Мелкая моторика младший возраст
картотека (младшая группа)

Сайфутдинова Анастасия Петровна

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_na_razvtitie_melkoy_motoriki.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли в садик погулять.

Ходим-ходим мы по лугу, там цветы растут по кругу.

Лепесточков ровно пять,

можно взять и посчитать.

Волк раскроет свою пасть,

Хочет зайчика украсть:

Щелк да щелк, и снова щелк!

Не поймает зайца волк.

Пастью щелкает напрасно – заяц бегает прекрасно!

В домике сидит волчок,

Он глядит на вас в глазок, может дверку приоткрыть

И за пальчик укусить.

Если больно, то немножко

Разотри свои ладошки!

1-2 строчки – пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки.

3-4 строчки – указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой.

5-6 строчки – считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их.

Затем читаем стихотворение и повторяем все движения на другой руке.

  1. 4 строчки – указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимаем к сомкнутым четырем пальцам, то опускаем, изображая волчью пасть. Щелкаем «пастью» на обеих руках.

5 - 6 строчки – расслабляем пальцы на обеих руках и «бежим» ими по столу, прикасаясь к его поверхности подушечками.

1-2 строчки – из обеих кистей рук делаем « подзорную трубу» или «бинокль» и прикладываем к глазам.

3-4 строчки – из одной ладошки делаем « волчью пасть»,  а пальцы другой руки подносим к пасти и захватываем их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками.

5-6 строчки – легким движениями растираем ладони одна о другую.

Избушка на лужочке,

Двери на замочке.

Ключик быстро подберем

И избушку отопрем.

Отряхнем ладошки,

Отдохнем немножко.

Крылья нашей мельницы

У ветерка как пленницы –

Как ветер переменится,

Так повернется мельница.

Всех помощников опять

Надо быстро сосчитать:

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

 этот брат готовил кашу

на семью большую нашу.

Это веником махал, чисто-чисто подметал.

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

1 строчка – делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней.

  1. строчка – соединяем пальцы в замок.

3-4 строчки – выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один вокруг другого), не размыкая замка.

5-6 строчки – размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их

1-4 строчки – прижимаем друг к другу ладони и выполняем растирающие вращательные движения. Пальцы при этом не соприкасаются.

1-2 строчки – хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую

3-8 строчки – в соответствии с текстом пальцами одной руки растираем пальцы другой, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки.

Нарядили ребятки

Свои пальчики в перчатки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Надо всех пересчитать.

Десять пальцев – как отряд,

И костюму каждый рад.

Стать сильными стараются,

Спортом занимаются.

После завтрака мы с вами

В лес поедем за дровами.

Пилим-пилим, пилим-пилим!

Быстро мы бревно осилим.

Рубим-рубим, рубим-рубим!

Топором работать будем.

Привезем домой дрова,

сложим посреди двора.

Скачет на коне Егорка

То на горку, то под горку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Весело ему скакать!

Выезжает в чисто поле –

Есть где разгуляться вволю!

1-2 строчки – растопыриваем пальцы рук

3-4 строчки – повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы.

5-6 строчки – сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. Действия выполняем обеими руками одновременно.

1-2 строчки – сомкнутыми пальцами обеих рук поочередно проводим по внутренней стороне предплечий.

3-4 строчки – ставим на стол обе ладони ребром и «пилим», совершая движения вперед-назад.

5-6 строчки – кулаком или ребром ладони «рубим», постукивая по столу.

7-8 строчки – выполняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, приподнимаем и снова опускаем на стол, поглаживая его ладонью.

1-4 строчки – одну руку сжимаем в кулак, пальцами другой «переступаем» по косточкам и ямкам между ними.

5-6 строчки – разжимаем руку и пальцами другой руки круговыми движениями поглаживаем ладонь

Повторяем все для другой руки.

Пляшут в кухне на стене                      

Солнечные зайчики,

А у Маши расшалились

Маленькие пальчики.

Быстро бегают они

По Машиной ладошке.

Успокойтесь, шалуны,

отдохнем немножко!

Две ладошки – два домишки.

Там живут бродяги-мишки.

Вот поспят они немножко

И помчатся по дорожкам.

