"Адаптированная образовательная программа для старших дошкольников с нарушением речи"
рабочая программа (старшая группа)

Любина Ирина Петровна

Составление программы и участие в конкурсе "Лучшая программа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshaya_programma.docx97.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  «СКАЗКА»

----------------------------------- (МАОУ ДОД детский сад «Сказка») -------------------------------------

Тюменская область, село Омутинское, ул. Зятькова 36

Номинация «Программы для детей с ООП»

Адаптированная образовательная программа общего образования для старших дошкольников (5-6 лет) с нарушением речи

Составитель:

Любина Ирина Петровна

 воспитатель

Содержание

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

      Актуальность

     Цели и задачи программы

     Ожидаемые результаты

    Технологии, формы и методы организации деятельности

    2.Структурированное содержание программы

Учебно–тематический план/календарный учебный график

Учебно–методическое обеспечение программы

3. Список источников

1.Целевой раздел

Пояснительная записка

    Правильное произношение звуков родного языка является важнейшим условием для полноценного развития дошкольников. Многие отечественные исследователи в области дефектологии и логопедии подчёркивали актуальность вопроса формирования звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) — нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Это определялось ключевой ролью речевой функции в психическом развитии ребёнка и готовности его к обучению в школе. Чем правильнее оформлены речевые высказывания ребенка, тем содержательнее и полноценнее его общение со сверстниками и взрослыми. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления произношения всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте старше 5 лет необходимо рассматривать как уже затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие. Косноязычие - недостаток речи (дефект произношения), заключающийся в неправильном образовании звуков (звуков алфавита), соответствующих отдельным буквам и прочее, просторечное и устаревшее название для дефектов произношения, характеристика способности человека выражать свои мысли во время общения или письма: неясность, невнятность, невыразительность, неточность, повторяемость и неправильность речи или письма. Исходя из педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что возрастные нормы звукопроизношения наблюдаются у малого количества дошкольников.

Планирование работы строится с учетом особенностей речевого и общего развития детей и направлено на полную коррекцию речевого развития детей.                                                                                                                                          Программа рассчитана на старший дошкольный возраст

Цели и задачи программы

Цель: преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста. Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Задачи: 

Образовательные:

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- формирование правильного произношения;

- обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений;

- формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации;        

- обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям;

- обучение навыкам монологической речи детей с любыми индивидуальными данными;

- формирование ценностного отношения к собственному здоровью, совершенствование двигательной активности детей через создание эмоционально – благоприятной среды физического развития;

- подготовка к обучению грамоте, ознакомление элементами грамоты.

Развивающие:

- развитие речевой коммуникации: формирование звукопроизношения, направленное на развитие коммуникации, социальной адаптации ребёнка;

- развитие (формирование, совершенствование) психических процессов;

- развитие фонетико – фонематических процессов;

- развитие темпо – ритмической организации речи;

- развитие общей, мелкой, лицевой, артикуляционной моторики, развитие координации речи с движением;

- развитие дыхательно – голосового аппарата;

- формирование (обогащение) лексико – грамматического строя речи;

- развитие диалогической и монологической формы речи;

- формирование (развитие) оптико – пространственных и временных представлений.         

Воспитательные:

- формирование (развитие, совершенствование) мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства достоинства и уверенности в своих силах;

- создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма;

- воспитание общечеловеческих качеств.

Ожидаемые результаты

Результатом успешной работы по данной программе можно считать следующее:

  • дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения: умеют правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеют во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
  • дети овладели универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеют дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеют выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывают слова на заданный звук и правильно воспроизводят цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняют звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
  • дети владеют средствами общения и способами взаимодействия, способны изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивают новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяют их в собственной речи. Подбирают однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывают слова в числе, роде, падеже. Самостоятельно составляют рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывают тексты, используя развёрнутую фразу;
  • дифференцируют все изученные звуки;
  • называют последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находят в предложении слова с заданным звуком, определяют место звука в слове;
  • различают понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
  • овладевают интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Родители детей, с нарушениями речи, включены в образовательный процесс и взаимодействуют с педагогом. В результате этого у детей сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с Федеральной Образовательной Программой дошкольного учреждения.

Форма проведения занятий: индивидуальная – каждый день, групповая - 2 раза в неделю.

Предусмотрены следующие виды занятий:

- занятия по подготовке к обучению грамоте и формированию навыков звукового анализа

- занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;

- занятия по формированию произношения.

Продолжительность индивидуальных занятий 15 минут.

 

Формы, способы, методы и средства реализации Программы

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность воспитанников

Совместная деятельность с семьёй

Поддержание социального контакта (беседа, эвристическая беседа) Образцы коммуникативных кодов взрослого Упражнения, психологические игры на развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы Тематические досуги Гимнастики (мимическая, логоритмическая) Образовательные ситуации. Речевые дидактические игры Чтение, разучивание речевого материала Беседы.

Имитативные упражнения, пластические этюды Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа) Совместная продуктивная деятельность Работа в книжном уголке

Экскурсии Проектная деятельность.

Самостоятельная художественная – речевая деятельность воспитанников Сюжетно-ролевая игра

Игра – импровизация по мотивам сказок Театрализованные игры

Игры с правилами.

Чтение, рассматривание иллюстраций Беседы

Игры драматизации Досуги, праздники Экскурсии Индивидуальные консультации по вопросам развития воспитанников.

Задачи и формы образовательной деятельности педагога с родителями воспитанников:

- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- Объединить усилия для развития и воспитания детей;

- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Для эффективного решения данных задач необходимо лучше знать каждую семью, учитывая:

 роль всех членов семьи в воспитании ребёнка;

тип семейного воспитания;

позицию, занимаемую родителями по отношению к ребёнку.

 Родители предъявляют разные требования к ребёнку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестёр.

Классификации форм взаимодействия с родителями:

словесные, наглядные и практические. К словесным формам относятся:

- Беседы.

 - Консультации (общие и индивидуальные)

- Конференции, диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.).

 - Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка.

Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.

- Родительские собрания.

К наглядным формам работы относятся:

- Речевой уголок,

- Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки,

- Экран звукопроизношения,

- Выставки совместных творческих работ детей и их родителей,

- Размещение информации на сайте ДОУ.

