АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЗА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.
материал
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЗА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vernyy_moy_godovoy_otchet_2022-2023.docx | 80.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет музыкального руководителя
Романюта Екатерины Алексеевны за 2022-2023 учебный год.
Образование: среднее специальное, в 1988 году окончила Абаканское педагогическое училище, музыкальное отделение.
Квалификация: учитель музыки, музыкальный руководитель.
Общий стаж работы: 35 лет, педагогический стаж: 27 лет.
Высшая квалификационная категория.
На о. Шикотан в с. Малокурильское проживаю с августа 2003г.
Из них-13 лет проработала в д/с « Ромашка.
В д/с «Островок работаю» с 13.09.2018 года по настоящее время.
Образовательный процесс по музыкальному воспитанию осуществляется на основе Рабочей программы музыкального руководителя, которая разработана на основе инновационного переиздания программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» «МОЗАИКА -СИНТЕЗ»,2019, рекомендованная Министерством образования РФ программа «Воспитание и обучение в детском саду» на основе образовательной программы МБДОУ «Детский сад «Островок».
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «Художественно-эстетическое развитие» детей (1,5-7 лет, раздел «Музыка» на 2020 - 2025 уч. г.) представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад «Островок».
Данная программа описывает курс подготовки по музыкальному развитию детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет в соответствии с возрастными, индивидуальными и психическими особенностями, на основе обязательного минимума содержания в разделе «Музыка» для ДОУ в соответствии с ФГОС, в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, с учетом направления работы дошкольного образовательного учреждения. Программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей, с учетом интеграции образовательных областей.
Цель программы:
приобщение к музыкальному искусству, развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания музыкального искусства.
Задачи:
• формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
• развитие музыкальных способностей детей;
- воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности;
- развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
В решении поставленных задач мною были использованы парциальные программы и технологии музыкально-эстетического воспитания:
«Ожидание чуда» Л.В. Гераскиной, «Топ-хлоп, малыши»Т.Сауко, А.И. Бурениной, «Вдохновение» Е. Колтакова, Н. Макарова, Н.В. Корчаловская, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, «Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах» Н.Г. Кононовой. Технологии направлены на развитие музыкальных способностей, творческой и познавательной активности, эмоционально-волевой сферы, привитие навыков музыкальной культуры и художественно-эстетического вкуса.
Моя задача: сделать музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной. В нашем детском саду созданы условия для организации музыкальной деятельности воспитанников. В соответствии с ФГОС ДО среда должна быть увлекательной, современной, успешной и плодотворной. Используемый мною материал содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников, способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а так же развитию музыкальных и творческих способностей.
Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.
В ДОУ имеется: оборудованный музыкальный зал, настроенное фортепиано, технические средства обучения (ноутбук и музыкальный центр, проектор и экран для просмотров видеороликов, микрофоны, аудиокассеты и диски), музыкальные игрушки и детские инструменты, музыкально – дидактические пособия и игры, методическая и нотная литература, атрибуты для игр и танцев, ширма для театра. Оборудование отвечает современным эстетическим и педагогическим требованиям.
Для работы с детьми я создала библиотеку с музыкальным материалом, аудиотеку и видеотеку, которая содержит классическую зарубежную и русскую музыку, инструментальную, многообразие песенного и игрового материала. В течение года пополнялась музыкальная библиотека и аудиотека.
Детям дошкольного возраста характерно восприятие окружающего мира через наглядность и эмоции, поэтому я использую в музыкальном развитии детей различную атрибутику. Она помогает наполнить содержание музыкальной деятельности более глубоким смыслом, поднять эмоциональный фон происходящего действия. В зале имеются атрибуты для детского танцевального творчества, для инсценирования песен, для музыкально – ритмических движений, элементы костюмов к танцам.
Для развития музыкально-сенсорных способностей детей я использую музыкально-дидактические игры. Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то я стараюсь расширить диапазон и виды музыкальных игр во всех формах работы с детьми по музыкальному развитию.
Музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.
Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды.
