легко запомнить на всю жизнь все цвета радуги по простой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Просто проговаривая эти стихи, мы точно представляем себе «радужного» фазана. Образ, который доступен нашему воображению и положительные эмоции это и есть результат, который надолго сохраняет в памяти яркий «файлик» с необходимой информацией. Стоит отметить, что так и работает память дошколёнка.
Актуальность применения способа эйдетики в работе по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти у ребят старшего дошкольного возраста состоит в том, что сначала мы тренируем и развиваем не только мыслительные процессы, но и развиваем речь, как средство общения; во-вторых дошкольник легко поддается восприятию, но для многих детей дошкольного возраста свойственна стремительная утомляемость и потеря интереса к любому виду деятельности, которые можно просто преодолеть повышением интереса через использование методов эйдетики, потому что использование образов и ассоциаций упрощает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, в-третьих, мы развиваем у детей способность классифицировать, разбирать и синтезировать приобретенные познания.
Свою работу я выстроила на четырех ведущих блоках
«Развитие образно-ассоциативного мышления»,
«Развитие образной речи»,
«Приёмы и методы эйдетики - быстрого запоминания информации»,
«Коммуникативные методы развития внимания и памяти».
Целью моей работы является развитие интеллектуальных способностей и всех видов памяти у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- развивать творческое управляемое воображение, образно-ассоциативный стиль мышления;
- помочь овладеть навыками речемышления, которые могут быть применены в различных видах деятельности;
- знакомить с основными методами эйдетики;
- учить использовать на практике полученные знания путём применения изученных методов в учебной познавательной деятельности.
Свою работу я начала с изучения методической литературы. Далее определила цели и задачи по работе с детьми, подобрала комплексы игр для развития словесно-логического мышления старших дошкольников. Выбрала методики для определения уровня развития образно-ассоциативного мышления, памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Для исследования уровня развития образно-ассоциативного мышления была использована методика: методика Ф. Гальтона «Ассоциативный цепной тест». Для исследования уровня развития памяти у дошкольников использовала следующие методики:
1. Для исследования слуховой памяти: методика А. Р. Лурия «10 слов».
2. Для исследования зрительной памяти: методика А. Р. Лурия «10 картинок».
3. Для запоминания большего объема материала: методика по Леонтьеву А.Н. «Опосредованное запоминание».
4. Для исследования опосредованной памяти, образного мышления: методика А. Р. Лурия «Пиктограмма».
Метод эйдетики я реализую в различных видах деятельности: развитие речи, коммуникативная деятельность, познавательная, заучивание
стихов и многое другое.
В целях классификации приобретенных знаний и умений при использовании эйдетики для развития интеллектуальных способностей и памяти я подобрала картотеку развивающих игр. Используя эти игры, дети познакомились с понятием «ассоциация», учились подбирать произвольные ассоциации, выстраивали цепочки ассоциаций.
Для увеличения темпа подбора случайных ассоциаций я использовала всевозможные игры и упражнения, например «Найди пару», «Ниточки слов», «Умные цепочки» и др. Передо мной стояла задача, чтобы каждый ребёнок научился быстро подбирать ассоциации и объяснять ту пару слов, которая у него получилась.
При изучении стихотворения я сначала читаю, прошу ребенка рассказать, что он представляет, когда слышит прочитанные строки. Дошкольник начинает фантазировать: расскажет, какого цвета предметы в стихотворении; чем пахнет тот или иной предмет, который есть в данном произведении; каковы на ощупь предметы. Он может изобразить движениями действия, происходящие в тексте. При этом вместе с ребенком можно построчно нарисовать стихотворение.
При составлении рассказов на отдельную тему я использую рисунки -схемы. Рисунки и рисунки-схемы располагаются в нашей группе на видном месте. Воспитанник может самостоятельно в любое время подходить к изображениям и запомнить стихотворение или составлять рассказ. Эти виды занятия хорошо помогают тренировать мышление и память и их можно использовать как занимательную дидактическую игру.
Но ведущими способами эйдетики, применяемыми мной в работе, стали методы «Пиктограмма» и «Цепочка ассоциаций». Метод пиктограмм очень понравился детям. В группе мы совместно с родителями создали картотеку пиктографических карточек для стихотворений, изученных с детьми в течение года. Самое главное состоит в том, что дети сами придумывают и зарисовывают понятные им значки к каждой строчке стихотворения, а легко воспроизводят весь текст.
За время работы по данной методике, ребята научились заучивать
стихотворения с помощью пиктограмм, выучили домашний адрес, научились выстраивать закономерные цепочки, продолжают развивать воображение, фантазию и память.
В группе создана игровая зона «Развивайка», в которой располагается фланелеграф, магнитная доска, наборы всевозможных карточек, иллюстраций для игр и занятий. Для родителей были проведено собрание по применению методов эйдетики, чтобы они продолжали их использовать при поступлении детей в школу.
Эйдетика признана одним из основных направлений, содействующих формированию нестандартного мышления. К ней можно обратиться в любом возрасте. Конечно, больших результатов добьются те, кто постоянно занимается с дошкольного возраста. Но для взрослых она тоже полезна.
Главное правило эйдетики: нельзя говорить ребёнку – «Запомни!». Это блокирующая установка. Если мы хотим, чтобы ребёнок запомнил, то говорим: «Представь себе». Важно, чтобы ребенок сам проявлял интерес к занятиям – тогда и наука пойдет впрок. Важнейшее условие – это желание ребенка и его радостное настроение во время обучения.
