Доклад "Экология"; Коррекционные тенологии в детском саду; Календарно- тематический план -Педсовет 2022 -23 гг.
статья (старшая группа)

Насруллаева Мильяна Садуллаховна

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ К ПРОЕКТУ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ»

Береги свою планету

Есть одна планета сад

В этом космосе холодном

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно

Береги свою планету.

Ведь другой на свете нету. (Я.Аким)

Человеческое общество, природная среда тесно взаимосвязаны. В экологическом воспитании дошкольников основной упор делается на том, что именно человек ответственен за катастрофическое в последнее время загрязнение природы, вымирание многих видов животных.

 Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. Красоты родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь.
Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.

НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Образовательное. Раскрывает для детей суть экологических проблем времени, возможных путей их решения.
Развивающее. Дает подрастающему поколению интеллектуальные, практические навыки для оценки состояния природы, самостоятельной деятельности по улучшению местной среды.
Воспитательное. Формирует стремление к здоровому образу жизни, мотивацию и привычку правильного экологического поведения.

ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Многие взрослые современники ведут себя по отношению к природе потребительски, особенно не задумываясь о последствиях своей деятельности. Бережное отношение к природе нужно воспитывать с самого малого возраста, когда ребенок способен воспринимать лес, речку, птичек с паучками как нечто живое, непосредственно и эмоционально.
У малыша, ярко воспринимающего красоту окружающего мира, возникает чувство привязанности к тем местам, где он живет, желание их охранять, что позднее перерастает в любовь к Родине. Это и есть цель экологического воспитания. Ребята должны научиться бережному отношению к земле и воздуху, флоре и фауне. Будущие взрослые граждане становятся настоящими хозяевами своей земли, правильно распоряжаясь этими богатствами, не только расходуя их, но сохраняя, приумножая.

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Освоение ближайшего окружения, а также распространение детских интересов за его пределы, в соответствии с возрастом.
Углубление, систематизация существующих у детей дошкольного возраста представлений о географии, экологии, естественных науках.
Приобретение на основе собственного опыта определенных навыков, умения сравнивать результаты, делать соответствующие выводы.
 Формирование желания заботиться о живых и неживых объектах, местах, где обитаешь.
Экологическое образование ставит перед собой задачу дать дошкольникам понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь. Они приспособлены к определенным природным условиям, существуют не обособленно, а образуют так называемые экосистемы (река, луг или болото). Ребенок не просто должен заучить, что нехорошо рубить деревья или уничтожать пчел. Он должен понимать, жизнь скольких организмов и существ связана с этим конкретным деревом, что случится с ними после порубки.

ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Прогулки
  •  Экскурсии
  • Опыты
  • Художественная литература
  • Тематические занятия
  • Праздники
  • Викторины
  • Конкурсы
  • Кроссворды
  • Интеллектуальные игры

    Обычные прогулки на территории ДОУ можно превратить в экологические занятия. Важно использовать как можно больше интересных объектов. Это деревья, кустарники разных видов, форм, возраста, старые пни с лишайником и мхом, полянки с лекарственными травами, насекомыми, гнезда и скворечники. Здесь ребята могут наблюдать живую природу, делиться наблюдениями, играть. Именно прогулки знакомят со свойствами песка или глины, снега и воды, изменениями жизни растений и животных по мере изменения сезонов.

    Одна из форм работы по экологическому воспитанию, которая вызывает живой интерес – экскурсии. Дети знакомятся с растительным и животным миром в условиях его обитания. Во время экскурсий у ребят развивается наблюдательность, они собирают различный материал для последующей работы и обсуждения в группе. Красота зимней, летней природы заставляет детей переживать, воспитывает эстетические чувства.

    У ребят старших групп большой интерес вызывает проведение различных опытов. Они помогают установить причины и связи между отдельными явлениями, предметами. Поскольку они проводятся в процессе наблюдений и трудовой деятельности, это развивает мыслительные способности, наблюдательность, формирует детский познавательный интерес. Каждый опыт показывает причины того или иного явления, дети учатся самостоятельным выводам, суждениям.

