Проект по взаимодействию с родителями в ДОУ
проект

Кадргулова Лилия Ильдаровна

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Поэтому одной из основных задач образовательных учреждений является установление положительных взаимоотношений между педагогами и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx54.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по взаимодействию с родителями

в ДО МБОУ СОШ с.Ишлы

«Детский сад с.Ишлы»

Выполнила: воспитатель ДО МБОУ СОШ с.Ишлы

 «Детский сад с.Ишлы»

Кадргулова Л.И

2024г

Воспитание детей является одной из самых важных областей нашей жизни, так как дети – это будущие творцы истории нашего государства, будущие граждане страны и мира. Важная роль в их воспитании принадлежит семье. Семейное воспитание направлено на процессы воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Но важная роль в воспитании детей отводится не только семье, но и дошкольному учреждению, в котором ребенок проводит большую часть детства. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для роста и развития детей.

Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В тоже время, многое зависит от складывающихся отношений между педагогом и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Поэтому одной из основных задач образовательных учреждений является установление положительных взаимоотношений между педагогами и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

Главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на повышения качества обучения детей. В настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, но основная цель такого взаимодействия – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Чтобы из маленького ребенка вырастить полноценного человека и культурную, высоконравственную и  творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Здесь особое значение приобретает взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество ДОУ и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. В этом контексте семья по отношению к ДОУ выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера. Успех сотрудничества будет зависеть от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Актуальность данной темы  обусловлена тем, что в настоящее время большинство исследований в области педагогики посвящено образованию подрастающего поколения, но остается мало разработанной проблема нахождения оптимальных форм взаимодействия между ДОУ и родителями, чтобы этот процесс был эффективным.

Цель проекта: использование инновационных форм работы с семьей для повышения педагогической компетенции родителей и вовлечение их в образовательный процесс детского сада.

Задачи:

  • создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами детского сада;
  • приобщить родителей к участию в жизни группы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
  • повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
  • пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;
  • организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность группы, как полноправных участников образовательного процесса.

Предполагаемый результат: 

Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства детского сада и семьи будет способствовать:

  • повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
  • формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами детского сада, а также  участию в образовательном процессе ДОУ;
  • установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания  и обучения дошкольников между детским  садом и семьей.

Срок реализация проекта: продолжительный

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь-октябрь

2 этап – основной; срок реализации –ноябрь-апрель

Цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

3 этап – заключительный; срок реализации  – май

Цель – подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.

1 Работа над подготовительным этапом.

Задачи

Мероприятия

Сроки проведения

Составление социального паспорта семей.

Сбор информации о семьях. Проведение анкетирования родителей, для составления социального паспорта

Сентябрь-октябрь

Установление индивидуальных контактов с  каждой семьей ее членами для определений направлений  взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей  и конкретных форм взаимодействия

Проведение индивидуальных бесед, консультаций

Сентябрь-май

Определение содержания и формы работы  с родителями

Составления плана работы

Сентябрь-октябрь

2 Работа над основным этапом

Основной этап включает себя выполнение запланированной совместной работы с родителями, который длится с сентября по май.

План работы

Наименование мероприятий

Срок реализации

Участники

Проведение общего родительского собрания

сентябрь

Педагоги и все родители

Круглый стол «Сотрудничество ДОО и семьи»

Сентябрь

Педагоги, родители  

Мастер-класс педагогов для родителей «Час совместной игры»

Сентябрь

Педагоги, родители

Консультация для родителей по теме «Кризис 3лет, как с ним справиться?»

октябрь

Педагоги, родители

День открытых дверей в ДОУ

ноябрь

Педагоги , родители, воспитанники

Выставка поделок «Веселый новый год»

декабрь

Педагоги, родители

«Зимние забавы всей семьей»

январь

Педагоги, родители, воспитанники

Выставка рисунков и стенгазет «Мой папа самый лучший»

февраль

Педагоги, родители

Круглый стол «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»

март

Педагоги, родители

Мастер класс «Поделки своими руками»

март

Педагоги, родители

Викторина «Мама, папа, я- читающая семья»

апрель

Педагоги, родители, воспитанники

Общее родительское собрание, подведение итогов совместной работы»

май

Педагоги, родители

3 Заключительный этап

Заключительный этап включает в себя подведение итогов, анализ совместной работы с родителями, награждение самых активных участников мероприятий.

