Развитие патриотизма у дошкольников средствами поликультурной среды в образовательной деятельности
методическая разработка
Развитие патриотизма у дошкольников средствами поликультурной среды в образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_patriotizma.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие патриотизма у дошкольников средствами поликультурной среды в образовательной деятельности»
Подготовила: педагог дополнительного образования
по английскому языку Прокопьева Р.Р.
На этапе растущей заинтересованности к межкультурному взаимодействию большое внимание уделяют проблемам изучения поликультурной среды. Первоначально появление поликультурности подверглось рассмотрению во второй половине ХХ века в Соединённых Штатах Америки. Поликультурная среда разрешает сформировывать толерантное отношение к иным национальностям, почитать их образ жизни и обычаи. На сегодняшний день для удачного совместного существования в поликультурной среде уделяется внимание организации поликультурной образовательной сферы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, п., п.п. 6,9) прописывается приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей. Также сообразно Концепции дошкольного воспитания в детстве положительное отношение к народам мира, интернациональные чувства закладываются через выделение в национальном общечеловеческом начале: основной путь воспитания здесь - это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре - танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам.
Вопросами среды, поликультурной среды и поликультурной образовательной среды занимались как зарубежные, так и отечественные педагоги, ученые. В научно-исследовательских работах С.И. Ожегова, И.П. Подласого, подчеркивается мысль о том, собственно, что среда представляет собой окружение действительной реальности, которая оказывает влияние на развитие и формирование познаний, возможностей и заинтересованностей малыша. В трудах М. Гордона, Е.Д. Нелуновой, Т.В. Болотиной, А.М. Буттаевой выслеживается суждение о том, что поликультурная среда- это социальное окружение, в котором взаимодействуют люди всевозможных национальностей, социальных групп отличающихся по языку, религиозным верованиям, культуре, традициям и обычаям конкретного народа. Вопросами поликультурной образовательной среды занимались такие учёные как О.Л. Колоницкая, И.Ф. Яруллин, А.М. Буттаева, А.И. Богданова, В.И. Суровцова. Анализ научной литературы по термину «поликультурная образовательная среда» показывает, что данное понятие раскрывается с различных позиций, преподнесенных многими авторами. Поликультурная образовательная среда, в которой находится современный человек, несет внутри себя конкретные способы согласования с находящейся вокруг реальностью и самим собой. Образование преднамеренно оказывает влияние на положение и поведение индивидума в культурной среде. Образовательная среда современного поликультурного общества содействует удачному объединению личности в национальную и крупную культуру, формируя, следовательно, именно народную и национальную идентичность человека.
Исходя из убеждений Суровцовой В.И. поликультурная образовательная среда-это определённая система условий и влияний (при помощи образования) на личность с целью формирования толерантного отношения к иным культурам, готовности к действенному межэтническому и межкультурному взаимодействию, умение общаться с адептами иных культур, обязательности сохранения национальной идентичности, понимания значимости культурного обилия, новейших форматов формирования культуры в общем. Организация поликультурной образовательной среды, которая создаёт подходящие условия для безоговорочной самореализации личности адепта любой культуры и национальности считается немаловажным элементом в дошкольных
образовательных организациях.
Поликультурная среда в дошкольных образовательных организациях - это доля педагогической среды, которая окружает дошкольника и представляет собой совокупность всех аспектов жизни учитывая этнические особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах с целью которых формируется уважительное отношение к иным культурам и их межкультурному взаимодействию. Из всего сказанного следует, что, именно, поликультурное образование выступает необходимым направлением работы с детьми дошкольного возраста, содержащим составление ценностных представлений о людях иных национальностей, толерантности, становление чувства отзывчивости и др.
Поликультурная среда в ДОО считается необходимой составляющей в воспитании детей дошкольного возраста, которая ориентирована на развитие творческой личности, расположенной к действующему межкультурному взаимодействию, стремящейся к осознанию иных культур, умеющей существовать во всем мире в гармонии с адептами различных национальностей. Также поликультурная образовательная среда в ДОО станет содействовать личному и культурному подъему дошкольника.
Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. Существование успешного человека в конкурентном мире невозможно представить без знания языков. Сегодня ценится свободная, развитая и образованная личность, способная творить в условиях постоянно меняющегося мира, что в свою очередь требует полного развития личности, ее коммуникативных способностей, позволяющих войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоиндендификации обусловливает огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Переход к поликультурному сотрудничеству предполагает не только наличие желания понять своего соседа по общему планетарному дому, но и наличие желания овладеть его языком. Большое внимание в последнее время уделяется вопросам, связанным с использованием языка в диалоге культур и цивилизаций современного мира. .
Развитие современного дошкольного образования детей Э.К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста. Это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре,патриотизма, принятие многообразия и специфичности этнических культур, воспитание доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности. Именно поликультурное воспитание помогает решить вопросы, связанные с привитием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности. .
Поликультурное воспитание – явление относительно новое. В настоящее время активно разрабатываются научно - теоретические основы поликультурного воспитания (Г.Д. Дмитриев; В.В. Макаев и др.) Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами (Е.С. Бабунова; Т.Ф. Бабынина; Т.В. Черник) Базируясь на научно – методические основы педагогики поликультурности и толерантности, можно с уверенностью
сказать, что поликультурное воспитание дошкольников реализуется с наибольшей эффективностью, если соблюдаются следующие педагогические условия. .
