Выступление на педагогическом совете на тему: «Художественное слово в воспитании нравственных чувств у дошкольников»
учебно-методический материал (младшая группа)

Шитова Юлия Евгеньевна

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, или чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
                                                                                 В.А.Сухомлинский.

 

      В.А. Сухомлинский считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
    Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание. Нравственное воспитание с помощью художественного слова.
Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать « Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок.
     Для дошкольников одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Поэтому свою работу по нравственному воспитанию начала с возрождения интереса у детей к художественной литературе.
     На основании опыта работы с детьми могу смело сказать, что средства массовой информации зачастую оказывают отрицательное действие в нравственном становлении характера детей. Для этого я решила как-то помочь родителям в воспитании гуманных чувств и отношений дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.
     Поэтому целью моей работы в нравственном воспитании детей является воспитание уважения к традиционным ценностям, таким, как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
     Исходя из этого, наметила план работы, я изучила необходимую литературу, составила перспективное планирование, систематизировала работу по этому вопросу.
Знакомлю детей с произведениями детской художественной литературы: рассказываю сказки, разучиваем стихотворные формы, показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями.                                                                                                     Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. В совместной беседе дети учатся оценивать поступки героев художественной литературы, своих сверстников, учатся понимать, что хорошо, что плохо.
Я использую в образовательной деятельности следующую тематику бесед: «Будь вежлив», «Что хорошо, что плохо и почему», «О чутком и добром отношении к товарищам», «О чутком и добром отношении к людям» и т.д.
При восприятии произведений художественной литературы предлагаю вопросы, побуждающие детей к сочувствию, сопереживанию, рассуждению по поводу поступков героев.
Во время беседы с детьми после прослушивания литературного произведения В.А. Осеевой «Вежливое слово», обратила внимание на то, что многие дети обращаясь с просьбой, не забывают при этом говорить  вежливые слова.
     Для реализации цели деятельности использую стихи Е. Благининой «Посидим в тишине». В беседе с детьми подтверждаем проявление заботы дочери об уставшей маме.
Обсуждая с детьми поступки героев сказки В. Катаева «Цветик семицветик», старалась обратить внимание детей на то, что девочка только тогда по-настоящему обрадовалась, когда исцелила безнадежно больного мальчика. Детей подводила к выводу: делая добро другому человеку, сам становишься счастливее.
     Включаю детей в различные виды детской деятельности по мотивам художественных произведений. Например, ребята рисуют по мотивам сказок, рассказов, стихов, детские работы оформляем в выставки детского творчества.
     В образовательной деятельности используем игры и упражнения, направленные на овладение эмоциональной отзывчивостью, различным способам общения и др. В образовательной деятельности используем такие игры и упражнения: «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Подарок другу» и т.д.;
«Угадай, чей голосок», «Где мы были – вам не скажем, а что делали – покажем» и т.п.);
«Молчанка», «Цветок красивых слов», игра интонациями;
«Разговор по телефону», «Как нам быть».
     Использую воспитывающие ситуации, которые побуждают ребёнка совершить тот или иной поступок, действие.
     Большое внимание уделяю использованию методов стимулирования – поощрение, благодарность, доверие, похвала и др. С их помощью ребёнок начинает верить в собственные силы и возможности, у него повышается самооценка.
    Я считаю, что важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:
- анкетирование «Художественное слово - как средство нравственного воспитания ребенка»;
- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Как научить ребенка быть добрым»;
- выставки книг;
- провели  утренник  с участием родителей;
- папка передвижка «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»;
- полезные советы;
В течение года проводила индивидуальные консультации и беседы с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стихи, песни, т.е. больше внимания уделять своим детям.
Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.
       Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.
       Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.
       Систематически читала русские народные сказки такие как «Крылатый, мохнатый, да масленый», В. Маяковского «Кем быть?», рассказы Б. Житкова «На льдине», Б. Гладкова «Обвал», Н. Носова, В. И. Воробьева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Осеевой, Толстого, В. Одоевского «Мороз Иванович», К. Д. Ушинского, Е. Пришвина, Воронковой.                                                                               Также в своей работе применяю пословицы и поговорки о дружбе, о труде, стараясь стимулировать детей к деятельности, к умению найти интересное занятие (Скучен день до вечера - коли делать нечего;  Без труда не вынешь рыбку из пруда).                                                                                                        Чтение художественных произведений сопровождаю показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций и важный момент, рисунки художников помогают понять смысл произведения. Книги подбирались выразительные, яркие, с иллюстрациями; учитывая возрастные  особенности.                         Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.                                                                     С помощью художественного слова я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.
      Я пришла к выводу, что проделанная работа по нравственному воспитанию старших дошкольников через художественное слово имеет свои положительные результаты. Дети  могут определить основных героев (о ком говорится в произведении), пересказать текст, высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему).
       Проводя  итог, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОЛГОПРУДНЫЙ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Долгопрудный

детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»

(МАДОУ детский сад № 13 «В гостях у сказки»)

Выступление

на педагогическом совете на тему:

«Художественное слово

в воспитании нравственных чувств у дошкольников»

Подготовила и провела:

воспитатель : Шитова Ю.Е.