    На групповых занятиях часто используется известная художественная литература. Произведения А. Пушкина, Л. Толстого, М. Пришвина, других классиков способны глубоко задеть чувства малышей. При последующем общении они выражают восторг, сопереживание, задают вопросы о том, можно ли спасти героев, жалеют или радуются за них.

    С малышами проводят тематические занятия, на которых дети рисуют, лепят, слушают пение птиц, звуки леса в записи. Им всегда нравится заниматься различными поделками из природного материала, собранного собственноручно.

    Одна из самых действенных форм работы, поскольку она затрагивает эмоциональную сферу, — праздники. Во время проведения развлекательных мероприятий дети слушают музыкальные произведения, сами включаются в действие, участвуя в танцах и пении, рассказывая стихи, отгадывая тематические загадки. Таким образом, они вовлекаются в события, приходят к осмыслению экологических проблем, доступных детскому пониманию.

    С ребятами постарше практикуются такие формы работы как викторины, конкурсы и кроссворды, различные интеллектуальные игры на темы природы родного края, о способах ее сохранения, птицах или подводном мире. Посредством подобных мероприятий дети интеллектуально развиваются, т.к. им приходится в процессе игры актуализировать свои представления о природных закономерностях и фактах.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  • В системе экологического воспитания большую актуальность имеет совместная деятельность воспитанников ДОУ и их родителей.
  •  Консультации, КВН, конкурсы, викторины, собрания, имеющие экологическую направленность.
  • задействование родителей на этапе подготовки, при проведении праздников «эко» направленности.
  • совместная работа по благоустройству, озеленению территории ДОУ.
  •  подготовка тематических выставок рисунков и поделок, принесенных из дома, размещение настенных газет семейного выпуска.
    Такой подход не только способствует экологическому просвещению детей и взрослых, но ведет к их психологическому сближению, укреплению семейных связей, доверия. .Взаимодействие сотрудников детского сада с семьей повышает родительскую педагогическую культуру, помогает создать более здоровую домашнюю обстановку.

Одним из воспитательных аспектов, который принимает участие в формировании экологической культуры малышей – создание в ДОУ благоприятной экологической среды. Этот процесс подразумевает организацию такого пространства, где есть необходимые условия для наблюдения за живой природой.
Должный воспитательный эффект достигается при условии непосредственного участия детей в процессе, а не только наблюдений со стороны.
Экологические проблемы получают сейчас большую актуальность. Дошкольное учреждение выполняет для общества важную функцию – помогает раскрыть перед подрастающим поколением красоту природы, научить ценить ее и оберегать.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры, правильного отношения ребенка к природе, его окружающей среде, к себе и к людям, как к части природы.

Процесс воспитания экологической культуры начинается в дошкольном детстве и имеет продолжение во всех этапах развития и обучения ребенка. Реализуя принцип преемственности, мы формируем у ребенка осознанное отношение и восприятие окружающей действительности.

Основная цель экологического воспитания в дошкольном периоде- формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным объектам и явлениям, которые окружают его и с которыми знакомится в дошкольном детствеРеализуя широкий спектр задач экологического воспитания, мы создаем условия, когда дети приобретают новые знания о природе и расширяют кругозор. У них формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе. Умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать. Происходит интенсивное развитие речи – дети расширяют пассивный и активный словарь, учатся объяснять и делать выводы, слушать и воспринимать речь другого человека, участвовать в диалоге.

Решение этих задач – широкая умственная подготовка к обучению, которая развивает интеллект ребенка во всех его формах. Процесс воспитания экологической культуры в нашей группе включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого - это занятия, прогулки, наблюдения, труд на участке, тематические экскурсии, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности, театрализованные игры,  уход за растениями на грядке в огороде, детское экспериментирование, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры, он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании и творчестве.

Систематическое обучение на занятиях - одно из значимых средств образовательной работы с детьми дошкольного возраста при условии гибкости самой формы и соответствия содержания.

Познавательное содержание наших занятий дает возможность выделить несколько типов организованной деятельности:

1. Первично – ознакомительные. На протяжении дошкольного периода большую часть занятий мы отводим на ознакомление детей с конкретными животными и растениями, особенностями их жизни в определенных условиях. В этом случае используем наглядный материал (картинами, слайдами, книгами). Мы учим детей важным умственным навыкам: умению анализировать, сравнивать, выделять характерное в растениях и животных.