А дорожки - две руки.

Ну-ка, мышкам помоги:

Их на санки посади,

По дорожкам прокати!

Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки.

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают.

Дайте мне горошинку!

Я такой хорошенький!

1-2 строчки – подушечками пальцев обеих рук «бегаем» по столу и стене.

3-4 строчки – пальцами одной руки «бегаем» по ладони другой.

5-6 строчки – пальцами одной руки поглаживаем ладонь другой.

Повторяем все действия для второй руки.

1-4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки.

5-8 строчки – сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой.

Игру можно повторить несколько раз.

1-2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.

3-4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки.

5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.

6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или голове.

В море лодочка плыла.

В ней лиса веслом гребла.

Притомилася лиса,

Распустила паруса.

Теперь на лавочке сидит,

На море в бинокль глядит.

Девочки и мальчики!

Расправьте свои пальчики!

Пополам согните,

В кулачок сожмите!

Раскройте ладошки,

Встряхните немножко!

Чтоб красиво рисовать,

Надо ручкам отдыхать!

Ежик Николка под елку свалился,

Ежик Николка по травке катился.

Брюшко решил он на солнце погреть,

Ну и конечно, слегка загореть.

Солнышко скрылось, ежик замерз,

Успел загореть только маленький нос.

1 строчка – складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.

2 строчка – разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях.

3-4 строчки – поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы.

5-6 строчки – сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль.

Выполняем движения согласно тексту стихотворения.

1-2 строчки – сжимаем руки в кулачки и суставами пястных костей и фаланг пальцев совершаем перекатывающие движения по столу.

3-4 строчки – разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую.

5-6 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.

Пошла гулять Маринка

По узенькой тропинке.

У леса на лужочке

Рвала она цветочки.

Пока домой бежала,

Цветочки растеряла.

Я маленькая хрюшка,

На солнце грею брюшко.

И розовые ушки

Стали на макушке.

Глазки я закрыла,

Про пятачок забыла:

На солнце загорел

И сильно покраснел.

В каждой из избушек

Живут по пять подружек:

Маня, Настя и Полина,

Катерина и Марина,

Соня, Вера, Зинаида,

Василиса, Степанида.

Вместе песенки поют,

Дружно песенки поют,

Дружно, весело живут.

1-2 строчки – указательным и средним пальцами обеих рук «ходим» по столу.

3-4 строчки – соединяем подушечки пальцев на обеих руках и «рвем цветы», то раскрывая, то закрывая щепоть.

5-6 строчки – раскрываем обе ладони и, прикасаясь подушечками пальцев к поверхности стола, «бежим» домой.

1-2 строчки – поглаживаем ладони обеих рук.

3-4 строчки – прикладываем ладони с сомкнутыми пальцами к голове и сгибаем-разгибаем пальцы.

5-6 строчки – кончиками пальцев круговыми движениями гладим закрытые глаза.

7-8 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.

1-2 строчки – делаем «домик», соединяя руки кончиками пальцев и основаниями ладоней.

3-6 строчки – называем имена и поглаживаем каждый палец, совершая движения от основания к кончику.

7-8 строчки – поглаживаем и потираем ладони одна о другую.

Мастер шкафчик мастерил,

Ровно досочки пилил,

Молотком оно стучал,

Точно гвозди забивал.

Дверки сделал и замок,

Ключик сделать оно не смог.

Маленький Тимошка

Гладил ладошки.

И у каждой руки

Сосчитал бугорки:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем на другой считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять.

Солнышко яркое в небе сияло,

Лучами своими нас согревало.

Тучки по небу быстро бежали,

Лучики в тучках надолго застряли.

Но появился ветер могучий

И разогнал все мрачные тучи.

Солнышко снова на небе сияет,

Жаркие лучики нас согревают.

1-2 строчки – ставим ладони ребром и «пилим» по поверхности стола, совершая движения вперед-назад.

3-4 строчки – сжимаем руки в кулаки и стучим по столу, «забивая гвозди».

5 строчка – соединяем боковые поверхности больших пальцев, раскрываем и закрываем «дверки».

6 строчка – соединяем пальцы обеих рук в замок.

Игру можно повторить несколько раз.

1-4 строчки – указательным пальцем одной руки круговыми движениями поглаживаем ладонь другой руки.

5-6 строчки – обводим бугорки у основания каждого пальца.

7-8 строчки – делаем то же самое для другой руки.

1-2 строчки – поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук.

3-4 строчки – соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения.

5-6 строчки – поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо-влево.

7-8 строчки – снова поднимаем руки вверх и расправляем пальцы – «лучи».

Поиграем с вами просто:

Строим домик для Барбоса.

Крепкий дом, теплый дом,

Будет жить Барбосик в нем.

Чтоб устроить там веселье,

Всех зовет на новоселье.

Тетушки-ежихи –

Классные портнихи!

Могут все на свете сшить

И на память подарить.

Два маленьких кузнечика

Потопали на речку.

Воды они боялись

И в речке не купались.

На скрипочках играли – всех рыбок распугали.

1-6 строчки – соединяем руки подушечками пальцев и основаниями ладоней. Качаем «домик» вперед-назад, вправо-влево.

1-4 строчки – раскрываем обе ладони и поочередно продеваем пальцы одной руки между пальцами другой.

1-2 строчки – указательными средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу.

3-4 строчки – поглаживаем ладонями поверхность стола.

5-6 строчки – поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой.

Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки.

Солнце просыпается –

Цветочки раскрываются.

В темноте они опять

Будут очень крепко спать.

Паучок из паутинки

Навязал себе ботинки.

Очень любят паучки

Вязаные башмачки.

Пчелка села на цветок,

Распрямила хоботок,

Собрала пыльцы немножко

Прямо в сумочки на  ножках.

Кукла-неволяшка,

Пестрая рубашка,

По сторонам качается,

Всем мило улыбается.

1-4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком».

5-6 строчки – крепко сжимаем обе руки в кулаки.

Игру можно повторить несколько раз.

1-4 строчки – поочередно пальцами одной руки зацепляем и отпускаем кожу между пальцев другой руки.

1-4 строчки – раскрываем ладонь и указательным пальцем другой руки выполняем спиралевидные круговые поглаживания по всей поверхности ладони.

1-2 строчки – сцепляем пальцы в замок и совершаем перекатывающие движения.

3-4 строчки – расправляем ладони (пальцы), соединяем их и наклоняем кисти рук то вправо, то влево.

На каждой ладошке

Есть по три дорожки.

Все дорожки мы найдем,

Пальчиком по ним пройдем:

Раз дорожка, два и три –

Пальцем каждую потри!

Я играю на трубе

Свою песенку тебе.

Это моя песенка

Короткая, как лесенка:

Здесь ступенек ровно пять –

Можно спеть и пошагать.

Скачут две лягушки –

Зеленые подружки.

Комаров они поели,

Прогуляться захотели.

Шлеп-шлеп ножками,

Хлоп-хлоп ладошками!

1-6 строчки – указательным пальцем одной руки растираем ладонь другой вдоль линий.

1-4 строчки – сжимаем руки в кулаки, приставляем один кулак к другому, изображая трубу.

5-6 строчки – расправляем ладони и соединяем поочередно подушечки пальцев одной руки с подушечками пальцев другой.

1-4 строчки – пальцами обеих рук выполняем собирающие движения на поверхности стола, при этом кисти слегка подпрыгивают, словно лягушки.

5 строчка – поочередно шлепаем раскрытыми ладонями по столу.

6 строчка – шлепаем в ладоши.

Улиточка рогатая

Спешит-ползет куда-то.

Куда ж ведет дорожка?

К Насте на ладошку.

Закончилась дорожка,

Улитка прячет рожки.

Мы по лесенке шагали

И ступеньки сосчитали:

Раз, два, три, четыре, пять –

Очень весело считать!

Раз, два, три, четыре, пять –

Очень весело шагать!

Быстро тесто замесили,

На кусочки разделили,

Раскатали все кусочки

И слепили пирожочки.

Пирожки с вареньем –

Всем на удивленье!

1-2 строчки – одну раскрытую ладошку кладем на стол. Другую руку сжимаем в кулак, оставляя выпрямленными указательный и средний пальцы-«рожки».

