Психологическая диагностика детей с нарушением слуха младшего школьного возраста
статья по психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическая диагностика детей с нарушением слуха младшего школьного возраста | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая диагностика детей с нарушением слуха младшего школьного возраста
Педагог – психолог МАОУ «Средняя школа №53»
Грицына Ирина Сергеевна
г. Красноярск
При обследовании особенностей психического развития детей с нарушенным слухом необходимо соблюдать принцип комплексности, предполагающий всестороннее обследование ребенка: состояние слуха, вестибулярного аппарата, развитие движений, особенности развития речи. При этом нельзя ограничиваться аудиологическим (с помощью аппаратуры, измеряющей слух) исследованием состояния слуха ребенка, которое позволяет судить о степени снижения слуха и его диапазоне. Кроме этого, нужно знать, как ребенок пользуется остаточным слухом в быту: при общении с окружающими людьми.
Принцип целостного системного изучения ребенка дает возможность не только обнаружить отдельные проявления нарушения психического развития, но и установить — а это главное — связи между ними. Целостное изучение ребенка с нарушенным слухом предполагает его наблюдение в процессе деятельности — предметной, игровой, учебной, трудовой и в процессе общения.
В процессе диагностики особенностей психического развития детей с нарушенным слухом используются традиционные методы и методики.
Главное — определить степень нарушения слуха у ребенка и время возникновения дефекта. Для этого анализируют историю его психического развития на ранних этапах жизни, рассматривают особенности поведения.
Исследование состояния слуха и уровня развития речи у ребенка с нарушенным слухом поможет правильно организовать его обучение и воспитание, поможет определить направления компенсации нарушенного слуха (в том числе с использованием специальной звукоусиливающей аппаратуры), полноценного развития его познавательной сферы и личности.
Методы диагностического обследования детей с нарушениями слуха.
Рекомендации по обследованию детей с нарушениями слуха представлены в научных трудах Г. Л. Выгодской, А.А. Венгер, Е. И. Исениной, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко.
В диагностических обследованиях психолог может использовать методики, по психодиагностике раннего возраста, но при предъявлении заданий и анализе результатов необходимо учитывать структуру нарушения или потери слуха.
В школьном возрасте, большее значение приобретают вторичные отклонения (отставание в речевом развитии, отсутствие речи, замедленное формирование процессов мышления).
Основным методом изучения детей с нарушениями слуха является метод наблюдения. Педагог – психолог ведет наблюдение за внешними компонентами поведения: движениями тела, перемещениями ребенка, мимикой и пантомимикой, внешними проявлениями вегетативных реакций, речевыми актами и др.
Психолого-педагогическое изучение обучающихся с нарушениями слуха.
При обследовании школьного возраста наряду с наблюдением используются экспериментально-психологические методики, все виды психологического эксперимента, направленные на выявление особенностей в развитии восприятия, пространственных представлений, памяти, наглядно-действенного и словесно-логического мышления.
Если дети не владеют словесной речью или владеют ею недостаточно, используется невербальная форма заданий, когда и ребенок и педагог - психолог могут не пользоваться устной речью: условия заданий вытекают из характера предъявленного материала или могут быть показаны с помощью естественных жестов.
При проведении обследования детей с нарушениями слуха Т. В. Розанова советует предварительно использовать аналогичное задание, относительно легкое, но по существу такое же, как основное.
Только после того как ребенок выполнит предварительное задание, можно переходить к основному. Возможно предъявление инструкций в письменной форме.
При обследовании детей с нарушениями слуха необходимо использовать задания, направленные на изучение всех видов восприятия, предметных действий, конструирования, образной и словесной памяти, пространственных и временных представлений, всех видов мышления.
Большое значение при обследовании школьников с нарушениями слуха имеет анализ продуктов деятельности. Изучению подлежат материальные результаты разных видов деятельности: учебной, трудовой, изобразительной и др.
Анализ работ позволяет педагогу – психологу зафиксировать действия ребёнка которые он выполняет самостоятельно и по инструкции. Важно анализировать продукты деятельности обучающихся с нарушениями слуха, на каждом этапе развития.
В младшем школьном возрасте - аппликации, рисунки, поделки из пластилина и природного материала; в среднем школьном возрасте - письменные работы, которые отражают грамматические и лексические особенности речи.
Для определения уровня интеллектуального развития детей с нарушениями слуха широко используются тесты.
Для тестирования людей с нарушениями слуха создаются специальные шкалы действия, которые включают решение головоломок из блоков, задания на составление узоров, идентификацию картинок, складывание фигур по образцам и т.п. Основной их особенностью является то, что решение достигается путем операций с различными элементами предметов, а речь используется минимально.
Хорошо зарекомендовали себя матрицы Дж. Равена и подобные им наглядные задачи, не требующие сложной инструкции со стороны педагога- психолога.
Достоверные результаты дает применение стандартизированных шкал, разработанных для исследования детей, имеющих нормальный слух (шкала Д. Векслера, школьный тест умственного развития, разработанный под руководством К.М. Гуревича).
Литература
- Т. С. Колосова, Н. В. Звягина, Л. В. Морозова; Под общ. ред. Т. С. Колосовой. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста – Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1997. — 159 с.
- Сурдопедагогика: учеб. для студентов высш. пед. заведений, обучающихся по специальности 031600 "Сурдопедагогика" / [И. Г. Багрова и др.] ; Под ред. Е. Г. Речицкой .- М. : ВЛАДОС, 2004 .- 655 с.
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - с. 3-203
- Основы психологии детей с нарушениями слуха: учебное пособие/сост. О.И. Суслова. – Саратов: Из-ий центр «Наука», 2013 – 92 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по развитию речи для детей с нарушением слуха (младшая группа)
1.Конспект подгруппового занятия в младшей группе по развитию слухового восприятия и обучению произношения.2. Конспект подгруппового занятия по развитию речи в младшей группе для дет...
Презентация на тему "Праздники" для детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста.
Данная презентация помогает познакомить с таким явлением, как праздник, закрепить названия праздников....
Особенности психологического пола у мальчиков и девочек младшего школьного возраста азербайджанской национальности в контексте психологического здоровья
В современном мире особую социальную значимость приобрела проблема психологического здоровья подрастающего поколения. Связывают это с тем, что от состояния здоровья детей зависят качественные и количе...
Проведение психологической диагностики детей с нарушениями зрения
Проведение психологической диагностики детей с нарушениями зрения требует специальных методик, которых, к сожалению, чрезвычайно мало. Поэтому психологам, работающим в дошкольных и школьных учреждения...
Программа психологического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста, обучающихся на дому.
2021 г. был запущен проект "Помощь вопреки", который реализовывался при поддержке Фонда Президентских грантов. В рамках проекта был создан комплексный подход для поддержки семей, воспи...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста "Части лица"
Конспект основан на опыте работы с детьми с нарушение слуха младшего дошкольного возраста....
Методическая разработка для проведения психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ и инвалидностью школьного возраста
Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики помогут специалистам качественно провести диагностику детей и определить уровень развития...