Проект "Наш город славен шахтерским трудом"
проект

Михалева Валентина Викторовна

Цель проекта: Формирование  у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств, посредством ознакомления с главной профессией своего края - шахтер

Направлен на знакомство с историей города, с тем, какое значение в жизни города и страны играет нелегкий труд людей, работающих на шахте, у детей воспитывается чувство гордости и любви к родному краю, развивается интерес к историческому прошлому своего народа и его культуре, особенностям труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

        «Детский сад № 16»

        

                                        

                                

Проект

«Наш город славен шахтерским трудом»

Руководители проекта:

Тараскина Татьяна Юрьевна,

воспитатель,

Михалева Валентина Викторовна,

 музыкальный руководитель,

Болдырева Любовь Викторовна,

воспитатель.

Ленинск-Кузнецкий городской округ,

2020 г.

Актуальность

        Введение ФГОС ДО ставит проблему гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста одной из актуальных. Каждый человек с детства должен впитывать культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, с тем местом, где родился, не зная, как живут жители твоего города, области, какие профессии и люди прославляют родной край.  Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Зная свои корни, не забывая о своем культурном прошлом, человек строит будущее своей страны. Знание людей, трудами и талантами которых славен родной край, воспитывает любовь к «малой» Родине, чувство сопричастности к будущему своего народа.

В процессе знакомства с историей города, с тем, какое значение в жизни города и страны играет нелегкий труд людей, работающих на шахте, у детей воспитывается чувство гордости и любви к родному краю, развивается интерес к историческому прошлому своего народа и его культуре, особенностям труда.

Знакомя детей с символами нашего города – гимном, гербом, мы отметили, что в них идет речь об угле. Это подвело нас к постановке проблемы – почему в гимне поется о горняках? Почему на гербе города в центре изображен уголек? Найти ответы на данные вопросы, было решено с помощью проекта, который мы назвали «Наш город славен шахтерским трудом».

Характеристика проекта:

Вид: познавательно - творческий.

По продолжительности: среднесрочный.

По профилю знаний: интегрированный.

По уровню контактов и масштабам организации: на уровне ДОУ.

Сроки реализации проекта: с сентября 2019 по декабрь 2019 года.

Участники проекта: 

Воспитанники и воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Ресурсы проекта:

Информационно - техническое обеспечение: компьютер, телевизор, флеш-носитель, экран и проектор, музыкальный центр.

Цель проекта: Формирование  у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств, посредством ознакомления с главной профессией своего края - шахтер.

Задачи проекта:

  • Познакомить воспитанников с ведущей профессией Кузбасса – шахтер, помочь понять детям ее важность и необходимость.
  • Развивать коммуникативные и исследовательские навыки, вокально-ритмические навыки, связную речь, воображение, память, образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
  • Воспитывать уважение к труду горняков, стремление связать с ним свою профессиональную деятельность, любовь к родному краю, чувство гордости за него.

Формы реализации проекта:

Беседы, просмотр видеороликов и презентаций, рассматривание иллюстраций и фотографий про шахтеров; прослушивание, разучивание и исполнение песен о шахтерах и их труде, экскурсии, НОД.

Предполагаемые результаты и продукты проекта: 

После знакомства детей с шахтерским трудом через беседы, занятия, экскурсии, музыкальные произведения, у них будет развиваться познавательный интерес к этой профессии, любовь и гордость к родному краю.

  • Выставка рисунков семейного творчества «Мой папа - шахтер!»
  • Показ в ДОУ интегрированного занятия «Мой край, мой город».

План реализации проекта

I этап проекта

Предварительный с 01.09.2019г. - 30.09.2019г.

  • Подбор необходимого методического материала по теме.
  • Выбор форм для реализации проекта.
  • Подбор необходимого оборудования, пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции.
  • Разработка конспектов занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр и мероприятий (развлечений, экскурсий), подчиненных целям проекта.
  • Составление плана работы с детьми и родителями. Пополнение и оснащение предметно - развивающей среды.

II этап проекта

Основной с 01.10.2019-01.12.2019г.

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс  ДОУ эффективных форм, методов и приемов по расширению знаний дошкольников о профессии шахтера.

Тематический план

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

1 неделя

1.Знакомство детей с историей родного города: «Наш город Ленинск-Кузнецкий».

2.Художественное творчество (рисование): «Чем богат мой город»

Рекомендации в информационном родительском уголке по ранней профориентации детей «Как  познакомить ребёнка с профессией  «Шахтер»

Индивидуальная экскурсия с родителями в музей шахтерской славы им.

А.Д. Рубана

Пополнение предметно-развивающей среды групп атрибутами для сюжетно-ролевой игры «Шахтер»

Семейное сочинение сказок «Путешествие уголька» 

2 неделя

1. Беседа с детьми «Славься, край родной, трудом!»

2.Музыкальная деятельность: разучивание флешмоба «Кузбасс – богатый край».