2. Углубленно-познавательные занятия имеют основной целью знакомство детей с природными зависимостями, причинно-следственными факторами. На этих занятиях мы используем такие методы обучения как – экспериментирование, моделирование, проектирование, раскрывающие взаимосвязи в природе.

3. Обобщающие занятия – проводим с целью формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы. Тематика обобщающих занятий очень разнообразна: овощи и фрукты, домашние и дикие животные, времена года и т. д. Оба типа занятий являются достаточно сложными по сравнению с первично-ознакомительным типом. Ими завершается работа по ознакомлению детей с природой.

4. Следующий тип занятия – интегрированный, является очень важным для личностного развития дошкольника. В занятии на одну тему мы объединяем различные задачи по развитию детей и разные виды деятельности. Эти занятия имеют свои сильные стороны, наиболее актуальные в современных условиях, так как наши дети сегодня отличаются от детей вчерашних.

Учитывая большую, несистематизированную информированность детей, их эмоциональную раскованность и одновременно слабое здоровье и быструю утомляемость, при проведении интегрированных занятий мы имеем возможность корректировать процесс обучения, используя здоровье сберегающие технологии с учетом возможностей каждого ребенка.

При проведении интегрированных занятий воспитатель решает такие задачи как систематизация знаний детей и одновременное интеллектуальное, нравственно и эстетическое развитие.

Современные требования к организации познавательной деятельности с детьми требуют от нас применения таких технологий обучения, как проблемно-диалогическая, когда благодаря условиям, созданным педагогом на занятии, дети имеют возможность самостоятельного открытия нового. Неотъемлемая часть любого занятия – игра, как ведущий вид деятельности. Особое внимание мы уделяем созданию в начале занятия положительной мотивации у ребенка на совместную деятельность (т. е. ребенок должен захотеть что-либо делать с педагогом).

Содержание занятия направлено не столько на информатизацию детей определенными сведениями и фактами (зачастую детям и так много известно, а на формирование познавательной активности), любознательности детей, умение подмечать многообразие мира и способов взаимодействия с окружающим.

Наглядная продукция, созданная детьми, убедительна прежде всего для них самих - это предметные результаты их личностного роста. Свои впечатления дети передают в рисунках, играх, аппликации. Мы проводим с детьми занятия по изо-деятельности: рисуем различными методами. В нашей группе дети хорошо выполняют поделки из природного материала: шишки, ветки, различные коряги. На занятиях изготавливают различные поделки. Показываем детям, что может получиться из простой шишки, из коряги, из скорлупы грецкого ореха.

Хочется отметить, что любое направление развития детей неразрывно связано с системным и комплексным походом в работе, где основное место отводится развитию ребенка в деятельности.

С самого начала года мы ведем с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке учим детей видеть прекрасное, показываем, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака, наблюдаем за солнцем и его расположением. Ребята все чаще  проявляют интерес к окружающей природе, углубляются  их знания. Экскурсии, проводимые по территории детского сада, обогащают детей новыми впечатлениями, дети научились  видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. Природа, окружающая ребенка в городе, это не только участок детского сада. Это и деревья на его улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дворе. Замечает ли их ребенок или равнодушен к ним? Какие деревья растут на вашей улице? – такие вопросы мы задаем детям.

Очень помогли нам  в работе наблюдения за домашними животными (иллюстрации, фото и видео), птицами, насекомыми. Наблюдение за птицами, живущими у нас на участке, помогли детям сделать вывод об отлете птиц в теплые края.

Так же у нас в группе имеется уголок природы, который мы обогащаем, добавляя различный материал. Чтобы возрос интерес к уголку природы, в работе мы используем  материалы естественного происхождения: камушки, перья, ракушки, скорлупки орехов, колосья злаковых, высушенные. В уголке природы у нас представлены иллюстрации по временам года, животные, птицы, раскраски, различные поделки из природного материала.

Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносились в календарь наблюдений. В результате этого знание у детей систематизировались. Дети видели, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей и т. д. Параллельно ведется работа с народным календарем. Использование в работе календарей природы, различных схем, созданных как воспитателем, так и детьми помогают нам решить задачи по формированию логического мышления, основных мыслительных процессов. Составляя рассказы по схемам, или отображая в схеме тот или иной предмет или явление, ребенок обобщает полученные сведения, учится графически передавать информацию, изобретая свои символы и знаки.

Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения.

Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.). Наблюдения, прогулки, экскурсии дают обогащенную почву для размышлений, побуждают в детях пытливость и любознательность. У детей возникают  вопросы «Почему?» и «Зачем?». Нам воспитателям, позволено следить за детскими проявлениями во время общения с природой. Это мы, взрослые, знаем как она оскудела и обнищала, а малыши, вырвавшись в поле, где трава им по плечи, где цветы и бабочки перепутались в глазах, не знают об этом. Пусть сначала научатся радоваться, чтоб потом могли оценить потери.

Важным аспектом в воспитании у детей экологической культуры является технология, сочетающая в себе традиционные мероприятия по ознакомлению детей с природой ( наблюдения и образовательная деятельность, создание и поддержание  уголка природы и др.) с различными формами, сложившимися в народной педагогике. Сочетание современного экологического воспитания с народной педагогикой носит упорядоченный характер, т. е. охватывает развивающую среду и все содержание работы, позволяя связать содержание экологического воспитания с фольклорным содержанием. В работе с детьми используем потешки, сказки, фольклорно-игровые занятия, содержание которых отвечает задачам экологического воспитания. Очень заинтересовали детей народные приметы. Мы объясняем им, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Вспоминаем и обсуждаем народные приметы.  Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями!  

Во время непосредственной образовательной деятельности основной  задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства людей в природные процессы. В нашей группе мы стали показывать на объектах природы, что без них не может обойтись, что без них нарушаются экологические цепочки. Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары – хорошо, комары – плохо; крапива – хорошо, крапива – плоха и. т. д. Природные факторы тоже рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце, вода). В ходе этих занятий рассказываем детям об изменениях в атмосфере и что им способствует.

В раскрытии связей природы (живой - неживой, живой – живой, неживая - человек, живая - человек) помогают игры, которые мы иногда придумываем и сами. Например «Найди лишний» (белочка, зайчик, гриб, елочка) Как их объединить? Детям очень нравиться придумывать такие игры. Играют в них охотно, с интересом.

На занятиях «Растения  осенью» появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы, березы, клена могут. Какое значение для леса играют грибы?

На занятиях о насекомых и птицах нашей области отмечаем черты приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой интересный факт, касающийся перелетных птиц. Почему они улетают еще за долго, до исчезновения корма. Как же они узнают о приближении голодного времени

Во время образовательной деятельности по теме «Дикие животные» - продолжается формирование представления о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых целях.

Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Птицы зимой». Например, узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила раньше и большая часть корма уже съедена. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносят птицы, если есть корм. При этом закладывается представление о взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и температура окружающей среды.

На занятиях также рассказываем о том , что распространенное деление насекомых на вредных и полезных является не верным. Учим детей относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно насекомое не погибло от руки человека зря!

                    Знакомство с лесом и лугом, прудом и рощей выделяем правила поведения в этих местах, правила сбора даров природы, лекарственных растений.

                    Провели занятие – игру «Поле чудес» с целью развить у детей понимание того, что планета Земля- наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек-часть природы.

Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.

Важное значение имеет экспериментальная деятельность. Проводим опыты с использованием природных материалов. Такие как

«Воздух невидим» Цель: познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

«Своды и тоннели» Цель. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

«Как устроены перья у птиц» Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

«Цвет воды» Цель: Выяснить имеет ли цвет вода

Весьма важно в работу по экологическому воспитанию вовлекать родителей. В наше современное динамичное время есть взрослые, не умеющие или не желающие видеть экологические проблемы, равнодушные к искренним эмоциям   детей. Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд. Наш стенд содержит информацию по сезонным изменениям в природе, игры с детьми на свежем воздухе. Рекомендации по наблюдениям за живой и неживой природой.  В помощь родителям предоставлены консультации на темы: «Экологическое воспитание детей в семье» и « Рука об руку с природой».

