«Игровые технологии в логопедической и психологической работе с детьми с ОВЗ»
методическая разработка (старшая группа)

Смолякова Татьяна Анатольевна

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период.                                                          Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр.

Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые технологии в логопедической и психологической работе с детьми с ОВЗ»

Игровые технологии в работе учителя- логопеда.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период.                                                                         Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр.

Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:

  • различают игры с предметами и без предметов
  • настольно-печатные
  • комнатные
  • уличные, на местности
  • компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

  • дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.)
  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.)
  • воспитательных (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.)
  • социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Актуальность использования игры, как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

Главными педагогическими задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие:

  • Развитие мелкой моторики мышц кистей
  • Развитие координационных способностей
  • Совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений
  • Формирование фонетического слуха
  • Развитие устной речи
  • Формирование четкости артикуляции
  • Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.

Для формирования мотивации речевой деятельности детей используются такие приемы, как:

  • поощрения;
  • беседы;
  • рассказы;
  • эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;
  • создание проблемной ситуации;
  • демонстрация интересных иллюстраций, фотографий;
  • встречи со сказочными героями;
  • использование кукол, атрибутов и элементов костюмов разных персонажей.

В систему коррекционной работы с детьми с нарушениями речи включаются игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.                                                                                                            Для работы с детьми ОВЗ используются игры, вызывающие ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка, разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками, и ребёнок вовлекается в игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Психологические механизмы игровой деятельности
опираются на фундаментальные потребности личности:

  •  в самовыражении,
  •  самоутверждении,
  •  саморегуляции,
  •  самореализации.

Содержание детских игр развивается последовательно:

  •  предметная деятельность,
  •  отношение между людьми,
  •  выполнение правил общественного поведения.

Игры для детей с нарушениями речи можно поделить на следующие виды:

  • Игры на развитие речевого слуха
  • Игры на развитие фонематического слуха
  • Игры для формирования правильного звукопроизношения

Для детей с ОВЗ, игровая деятельность имеет большое значение, как условие развития интеллекта, речи, психических процессов, эмоциональной устойчивости.

      Дидактические игры воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуется звукопроизношение, увеличивается словарный запас, отрабатываются грамматические категории, развивается связная речь, дети учатся фиксировать свое внимание на правильной речи (собственной и речи сверстников и педагогов). Дидактические игры разнообразны по форме и содержанию, но их общей задачей является организация и направление деятельности детей, обучение и развитие ребенка.

     Творческие игры и инсценировки позволяют максимально выразить свои замыслы, фантазии, абстрагироваться от своего дефекта. Здесь интересными для детей могут быть игры со строительным материалом («Лего», конструкторы, кубики, уникубы, и т. д.).

Театрализованные и сюжетно - ролевые игры, игры- драматизации – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.                                                В театрализованной деятельности дети учатся внимательно слушать речь других и свою собственную (развивается слуховое внимание), если используется музыкальное сопровождение, подстраиваются под ритм, темп (развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи), дети имитируют движения героев, развивается координированность движений, дети запоминают и воспроизводят тексты инсценировок (обогащается пассивный и активный словарь).                                                                                                                             Участвуя в таких играх, дети познают мир, становятся участниками многих событий, познают себя в этом мире. Исходя из особенностей развития детей с ОВЗ, все театральные игры строятся на материале сказок. Тематика их может быть разнообразной: сказки, игрушки, сценки из жизни животных и т. д. В этих играх есть сюжетный вымысел и ролевые действия, где одна из ведущих ролей принадлежит педагогу.

Подвижные игры призваны укреплять физическое здоровье детей. Оречевленные подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа движения с речью.

Игры на развитие общей моторики, мелкой моторики, по возможности оречевленные, имеющие сюжетную линию. Для детей с общим недоразвитием речи немалую сложность представляют движения пальцев рук, мелкая моторика кисти руки. Отмечено, что упражнения,  дают возможность сочетать развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, конструирование из мелких деталей, мозаики и т. п.) с различными речевыми заданиями повышают эффективность коррекционного воздействия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Таким образом, необходимо отметить, что специалистам, работающим с детьми с ОВЗ необходимо помнить, что в процессе коррекционной работы при выборе игр нужно учитывать не только возрастные особенности ребенка, но и характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка.