3 неделя

1.Игра-занятие «Путешествие по Реке времени» (истории открытия месторождений каменного угля в Кузбассе).

2.Чтение художественной литературы: «Сказка об отважном рудокопе и маленьком красном человечке!» Н.Рябовой.

4 неделя

1.Просмотр познавательного видеофильма «Профессия для настоящих мужчин».

(Гость группы, папа воспитанника)

2.Художественное творчество (лепка): «Шахтер».

5 неделя

1.Беседа с детьми «Уголь – богатство нашего края» (о промышленности, в которой используется каменный уголь).

2.Знакомство с творчеством композитора И.В. Другова и его музыкальным произведением «Город горняков».

Ноябрь

1 неделя

1.Беседа о представителе устаревшей профессии – коногон.

2.Музыкальная деятельность: разучивание песни В.Степанова «Что мы родиной зовем» и инструментального сопровождения под гимн города Ленинска-Кузнецкого «Город горняков» И.Другова.

2 неделя

1.Экскурсия к памятнику «Шахтерская Лампа» на площади В. Мазикина.

2.Ручной труд: изготовление шахтных вагончиков для перевозки угля.

3 неделя

1.Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства каменного угля».         

2.Музыкальная деятельность: разучивание песни «Любим мы свою Сибирь».

4 неделя

1.Викторина «Славься, край родной, трудом!»

2.Сюжетно-ролевая игра «Шахта».

III этап проекта

Заключительный 02.12.2019г. – 08.12.2019г.

  • Оформление  мини макета «Угольный забой».
  • Организация выставки семейных рисунков «Мой папа - шахтер!».
  • Открытый показ в ДОУ итогового интегрированного занятия «Мой край, мой город».

Итоги реализации проекта:

        В 2019 году для развития старших воспитанников ДОУ, их знакомства с профессией шахтера, формирования начальных профориентационных навыков, расширения знаний о родном крае, нами был разработан проект познавательно-творческий проект «Наш город славен шахтерским трудом».

Работа над проектом велась воспитателями старшей группы, музыкальным руководителем, а также с родителями воспитанников, которых нам удалось привлечь к совместному домашнему творчеству с детьми (рисование портретов пап-шахтеров, лепка шахтного оборудования) и экскурсиям в музей. С музыкальным руководителем дети выучили гимн города Ленинска-Кузнецкого нашего горожанина-композитора Игоря Другова, украсили его звучанием инструментов, почувствовав «ритм шахты». Также разучили и исполнили вокально и инструментально песни о родном крае, провели флешмоб «Кузбасс – богатый край!»

На тематических занятиях дети просмотрели видеоролики о нашем городе, о шахте, о профессии щахтера. Узнали много нового и интересного о достопримечательностях города, смогли изучить в ходе исследовательской деятельности свойства каменного угля.  

        Результатом проекта стало не просто повышение уровня развития у детей познавательных, исследовательских и творческих способностей, но и понимание важности сложного труда шахтеров, воспитание уважения к нему, любви и гордости к родному краю. Итоговое интегрированное занятие «Мой край, мой город» обобщило полученные знания детей за период проекта, получив высокую оценку среди коллег ДОУ.

        Мы считаем, что такой результат получился не только благодаря работе воспитателей, но и зависел от широкого отклика родителей, вовлеченных в реализацию проекта.  

        Вся проделанная работа и с воспитанниками, и с родителями, носила патриотический характер, помогала в формировании гражданственности подрастающего поколения и профессионального самоопределения детей.

Приложение

Беседа с детьми старшей группы по теме: «Профессия «шахтер»

Цель: ознакомление детей с понятиями «Черное золото Кузбасса», «Профессия «шахтер».

Задачи: - формировать представление детей  о людях, прославляющих  наш родной город, наш край;

-развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление;

-воспитывать уважение к труду, к старшему поколению, любовь к городу и родному краю.

Оборудование: презентация о родном городе; песня «Город горняков» - звучит фоном.

-Ребята, мы живем в городе, который называется Ленинск – Кузнецкий. Это небольшом город, весь его можно объехать на машине за два часа, заглянуть во все его уголки.  Но славится он далеко за пределами Кузбасса!

Мы можем гордиться нашими земляками-горожанами! Многие из них прославили город во время Великой Отечественной войны, их помнят и чтут, в честь них названы улицы, скверы. Это А. П. Шилин, З. М. Туснолобова, И.Р.Васильев, С.К. Алексеев.  

Славен наш город и спортивными достижениями наших горожан, также известными за пределами не только области, но и России – М. Филатова, И. Маметьев, К. Павлов, А. Смердин.

А еще славится наш Ленинск-Кузнецкий, как и весь Кузбасс,  своим «черным золотом» - углем!

А за что, как вы думаете, уголь так  называют и так высоко ценят? (ответы детей).

А уголь из нашего города согревает теплом не только дома, заводы и предприятия Ленинска-Кузнецкого, но даже ценится и в других странах!