В каждой группе имеется музыкальный уголок, который соответствует принципам реализуемой программы и ФГОС. Основное содержание уголка составляет: ТСО (музыкальный репертуар для каждого возраста: видео и аудио детских песен, музыкальных сказок и танцевальной музыки), музыкальные игрушки и детские инструменты (барабан, дудочка, деревянные ложки, металлофон), которые подобраны с учетом возраста детей, инструменты шумелки – самоделки, дидактические пособия и игры. Все эти пособия активизируют детей и позволяют в доступной интересной форме приблизить ребенка к музыке.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство, то и запоминается довольно легко.
Образовательную работу по музыкальному воспитанию я проводила исходя из основных годовых задач ДОУ на 2022-2023 учебный год, принятым на педагогическом совете (31.08.2022 г) и в соответствии с целями и задачами моего годового плана.
Задачи и содержание музыкального воспитания определялись общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания.
Цель:
- создание каждому ребенку возможность для развития музыкальных способностей в разных видах музыкальной деятельности и творческой самореализации; развитие системы патриотического и экологического воспитания детей.
Задачи:
- приобщать детей к музыкальному искусству, воспитывать художественный вкус, стимулировать эмоционально-положительное состояние детей посредством музыкальной деятельности;
(совершенствовать звуковысотный тембровый, ритмический и динамический слух; совершенствовать певческие навыки, навыки движения под музыку; создавать условия для самостоятельной деятельности детей; обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями, формировать у них эмоциональную отзывчивость на доброе и прекрасное.)
- развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;
- формировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию
общей духовной культуры.
- формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников, чувства сопричастности к своей Родине через проектную деятельность;
- сохранение и укрепление здоровья детей посредством использования разнообразных здоровьесберегающих технологий, формирование у детей представлений о здоровом образе жизни;
- продолжать приобщать детей к культуре родного края «Наш о. Шикотан, как источник патриотического начала»;
- речевое развитие детей, расширение словарного запаса детей средствами певческой, музыкально-ритмической, театральной и музыкально-игровой деятельности;
- совершенствовать взаимодействие с педагогами и родителями в вопросах музыкальности детей;
- повышение уровня педагогического мастерства путем участия в педсоветах, РМО, семинарах, мастер-классах.
Поставленные годовые задачи я решала в разнообразных формах: в НОД, на праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, в совместной деятельности с педагогами и родителями. Намеченные цели я достигала в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: музыкально-художественной, игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: художественно-эстетическое, познавательное, физическое, речевое, социально-коммуникативное.
Основной формой образовательной деятельности по музыкальному воспитанию является занятие - НОД, в ходе которого я осуществляю разностороннее воспитание детей (умственное, нравственное, эстетическое, физическое), развиваются музыкальные способности.
Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
Нравственное: Воспитывается чувство любви к маме, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, танцевать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.
Эстетическое: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно её чувствовать. Дети познают прекрасное.
Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
В этом учебном году музыкальные занятия проводились в следующих возрастных группах:
-Первая группа раннего возраста «Жемчуженки» (от 1,5 до 2 лет),
-Вторая группа раннего возраста «Морские звездорчки» ( от 2 до 3 лет),
-Младшая группа «Рыбки» (от 3 до 4 лет),
-Средняя группа «Осьминожки» (от 4 до 5 лет),
-Старшая группа «Дельфинчики» (от 5 до 6 лет),
-Подготовительная группа «Морячки» ( от 6 до7 лет).
Занятия проводились согласно программе два раза в неделю в каждый возрастной группе, соответствовали возрасту детей, выдержаны по времени.
В процессе НОД дети занимались по следующим разделам:
- Слушание музыкальных произведений.
- Пение и песенное творчество.
- Музыкально ритмические движения.
- Танцы.
- Игры и хороводы.
- Игра на детских музыкальных инструментах.
Планируя образовательный процесс, наряду с традиционными формами работы, я использовала нетрадиционные формы проведения занятий:
• Доминантные занятия
• Творческие занятия
• Интегрированные занятия
• Занятия познавательного типа
• Проектная деятельность.
Разнообразные виды занятий обогащают представления ребенка, позволяют реализовать его творческие возможности, коммуникативные умения, познавательную активность.
В каждой возрастной группе проводилось два музыкальных занятия в неделю. В процессе работы с детьми учитывались следующие принципы: комплексное решение основных задач музыкального воспитания, систематичность, постепенность, последовательность, повторность. Занятие включало чередование различных видов деятельности – слушание музыки, пение, музыкально – ритмические движения, танцы, игры и хороводы, игра на детских инструментах.