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям и явлениям природы, любят рассматривать альбомы с иллюстрациями, видят  красоту природы. Так постепенно в процессе работы, мы стараемся воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваем детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы. Знают названия деревьев и кустарников на игровой площадке. Узнают птиц, которые прилетают на участок. Многие дети, как стало заметно, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобающе.

А главное – земля стала ближе.



Предварительный просмотр:

Использование коррекционных технологий в педагогической практике.

Я, Насруллаева Мильяна Садуллаховна, работаю в старшей группе компенсирующей направленности с детьми  с особенностями развития. С ними занимаемся по адаптированной образовательной программе дошкольного образования. В группе компенсирующей направленности учитывают индивидуальные особенности и потребности каждого малыша (уровень физического и психического здоровья). Работая в этой группе, опираясь на зоны ближайшего развития, прилагаем максимум усилий для сокращения задержки развития воспитанников.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Усилия работников нашего ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни особенно в нашей группе.

 Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название – здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия детей, педагогов, родителей.

Педагоги ДОУ в своей практике  используют три группы здоровьесберегающих технологий: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения ЗОЖ, коррекционные технологии.

Сегодня поговорим о коррекционных технологиях. Целью коррекционных технологий является физическое развитие и укрепление здоровья, а также снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Сегодня у нас на вооружении  есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом.

  • Музыкотерапия- в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; праздники, дни рождения либо отдельные занятия. Проводятся 2 — 4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Достоинствами музыкотерапии являются: абсолютная безвредность, легкость и простота применения, возможность контроля, уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Используем музыкальные фонограммы в повседневной деятельности детей: в качестве музыкального фона в утренний прием, при подготовке ко сну, прогулке. Так же, можно прослушивать фрагменты музыкальных произведений на занятиях по художественной, речевой деятельности в процессе режиссерской игры. Прослушивание разнообразных произведений классической музыки влияет на развитие интеллекта, творческих и музыкальных способностей. Музыкальный репертуар, предлагаемый детям, включает высокохудожественные произведения И. С. Баха и В. А. Моцарта, А. Вивальди («Времена года») и Й. Гайдна, М. Глинки  и П. Чайковского «Детский альбом( болезнь куклы, оловянный солдатик)», «Картинкам с выставки» М. П. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова«Полет шмеля»  , С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича( 7 симфония), а также современную классику: сочинения Г. Свиридова, В. Гаврилина, С. Слонимского, В. Агафонникова, подлинные образцы фольклора
  • Сказкотерапия – это метод «лечения сказкой». Этот метод  используются для психологической, терапевтической и развивающей работы во время НОД и других режимных моментах. Сказку может рассказывать взрослый, либо группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. В сказкотерапии для детей применяются 3 основных вида сказок:

1) Художественные и народные сказки: Эти сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств.

2) Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста, овладеть письмом и чтением.

3) Самостоятельно сочиненные сказки ребенком: Дети сами сочиняют сказки (хоть им и дается тяжело), ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы- основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

  • Арт терапия-лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Арт терапия в работе с детьми решает следующие проблемы: помогает расслабиться и избавиться от эмоционального напряжения, дает возможность развивать позитивный эмоциональный фон, развивает моторику рук и умственные способности: креативность, мышление, речь, прививает интерес к творческим деятельностям, помогает преодолеть комплексы и фобии.

Арт терапия с дошкольниками не должна ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Дети с интересом включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток. Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями. На занятиях по рисуночной терапии ребенку не указывают, какими инструментами рисовать и какой образ нужно создать. Поэтому арт терапия – это не просто оттачивание навыков в рисовании, а способ проникнуть в подсознание ребенка с помощью образов и развитие воображения. Эта практика снимает стресс и избавляет от тревожности, что является главным для внутренней гармонии современного человека. Занятия по арттерапии проводятся во время кружка по дополнительному образованию.