Отклонения в развитии детей, страдающих  речевыми  аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов (и в том числе от родителей ребенка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.                                                                                                                      

Особо можно отметить - это использование мультимедийных презентаций в работе с детьми с ОВЗ.

Мультимедийные презентации в обучении дошкольников

     Невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно — коммуникационных технологий.  Практически все родители, развивая и обучая малыша, приобретают компьютерные программы. Сначала – это милые «клавиатурные барабанилки» для самых маленьких, которые любят барабанить по клавиатуре, но ещё не умеют пользоваться мышкой, затем – огромное многообразие компьютерных игр.

Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития малыша!

Какие же возможности в обучении дошколят таят в себе мультимедийные презентации?

В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности родителей в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве — учат самостоятельно приобретать новые знания!

«Презентация это — обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны».

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

  •  Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что — то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно — образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.  Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
  •  Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;
  •  Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  •  Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  •  В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  •  Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
  •  Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
  •  Маленькие дети требуют большой помощи родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает маму.

  •  Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?
  •  Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.
  •  Все родители замечают, как нравится детям многократно спрашивать об одном и том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку. Но не надо раздражаться: у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно! Любимую презентацию ребенок может запускать сам, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно.
  •  Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
  •  Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

Здоровьесбережение детей при работе с компьютером

Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о «засиживании» за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени — 10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 70-80% времени бодрствования! Помните об этом!

В заключении отметим что, использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.

Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает родителей в состоянии творческого поиска.

Интересны и важны для детей развивающие игры технологииразработанные ВВоскобовичем. Они разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр — интерес — познание — творчество — становятся максимально действенными. Учитывая особенности высшей психической деятельности рассматриваемой категории детей, всё вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость. Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В. Воскобовича позволяет использовать их для решения указанной проблемы – коррекции и формирования речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ.                                                                                    Вячеслав Вадимович Воскобович – изобретатель, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка.  Копировать чужое не стал, и потому его новые игры вызвали такой интерес.

Первые разработки Воскобовича носили конструктивный характер – это был поиск какой-то изюминки. Понимая, что задания и упражнения не так интересны детям как игра, подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами.                                                                                                                      Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали» от простого к сложному). В результате такого подхода развивается речь и неречевые психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, мелкая моторика. Такой подход позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, в любой игре добиваться того или иного «предметного» результата.

Применение игровой технологии ВВоскобовича может быть адаптировано с учётом особенностей психического и речевого развития детей с ОВЗ.

Например игровая технология  - «Сказочные лабиринты игры» соответствует требованиям ФГОС. Она раскрывает каждую из пяти представленных областей развития ребёнка. Задачи, поставленные ФГОС по каждой области развития, и задачи, решаемые игровой технологией

«Сказочные лабиринты игры» — это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игра плюс сказка). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В сюжеты методических сказок органично вплетается система заданий, упражнений, вопросов. Ребёнок слушает сказку и по ходу сюжета выполняет задания.

«Сказочные лабиринты игры» помогают в работе логопеда, дети овладевают:

1.Сформированными сенсорными способностями: обогащается их сенсорный опыт, совершенствуется аналитическое восприятие, развивается умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств. Дети овладевают разными способами обследования и устанавливают связи между ними и познаваемыми свойствами предмета.

Как результат, дети с ОНР овладевают соответствующим словарём (упругий, шероховатый, треугольный, цветной и т. д., сначала в импрессивной, затем – в экспрессивной речи.

2. Развитым зрительно-пространственным гнозисом и праксисом. Как результат, актуализация в словаре детей наречий типа слева, справа.

3. Сформированными компонентами устной речи (лексико-грамматическими категориями, правильным звукопроизношением, диалогической и монологической формами связной речи) в соответствии с возрастом и с учётом тяжести речевого нарушения.

4. Интонационной выразительностью речи. Эмоционально реагируют, сопереживают персонажам сказок и игровых ситуаций.

5. Базовыми знаниями, умениями и навыками, предотвращающими и/или снижающими риск возникновения в дальнейшем нарушений чтения и письма.

6. Мотивацией активного включения в коллективные познавательные игры, общения со сверстниками в поиске рациональных способов решения игровых проблемных ситуаций, взаимопомощи.

7. Развитием умения свободно, в спонтанной речи, общаться со взрослыми, обращаться к ним с вопросами, предложениями в процессе игровых действий.

Развивающие игры В. В. Воскобовича в коррекционно-логопедической работе позволяют:                                                                                                                              - Осуществлять дифференцированный подход.                                                                      - Разнообразить способы подачи игрового материала. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.                                                                                             - Развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур)                    - Творчество

В работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет ее практическая направленность.

           За последние годы интерес к игре особо возрос в педагогическом процессе.                                                                                                                          Функции игровой деятельности значительно расширились: в обучении, социализации, развивающей деятельности, творческой, диагностической, коррекционной работе и других направлениях.                                                                Среди неспецифических методов профилактики и коррекции состояний и ситуаций риска в развитии ребенка игра выделяется как деятельность, наиболее полно удовлетворяющая потребностям педагогической практики. Поэтому в работе с детьми с ОВЗ, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие.                                                                              

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать процесс  интересным и увлекательным. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задач занятия. Игра способствует физическому, психическому развитию каждого ребенка, помогает раскрыть их творческие способности. Игра помогает развивать потребность в речевом общении, обогатить активный словарь. Дает ребенку возможность выразить неосознаваемые конфликты и тем самым уменьшить эмоциональное напряжение. Расширяет круг интересов. Дети начинают импровизировать, передавать интонации, темп речи, имитировать звуки, которые издают персонажи.

В процессе игр дети начинают понимать, что они могут успешно выполнять игровое действие, они радуются успеху, испытывают удовлетворение от успешного выполнения игровых заданий, учатся проигрывать. У них появляется настойчивость, возникает желание повторить игру, развиваются творческие способности.                                                              

Игровые технологии, которые используются на логопедических занятиях, увеличивают и расширяют образовательные и коррекционные возможности. Так как в игре происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. Примером игровых технологий, которые может использовать учитель-логопед, могут быть обучающие игры с правилами.                                                                                      

Игра занимает значительную часть в жизни ребенка

Игровые технологии могут помочь педагогам и при работе с родителями.                                                                                                                          Многие родители сталкиваются с проблемой нежелания ребенка выполнять логопедические рекомендации в домашних условиях. Однако, навык без тренировки – не закрепляется, а что может быть лучше для речевого навыка, чем игра. Взрослые не всегда осознают, что для ребенка любого возраста важно даже самое малое участие в его игре, ему необходимо чувствовать поддержку, одобрение, заинтересованность взрослых. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным. Родителям не приходится изучать методические рекомендации, они просто играют со своим ребенком и тем самым помогают своим детям.                                                                                                                                   Это помогает решать задачу привлечения родителей к совместной деятельности и непрерывного коррекционного воздействия.

Для успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ, необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность и творческий потенциал личности. Одним из эффективных средств и методов пробуждения живого интереса как раз и является игра.

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997 – 96 с.
  2. Волков Б.С., Волкова Н..В. Психология общения в детском возрасте, Психология детства, Москва, 1996.
  3. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128 с.
  4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. В 3-х кн: 4-е изд. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2003. – 688 с.
  5. Журнал Дошкольник.РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению"

Во всем мире за последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению здоровья населения: 1. Физически зрелыми рождаются не более 14% детей;  2. 25–35% детей, пришедших в первый кл...

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Игровые технологии по развитию речи в работе с детьми ОВЗ

Игровые технологии по развитию речи в работе с детьми ОВЗ...

Мастер-класс "Использование игровых технологий и авторских пособий в работе с детьми в период адаптации к условиям в ДОУ"

quot;Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить"А.М. Горький...

Презентация Применение игровой технологии В.В. Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Вячеслав Вадимович Воскобович-физик по образованию.Признан одним из первых авторов  многофункциональных и креативных развивающих игр, которые формируют творческий потенциал ребенка, развива...

«Использование игровых технологий в дидактических играх при работе с детьми ОВЗ»

laquo;Использование игровых технологий в дидактических играх при работе с детьми ОВЗ» Педагогическая технология – это системная совокупность, порядок функционирования всех личностных...