1. Слушание музыки – основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность является как самостоятельной, так и составной частью любого другого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников использую вокальную, инструментальную музыку.
Я учу ребенка не только слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней, о её характере. В работе со старшими дошкольниками, как и с малышами, применяю метод сравнения. Дети сравнивают как контрастные, так и близкие по настроению пьесы.
Знакомлю со средствами музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Дети слушают звучание музыкальных инструментов, знакомятся с их тембрами и выразительными возможностями.
Дошкольники любят играть в «музыкальные викторины», это одна из форм «повторение пройденного». Такая игра-викторина позволяет определить, в какой мере дети овладели материалом, какие произведения запомнили, а к каким нужно вернуться.
Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения.
2. Музыкально - ритмические движения- это раздел, который включает танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. В движении развиваю чувство ритма, творческие способности, учу двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. В старших группах добиваюсь от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Основу для музыкально-ритмических композиций составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений.
Путем целенаправленного обучения развивается творческая активность детей, расширяется музыкальный опыт, происходит активизации чувств, воображения, мышления. У детей
развивается выносливость, ловкость, гибкость, координация движений.
Дети очень любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводу. Если им не навязывать готовые движения при инсценировках, можно наблюдать самобытный, неповторимый мир образов, выраженный в движениях. Однако надо отметить, что не у всех детей это получается одинаково успешно. Некоторые дети могут действовать только по показу. Творческие задания педагога им очень нравятся, но они не способны к каким-либо ярким самостоятельным и творческим действиям. Им полезно смотреть, как эти творческие задания выполняют другие дети, какие движения демонстрирует педагог.
Музыку для музыкально - ритмических движений подбираю яркую, доступную по содержанию, вызывающую эмоциональный отклик у детей, близкую и понятную дошкольникам, их жизненному опыту. Движения подбираю соответственно возрастным возможностям, учитываю координационную сложность, объем движений, переключаемости движений, интенсивностью нагрузки.
3. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности.
Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. На занятиях мы работали над дикцией, учила ребенка правильно пропевать звуки, слова, предложения.
Развивая вокально-хоровые навыки, я учитываю физическое состояние ребенка и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата. Для защиты певческих голосов на занятиях я использовала оздоровительные упражнения. Это очень помогает детям со слабым дыханием. В простой доступной форме детям объясняла, как нужно беречь голос, как дышать. На занятиях я проводила дыхательную гимнастику, делала специальные упражнения для голосовых связок. У детей постепенно развиваются вокальные и певческие навыки, укрепляется и расширяется певческий диапазон.
В процессе обучения пению главную роль играет звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
Большинство детских песенок, которые дети разучивали, состоит из простых, часто повторяющихся слов. А повтор является основным средством овладения языком и развитием речи. Дети даже не осознавали, что через повторение они заучивали слова.
В ходе НОД задания постепенно усложняю путем внесения разнообразных атрибутов, иллюстраций, чтения стихов и т.д. Пение со словами и без слов, вслух и про себя доставляют детям огромное удовольствие. А настроение детей на занятии - немаловажный фактор овладения вокальными данными. Побуждаю ребят помнить и исполнять самые любимые песни, выученные в течение года и ранее.
4.Игра на детских музыкальных инструментах. Это один из видов детского исполнительства. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов.
В этом виде деятельности я развиваю сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов.
По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить ритм музыки в движении (ходьба, хлопки), они уже могут сыграть ритмично на инструментах. Сначала я помогаю им попадать в такт музыки (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их игра становится более самостоятельной. Во второй младшей группе дети могут играть на бубне, погремушке, колокольчике, ложках, барабане. В средней группе знакомлю детей с металлофоном. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента можно передать определенное настроение.
На своих занятиях я внедряю элементарное музицирование.
Цель этого музицирования: импровизированное развлекательное звукоподражание. При этом развиваются и сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. У детей идет развитие не только техники игры на инструментах, развивается и творческое начало. Разыгрывая какую-нибудь потешку или стихотворение, я предлагаю детям «украсить» её всевозможными звуками (как музыкальными, так и шумовыми.) Учу детей понимать смысл содержания стихотворения и подбирать соответственно звуковые средства выразительности. Это наш совместный поиск, партнерские взаимоотношения без авторитарного научения и показа способа выполнения задания.