#1053;еобходимо, чтобы научно - обоснованное содержание поликультурного воспитания включало в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно – прикладное искусство, игры, традиции. .
#1058;ребуется наличие концептуальной модели поликультурного воспитания, которая способствовала бы
формированию знаний и представлений детей о национальных культурах и помогала бы воспитывать патриотические чувства и толерантность. .
#1042;ажно, чтобы в технологи поликультурного воспитания использовался принцип постепенности «от близкого к далекому».
В рамках изучения английского языка в старшей подготовительной группе, проводится работа по обогащению знаний детей о стране изучаемого языка, культуре, традициях и достопримечательностях.
В частности, с первого же занятия было дано представление детям о языке, национальностях, проживающих в англоязычных странах.
Для расширения и укрепления страноведческих знаний, в группе расположена карта мира, с опорой на которую регулярно проводятся занятия.
Весь педагогический процесс строится в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам многонациональной культуры, помогает тем самым достигать следующих целей и задач поликультурного воспитания: .
#1047;накомства детей с культурой стран изучаемых языков.
#1042;оспитания интереса, терпимости и любви к людям другой национальности.
#1054;бучения детей пониманию своих сверстников другой национальности и уважению их религий, обычаев.
#1054;бъяснения детям равенства всех людей и необходимости жить в мире и согласии.
#1053;алаживания связи детского сада и семьи в вопросах поликультурного воспитания.
#1042;оспитания в детях гордости за свой народ, патриотизма, желания сохранить и приумножить культурное наследие своей страны. .
#1056;азвития у педагогов, родителей и детей толерантности по отношению к чужой жизни и стилю поведения.
Создание поликультурной среды в образовательной деятельности дошкольников достигается посредством изучения государственных символов англоговорящих стран. С целью закрепления знаний и повышения узнаваемости флагов, дети раскрашивали флаги Великобритании, Канады, Новой Зеландии. Кроме того, большое значение уделяется и устному народному творчеству. Так, на различные тематические праздники дошкольники учат стихи, скороговорки, песни. К примеру, на праздник «День Матери» детьми были разучены трогательные стихи-признания. Тогда, в сознании ребят четко закрепилось, что доносить свои мысли и чувства они могут не только на родном языке. А родители, посмотрев видео-поздраления, почувствовали трепет и гордость за своих детей. Кроме того, при прохождении темы «Моя семья», например, ребята нарисовали рисунки семей, подписав их на английском, выполняли аппликации родного дома.
Более того, все разминки и физминутки на занятиях проводятся на английском языке, что так же помогает детям усвоить и принять другую культуру. Важной и практически главной частью образовательной деятельности в детском саду является игра, как подвижная, так и дидактическая, в связи с этим, дети знакомятся с национальными играми, которые популярны по сей день в других странах. Разнообразие игр велико, и ребятам нравится узнавать новые и не обычные игры. К примеру, ребятам очень понравилась игра на смекалку и память «Кого нет». Суть игры в том, что участники садятся на стулья, образуя круг. Ведущий выходит из комнаты. В это время один из игроков прячется, а остальные меняются местами. Ведущий должен как можно быстрее понять, кого нет. Это не так просто, как кажется. Игра повторяется, и каждый раз игроки меняются. Выигрывает тот, кто быстрее угадал, кого нет. Очень интересные игры «Сундук моей бабушки», «Шапки и шляпки» и другие.
Но все же следует учитывать, что в основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностей, стереотипных нормах поведения других народов должно лежать полноценное
владение этническими особенностями своей культуры –лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов. Также и наоборот, понимая и принимая другие культуры мы учимся ценить и любить свою родину. Регулярно, в детском саду проводятся тематические занятия о России и Башкортостане, направленные на развитие патриотизма. Дети узнаю многое о своей стране и своей республике. Именно эти знания помогают детям осознать, что существуют другие культуры. Лишь зная и уважая свою Родину, можно привить ребятам толерантное отношение к представителям других национальностей, уважение и отзывчивость. .
В нашем детском саду тема поликультурного воспитания актуальна и имеет благоприятные условия для организации, так как дети имеют возможность изучать башкирский, русский и английский языки, знакомиться с самобытной культурой данных народов.
Для реализации всех поставленных целей и задач необходима грамотно организованная предметно-
развивающая среда. Поэтому во всех возрастных группах оформлены национальные уголки, выставки, альбомы, знакомящие с самобытной культурой родного народа и с культурой других народов.
Известно, что приобщение дошкольников к социальной деятельности, воспитание маленького гражданина, патриота, готового и способного жить в поликультурной среде – актуальная проблема современного дошкольного образования, требующая пристального внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора
Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....
Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.
Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России....
Русский музыкальный фольклор как средство развития патриотизма у дошкольников
Русский музыкальный фольклор как средство развития патриотизма ...
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции " Этнокультурное образование:опыт и перспективы"...
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАТНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
В России нет, пожалуй, ни одного детского коллектива, где бы ни встретились дети разных национальностей. Проблема формирования поликультурных качеств и толерантности детей дошкольного возраста на сего...
Былины как средство развития патриотизма у дошкольников.
Былины как средство развития патриотизма у дошкольников....
"Развитие креативных способностей дошкольников средствами творческих заданий и проектной деятельности"
Креативность - это способность пораждать необычные идеи, отклоняясь от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации....