Сказкотерапия, как средство развития детей.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.
Так, сказкотерапия - это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия, как средство развития детей.
Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.
При определении актуальности темы, велось наблюдение за детьми в процессе игры, на занятиях, на экскурсиях, в свободной деятельности, можно было заметить, что там, где надо мобилизовать свое внимание, память, те есть на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых м близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.
Опираясь на свой опыт, мы заметили, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи у детей. Страхи выражают тревожность, что ведет к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности.
Сказкотерапия – один из самых древних методов работы с детьми. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.
Следует отметить, что метод сказкотерапии направлен на разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем. Сегодня к функции сказки добавилась и ее диагностическая роль: занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка. Кроме этого, они позволяют правильно планировать работу и выделить проблемные группы.
Занятия в детском саду сказкотерапией могут включать в себя как известные сказки, так и придуманные воспитателем или родителями. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны поступки лучше видно, и малыш с легкостью сможет соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций. В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать со взрослыми или о которых родители даже и не подозревали.
У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Метод сказкотерапии в детском саду хорош тем, что позволяют в канву рассказа педагога вплести логопедические и физкультурные упражнения, методы релаксации под музыку. Если дети устали, то нужно плавно перевести их внимание в другое русло: попросить их сделать рисунки к наиболее понравившимся отрывкам из сказки, вылепить из пластилина героев.
Сказкотерапия по своей сущности не могла обойти стороной приём драматизации. «Проживание» под маской множества жизней значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека, способствует творческому развитию, выявлению первичных задатков одарённости детей. Слушая или читая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, ребенок в своём воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование драматизации сказок для развития творческих способностей дошкольника. Однако, не каждый ребёнок и взрослый обладает актёрским талантом для того, чтобы самому играть на сцене. Поэтому для психологических целей используется также постановка сказок с помощью разных видов кукол.
Следует отметить, что одной из любимых детьми форм сказкотерапии является театрализация, которая тесно связана с игрой - драматизации. Театрализованная деятельность способна изменить отношение ребенка к себе, этот способ общения со сверстниками, помогает раскрыть творческие способности. Работа над ролью позволяет решать и множество коррекционных задач: отработать правильное произношение звуков и слов, добиться выразительности и интонационной привлекательности речи. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Элементы театрализации рекомендуется включить на занятиях: ознакомление с художественной литературой, познавательное, развитие речи, математика, обучение грамоте, занятия по ИЗО. Это способствуют развитию творческих и речевых способностей детей.
Сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровье-сберегающих технологий.
Список литературы:
1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А.; Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 112 с.;
2. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… – М.: Генезис, 2011. – 288 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб. Речь, 2013.
4. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О.А. Шорохова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию педагога. Тема «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога...
«Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»
laquo;Сказкотерапия как средство развития детейдошкольного возраста»...
Родительское собрание на тему: « Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»
Родительское собрание на тему:« Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»...
Самообразование Сказкотерапия, как средство развития детей дошкольного возраста»"
Сказкотерапия, как средство развития детей дошкольного возраста»...
Сценарий творческой встречи с родителями и детьми на тему: «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»
Цель: Познакомить родителей со сказкотерапией, как эффективном методе работы с детьмиЗадачи:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;Создать доверительную атмосферу в группе родителей...
Родительское собрание на тему: « Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»
laquo;Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребенку узнать мир,может одарить его воображение ...
"Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста"
Отчёт по проекту "Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста"...