«Нейроигры и нейроупражнения как средство развития интеллектуальных возможностей у дошкольников».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Березенко Татьяна Александровна

Целенаправленное системное логопедическое и динамичное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с    нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволит значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. С этой целью в работе с детьми  я использую     инновационные технологии, такие как нейроигры и нейроупражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigy.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Нейроигры и нейроупражнения  как средство развития интеллектуальных возможностей у дошкольников».

На  сегодняшний день все чаще и чаще встречаются дети с общей моторной неловкостью, снижением внимания, памяти, общей работоспособности. Почему же наблюдается такая ситуация? Причин довольно много. Это и биологические, социальные и экологические факторы, влияющие на состояние здоровья и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, — это малоподвижный образ жизни наших детей, а как мы знаем, ребенок развивается в движении!

При выпуске из детского сада ребенок должен быть  подготовлен к школьному обучению. Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал. Возникает вопрос, как развивать ребёнка, его интеллектуальные возможности? Через нейропсихологические комплексы. В этом году мы обратили особое  внимание на нейроигры.  Нейропсихологические игры — это специальные игровые комплексы, обеспечивающие необходимый энергетический тонус нервной системы способствующие развитию нервно психических функций, развитие психических процессов. В нейропсихологические комплексы специалисты относят: нейрогимнастику, нейротренажеры, нейротаблицы и нейродорожки. Систематичное использование нейрокомплексов для развития интеллектуальных возможностей ребенка дает оптимальный результат при подготовке ребенка к школьному обучению. Использование нейроигр— это простота в использовании, простота в организации, эмоциональная привлекательность, многозадачность и многофункциональность, развитие речи в сочетании с двигательной активностью, формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов.

Особенности организации нейроигр:

1. Игры и упражнения должны быть интересными и не утомительными, не дольше 5 минут. Это позволит сохранить активность и заинтересованность. 2. Оптимальный период для начала работы – с 4 лет, но более эффективной работой с детьми считается возраст – с 5 лет. В этом возрасте у ребёнка активно формируются межполушарное взаимодействие.

3. Каждая игра имеет усложнение, принцип от простого - к сложному.

 4. Педагогу, родителю важно отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упражнения, увеличивать темп. Но при этом необходимо сохранять качество выполнения, не перегружая ребенка.

5. Для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений в одном занятии. Однако не стоит вводить за один раз больше 5 видов заданий, чтобы не переутомить ребенка.

В  своей работе применяем  нейропсихологические упражнения на физкультурных  занятиях. 

Игра «Передай письмо слону».

При выполнении игры, педагог предлагает детям встать в круг и изобразить слона: ухо плотно прижать к плечу, вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею восьмерку. Педагог держит в своей руке-хоботе письмо и сообщает: «Мама слон пишет письмо своему слоненку Олечке». Затем письмо передается по кругу от «слона к слону» таким способом. Это одно из наиболее эффективных упражнений «Гимнастики мозга», которые разработал Пол Деннисон. Оно активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект – тело», улучшает у детей концентрацию внимания.

Игра «Полоса препятствий». 

Для этой игры необходимо подготовить отпечатки ладоней и ступней, которые раскладываются в две линии. Затем дети строятся в две колонны. Проходят препятствие, наступая руками и ногами на отпечатки. Можно использовать соревновательный момент, проводить игру по типу веселых стартов.

Среди игр малой подвижности хорошо использовать русскую народную игру «Ладушки», в которую играют по парам. Вначале при обучении этой игре применяется упрощенный вариант: на раз – хлопок своими ладонями друг об друга, на два – хлопок о ладони друга. По мере усвоения навыка игра усложняется: на раз – хлопок своими ладонями друг об друга, на два – хлопок правой ладони о правую ладонь друга, на три – хлопок своими ладонями друг об друга, на четыре — хлопок левой ладони о левую ладонь друга, на пять игра повторяется. Можно использовать речитатив Кони-кони-кони, сидели на балконе». Замечено, что такая игра дается детям не сразу, но по мере ее освоения, дети начинают очень хорошо в ней ориентироваться, у них улучшается не только ловкость и координация, но и развиваются мыслительные процессы.

В совместной деятельности воспитатель использует нейроигры  и нейроупражнения : (комплексы упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии)

  «Осень»

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Приходи! (зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди! (ладони на щеки)

Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям)

Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем (имитируем)

И ботинки обуваем (топаем ногами)

Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)

 «Урожай»

Овощи растут на грядке. (скрестить пальцы на руках, по очереди поднимать

пальцы)

Картофель, помидор, морковь, (кулак, ребро, ладонь)

Мы себя похвалим вновь. (гладим себя по груди)

Кинезиологические сказки для детей.

Кинезиологические упражнения широко используются в логопедии, психологии, педагогике. Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие. Ребенок становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев. Применение метода кинезиологии у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, способствует сохранению психологического здоровья и формированию интеллектуальных способностей.

Прежде чем делать кинезиологические упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнение отдельно. Во время исполнения упражнений по ходу чтения сказки каждое движение выполнять по 3-5 раз, в зависимости от сложности упражнения.

Все движения при разучивании выполняются сначала правой рукой, затем левой и потом обеими руками. При разучивании упражнений выполняем полностью связку движений.

Две обезьянки. (способ организации – сидя за столом)

Жили-были две веселые обезьянки (Упражнение «ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот). Обезьянки очень любили кончить рожицы (Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз). И показывать языки друг другу язык ( Упражнение «язык». Вытянуть язык, спрятать его). Однажды они увидели на высокой пальме (Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны), большой и спелый кокос ( Упражнение «замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести). Обезьянки наперегонки побежали к пальме (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук).

Они стали смотреть на пальму, какая она высокая (Упражнение для глаз «Вверх-вниз»). Затем обезьянки полезли на пальму ( Руки поставить перед лицом, ладонями от себя. Одна ладонь зажата в кулак, другая распрямлена, происходит смена положения рук). Они сорвали большой и спелый кокос (Упражнение «замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести).Обезьянки очень обрадовались и  затанцевали (Руками встряхнуть. Кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз).

 Таким образом, регулярное использование нейроигр в работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, речевого и эмоционального здоровья.   К тому же, использование нейроигр снижает уровень утомляемости у воспитанников, повышает способность к произвольному контролю, и увеличивает продуктивность ребенка на занятии. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых нарушений дошкольников с использованием нетрадиционных техник.

Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью необходимо разнообразить работу с детьми.       В комплексном преодолении нарушений реч...

Городское методическое объединение "Логопед". Тема: "Повышение профессионального роста учителей-логопедов и дефектологов через использование театральной деятельности при коррекции речевых нарушений"

Цель: организация информационно-образовательного пространства для обмена педагогическим опытом в использовании театральной деятельности в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями учителей-логопед...

Использование инновационных образовательных технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи, современные печатные , настольные дидактические игры используемые учителем логопедом и учителем дефектологом.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном ра...

Использование инновационных образовательных технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи, современные печатные , настольные дидактические игры используемые учителем логопедом и учителем дефектологом.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном ра...

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нейропсихологиическая коррекция (нейрокорре́кция) — комплекс специальных психологических методик, которые направлена на изучение связей ум – тело, переструктурирование нарушенных функций и...

Использование инновационных образовательных технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи. Современные печатные, настольные, дидактические игры, используемые учителем-логопедом и учителем-дефектологом.

Использование инновационных образовательных технологий  в коррекции  нарушений устной и письменной речи. Современные  печатные, настольные, дидактические игры, используемые учителем-лог...