  • Цветотерапия (хромотерапия) — это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие.  Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот — он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма. Следуя такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. Благодаря этой коррекционной технологии  выстраиваем ход занятий с наиболее проблемными детьми. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.
  • Психогимнастика — это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения. Данные мероприятия проводит педагог- психолог. Мы, воспитатели, тоже используем психогимнастику в различных образовательных областях с помощью игр, этюдов. (Игра «Вот так позы!» «Слушай хлопки!»,Этюд «Праздничное настроение» «Спать хочется»). Основные достоинства психогимнастики: игровой характер упражнений, сохранение эмоционального благополучия детей, опора на воображение, возможность использовать групповые формы работы.
  • Фонетическая ритмика- занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях (звуки произносятся отдельно или в слогах)( цапля-ц!) ( руки наверху –шшш, резко присели ш прешел в щщщщ) (ключ в замке поворачиваем двумя руками- Ч!ч!ч!) ( вкручиваем двумя руками лампочку ЛА!ЛА!ЛА!). Фонетическая ритмика помогает ребенку:
  1. выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;
  2. нормализовать речевое дыхание, слитность речи;
  3. корректно воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
  4. воспроизводить звуки в заданном темпе;
  5. менять высоту, силу голоса в нормальном темпе, без отклонений от нормы;
  6. воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
  7. учит естественному выражению отрицания, смеха и т. п. с помощью жестов и звукопроизношения.   Упражнения выполняются под музыку и без нее. Нужные движения предварительно не разучиваются, а синхронно повторяются несколько раз.

Грамотное использование коррекционных и других здоровьесберегательных технологий помогает достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых и  психологических трудностей, но и общего оздоровления детей. Главное назначение таких новых технологий — объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное — самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план (КТП) — документ, обеспечивающий методически правильное планирование учебных занятий в соответствии с рабочей программой. Назначение календарно-тематического плана — распределение содержания учебного материала, предусмотренного рабочей программой, по учебным занятиям; планирование лабораторных работ, практических и контрольных занятий; определение объема и равномерного распределения домашних заданий, самостоятельной работы обучающихся.

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.

Цели и задачи календарно - тематического планирования:

• Обеспечение выполнения образовательной программы в ДОУ в каждой возрастной группе.

• Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.

• Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей.

• Реализация учебного плана по всем направлениям образовательной деятельности.

План должен :

• Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

• Соответствовать критериям полноты и достаточности.

• Сочетать принципы научной обоснованности и практической применяемости.

• Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста.

• Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

• Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

• Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, т. е. на основе игровой деятельности.

• Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Поэтому так важно составлять гибкий режим для каждой возрастной группы на теплый и холодный периоды времени года и на отдельные тематические дни. Календарный план составляется на неделю вперед

Календарный план является обязательным документом воспитателя, и именно педагог несет за план ответственность.

 

Принципы календарно- тематического планирования.

  1. План оформляется в соответствии с утвержденной моделью планирования в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы. Индивидуальная работа с детьми планируется, учитывая результаты педагогической диагностики и результаты ООД (организованной образовательной деятельности. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям  СанПиНа).
  2. Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).
  3. Учет  медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
  4. Учет местных и региональных особенностей климата.
  5. Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
  6. Учет индивидуальных особенностей (необходимо знать тип темперамента ребенка, его  увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
  7. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (занятий;  игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).
  8. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).
  9. Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам).
  10. Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).
  11. Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)
  12. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).
  13. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов. Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных занятий.
  14. Планируемая деятельность должна быть мотивирована.Мотив – это интерес, желание.
  15. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.

Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать разнообразную деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду: уголки – экологический, спортивный, театрально-музыкальный, патриотический ( в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран.возр. и мл.) – в ст. гр., сенсорный; центры «Науки», «Занимательной математики», зону сюжетно-ролевых игр.

  1. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.

Предполагается обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?»

Модель планирования и тематика планирования

УТРО.    Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.

В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать  следующим требованиям:

  1. Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы. Н: сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются  в средних и старших группах.
  2. Не желательно планировать на утро деятельность предполагающую большую          подготовку.
  3. Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается  использование колющих и режущих предметов труда.                        