К практическим формам работы можно отнести:

- Открытые занятия,

- Занятия-практикумы,

 - Тетрадь для домашних заданий,

- Речевые праздники и развлечения,

- Проекты,

- Электронная почта.

Срок реализации программы1 год.

  1. Структурированное содержание программы

Учебно–тематический план/календарный учебный график

Основной формой обучения являются занятия (фронтальные, индивидуальные и подгрупповые). Фронтальные занятия проводятся трех видов: по формированию звукопроизношения; по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. В первом периоде проводят 2 фронтальных занятия в неделю по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Во втором и третьем периоде проводится 5 занятий в неделю (2 занятия по развитию звукопроизношения и 3 занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи)  согласно сетке часов в МДОУ. Продолжительность фронтальных занятий 20 – 25 минут.

Структура занятия по работе с детьми с нарушениями речи:

  1. Организационный момент
  2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
  3. Развитие пространственной ориентации и развитие общей моторики.
  4. Развитие слухового восприятия, слуховой памяти и слухового внимания.
  5. Развитие артикуляционной моторики.
  6. Объявление темы.
  7. Развитие фонематического слуха.
  8. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.
  9. Итог занятия.
  10. Оценка работы детей на занятии.

     Календарно – тематический план составлен согласно темам недель Федеральной Образовательной Программой   (ФОП).

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) – 11 недель

Распределение фронтальных занятий по периодам:

I период

II период

III период

Звукопроизношение

-

2

2

Лексико-грамматические категории. Связная речь

2 (11+11)

2

(комплексные)

2

(комплексные)

Всего:

2

4

4

        Итого: I период – 11 недель – 22 занятия

            II период – 11 недель – 44 занятия

            III период – 12 недель – 48 занятий

                Всего: в год – 114 занятий.

            

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) – 11 недель

Месяц

Дата

Тема занятия

Развитие фонетико-фонематической стороны речи

Развитие лексики

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи

Сентябрь

Здравствуй лето, детский сад! День знаний!

1-2 неделя диагностика детей, заполнение речевых карт

Мой дом, мой город

формирование умения делить слово на слоги (Д/и «Раздели по слогам»)

Активизировать и обогащать словарь детей по теме.

игра «образуй слово» (сложносоставные слова – трехэтажный, многоэтажный)

«Скажи наоборот» (антонимия)

«Объясни слово» (сложносоставные –новостройка, многонаселенный)

1. образование относительных прилагательных

2. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже

Пересказ текста

Транспорт

Развитие слухового внимания, чувство рифмы (Игра «Подскажи словечко»)

формирование умения делить слово на слоги

уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «транспорт»

закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом

образование творительного падежа существительных в единственном числе (игра «Кто чем управляет?»)

образование родительного падежа существительных во множественном числе (игра «Один-много»)

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами(«Назови ласково»)

Чтение художественной литературы по теме

Составление рассказов-описаний транспортных средств по плану

Учить детей перессказу текста

Краски осени

Д/и «Отгадывание неречевых звуков»

(дождь капает, дерево падает,,

плеск волн, каблуки стучат).

Послушай , как я отстукиваю слова и догадайся, какое слово отстучу:

шаль, кепка, фуражка.(на каждый слог стук)

Учить подбирать признаки к предметам, согласовывать существительные и прилагательные.

Д/и «Подбери признак».

.Закреплять у детей умение называть обобщающие понятия.

Д/и «Подбери обобщающее понятие».

Развивать умение выделять части предметов (демисезонной обуви, одежды, головных уборов)

Д/и «Назови предмет по  названным частям»

 Дождь (что делает?) идет, моросит, льет

Ветер (что делает?)

Антонимы ;

Д/и «Наоборот»:

Толстая-…(тонкая ткань);

Чистая- …(грязная);

Сухая-…(мокрая);

Праздничная-…(повседневная)

;верхняя-…(нижняя)

Практиковать у детей умение использовать в речи притяжательные

местоимения: «мой», «моя», «моё».

Д/и «Чей,чья, чьё,чьи»

Это чья шапка? — Моя. Это чьи перчатки? — Мои. Это чей шарф? — Мой. Это чье пальто? — Мое.

Закреплять у детей умение использовать

множественное число существительных.

Д/и «Один – много».

Совершенствовать умение образовывать

существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Д/и «Большой – маленький»

Упражнение в запоминании и исправлении слов действий (мужского и женского рода единственного числа)

Д/и «Исправь ошибки»

Развивать у детей желание отгадывать загадки

И загадывать их другим. Воспитывать у детей уважение и любовь к народному творчеству.

Отгадывание и загадывание загадок. Заучивание пословиц и поговорок об осени, примет осени.

Учить составлять предложения с относительными прилагательными по образцу. Согласовывать существительные с прилагательными.

Развивать умение последовательно и полно описывать предмет, используя схему рассказа.

Составление описательного рассказа о осени.

Воспитание любви к народному творчеству, желания знать и рассказывать другим.

Чтение и заучивание

чистоговорок, поговорок.

Загадывание и отгадывание загадок.

Закреплять у детей понятие. Что предложение содержит законченную мысль. Учить заканчивать предложение с опорой на картинки и без опоры.

Д/и «Закончи предложение»

Животный мир (домашние животные)

Д/и «Хлопни в ладоши» (развитие фонематического слуха)

Д/и «Передай мячик» (формирование умения делить слово по слогам)

Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Домашние животные»

Образование притяжательных прилагательных

Учить согласовывать имена существительные с числительными

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Образование множественного числа существительных

Развивать связную речь, учить связному монологическому высказыванию (игра «Кто самый нужный?»)

Составление описательного рассказа по план-схеме

Урожай (овощи, фрукты)

Развивать слуховое внимание, речевой слух (Игра-шутка «Про овощи)

развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи»;

упражнять в отгадывании предметов по их описанию;

Согласование сущ. с прилаг. в роде, числе, падеже.

Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме (-ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-).

Образование множественного числа существительных

Образование относительных прилагательных

Предлоги «в,на».

Учить детей составлять предложения с опорой на 3 картинки

Составление рассказов-описания

Октябрь

Народная культура и традиции

Развитие речевого слуха и восприятия

Познакомить  детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Дымково, Городец, Гжель).

Расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, богородская, бирюльки). Знакомить с национальным декоративно прикладным искусством.

Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта. 

 Образование множественного числа существительных

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Пересказ текста

октябрь

Я в мире человек

Д/и «Хлопни в ладоши» (развитие фонематического слуха)

Д/и «Передай мячик» (формирование умения делить слово по слогам)

Уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь, словарь признаков по теме «Я в мире человек»

Познакомить  детей с частями тела человека

Познакомить детей с правилами  гигиены

 образование единственного числа существительных

Образование множественного числа существительных

3. Согласование существительных с числительными

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Составление рассказа

Ноябрь

Дружба. День народного единства

Д/и «Какое слово не подходит?» (развитие речевого слуха и восприятия).Д/и «Раздели по слогам» (формирование умения делить слово на слоги, развивать слуховое внимание)

Д/и «Скажи иначе» (пополнение словаря детей по теме «Моя Родина»)

Д/и «Скажи наоборот» (формировать словарь антонимов)

Д/и « Скажи какая, какое, какие?» (подбор признаков)

Игра «Где я живу?» (пополнение словаря детей по теме «Моя Родина»)

Д/Игра с мячом «Семейка слов» (образование однокоренных слов)

Д/и «Один – много» (образовывать существительные множественного числа)

Д/ Игра «Исправь ошибки»

Игра с мячом «Закончи предложение»

 (согласование прилагательных в косвенных падежах)

Игра «Какая, какой, какие?»

(образование притяжательных прилагательных)

Чтение, поговорок, чистоговорок (развитие интонационной стороны речи)

 Чтение худ. литературы.

Заучивание стихотворений о России

Ноябрь

Город мастеров (профессии)

Д/и «Кто самый внимательный?» (развитие фонематического слуха и восприятия)

Д/и «Раздели по слогам» (формирование умения делить слово на слоги)

Д/и «Чем я это делаю?» (формирование умения дифференцировать неречевые звуки на слух)

уточнять, обогащать и активизировать словарь по теме

Учить подбирать слова действие (учитель что делает?)

Закреплять умение употреблять существительное в форме творительного падежа (игра «Кто чем управляет?»

Развивать грамматический строй речи, словообразование: учить пониманию и толкованию сложных слов

Учить употреблению дательного падежа существительных, образованию относительных прилагательных (игра «Кому что нужно?»)

Учить детей составлять рассказы о различных профессиях по рисуночному плану

Ноябрь

Кто как готовится к зиме

Короткие и длинные слова.

игра «Какое слово?»

Активизация и обогащение словаря существительных.

Активизация глагольного словаря.

Активизация и обогащение словаря прилагательных и наречий. Активизация и антонимов и синонимов, родственных, сложных слов.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами(«Назови ласково»

Образование существительных в разных падежах: 1.родительный падеж множественного числа. («Один - много»)

творительный падеж единственного и множественного числа («Охотники» Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детенышей зверей.(«Большая семья»).

согласование числительных с существительными в роде,  числе падеже («Сосчитай зверей»).

Образование притяжательных прилагательных(игра «Чей, чья, чье?»

Составление рассказа из простых распространенных предложений (Составление рассказа-описания по плану. Кто это? Внешний вид, повадки зверя. Чем он питается? Где живет. Что делает?)

Употребление сложносочиненных предложений с противопоставлением (Составление рассказа-сравнения о двух зверях. Чем они похожи и чем отличаются)

Составление рассказа по набору слов.

Итого: 22 занятия

II ПЕРИОД (декабрь, январь, февраль) – 11 недель

Месяц

Дата

Тема занятия

Звуки

Развитие фонетико-фонематической стороны речи

Развитие лексики

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи

декабрь

Здравствуй, зимушка-зима!

Звук [А]

Звук [А]

Познакомить со звуком [А] и его характеристикой с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук».

Формировать фонематическое восприятие и воспроизведение звука в слогах,  словах

Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словари и словарь признаков по теме

Закрепить в речи названия зимних месяцев

Обогащать словарный запас, учить подбирать прилагательные к заданному существительному (игра «Какая?Какой?»)

Учить подбирать слова действие (Снег (что делает?)

Образование слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов

Учить подбирать слова-родственники к заданному слову

Образование существительных во множественном числе

Образование родительного падежа единственного числа (игра «Есть-нет»)

Составление предложений о приметах времен года по сюжетным картинкам

Составление рассказа о приметах зимы с опорой на плен из рисунков-пиктограмм

декабрь

Город мастеров (Ремесла Южного Урала)

Звук [У]

Звук [У]

Познакомить со звуком [У] и его характеристикой с опорой на артикуляцию.

Выделять звук из ряда других звуков.

Закрепить понятия «слово», «гласный звук».

Учить выделять ударный гласный звук в начале слова.

уточнять, обогащать и активизировать словарь по теме

Учить подбирать слова действие (учитель что делает?)

Закреплять умение употреблять существительное в форме творительного падежа (игра «Кто чем управляет?»

Развивать грамматический строй речи, словообразование: учить пониманию и толкованию сложных слов

Учить употреблению дательного падежа существительных, образованию относительных прилагательных (игра «Кому что нужно?»)  

Учить детей составлять рассказы о различных профессиях по рисуночному плану

Декабрь

Здоровей-ка (одежда, обувь, головные уборы)

Звуки [А]-[У]

Звук [И]

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА)

Познакомить со звуком [И] и его акустико-артикуляционной характеристикой. Закрепить звук в слогах, словах, предложениях.

Закрепить понятия «слово», «гласный звук».

Активизировать, расширять и уточнять словарный запас по теме «Одежда, обувь, головные уборы»

Активизация словарного запаса существительных, закреплять формы винительного падежа существительных

Активизация глагольного словаря (игра «Кто что делает?»)

Употребление родительного падежа существительных во множественном числе

Согласование существительных с притяжательными местоимениями

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными (игра «На швейной фабрике»)

Составление описательного рассказа по схеме

Декабрь

Новогодний калейдоскоп (зимние забавы)

Звук [И]

Звуки [А]-[У]-[И]

Закрепить звук в слогах, словах, предложениях.

Закрепить понятия «слово», «гласный звук».

Учить давать сравнительную характеристику звукам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

Учить выделять звук из состава слогов, слов (ударный звук в начале слогов, слов).

Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторение звуковых рядов и слогов).

Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме

Объяснить значение пословиц

 

Согласование числительных с существительными

Образование мн.ч. существительных

Закреплять  умение правильно строить предложение

Пересказ текста «Поезд»

Декабрь

Новогодний калейдоскоп (елка)

Звук [О]

(2 Занятия)

Познакомить со звуком [О] и его характеристикой с опорой на артикуляцию.

Формировать фонематическое восприятие и воспроизведение звука в слогах,  словах.

Развивать умения  выделять ударный гласный звук в начале слова.

Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме

Объяснить значение пословиц

Подбор прилагательных к существительным (игра «назови какие»

Учить детей подбору родственных слов

Согласование числительных с существительными

Образование множественного числа существительных

Образование сущ. с умен.-ласк. суф-ми.

Учить составлять предложения

Пересказ текста «елка»

Январь

В гостях у сказки (инструменты)

Звуки [А]-[У]-[И]-[О]

Звук [М]

Определение в словах первого и последнего гласных в звуков, анализ и синтез сочетаний из трех гласных (АУО, ИУО, УОА)

Познакомить со звуком и уточнить правильное произношение.

Закрепить понятия «твердый», «согласный»

Развивать слуховое  внимание и слуховую память (повторить звуковые ряды и слоги, выделение заданного слога).

Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Инструменты»

Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Учить образовывать относительные прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже

Согласование существительных с числительными в единственном числе

Составление рассказов-описаний инструментов по рисуночному плану

Январь

Этикет (посуда)

Звук [М’]

Звук [Н]

Познакомить со звуком и уточнить правильное произношение.

Закрепить понятие «мягкий согласный»

Развивать фонематические

процессы.

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Упражнять выделять звук в начале  и в конце слова.

Упражнять в анализе обратных слогов (выкладывание слоговых схем).

Рассказать детям о названиях видов и предметов посуды, материале, из которого она изготовлена, ее необходимости в каждом доме.

Объяснить значение пословиц, заучивание одной

Учить подбирать антонимы

Подбор прилагательных к существительным

Образование относительных прилагательных

Образование слов со значением вместилища чего-либо

Согласование числительных с сущ. в ед.ч.

Образование множественного числа сущ.

Пересказ текста «Мамина чашка»

Январь

Моя семья

Звук [Н’]

Звуки [М]-[Н]

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Упражнять выделять звук в начале и в конце слова.

Дифференциация звуков по месту образования в слогах, словах, предложениях.

Развитие навыков звукового анализа

(выделение заданного согласного в слове).

Развивать навык делить слова на слоги.

Д/и «Подбери слово» (активизация предметного словаря)

Д/и «Узнай по описанию» (активизация предметного словаря)

Д/и «Скажи наоборот» (формировать словарь антонимов) Подбери  к  предмету  нужную  часть  тела (закрепить названия частей тела)

Лепка человека.

Покажи  действие.

(формирование умения употреблять слова-действия) с опорой на наглядность.

 отгадывание загадок о частях тела человека с последующим музыкальным сопровождением (активизация словаря по данной теме)

Д/и «Назови ласково» (учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные). Про  что  можно  так  сказать:  «Мой,  моя,  мои».

(развивать умение образовывать притяжательные местоимения)

Д/и «Один – много» (образовывать существительные множественного числа)

Д/и «Два, две» (правильному употреблению числительных «два» и «две»)

Д/и «Расскажи о себе» с опорой на наглядность (формирование умения согласовывать слова-действия в наст. вр. с местоимениями)

Д/и «Что делает, а что сделал, сделала?» с опорой на наглядность (развитие умения употреблять слова-действия в наст., прош., буд. времени)

 Д/и «Подбери предлог» (активизировать в речи применение предлогов)

Д/и «Сосчитай-ка» (формировать умение согласовывать сущ.+числ.)

 Составление  рассказа  по  серии  сюжетных  картин «Помощь  бабушке» (развитие умения составлять связный, содержательный, законченный рассказ)

Чтение, поговорок, чистоговорок (развитие интонационной стороны речи)

Чтение худ. литературы.

Д/и «Подружи слова» (учить составлять целое предложение из слов)

Февраль

Быть здоровыми хотим (продукты питания)

Звук [Ы]

(2 занятия)

Познакомить со звуком [Ы] и его характеристикой с опорой на артикуляцию.

Выделять звук из ряда других звуков.

Закрепить понятия «слово», «гласный звук».

Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторение звуковых рядов и слогов).

Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме

Объяснить значение пословиц, заучивание одной

Учить подбирать антонимы

Подбор прилагательных к существительным

Подбор родственных слов (игра «Подбери родственников»)

Согласование числительных с существительными (игра «Веселый счет»)

Образование множественного числа существительных

образование притяжательных существительных

Пересказ текста

Февраль

Азбука безопасности (электроприборы)

  Звук[П]

               

Звук [П’]

Познакомить со звуком [П] и его характеристикой с опорой на артикуляционные и акустические признаки

Познакомить с понятием «согласный» и местонахождение звука в конце слов. Учит выделять звук в открытом слоге и в конце слова.

Уточнить артикуляцию и произношение. Усвоить практически понятия  Согласный «твердый», «мягкий»

Развивать слуховое  внимание и слуховую память (повторить звуковые ряды и слоги, выделение заданного слога).

расширить и уточнить словарь по теме,

познакомить с мерами безопасности при пользовании электроприборами

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Согласование существительных с числительными 1,2,5ин «один— много»

Образование существительных в родительном падеже «Скажи со словом "нет"»

учить составлять предложения по картинкам

Отгадывание загадок по теме

Составление рассказа –описания

Чтение художественной литературы по теме

Февраль

Наши защитники

Звук [Т]

 Звук [Т’]

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Формировать звуковой анализ обратных слогов (выкладывание слоговых схем).

Формировать фонематическое восприятие и память

(воспроизведение слоговых рядов).

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Закрепить понятия «слог», «слово»,  

«твердый», «мягкий».

Упражнять в анализе слогов.

Упражнять в выделение места звука в лове

Активизировать, обогащать и расширять словарь существительных, глагольный словарь и словарь признаков по теме.

Подбор родственных слов (игра «Подбери родственников»)

Согласование числительных с существительными (игра «Веселый счет»)

Образование множественного числа существительных

Составление предложений и небольших рассказов о людях,  которые служат в нашей армии с опорой на рисуночный план.

