"Адаптированная образовательная программа для старших дошкольников с нарушением речи"
рабочая программа (старшая группа)
Составление программы и участие в конкурсе "Лучшая программа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luchshaya_programma.docx | 97.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ «СКАЗКА»
----------------------------------- (МАОУ ДОД детский сад «Сказка») -------------------------------------
Тюменская область, село Омутинское, ул. Зятькова 36
Номинация «Программы для детей с ООП»
Адаптированная образовательная программа общего образования для старших дошкольников (5-6 лет) с нарушением речи
Составитель:
Любина Ирина Петровна
воспитатель
Содержание
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Актуальность
Цели и задачи программы
Ожидаемые результаты
Технологии, формы и методы организации деятельности
2.Структурированное содержание программы
Учебно–тематический план/календарный учебный график
Учебно–методическое обеспечение программы
3. Список источников
1.Целевой раздел
Пояснительная записка
Правильное произношение звуков родного языка является важнейшим условием для полноценного развития дошкольников. Многие отечественные исследователи в области дефектологии и логопедии подчёркивали актуальность вопроса формирования звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) — нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Это определялось ключевой ролью речевой функции в психическом развитии ребёнка и готовности его к обучению в школе. Чем правильнее оформлены речевые высказывания ребенка, тем содержательнее и полноценнее его общение со сверстниками и взрослыми. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления произношения всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте старше 5 лет необходимо рассматривать как уже затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие. Косноязычие - недостаток речи (дефект произношения), заключающийся в неправильном образовании звуков (звуков алфавита), соответствующих отдельным буквам и прочее, просторечное и устаревшее название для дефектов произношения, характеристика способности человека выражать свои мысли во время общения или письма: неясность, невнятность, невыразительность, неточность, повторяемость и неправильность речи или письма. Исходя из педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что возрастные нормы звукопроизношения наблюдаются у малого количества дошкольников.
Планирование работы строится с учетом особенностей речевого и общего развития детей и направлено на полную коррекцию речевого развития детей. Программа рассчитана на старший дошкольный возраст
Цели и задачи программы
Цель: преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста. Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- формирование правильного произношения;
- обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений;
- формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации;
- обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям;
- обучение навыкам монологической речи детей с любыми индивидуальными данными;
- формирование ценностного отношения к собственному здоровью, совершенствование двигательной активности детей через создание эмоционально – благоприятной среды физического развития;
- подготовка к обучению грамоте, ознакомление элементами грамоты.
Развивающие:
- развитие речевой коммуникации: формирование звукопроизношения, направленное на развитие коммуникации, социальной адаптации ребёнка;
- развитие (формирование, совершенствование) психических процессов;
- развитие фонетико – фонематических процессов;
- развитие темпо – ритмической организации речи;
- развитие общей, мелкой, лицевой, артикуляционной моторики, развитие координации речи с движением;
- развитие дыхательно – голосового аппарата;
- формирование (обогащение) лексико – грамматического строя речи;
- развитие диалогической и монологической формы речи;
- формирование (развитие) оптико – пространственных и временных представлений.
Воспитательные:
- формирование (развитие, совершенствование) мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства достоинства и уверенности в своих силах;
- создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма;
- воспитание общечеловеческих качеств.
Ожидаемые результаты
Результатом успешной работы по данной программе можно считать следующее:
- дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения: умеют правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеют во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
- дети овладели универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеют дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеют выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывают слова на заданный звук и правильно воспроизводят цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняют звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
- дети владеют средствами общения и способами взаимодействия, способны изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивают новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяют их в собственной речи. Подбирают однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывают слова в числе, роде, падеже. Самостоятельно составляют рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывают тексты, используя развёрнутую фразу;
- дифференцируют все изученные звуки;
- называют последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находят в предложении слова с заданным звуком, определяют место звука в слове;
- различают понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
- овладевают интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Родители детей, с нарушениями речи, включены в образовательный процесс и взаимодействуют с педагогом. В результате этого у детей сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с Федеральной Образовательной Программой дошкольного учреждения.
Форма проведения занятий: индивидуальная – каждый день, групповая - 2 раза в неделю.
Предусмотрены следующие виды занятий:
- занятия по подготовке к обучению грамоте и формированию навыков звукового анализа
- занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;
- занятия по формированию произношения.
Продолжительность индивидуальных занятий 15 минут.
Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность воспитанников | Совместная деятельность с семьёй |
Поддержание социального контакта (беседа, эвристическая беседа) Образцы коммуникативных кодов взрослого Упражнения, психологические игры на развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы Тематические досуги Гимнастики (мимическая, логоритмическая) Образовательные ситуации. Речевые дидактические игры Чтение, разучивание речевого материала Беседы. | Имитативные упражнения, пластические этюды Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа) Совместная продуктивная деятельность Работа в книжном уголке Экскурсии Проектная деятельность. | Самостоятельная художественная – речевая деятельность воспитанников Сюжетно-ролевая игра Игра – импровизация по мотивам сказок Театрализованные игры Игры с правилами. | Чтение, рассматривание иллюстраций Беседы Игры драматизации Досуги, праздники Экскурсии Индивидуальные консультации по вопросам развития воспитанников. |
Задачи и формы образовательной деятельности педагога с родителями воспитанников:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- Объединить усилия для развития и воспитания детей;
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Для эффективного решения данных задач необходимо лучше знать каждую семью, учитывая:
роль всех членов семьи в воспитании ребёнка;
тип семейного воспитания;
позицию, занимаемую родителями по отношению к ребёнку.
Родители предъявляют разные требования к ребёнку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестёр.
Классификации форм взаимодействия с родителями:
словесные, наглядные и практические. К словесным формам относятся:
- Беседы.
- Консультации (общие и индивидуальные)
- Конференции, диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.).
- Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка.
Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.
- Родительские собрания.
К наглядным формам работы относятся:
- Речевой уголок,
- Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки,
- Экран звукопроизношения,
- Выставки совместных творческих работ детей и их родителей,
- Размещение информации на сайте ДОУ.