Долгопрудный

2024г

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, или чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
В.А.Сухомлинский.

В.А. Сухомлинский считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание. Нравственное воспитание с помощью художественного слова.
Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать « Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок.
Для дошкольников одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Поэтому свою работу по нравственному воспитанию начала с возрождения интереса у детей к художественной литературе.
На основании опыта работы с детьми могу смело сказать, что средства массовой информации зачастую оказывают отрицательное действие в нравственном становлении характера детей. Для этого я решила как-то помочь родителям в воспитании гуманных чувств и отношений дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.
Поэтому целью моей работы в нравственном воспитании детей является воспитание уважения к традиционным ценностям, таким, как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Исходя из этого, наметила план работы, я изучила необходимую литературу, составила перспективное планирование, систематизировала работу по этому вопросу.
Знакомлю детей с произведениями детской художественной литературы: рассказываю сказки, разучиваем стихотворные формы, показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями. Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. В совместной беседе дети учатся оценивать поступки героев художественной литературы, своих сверстников, учатся понимать, что хорошо, что плохо.
Я использую в образовательной деятельности следующую тематику бесед: «Будь вежлив», «Что хорошо, что плохо и почему», «О чутком и добром отношении к товарищам», «О чутком и добром отношении к людям» и т.д.
При восприятии произведений художественной литературы предлагаю вопросы, побуждающие детей к сочувствию, сопереживанию, рассуждению по поводу поступков героев.
Во время беседы с детьми после прослушивания литературного произведения В.А. Осеевой «Вежливое слово», обратила внимание на то, что многие дети обращаясь с просьбой, не забывают при этом говорить вежливые слова.
Для реализации цели деятельности использую стихи Е. Благининой «Посидим в тишине». В беседе с детьми подтверждаем проявление заботы дочери об уставшей маме.
Обсуждая с детьми поступки героев сказки В. Катаева «Цветик семицветик», старалась обратить внимание детей на то, что девочка только тогда по-настоящему обрадовалась, когда исцелила безнадежно больного мальчика. Детей подводила к выводу: делая добро другому человеку, сам становишься счастливее.
Включаю детей в различные виды детской деятельности по мотивам художественных произведений. Например, ребята рисуют по мотивам сказок, рассказов, стихов, детские работы оформляем в выставки детского творчества.
В образовательной деятельности используем игры и упражнения, направленные на овладение эмоциональной отзывчивостью, различным способам общения и др. В образовательной деятельности используем такие игры и упражнения: «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Подарок другу» и т.д.;
«Угадай, чей голосок», «Где мы были – вам не скажем, а что делали – покажем» и т.п.);
«Молчанка», «Цветок красивых слов», игра интонациями;
«Разговор по телефону», «Как нам быть».
Использую воспитывающие ситуации, которые побуждают ребёнка совершить тот или иной поступок, действие.
Большое внимание уделяю использованию методов стимулирования – поощрение, благодарность, доверие, похвала и др. С их помощью ребёнок начинает верить в собственные силы и возможности, у него повышается самооценка.
Я считаю, что важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:
- анкетирование «Художественное слово - как средство нравственного воспитания ребенка»;
- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Как научить ребенка быть добрым»;
- выставки книг;
- провели утренник с участием родителей;
- папка передвижка «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»;
- полезные советы;
В течение года проводила индивидуальные консультации и беседы с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стихи, песни, т.е. больше внимания уделять своим детям.
Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.
Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.
Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.
Систематически читала русские народные сказки такие как «Крылатый, мохнатый, да масленый», В. Маяковского «Кем быть?», рассказы Б. Житкова «На льдине», Б. Гладкова «Обвал», Н. Носова, В. И. Воробьева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Осеевой, Толстого, В. Одоевского «Мороз Иванович», К. Д. Ушинского, Е. Пришвина, Воронковой. Также в своей работе применяю пословицы и поговорки о дружбе, о труде, стараясь стимулировать детей к деятельности, к умению найти интересное занятие (Скучен день до вечера - коли делать нечего; Без труда не вынешь рыбку из пруда). Чтение художественных произведений сопровождаю показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций и важный момент, рисунки художников помогают понять смысл произведения. Книги подбирались выразительные, яркие, с иллюстрациями; учитывая возрастные особенности. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость. С помощью художественного слова я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.
Я пришла к выводу, что проделанная работа по нравственному воспитанию старших дошкольников через художественное слово имеет свои положительные результаты. Дети могут определить основных героев (о ком говорится в произведении), пересказать текст, высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему).
Проводя итог, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  (1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.    (2 с...

Выступление на заседании педагогического Совета №3 (2018-2019 уч. год) ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЗНАМЕНИТЫМИ ЛЮДЬМИ РОДНОГО КРАЯ

         Пословица гласит: «Не научившись любить свой народ, не сможешь уважать людей других наций, их язык». Но национальное высыхает, исчезает, если нет н...

Художественное слово в воспитании нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание - очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировозрение, свое понимание добра и зла, своя реакци...