О самообразовании педагогов
консультация
методическте рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_metodicheskie_rekomendatsii_k_samoobrazovaniyu.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
для старших воспитателей дошкольных учреждений
«Организация самообразования педагогов
дошкольного учреждения»
Методическая работа в дошкольном учреждении – это целостная, основанная, на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом.
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству.
* * *
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
- Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
- Формирование основ педагогического мастерства;
- Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
- Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
- Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
- Развитие способностей к проектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- Проявление творческого потенциала педагога;
- Пропаганда своих достижений;
- Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
- Овладение методикой работы с детьми;
- Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
- одна из годовых задач ДОУ;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическое сопровождение необходимо воспитателю:
- в определении темы, целей и задач;
- в планировании работы по самообразованию;
- в ходе реализации плана;
- в изучении и анализе результативности своей работы.
Алгоритм работы над темой самообразования
- Подбор темы
- Определение целей и задач
- Дата начала работы над темой
- Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой
- Подбор источников самообразования
- Результаты самообразования и их трансляция на уровне детского сада, района, округа, города.
Этапы и содержание работы по самообразованию
Этапы | Содержание деятельности | |
педагога | старшего воспитателя | |
Аналитический | Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. | Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога. |
Планово-прогностический | Планирование работы по самообразованию: • составление плана или программы самообразования • определение форм методических мероприятий, • определение этапности реализации программы, • выбор форм отчётных материалов • | Консультирование и методические рекомендации по разработке темы: |
Образовательно-теоретический | Теоретическое изучение проблемы: • знакомство с предметом, • изучение научно-популярной и методической литературы; • изучение педагогического опыта; • изучение видеоматериалов; • анализ и самооценка результатов. | Создание условий для работы воспитателя по самообразованию: |
Внедренческий | Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике): • изготовление пособий и атрибутов; • организация и проведение практической работы с детьми; • организация и проведение работы с родителями; • организация и проведение практической работы с педагогами. | Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов. |
Результативно-аналитический | Подведение итогов самообразования: • оформление педагогического опыта по теме; • выступление по итогам работы на методическом мероприятии; • отчёт- презентация; • тематическое портфолио; • тематическая выставка; • мастер-класс. | Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра. |
Современный педагог, должен обладать способностью, приобретать и использовать профессиональные знания, а так же передовой опыт в практической деятельности. Перепроектирование собственной педагогической деятельности не может осуществляться без планирования работы по самообразованию. Варианты индивидуального планирования приведены ниже.
Образец №1
План работы по самообразованию
Воспитатель_______________________группы №_____ГОУ д\с №_________
Тема:______________________________________________________________
Цель, задачи:_______________________________________________________
Литература:
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы: |
|
|
|
Образец №2
Программа деятельности по самообразованию педагога ГОУ д/с №___
на _______________________ учебный год
Педагог___________________________________________________________
Тема: _____________________________________________________________
Цель: _____________________________________________________________
Задачи: ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Месяц | Изучение методической литературой | Методические мероприятия | Изготовление пособий, атрибутов | Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь | |||||
Ноябрь | |||||
Апрель | |||||
Май |
Педагог _________________ Старший воспитатель _______________
Вариант №3
Карта самообразования педагога.
Фамилия, имя, отчество педагога _____________________________________
По каким разделам программы хотел (а) бы повысить квалификацию
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Тема самообразования_______________________________________________
Когда, где и по какой теме самообразования Вы работали ранее?
Место | Название темы | Форма представления результата работы над темой |
*Доклад *Защита исследовательской работы *Брошюра *Листовка * Буклет *Проведение семинара *Обучения коллег новым методикам *Практикум *Лекция *Открытый урок * другое |
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Старший воспитатель как координатор работы по самообразованию педагогов в ДОУ составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающимся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе. В методическом кабинете фиксируется тема, над которой работает педагог, форма и срок отчета. Для всестороннего формирования профессиональной компетенции педагогов ДОУ удобен перспективный план самообразования.
Перспективный план самообразования
Воспитатель ______________________________________________________
Учебный год | Содержание обучения, тема самообразования | Форма представления результата |
2008 – 2009 | ||
2009 – 2010 | ||
2010 – 2011 | ||
Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год
Темы самообразования педагогов ГОУ д/с № ______
(200 -200 учебный год)
№ п/п | Педагог (Ф.И.О.) | Тема самообразования | Форма отчета | Срок отчёта | Примечание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».
Консультация: « Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ»...
Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...
«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»
Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....