Февраль

Маленькие исследователи (насекомые)

Звук  [К]

Звук [К’]

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Учить преобразовывать слоги за счет изменения первого звука:

а) выделение первого звука;

б) замена первого звука на другой.

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Закрепить понятия «твердый», «мягкий»

Упражнять в преобразовании слогов за счет изменения первого звука.

Активизация, обогащение и уточнение словаря по теме «Насекомые»

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже

Учить правильно употреблять существительные в форме винительного падежа единственного числа

Учить образовывать существительные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов

Составление рассказа-описания по схеме

Итого: 44 занятия

III период (март, апрель, май) – 12 недель ( в июне – индивидуальная и подгрупповая работа)

Месяц

Дата

Тема занятия

Звуки

Развитие фонетико-фонематической стороны речи

Развитие лексики

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи

Март

Женский день

Звук [Х]

Звуки [П]-[Т]-[К]-[Х]

Познакомить с односложными  и многосложными словами.

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Развитие фонематического представления на основе фонематического восприятия – выделение звука  на фоне слога – добавление звука к заданному слогу

Закрепить дифференциацию звуков по месту образованию и звонкости глухости.

Формировать навык различения слов близких по звуковому составу.

Развивать звуковой анализ в слогах

(выкладывание звуковых схем).

Активизировать, обогащать и расширять словарный запас детей по теме: «Женский день»

( игр  «закончи предложение»

 « Кем работает мама»?)

Формировать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, знакомить с полными женскими именами.

Учить образовывать существительные во множественном числе

Образование притяжательных прилагательных

Учить детей составлять рассказы о том, как можно поздравить бабушек и мам, по плану из рисунков пиктограмм

Март

Миром правит доброта (домашние птицы)

Звук [Б]

Звук [Б’]

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Упражнять выделять звук в конце слова.

Упражнять в деление слов на слоги.

Развитие фонематического слуха

(Из ряда слов выбрать правильное слово: н-р: чабочка, бабочка, кабабочка).

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Упражнять выделять звук в  конце слова.

Закрепить понятия: слог, слово, предложение, согласный звук.

Развитие фонематического слуха

(повторение слоговых рядов)

Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме

(упражнение «Кто как голос подает?», упражнение «Собери семейку»)

Подбор родственных слов (игра «Подбери родственников»)

Согласование числительных с существительными (игра «Веселый счет»)

Образование множественного числа существительных

образование притяжательных существительных

Пересказ текста «Курочка»

Составление описательного рассказа по теме с опорой на план-схему

Март

Азбука безопасности в природе

Звуки

[Б] - [П]

Звук [Д]

Дифференциация по звонкости и глухости в слогах, словах, предложениях.

Формировать навык различения слов близких по звуковому составу (н-р:башня-пашня).

Усвоить понятия «глухой звук», «звонкий звук»

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Упражнять выделять звук в начале и в конце слова.

Упражнять в звуковом анализе слогов

( выкладывание графической схемы).

Упражнять в различение односложных многосложных слов.

Развивать навык деление слов на слоги.

Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме

Подбор родственных слов (игра «Подбери родственников»)

 Согласование числительных с существительными (игра «Веселый счет»)

Образование множественного числа существительных

4. образование притяжательных существительных

Составление рассказа по план-схеме

Март

Весна шагает по планете

 Звук [Д']

Звуки

[Т]-[Д]

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Упражнять выделять звук  в конце слова.

Закрепить понятие «мягкий согласный».

Упражнять в звуковом анализе слогов

( выкладывание графической схемы).

Дифференциация по звонкости и глухости в слогах, словах, предложениях.

Формировать навык различения слов близких по звуковому составу (н-р: дом-том).

Развитие фонематического слуха

(повторение слоговых рядов вслед за логопедом).

Уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме

Закрепить в речи названия весенних месяцев.

Учить подбирать родственные слова (упражнение «Подбери родственников»)

Образование сравнительных прилагательных (упражнение «Договори предложение»)

Согласование существительных с числительными в единственном и множественном числе (упражнение «Веселый счет»)

 Образование существительных во множественном числе (упражнение «Один-много»)

Учить употреблению глаголов будущего времени (игра «Дополни предложение»)

Составление рассказов-сравнений о приметах времен года по картинкам и опорному плану из рисунков-пиктограмм.

Апрель

День смеха, цирк, театр (животные жарких стран)

Звук [Г]

Звук [Г’]

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Учить преобразовывать слоги за счет изменения первого звука:

а) выделение первого звука;

б) замена первого звука на другой.

Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.

Упражнять в звуковом анализе слогов.

Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Цирк», «Животные жарких стран»

 Учить подбирать слова – синонимы к словам: клоун, весёлый, радовать, эмоции при виде клоуна; словам: клоун, шут, гимнаст, акробат.
- упражнять в подборе слов – антонимов к словам

формировать функции словообразования и словоизменения  в образовании слов, обозначающих женские цирковые профессии при помощи суффиксов,

Учить детей правильно отвечать на вопросы по содержанию текста

Апрель

Встречаем птиц

Звуки

[Г]-[К]

Звук [С]

Дифференциация по звонкости и глухости в слогах, словах, предложениях.

Усвоить понятия «глухой звук», «звонкий звук».

Развитие фонематического представления на основе фонематического восприятия – выделение звука  на фоне слога – добавление звука к заданному слогу.

Познакомить детей со звуком, научить характеризовать по акустическим и артикуляционным признакам.

Развивать общую,

мелкую  и  артикуляционную моторику.

Упражнять в деление слов на слоги, предложений на слова

Упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков.

Активизация и обогащение предметного словаря. (Названия птиц, части тела)

Активизация глагольного словаря (Кто как голос подает? Способ передвижения)

Активизация словаря признаков (Эпитеты: воробей – серый, невзрачный, драчливый, боевой, удалой). Антонимы.

Образование существительных в разных падежах

Употребление предлогов

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Образование притяжательных прилагательных

Согласование числительных с существительными  в роде, числе и падеже

Составление предложений из набора слов

Составление рассказа-описания по схеме.