А вы знаете, откуда добывают уголь? (ответ детей)

Как называется профессия человека, добывающего уголь?

Где работает шахтер?

А сколько шахт в нашем городе?

А у многих ли ребят папы, дедушки работают шахтерами?

Что выполняют шахтеры на своем рабочем месте?

Опасен ли их труд?

Профессия «шахтер» появилась очень давно, когда люди начали добывать различную руду из недр земли, полезные подземные ископаемые, открывать новые месторождения.

Шахтер - это не просто человек, добывающий уголь, эта профессия одна из многих опасных «мирных» профессий, ведь под землей часто происходят взрывы, обвалы, выбросы ядовитого газа – метана.

В нашем городе 7 шахт, и, конечно, профессия шахтера, основная. У многих из вас шахтерами работают папы, дедушки. Значит, мы можем сказать, что наш город – это шахтерский город, в котором главная мужская профессия – шахтер.

Нашему городу уже 94 года. И 94 года наши горожане вкладывают свой труд в общее дело всего Кузбасса – в добычу угля, в угольную отрасль. И, конечно, про шахтеров не могли не написать песни! Ведь такой труд должен быть воспет песней – красивой, мужественной!

Давайте подумаем, с каким характером должна быть песня о шахтерах?

(твердым, ритмичным, мужественным, серьезным).

Про шахтерский подвиг, про эту мужественную профессию, многие композиторы сочинили песни. Среди них и наши земляки! Это Хомченко Михаил Степанович, Трофимов Владимир Григорьевич и Другов Игорь Васильевич.

Беседа с детьми о гимне города «Город горняков» и его композиторе.

Цель: ознакомление детей с песней – гимном города Ленинска-Кузнецкого «Город горняков».

Оборудование: мультимедийное   оборудование, презентация, столик с музыкальными детскими инструментами, шахтерская каска, пластинка И.Другова «Город горняков», песня «Город горняков».

Ход мероприятия:

Дети заходят в зал под песню «Город горняков» Игоря Другова. На столе лежит шахтерская каска, пластинка «Город горняков». Сопровождает беседу презентация о шахтерах.

- Дети, сегодня вас в зал пригласила важная песня, которая исполняется в особых торжественных случаях – гимн. Гимн нашего города, его написал композитор Игорь Васильевич Другов.

Я приглашаю вас услышать ее и посмотреть видео о городе.

(просмотр видеоролика про Ленинск-Кузнецкий)

- Ребята, а почему наш город называют в песне «город горняков»? Что это значит?

- Верно, мы уже с вами говорили о том, что главная профессия нашего города, нашего Кузбасса – шахтер, или горняк, про труд горняков и про город, где они работают, и написана она. Конечно, перед тем, как писать такую мелодию о шахтерах, чтобы она шла от сердца, композитор спускался под землю, в забой. Ведь нужно знать, что такое шахтерский  труд. Он видел, как режут уголь комбайны, как двигают металлические секции. Вслушивался в каждый звук, ловил шахтерский ритм, из этого и сложилась мелодия.

Вся жизнь Игоря Васильевича  неотрывно связана с музыкой  и прославлением родного города. Благодаря Игорю Васильевичу. Когда была издана его пластинка «Город горняков», о нашем городе узнали во всей стране!

Кроме этой песни Игорь Васильевич писал другие песни ко дню рождения Кузбасса, к юбилеям шахт «Кирова» и «Заречной», а также у него есть просто песни о шахтерском труде, о женах шахтеров.

Пластинка с  песнями Другова  звучала  во всех городах нашей страны, также  по Всесоюзному радио, по центральному телевидению. Это говорит о том, что песни эти были написаны с теплотой, профессионализмом!

- Ребята, а сейчас и вы можете почувствовать себя композиторами -выберите из предложенных инструментов те, которые смогут  еще больше украсить  песню! (на столе предложены детям для выбора треугольник, маракас, бубен, ложки, металлофон; дети должны обосновать свой выбор)

(пробное  сопровождение с выбранными инструментами под песню «Город горняков».  В дальнейшем  идет разучивание  песни).

- Ребята, а вы бы хотели побывать в роли художника? Представьте, что вам нужно нарисовать для пластинки «Город горняков» обложку! Что бы вы на ней изобразили? (ответы детей). Дома вы вместе с родителями подготовите такую обложку, а мы выберем самую лучшую, самую подходящую к Гимну города!

(выход детей под песню).

Конспект интегрированного занятия по нравственно - патриотическому воспитанию в старшей группе

«Мой край, мой город»

Цель: формирование у дошкольников нравственно-патриотических чувств через  расширение представлений об историческом прошлом родного края.

Задачи:

1. Образовательные: закреплять и обобщать знания детей о нашей стране, о родном городе, композиторе нашего города, о нашем крае; изучить свойства каменного угля.