 Основные формы реализации проекта:

Коллективные

Индивидуальные

Наглядно-информационные

  • День открытых дверей
  • Игровые проекты
  • Круглый стол
  • Родительские собрания
  • Семинары-практикумы для родителей
  • Совместные праздники
  • Творческая семейная мастерская
  • Анкетирование
  • Индивидуальные беседы
  • Консультации
  • Посещение на дому
  • Сетевое взаимодействие
  • Информационные папки для родителей
  • Информационные листки
  • Памятки для родителей
  • Методическая копилка для родителей
  • Фотогалереи
  • Выставки рисунков и поделок
  • Семейные тематические фотоконкурсы

Ресурсное обеспечение проекта

1

Материально-технические ресурсы

  • дидактические игры;
  • развивающие игрушки;
  • стенды, ширмы, папки-передвижки;
  • фонотека музыкальных произведений и т.д..

2

Кадровые ресурсы

родительский комитет группы,

педагоги детского сада

3

Информационные

ресурсы

  • законодательные документы РФ
  • Методическая копилка ДОО;
  • Интернет-ресурсы

4

Нормативно-правовые

  • Устав ДОО,
  • Договор с родителями (законными представителями)

Основные риски от внедрения проекта:

  • Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОО, особенно из проблемных семей.
  • Не всегда высокая компетентность воспитателей в вопросе организации и построении контакта с родителями в современных социальных условиях.

Предупреждение рисков:

  • Разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ДОУ.
  • Опора на помощь родительского комитета.
  • Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают, заинтересовывают родителей.

Продукты проекта:

  • Видео и фото материалы новых нетрадиционных форм работы с родителями.
  • Публикации в СМИ и Социальной сети.
  • Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей.
  • Семейные стенгазеты.

Критерии оценки эффективности реализации проекта. Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям:

  • изменение характера вопросов родителей к воспитателям,  как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать;
  • рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;
  • проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОО. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОО в педагогической деятельности;
  • положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

Диагностический инструментарий. В качестве диагностических методов в ходе реализации проекта будет применяться:

  • анкетирование и беседы с родителями;
  • наблюдение за детьми;
  • анализ продуктов деятельности (поделки).

Заключение

   Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Литература:

1.«Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг». – М.: Сфера, 2007. А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина

2Нетрадиционные формы работы с родителями / О.В. Шевченко, И.А. Рунева //Дошкольная педагогика – 2014. — № 1(96). – С.54-57.

3.  Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 128 с. 

4.Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей – С-П, 2013-79с

5. Сборник материалов «Социальное партнерство детского сада с родителями» М.: ТЦ Сфера, 2013 – 125 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».)

6. Интернет ресурсы

Приложение 1

Мой ребенок и его индивидуальные особенности

(анкета для родителей)

Уважаемые родители!

Напишите, пожалуйста, небольшое письмо о своем ребенке, используя наши вопросы-подсказки! Ваши ответы помогут воспитателям и специалистам быстрее и лучше установить контакт с вашим ребенком, лучше понять его личность. Заранее благодарим за сотрудничество!

Фамилия, имя:_____________________________________________________________

1.   Каков ваш ребенок (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный)?

__________________________________________________________________________

2.   Общительный он или нет? Как это проявляется?_____________________

__________________________________________________________________

3.   Какое у него любимое занятие?_______________________________________________________________________________

4.   Есть ли у вашего ребенка какие-либо способности?_____________________________________________________

5.   Каково обычное состояние ребенка и его настроение?_______________________________________________________

6.   Часто ли плачет ваш ребенок?_____________________________________

7.   Как засыпает? Как спит?___________________________________________

8.   Быстро ли он устает? Если да, то как вы думаете, почему?______________ __________________________________________________________________

9.    Как он реагирует на неудачи?_____________________________________

10.  Как реагирует на замечания, наказания?________________________________________________________________________

11. Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит делать все самостоятельно, даже если не умеет; не очень стремится к самостоятельности, предпочитает, чтобы все делали другие)?___________________________________________________________

___________________________________________________________________________

12. Каковы отношения со сверстниками (умеет организовать детей; выполняет только ведущие роли; успешно выполняет и ведущие и второстепенные роли; подчиняется другим детям)?____________________________________________________________

__________________________________________________________________

13.  О каких еще особенностях своего ребенка вы хотите нам поведать?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2                                  

Социологическая анкета семьи

1.  Фамилия, имя ребенка, поступившего в детский сад_______________________________________________________________

 

его возраст _____________    

дата рождения______________________________________

2.  Возраст мамы _________ папы __________

3.  Образование мамы___                папы ________________________

4.  Место работы      и должность

мамы______________________________________________________________

папы______________________________________________________________

5.   Кто входит в   состав вашей    семьи?

____________________________________________________________________________

6.   Сколько в семье детей?____________________________________________

7.   Какого возраста? _________________________________________________

8.   Имеет ли семья отдельное жилье?       Да, нет (проживаем у родителей  мужа, жены, на подселении, другое ________________ нужное    подчеркните, впишите).

