Сюжетно-ролевые игры в мл.группе
картотека (младшая группа)

Наталья Михайловна Хандажапова

Сюжетно-ролевые игры это - игры, в которых ребенок, входе игры, примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей. Таких игр невероятно много, потому что сюжеты для них ребенок черпает в окружающей его реальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_syuzhetno-rolevyh_igr.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра (младшая группа) Мой любимый детский сад.

  1. «Детский сад» Цель: Ознакомление детей с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развитие способности взять на себя роль. Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, предметы-заместители. Ход игры: Воспитатель может начать игру с экскурсии по детскому саду. Во время экскурсии он обращает внимание детей на то, что в саду много групп и много детей. Всем детям в саду живется весело и интересно, потому что о них заботятся взрослые: повар готовит пищу, занятия, врач делает детям прививки, лечит их, няня убирает в групповой комнате, подает пищу, воспитатель занимается с детьми, играет с ними. После экскурсии воспитатель спрашивает детей, что они видели, и предлагает каждому попробовать побыть поваром, няней, воспитателем, музыкальным работником. Педагог может сначала сам показать действия с предметами. Например, играя роль повара, воспитатель готовит необходимые предметы для приготовления супа: кастрюлю, ложку, чтобы мешать суп, морковь, картофель и т. д. При этом воспитатель использует предметы-заместители. После этого предлагает одному из детей сварить суп. Так, педагог может разыгрывать несколько сюжетов. Постепенно происходит слияние нескольких сюжетов в единую интересную игру. Например, две девочки играют с куклами, поднимают их с постели, одевают их, разговаривают между собой, поодаль от них другая девочка организует детскую столовую, она сажает за стол трех кукол и расставляет перед ними столовые приборы. Данную ситуацию воспитатель может использовать следующим образом: он подсказывает двум девочкам, что мамам уже пора идти на работу, а детям — в детский сад, там уже начинается завтрак. Таким образом, педагог способствует естественному объединению двух играющих группировок в одну. Игра уже продолжается на более высоком уровне. А воспитатель тем временем может уже «звонить в автопарк» и узнавать, почему в детский сад еще не направили машину - детскому саду нужны продукты и т. д

. Цветы

  1. «Путешествие на автобусе» Цель: Обучать детей развивать сюжет игры; закрепить знания о разнообразии цветов; формировать навыки культурного поведения в общественных местах. Ход игры: Я вас приглашаю сегодня на прогулку по городу. Давайте вспомним, каким видом транспорта мы пользуемся. (Машина, такси, автобус) Вот и нас на остановке ждет автобус, но, чтобы он поехал, нужен шофер. Кто хочет быть шофером? (Выбирается шофер, на него надевается фуражка) Садись, шофер, за руль, повезешь ребятишек. В автобусе еще работает кондуктор, он продает билеты Кондуктором будет… Вот тебе сумочка с билетами, будешь их продавать Людей, которые едут в автобусе, называют пассажирами. Мы с вами будем пассажирами. Кондуктор: Покупайте билетики, проходите в автобус, садитесь на свое место. (Дети занимают места в соответствии с цветом билетика). Воспитатель: А я буду контролером и посмотрю, правильно ли вы заняли свои места. Товарищ шофер, заводи мотор, поехали быстрей (под веселую музыку едут). Кондуктор: Станция «Луговая». Воспитатель: Выходите из автобуса. Чтобы пройти на лужайку, нужно обойти автобус сзади и перейти дорогу. Дорогу переходят по пешеходному переходу, вот по этой полосатой дорожке, которая называется «зебра». Посмотрите на лужайку. Что вы видите? (Цветы) Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки» А теперь, шофер, приглашай пассажиров в автобус. Да, цветы, небывалой красоты. Пчелы, бабочки кружатся, На цветы они садятся. Шофер: Автобус отправляется, следующая остановка «Стадион» (музыка продолжается). Кондуктор: Остановка «Стадион» Воспитатель: На стадионе нас ждет тренер по гимнастике. Он приглашает вас позаниматься физическими упражнениями. (Тренер – воспитатель проводит подвижное упражнение «Неваляшки»). Кондуктор: Заходите в автобус, садитесь. Шофер: Автобус отправляется, следующая остановка «Детский сад».
  2.  Труд работников детского сада
  3.  3. «Столовая» Цель: Закрепить знания о профессии повар. Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру. Учить играть дружно, не ссориться. Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел. Ход игры: Загадка В ресторане их найду я Эти люди в колпаках Над кастрюлями колдуют С поварёшками в руках. (Дети отгадывают загадку) - Скажите, какое ваше самое любимое блюдо? (ответы детей). - Дома для вас готовит мама, а где и для кого готовят повара? (ответы детей: повара готовят для всех людей, в столовых, кафе, ресторанах, для детей в детском саду). - Из каких продуктов готовит повар? (ответы детей: из овощей, фруктов, мяса, рыбы, крупы и т.д.). - Знаете ли вы, как поварам на кухню попадают эти продукты? (ответы детей: продукты привозят на машине с базы). - Как вы думаете профессия повар интересная? (ответы детей). - Нужна ли эта профессия людям? (ответы детей). - Как вы думаете, каким человеком должен быть повар? (аккуратным, добрым, внимательным). Правильно, у него всегда чистая одежда, чистые руки, повар внимателен в приготовлении каждого блюда. - Вы с родителями ходили в кафе? (ответы детей). - И конечно вы знаете, что у поваров есть помощники - официанты, они принимают заказ у посетителей, приносят приготовленные поваром блюда. А каким человеком должен быть официант? (вежливым, внимательным, веселым, добрым). - Вы правы, сегодня у нас есть возможность отправиться с вами в столовую, хотите? Но для этого нам надо выбрать двух поваров, трёх официантов и водителя, остальные будут посетителями. Дети сами распределяют роли, стараются договориться. Ребёнок – водитель «едет» на грузовике за продуктами и привозит их на кухню. Дети – посетители рассаживаются за столы, официанты принимают заказ у посетителей и говорят поварам, что надо приготовить. Повара начинают свою работу, один готовит первое и второе блюдо, выбирая для этого необходимые продукты, а второй сладкие блюда и напитки. Официанты разносят заказы. В процессе игры воспитатель помогает детям ненавязчивыми советами. В конце игры ещё раз обговариваются важные моменты: вежливость и внимательность работников кафе, внешний вид поваров, из каких продуктов готовились блюда. Воспитатель интересуется, понравилась ли игра детям? Хотят ли они ещё поиграть в эту игру? Таким образом, воспитатель помогает детям выбрать из массы жизненных впечатлений такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.