К практическим формам работы можно отнести:
- Открытые занятия,
- Занятия-практикумы,
- Тетрадь для домашних заданий,
- Речевые праздники и развлечения,
- Проекты,
- Электронная почта.
Срок реализации программы: 1 год.
- Структурированное содержание программы
Учебно–тематический план/календарный учебный график
Основной формой обучения являются занятия (фронтальные, индивидуальные и подгрупповые). Фронтальные занятия проводятся трех видов: по формированию звукопроизношения; по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. В первом периоде проводят 2 фронтальных занятия в неделю по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Во втором и третьем периоде проводится 5 занятий в неделю (2 занятия по развитию звукопроизношения и 3 занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи) согласно сетке часов в МДОУ. Продолжительность фронтальных занятий 20 – 25 минут.
Структура занятия по работе с детьми с нарушениями речи:
- Организационный момент
- Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
- Развитие пространственной ориентации и развитие общей моторики.
- Развитие слухового восприятия, слуховой памяти и слухового внимания.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Объявление темы.
- Развитие фонематического слуха.
- Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.
- Итог занятия.
- Оценка работы детей на занятии.
Календарно – тематический план составлен согласно темам недель Федеральной Образовательной Программой (ФОП).
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) – 11 недель
Распределение фронтальных занятий по периодам:
I период | II период | III период | |
Звукопроизношение | - | 2 | 2 |
Лексико-грамматические категории. Связная речь | 2 (11+11) | 2 (комплексные) | 2 (комплексные) |
Всего: | 2 | 4 | 4 |
Итого: I период – 11 недель – 22 занятия
II период – 11 недель – 44 занятия
III период – 12 недель – 48 занятий
Всего: в год – 114 занятий.
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) – 11 недель
Месяц | Дата | Тема занятия | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие лексики | Развитие грамматического строя речи | Развитие связной речи | |
Сентябрь | Здравствуй лето, детский сад! День знаний! | 1-2 неделя диагностика детей, заполнение речевых карт | |||||
Мой дом, мой город | формирование умения делить слово на слоги (Д/и «Раздели по слогам») | Активизировать и обогащать словарь детей по теме. игра «образуй слово» (сложносоставные слова – трехэтажный, многоэтажный) «Скажи наоборот» (антонимия) «Объясни слово» (сложносоставные –новостройка, многонаселенный) | 1. образование относительных прилагательных 2. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже | Пересказ текста | |||
Транспорт | Развитие слухового внимания, чувство рифмы (Игра «Подскажи словечко») формирование умения делить слово на слоги | уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «транспорт» закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом | образование творительного падежа существительных в единственном числе (игра «Кто чем управляет?») образование родительного падежа существительных во множественном числе (игра «Один-много») Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами(«Назови ласково») | Чтение художественной литературы по теме Составление рассказов-описаний транспортных средств по плану Учить детей перессказу текста | |||
Краски осени | Д/и «Отгадывание неречевых звуков» (дождь капает, дерево падает,, плеск волн, каблуки стучат). Послушай , как я отстукиваю слова и догадайся, какое слово отстучу: шаль, кепка, фуражка.(на каждый слог стук) | Учить подбирать признаки к предметам, согласовывать существительные и прилагательные. Д/и «Подбери признак». .Закреплять у детей умение называть обобщающие понятия. Д/и «Подбери обобщающее понятие». Развивать умение выделять части предметов (демисезонной обуви, одежды, головных уборов) Д/и «Назови предмет по названным частям» Дождь (что делает?) идет, моросит, льет Ветер (что делает?) Антонимы ; Д/и «Наоборот»: Толстая-…(тонкая ткань); Чистая- …(грязная); Сухая-…(мокрая); Праздничная-…(повседневная) ;верхняя-…(нижняя) | Практиковать у детей умение использовать в речи притяжательные местоимения: «мой», «моя», «моё». Д/и «Чей,чья, чьё,чьи» Это чья шапка? — Моя. Это чьи перчатки? — Мои. Это чей шарф? — Мой. Это чье пальто? — Мое. Закреплять у детей умение использовать множественное число существительных. Д/и «Один – много». Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Д/и «Большой – маленький» Упражнение в запоминании и исправлении слов действий (мужского и женского рода единственного числа) Д/и «Исправь ошибки» | Развивать у детей желание отгадывать загадки И загадывать их другим. Воспитывать у детей уважение и любовь к народному творчеству. Отгадывание и загадывание загадок. Заучивание пословиц и поговорок об осени, примет осени. Учить составлять предложения с относительными прилагательными по образцу. Согласовывать существительные с прилагательными. Развивать умение последовательно и полно описывать предмет, используя схему рассказа. Составление описательного рассказа о осени. Воспитание любви к народному творчеству, желания знать и рассказывать другим. Чтение и заучивание чистоговорок, поговорок. Загадывание и отгадывание загадок. Закреплять у детей понятие. Что предложение содержит законченную мысль. Учить заканчивать предложение с опорой на картинки и без опоры. Д/и «Закончи предложение» | |||
Животный мир (домашние животные) | Д/и «Хлопни в ладоши» (развитие фонематического слуха) Д/и «Передай мячик» (формирование умения делить слово по слогам) | Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Домашние животные» | Образование притяжательных прилагательных Учить согласовывать имена существительные с числительными Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Образование множественного числа существительных | Развивать связную речь, учить связному монологическому высказыванию (игра «Кто самый нужный?») Составление описательного рассказа по план-схеме | |||
Урожай (овощи, фрукты) | Развивать слуховое внимание, речевой слух (Игра-шутка «Про овощи) | развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи»; упражнять в отгадывании предметов по их описанию; | Согласование сущ. с прилаг. в роде, числе, падеже. Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме (-ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-). Образование множественного числа существительных Образование относительных прилагательных Предлоги «в,на». | Учить детей составлять предложения с опорой на 3 картинки Составление рассказов-описания | |||
Октябрь | Народная культура и традиции | Развитие речевого слуха и восприятия | Познакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Дымково, Городец, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, богородская, бирюльки). Знакомить с национальным декоративно прикладным искусством. Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта. | Образование множественного числа существительных Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Пересказ текста | ||