9.   Имеет ли ребенок свою комнату?      Да, нет, другое___________

10. Занимается ли ваш ребенок где-нибудь, кроме детского сада? Где и чем ____________________________________________________________________________

11.   Что еще вы считаете нужным сообщить о своей семье и ребенке?______

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 3

Мастер-класс для родителей

тема «Совместные игры с детьми»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

Задачи:

- показать родителям значение совместных игр для развития ребёнка;    

- рассмотреть правила организации игровой деятельности;

- обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи;

- развивать навыки общения со своим ребенком в процессе игры.

Участники: педагог-психолог, воспитатели, родители.

Ход мероприятия.

1. Вступительная часть.

Добрый день уважаемые родители. Хорошо, что мы собрались в нашем уютном зале. Для того, чтобы создать у вас хорошее настроение, давайте поиграем в игру «Мы улыбаемся». Встаньте, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу.

Тема нашей встречи: «Играем вместе». Как вы думаете, какова цель нашего собрания? (высказывания родителей).

Мы раскроем значение совместных игр для развития ребёнка. Познакомимся с правилами организации игровой деятельности. Обсудим вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

Сегодня нам предстоит работа в группах. Поэтому я ознакомлю вас с правилами, которых необходимо придерживаться.

Участники:

  • должны быть активны;
  • вправе давать о себе только ту информацию, которую сочтете нужной;
  • вправе не разглашать частную информацию, полученную от других участников в ходе собрания;
  • в процессе совместной игровой деятельности с детьми должны признавать личность ребёнка и стремится к сотрудничеству.

Все мы в детстве играли в разные игры. Вот и сейчас предлагаю вам сыграть роли в сказке «Теремок».

                                     

Импровизация сказки «Теремок» (родители).

Оборудование: ширма, шапочки животных.

Приём «Чудесный мешочек». Разделение родителей на три группы. Из мешочка каждый родитель достает один предмет, и далее родители объединяются по общему признаку (мозайка трех цветов). Создаются три группы.

Вы все когда-то были детьми, и игра занимала в вашей жизни большое место. Девочки играли с куклами в «Дочки - матери»; мальчики в «Войнушку» или чаще с машинками. Став взрослыми, вы уже играли в спортивные игры - это футбол, волейбол, скакалки, «классики» и т. д. У всех стало появляться свое хобби, т. е. та же игра стала более целенаправленной. А разве сейчас вы не играете? Ваша жизнь и сейчас включает элементы игры. Один стал предпринимателем, другой думает, а я чем хуже? Сосед купил новую машину, а я куплю еще круче. Подруга купила новую шубу, а я дороже и красивее. Разве это не игра- соревнование? В жизни вы ставите перед собой цели и стараетесь их достичь, идет соревнование, кто быстрее достигнет поставленной цели.

Вы заметили, что, покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них, чем сами дети? Это не случайно.

Когда одного учёного спросили: «Что вы будете делать, если начнется конец света?», он ответил: «Играть».

Заметьте: не плакать, не спасаться, не молиться, а играть! Да, взрослое человечество играет. Азартно играет на биржах, стадионах, казино. Взрослые играют в политику, в деньги, играют словами и обещаниями. Как говорят, разница между взрослым и ребёнком – в цене игрушек.

А как играют наши дети? Раньше играли дети круглый год, с утра до позднего вечера, развиваясь физически, умственно, духовно. К сожалению, современные дети перестают играть. Это беспокоит психологов и педагогов всего мира. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки летать?

Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Всё больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и всё чаще переходящих в озорство и даже хулиганство (забавы с огнём, взрывами, мучительством животных). А зачем ребёнку нужна игра? (ответы родителей)

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные, творческие, театрализованные. Одни развивают мышление и кругозор, другие ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они нужны и полезны детям. Но именно свободная творческая игра оказывает огромное влияние на развитие ребёнка.

Задание родителям:

1 задание "Назови детские игры":

- Назвать как можно больше детских игр, которые вы знаете, – подвижных, развивающих, сюжетных и т. д. (по группам)

Игра радует детей, делает их веселыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: прыгают, бегают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

2 задание «Предметы заместители»:

Командам раздаются коробки с предметами-заместителями.

- Подумайте и расскажите, чем могут быть эти предметы в детской игре?

(шарик – пирожок, яичко, яблоко и др., кубик – кусочек хлеба, пирожное, домик и т. д. прямоугольник, палочка)

                                                       

Оценивается фантазия и творческое мышление родителей.

Большинство родителей относят игру к приятному, но не самому необходимому и важному для ребёнка времяпрепровождению. Поэтому если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребёнком, то он скорее выберет последнее.

3 задание. Для обсуждения каждой группе:

1. У ребенка много игрушек, но его привлекают вещи для взрослых, бритва папы, помада мамы, как быть?