Шумовые инструменты имеются в музыкальном уголке каждой группы и в музыкальном зале. Самодельные инструменты - шумелки изготавливаю сама, привлекаю родителей с детьми и воспитателей. Мы используем инструменты из бросового материала - листки бумаги, фольга, крышки, бутылочки с водой, коробочки с крупой, ложки, пустые бутылочки, баночки с горохом и др. Всё зависит от наших фантазий.
Программные задачи по музыкальному воспитанию дошкольников для каждой возрастной группы, были выполнены.
1 группа раннего возраста:
Дети могут эмоционально реагировать на музыку, умеют слушать несложные песенки и сказки, повторяют за воспитателем простые игровые и плясовые движения ( хлопки, пружинку, кружения вокруг себя).
Играть на ударных музыкальных инструментах (металлофоне, ксилофоне, барабане, ложках).
2 группа раннего возраста:
Дети умеют петь негромко, уверенно и естественно, с помощью педагогов в начале года, а в конце года самостоятельно ориентируются и перемещаются в пространстве, овладев простыми танцевальными движениями. Высказываются о характере музыки, способны менять движения в соответствии со сменой музыки. Данные параметры соответствуют критериям программы.
Средняя группа:
Дети владеют разнообразными видами ходьбы, бега, простыми танцевальными движениями, слышат и воспроизводят метрические акценты и равномерный ритм в игре на ударных инструментах. Определяют характер музыки, активно высказываются об эмоциональном настроении.
Старшая группа:
Хороший уровень музыкального развития.
Работая со старшей группой, хочется отметить значительные успехи развития в области музыкального воспитания.
Дети сосредоточенно и с интересом слушают музыку, умеют высказываться о характере музыки, расширился словарь эмоционально-образными высказываниями о музыке, музыкальном образе.
В разделе «Пение» большое внимание уделялось развитию голосового аппарата, вокально-хоровым навыкам, речи. В связи с этим в занятия вводились вокальные упражнения на развитие артикуляционного аппарата, дыхания, речевые игры, мелодекламации, пропевание звукоподражаний. Работа велась по расширению певческого диапазона, формированию легкости, подвижности, звонкости, полётности детского голоса.
Речевые и пальчиковые игры стимулируют моторные и речевые зоны мозга,способствуют развитию речи, формированию правильного артикуляционного аппарата, развивают мелкую моторику.
Можно отметить, что проведённая работа показала положительный результат как в исполнительской деятельности детей, так и в художественном чтении стихов.
Также в полном объёме решены программные задачи по музыкально-ритмическому движению. Основной набор движений освоен, музыкально-ритмические навыки и навыки выразительности движений достаточно развиты.
Подготовительная группа:
В результате систематической целенаправленной и планомерной работы произошли качественны изменения показателей музыкального развития у детей.
К концу года дети подготовительной группы достигли значительных успехов в музыкальном развитии:
• эмоционально воспринимают музыку, правильно определяют ее настроение, жанр, слышат средства музыкальной выразительности, динамику развития музыкального образа, могут рассказать о возможном содержании пьесы; определяют по тембру звучание музыкальных инструментов.
• поют выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности, поют с музыкальным сопровождением и без него;
• ритмично и выразительно двигаются в соответствии с характером музыки, ее жанром, самостоятельно реагируют на смену частей и фраз, обладают хорошей координацией, ориентируются в пространстве;
• выразительно исполняют знакомые движения в свободной пляске, придумывают свои комбинации танцев.
Большую помощь в организации непосредственной образовательной деятельности мне оказывают игровые технологии.
Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Применяя игры и игровые упражнения, я обеспечиваю заинтересованность детей в восприятии изучаемого материала, привлекаю их к овладению новой информацией, делаю более доступными игровые задачи. Мне нравится, что игра всегда требует умственной и физической активности детей.
В практической деятельности я использую следующие игровые технологии:
- игровые ситуации;
- сюрпризные моменты;
- знакомство с новой игрушкой (практическое обследование, обыгрывание манипуляторное и сюжетное);
Игровые технологии позволяют мне:
- поддерживать интерес к музыкальной деятельности, давая специальные знания, умения и навыки;
- создать игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
- вовлечь в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
- доставить детям удовольствие и вызвать желание повторить игру в самостоятельной деятельности,
- повысить уровень развития познавательной активности и творческих способностей детей.