1. Задания с карточками
Сочини свою сказку
Дайте ребенку 3 картинки и попросите составить сказку (рассказ), чтобы в ней встречались изображенные предметы. Для детей постарше можно использовать 5-7 карточек. Усложнить задание можно тем, что сказка должна быть на определенную тему, например, Новый год, лето, приключения на море и т.п.
Что исчезло
Разложите на столе перед ребенком карточки, внимательно рассмотрите с ним рисунки. Затем попросите малыша отвернуться, а Вы тем временем уберите одну карточку со стола и измените расположение остальных. Когда ребенок повернется, ему предстоит узнать, какая карточка исчезла.
2. Игры на развитие зрительного восприятия
Исследователи
Рассмотрите с ребенком какой-нибудь предмет, например, чашку. Но смотреть нужно как исследователи, то есть, проговаривая как можно больше внешних характеристик: цвет, форму, материал, рисунок, надписи, повреждения и так далее.
Сыщик
Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в вашем с малышом поле зрения. Пусть ребенок попробует отгадать, задавая наводящие вопросы. Чтобы ребенок лучше понял правила игры, можно поменяться с ним ролями: пусть сначала он сам загадает предмет, а Вы будете задавать вопросы.
3. Игры на развитие слухового восприятия
Что так звучит
Покажите крохе по очереди предметы и музыкальные инструменты, которые могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из предметов и попросите малыша назвать, какой предмет так звучит.
Звуки вокруг нас
Сядьте удобнее, закройте глаза и 10-15 минут слушайте с малышом все звуки вокруг вас.
Кто в домике живет
Возьмите коробку – это будет домик. Положите в нее карточки с изображениями животных. Попросите малыша сказать, кто в домике живет. При этом Вам нужно издавать звукоподражательные звуки животных: мяу, гав, му-му и так далее.
4. Игры, развивающие восприятие запахов
Угадай аромат
Разложите по спичечным коробочкам пахнущие специи, травы, кофе, продукты. Попросите малыша по запаху угадать, что в коробочке. Можно разнообразить задание – сделать по 2 коробочки с одинаковым содержимым и дать задание по запаху найти коробочки с одинаковым наполнением, не открывая их.
В дополнение можно попросить ребенка описать запах или, если задание окажется сложным, расскажите ему сами. Например, запах чеснока – резкий и острый, а запах лимона – свежий и бодрящий.
5. Упражнение на все виды восприятия
Выложите перед малышом три карточки с предметами. Назовите их вместе с ним и опишите их характеристики относительно всех анализаторов: зрительного (как выглядит), слухового (какие звуки издает), тактильного (какой на ощупь), вкусового (какой на вкус), кинестетического (как двигается).
Таким образом, малыш запоминает образ предмета. Переверните карточки картинками вниз и попросите кроху вспомнить, что, где нарисовано.
6. Упражнения на развитие памяти
Запомни слова
Выберите ряд слов для запоминания и попросите ребенка сочинить из них рассказ так, чтобы слова в нем стояли в предложенном порядке. Рассказ может быть нелогичным и фантастическим: здесь важно дать полную свободу фантазии.
Запомни движение
Дети обычно очень любят танцевать, поэтому они с радостью будут разучивать с Вами новые движения и связки. Для лучшего запоминания к ним можно придумать ассоциации или связать с какими-нибудь историями.
Эйдетика для детей, может стать отличной основой и прекрасной подготовкой к школе и взрослой жизни.
Обонятельный анализатор. Можно использовать обонятельные коробочки с разными ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй.
Дидактичекая игра «Шумовые коробочки»
Цель игры: развитие слуховой памяти, умения различать и диффенцировать шумы; развитие логики; тренировка и концентрация мышления
Дидактическая игра «Тактильные ассоциации»
Цель игры: формировать умения запоминать на основе тактильных ощущений
Детям предлагаются ряд предметных изображений и набор тактильных карточек. Ребенку предлагается потрогать карточку и выбрать к ней картинку… Спросить, про, что подумал, когда коснулся этой карточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа направленная на развитие интеллектуальных возможностей дошкольников "Хотим всё знать!"
Программа предусматривает подборку упражнений и игр для тренировки и коррекции конкретных психических процессов. Включает соответствующие разделы – «Память», «Мышление», ...
Программа направленная на развитие интеллектуальных возможностей дошкольников "Хотим всё знать!"
Программа предусматривает подборку упражнений и игр для тренировки и коррекции конкретных психических процессов. Включает соответствующие разделы – «Память», «Мышление», ...
Нейродинамическая гимнастика как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ
В статье расскрывается значение нейрогимнастики, даются рекомендации по ее проведению, предлагаются нейродинамические игры для работы с детьми с ЗПР...
Лего-конструирование как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников.
Лего-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольника развиваются все основные мыслительные процессы....
Мастер-классШахматы как средство развития интеллектуального потенциала дошкольников
Шахматы - магическая игра. Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже почти полторы ...
Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников старшего возраста
В детском саду ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактические игры – это многословное, сложное педагогическое явление: она является игровым методом...
«Нейроигры и нейроупражнения как средство развития интеллектуальных возможностей у дошкольников».
Целенаправленное системное логопедическое и динамичное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с нарушениями речи, с использованием инновационных т...