О самообразовании педагогов
консультация

Мартюшева Наталья Геннадьевна

методическте рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

для старших воспитателей дошкольных учреждений

«Организация самообразования педагогов

дошкольного учреждения»

Методическая работа в дошкольном учреждении – это целостная, основанная, на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом.

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству.

* * *

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  • Формирование основ педагогического мастерства;
  • Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • Развитие способностей к проектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • Проявление творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда своих достижений;
  • Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • Овладение методикой работы с детьми;
  • Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическое сопровождение необходимо воспитателю:

  • в определении темы, целей и задач;
  • в планировании работы по самообразованию;
  • в ходе реализации плана;
  • в изучении и анализе результативности своей работы.

Алгоритм работы над темой самообразования

  • Подбор темы
  • Определение целей и задач
  • Дата начала работы над темой
  • Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой
  • Подбор источников самообразования
  • Результаты самообразования и их трансляция на уровне детского сада, района, округа, города.

Этапы и содержание работы по самообразованию

Этапы

Содержание деятельности

педагога

старшего воспитателя

Аналитический

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога.
Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование

Планово-прогностический

Планирование работы по самообразованию:

• составление плана или программы самообразования • определение форм методических мероприятий,

• определение этапности реализации программы,

• выбор форм отчётных материалов

Консультирование и методические рекомендации по разработке темы:
• в определении содержания работы по самообразованию;
• в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения;
• в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога

Образовательно-теоретический

Теоретическое изучение проблемы:

• знакомство с предметом,

• изучение научно-популярной и методической литературы;

• изучение педагогического опыта;

• изучение видеоматериалов;

• анализ и самооценка результатов.

Создание условий для работы воспитателя по самообразованию:
• тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы;
• тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;
• видеозаписи;
• оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»;
• материалы из опыта работы;

Внедренческий

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике):

• изготовление пособий и атрибутов;

• организация и проведение практической работы с детьми;

• организация и проведение работы с родителями;

• организация и проведение практической работы с педагогами.

Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов.

Результативно-аналитический

Подведение итогов самообразования:

• оформление педагогического опыта по теме;

• выступление по итогам работы на методическом мероприятии;

• отчёт- презентация;

• тематическое портфолио;

• тематическая выставка;

• мастер-класс.

Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра.
Помощь в оформлении результатов самообразования:
• выступление по итогам работы и обмену опытом;
• составление картотеки по проблеме;
• игры и пособия;
• советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
• составление перспективного плана работы с детьми;
• организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
• оформление передового педагогического опыта

Современный педагог, должен обладать способностью, приобретать и использовать профессиональные знания, а так же передовой опыт в практической деятельности. Перепроектирование собственной педагогической деятельности не может осуществляться без планирования работы по самообразованию. Варианты индивидуального планирования приведены ниже.

Образец №1

План работы по самообразованию


Воспитатель_______________________группы №_____ГОУ д\с №_________
Тема:______________________________________________________________
Цель, задачи:_______________________________________________________

Литература:

  • _____________________________________________________________
  • _____________________________________________________________
  • _____________________________________________________________

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Выводы:

Образец №2

Программа деятельности по самообразованию педагога ГОУ д/с №___

на _______________________ учебный год

Педагог___________________________________________________________

Тема: _____________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________

Задачи: ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Месяц

Изучение методической литературой

Методические мероприятия

Изготовление

пособий, атрибутов

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

Ноябрь

Апрель

Май

Педагог _________________ Старший воспитатель _______________

Вариант №3

Карта самообразования педагога.

Фамилия, имя, отчество педагога _____________________________________

По каким разделам программы хотел (а) бы повысить квалификацию

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Тема самообразования_______________________________________________

Когда, где и по какой теме самообразования Вы работали ранее?

Место

Название темы

Форма представления результата работы над темой

*Доклад

*Защита исследовательской работы

*Брошюра

*Листовка

* Буклет

*Проведение семинара

*Обучения коллег новым методикам

*Практикум

*Лекция

*Открытый урок

* другое

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

Старший воспитатель как координатор работы по самообразованию педагогов в ДОУ составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающимся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе. В методическом кабинете фиксируется тема, над которой работает педагог, форма и срок отчета. Для всестороннего формирования профессиональной компетенции педагогов ДОУ удобен перспективный план самообразования.

Перспективный план самообразования

Воспитатель ______________________________________________________

Учебный год

Содержание обучения, тема самообразования

Форма представления результата

2008 – 2009

2009 – 2010

2010 – 2011

Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год

Темы самообразования педагогов ГОУ д/с № ______

(200 -200 учебный год)

№ п/п

Педагог (Ф.И.О.)

Тема самообразования

Форма отчета

Срок отчёта

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».

Консультация:             « Самообразование педагогов – одна из   важных форм системы непрерывного  повышения квалификации педагогов ДОУ»...

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

—Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;—Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....