В практической деятельности я использую следующие игровые технологии:
ситуации, сюрпризные моменты, знакомство с новой игрушкой (практическое обследование), элемент присутствия любимой игрушки во время НОД.
Помимо музыкальных занятий я проводила индивидуальную работу с детьми. Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого воспитанника с целью своевременной помощи и развития способностей. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному, развиваются неодинаково. Индивидуальная работа полнее выявляет возможности ребенка, позволяет найти причину отставания в некоторых видах деятельности. Стараюсь создать для ребенка ситуацию успеха, отмечаю его малейшие достижения, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше. Все это создает у ребенка положительную мотивацию в отношении к занятиям.
Забота о здоровье детей – важная задача всего общества. Данная задача осуществляется всеми педагогами ДОУ. Роль музыки значительна в охране здоровья, в первую очередь в создании благоприятной психологической атмосферы. Музыка даёт возможность:
• создания приподнятого радостного настроения;
• выражения и разрядки отрицательных эмоций;
• повышение и понижения активности у детей;
• привлечения внимания и переключения с одного вида музыкальной деятельности на другой.
Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего занятия, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Для осуществления оздоровительных мероприятий с воспитанниками я использую здоровьесберегающие технологии - музыкотерапия, логоритмика, ритмопластика, пальчиковая гимнастика, дыхательные и голосовые упражнения, физминутки, бережное отношение к голосу.
1.Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной). К психогимнастике относятся мимические упражнения; релаксация; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапия.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика вырабатывает у воспитанников технику правильного произношения звуков в пении и выразительной декламации стихотворного текста.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
3. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики) применяю в качестве физминуток во время слушания или пения. Она способствует развитию речи ребенка и повышению координации способности пальцев.
4. Логоритмика - это выполнение различных движений под музыку, распевание слов, различные видах ходьбы и бега, разучивание пальчиковых упражнений. Это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
5.Ритмопластика подразумевает психологическое раскрепощение ребенка через освоение собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Интеграрация - техника здоровьесбережения на музыкальных занятиях позволяет создать положительный эмоциональный фон, помогает развивать музыкальные способности детей, укреплять здоровье ребенка. Я считаю, что использование методов здоровьесбережения облегчает привыкание ребенка к новой среде, позволяет укреплять иммунную систему, что важно для дальнейшего полноценного психического и физического развития воспитанников. Эти технологии дают устойчивый долговременный результат, обусловленный систематичностью их применения.
Учитывались следующие параметры: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжительность музыкальных занятий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность. Норма – 3-5 видов за занятие, в зависимости от возраста ребенка. Однообразность, как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно 3-10 минут (в зависимости от возраста детей) При проведении музыкальных занятий я учитываю эмоциональную, умственную и физическую нагрузку, поэтому виды музыкальной деятельности распределяю в определенной последовательности, спокойные задания чередую с динамичными. Структуру занятия выстраиваю гибкой, она зависит от возраста детей, от содержания, от особенностей материала. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для повышения качества и эффективности работы по музыкальному воспитанию мною были составлены и разработаны методические материалы, которые включают: перспективное планирование по возрастным группам, циклограмму деятельности музыкального руководителя, конспекты занятий, праздников и развлечений, подборку музыкально-ритмических упражнений, пальчиковую гимнастику, картотеку подвижных и дидактических игр, консультации для воспитателей и родителей. В течение года обновлялись методические пособия, дидактические игры и атрибуты, костюмы к праздникам. Сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным мне позволяет применение компьютерной техники. Одним из актуальных, инновационных направлений внедрения ИКТ в образовательный процесс музыкального воспитания являются мультимедийные презентационные технологии. Использование презентационных средств позволило привнести в мои занятия эффект наглядности и помогло ребенку усвоить музыкальный материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создать наглядные эффектные образы. В непосредственной образовательной деятельности для лучшего усвоения и закрепления воспитанниками учебного материала я использую ноутбук для прослушивания детских (песни, релаксационная музыка, звуки природы); Пользуюсь видеопроектором для просмотра мультфильмов, видеороликов (обучающих и развлекательных),танцев, фрагментов концертных номеров слушания классической и народной музыки, патриотических песен и произведений. В своей работе детям предлагаю для просмотра видеоролики с музыкально- дидактическими играми , а также игры на развитие музыкально- ритмического слуха, с применением музыкальных инструментов. Активно использую интернет ресурсы при планировании образовательной области «Музыка», при составлении конспектов занятий, праздничных мероприятий, подбираю иллюстрированный материал к НОД, материал для оформления стендов, родительских уголков, буклетов, создаю презентации в программе Power Point, изучаю педагогический опыт других педагогов-музыкантов. Использую ПК в делопроизводстве ДОУ, создании различных данных.