октябрь | Я в мире человек | Д/и «Хлопни в ладоши» (развитие фонематического слуха) Д/и «Передай мячик» (формирование умения делить слово по слогам) | Уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь, словарь признаков по теме «Я в мире человек» Познакомить детей с частями тела человека Познакомить детей с правилами гигиены | образование единственного числа существительных Образование множественного числа существительных 3. Согласование существительных с числительными Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Составление рассказа | ||
Ноябрь | Дружба. День народного единства | Д/и «Какое слово не подходит?» (развитие речевого слуха и восприятия).Д/и «Раздели по слогам» (формирование умения делить слово на слоги, развивать слуховое внимание) | Д/и «Скажи иначе» (пополнение словаря детей по теме «Моя Родина») Д/и «Скажи наоборот» (формировать словарь антонимов) Д/и « Скажи какая, какое, какие?» (подбор признаков) Игра «Где я живу?» (пополнение словаря детей по теме «Моя Родина») Д/Игра с мячом «Семейка слов» (образование однокоренных слов) | Д/и «Один – много» (образовывать существительные множественного числа) Д/ Игра «Исправь ошибки» Игра с мячом «Закончи предложение» (согласование прилагательных в косвенных падежах) Игра «Какая, какой, какие?» (образование притяжательных прилагательных) | Чтение, поговорок, чистоговорок (развитие интонационной стороны речи) Чтение худ. литературы. Заучивание стихотворений о России | ||
Ноябрь | Город мастеров (профессии) | Д/и «Кто самый внимательный?» (развитие фонематического слуха и восприятия) Д/и «Раздели по слогам» (формирование умения делить слово на слоги) Д/и «Чем я это делаю?» (формирование умения дифференцировать неречевые звуки на слух) | уточнять, обогащать и активизировать словарь по теме Учить подбирать слова действие (учитель что делает?) | Закреплять умение употреблять существительное в форме творительного падежа (игра «Кто чем управляет?» Развивать грамматический строй речи, словообразование: учить пониманию и толкованию сложных слов Учить употреблению дательного падежа существительных, образованию относительных прилагательных (игра «Кому что нужно?») | Учить детей составлять рассказы о различных профессиях по рисуночному плану | ||
Ноябрь | Кто как готовится к зиме | Короткие и длинные слова. игра «Какое слово?» | Активизация и обогащение словаря существительных. Активизация глагольного словаря. Активизация и обогащение словаря прилагательных и наречий. Активизация и антонимов и синонимов, родственных, сложных слов. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами(«Назови ласково» Образование существительных в разных падежах: 1.родительный падеж множественного числа. («Один - много») творительный падеж единственного и множественного числа («Охотники» Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детенышей зверей.(«Большая семья»). согласование числительных с существительными в роде, числе падеже («Сосчитай зверей»). Образование притяжательных прилагательных(игра «Чей, чья, чье?» | Составление рассказа из простых распространенных предложений (Составление рассказа-описания по плану. Кто это? Внешний вид, повадки зверя. Чем он питается? Где живет. Что делает?) Употребление сложносочиненных предложений с противопоставлением (Составление рассказа-сравнения о двух зверях. Чем они похожи и чем отличаются) Составление рассказа по набору слов. | ||
Итого: 22 занятия |
II ПЕРИОД (декабрь, январь, февраль) – 11 недель
Месяц | Дата | Тема занятия | Звуки | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие лексики | Развитие грамматического строя речи | Развитие связной речи | ||
декабрь | Здравствуй, зимушка-зима! | Звук [А] Звук [А] | Познакомить со звуком [А] и его характеристикой с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук». Формировать фонематическое восприятие и воспроизведение звука в слогах, словах | Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словари и словарь признаков по теме Закрепить в речи названия зимних месяцев Обогащать словарный запас, учить подбирать прилагательные к заданному существительному (игра «Какая?Какой?») Учить подбирать слова действие (Снег (что делает?) | Образование слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов Учить подбирать слова-родственники к заданному слову Образование существительных во множественном числе Образование родительного падежа единственного числа (игра «Есть-нет») | Составление предложений о приметах времен года по сюжетным картинкам Составление рассказа о приметах зимы с опорой на плен из рисунков-пиктограмм | |||
декабрь | Город мастеров (Ремесла Южного Урала) | Звук [У] Звук [У] | Познакомить со звуком [У] и его характеристикой с опорой на артикуляцию. Выделять звук из ряда других звуков. Закрепить понятия «слово», «гласный звук». Учить выделять ударный гласный звук в начале слова. | уточнять, обогащать и активизировать словарь по теме Учить подбирать слова действие (учитель что делает?) | Закреплять умение употреблять существительное в форме творительного падежа (игра «Кто чем управляет?» Развивать грамматический строй речи, словообразование: учить пониманию и толкованию сложных слов Учить употреблению дательного падежа существительных, образованию относительных прилагательных (игра «Кому что нужно?») | Учить детей составлять рассказы о различных профессиях по рисуночному плану | |||
Декабрь | Здоровей-ка (одежда, обувь, головные уборы) | Звуки [А]-[У] Звук [И] | Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА) Познакомить со звуком [И] и его акустико-артикуляционной характеристикой. Закрепить звук в слогах, словах, предложениях. Закрепить понятия «слово», «гласный звук». | Активизировать, расширять и уточнять словарный запас по теме «Одежда, обувь, головные уборы» Активизация словарного запаса существительных, закреплять формы винительного падежа существительных Активизация глагольного словаря (игра «Кто что делает?») | Употребление родительного падежа существительных во множественном числе Согласование существительных с притяжательными местоимениями Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными (игра «На швейной фабрике») | Составление описательного рассказа по схеме | |||
Декабрь | Новогодний калейдоскоп (зимние забавы) | Звук [И] Звуки [А]-[У]-[И] | Закрепить звук в слогах, словах, предложениях. Закрепить понятия «слово», «гласный звук». Учить давать сравнительную характеристику звукам, подбирать слова (картинки) на заданный звук. Учить выделять звук из состава слогов, слов (ударный звук в начале слогов, слов). Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторение звуковых рядов и слогов). | Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме Объяснить значение пословиц