2. Развивающие: развивать связную диалогическую речь, способность рассуждать, делать выводы, развивать внимание, память, логическое мышление; развивать чувство ритма, музыкальное восприятие, исполнительские навыки.

3. Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к  своей стране, к родному краю; чувство уважения и гордости к землякам. 

Оборудование: ширма, элементы русской народной одежды – мальчикам фуражки, девочкам косынки; проектор, презентация «Шахтерский край»; музыкальное сопровождение – песня «Россия – мой дом», «Город горняков», музыка для «перемещения во времени», композиция «Русские ложки» для музыкальной разминки, барабан, бубны, ритмопалочки; набор полезных ископаемых, уголь, стаканы с водой, картон, влажные салфетки, палочки, тарелки (на каждого ребенка); магнитная доска, пазл-гора.

Предварительная работа: беседы с дошкольниками о России, Кузбассе; рассматривание энциклопедии «Моя Родина - Россия»; знакомство детей с государственными символами России - флаг, герб, гимн, с их значением для страны, с символами Кузбасса; рассматривание иллюстраций «Мой край -  Кузбасс»; разучивание песни «Что мы Родиной зовем?», инструментальное разучивание песни «Город горняков».

Ход ООД:

1 часть. Ведет воспитатель.

Дети вместе с воспитателем под песню Витаса «Россия – мой дом» заходят в музыкальный зал и становятся полукругом. Приветствуют гостей.

- Сегодня я приглашаю вас совершить небольшое виртуальное путешествие. А помогать нам будет «волшебный экран» (обращается внимание на проектор).

Слайд № 1 (карта России)

Посмотрите, ребята, - это карта нашей страны. Видите, какую огромную территорию она занимает: от запада до востока, от севера и до юга. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекает солнце. Чтобы добраться с одного конца на другой, на поезде надо ехать 7 дней, а на самолёте лететь почти сутки. Такова наша большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия)

- Правильно, Россия. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя.

Слайд № 2 (карта Россия с Кемеровской областью)

- А если в карту России всмотреться,

На ней обозначены контуры сердца.

И бьется оно,

И отчизна внимает

Рабочему ритму

Кузнецкого края.

И в будни эпохи

В каждом из нас

Пульсирует гордое имя –

Кузбасс!

Слайд № 3 (карта Кемеровской области)

- Кузбасс – это частичка России, наш край, в котором мы живем. Как по-другому он называется? (Кемеровская область)

У каждого из нас есть день рождения, и наша область тоже скоро будет праздновать свой день рождения – 300 лет! 300 лет тому назад произошло событие, благодаря которому она появилась. Я предлагаю узнать об этом событии подробнее. А для этого мы переместимся в прошлое! Возьмемся за руки и все вместе повторим за мной волшебные слова: «Машина времени, нас неси, вглубь веков перенеси!» Волшебный экран! Помогай нам! 

(Звучит музыка «перемещения во времени». Дети встают в круг, взявшись за руки, произносят слова – заклинание и «перемещаются в прошлое»: цепочкой передвигаются за ширму, где девочки надевают косынки, мальчики кепки. Один из детей переодевается в рудознатца Михайло Волкова. Затем цепочкой выходят и становятся полукругом).

- Давным-давно жил в России рудознатец по имени Михайло Волков. Занимался он изучением различных руд да подземных камней. («Волков» подходит к столику, где разложены минералы, полезные ископаемые, рассматривает их под лупой, стучит молоточком, измеряет).

Слайд № 4 (Царь Петр I)

        В те года правил в России царь Петр I. И однажды он призвал Михайло Волкова к себе, да приказал отправляться в дальние сибирские края неисследованные, изучать подземные богатства. Взял Михайло инструменты и отправился в дальнюю дорогу. Шел он полями широкими, лесами дремучими, плыл через реки глубокие, и добрался до земли сибирской, до реки Томи.

Слайд № 5 (Река Томь)

Музыкальная разминка «За лесами, за горами». Проводит музыкальный руководитель.

Под русскую народную мелодию «Русские ложки» дети идут кругом 2 раза, выстраиваются рядами по три человека и  выполняют движении, согласно словам:

Посмотри налево – влево отставили ногу, руку приставили ко лбу

Посмотри направо – то же вправо

Посмотри налево,

Посмотри направо. (движения повторяются)

Горы, реки и поля – движения руками сверху вниз

Это вся наша земля – движения руками вперед

А Кузбасс – богатый край,

Горный уголь добывай! (ритмичные движения «моторчик» влево и вправо).

Занятие продолжает воспитатель.

Так добрался Михайло Волков до наших родных земель. А здесь увидел он гору высокую! Необычного красного цвета! Любопытно стало рудознатцу, отчего эта гора имеет цвет такой диковинный?!  

Слайд № 6 (Горелая гора - Красная горка)

Стал изучать Михайло необычную гору и выяснил, что гора имеет красноватый цвет из-за подземных пожаров, а горят они потому, что много в этих краях подземного ископаемого - угля каменного.