Анализ результатов педагогической диагностики. Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ. Мониторинг качества освоения детьми основной общеобразовательной программы за 2022-2023 учебный год показал следующие результаты: Количество диагностируемых детей: сентябрь 2022г.-91 ребенок; декабрь 2022 г. – 96 детей; май: 2023г.- 97 детей; Дата проведения: сентябрь -декабрь2022 г- май 2023г. Характеристика детей за анализируемый период:
Общие показатели результатов проведенной диагностики уровня музыкального развития детей в МБДОУ «Д/с «Островок» на сентябрь -декабрь 2022-май 2023 учебный год. 2я 2 ранняя группа (2-3 года): С СЕНТЯБРЬ Списочный состав 14 человек, аттестовано 12 человек. Высокий 0%, Средний 0%, Низкий 20%, Критический 80%. ДЕКАБРЬ Показатели по результатам межпромежуточной диагностики. Из 14 человек аттестовано 12 человек. Высокий 0%, Средний 12%, Низкий 88%, Критический 0%. МАЙ По результатам проведенной диагностики в конце учебного года показатели улучшились: Из 14 человек аттестованы 14 человек. Высокий 31%, Средний 34,8%, Низкий 34,2%, Критический 0%. Младшая группа (3-4 года): СЕНТЯБРЬ Списочный состав 22 человека, аттестовано 22 человека. Высокий 0%, Средний 10%, Низкий 40%, Критический 50%. ДЕКАБРЬ Показатели по результатам межпромежуточной диагностики. Из 22человек аттестовано 22 человека. Высокий 0%, Средний 30%, Низкий 65%, Критический 5%. МАЙ По результатам проведенной диагностики в конце учебного года показатели улучшились: Из 22 человек аттестованы 22 человека. Высокий 20%, Средний 55%, Низкий 25%, Критический 0%. Средняя группа (4-5 лет): СЕНТЯБРЬ Списочный состав 18 человек, аттестовано 14 человек. Высокий 0%, Средний 9,5%, Низкий 33,5%, Критический 57%. ДЕКАБРЬ Показатели по результатам межпромежуточной диагностики. Из 18 человек аттестовано 18 человек. Высокий 0%, Средний 35%, Низкий 65%, Критический 0%. МАЙ По результатам проведенной диагностики в конце учебного года показатели улучшились: Из 18 человек аттестованы 18 человек. Высокий 35%, Средний 45%, Низкий 25%, Критический 0%. Старшая группа (5-6 лет): СЕНТЯБРЬ Списочный состав 23 человека, аттестовано 22 человека. Высокий 0%, Средний 45%, Низкий 25%, Критический 30%. ДЕКАБРЬ Показатели по результатам межпромежуточной диагностики. Из 23человек аттестовано 22 человека. Высокий 25%, Средний 55%, Низкий 15%, Критический 5%. МАЙ По результатам проведенной диагностики в конце учебного года показатели улучшились: Из 23 человек аттестованы 23 человека. Высокий 58%, Средний 37%, Низкий 5%, Критический 0%. Подготовительная группа (6-7 лет): СЕНТЯБРЬ Списочный состав 22 человека, аттестовано 21 человек. Высокий 0%, Средний 27%, Низкий 41%, Критический 32%. ДЕКАБРЬ Показатели по результатам межпромежуточной диагностики. Из 22человек аттестовано 22 человека. Высокий 29%, Средний 50,2%, Низкий 20,8%, Критический 0%. МАЙ По результатам проведенной диагностики в конце учебного года показатели улучшились: Из 22 человек аттестованы 22 человека. Высокий 72%, Средний 28%, Низкий 0%, Критический 0%. Аналитическая справка Итоги мониторинга показали, что детьми материал по образовательной области «Музыка» усвоен на высоком и среднем уровне. Данные диагностики показывают, что в конце года у некоторых детей сохраняются определенные затруднения в разных видах музыкальной деятельности. Наличие низкого уровня развития в разных возрастных группах обусловлено рядом причин. Это часто болеющие и мало посещающие занятия дети либо дети с нарушениями в развитии. Дети с уровнем развития ниже среднего менее активны, испытывают затруднения в различных видах музыкальной деятельности, в ответах, чувствуют себя менее уверенно. Высокие результаты можно отметить в разделе «Пение». Большинство детей поёт звонко, выразительно, без напряжения, правильно, чисто интонируя мелодию. Могут петь в хоре и сольно, с аккомпанементом и без него. Эти результаты достигнуты благодаря постепенной и систематической работе над развитием певческих навыков. Относительно хорошие показатели усвоения программного материала отмечаются в разделе «Игра на детских музыкальных инструментах». Дети любят этот вид музыкальной деятельности и с удовольствием играют на разных инструментах даже в свободное от занятий время. Наименьшая динамика прослеживается в разделе «Слушание (восприятие) музыки». У детей повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку, появился более устойчивый интерес к ней, но не все дети внимательно слушают музыку до конца. Дети определяют контрастные настроения в музыке, динамические и тембровые оттенки, различают жанры в музыке, но недостаточно умеют высказываться о музыкальном произведении, подбирать термины, сравнивать с другими произведениями. Следует в дальнейшей работе применять более эффективные игровые приемы, использовать большее количество наглядного материала (иллюстрации, игрушки), словесного (беседы, образные рассказы), делать более подробный анализ музыкальных произведений после прослушивания.