Апрель

Космос

Звук [С]

2 занятия

Активизация, обогащение и уточнение словаря по теме

Упражнять в образовании родственных слов к слову «Космос»

Учить детей подбирать слова с противоположным значением

Согласование существительных  числительным

Развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложения

Текст для пересказа «Что такое звезды»

Апрель

Волшебница вода (обитатели рек, морей)

Звук [С]

2 занятия

Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Обитатели рек, морей»

Формирование грамматического строя речи, словообразование; учить подбору родственных слов (игра «Какое слово не подходит»)

 Учить согласованию числительных с существительными в роде, числе и падеже (игра «Сосчитай-ка»)

Учить правильному употреблению существительных в творительном падеже единственного числа с предлогом «ЗА» (игра «Какие буквы спрятались»)

Пересказ текста «Морской конек»

Апрель

Праздник весны и труда (труд людей весной)

Звук [З]

(2 занятия)

Познакомить детей со звуком, научить характеризовать по акустическим и артикуляционным признакам.

Работать над развитием дыхания и голоса.

Развитие фонематического слуха (определи наличие звука в слове, определи место звука в слове).

Уточнить и активизировать знания детей о весенних изменениях в природе. Закрепить названия весенних месяцев.

Расширять словарный запас детей по теме.

Подбор существительных к словам признакам

Подбор родственных слов

Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Упражнять детей в согласовании числительных с прилагательными и

     существительными.

Пересказ рассказа «Послушный дождик»

Май

День Победы

Звуки

[С]-[З]

 2занятия

Учить различать звуки по

акустическим и артикуляционным признакам.

Упражнять в различении

Звуков на материале слогов, слов и предложений.

Развивать умения делить слова на слоги

Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме

Учить подбирать слово к признаку (победный…марш)

Учить подбирать синонимы к словам

Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов

Учить образовывать существительные во множественном числе

Учить составлять из слов предложения

Пересказ текста «День победы»

Май

Мир природы (цветы)

Звук [ Ш]

(2зан)

Познакомить детей со звуком, научить характеризовать по акустическим и артикуляционным признакам.

Развивать общую мелкую  и  артикуляционную моторику.

Развивать умения анализировать слоги, слова и предложения.

Активизация, обогащение и уточнение словаря по теме

Образование относительных прилагательных

Согласование существительного с числительным

Составление рассказа – описания по схеме

Пересказ текста «Любитель  цветов»

Итого: 48 занятий

Всего: 114 занятий

Учебно-методическое обеспечение

При работе с детьми с нарушениями речи я опираюсь на  разработки занятий О.Н. Лиманской «Конспекты логопедических занятий» и В.В. Коваленко  «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе». При автоматизации звуков я использую игровые упражнения Л.А. Комаровой «Автоматизация звуков в игровых упражнениях» и О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда».

Обработка и анализ результатов обследования речи старших дошкольников.

  Серия I. Состояние артикуляционной моторики

Для того чтобы оценить выполнение  артикуляционных  движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз.

5 баллов - все движения доступны, выполнение точное, объем полный, тонус нормальный, темп хороший, удержание позы свободное, переключаемость не нарушена;

4 балла - все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены, 1-2 движения выполняются со второй попытки;

3 балла - движения выполняет, темп выполнения и переключаемость снижены, объем движений неполный, отмечается дополнительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряженное удерживание позы, требуются повторные показы движений;

2 балла - для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается длительный поиск позы, быстрая истощаемость, вялость или тремор кончика языка, синкинезии, гиперсаливация, некоторые движения не удаются;

1 балл - невыполнение, отказ от деятельности.

Серия 2. Исследование имрессивной речи

5 баллов - правильное выполнение;

4 балла - самокоррекция;

3 балла - задание выполняется неточно, только после повторного проговаривания, затруднено понимание некоторых слов;

2 балла - неверное выполнение задания;

1 балл - невыполнение.

Серия 3. Исследование сенсомоторного уровня речи

  1. Состояние фонематического восприятия

Слоги и слова предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи:

5 баллов - все задания точно воспроизводятся;

4 балла - имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или слов, но при этом слоговая пара воспроизводится точно;

3 балла - задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары - точно;

  1. балла - большинство заданий выполняются только после повторного проговаривания, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно воспроизводятся и слоговые (словесные) пары; 
  1. балл - невыполнение.

Все звуки условно делятся на 5 групп:

1 - свистящие,

2 - шипящие,                                                                                                                                                                                    3 - соноры Р, РЬ,                                                                                                                                                                                    4 - соноры Л, ЛЬ,                                                                                                                                                                           5 - остальные звуки.

5  баллов  - все звуки произносятся правильно  в  любых  речевых ситуациях;

4 балла - 1-2 звука недостаточно автоматизированы, но при указании на ошибку исправляются;

3 балла - нарушено произношение группы звуков, но не более 5;

2 балла - нарушено произношение 2-3 групп звуков, но не более 10; 1 балл - нарушено произношение более 10 звуков.

  1. Сформированность звуко-слоговой структуры слова

Слова предъявляются до первого воспроизведения:

5 баллов - все слова точно воспроизводятся в темпе предъявления;

4  балла        -        встречаются        единичные   ошибки,  которые  исправляются самостоятельно, задание       выполняется в несколько замедленном темпе;

3 балла - задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок, некоторые ошибки исправляются самостоятельно, часть заданий недоступна;

2 балла - задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступны;

1 балл - неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Серия 4.  Исследование состояния фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.

Ребенку предлагается   три  попытки  с  оказанием  стимулирующей помощи: «Подумай ещё».

5 баллов - правильный ответ с первой попытки; 4 балла - правильный ответ со второй попытки; 3 балла - правильный ответ с третьей попытки;

2 балла - единичные ошибки после третьей попытки; 1 балл - неверный ответ после третьей попытки.

Серия 5. Исследование словаря и навыков словообразования.

  1. Предметный словарь

5 баллов - все слова правильно понимаются и употребляются в активном словаре;

4 балла - все обиходные слова и большинство редко употребляемых слов есть в активном словаре;

3 балла - 1-2 слова обиходной лексики и большинство слов редко употребляемой лексики отсутствуют в активном, но есть в пассивном словаре, остальные слова - в активном словаре;

2 балла - большинство слов (обиход) - в активе, остальные – в пассиве, большинство редко употребляемых - в пассиве, некоторые вообще отсутствуют;

1 балл - большая часть слов из обоих разделов отсутствует и в активном, и в пассивном словарях.