3-4 строчки – опираясь на основание ладони, передвигаем руку-«улитку» и «наползаем» на раскрытую ладонь.

5-6 строчки – пальцы-«рожки» убираем в кулак и закрываем ладонь второй руки так, чтобы «улитка» оказалась внутри нее.

1-2 строчки – указательным и средним пальцем обеих рук «шагаем» по столу.

3-4 строчки – раскрываем одну ладонь, расправляем пальцы, ставим ладонь ребром на стол. Указательным и средним пальцами другой руки «шагаем» по расправленным пальцам, поднимаясь вверх, как по ступенькам.

5-6 строчки – теперь «шагаем» по пальцам другой руки.

1-2 строчка – имитируем замес теста и разделку его на кусочки.

строчка – раскрываем ладонями с сомкнутыми пальцами , делаем движения вперед-назад по поверхности стола.

4 строчка – «защипываем» воображаемые пирожки с помощью кончиков пальцев обеих рук.

5-6 строчки – прикладываем ладонь к ладони, «лепим пирожки»

Как у нашего Антошки

Ярко-красные сапожки.

Ножками топ-топ!

Ручками хлоп-хлоп!

Каблучками раз-два-три!

Как он пляшет – посмотри!

Капельки-дождинки

Упали на травинки.

Кап-кап капельки,

Кап-кап маленьки.

На ладошки дети

Ловят капли эти.

Кап-кап капельки,

Кап-кап маленьки.

Доброе утро, Мариночка!

Доброе утро, Ариночка!

Доброе утро, Оленька!

Доброе утро, Коленька!

Доброе утро, мама,

Милая, добрая самая!

1-2 строчки – руки держим на поясе, каждую ногу ставим поочередно то на кончик большого пальца, то на пятку.

строчка – топаем.

4 строчка – хлопаем в ладоши.

5-6 строчка – одновременно хлопаем и топаем.

1-4 строчки – раскрываем одну ладонь, подушечками пальцев другой руки постукиваем по ней, имитируя дождевые капли.

5-8 строчки – делаем то же самое с другой стороны.

Во время чтения каждой строчки подушечками пальцев одной руки массируем один палец на другой руке от основания до кончика.

Игру начинаем большим пальцем.  Затем повторяем все для другой руки.

Лапки моем,

Ушки моем,

Моем носик,

Моем хвостик.

Вот теперь мы все помыли,

Нас, конечно, похвалили.

И теперь мы чистые –

Белочки пушистые!

Ясное солнышко!

Прокатись над речкой!

Раскидай нам, солнышко,

Желтые колечки!

Мы их будем собирать,

На пальчики надевать,

Чтобы стали пальчики

Совсем как одуванчики!

Динь-делень!

Динь-делень!

Светит солнце целый день,

Жарит нам оладушки,

Как у нашей бабушки –

Пирожки песочные

Румяные и сосные!

1.строчка – трем ладони одна о другую.

2строчка – обеими ладонями поглаживаем уши.

3 строчка – центральной частью каждой ладони поочередно круговыми движениями поглаживаем нос.

4строчка – поочередно поглаживаем ладонями место, где должен быть хвостик.

1-2 строчка – поднимаем руки вверх (ладони раскрыты), качаем ими вправо-влево.

3-8 строчки – поочередно соединяем в кольцо все пальцы с большим – сначала на одной руке, потом на другой.

1-3 строчки – поднимаем руки вверх, расправляем ладони и пальцы и покачиваем кистями рук вправо-влево.

4-5 строчка – слегка похлопываем по столу то тыльной, то ладонной стороной кисти, словно переворачиваем оладушки на сковороде.

6-7 строчки – соединяем ладони обеих рук с сомкнутыми пальцами так, чтобы сверху оказывалась то одна, то другая ладонь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...

Технология развития мелкой моторики младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Актуальность моей темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей. Св...

Статья «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики младшего дошкольного возраста"

В статье кратко описывается для чего надо заниматься пальчиковыми играми с детьми раннего возраста. Тренеровка пальцев рук влияет на созревание речевой функциии. Игры с пальчиками- это не только стиму...

План по самообразованию. Развитие мелкой моторики.Младший возраст.

Индивидуальный план работы по самообразованию. «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет»...