Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства у детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Орлова Лилия Федоровна

Выдающийся советский психолог В.А.Сухомлинский писал: «Дети удивительно остро воспринимают яркие трепещущие игрой красок оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти»… «Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_tvorchekiy_potentsial.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Орлова Лилия Федоровна,

воспитатель МБДОУ г. Абакана детский сад «Тополек»

Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства у детей старшего дошкольного возраста

Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал. И чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Выдающийся советский психолог В.А.Сухомлинский писал: «Дети удивительно остро воспринимают яркие трепещущие игрой красок оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти»… «Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями». 

О.А. Куревина в методических рекомендациях «Путешествие в прекрасное» говорит о том, что искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении жизни и природы. Она говорит о том, что общение с произведениями искусства активизирует эстетическое сознание, т.е. позволяет человеку от психофизического отношения к произведениям искусства перейти к аналитическому отношению к нему.

Б. М. Теплов отмечал: «Художественное полноценное восприятие – это умение, которому необходимо учить и этому способствует расширение и укрепление знаний, представлений детей об окружающей действительности, развитие эмоциональной чувствительности, отзывчивости к прекрасному». 

Педагог всегда должен помнить, что воображение это важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Альберт Эйнштейн считал, что воображение важнее, чем знание. Самый благоприятный период для развития воображения это дошкольный возраст. Долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. Исследования показали, что при таком подходе творческая сила воображения уже к восьми годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено.

Поэтому создавать условия для развития творческого мышления нужно уже в старшем дошкольном возрасте, иначе инициатива не возникнет, она будет загублена в последующие годы. Для развития творческого мышления можно предложить ребенку:

- попробуй по-другому ответить на этот вопрос;

- попробуй придумать свое окончание сказки, истории;

- дорисуй картинку, чтобы получилось что-то новое;

- попробуй придумать свое решение этой задачи;

- создай свой натюрморт и т.д.

Необходимо стремиться к созданию нестандартной ситуации, выход из которой ребенок должен придумать сам. Нашей задачей является формирование способности к восприятию художественных произведений живописи, литературы, музыки и к самостоятельному созданию выразительного образа. Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности.

Для оптимального художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста организация образовательной деятельности должна строиться на принципе интеграции. Это помогает педагогу организовать образовательный процесс нетрадиционно, интересно, в ходе которого ребенок находит моральное и духовное удовлетворение.

Интегрированная образовательная деятельность ведется по трем направлениям:

- музыка – художественное творчество;

- ознакомление с художественной литературой - художественное творчество;

- музыка – коммуникация -  художественное творчество.

Интегрированная образовательная деятельность способствует:

- глубокому проникновению детей в смысл слова, мир красок и звуков;

- формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

- воздействует на психические процессы (восприятие, воображение, память, внимание, мышление);

- стимулирует творческую активность;

-способствует формированию целостной самодостаточной личности, обладающей широким кругозором.

Например, рассматривая  репродукции картин известных художников Шишкина, Грабаря, Саврасова и других,  учите детей подбирать синонимы и антонимы к словам, употреблять слова с эпитетами; для восприятия настроения произведений искусства попробуйте с детьми отобразить с помощью музыкальных инструментов мажорное и минорное звучание; находить  холодные и теплые тона в картине, составлять «живые картины» на заданную тему.

Неоценима роль родителей в успешности интегрированной деятельности. Видя успехи своих детей в ДОУ, родители стремятся стимулировать мотивацию ребенка к проявлению творчества. Это совместные выставки рисунков, тематические презентации, создание коллажей, участие родителей в музыкальном ансамбле, перевоплощение в сказочных героев на утренниках, совместные экскурсии и многое другое.

В.А.Сухомлинский писал:  «Детская память как раз потому остра и цепка, что в нее вливается чистый ручеек ярких образов, картин, восприятий, представлений. Детское мышление как раз и поражает нас тонкими, неожиданными, "философскими" вопросами, потому что оно питается живительным источником этого ручейка. Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать… Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями…Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры».

Литература:

  1. О.А.Куревина, Г.Е.Селезнева, «Путешествие в прекрасное», «Баласс», 1999;
  2. В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»;
  3. Н.В. Бутенко, учебное пособие для педагогов «Образовательное пространство музея искусств» в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста», «Академия естествознания», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза по отношению к овладению грамоты имеет очень большое значение в профилактике дисграфии и дислексии.Применение аналитико-синтетического метод...

"Инновационные технологии в различных видах музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

         Дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей. Вкус к творчеству лучше всего формируется в активной творческой эстетической деятельности...

"Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста".

Формирование звуко-слогового анализа и синтеза имеет большое значение  в профилактике дисграфии и дислексии....

Методическое пособие по созданию и работе TV-студии для реализации задачи «Развитие интонационной и звуковой культуры речи в различных видах детской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества. Современные технологии активно используются в воспитательно-образовательном процессе  ДОУ.  Одной из...

Доклад из опыта работы на тему: «Привитие интереса к физической культуре через формирование начальных представлений о лыжном виде спорта у детей старшего дошкольного возраста».

Доклад из опыта работы на тему:«Привитие интереса к физической культуре через формирование начальных представлений о лыжном виде спорта у детей старшего дошкольного возраста»....

Мониторинг уровня развития творчества в различных видах музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В данной публикации описаны критерии уровня развития творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста....

«Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста»

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, ув...