Слайд № 7 (Каменный уголь)

2 часть. Проводится исследовательская деятельность по изучению свойств каменного угля.

(Воспитатель предлагает детям определить свойства каменного угля вместе с Михайло Волковым)

- Дети, перед вами несколько камней. Они белые, розовые, серые и чёрные. Это разные полезные ископаемые, которые находятся под землей. Найдите среди всех камней знакомый вам каменный уголь. Давайте возьмем его в руки и исследуем. Какими же еще свойствами он обладает?

- Какого цвета уголь? (Уголь черного цвета)

-Уголь твердый или мягкий? Для этого надо надавить на него пальчиками или сжать в руке. (Уголь достаточно твердый)

- А теперь погладьте уголь пальчиками. Уголь гладкий или шершавый? (Уголь шершавый)

- Посмотрите внимательно на свой кусочек угля. Он блестящий или матовый? (Есть кусочки матовые, а есть блестящие)

- Поднесите кусочек угля к носу и понюхайте. Есть ли у угля запах? (Уголь не имеет запах)

- Проведите углем по плотному картону, оставляет ли уголь черный след? (Шершавый кусочек оставляет темный след, гладкий только царапает картон)

- У нас на столе есть вода. Опустите кусочек угля в стаканчик с водой. Уголь утонул или плавает на поверхности воды? (Уголь утонул, потому что тяжелее воды)

- Возьмите палочку и помешайте палочкой воду. Растворяется ли уголь? (Нет, уголь не растворяется в воде)

Вот что это за ископаемое – каменный уголь. На вид – обычный камень! Но мы не назвали его самое важное свойство, которые здесь мы проверить не сможем – горючесть!

 (Детям предлагается вытереть руки влажной салфеткой)

- Недаром сам царь Петр I заинтересовался изучением нашего края! Очень хорошо, что Михайло Волков сумел найти горелую гору! А почему так важен каменный уголь, и где его используют? Посмотрите на доску и выберете те картинки, на которых изображены правильные ответы. Если ваш выбор правильный, то вы сможете построить Красную горелую гору.

(на магнитной доске в ряд расставлены картинки-кусочки пазла. С одной стороны на них нарисованы предметы, связанные с областями применения каменного угля, с обратной стороны кусочки пазла составляют картинку Красной горки.

Примерные ответы: углем мы топим печи, он дает тепло. Уголь используется для получения электроэнергии, для выплавки чугуна, стали, его используют в изготовлении краски и лекарства.

Отвечая, дети подходят к доске, берут кусочек пазла и выкладывают гору)

Слайд № 8 (Памятник Михайло Волкову)

- Так, благодаря открытию Михайло Волкова 300 лет тому назад, о нашем крае узнала вся Россия. Царь повелел осваивать и изучать эти угольные места, а вблизи горы горелой построить город и открыть рудник, чтобы уголь добывать. Рудник  назвали «кемеровским», что означает «горный». А потом на этом месте построили город Кемерово, он стал самым главным городом нашей области. В центре Кемерово установили памятник Михайле Волкову, как первому человеку, нашедшему в этом месте залежи каменного угля.

Слайд № 9 (Кузбасс)

- Так и появился наш край, наша Кемеровская область-Кузбасс, в котором трудятся  шахтеры - горняки, добывающие уголь для всей страны! Сейчас наша область стоит на первом месте по добыче угля в России. На этом наше путешествие в прошлое родного края заканчивается, я предлагаю вернуться в наше время, в наш родной город.

(Происходит возвращение тем же образом: дети встают в круг, берутся за руки. Произносят слова «Машина времени нас неси, из глубин веков перенеси. Звучит музыка «перемещения». Дети заходят за ширму, где снимают головные уборы, выходят)

3 часть. Занятие продолжает музыкальный руководитель.

 Слайд № 10 (Площадь Торжеств. Памятник шахтерской лампе «Благодетельница»)

- Вот мы и у себя дома, в родном городе. Напомните, как он называется? (Ленинск - Кузнецкий) Дети, вы узнали это место? (Площадь Торжеств, или площадь Мазикина). В начале площади установлен памятник в виде лампы. Это не просто лампа, это лампа, которую при спуске под землю брали с собой шахтеры. Называется она «Благодетельница», потому что не раз спасала шахтерам жизни, благодаря своему особому устройству, из-за которого свет лампы горел по-разному при опасности взрыва!

- Площадь В.П. Мазикина – самая большая площадь в нашем городе, именно на ней проводятся все торжественные и праздничные мероприятия. И один из главных праздников Кузбасса - День Шахтера, на котором обязательно звучит торжественная песня «Город горняков»!

Слайд № 11 (Игорь Васильевич Другов, фотография пластинки «Город горняков»)

- Не только углем богат наш город! В нем живут люди, которые своими трудом, своим талантом его прославляют! Один из них – Игорь Васильевич Другов, он прославил на всю Россию наш город Ленинск-Кузнецкий.