2. Что вы будете делать, если устали от шума, который поднял ребенок во время игры?

3. Вам с ребенком нужно идти, но у вас мало времени на сборы и надо срочно собрать разбросанные игрушки. Ваши действия, чтобы ребенок быстро собрал игрушки?

4. Ваш ребенок просит поиграть с ним, но вы чем- либо заняты. Ваши действия?

При подготовке нашего собрания мы провели опрос детей и анкетирование родителей.

Все опрошенные родители покупают детям развивающие игры. Исходя из полученных результатов; можно предположить, что родители действительно стараются создать в домашних условиях игровую среду для своих детей, но недостаточно активно принимают участие в детских играх.

Все опрошенные дети любят играть. Но одни предпочитают играть в детском саду (35%). Другие на улице (45%); третьи везде (5%, а дома любят играть (15%) детей.

Родители в своих ответах на вопросы: «Играете ли вы с ребенком? Играете ли вы с ними вместе? Ваш ребенок любит играть вместе с вами? – ответили положительно.

А дети на вопрос «С кем вы играете дома? Ответили, что играют: в одиночестве - 20%, с братьями, сестрами - 30%, с родителями - 50%.

Игрушки для ребёнка – та «среда» которая, позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя.

Вопрос к родителям, как вы думаете, любая игрушка должна быть какой (ответы родителей)?

1. Эстетичной

2. Безопасной (в плане краски, качества материала)

3. Развивать

4. Развлекать ребёнка

Родителям необходимо участвовать в детских играх. Наблюдая за поведением ребёнка в игре, взрослый учится понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребёнка на выражение своих чувств и эмоций.

Взяв на себя роль в игре, взрослый показывает образец общения между людьми в разных социальных ситуациях, демонстрирует примеры творчества в ходе придумывания новых сюжетов.

4. Психогимнастическое упражнение «Моя любимая игрушка».

Звучит спокойная музыка.

А сейчас пришло время поговорить о любимой игрушке. Сядьте удобно: ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору. Спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вам было лет пять. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, как вы с ней играете. Она вам очень нравится, вы её любите и стараетесь не расставаться с ней. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости, и вы улыбаетесь, вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в нашу группу. Когда вы будете готовы, откройте глаза. Расскажите о своей любимой игрушке.

Любимую игрушку помнят всю жизнь, и это дает нам положительные эмоции.

Игра-задание «Самооценка»

Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете так, как сказано, то нарисуйте кружок красного цвета, не всегда –желтого, никогда – синего.

1. Каждый вечер уделяю время на игры с ребенком.

2. Рассказываю о своих играх в детстве.

3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребенком.

4. Купив ребенку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.

5. Слушаю рассказы своего ребенка об играх и игрушках в детском саду.

6. Не наказываю ребенка игрой. Игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки.

7. Часто дарю ребенку игру или игрушку.

Обобщение: Если на вашем столе больше красных кружков, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребенком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребенка.

Просмотр видеофильма "Мам поиграем…"

А теперь попрощаемся: беремся за руки и говорим «Всего хорошего».

Приложение 4

Круглый стол с родителями по теме Сотрудничество семьи и дошкольной образовательной организации

 «Дети – это абсолютно особая каста людей, они совершенны, как любое творения природы. Они удивительны, потому что пока не известно, что за люди из них вырастут. Лучшая школа дисциплины есть семья» С. Смайлс.

Одной из важнейших проблем в дошкольном образовательном процессе является взаимодействие семьи с дошкольной образовательной организацией, поскольку важно выработать общую стратегию развития и воспитания ребенка.

Данный вопрос широко изучался в трудах Н.Г. Волкова, Л.В.Гориной, Т.А. Макаровой. По их мнению, дошкольная образовательная организация тогда лучше взаимодействует с семьей, когда родители в ней являются не объектами в воспитательном процессе, а субъектами взаимодействия с детским садом.

Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей ее членов. Семья является первой общественной ступенью человека. Под ее руководством человек приобретает первые знания об окружающей действительности, первые умения и навыки, поэтому важно, в какой именно семье растет и воспитывается ребенок[1].

В настоящее время существует классификация семей по тому, является ли семья благополучной или нет.

  1. Психолого-педагогические – это семьи с эмоционально конфликтными отношениями членов семьи;
  2. Социально-психологические – это семьи, в которых родители педагогически не компетентны;
  3. Социально-демографические – это многодетные семьи, неполные, с повторными браками;
  4. Медико-социальные – семьи, в которых есть инвалидность или хронические заболевания ее членов;
  5. Криминальные – семьи, в которых присутствует алкоголизм, наркомания, семейное насилие[2].