| Согласование числительных с существительными Образование мн.ч. существительных | Закреплять умение правильно строить предложение Пересказ текста «Поезд» | |||
Декабрь | Новогодний калейдоскоп (елка) | Звук [О] (2 Занятия) | Познакомить со звуком [О] и его характеристикой с опорой на артикуляцию. Формировать фонематическое восприятие и воспроизведение звука в слогах, словах. Развивать умения выделять ударный гласный звук в начале слова. | Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме Объяснить значение пословиц Подбор прилагательных к существительным (игра «назови какие» | Учить детей подбору родственных слов Согласование числительных с существительными Образование множественного числа существительных Образование сущ. с умен.-ласк. суф-ми. | Учить составлять предложения Пересказ текста «елка» | |||
Январь | В гостях у сказки (инструменты) | Звуки [А]-[У]-[И]-[О] Звук [М] | Определение в словах первого и последнего гласных в звуков, анализ и синтез сочетаний из трех гласных (АУО, ИУО, УОА) Познакомить со звуком и уточнить правильное произношение. Закрепить понятия «твердый», «согласный» Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторить звуковые ряды и слоги, выделение заданного слога). | Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Инструменты» | Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Учить образовывать относительные прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже Согласование существительных с числительными в единственном числе | Составление рассказов-описаний инструментов по рисуночному плану | |||
Январь | Этикет (посуда) | Звук [М’] Звук [Н] | Познакомить со звуком и уточнить правильное произношение. Закрепить понятие «мягкий согласный» Развивать фонематические процессы. Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять выделять звук в начале и в конце слова. Упражнять в анализе обратных слогов (выкладывание слоговых схем). | Рассказать детям о названиях видов и предметов посуды, материале, из которого она изготовлена, ее необходимости в каждом доме. Объяснить значение пословиц, заучивание одной Учить подбирать антонимы Подбор прилагательных к существительным | Образование относительных прилагательных Образование слов со значением вместилища чего-либо Согласование числительных с сущ. в ед.ч. Образование множественного числа сущ. | Пересказ текста «Мамина чашка» | |||
Январь | Моя семья | Звук [Н’] Звуки [М]-[Н] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять выделять звук в начале и в конце слова. Дифференциация звуков по месту образования в слогах, словах, предложениях. Развитие навыков звукового анализа (выделение заданного согласного в слове). Развивать навык делить слова на слоги. | Д/и «Подбери слово» (активизация предметного словаря) Д/и «Узнай по описанию» (активизация предметного словаря) Д/и «Скажи наоборот» (формировать словарь антонимов) Подбери к предмету нужную часть тела (закрепить названия частей тела) Лепка человека. Покажи действие. (формирование умения употреблять слова-действия) с опорой на наглядность. отгадывание загадок о частях тела человека с последующим музыкальным сопровождением (активизация словаря по данной теме) | Д/и «Назови ласково» (учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные). Про что можно так сказать: «Мой, моя, мои». (развивать умение образовывать притяжательные местоимения) Д/и «Один – много» (образовывать существительные множественного числа) Д/и «Два, две» (правильному употреблению числительных «два» и «две») Д/и «Расскажи о себе» с опорой на наглядность (формирование умения согласовывать слова-действия в наст. вр. с местоимениями) Д/и «Что делает, а что сделал, сделала?» с опорой на наглядность (развитие умения употреблять слова-действия в наст., прош., буд. времени) Д/и «Подбери предлог» (активизировать в речи применение предлогов) Д/и «Сосчитай-ка» (формировать умение согласовывать сущ.+числ.) | Составление рассказа по серии сюжетных картин «Помощь бабушке» (развитие умения составлять связный, содержательный, законченный рассказ) Чтение, поговорок, чистоговорок (развитие интонационной стороны речи) Чтение худ. литературы. Д/и «Подружи слова» (учить составлять целое предложение из слов) | |||
Февраль | Быть здоровыми хотим (продукты питания) | Звук [Ы] (2 занятия) | Познакомить со звуком [Ы] и его характеристикой с опорой на артикуляцию. Выделять звук из ряда других звуков. Закрепить понятия «слово», «гласный звук». Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторение звуковых рядов и слогов). | Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме Объяснить значение пословиц, заучивание одной Учить подбирать антонимы Подбор прилагательных к существительным | Подбор родственных слов (игра «Подбери родственников») Согласование числительных с существительными (игра «Веселый счет») Образование множественного числа существительных образование притяжательных существительных | Пересказ текста | |||
Февраль | Азбука безопасности (электроприборы) | Звук[П]
Звук [П’] | Познакомить со звуком [П] и его характеристикой с опорой на артикуляционные и акустические признаки Познакомить с понятием «согласный» и местонахождение звука в конце слов. Учит выделять звук в открытом слоге и в конце слова. Уточнить артикуляцию и произношение. Усвоить практически понятия Согласный «твердый», «мягкий» Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторить звуковые ряды и слоги, выделение заданного слога). | расширить и уточнить словарь по теме, познакомить с мерами безопасности при пользовании электроприборами | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах Согласование существительных с числительными 1,2,5ин «один— много» Образование существительных в родительном падеже «Скажи со словом "нет"» | учить составлять предложения по картинкам Отгадывание загадок по теме Составление рассказа –описания Чтение художественной литературы по теме | |||
Февраль | Наши защитники | Звук [Т] Звук [Т’] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Формировать звуковой анализ обратных слогов (выкладывание слоговых схем). Формировать фонематическое восприятие и память (воспроизведение слоговых рядов). Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Закрепить понятия «слог», «слово», «твердый», «мягкий». Упражнять в анализе слогов. Упражнять в выделение места звука в лове | Активизировать, обогащать и расширять словарь существительных, глагольный словарь и словарь признаков по теме. | Подбор родственных слов (игра «Подбери родственников») Согласование числительных с существительными (игра «Веселый счет») Образование множественного числа существительных | Составление предложений и небольших рассказов о людях, которые служат в нашей армии с опорой на рисуночный план. | |||