На утро планируется  знакомые для детей виды деятельности

  1.  Утренняя гимнастика, разученный комплекс  на физкультурном занятии по  плану инструктора по физкультуре
  2.  «Утренний круг». Утренний круг – одна из форм организации образовательного процесса с детьми в утренний отрезок времени. Это начало дня, когда дети собираются вместе, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости и предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах. Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
  3. Беседа. Беседа проводится по теме недели. Задачи и цели беседы должны синхронизировать с темой недели, так же как и все виды деятельности, проводимые с детьми в данный промежуток времени.
  4. Дидактические игры. Дидактические, развивающие, настольные с математическим содержанием, по экологии, по развитию речи, пальчиковые, ПДД, ППБ
  5. Наблюдения из окна за состоянием природы птицами, снегом и другими природными явлениями
  6. Беседы (нравственные, экологические, патриотические, ЗОЖ, безопасность
  7. Рассматривание иллюстраций.
  8. Чтение художественной литературы.
  9. Труд. Самообслуживание.
  10. Индивидуальная работа.
  11. Внесение в группу иллюстраций, альбомов и других атрибутов по теме недели. Атрибуты для сюжетно- ролевых и дидактических игр.

  ПРОГУЛКА. Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную,  интересную деятельность и снять утомление.

     Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие (музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или спортивной игры, если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее, что нужно планировать на прогулке:

1.  Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся чаще.

2.Беседы на нравственные темы, по культуре общения,. Закрепление знаний, полученных на занятиях

3. Подвижная игра (сюжетная «Гуси-гуси…», бессюжетная «День – ночь», соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она планируется с учетом погоды,  особенностей сезона.

4.  Спортивная  игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в старших группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки) .

5.  Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.

6.  Индивидуальная работа  по развитию движений, по подготовке к  занятиям (математике, развитию речи), с детьми которые не усвоили

     материал ( 3 – 7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к   праздникам.

7. Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей необходимо формировать потребность в труде.

Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном. Чтение художественной литературы.  Беседы  с детьми о пользе дневного сна. Напомнить детям, что одежду надо складывать аккуратно. Прослушивание  аудиозаписи с медленной музыкой. Цель: успокоиться перед сном. Проанализировать работу дежурных по столовой.

ВЕЧЕР.  Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад.
В данный отрезок времени планируются:

  1. Вечерний круг.  Проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.). Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
  2.   Все виды игр -  настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные, дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и потребности детей
  3.  Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз  в неделю (в четверг или пятницу).
  4. Также планируются различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи, песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.
  5. Труд (ручной труд, коллективный, по подгруппам)
  6. Индивидуальная работа  по всем видам деятельности. По изобразительной деятельности, конструированию и тд
  7. Подготовка к занятиям.  Занятие – это результат работы  воспитателя. До занятия желательно планировать индивидуальную работу с робкими, «слабыми» в данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на  занятии эти дети чувствовали себя увереннее.
  8.  Чтение художественной литературы.
  9. Работа по ЗКР.
  10. Работа с родителями.

ЗАНЯТИЯ.

Запись занятий в календарном плане  необходимо делать следующим образом:

Тема занятия.

Цель занятия.

Источник - методическая литература с указанием автора и страницы, откуда взято данное занятие.

В методической литературе  подробно указываются учебные, развивающие и воспитательные задачи.

Занятия по физкультуре – по плану инструктора по физкультуре. Музыкальные занятия по плану музыкального руководителя.     

Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в течении всей недели.  Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа воспитателя при написании календарно-тематического плана

Даннаый материал поможет правильно спланировать непосредственную образовательную деятельность воспитателей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи при написа...

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Образец календарного планирования в подготовительной группе детского сада для тематической недели " Мы дети галактики"

Календарное планирование в подготовительной группе на тему" Мы дети галактики" поможет обобщить знания детей  о космосе....

Календарно-тематическое планирование 2021-2022

Перечень тем для изучения в учебном году...

Календарный тематический план 2021-2022 г.

Календарный тематический план 2021-2022 г....

Календарно-тематическое планирование 2021-2022

Календарно-тематическое планирование по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 лет) на 2021-2022...

Календарно тематическое планирование август 2022 г

Календарно тематическое планирование август 2022 г...