НОД Познавательное развитие
план-конспект занятия

Хизриева Муъминат Мукаиловна

"Путешествие в тундру"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_tundru.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»

НОД Познавательное развитие

Тема: « Путешествие в тундру»

Подготовила:

М. М. Хизриева

г.Салехард 2023 г.

Конспект

« Познавательное развитие»

Тема: « Путешествие в тундру»

Цель: формировать представление детей о природной зоне Земли - тундра.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить детей с тундрой (особенностями природных условий и явлений, животным миром).

Развивающие:

-развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно - следственные связи в ходе экспериментирования;

-формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Воспитательные:

- воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе

Словарная работа: природные зоны, картограф, вертолётчик, пурга, вечная мерзлота, климат, лемминг,
Методическое обеспечение:
карта природных зон, емкости с землей, стаканы с водой, салфетки, слайды о тундре, фоновая музыка «ветер», схема эксперимента, проектор, телевизор, видеозапись с речью научного сотрудника

Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Образовательные области по ФГОС: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Форма проведения: ИОС

ХОД

#1054;рганизационный момент

Воспитатель обращает внимание детей на карты России ( географическая карта и карта природных областей России)

В. -Почему карты одной страны разные? Кто составляет карты? (картографы)

( дети высказывают свои предположения, почему цвета на карте разные, по-разному расположены) (КАРТЫ)

В. -На одной карте картографы разным цветом обозначили области России с названиями городов, рек, озер, а на другой они отметили районы, в которых разный климат (погодные условия), растительность, животный мир, почва.

- Давайте узнаем, посмотрев на карту, как называется природная зона России, где мы с вами живём. ( Тундра)

- Что вы можете рассказать о климате, растениях и животном мире нашей природной зоны? ( говорят дети)

II. Игровая обучающая ситуация « Путешествие в тундру»

В. На карте, ближе к Северному Ледовитому океану, к Арктике, расположена природная зона России. И называется она ТУНДРА. Люди говорят, что тундра – мир Снежной королевы. Как вы думаете, почему? Неужели здесь всё время зима? А хочется вам побывать в тундре?

Ну что же, давайте отправимся в путешествие.

В путешествиях можно многое узнать

и друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона ждет нас,

что ж отправимся в дорогу сейчас!

В. На каком виде транспорта, предлагайте! ( дети предлагают, обосновывают своё предложение)

В. Снежная, холодная бесконечная пустыня…Можно ли добраться на поезде, самолете? Пароходе? ( нет рельсов, нет длинной взлетной полосы, )

Предлагаю….(загадка о вертолёте)

Что за чудо-стрекоза
Любопытные глаза?
Есть пропеллер, длинный хвост,
Мощный вес и крупный рост.
Нас с тобой зовёт в полёт
Современный…(Вертолёт)

СЛАЙД 1 ( вертолет)

В. Давайте выберем пилота вертолета. Занимаем места ( скамейки, вертолётчик, пилот вертолёта) Как вы думаете : какие правила мы должны соблюдать во время полета? ( говорят дети)

СЛАЙД 2, 3,4,5,6 ( смотрим в иллюминаторы, дети «видят» заснеженную тайгу, Байкал, тундру)

СЛАЙД 7

В. Кто это? (дети «видят» оленей)

-Чем они питаются, ведь всё в снегу?

-А давайте «приземлимся» и поближе познакомимся с суровой жизнью в тундре.

III Динамическая пауза « Ветер»

В.- Дует ветер, снег не глубокий. Почему?( ветер сдувает) от этого поверхность тундры похожа на волны. Мороз достигает 50-60 градусов. Солнце поднимается выше, полярная ночь длится 8-9 месяцев.

Это самое тяжёлое время для животного мира тундры.

IV

(НАУЧНАЯ СТАНЦИЯ)

В. Что это? (дети читают, рассуждают)

В. Территория нашей страны очень большая и ни все уголки нашей родины еще изучены и ученые работают во всех уголках России. Вот и в тундре есть такая научная станция. Зайдем?

-Какие правила нужно соблюдать?( ничего не трогать руками без разрешения)

В. Ребята, внимание на экран: нас встречает научный сотрудник

Научный сотрудник:

Здравствуйте, ребята! Тундра отличается очень суровым климатом, растут и живут здесь только те растения и животные, которые выносят холод, сильные ветра.