Февраль | Маленькие исследователи (насекомые) | Звук [К] Звук [К’] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Учить преобразовывать слоги за счет изменения первого звука: а) выделение первого звука; б) замена первого звука на другой. Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Закрепить понятия «твердый», «мягкий» Упражнять в преобразовании слогов за счет изменения первого звука. | Активизация, обогащение и уточнение словаря по теме «Насекомые» | Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже Учить правильно употреблять существительные в форме винительного падежа единственного числа Учить образовывать существительные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов | Составление рассказа-описания по схеме | |||
Итого: 44 занятия | |||||||||
III период (март, апрель, май) – 12 недель ( в июне – индивидуальная и подгрупповая работа) | |||||||||
Месяц | Дата | Тема занятия | Звуки | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие лексики | Развитие грамматического строя речи | Развитие связной речи | ||
Март | Женский день | Звук [Х] Звуки [П]-[Т]-[К]-[Х] | Познакомить с односложными и многосложными словами. Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Развитие фонематического представления на основе фонематического восприятия – выделение звука на фоне слога – добавление звука к заданному слогу Закрепить дифференциацию звуков по месту образованию и звонкости глухости. Формировать навык различения слов близких по звуковому составу. Развивать звуковой анализ в слогах (выкладывание звуковых схем). | Активизировать, обогащать и расширять словарный запас детей по теме: «Женский день» ( игр «закончи предложение» « Кем работает мама»?) | Формировать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, знакомить с полными женскими именами. Учить образовывать существительные во множественном числе Образование притяжательных прилагательных | Учить детей составлять рассказы о том, как можно поздравить бабушек и мам, по плану из рисунков пиктограмм | |||
Март | Миром правит доброта (домашние птицы) | Звук [Б] Звук [Б’] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять выделять звук в конце слова. Упражнять в деление слов на слоги. Развитие фонематического слуха (Из ряда слов выбрать правильное слово: н-р: чабочка, бабочка, кабабочка). Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять выделять звук в конце слова. Закрепить понятия: слог, слово, предложение, согласный звук. Развитие фонематического слуха (повторение слоговых рядов) | Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме (упражнение «Кто как голос подает?», упражнение «Собери семейку») | Подбор родственных слов (игра «Подбери родственников») Согласование числительных с существительными (игра «Веселый счет») Образование множественного числа существительных образование притяжательных существительных | Пересказ текста «Курочка» Составление описательного рассказа по теме с опорой на план-схему | |||
Март | Азбука безопасности в природе | Звуки [Б] - [П] Звук [Д] | Дифференциация по звонкости и глухости в слогах, словах, предложениях. Формировать навык различения слов близких по звуковому составу (н-р:башня-пашня). Усвоить понятия «глухой звук», «звонкий звук» Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять выделять звук в начале и в конце слова. Упражнять в звуковом анализе слогов ( выкладывание графической схемы). Упражнять в различение односложных многосложных слов. Развивать навык деление слов на слоги. | Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме | Подбор родственных слов (игра «Подбери родственников») Согласование числительных с существительными (игра «Веселый счет») Образование множественного числа существительных 4. образование притяжательных существительных | Составление рассказа по план-схеме | |||
Март | Весна шагает по планете | Звук [Д'] Звуки [Т]-[Д] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять выделять звук в конце слова. Закрепить понятие «мягкий согласный». Упражнять в звуковом анализе слогов ( выкладывание графической схемы). Дифференциация по звонкости и глухости в слогах, словах, предложениях. Формировать навык различения слов близких по звуковому составу (н-р: дом-том). Развитие фонематического слуха (повторение слоговых рядов вслед за логопедом). | Уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме Закрепить в речи названия весенних месяцев. Учить подбирать родственные слова (упражнение «Подбери родственников») | Образование сравнительных прилагательных (упражнение «Договори предложение») Согласование существительных с числительными в единственном и множественном числе (упражнение «Веселый счет») Образование существительных во множественном числе (упражнение «Один-много») Учить употреблению глаголов будущего времени (игра «Дополни предложение») | Составление рассказов-сравнений о приметах времен года по картинкам и опорному плану из рисунков-пиктограмм. | |||
Апрель | День смеха, цирк, театр (животные жарких стран) | Звук [Г] Звук [Г’] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Учить преобразовывать слоги за счет изменения первого звука: а) выделение первого звука; б) замена первого звука на другой. Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять в звуковом анализе слогов. | Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Цирк», «Животные жарких стран» Учить подбирать слова – синонимы к словам: клоун, весёлый, радовать, эмоции при виде клоуна; словам: клоун, шут, гимнаст, акробат. | формировать функции словообразования и словоизменения в образовании слов, обозначающих женские цирковые профессии при помощи суффиксов, | Учить детей правильно отвечать на вопросы по содержанию текста | |||
Апрель | Встречаем птиц | Звуки [Г]-[К] Звук [С] | Дифференциация по звонкости и глухости в слогах, словах, предложениях. Усвоить понятия «глухой звук», «звонкий звук». Развитие фонематического представления на основе фонематического восприятия – выделение звука на фоне слога – добавление звука к заданному слогу. Познакомить детей со звуком, научить характеризовать по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Упражнять в деление слов на слоги, предложений на слова Упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков. | Активизация и обогащение предметного словаря. (Названия птиц, части тела) Активизация глагольного словаря (Кто как голос подает? Способ передвижения) Активизация словаря признаков (Эпитеты: воробей – серый, невзрачный, драчливый, боевой, удалой). Антонимы. | Образование существительных в разных падежах Употребление предлогов Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Образование притяжательных прилагательных Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже | Составление предложений из набора слов Составление рассказа-описания по схеме. | |||