Выводы (конец года) 1.Уровень музыкального развития детей групп к концу 2022-2023 учебного года вырос по сравнению с показателями на начало года. Этому способствовало несколько факторов, таких, как: высокий профессионализм и творческий подход, заинтересованность в достижении лучших результатов; систематизированные музыкальные занятия, досуги и праздники (реализация образовательной программы). Воспитанники детского сада успешно освоили программу музыкального воспитания. 2. Используя систематическую, планомерную работу с постепенным усложнением музыкального материала по развитию музыкальных способностей можно достичь положительной динамики. 3. Необходимо продолжать проводить индивидуальную работу с детьми по формированию, умений и навыков во всех видах детской музыкальной деятельности, а также совершенствовать и развивать творческие способности воспитанников. Цель музыкальных занятий, основанных на программе «Ладушки»:Актуальность программы состоит в том, что она ориентирована на приобщение ребёнка к миру музыкального искусства с учётом специфики дошкольного возраста. В процессе музыкального воспитания у детей развиваются музыкальные и творческие способности (с учётом возможностей каждого ) посредством различных видов музыкальной деятельности; формируется начало музыкальной культуры, способствующее развитию общей духовной культуры. Рабочая программа составлена на основе:
Цель рабочей учебной программы: Создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности. Задачи:
В работе с детьми использовались следующие технологии:1.Здоровье - сберегающие технологии; 2.Технологии проектной деятельности; 3.Технология исследовательской деятельности; 4.Информационно-коммуникационные технологии; 5.Личностно-ориентированные технологии; 6.Игровые технологии. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС ДО» Приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к этому миру - вот основная задача музыкальных руководителей детских садов в музыкальном образовании дошкольников. Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи. Недаром еще Василий Александрович Сухомлинский писал в свое время: «Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет родителей (законных представителей) как непосредственных участников воспитательно-образовательного процесса детского сада, а ДОУ, в свою очередь, призвано помочь, направить, дополнить и поддержать воспитательскую деятельность родителей, оказать квалифицированную помощь, создать условия для активного участия родителей (законных представителей) в образовании и воспитании детей. На базе нашего детского сада «Островок» создана инновационная площадка , где мы связали в одно целое родителей, детей и педагогов- в одну большую дружную команду! С целью, чтобы установились доверительные отношения между участниками. Для того, чтобы родители включились в образовательный процесс, а не были наблюдателями. У нас образовался клуб «3 Д», (дети, дом, родители). В клубе работает 7 модулей, в которых взаимодействие детей с родителями строится по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Я – музыкальный руководитель и так же, как все педагоги нашего детского сада, стараюсь тесно сотрудничать с родителями воспитанников. Цель взаимодействия : Построение партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников для решения задач музыкального образования детей. Задачи: - вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через разнообразные формы дифференцированной работы; - активизировать участие родителей в мероприятиях ДОУ, приобщить их к музыкальному искусству, - способствовать развитию совместной музыкально-художественной деятельности родителей и детей. В своей работе я акцентирую внимание родителей на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей, а также стараюсь находить новые формы и направления сотрудничества с семьями воспитанников, обеспечивая тем самым художественно- эстетическое развитие воспитанников. В качестве наглядно – информационных форм работы с родителями на стенде «Музыкальные новинки» в холле детского сада. В группах ВАТСАП размещаю различную полезную информацию: Консультации, рекомендации, информационные листы и т.