  1. Глагольный словарь

5 баллов - самостоятельно придумывает более 3 лексем к каждому предложенному слову;

4 балла - самостоятельно придумывает по 3 лексемы к половине предложенных слов, к остальным - 2 лексемы;

3 балла - к половине слов придумал по 1 лексеме самостоятельно, 2 лексемы с помощью; к оставшимся словам 1 лексема самостоятельно, 1 - с помощью в виде побуждающих вопросов;

2 балла - требуется повторение, расширение инструкции; из предложенных слов в большинстве случаев придумано по 1 лексеме с помощью в виде побуждающих вопросов, а самостоятельно выполнено 1-2 задания;

1 балл - отказ, помощь не использует, неадекватные ответы.

  1. Словарь признаков

5 баллов - по каждому заданию придумано самостоятельно более 3 определений;

4 балла - самостоятельно придумано к каждому из предложенных слов по 1 определению, а по 2 определения с помощью;

3 балла - по 2 определения с помощью в виде побуждающих вопросов, повторения инструкции;

2 балла - к каждому из предложенных слов придумано 1 определение с помощью, требуется повторение, расширение инструкции;

1 балл - неадекватные ответы, замены, помощь не использует.

  1. Словообразование

5 баллов - все задания выполнены самостоятельно и верно;

4 балла - в основном все задания выполнены самостоятельно и верно, ошибки исправляются самостоятельно, либо после уточняющего вопроса;

3 балла - большинство заданий выполняется с помощью в виде уточняющих вопросов, некоторые задания недоступны;

2 балла - при выполнении требуется значительная помощь (расширение инструкции, подсказки), многие задания недоступны;

1 балл - невыполнение.

  1. Употребление обобщающих слов

5 баллов - все задания выполнены самостоятельно, без ошибок;

4 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;

3 балла - в отдельных случаях требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, иногда с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен;

2 балла - требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с контекстной подсказкой, некоторые задания недоступны даже с помощью;

1 балл - неадекватные ответы, помощь не используется.

  1. Употребление антонимов, синонимов

5 баллов - по всем заданиям дан правильный ответ;

4 балла - встречаются единичные ошибочные ответы;

3 балла - большинство заданий выполняются с уточняющей помощью, темп замедлен, требуется повторение инструкции;

2 балла - часть ответов с уточняющей помощью, часть – с контекстной подсказкой, темп замедлен, требуется повторение инструкции;

1 балл - неадекватные ответы, помощь не использует.

  1. Объяснение значения слов, выражений

5 баллов - все задания выполнены самостоятельно, без ошибок;

4 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;

3 балла - в отдельных случаях требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, иногда с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен;

2 балла - требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с контекстной подсказкой, некоторые задания недоступны даже с помощью;

1 балл - неадекватные ответы, помощь не используется.

Серия 6. Исследование грамматического строя речи.

5 баллов - по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ;

4 балла - большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, единичные задания с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с самокоррекцией;

3 балла - задание выполняется в замедленном темпе, с ошибками; часть ошибок исправляется после уточняющих вопросов, некоторые ошибки не исправляются;

2 балла - большинство заданий выполняется после стимулирующей помощи;

1 балл-неверный ответ, помощь не используется.

  1. Употребление простых и сложных предлогов

В связи с трудностью этого задания используются два вида помощи: 1 - стимулирующая («Неверно, подумай ещё») и 2 - в виде вопроса («На что я положила карандаш?»).

5 баллов - по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ;

4 балла - отмечаются редкие ошибки, которые исправляются самостоятельно, либо с помощью в виде уточняющих вопросов;

3 балла - часть заданий выполняется верно, некоторые ошибки исправляются после уточняющих вопросов, часть ошибок не исправляется после уточняющих вопросов, однако, есть понимание значения предлогов (выполняет инструкцию, включающую предлог);

2 балла - большинство ответов неверные, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует, но есть понимание значения предлогов;

1 балл - невыполнение.

  1. Согласование прилагательных с существительными

Исследуется структурирование словосочетаний на основе вопросов Какой? Какая? Какое?

5 баллов - правильный ответ;

4 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

3 балла - отмечаются редкие ошибки, которые исправляются с помощью вопросов;

2 балла - большинство ответов неверные, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует;

1 балл - невыполнение.

  1. Согласование числительных 2, 5 с существительными

При предъявлении обязательно использование предметов или предметных картинок

5 баллов - правильный ответ; 4 балла - самокоррекция;

3 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;                                                                                    2 балла - неверный ответ;

  1. балл – невыполнение.
  1. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Это задание вызывает большие трудности, дети часто плохо понимают инструкцию, поэтому целесообразно использовать картинки.

5 баллов - правильный ответ; 4 балла - самокоррекция;

3 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;

2 балла - большинство ответов неверные, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует, но есть понимание значения грамматических форм;

1 балл - невыполнение.

Серия 7. Исследование связной речи.

  1. Составление рассказа по сюжетной картинке

Оценка производится с учетом трех критериев:                                                                     1 - критерий смысловой целостности;                                                                                                              2 - критерий лексико-грамматического оформления высказывания;                                                                     3 - критерий самостоятельности выполнения задания

  1. Критерий смысловой целостности

5 баллов - рассматривает картинки внимательно, с интересом, рассказ соответствует изображенной ситуации, сохранены все смысловые звенья;

4 балла - рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, основные смысловые звенья сохранены;

3 балла - рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, деталь; связность повествования нарушена, отмечаются продолжительные паузы;

2 балла - рассказ частично соответствует изображенной ситуации, не вскрыты временные и причинно-следственные связи между событиями, пропущены смысловые звенья, имеются искажения смысла, рассказ представляет собой перечисление предметов, помощь в виде вопросов использует, но отвечает односложно;

1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.

  1. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания

5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;

4 балла - недостаточная развернутость высказываний, лексический запас хороший, в грамматическом оформлении допускает ошибки, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;

3 балла - лексический запас бедный, отмечаются замены слов, расширение и сужение их значения, проявляются аграмматизмы;

2 балла - отмечаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.