Апрель | Космос | Звук [С] | 2 занятия | Активизация, обогащение и уточнение словаря по теме | Упражнять в образовании родственных слов к слову «Космос» Учить детей подбирать слова с противоположным значением Согласование существительных числительным | Развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложения Текст для пересказа «Что такое звезды» | |||
Апрель | Волшебница вода (обитатели рек, морей) | Звук [С] | 2 занятия | Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Обитатели рек, морей» | Формирование грамматического строя речи, словообразование; учить подбору родственных слов (игра «Какое слово не подходит») Учить согласованию числительных с существительными в роде, числе и падеже (игра «Сосчитай-ка») Учить правильному употреблению существительных в творительном падеже единственного числа с предлогом «ЗА» (игра «Какие буквы спрятались») | Пересказ текста «Морской конек» | |||
Апрель | Праздник весны и труда (труд людей весной) | Звук [З] (2 занятия) | Познакомить детей со звуком, научить характеризовать по акустическим и артикуляционным признакам. Работать над развитием дыхания и голоса. Развитие фонематического слуха (определи наличие звука в слове, определи место звука в слове). | Уточнить и активизировать знания детей о весенних изменениях в природе. Закрепить названия весенних месяцев. Расширять словарный запас детей по теме. Подбор существительных к словам признакам Подбор родственных слов | Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе. Упражнять детей в согласовании числительных с прилагательными и существительными. | Пересказ рассказа «Послушный дождик» | |||
Май | День Победы | Звуки [С]-[З] 2занятия | Учить различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в различении Звуков на материале слогов, слов и предложений. Развивать умения делить слова на слоги | Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме Учить подбирать слово к признаку (победный…марш) Учить подбирать синонимы к словам | Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов Учить образовывать существительные во множественном числе | Учить составлять из слов предложения Пересказ текста «День победы» | |||
Май | Мир природы (цветы) | Звук [ Ш] (2зан) | Познакомить детей со звуком, научить характеризовать по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать общую мелкую и артикуляционную моторику. Развивать умения анализировать слоги, слова и предложения. | Активизация, обогащение и уточнение словаря по теме | Образование относительных прилагательных Согласование существительного с числительным | Составление рассказа – описания по схеме Пересказ текста «Любитель цветов» | |||
Итого: 48 занятий |
Всего: 114 занятий
Учебно-методическое обеспечение
При работе с детьми с нарушениями речи я опираюсь на разработки занятий О.Н. Лиманской «Конспекты логопедических занятий» и В.В. Коваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе». При автоматизации звуков я использую игровые упражнения Л.А. Комаровой «Автоматизация звуков в игровых упражнениях» и О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда».
Обработка и анализ результатов обследования речи старших дошкольников.
Серия I. Состояние артикуляционной моторики
Для того чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз.
5 баллов - все движения доступны, выполнение точное, объем полный, тонус нормальный, темп хороший, удержание позы свободное, переключаемость не нарушена;
4 балла - все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены, 1-2 движения выполняются со второй попытки;
3 балла - движения выполняет, темп выполнения и переключаемость снижены, объем движений неполный, отмечается дополнительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряженное удерживание позы, требуются повторные показы движений;
2 балла - для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается длительный поиск позы, быстрая истощаемость, вялость или тремор кончика языка, синкинезии, гиперсаливация, некоторые движения не удаются;
1 балл - невыполнение, отказ от деятельности.
Серия 2. Исследование имрессивной речи
5 баллов - правильное выполнение;
4 балла - самокоррекция;
3 балла - задание выполняется неточно, только после повторного проговаривания, затруднено понимание некоторых слов;
2 балла - неверное выполнение задания;
1 балл - невыполнение.
Серия 3. Исследование сенсомоторного уровня речи
- Состояние фонематического восприятия
Слоги и слова предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи:
5 баллов - все задания точно воспроизводятся;
4 балла - имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или слов, но при этом слоговая пара воспроизводится точно;
3 балла - задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары - точно;
- балла - большинство заданий выполняются только после повторного проговаривания, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно воспроизводятся и слоговые (словесные) пары;
- балл - невыполнение.
Все звуки условно делятся на 5 групп:
1 - свистящие,
2 - шипящие, 3 - соноры Р, РЬ, 4 - соноры Л, ЛЬ, 5 - остальные звуки.
5 баллов - все звуки произносятся правильно в любых речевых ситуациях;
4 балла - 1-2 звука недостаточно автоматизированы, но при указании на ошибку исправляются;
3 балла - нарушено произношение группы звуков, но не более 5;
2 балла - нарушено произношение 2-3 групп звуков, но не более 10; 1 балл - нарушено произношение более 10 звуков.
- Сформированность звуко-слоговой структуры слова
Слова предъявляются до первого воспроизведения:
5 баллов - все слова точно воспроизводятся в темпе предъявления;
4 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе;
3 балла - задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок, некоторые ошибки исправляются самостоятельно, часть заданий недоступна;
2 балла - задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступны;
1 балл - неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Серия 4. Исследование состояния фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.
Ребенку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай ещё».
5 баллов - правильный ответ с первой попытки; 4 балла - правильный ответ со второй попытки; 3 балла - правильный ответ с третьей попытки;
2 балла - единичные ошибки после третьей попытки; 1 балл - неверный ответ после третьей попытки.
Серия 5. Исследование словаря и навыков словообразования.
- Предметный словарь
5 баллов - все слова правильно понимаются и употребляются в активном словаре;
4 балла - все обиходные слова и большинство редко употребляемых слов есть в активном словаре;
3 балла - 1-2 слова обиходной лексики и большинство слов редко употребляемой лексики отсутствуют в активном, но есть в пассивном словаре, остальные слова - в активном словаре;
2 балла - большинство слов (обиход) - в активе, остальные – в пассиве, большинство редко употребляемых - в пассиве, некоторые вообще отсутствуют;
1 балл - большая часть слов из обоих разделов отсутствует и в активном, и в пассивном словарях.