д. В индивидуальных беседах знакомлю родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении. Очень радует и то, что родители активно участвуют в совместном создании и оформлении музыкальной предметно-пространственной образовательной среды. Родителям очень нравится, когда их привлекают к участию в мероприятиях детского сада, что является досуговыми формами работы с семьями дошколят. В нашем детском саду были организованы и проведены совместные праздники с участием родителей в роле ведущих, сказочных персонажей: «Новый год», «Праздник осени», «8 марта». А также выступление с музыкальными номерами на праздниках : «День защитников отечества», «День победы», «День рождения детского сада», «До свидания, детский сад!» Проанализировав все формы сотрудничества с семьями воспитанников, я пришла к выводу, что наибольшая результативность проявляется в привлечении родителей к участию : - в образовательной деятельности детей, - в родительских собраниях, - в совместных праздниках и развлечениях, - в фестивалях и конкурсах, - в театрализованных представлениях, - в совместных детско-родительских проектах; - в совместных выступлениях детей и родителей в детском саду, так и в мероприятиях, организованных отделом образования МО «Южно-Курильский городской округ». Многие родители, принимая активное участие в мероприятиях, раскрываются как организаторы, артисты, оформители, костюмеры и лучше начинают понимать вопросы воспитания и развития детей в детском саду. Использование разнообразных форм работы даёт возможность улучшить качество музыкального воспитания детей в детском саду и приводит к тесному взаимодействию музыкального руководителя и семьи. Конечно, такие формы работы с родителями требуют тщательной подготовки к нему музыкального руководителя, поскольку он определяет содержание выступлений, ход встречи, оформляет наглядные пособия, разрабатывает рекомендации. Но такие встречи активизируют родителей, привлекают их к решению педагогических задач, которые осуществляет музыкальный руководитель в работе с детьми и, что очень важно, повышают личный авторитет педагога. Итоговые мероприятия, проведенные в детском саду в течении года согласно тематическому плану: праздники и развлечения; выставки акции и конкурсы;
Участие в профессиональных конкурсах , конференциях, и мероприятиях 2022-2023г. Музыкальный руководитель Романюта Екатерина Алексеевна:
Изучение научно- методической литературы, чтение и публикации в профессиональных периодических изданий.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчёт музыкального руководителя Горшковой Т.В. за 2014 -2015 учебный год.
Аналитический отчёт музыкального руководителя Горшковой Т.В. за 2014 -2015 учебный год об эффективности использования в практической деятельности современный образовательных технологий....
Аналитический отчёт музыкального руководителя о работе за 2015-2016 учебный год.
Аналитический отчёт музыкального руководителя детского сада о работе за 2015-2016 учебный год...
Программа саморазвития музыкального руководителя на 2022-2023 учебный год
Методическая разработка Программа самообразования музыкального руководителя Тема: Музыкально- коммуникативные игры-танцы, как одна из форм работы с детьми...
Аналитический отчёт "Педагогические достижения на 2022-2023 учебный год. Вторая младшая группа"
В Аналитическом отчете даны: Краткая характеристика детей второй младшей группы; Анализ воспитательно-образовательной деятельности группы, описано, чему научились дети за год по ...
Аналитический отчёт "Педагогические достижения за 2022 - 2023 учебный год.
Образовательная деятельность в нашей группе реализуется через организацию различных видов детской деятельности, которая проводится систематически и регулярно:Игровая, двигательная, познавательно-иссле...
отчёт о работе ГМО музыкальных руководителей в 2022-2023 уч.г.
В отчёте чётко прослеживается алгоритм написания....
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЗА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЗА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД....