Конспект «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
план-конспект занятия (старшая группа)

Карпенко Оксана Михайловна

Конспект

образовательной деятельности

в старшей группе

Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Форма работы с детьми: решение познавательных задач.

Тип образовательной деятельности: интегрированная.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета.

2.Формировать способности устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

3.Активизировать речевую деятельность детей (обогащение словаря, построение сложных предложений, умение участвовать в разговоре).

 

Материал: ящик ощущений, лучина, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, различные светильники (или картинки с изображениями), свеча, факел.

Ход деятельности:

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята, скажите пожалуйста, а как вы понимаете слово путешествие? (рассуждения детей).

Вывод: путешествия бывают разные, но всегда интересные и полезные.

Воспитатель: А, вы любите путешествовать? (Ответ детей). Хотите отправиться в интересное путешествие «Мир удивительных вещей» (Ответ детей). Одна из этих удивительных вещей находится здесь, в этом волшебном ящичке. Что это за вещь вы можете узнать потрогав руками. Давайте попросим (имя ребенка) узнать что там. Что это?Для того , чтобы узнать куда мы отправимся, надо отгадать загадки.

1. Дом - стеклянный пузырёк, а живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся, ярким пламенем зажжётся.

2.Висит груша - нельзя скушать. (Почему электрическую лампочку назвали грушей?)

3.Чудеса на потолке - повисло солнце на шнурке.

4. Висит она без дела днём, а ночью освещает дом.

(Ответы детей: лампочка)

Вывод: вот какая удивительная вещь – электрическая лампочка: стеклянный пузырек похож на грушу, внутри огонек, днем отдыхает, ночью все освещает.

Об истории появления электрической лампочки, о том, как люди освещали свое жилье, нам поможет узнать музей электрической лампочки. Встаньте, пожалуйста, закройте глаза и со мной, не спеша, повторяйте:

Раз-два-три, повернись

И в музее окажись.

Вот мы и в музее. Дети, а какое основное правило есть в музее? (Экспонаты руками не трогать). Подойдите сюда поближе и рассмотрите экспонаты. Какие предметы вы видите? (Дети перечисляют). (Имя ребенка), ты что увидела?

Докажите, что общего у этих предметов? (Зажигаются, освещают). Давайте присядем, поговорим о том, как человек придумал свет.

Давно-давно, когда человек жил в пещере, он научился разжигать огонь (показ иллюстрации), от него становилось светлее. Когда ему вечером или ночью надо было выйти из пещеры, он придумал факел. Я вам расскажу о нем. Факел- это большая палка, один конец ее обмотан тряпками или просмоленной паклей, этот конец обмакивали в жидкость, которая хорошо и долго горит. С факелами ходили не только по улицам, но позже стали в замках освещать помещение. (Показ иллюстрации). Позднее, в крестьянских избах для освещения использовали это… .

Что это? Это просто щепка, заостренная на одном конце, ее называли лучиной. Может, кто из вас видел лучину? Что ей делали? (Разжигали самовар). В избах лучину вставляли в  крепление, оно по-старинному называется светец (повторение нового слова). Лучину делали из березы, она лучше горит. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит.

 

Физминутка

Мы работали, устали,

Разом встанем, отдохнем

И опять рассказ начнем.

На раз – подняться – потянуться,

На два – согнуться – разогнуться,

На три — в ладоши три хлопка,

головою три кивка,

На четыре – руки шире,

На пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

2 часть.

Воспитатель: У меня здесь есть еще удивительная вещ. Что это? Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения жилья — свечи. Какая свеча на ощупь? Потрогайте ноготочком — какая она? Свечи делали из пчелиного воска и бараньего сала. Внутри свечки находятся крученые нити – это фитиль, его зажигают.Вы дома с родителями зажгите свечи и понаблюдайте, что же будет, а потом в д/с все расскажете.

