Целесообразность внедрения поэтической поэзии в программное обеспечение ДОУ для формирования у дошкольников основ патриотического воспитания и нравственных понятий, отвечающих тенденции времени
материал (подготовительная группа)

Зобенкова Елена Юрьевна

Можно долго спорить о том, повезло ли нам  и нашим детям в том, что мы - люди 21 века, эпохи полной компьютеризации и невероятного технического прогресса. Но мы точно уверены в том, что, как бы далеко не зашло техническое развитие, человечеству не выжить без  духовно-нравственных ориентиров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_v_kachestve_dokladchika.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Целесообразность внедрения поэтической поэзии в программное обеспечение ДОУ для формирования у дошкольников основ патриотического воспитания и нравственных понятий, отвечающих тенденции времени

Зобенкова Елена Юрьевна, воспитатель;

МБДОУ №16 «Детский сад комбинированного вида»

Г. Кемерово

Можно долго спорить о том, повезло ли нам  и нашим детям в том, что мы - люди 21 века, эпохи полной компьютеризации и невероятного технического прогресса. Но мы точно уверены в том, что, как бы далеко не зашло техническое развитие, человечеству не выжить без  духовно-нравственных ориентиров. Именно это и несёт миру поэзия. Точнее всего передать чувства способны стихи: остро ощущается сила эмоций, которые испытывает поэт. Поэзия создаётся личными переживаниями и отражает лучшее, что есть в человеке. Поэзия учит любить и помогает увидеть прекрасное и необычное в простой жизни, посмотреть другими глазами на то, что нас окружает.

Наиболее важной задачей работы воспитателей является нравственно-

патриотическое воспитание. Проводя тематические занятия, мы тщательно подбираем стихи, чтобы раскрыть моральную суть событий, воспитывать правильный взгляд на многие этические вещи.

Мы, как педагоги дошкольного учреждения, считаем, что на протяжении всего дошкольного детства одной из главных задач является ознакомление детей с художественной литературой,  разными ее жанрами. Поэзия, как  один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий.

Поэзия  раскрывает перед детьми огромный мир и самые первые знания о человеке, животных, природе и Родине.  Заучивая наизусть лучшие стихи для детей, человек с малых лет узнает, что такое добро и зло, справедливость, человечность и дружба. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, обретается внутренняя гармония и формируется культурный уровень маленького человека.  

 Считаем, что в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией.

Почти у каждого детского поэта есть несколько «стихов-воспитателей», на героев которых детям хочется равняться или, наоборот, не хочется походить вовсе.  После прочтения поучительных стихов, следует обсудить с детьми, хорошо ли поступает герой или плохо, и почему он это делает? А нравится ли его поведение окружающим? Как надо поступить правильно? Дети сопереживают героям стихотворений и, рассказывая о них, подсознательно говорят о себе, запоминают модель поведения.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. К большому сожалению, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Вот поэтому патриотическое воспитание дошкольников — актуальная проблема в наше время. Видно, что изменилась не только сама жизнь, но и мы сами. Именно с дошкольного возраста нужно начинать работу над развитием у детей чувства патриотизма. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы.

Поэзия нужна нам, но прежде всего детям! Для чуткого восприятия окружающего мира, для раскрытия индивидуальных способностей, для обогащения их литературного багажа стихами и песнями, закличками и считалками, а в конечном итоге – для воспитания нравственно - патриотических чувств.

В нашем коллективе есть педагоги с творческими способностями, пишущие для детей дошкольного возраста тематические стихи, хороводные и пальчиковые игры¸ динамические минутки.  Для детей старшего дошкольного возраста есть авторские поэтические произведения патриотической тематики, отвечающие тенденции времени. Вот несколько из них:

Россия – Родина моя!

Автор: Елена Зобенкова

Россия - Родина моя!

Люблю её луга, поля

Люблю дожди, ветра, снега

И лета яркие цвета!

Порой любовь моя до слёз

Средь бела дня и ночных грёз

Забота душу мою гложет,

Кто в трудный час стране поможет?

Разве можно любить и не плакать?

Не мечтать о желанном любя?

Успокоить осеннею дракой

Зелень сада, зелень себя?

Наши жизни – песчинки Вселенной!

Её секунда! Её миг!

Для нас же жизнь первостепенна,

Как первый вздох и первый крик!

Россия – Родина моя!

Здесь тёплых чувств -  цветная гамма!

Усердный труд – он для тебя!

И подвиг воинов тот самый!

И поколения веков

Твои заветы берегли!

Уничтожали всех врагов

И мирный лишь посыл несли!

Россия – Родина моя!

И пусть не верит кто-то в это!

Кто наносил обиды зря

Мы не оставим без ответа!

Кто, если не мы?

Автор: Елена Зобенкова

Вот уже много лет подряд

Лгут о России везде

Но как в народе говорят:

«Друг познаётся в беде»

Кто, если не ты?

Кто, если не я?

Ждёт былой чистоты

Родная наша земля!

Кто, если не  ты?

Кто, если не я?

Кто, если не мы?

Мир и честь сохраним!

Мы на защите своих рубежей

И рядом с нами стоят

Хочет кто  мира в стране побыстрей

Каждый из нас - солдат!

Ждут исполнения у врат

Клятвы, мечты и слова!

Но как в народе говорят:

«Нет худа без добра»

Кто, если не ты?

Кто, если не я?

Ждёт былой чистоты

Родная наша земля!

Кто, если не  ты?

Кто, если не я?

Кто, если не мы?

Мир и честь сохраним!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников основ нравственного воспитание любви к малой Родине

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены чер...

Растим маленьких патриотов. Формирование основ патриотического воспитания у дошкольников с ограниченными возможностями.

Опыт работы по началу формирования патриотических чувств у дошкольников.  Суть партиотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, к ...

Стендовый доклад "Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников" в подготовительной группе

В докладе представлены основные задачи с содержательной деятельностью и используемые методы в рамках проектной деятельности...

Проект по патриотическому воспитанию Формирование основ патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста. «Любовь к Родине начинается с детства»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения....

Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников (в рамках образовательного проекта «С чего начинается Родина…»)

Авторы: Михайлова Елена ВикторовнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №73 Фрунзенского района Медведева Елена ГеоргиевнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №62 Фрунзенского районаг. Санкт-ПетербургЦелевым ...

Доклад на тему: "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников".

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нра...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...