Осень

. 4. «Прогулка в осеннем лесу». Цель: формировать знания об окружающем развитие связной речи, ее выразительности; воспитывать доброту, чуткость, сострадание и умение сопереживать. Ход игры: - Ребята, отгадайте загадку? «Несу я урожай, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и ёлочек. Я …» (Осень). Сегодня я предлагаю отправиться всем вместе в осенний лес. Физ. минутка: Большие ноги Щли по дороге: Топ, топ, топ. (шагаем на месте.) Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ. (бег на месте.) Быстро наши крошки Хлопают в ладошки. (хлопаем в ладошки.) Посмотрите, как красиво в осеннем лесу! (рассматривание иллюстраций). Давайте походим по осенним дорожкам. Послушайте, как шуршат листики под ногами. Дыхательная гимнастика: давайте скажем шшш-шур-шур – несколько раз. Каждый ребенок произносит этот звук. Наши пальчики немножко замерзли, давайте их погреем Пальчиковая гимнастика "Осень" Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Дети садятся отдохнуть "на лесной полянке" (сидят на стульях полукругом). – А я про лесных зверей загадки знаю. Я вам буду загадывать, а вы отгадывать (после ответа появляется соответствующая игрушка). 1. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса, А зовут её …(лиса). 2. Что за зверь лесной, Встал как столбик под сосной, И стоит среди травы Уши выше головы? (заяц) 3. Серый, зубастый, По полям рыщет, Телят, ягнят ищет (волк). 4. Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает (медведь) - Ребята, лесные жители хотят с вами поиграть, а вы хотите? Тогда, становитесь в круг. Игра с медведем. У медведя во бору (шагаем на месте.) Грибы-ягоды беру (наклоняемся – «собираем грибы и ягоды».) Грибок – в кузовок, (делаем вид, что складываем грибы в кузовок.) Ягоды в роток. (делаем вид, что едим ягоды.) - А кто знает, как мишка готовиться осенью к зиме? Медведь: Медведь всю зиму спит в своей берлоге, находит место под вывернутым из земли деревом, выкладывает свой дом сухими листьями, зимой снег завалит берлогу – тепло. Запасов нет. Медведь накапливает подкожный жир, он сохраняет ему жизнь, когда он спит. Игра с волком. Шёл по лесу серый волк, Серый волк – зубами щёлк! Он крадётся за кустами, Грозно щёлкает зубами! (Широкий, пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки попеременно вынести вперёд) - А кто знает, как волк готовиться осенью к зиме? Волк: Вырастает тёплый подшёрсток, запасов не делает. Волка ноги кормят: зайчат, барсуков, лосят ищет. Ига с лисой. Впереди из-за куста Смотрит рыжая лиса. Мы лису перехитрим – На мысочках убежим. - А кто знает, как лиса готовиться осенью к зиме? Лиса: Шубка к зиме у лисы тёплая становится, устраивает свой дом в норе, а как выйдет по свежему снегу на охоту, следы хвостом заметает, чтобы охотники не нашли. Охотится за молодыми тетеревами, куропатками. Мышкует. У лисы отличный слух.