Сотрудничество детского сада с семьями воспитанников – это один из принципов дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение оказывает помощь в укреплении и охране физического и психического здоровья детей, в воспитании, а также в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения их развития.

Взаимодействие семьи и дошкольной организации – это важное условие полноценного развития дошкольника. Важно учитывать, что это взаимодействие оказывается эффективным только в том случае, если родители и педагоги действуют сообща[2].

Вся работа дошкольного учреждения нацелена на решение следующих задач:

  • вызывать интерес родителей к познанию самих себя;
  • дать возможность родителям через знакомство и овладение некоторыми психолого-педагогическими основами понять, что воспитание детей многогранный и сложный процесс, требующий ежедневных усилий со стороны не только педагогов, но и семьи.
  • эффективно организовать общение с ребенком в семье.

Вся вышеуказанная работа побуждает к сотрудничеству родителей и воспитателей, родителей и детей; вселяет уверенность, устраняет отчужденность, решает многие проблемы.

На сегодняшний день детский сад является единственным общественным институтом (в отличие школы и организации, оказывающей дополнительные образовательные услуги), который постоянно поддерживает взаимоотношения с семьей. Ведь именно это взаимодействие является основным из условий реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Важно понимать, что главное в данной ситуации установить партнерские отношения, которые позволят объединить усилия для воспитания детей.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и педагогов дает наиболее эффективный результат в работе с детьми. Родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и именно у родителей есть возможность каждый день закреплять формируемые педагогами навыки в процессе непосредственного общения со своим ребенком[3].

Задача детского сада включить родителей в образовательный процесс, как полноценных участников образовательной деятельности, оказать им педагогическую помощь в раскрытии способностей и возможностей ребенка, чтобы достичь общих целей.

Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути наиболее сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в мире семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.

Для успешного дружелюбного партнёрства между детским садом и семьёй нужно:

  • предоставить всем членам семьи возможность активно участвовать в групповой деятельности;
  • дать родителям возможность участвовать в принятии решения, которые касаются проведения мероприятий в группе;
  • привлекать родителей к обучению детей и использовать такие формы, которые позволят им чувствовать себя комфортно;
  • принимать всех членов семьи в своей группе и в детском саду в любое время дня;

Для того, чтобы закрепить партнёрские отношения между дошкольным учреждением и родителями, допускается заключение с семьёй договора о взаимопомощи и сотрудничестве.

Главный момент в контексте «семья – детский сад» - это личное взаимодействие воспитателя и родителей по поводу радостей и трудностей, размышлений и сомнений, неудач и успехов в процессе воспитания ребенка в его семье.

Чтобы данное сотрудничество было наиболее эффективным, важно знать некоторые принципы:

  1. Создание активных форм общения взрослых и детей, активной развивающей среды;
  2. Открытость образовательной организации, где родителям дается возможность в любое время видеть и знать, как развивается его ребенок;
  3. Сотрудничество, основанное на доверии.

Можно выделить следующие группы форм сотрудничества педагогов и родителей:

-индивидуальные (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи на дому);

-коллективные (родительские собрания, дискуссии, диспуты, круглые столы, конференции и пр.).

-наглядно-информационные формы (родительские уголки, папки-передвижки, выставки).

Во взаимодействии дошкольной организации и семьи можно выделить следующие направления:

  • оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни;
  • проведение диагностической работы в изучении семей;
  • расширение сферы дополнительных образовательных услуг;
  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • объединение усилий педагогов и детей в совместной деятельности детей по развитию ребенка и пр.[4].

В ходе совместной деятельности должны поддерживаться нормы взаимодействия: доверие, взаимоуважение, взаимопомощь, открытость, партнерство, и другие.

Развитие и воспитание ребенка невозможны без участия семей воспитанников. Чтобы родители стали помощниками педагога, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится. Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера.

Педагоги придумывают всё новые формы вовлечения родителей в воспитание и обучение их собственных детей – онлайн-конференции, семинары-практикумы, тренинги, родительские группы и т.д. Воспитатели идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают «кусочки» готовых знаний – что-то из методик оздоровления, что-то из практики обучения, что-то из детской психологии.

Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребёнка, сотрудникам детского сада следует пересматривать периодически, основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна приветливость, открытость и доброжелательность. Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребёнке и поделиться своей информацией о его поступках и состоянии. А самый высшей целью и основным содержанием работы сотрудников дошкольного учреждения должен быть – ребёнок, а не потребности детского сада, не образовательная программа и не методики обучения. Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники дошкольного образовательного учреждения, потому что они получили для этого специальное профессиональное образование и делают всё что нужно для ребёнка в отсутствии родителей.

Существуют такие критерии психологического просвещения, как рост эффективности семейного воспитания, повышение активности членов семьи в самообразовании, возникновение доверительных отношений между работниками дошкольной образовательной организации и родителями, уменьшение числа конфликтных ситуаций в семье.

Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимопонимания и взаимодействия с людьми, с которыми ты работаешь. Только в гармоничном сотрудничестве детский сад и семья могут создать наилучшие условия для социализации дошкольников[5].

Наш опыт показывает, что создать благоприятные условия для первого положительного опыта социализации ребёнка без сотрудничества детского сада и семьи невозможно. Поэтому мы стараемся сделать жизнь детского сада частью жизни семьи. Родители регулярно участвуют в проектной деятельности, в выставках, соревнованиях, праздниках. Двери нашего детского сада всегда открыты для сотрудничества.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что только при целенаправленном воздействии на ребенка родителей и педагогов, при доверии друг к другу сотрудничество ДОО и семьи окажется наиболее эффективным, будут достигнуты наилучшие результаты. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, видели компетентность педагога в вопросах воспитания.

 

Список литературы

  1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М„ 2001. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Авт,- сост.: Т. А. Данилина и др. М., 2003
  2. Логинова Л. А. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 184-187.
  3. Гуманицкая А.В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях: Автореф. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / А.В. Гуманицкая.- СПб., 2006. – 22с.
  4. Попова Л.Н., Гонтаревская М.Н., Киселева М.О. Детско-родительский клуб «Весёлая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
  5. Свирская Л. Работа с скмьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.
  6. http://diplomrus.ru/raboti/29531?mod=diploms

Приложение 5

Литературная викторина 

«Папа, мама, я – читающая семья!» 

(Вечер - развлечения в старшей подгруппе)

«В мире много сказок…»

Цель:

    Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом кукольный театр. Совершенствовать исполнительские умения.

    Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, правильно отвечать на вопросы.

    Развивать выразительную речь, память.

    Воспитывать у детей интерес к театрально-игровой деятельности и любовь к русскому фольклору.  Приобщать родителей к работе с детьми, радоваться успехом.

Предварительная работа:

     Выставка книг: «Русские народные сказки»,

     Чтение сказок,

     Рассматривание иллюстраций,

     Разучивание  и придумывание загадок,

     Выставка рисунков: «Мы читаем сказки»,

     Игры-драматизации по русским народным сказкам,

     Лепка персонажей: «Мои любимые сказки»

Объявление:

«Всех, всех, всех!

Приглашаем ……. на  литературную викторину:

 «В мире много сказок…»

Участвуют две команды – дети и родители,

доставьте детям радость!»

Домашнее задание:

1.Вспомнить русские народные сказки.

                           2.Придумать название команды.

Викторина проводится с родителями и детьми:

              Команда - дети,

              Команда - родители.

Жюри – педагоги детского сада.

  • Каждое задание жюри будет оценивать:

красная ладошка 5 баллов,

жёлтая ладошка 4 балла.

  • Если команда не знает ответ, отвечают  соперники.

I задание:

Придумать название команды, девиз, выбрать капитана.

Ведущий:

 «В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться, наша сказка впереди.

Сказка в гости к нам стучится.

Скажем сказке: «Заходи»

- Я много знаю сказок и очень их люблю, но хочу узнать: любите ли вы сказки?»

           

            II задание:

            Загадки – отгадки.

- Я вам загадываю загадки, а вы скажите отгадки.

  • «Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке.

Там три стула, три кружки, три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки – Кто герои этой сказки?»

                            («Три медведя»)

  • «Убежал от бабушки, убежал от дедушки

По тропинке бежал, в темный лес я попал!»

                            («Колобок»)

  • «Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.

Очень вкусная вода в ямке из копытся»

              («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

  • «Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то»

                 («Волк и семеро козлят»)

  • «Ах, дорога далека, а корзинка не легка,

Сесть бы на пенёк, да съесть пирожок»

                  («Маша и медведь»)

  • «Ах, ты, Петя-простота, сплоховал немножко,

Не послушал ты кота, выглянул в окошко»

                 («Кот и петух»)

  • «Дед с бабкой плачут, а курочка кудахчет…»

                («Курочка Ряба»)

  • «В поле домик стоит,

К нему – зверюшки бегут

И песни весело поют!»

                («Теремок»)

III задание:

Вопросы и ответы.

  1. С каких слов начинаются русские народные сказки?
  2. Как называются слова в начале сказки? (зачин)
  3. Какая песенка повторяется несколько раз в сказке «Колобок»?
  4. Для кого поёт песенку колобок?
  5. В какой сказке лиса повторяет песенку несколько раз?
  6. Спойте эту песенку.
  7. Как называются слова, которые повторяются? (повторы)
  8. Зачем  в сказке  повторять одинаковые слова несколько раз?

 (хорошо запомнить)

  1. Когда сказка заканчивается, как называется? (концовка)
  2. В сказках концовка бывает…? (доброй, добро побеждает зло)
  3. Назовите, какие знаете русские народные сказки?

(отвечают обе команды, кто больше назовёт)

IV задание:

Из какой это сказки?

Вещи: яйцо, ложка деревянная, гусли,

            репка, корзинка, пирожки.

Картинки героев из сказок: лиса, медведь, заяц, волк.

V задание:

Конкурс капитанов.

  • Слова потеряли сказку…
  1. «Сделал из соломы туловище, голову,

Взял четыре палки – получились ноги»

  1. «А нам им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну-

Полетят клочки по закоулочкам!»

  1. «Поняла девочка, что это они унесли братца и

бросилась их догонять»

  1. «Дед бил, бил, не разбил.

Баба била, била, не разбила»

  1. «Тянут – потянут, вытащить не могут…»
  2. «О чём девица, плачешь, о чём красавица, рыдаешь?

Ах, красавица! Ах, умница! Слезай скорее, я тебя домой отведу»

VI задание:

Инсценирование сказок.

  • Дети показывают сказку – «Теремок» (кукольный театр)

атрибутика: теремок, куклы – мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.

  • Родители показывают сказку – «Репка»

элементы костюмов: шапка, борода, фартук, платок, бант;

маски: собаки, кошки, мышки, репки.

VII задание:

Итог:

  • Жюри подсчитывает баллы.
  • Сундучок с подарками  (книги, медали)
  •  Награждения команд.

  Ведущая:

 Подошла к концу наша литературная викторина. Завершая её,

я желаю вам:

«Жить – поживать, зла не встречать,

здоровыми быть и сказки любить!»

А сейчас приглашаю всех на чаепитие:

«Сверху пар, снизу пар,

Кипит наш русский самовар,

Милости просим на чашку чая!

Вот как мы живём!

Пряники жуём, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем!

                                                      (звучит музыка)

Приложение 6

«Роль родного дома и семьи в формировании

личности дошкольника».

Цель:

1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителям;

2. Разработка основных правил семейного воспитания.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1. Оформлена выставка детских рисунков "Моя семья"

2. На стене плакаты с написанными выражениями.

"Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера

родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение" Эрих

Фромм

"Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к

детям уродует их" В.А.Сухомлинский.

3. Пригласительные на родительское собрание.

4. Тест "закончи предложение".

5. Бумажные сердечки с пословицами.

6. Ширма "Роль семьи в воспитании ребёнка".

7. Цветок настроения (на лепестках написаны слова вежливости)

8. Памятки для родителей.

Ход собрания:

Звучит спокойная, приятная музыка.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас.

Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их

воспитании играет семья. Семья - для ребёнка - это место его рождения,

становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет

в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы

личности ребёнка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребёнок

не будет, счастлив, здоров.

Но вначале, давайте после трудового рабочего дня немного расслабимся.

Игра «Цветок настроения».

Цель: Создать у родителей прекрасное настроение, желание общаться.

Возьмите цветок - оторвите лепесток (вежливости) и подарите соседу, тот

свою очередь другому и так по кругу, это является важным условием при

нашей встрече.

Истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят

традиции и обычаи поколений, где есть тесная связь между прошлым,

64

настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его

семья.

Беседа «Герб Семьи».

А сейчас, я предлагаю вам взять свои гербы семьи и рассказать, что вы

изобразили.

Рассказы родителей.

- Спасибо вам за то, что в семьях вы имеете семейные традиции, уважаете

старших и их труд, помогаете младшим, создаёте гармонию, всех вас

объединяет одно слово- семья.

Поведение родителей - самое решающее в воспитании. Человек может

приобрести различные профессии, но одной из главный профессий мужчины и

женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Если отец и мать

стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют своё

разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться

успехов и побед в деле воспитания своих детей.

Игра: отгадать слово из детских «обьяснялок».

Цель: Дать возможность родителям сделать самоанализ своих отношений к

ребёнку, папе, маме, бабушке, дедушке, младшему брату или сестре, друзьям

детей.

"Она любит готовить, ходить в магазин и тратить деньги, ухаживает когда я

болею, ругает когда я не прибираю игрушки, обнимает и целует, говорит «моё

солнышко», папе делает замечания (мама).

- Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым,

умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог само реализоваться, создал

счастливую семью и достойно воспитал своих детей.Об этом думают все

родители, независимо от того, в какой стране мы живём, на каком языке

говорим. Каждый из родителей - желает своим детям только самого лучшего.

Мы много времени проводим на работе, кажется, главное накормить, одеть,

создать определенные блага. А времени для того, чтобы поговорить с ребёнком,

услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем на

бегу, второпях.