- Глагольный словарь
5 баллов - самостоятельно придумывает более 3 лексем к каждому предложенному слову;
4 балла - самостоятельно придумывает по 3 лексемы к половине предложенных слов, к остальным - 2 лексемы;
3 балла - к половине слов придумал по 1 лексеме самостоятельно, 2 лексемы с помощью; к оставшимся словам 1 лексема самостоятельно, 1 - с помощью в виде побуждающих вопросов;
2 балла - требуется повторение, расширение инструкции; из предложенных слов в большинстве случаев придумано по 1 лексеме с помощью в виде побуждающих вопросов, а самостоятельно выполнено 1-2 задания;
1 балл - отказ, помощь не использует, неадекватные ответы.
- Словарь признаков
5 баллов - по каждому заданию придумано самостоятельно более 3 определений;
4 балла - самостоятельно придумано к каждому из предложенных слов по 1 определению, а по 2 определения с помощью;
3 балла - по 2 определения с помощью в виде побуждающих вопросов, повторения инструкции;
2 балла - к каждому из предложенных слов придумано 1 определение с помощью, требуется повторение, расширение инструкции;
1 балл - неадекватные ответы, замены, помощь не использует.
- Словообразование
5 баллов - все задания выполнены самостоятельно и верно;
4 балла - в основном все задания выполнены самостоятельно и верно, ошибки исправляются самостоятельно, либо после уточняющего вопроса;
3 балла - большинство заданий выполняется с помощью в виде уточняющих вопросов, некоторые задания недоступны;
2 балла - при выполнении требуется значительная помощь (расширение инструкции, подсказки), многие задания недоступны;
1 балл - невыполнение.
- Употребление обобщающих слов
5 баллов - все задания выполнены самостоятельно, без ошибок;
4 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;
3 балла - в отдельных случаях требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, иногда с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен;
2 балла - требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с контекстной подсказкой, некоторые задания недоступны даже с помощью;
1 балл - неадекватные ответы, помощь не используется.
- Употребление антонимов, синонимов
5 баллов - по всем заданиям дан правильный ответ;
4 балла - встречаются единичные ошибочные ответы;
3 балла - большинство заданий выполняются с уточняющей помощью, темп замедлен, требуется повторение инструкции;
2 балла - часть ответов с уточняющей помощью, часть – с контекстной подсказкой, темп замедлен, требуется повторение инструкции;
1 балл - неадекватные ответы, помощь не использует.
- Объяснение значения слов, выражений
5 баллов - все задания выполнены самостоятельно, без ошибок;
4 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;
3 балла - в отдельных случаях требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, иногда с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен;
2 балла - требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с контекстной подсказкой, некоторые задания недоступны даже с помощью;
1 балл - неадекватные ответы, помощь не используется.
Серия 6. Исследование грамматического строя речи.
5 баллов - по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ;
4 балла - большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, единичные задания с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с самокоррекцией;
3 балла - задание выполняется в замедленном темпе, с ошибками; часть ошибок исправляется после уточняющих вопросов, некоторые ошибки не исправляются;
2 балла - большинство заданий выполняется после стимулирующей помощи;
1 балл-неверный ответ, помощь не используется.
- Употребление простых и сложных предлогов
В связи с трудностью этого задания используются два вида помощи: 1 - стимулирующая («Неверно, подумай ещё») и 2 - в виде вопроса («На что я положила карандаш?»).
5 баллов - по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ;
4 балла - отмечаются редкие ошибки, которые исправляются самостоятельно, либо с помощью в виде уточняющих вопросов;
3 балла - часть заданий выполняется верно, некоторые ошибки исправляются после уточняющих вопросов, часть ошибок не исправляется после уточняющих вопросов, однако, есть понимание значения предлогов (выполняет инструкцию, включающую предлог);
2 балла - большинство ответов неверные, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует, но есть понимание значения предлогов;
1 балл - невыполнение.
- Согласование прилагательных с существительными
Исследуется структурирование словосочетаний на основе вопросов Какой? Какая? Какое?
5 баллов - правильный ответ;
4 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
3 балла - отмечаются редкие ошибки, которые исправляются с помощью вопросов;
2 балла - большинство ответов неверные, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует;
1 балл - невыполнение.
- Согласование числительных 2, 5 с существительными
При предъявлении обязательно использование предметов или предметных картинок
5 баллов - правильный ответ; 4 балла - самокоррекция;
3 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи; 2 балла - неверный ответ;
- балл – невыполнение.
- Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Это задание вызывает большие трудности, дети часто плохо понимают инструкцию, поэтому целесообразно использовать картинки.
5 баллов - правильный ответ; 4 балла - самокоррекция;
3 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;
2 балла - большинство ответов неверные, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует, но есть понимание значения грамматических форм;
1 балл - невыполнение.
Серия 7. Исследование связной речи.
- Составление рассказа по сюжетной картинке
Оценка производится с учетом трех критериев: 1 - критерий смысловой целостности; 2 - критерий лексико-грамматического оформления высказывания; 3 - критерий самостоятельности выполнения задания
- Критерий смысловой целостности
5 баллов - рассматривает картинки внимательно, с интересом, рассказ соответствует изображенной ситуации, сохранены все смысловые звенья;
4 балла - рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, основные смысловые звенья сохранены;
3 балла - рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, деталь; связность повествования нарушена, отмечаются продолжительные паузы;
2 балла - рассказ частично соответствует изображенной ситуации, не вскрыты временные и причинно-следственные связи между событиями, пропущены смысловые звенья, имеются искажения смысла, рассказ представляет собой перечисление предметов, помощь в виде вопросов использует, но отвечает односложно;
1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.
- Критерий лексико-грамматического оформления высказывания
5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;
4 балла - недостаточная развернутость высказываний, лексический запас хороший, в грамматическом оформлении допускает ошибки, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;
3 балла - лексический запас бедный, отмечаются замены слов, расширение и сужение их значения, проявляются аграмматизмы;
2 балла - отмечаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.