Игра с зайчиком. «Зайка серенький сидит и ушами шевелит Вот- так. Вот – так Зайке холодно сидеть Нужно лапочки погреть Хлоп-хлоп. хлоп-хлоп Зайке холодно стоять Нужно зайке поскакать Скок-скок, скок- скок» - А кто знает, как заяц готовиться осенью к зиме? Заяц: Меняет шерсть, цвет, линяет. Питается корой деревьев, молодыми побегами, ветками - Лесным жителям понравилось с вами играть, а вам понравилось в лесу? (да) Придете еще? (да) Но им пора к себе домой - норки, а нам возвращаться в группу. До свиданья, старый лес, Полный сказочных чудес! (Помахивание рукой, поворот вправо-влево с вытянутыми руками, ходьба) По тропинкам мы гуляли, На полянке поскакали, Подружились мы с тобой, Нам теперь пора домой. (Прыжки, широко разводим руки в стороны, ходьба)

 Деревья.

Кустарники

  1. «Ветер и листочки» Цель: Развитие у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета. Воспитание любви к осенней природе. Ход игры: Воспитатель начинает игру на прогулке и дает детям задания посмотреть, как лист-лодочка плавает в воде (в луже), поискать, что или кто прячется на земле под листьями, украсить листьями участок, труппу, свой шкафчик, себя, носить и перекладывать листья с места на место, возить за веревочку листик по луже. После этого педагог предлагает повесить листья в сквозных проемах. Подвешенные таким образом, они мгновенно реагируют на малейшее дуновение ветерка, начинают кружиться, раскачиваться в разные стороны. Воспитатель обращает на это внимание детей: «Смотрите! Наши листики кружатся-кружатся, полетели-полетели и успокоились. Снова полетелизакружились и... успокоились». Затем воспитатель говорит с малышами о ветре. «Кто это дует на наши листочки? — удивляется воспитатель. — Ты, Мишенька, не дул на листочки? А ты, Танечка? И я не дула на листочки. Кто же их поднимает в воздух?». Воспитатель ждет ответа, если ребята молчат, он продолжает: «Я знаю, кто поднимает листики, кто дует на них. Это ветер. Он, как и мы, любит играть с листочками. Разлетится, да как дунет — фу-фу-фу! Легкие листочки обрадуются и закружатся-закружатся, полетят-полетят и успокоятся». После такого рассказа воспитатель предлагает поиграть. «Будем играть в ветер и листочки? Я — веселый ветер, а вы — красивые листочки». Детям можно предложить взять в руку по листику, можно украсить листиками одежду детей. «Какие красивые листочки!» — приговаривает воспитатель, украшая детей осенними листьями. Все «нарядились», можно играть». Во время игры воспитатель все свои слова сопровождает показом. Дети ориентируются на его слова и действия. «Маленькие листики тихо сидят на своих веточках (дети и воспитатель сидят на корточках)». «Вдруг веселый ветер прилетел. Как дунет — фу-фу-фу! Листочки проснулись, глазки открыли, полетели (дети двигаются по игровой площадке, кто кружится, кто бегает, кто просто ходит)». «Ветер улетел, листочки успокоились, опустились (дети и воспитатель останавливаются, присаживаются)». Воспитатель может повторить игру несколько раз по желанию детей. Игрушки. Народные игры и игрушки (русские и бурятские) 6. "Матрешки ходят в гости" Цель: познакомить детей с народной игрушкой «матрешкой», воспитывать доброе отношение к окружающим. Ход игры: Сначала вы рассматриваете с ребенком двух- или трехсоставную матрешку, предлагаете разобрать ее, а потом говорите, что каждая матрешка хочет жить в своем домике. Обратитесь к малышу от имени большой матрешки: "Ванечка, построй мне, пожалуйста, домик. Только он должен быть большой, чтобы я могла в нем уместиться". Затем говорите за маленькую матрешку: "И мне тоже хочется жить в домике. Только мой домик должен быть поменьше". Если ребенок принимает игру, вы вместе с малышом строите в отдалении друг от друга два домика из кубиков и треугольной призмы (крыши), сажаете возле них матрешек. Взрослый говорит: "Вот сидят наши матрешки смотрят друг на друга. Большая матрешка говорит маленькой: "Мне скучно без тебя, приходи ко мне в гости". А маленькая отвечает: "Я бы пришла к тебе, да боюсь ножки замочить. Вот если бы Ванечка построил для меня дорожку. Построишь?" (обращаясь к Ване). Вы предлагаете ребенку выполнить просьбу матрешки. Затем строится дорожка из брусочков (кирпичиков), и маленькая матрешка идет по ней в гости к большой. Если для ребенка не составляет труда делать различия между матрешками двух размеров, и если игра ему интересна, можно ввести в нее третью матрешку или другой персонаж (построить будку для собачки, берлогу для медвежонка и пр.) Можно также включить в игру маленькую машинку и прокатить на ней матрешку по дорожке, если, к примеру, у нее заболела ножка.
  2.  «Перелетные птицы»
  3. 7. «Ласточка» Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль птиц. Игровой материал. Предметы-заместители, игрушки. Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками ласточки по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про ласточек. Игровые роли: Ласточка, птенцы. Ход игры. Игра начинается с наблюдения за ласточкой на улице: «Посмотрите, в небе летает ласточка. Она маленькая. Посмотрите, какой у нее раздвоенный хвостик. После этого педагог предлагает поиграть в игру. Воспитатель в роли ласточки говорит: «У меня есть крылышки. Вот они, смотрите. Взмахну крылышками и лечу высоко, даже выше домов летать могу. А вот мой клювик. Я им зернышки клюю, водичку пью. Очень люблю, есть хлебные крошки и червячков. Живу я на дереве с другими ласточками. А знаете, что я люблю больше всего делать? В небе летать и мошек ловить. А еще я ищу своих деток. Хочу, чтобы прилетели ко мне мои птенчики. Детки мои, где вы? Отзовитесь, пропищите. Я жду». (Если дети не отреагируют на предложение воспитателя, то можно сказать, что птенчики не слышат маму - ласточку, далеко улетели). Затем педагог спрашивает, кто хочет быть ласточкой. День рождения д/с. 8. «Приходите в гости к нам» Цель: Продолжать обогащать содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр. Ход игры: Хозяева готовясь к встрече гостей, убирают квартиру (подметают, вытирают пыль, гладят салфетки и скатерть, украшают ее (ставят на стол вазу с цветами, накрывают на стол, правильно расставляют приборы, договариваются, как они встретят гостей, чем будут угощать, как их развлекать. Воспитатель может разучить вместе с деть ми известную песню: К нам гости пришли, Дорогие пришли, Мы не зря кисель варили, Пироги пекли. И с капустой пирог, И с картошкой пирог, А который без начинки – Самый вкусный пирог! 2. Встреча гостей. Пришли гости, приносят маме цветы, детям игрушки. Хозяева рассаживают гостей, предлагая им самые удобные места. Во время чаепития гостей занимают интересной беседой; их приветливо угощают: «Кушайте пожалуйста», «Попробуйте этот пирог», «Возьмите кусочек кекса», «Угощайтесь печеньем», «Не хотите ли еще чаю? »… Однако, предлагая угощения, дети должны соблюдать чувство меры, не быть назойливыми (об этом воспитатель рассказывает в предварительной беседе, до начала игры). 3. Развлечение гостей. После чаепития хозяева предлагают гостям коллективные песни, загадки, подвижные игры. Для того, чтобы игра проходила живо и непринужденно, воспитатель предлагает детям самостоятельно составить мероприятия для игры. Он может подать некоторые идеи более интересного развития сюжета, не вмешиваясь в ход игры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель:  закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;  побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "

Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества....

Сюжетно - ролевые, пальчиковые игры и физкультминутки на военную тематику для детей младшей группы.

Материал в помощь воспитателям в формировании у детей  умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных в сюжет. Учить действовать в импровизации самостоятельно. Восп...