Поверхность тундры оттаивает только на несколько см, вода не впитывается, а остается на поверхности и образуются многочисленные болота. Как вы думаете, почему же вода не просачивается в почву? Что же мешает почве поглощать воду? ( говорят дети)

В. Чтобы ответить на вопрос научного сотрудника, нужно провести опыт-эксперимент.

Эксперимент

( воспитатель) ( схема эксперимента)

-Возьмём две одинаковые непрозрачные емкости, наполненные землей. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем замороженной земли находится лед, два стакана с водой.

- Емкости одинаковые по размеру? Чем отличается земля в разных емкостях? В одной емкости земля нашей местности, а в другой земля тундры (замороженная). Выльем воду в первую ёмкость. Что с ней произошло? (вода впиталась в землю) Проделаем то же самое со второй ёмкостью. Что происходит? (вода осталась на поверхности). Почему она не впитывается? Вероятно, ей что- то помешало просочиться внутрь. Что же? (лед)

- За длинную холодную зиму земля в тундре промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же как и в нашем случае не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля - её называют «вечной мерзлотой».

В. Ну а лето всё-таки в тундре бывает?

Научный сотрудник.

Конечно, бывает, но только короткое и прохладное. Летом здесь из-за большого количества болотистых мест появляется множество насекомых. Поэтому в тундру летом прилетают перелетные птицы: гуси, утки, журавли, гагары. А круглый год в тундре живут полярная сова и белая куропатка. Они могут найти себе пищу под снегом. И оперение у них более густое.

В. Не пойму-вечная мерзлота в тундре, а как же в такой почве растут растения? Как вы думаете?

Научный сотрудник

Растения приспособились к тундре и мерзлоте. Корни у них короткие, они не уходят глубоко в землю, как бы расползаются в верхнем слое почвы. Растения все низкорослые. В основном –травы и кустарники. Есть карликовая береза и ива

В. Ребята, давайте рассмотрим фотографии. Эти фотографии сделали научные работники. Что вы видите?

В тундре летом вырастает много ягод и они крупнее чем те, которые растут в тайге. ( Морошка, черника, брусника, голубика)

В. -Животный мир в тундре не богат. Это полярный заяц, олень, песец, тундровый волк, овцебык, лемминг.

Научный сотрудник. В тундре можно наблюдать красивое природное явление, которое называется « Северное сияние»

СЛАЙД 8

Это что за радуга,

Радуга лучистая.

Не стоит на месте

Прыгает игристая

Льется разноцветная

Пламенем сияет

И в мороз трескучий

Небо украшает.

Эксперимент «Северное сияние в молоке» ( или северное сияние в стакане)

Сейчас мы с вами попробуем сами сделать своё северное сияние. Возьмите и поставьте перед собой тарелку с молоком. Теперь в вспомните какие цвета присутствуют в северном сиянии. (желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый)

Сейчас каждый из вас должен поочередно кисточкой взять те цвета, которые вы хотите увидеть в своём Северном сиянии и капнуть в свою тарелку с молоком, когда закончите, позовете меня. (Воспитатель подходит к детям и поверх их орнамента капает одну капельку моющего средства. Далее идет наблюдение детей за реакцией.)

Такой опыт вы можете сделать дома и показать родителям северное сияние.

В. Интересное получилось путешествие. А кто нам помогал узнать больше о тундре? ( научный сотрудник)

Научный сотрудник

Дорогие ребята, я рада была помочь вам узнать тундру. Думаю, вы захотите рассказать о своём путешествии и о том, что узнали своим друзьям. В помощь мы вам предлагаем взять фотографии –подсказки с нашей лаборатории. До новых встреч. До свидания, друзья!

В. Вот и пришла пора прощаться с тундрой, пора возвращаться домой.

Занимайте свои места в вертолёте.

(Рефлексия: что запомнили, что понравилось, о чем бы вы рассказали друзьям, родителям)

III заключительная часть

СЛАЙД 9 ( звук вертолета)

В. Вот мы и дома. Давай на карту природных зон в районе тундры поместим картинки с изображением животных, растений и птиц, населяющих эту природную зону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...