Человек стремился придумать более удобное освещение для своего жилья. Люди научились из нефти делать керосин и придумали керосиновую лампу. Никто не видел такой лампы? Внизу у лампы чашечка, туда наливают керосин, вставляют фитиль из толстой нитяной ткани, а сверху вставляют стекло. Для чего стекло? Чтобы не обжечься, лучше освещало. Лучинка, свеча, керосиновая лампа, как думаете, они удобны для освещения?

Почему? (Коптят, быстро сгорают, мало света, может пожар быть, обжечься, руки занозить).

Воспитатель:  Прошло много лет. Человек  искал новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку.

 Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах -  бра, на столах стоят настольные лампы, на полу -  торшеры.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю с помощью алгоритма описания предмета  рассказать  об электрической лампочке.

Описание предмета.  (по алгаритму)

(Ответы детей: электрическая лампочка относится к  рукотворному миру, может быть разных размеров и форм, разного цвета, лёгкая, так как сделана из тонкого стекла, наполнена воздухом, хрупкая, бьётся, состоит из нескольких частей. (Стеклянный колпак, нить накала, основание, предназначена для того, чтобы освещать и нагревать, используется в многих отраслях).

 (Помогаю детям наводящими вопросами, если они затрудняются с ответом)

Воспитатель: Как вы думаете, она опасна для человека? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно ребята, с электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы, нужно знать правила обращения с ними. 

Помните: неосторожное обращение приводит к пожарам и ожогам!

III. Итог.

Воспитатель:  Ребята, вам понравилось путешествие? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вы узнали сегодня нового?  (Ответы детей)

Воспитатель: Что, вам особенно запомнилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Нам пора возвращаться из музея в детский сад, закрывайте глазки.

Раз, два, три – повернись!

 В нашей группе окажись.

Молодцы, ребята, после небольшого перерыва у каждого из вас появится возможность нарисовать свою лампу или светильник.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek1.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности

в старшей группе

Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Форма работы с детьми: решение познавательных задач.

Тип образовательной деятельности: интегрированная.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета.

2.Формировать способности устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

3.Активизировать речевую деятельность детей (обогащение словаря, построение сложных предложений, умение участвовать в разговоре).

Материал: ящик ощущений, лучина, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, различные светильники (или картинки с изображениями), свеча, факел.

Ход деятельности:

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята, скажите пожалуйста, а как вы понимаете слово путешествие? (рассуждения детей).

Вывод: путешествия бывают разные, но всегда интересные и полезные.

Воспитатель: А, вы любите путешествовать? (Ответ детей). Хотите отправиться в интересное путешествие «Мир удивительных вещей» (Ответ детей). Одна из этих удивительных вещей находится здесь, в этом волшебном ящичке. Что это за вещь вы можете узнать потрогав руками. Давайте попросим (имя ребенка) узнать что там. Что это?Для того , чтобы узнать куда мы отправимся, надо отгадать загадки.

1. Дом - стеклянный пузырёк, а живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся, ярким пламенем зажжётся.

2.Висит груша - нельзя скушать. (Почему электрическую лампочку назвали грушей?)

3.Чудеса на потолке - повисло солнце на шнурке.

4. Висит она без дела днём, а ночью освещает дом.

(Ответы детей: лампочка)

Вывод: вот какая удивительная вещь – электрическая лампочка: стеклянный пузырек похож на грушу, внутри огонек, днем отдыхает, ночью все освещает.

Об истории появления электрической лампочки, о том, как люди освещали свое жилье, нам поможет узнать музей электрической лампочки. Встаньте, пожалуйста, закройте глаза и со мной, не спеша, повторяйте:

Раз-два-три, повернись

И в музее окажись.

Вот мы и в музее. Дети, а какое основное правило есть в музее? (Экспонаты руками не трогать). Подойдите сюда поближе и рассмотрите экспонаты. Какие предметы вы видите? (Дети перечисляют). (Имя ребенка), ты что увидела?

Докажите, что общего у этих предметов? (Зажигаются, освещают). Давайте присядем, поговорим о том, как человек придумал свет.