- Критерий самостоятельности выполнения задания
5 баллов - рассказ составлен самостоятельно;
4 балла - рассказ составлен в основном самостоятельно; 3 балла - рассказ составляет по наводящим вопросам;
2 балла - невыполнение задания даже при наличии помощи; 1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок
- Критерий смысловой целостности
5 баллов - рассматривает картинки внимательно, с интересом, рассказ соответствует изображенной ситуации, сохранены все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событий;
4 балла - рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, основные смысловые звенья сохранены, временные и причинно-следственные связи определены, отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования (иногда непродолжительные паузы или заминки);
3 балла - рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, деталь; связность повествования нарушена, отмечаются продолжительные паузы, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
2 балла - рассказ частично соответствует изображенной ситуации, не вскрыты временные и причинно-следственные связи между событиями, пропущены смысловые звенья, имеются искажения смысла, рассказ представляет собой перечисление предметов, помощь в виде вопросов использует, но отвечает односложно, выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершён;
1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы, отсутствует описание ситуации.
- Критерий лексико-грамматического оформления высказывания
5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;
4 балла - недостаточная развернутость высказываний, лексический запас хороший, в грамматическом оформлении допускает ошибки, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;
3 балла - лексический запас бедный, отмечаются замены слов, расширение и сужение их значения, проявляются аграмматизмы;
2 балла - отмечаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.
- Критерий самостоятельности выполнения задания
5 баллов - самостоятельно разложены картинки, рассказ составлен самостоятельно;
4 балла - серию раскладывает самостоятельно, ошибки замечает и исправляет их без помощи взрослого, последовательность не нарушена, рассказ составлен в основном самостоятельно;
3 балла - серию раскладывает с ошибками, при исправлении ошибок требуется помощь в виде уточняющих вопросов, иногда прямых указаний, контекстных подсказок, рассказ составляет по наводящим вопросам;
2 балла - при раскладывании серии действует импульсивно, допускает ошибки, при их исправлении нуждается в помощи (чаще всего в виде прямых указаний на ошибку и демонстрации правильного расположения), невыполнение задания даже при наличии помощи;
1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.
- Пересказ прослушанного текста
- Критерий смысловой целостности
5 баллов - структура текста, последовательность событий не нарушены; 4 балла - отмечаются незначительные трудности в реализации замысла; 3 балла - отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла,
может нарушаться последовательность событий, продолжительные паузы;
2 балла - пересказ неполный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включения посторонней информации;
1 балл - отказ от выполнения задания.
- Критерий лексико-грамматического оформления высказывания
5 баллов - пересказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;
4 балла - недостаточная развернутость высказываний, лексический запас хороший, в грамматическом оформлении допускает ошибки, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;
3 балла - отмечаются трудности в построении высказывания, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, лексика авторского текста используется не полностью, преобладают простые распространенные предложения, отмечены аграмматизмы;
2 балла - связное высказывание затруднено, словарный запас небольшой, в основном, существительные и глаголы, отмечается ошибочное употребление слов, сужение или расширение значения слов, преобладают простые предложения, иногда простые распространенные, отмечаются аграмматизмы (нарушение порядка слов в предложении, отсутствие или неправильное употребление предлогов, ошибки в словоизменении существительных по падежам, в согласовании их с прилагательными), соскальзывание на побочные темы;
1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.
- Критерий самостоятельности выполнения задания
5 баллов - пересказ составлен самостоятельно;
4 балла - пересказ составлен в основном самостоятельно;
3 балла - пересказ составляет по наводящим вопросам, подсказок; 2 балла - невыполнение задания даже при наличии помощи;
1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.
В рамках преемственности ведения документации и оценке уровня усвоения коррекционно-развивающей программы в мониторинге образовательного процесса (стартовый, промежуточный, итоговый) 5-бальная система оценки учителя-логопеда (что необходимо для более тонкого, дифференцированного подхода в оценке и определения направлений дальнейшей работы) используется в речевой карте, перспективном и индивидуальном планах работы и следующим образом соотносится с 3- бальной системой оценки педагогов:
5 баллов – высокий уровень усвоения программы; 3-4 балла – средний уровень,
2-1 балл – низкий уровень.
5 бальная система используется учителем-логопедом и при выпуске ребенка из группы детей зачисленных для проведения коррекционной работы в логопедическом кабинете:
5 баллов – выпущен с чистой речью;
4-3 балла – со значительными улучшениями в сопровождение учителя- логопеда школы;
2-1 балла – без значительных улучшений (рекомендовано обучение в специальном учреждении)
Список источников
1. Арганович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексикограмматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб: Детство – Пресс, 2003.
2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Ворончихина В.М., Колесникова Г.А., Кузьминых Л.М. Логопедические занятия для детей с ОНР 2-3 уровня (1 год обучения). – Йошкар-Ола, 20011 4. Гербова В. В. Учебное наглядное пособие. Развитие речи. – М.: Владос 5. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 2003.
6. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.,1999.
7. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. (I-III периоды). Методическое пособие для логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
8. Колесникова Е.Н. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради от А до Я.- 3-е; доп. И перераб./Е.В. Колесникова. – М.:ЮВЕНТА, 2016. – 8.: ил.
9. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007
10. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – СПб, 1997.
11. Малышев Г. Г. Русская грамматика в картинках для начинающих. – СПб.: «Златоуст»
12. Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993
13. Н.В. Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006 14..Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005
15. «Опорные схемы для составления описательных рассказов», «ТЦ Сфера»
16. Сычева Г. Е. Опорные картинки для пересказов текстов. – М.: Книголюб «Учим ребенка говорить, читать, думать»
17. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
18. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятитя и навыков звукового анализ. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998. 19. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. - М.: Просвещение, 1989.
20. Филечева Т. В., Каше Г. А. Дидактические материалы по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М.: Пр.
21. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 5 лет.
Рабочая программа для детей ОНР средней логопедической группы. За основу взята программа Нищевой Н.В....
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Программа направлена на обеспечение комплексного психолого-медико- педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях комплексной коррекции отклонений в развитии; оказание воспитанникам квалифициров...
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная запискаАдаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) (далее - Программа) определяет содержание и организацию к...
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (с учетом программы Нищевой Н.В.)
Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте 5-6 лет (первый год обу...
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи
В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....