- Это наш городской композитор, который написал песню, ставшую гимном нашего города. Называется он «Город горняков». Предлагаю послушать его фрагмент. Напоминаю, что гимн слушается стоя. (Звучит фрагмент песни И.В. Другова и Николая Попова «Город  горняков»)

- Ребята, а почему гимн так назвали - «Город горняков»? (Потому что главная профессия нашего города – шахтер, или горняк)

Слайд № 12 (Работа шахтеров в шахте)

- Потому, что главная профессия нашего города, как и всего Кузбасса – горняк. Так раньше называли шахтеров. Перед тем, как писать мелодию о труде шахтера, чтобы она шла от сердца, композитор спускался под землю, в забой. Ведь нужно понять, что такое шахтерский труд. Другов увидел, как режут уголь комбайны, как двигают металлические секции. Вслушивался в каждый звук, ловил шахтерский ритм, из этого и сложилась мелодия этой песни.

- Подумайте и ответьте, какой инструмент лучше всего передает все эти звуки: как режут уголь комбайны, как двигают металлические секции, как горняки стучать молотками, лопатами?  Словом, передает шахтерский ритм (ударные инструменты).

- Верно, это ударные инструменты, из которых самый подходящий – барабан!

- Сейчас вы можете почувствовать себя немного композиторами, потому что украсите звучанием инструментов наш гимн «Город горняков».

Музыкальная игра «Оркестр»

(Детям предлагается взять со стола музыкальные инструменты: бубны, ритмопалочки, барабан. Со звучанием песни они подыгрывают ей, выделяя ритмические акценты. В конце исполнения похвалить детей)

4 часть. Подведение итога. Словесная дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи...». Проводят оба педагога.

- Сегодня мы так много узнали о родном крае, о людях, которые его прославляют своим трудом…  И мы с вами сейчас немного потрудимся. Перед вами шахтная вагонетка, которая служит для перевозки угля. Наполним ее углем, отвечая на вопросы. За каждый правильный ответ в вагонетку кладем уголек.

(Педагог произносит фразу не до конца, а дети должны закончить предложение.)

Наша большая страна называется ... Россия.

Мы живём в городе... Ленинске-Кузнецком.

Наш город расположен ... в Кемеровской области - Кузбассе.

Изучать наш край рудознатца Михайлу Волкова отправил царь ……Петр I.

Михайло Волков обнаружил на горелой горе ... горючий камень или каменный уголь. 

Каменный уголь добывают …шахтеры или горняки, работая в шахте.

Лампа, которую под землю брали с собой шахтеры, называется  ... «Благодетельница».

Гимн нашего города называется ... «Город горняков».

Гимн нашего города написал композитор ... И. В. Другов.

5. Слайд № 13 (Родного края)

- Очень надеюсь, что когда вы подрастете, юные жители нашего города, то станете его достойными хозяевами. Вы займете места рядом со своими родителями: в школах, больницах, на стройках, заводах и шахтах. Любите и гордитесь своей Родиной!

Слайд № 14-15 (Родного края)

Дети под фортепиано исполняют песню В.Степанова «Что мы Родиной зовем?»

 

Список литературы и электронных ресурсов.

1. Алдонина, Р. Удивительные люди. Стихи о профессиях./ Р. Алдонина // Миша. - 2010.- № 11.

2. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Мозаика - Синтез, 2008.

3. Игнатьева, Ю. Мой папа - шахтёр: [опыт работы по ознакомлению дошкольников с трудом шахтёра и смежными с ним профессиями в подготовительной к школе логопедической группе] / Ю. Игнатьева, Г. Предводителева, Т. Гекк // Дошкольное воспитание.- 2008.- №8.- С. 113-116.

4. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст]:  учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов.– Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.

5. Потапова, Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – 64 с.

6. Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? [Текст] / Т. А. Шорыгина. - М., 2007.

7.Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. – М.И. Микова. Презентация «Профессия - шахтер» // Опубликовано 30.11.2018. – Режим доступа свободный: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/11/30/prezentatsiya-professiya-shahtyor - Загл. с экрана.
8. Центральная городская библиотека им. Н.К. Крупской г. Ленинска-Кузнецкого [Электронный ресурс]. – Автобиография Другова Игоря Васильевича. / Составлено 19.07.08 г. – Режим доступа свободный: https://lib-krup.my1.ru/index/drugov_igor_vasilevich_prodolzhenie_2/0-75  - Загл. с экрана.                                                                      

9. Электронная библиотека RuLit [Электронный ресурс]. - Рябова, Н. Сказка об отважном рудокопе и маленьком красном человечке!/ Н.Рябова// Москва: Издательство «Советская Россия», 1973. - Режим доступа свободный: https://www.rulit.me/books/skazka-ob-otvazhnom-rudokope-i-malenkom-krasnom-chelovechke-read-322729-1.html. - Загл. с экрана.