Давно-давно, когда человек жил в пещере, он научился разжигать огонь (показ иллюстрации), от него становилось светлее. Когда ему вечером или ночью надо было выйти из пещеры, он придумал факел. Я вам расскажу о нем. Факел- это большая палка, один конец ее обмотан тряпками или просмоленной паклей, этот конец обмакивали в жидкость, которая хорошо и долго горит. С факелами ходили не только по улицам, но позже стали в замках освещать помещение. (Показ иллюстрации). Позднее, в крестьянских избах для освещения использовали это… .

Что это? Это просто щепка, заостренная на одном конце, ее называли лучиной. Может, кто из вас видел лучину? Что ей делали? (Разжигали самовар). В избах лучину вставляли в  крепление, оно по-старинному называется светец (повторение нового слова). Лучину делали из березы, она лучше горит. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит.

Физминутка

Мы работали, устали,

Разом встанем, отдохнем

И опять рассказ начнем.

На раз – подняться – потянуться,

На два – согнуться – разогнуться,

На три — в ладоши три хлопка,

головою три кивка,

На четыре – руки шире,

На пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

2 часть.

Воспитатель: У меня здесь есть еще удивительная вещ. Что это? Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения жилья — свечи. Какая свеча на ощупь? Потрогайте ноготочком — какая она? Свечи делали из пчелиного воска и бараньего сала. Внутри свечки находятся крученые нити – это фитиль, его зажигают.Вы дома с родителями зажгите свечи и понаблюдайте, что же будет, а потом в д/с все расскажете.

Человек стремился придумать более удобное освещение для своего жилья. Люди научились из нефти делать керосин и придумали керосиновую лампу. Никто не видел такой лампы? Внизу у лампы чашечка, туда наливают керосин, вставляют фитиль из толстой нитяной ткани, а сверху вставляют стекло. Для чего стекло? Чтобы не обжечься, лучше освещало. Лучинка, свеча, керосиновая лампа, как думаете, они удобны для освещения?

Почему? (Коптят, быстро сгорают, мало света, может пожар быть, обжечься, руки занозить).

Воспитатель:  Прошло много лет. Человек  искал новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку.

 Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах -  бра, на столах стоят настольные лампы, на полу -  торшеры.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю с помощью алгоритма описания предмета  рассказать  об электрической лампочке.

Описание предмета.  (по алгаритму)

(Ответы детей: электрическая лампочка относится к  рукотворному миру, может быть разных размеров и форм, разного цвета, лёгкая, так как сделана из тонкого стекла, наполнена воздухом, хрупкая, бьётся, состоит из нескольких частей. (Стеклянный колпак, нить накала, основание, предназначена для того, чтобы освещать и нагревать, используется в многих отраслях).

 (Помогаю детям наводящими вопросами, если они затрудняются с ответом)  

Воспитатель: Как вы думаете, она опасна для человека? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно ребята, с электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы, нужно знать правила обращения с ними. 

Помните: неосторожное обращение приводит к пожарам и ожогам!

III. Итог.

Воспитатель:  Ребята, вам понравилось путешествие? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вы узнали сегодня нового?  (Ответы детей)

Воспитатель: Что, вам особенно запомнилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Нам пора возвращаться из музея в детский сад, закрывайте глазки.

Раз, два, три – повернись!

 В нашей группе окажись.

Молодцы, ребята, после небольшого перерыва у каждого из вас появится возможность нарисовать свою лампу или светильник.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Путешествие в прошлое электрической лампочки"

Знакомство детей старшей группы с историей происхождения электрической лампочки....

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Путешествие в прошлое электрической лампочки"

Знакомство детей старшей группы с историей происхождения электрической лампочки....

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Путешествие в прошлое электрической лампочки"

Знакомство детей старшей группы с историей происхождения электрической лампочки....

« Путешествие в прошлое электрической лампочки». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

laquo;Путешествие в прошлое электрической лампочки». Конспект  НОД для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Путешесивие в прошлое электрической лампочки"...