  1. Критерий самостоятельности выполнения задания

5 баллов - рассказ составлен самостоятельно;

4 балла - рассказ составлен в основном самостоятельно; 3 балла - рассказ составляет по наводящим вопросам;

2 балла - невыполнение задания даже при наличии помощи; 1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
  1. Критерий смысловой целостности

5 баллов - рассматривает картинки внимательно, с интересом, рассказ соответствует изображенной ситуации, сохранены все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событий;

4 балла - рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, основные смысловые звенья сохранены, временные и причинно-следственные связи определены, отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования (иногда непродолжительные паузы или заминки);

3 балла - рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, деталь; связность повествования нарушена, отмечаются продолжительные паузы, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;

2 балла - рассказ частично соответствует изображенной ситуации, не вскрыты временные и причинно-следственные связи между событиями, пропущены смысловые звенья, имеются искажения смысла, рассказ представляет собой перечисление предметов, помощь в виде вопросов использует, но отвечает односложно, выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершён;

1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы, отсутствует описание ситуации.

  1. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания

5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;

4 балла - недостаточная развернутость высказываний, лексический запас хороший, в грамматическом оформлении допускает ошибки, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;

3 балла - лексический запас бедный, отмечаются замены слов, расширение и сужение их значения, проявляются аграмматизмы;

2 балла - отмечаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.

  1. Критерий самостоятельности выполнения задания

5 баллов - самостоятельно разложены картинки, рассказ составлен самостоятельно;

4 балла - серию раскладывает самостоятельно, ошибки замечает и исправляет их без помощи взрослого, последовательность не нарушена, рассказ составлен в основном самостоятельно;

3 балла - серию раскладывает с ошибками, при исправлении ошибок требуется помощь в виде уточняющих вопросов, иногда прямых указаний, контекстных подсказок, рассказ составляет по наводящим вопросам;

2 балла - при раскладывании серии действует импульсивно, допускает ошибки, при их исправлении нуждается в помощи (чаще всего в виде прямых указаний на ошибку и демонстрации правильного расположения), невыполнение задания даже при наличии помощи;

1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.

  1. Пересказ прослушанного текста
  1. Критерий смысловой целостности

5 баллов - структура текста, последовательность событий не нарушены; 4 балла - отмечаются незначительные трудности в реализации замысла; 3  балла  -  отмечаются  пропуски  частей  текста  без  искажения смысла,

может нарушаться последовательность событий, продолжительные паузы;

2 балла - пересказ неполный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включения посторонней информации;

1 балл - отказ от выполнения задания.

  1. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания

5 баллов - пересказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;

4 балла - недостаточная развернутость высказываний, лексический запас хороший, в грамматическом оформлении допускает ошибки, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;

3 балла - отмечаются трудности в построении высказывания, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, лексика авторского текста используется не полностью, преобладают простые распространенные предложения, отмечены аграмматизмы;

2 балла - связное высказывание затруднено,  словарный  запас небольшой, в основном, существительные и глаголы, отмечается ошибочное употребление слов, сужение или расширение значения слов, преобладают простые предложения, иногда простые распространенные, отмечаются аграмматизмы (нарушение порядка слов в предложении, отсутствие или неправильное употребление предлогов, ошибки в словоизменении существительных по падежам, в согласовании их с прилагательными), соскальзывание на побочные темы;

1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.

  1. Критерий самостоятельности выполнения задания

5 баллов - пересказ составлен самостоятельно;

4 балла - пересказ составлен в основном самостоятельно;

3 балла - пересказ составляет по наводящим вопросам, подсказок; 2 балла - невыполнение задания даже при наличии помощи;

1 балл - отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.

В рамках преемственности ведения документации и оценке уровня усвоения коррекционно-развивающей программы в мониторинге образовательного процесса (стартовый, промежуточный, итоговый) 5-бальная система оценки учителя-логопеда (что необходимо для более тонкого, дифференцированного подхода в оценке и определения направлений дальнейшей работы) используется в речевой карте, перспективном и индивидуальном планах работы и следующим образом соотносится с 3- бальной системой оценки педагогов:

5 баллов – высокий уровень усвоения программы; 3-4 балла – средний уровень,

2-1 балл – низкий уровень.

5 бальная система используется учителем-логопедом и при выпуске ребенка из группы детей зачисленных для проведения коррекционной работы в логопедическом кабинете:

5 баллов – выпущен с чистой речью;

4-3 балла – со значительными улучшениями в сопровождение учителя- логопеда школы;

2-1 балла – без значительных улучшений (рекомендовано обучение в специальном учреждении)

Список источников

1. Арганович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексикограмматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб: Детство – Пресс, 2003.

2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.    

3. Ворончихина В.М., Колесникова Г.А., Кузьминых Л.М. Логопедические занятия для детей с ОНР 2-3 уровня (1 год обучения). – Йошкар-Ола, 20011                                                                                                                                                       4. Гербова В. В. Учебное наглядное пособие. Развитие речи. – М.: Владос                                                                                                                                                                                                                                                                                                  5. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 2003.

6.  Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.,1999.

7. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. (I-III периоды). Методическое пособие для логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.

8. Колесникова Е.Н. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради от А до Я.- 3-е; доп. И перераб./Е.В. Колесникова. – М.:ЮВЕНТА, 2016. – 8.: ил.  

9. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007  

10. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – СПб, 1997.

11. Малышев Г. Г. Русская грамматика в картинках для начинающих. – СПб.: «Златоуст»                                                                                                                              

12.  Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993

13. Н.В. Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006                                                                                                                                                                                      14..Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005

15.  «Опорные схемы для составления описательных рассказов», «ТЦ Сфера»

16.   Сычева Г. Е. Опорные картинки для пересказов текстов. – М.: Книголюб «Учим ребенка говорить, читать, думать»                                                                    

     17. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

 18. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятитя и навыков звукового анализ. –    СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         19. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. - М.: Просвещение, 1989.

20. Филечева Т. В., Каше Г. А. Дидактические материалы по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М.: Пр.                                    

21. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 5 лет.

Рабочая программа для детей ОНР средней логопедической группы. За основу взята программа Нищевой Н.В....

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Программа направлена на обеспечение комплексного психолого-медико- педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях комплексной коррекции отклонений в развитии; оказание воспитанникам квалифициров...

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная запискаАдаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) (далее - Программа) определяет содержание и организацию к...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (с учетом программы Нищевой Н.В.)

Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте 5-6 лет (первый год обу...

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....