ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАТНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
статья на тему
В России нет, пожалуй, ни одного детского коллектива, где бы ни встретились дети разных национальностей. Проблема формирования поликультурных качеств и толерантности детей дошкольного возраста на сегодняшний день является одной из самых актуальных. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать ... интеграцию личности в национальную и мировую культуру».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
И. А. Хантимерова
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАТНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
«Толерантность – это искусство
жить в мире людей и идей».
А.Г. Асмолов
В России нет, пожалуй, ни одного детского коллектива, где бы ни встретились дети разных национальностей. Проблема формирования поликультурных качеств и толерантности детей дошкольного возраста на сегодняшний день является одной из самых актуальных. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать ... интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка. Симпатия и уважение к людям разных национальностей является нравственным качеством личности, которое необходимо воспитывать, начиная с раннего возраста через общение со сверстниками и взрослыми разных национальностей, ознакомление с культурой и бытом разных народов, обогащение содержания игр дошкольников в хорошо продуманных и организованных педагогических условиях. В настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Актуальность формирования поликультурных качеств и толерантности у детей дошкольного возраста и его значение приобретает особую важность еще и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Дошкольный возраст является сензитивным для формирования всех нравственных качеств, в том числе и толерантности. Формирование толерантности ребенка позволит во многом решить вопросы, связанные с его адаптивностью в социальном мире. Попадая в коллектив, каждый ребенок приносит с собой багаж знаний и представлений о мире, который он получил от своих родителей и, конечно же, в нем есть место для представлений о национальной культуре своего народа, а также ребенок обогащает свои знания о многонациональном мире, общаясь с детьми других национальностей. В этих условиях происходит систематическое воспитание симпатии и уважения к людям разных национальностей. Очень важно формировать гражданско-патриотическую позицию у детей с ранних лет, ведь любовь к Отечеству начинается с малого - колыбельной матери, любви к своей семье, к родной речи. Часто позиция определяется как проявление ребенком своих представлений о себе, своей семье, о родном городе, крае, стране, о государственной символике, об искусстве своего народа, о труде. Формируется отношение детей к защитникам Отечества, к памяти павших в сражениях за Родину, в стремлении быть похожими на героев своей страны.
Все те чувства, из которых может вырасти патриотизм, с большей вероятностью формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, в группе детского сада. Это сочувствие, привязанность, ответственность, обязательность, трудолюбие. А проявляться они в большей степени могут только по отношению к родным и близким.
Прежде, чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я»; своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно. Очень важно приобщить ребенка к культуре своего народа. Чтобы воспитать уважение и гордость за землю, на которой живешь, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Приобщение дошкольников к социальной действительности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде, предполагает поликультурное образование детей в процессе художественно-эстетического развития и взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры через рисование, музыку, родной язык, литературу. В связи с этим большое внимание должно уделяться произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству народов России. Каждое поколение, глядя вперед, выбирая и определяя свое будущее, неизменно оглядывается назад, чтобы взять с собой самое ценное и необходимое. И среди этого самого ценного, достойного существования и продолжения – народное творчество - одна из главных духовных творений. Опыт работы доказывает, что приобщение детей к национальному творчеству развивает нравственно - личностные качества, пробуждает интерес к национальной культуре русского, мордовского и татарского народов. У детей формируется чувство стиля, они различают особенности культуры. Использование в работе с детьми музыкального фольклора, произведения художественной литературы, устного народного творчества способствует воспитанию детей дошкольного возраста в духе толерантности в межэтнических отношениях, позволяет заложить основы национального мышления. Именно через знакомство, изучение, анализ фольклора разных народов возможно развить нравственные чувства, обеспечить комфортность детей внутри культурного пространства, воспитать толерантность, обеспечить укоренение ребенка в родной национальной культуре.
В современном обществе очень много смешанных браков. В одной семье встречаются традиции разных культур, зачастую стираются границы самобытности, поэтому очень часто ребенок самостоятельно не может разобраться, к какой культуре относятся те или иные традиции. Однако и родители не всегда находят время и возможность дать детям элементарные знания о традициях, быте родных им народов. Поэтому одним из важных звеньев поликультурного образования у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей. Одним из главных направлений в работе с родителями является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях. Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе с родителями поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.
Использование предметно-развивающей среды в ДОУ национального содержания в процессе формирования поликультурных качеств и толерантности имеет огромное значение. Обогащение воспитательно-образовательного процесса предметно-развивающей среды национального содержания, находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, уровня развития знаний детей и уровня сформированности межличностных отношений. Все компоненты предметно-развивающей среды должны быть связаны между собой по содержанию, по национальной направленности. Каждый предмет должен внести определенные сведения о культуре, национальностях, быть средством формирования дружелюбия и толерантности.
Средством воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, толерантностью или жестокостью, нетерпимостью к чужому мнению, национализмом. Никакие самые красноречивые рассказы, профессионально проведенные занятия не воспитают в ребенке симпатии и уважения к людям разных национальностей, если сам воспитатель не толерантен, если все что он говорит и делает не идет от души и сердца его. На воспитателях лежит большая ответственность за то, чтобы донести до детей простую человеческую идею превосходства доброты и любви над материальными благами, научить их сопереживать и уважать людей разных национальностей. Опыт показывает, что в раннем дошкольном возрасте формируется мировоззренческая картина ребенка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его поведение в обществе и жизненную позицию.
Литература.
1. Архарова, Л. И. Воспитание на народных традициях / Л. И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). – М., 2005. – С. 204-205.
2. Богомолова, М. И. Интернациональное воспитание дошкольников / М. И. Богомолова. – М.: Просвещение. - 2006 – 110 с.
3. Богомолова, М. И. Интернациональное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / М. И. Богомолова. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.
4. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции / Л. Евстратова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 17-20.
5. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: учеб.-метод. пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 300 с.
6. Кожанова, М. Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М. Б. Кожанова // Мир детства и образования. – Магнитогорск, 2007. – С. 120-123.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника.
Дети испытывают большую радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших «открытий». В процессе исследования дошкольни...
Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника.
Доклад на педсовете. Познавательно -исследовательская деятельность, как средство формирования интелектуальной личности дошкольника.«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но откр...

Художественное конструирование из природного материала как средство формирование творческой личности дошкольника
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно - творческой деяте...
Сообщение по теме: "Художественное конструирование из природного материала как средство формирование творческой личности дошкольника"
Сообщение по теме: "Художественное конструирование из природного материала как средство формирование творческой личности дошкольника"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Формирование толерантного сознания дошкольника в поликультурном образовательном пространстве»
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Формирование толерантного сознания дошкольника в поликультурном образовательном пространстве»...
Развитие патриотизма у дошкольников средствами поликультурной среды в образовательной деятельности
Развитие патриотизма у дошкольников средствами поликультурной среды в образовательной деятельности...