10.  youtube.com  — источник видео [Электронный ресурс]. – «Баю-баюшки» (профессия шахтер) эфир 19. 08. 2017 на телеканале «Первый Крымский»./ - Режим доступа свободный: https://www.youtube.com/watch?v=Rj_APSJQV38 - Загл. с экрана.

11. youtube.com  — источник видео [Электронный ресурс]. – История угля. Профессия шахтёр./ КОМПАС / Ученик-Учителю. /- Режим доступа свободный: https://www.youtube.com/watch?v=NF_EHD-iXAo - Загл. с экрана.
12. youtube.com  — источник видео [Электронный ресурс]. – Как рождалась шахтерская профессия // Телекомпания «Орбита» / - Режим доступа свободный: https://www.youtube.com/watch?v=MbfG_hYCi_M  - Загл. с экрана.
13. youtube.com  — источник видео [Электронный ресурс]. – Ленинск-Кузнецкий // Эй, Россия! - Режим доступа свободный: https://www.youtube.com/watch?v=uT_WOMflfBs.  - Загл. с экрана.
14. youtube.com  — источник видео [Электронный ресурс]. – Музей «Красная Горка» в Кемерово  // Путешествие 3А - Режим доступа свободный: https://www.youtube.com/watch?v=wCkhsLgduO0.  - Загл. с экрана.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

        «Детский сад № 16»

        

                                        

                                

«Использование проектной деятельности в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Авторы:

Михалева Валентина Викторовна,

 музыкальный руководитель.

Ленинск-Кузнецкий городской округ,

2020 г.

Работа в режиме ФГОС требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, созданию возможности для его позитивной социализации, развития инициативы на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Метод проектной деятельности в ДОО успешно  решает эти задачи, повышая при этом профессионализм и компетентность педагогов, способствуя развитию их креативности и интегрируя знания, полученные в ходе методических мероприятий проекта. Знания, приобретённые детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта.

Под проектом понимается коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат, продукт. А в целом метод проектов можно представить, как способ особой организации педагогического процесса, основанный на равном взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей в поэтапной практической деятельности.

В структуру проекта, или паспорт, входят следующие пункты:

- определение проблемы, с которой начинается разрабатываться тема;

- формулирование цели и задач проекта;

-составление плана реализации проекта, состоящего из трех частей: предварительной, основной и заключительной;

-подбор методов и средств, соответствующих плану и задачам проекта;

-определение состава участников проекта (дети, воспитатели, родители, педагоги-специалисты);

-определение сроков реализации проекта;

-непосредственная проектная деятельность;

-презентация продуктов проекта.

В зависимости от характера основных методов реализации, проекты в ДОУ бывают следующих видов:

Творческий, продуктом которого может быть праздник, альбом, газета и т.д.

Исследовательский, в котором большая доля отводится на опытно-экспериментальную часть.

Информационный, когда в результате собранной информации и ее реализции, происходит оформление группы, уголков, стендов.

Спортивный, которые направлены на развитие спортивных качеств, получение новых знаний о спорте и здоровом образе жизни.

Экологический, конечный продукт которого связан с экологическими проблемами и вопросами, и др.

В зависимости от сроков реализации, выделяют: краткосрочные (до одного месяца), долгосрочные (от 6 месяцев и более) и проекты средней продолжительности (от 2 до 6 месяцев).

На каждом этапе проекта от педагога требуются определенные знания и умения (педагог подводит детей к постановке проблемы, предлагает тему, распределяет обязанности, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, разучивает, контролирует, оценивает результаты проекта).

Дети, в соответствии со своими возрастными возможностями, также являются активными участниками проекта: анализируют, сравнивают, исследуют, изучают, формулируют, определяют, создают, оформляют.

Родители могут быть не только помощниками в изготовлении необходимых атрибутов, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Таким образом, проектная деятельность может стать эффективным методом работы с родителями, помогает наладить взаимодействие детского сада и семьи.

Вовлечение в проектную деятельность ДОУ музыкального руководителя, способствует совершенствованию музыкально–образовательной работы с детьми дошкольного возраста в современной системе образования, поиску новых интересных форм работы.

Основной целью использования проектного метода в музыкальном воспитании дошкольников в детском саду является развитие творческой личности ребенка.

Также в ходе проектной деятельности, помимо развития общих познавательных способностей и коммуникативных навыков, решаются основные задачи развития музыкальных способностей:

1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

2. Развитие чувства ритма, слуха и голоса, музыкальной памяти, мышления;

3. Развитие координации движений.

Без сотрудничества с воспитателем, музыкальному руководителю не обойтись. Отсюда и разнообразие видов деятельности, методов и форм работы с детьми - беседы, чтение художественной литературы, разучивание дидактических и музыкальных игр, работы по аппликации, рисованию, лепке, исследовательская деятельность рассматривание, разучивание песен, ритмических движений, танцев, хороводов, ритмодикломаций, слушание музыкальных произведений, посещение музея и т. д.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занял своё достойное место в системе дошкольного образования.