- Дорогие родители! Отложите все дела в сторону, привлеките к себе

ребёнка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребёнок

чувствовал себя счастливым, его нужно 7 раз в течение дня погладить по

голове, обнять, одобрить, т.е через телесное прикосновение подтвердить :"Я

тебя люблю".

65

И поэтому правильное воспитание в семье, как сказано в народной

пословице, это наша счастливая старость, плохое воспитание- это наше

будущее.

Пословицы.

Цель: Развивать социальное мышление, социальное креативность,

общительность, знакомить с правилами поведения в обществе.

- А сейчас, я предлагаю вам, уважаемые родители бумажные сердечки с

русскими народными пословицами о семье, вы достаёте из большого сердца -

маленькие сердечки, подумайте и объясните значение пословицы.

"При солнышке тепло - а при матери добро"

"Мать кормит детей - как земля людей"

"Нет лучше дружка - чем родная матушка"

"Не нужен клад - когда в семье лад"

"Хозяюшка в дому - что оладышек в меду или пчела в саду"

"Не красна изба углами - красна пирогами"

"В гостях хорошо - а дома лучше"

"Дома и - стены помогают"

"Мой дом - моя крепость"

"Каковы родители - таковы и детки"

"Жизнь прекрасна - когда дома мир".

Спасибо вам за ваши душевные объяснения.

- Огромное влияние на формирование моральных качеств ребёнка в

настоящее время играют компьютер и телевидение. Необходимо помнить о

том, что ребёнок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства,

становиться раздражительным, неуравновешенным, агрессивным. Вам -

родителям, необходимо контролировать в какие игры играет ваш ребёнок,

какие передачи и фильмы смотрит.

Предлагаем вам игру "Закончи предложение".

Возьмите, пожалуйста, из подставки по одному цветному карандашу,

раскрутите на нём свёрток бумаги, внимательно прочитайте и в свободное

место закончите предложение одним или двумя словами, добавляя слово - он

учится.

1. Ребёнка постоянно критикуют, он учится...(ненавидеть).

2. Ребёнок живёт во вражде, он учится...(быть агрессивным).

3. Ребёнок живёт в упрёках, он учится...(жить с чувством вины).

4. Ребёнок растёт в терпимости, он учится...(понимать других).

5. Ребёнка хвалят, он учится...(быть благодарным).

6. Ребёнок растёт в честности, он учится...(быть справедливым).

7. Ребёнок растёт в безопасности, он учится...(верить в людей).

8. Ребёнка поддерживают, он учится...(ценить себя).

66

9. Ребёнка высмеивают, он учится...(быть замкнутым).

10. Живёт в понимании и дружбе, он учится...(находить любовь в мире).

Спасибо за ваши советы, предостережения, они помогут многим из вас в

определённой ситуации.

Итоги собрания:

Дорогие родители, именно от вас, большой степени, зависит, каким вырастет

ваш ребёнок, детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам найти

выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое

влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные

поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Рефлексия:

Уважаемые родители дети приготовили для вас "подарки "свои ладошки и

нарисовали на них свои сердечки. А вы напишите на каждом пальчике - как вы

называете ласково своего ребёнка под музыку "Гимн Семьи" (И.Резник).

Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением, ещё раз

подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании.

"Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтоб не каяться потом. Себастьян Брант.

В завершении, всем родителям дарятся памятки с правилами по воспитанию

детей и приглашаются на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации взаимодействия с родителями на этапе адаптации детей к условиям общественного воспитания "Первые шаги"

Наш многолетний опыт работы  позволил выработать алгоритм взаимодействия с семьей на одном из самых трудных и важных этапов развития ребенка – в период его адаптации к условиям общественного восп...

Проект по взаимодействию с родителями на тему: "Семья - школа здоровья".

Фундамент здоровья ребёнка закладывается в семье.Но уже очевидно, что небольшой процент родителей следует по пути здорового образа жизни, проявляя недостаточную активность в данном элементе семейного ...

Проект по взаимодействию с родителями на тему: «Нашим детям есть чем гордиться»

Проект по взаимодействию с родителями на тему:«Нашим детям есть чем гордиться»Цель: Формирование национального, гражданского самосознания, патриотических чувств и уважения к России, бережного отношени...

проект по взаимодействию с родителями воспитанников "Движение - это жизнь"

В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого  поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ...

Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)

Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)...

Проект «Этот удивительный космос!» (старший дошкольный возраст) (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие).

Проект«Этот удивительный космос!»(старший дошкольный возраст)(Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие)....

Проект "Активизация взаимодействия с родителями, как участниками образовательного проекта"

В данном проекте описывается актуальные проблемы работы с родителями в детском саду. А также  предоставляется перспективный план работы с родителями....