Мы представляем опыт работы над познавательно-творческим проектом, реализованном в нашем саду в 2019 году в старшей группе.

Паспорт проекта:

Работу над проектом мы начали с постановки проблемы: почему в гимне нашего города поется о горняках? Почему на гербе города в центре изображен уголек?

Ответ на поставленный вопрос мы решили найти, разработав проект «Наш город славен шахтерским трудом».

Цель проекта: ознакомление воспитанников с ведущей профессией Кузбасса – шахтер.

Задачи проекта:

  • познакомить воспитанников с историей возникновения Кузнецкого края;
  • исследовать свойства каменного угля;
  • познакомить с творчеством городского композитора И.Другова;
  • развивать вокально-ритмические навыки, исполнительские навыки; познавательные процессы, побуждать детей к творческой деятельности.
  • воспитывать уважение к труду горняков, любовь к родному краю, чувство гордости за него.

Вид: познавательно - творческий.

По продолжительности: средней продолжительности.

По профилю знаний: интегрированный.

По уровню контактов и масштабам организации: на уровне ДОУ.

Участники проекта: воспитанники и воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Ресурсы проекта: информационно - техническое обеспечение: компьютер, телевизор, флеш-носитель, экран и проектор, музыкальный центр.

Формы реализации проекта: беседы, просмотр видеороликов и презентаций, рассматривание иллюстраций и фотографий про шахтеров; творческий труд – лепка, рисование, прослушивание, разучивание и исполнение песен о шахтерском труде, экскурсии, НОД.

Предполагаемые результаты и продукты проекта: после знакомства детей с шахтерским трудом через беседы, занятия, экскурсии, музыкальные произведения, у них будет развиваться познавательный интерес к этой профессии, любовь и гордость к родному краю.

  • Выставка рисунков семейного творчества «Мой папа - шахтер!»
  • Показ в ДОУ интегрированного занятия «Мой край, мой город».

План реализации проекта

I этап проекта

Предварительный с 01.09.2019г. - 30.09.2019г.

  • Подбор необходимого методического материала по теме.
  • Выбор форм для реализации проекта.
  • Подбор необходимого оборудования, пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции.
  • Разработка конспектов занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр и мероприятий (развлечений, экскурсий), подчиненных целям проекта.
  • Составление плана работы с детьми и родителями. Пополнение и оснащение предметно - развивающей среды.

II этап проекта

Основной с 01.10.2019-01.12.2019г.

Реализация в воспитательно-образовательный процесс ДОУ подобранных методов и приемов, форм и видов деятельности, в соответствии с целью и задачами проекта.

III этап проекта

Заключительный 02.12.2019г. – 08.12.2019г.

  • Организация выставки семейных рисунков «Мой папа - шахтер!».
  • Оформление  мини - макета «Шахтеры за работой».
  • Открытый показ в ДОУ итогового интегрированного занятия «Мой край, мой город».

Непосредственно с музыкальным руководителем в ходе реализации проекта дети на занятиях познакомились с биографией композитора нашего города  Игоря Другова и фрагментами его песен. Разучили гимн города Ленинска-Кузнецкого, подобрали ударные инструменты, почувствовав «ритм шахты», и украсили его своим звучанием. Также разучили и исполнили песни о родном крае – Владимира Степанова «Что мы Родиной зовем»,  хоровод Оксаны Осиповой «Любим мы свою Сибирь». Разучили ритмоигру «Кузбасс – богатый край!»

Все разученные произведения были показаны во время заключительного этапа на интегрированном занятии «Мой край, мой город».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Славен наш город трудом братчан"

·        Пробудить интерес детей к рабочим профессиям  через произведения поэта.·        Обогатить кругозор дошкольников об о...

Сценарий "Славен наш город трудом братчан"

·        Пробудить интерес детей к рабочим профессиям  через произведения поэта.·        Обогатить кругозор дошкольников об о...

Сценарий"Славен наш город трудом братчан"

Сценарий составлен с целью расширить представления детей о профессии писателя-поэта А. В. Лисицы.Задачи:·         Пробудить интерес детей к рабочим профессиям ...

Конспект НОД ( непосредственно образовательной деятельности) Тема: “Город славен своими героями” (старший дошкольный возраст)

Для детей старшего дошкольного  возраста занятие  к Дню Победы о героях города Тольятти....

Сценарий городского конкурса чтецов "Славим шахтерский труд"

Сценарий конкурса чтецов "Славим шахтерский труд" составлен для детей дошкольного возраста 4-7 лет....

Проект "Слава шахтерскому труду"

Проект "Слава шахтерскому труду"...

Шахтерский труд глазами детей с использованием образовательной робототехники

Из опыта работы по ранней профориентации дошкольников (региональный компонент) с использование образовательной робототехники...