План по самообразованию воспитателя
материал (младшая группа)

Мария Евгеньевна Новикова

Тема: " развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План по самообразованию 25.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №14»

План по самообразованию воспитателя

Бабанова Мария Евгеньевна 

По теме: «Развитие мелкой моторики у детей 3- 4 лет»

Теоретическая часть

Актуальность: Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте, одно из наиболее важных элементов обучения. У детей с плохо развитой моторикой рук понижена работоспособность с мелкими предметами, будь то, ложка, карандаш либо мелкие предметы игрушек.
В следствии этого, у детей вырабатывается эмоциональная неустойчивость, которая в будущем может повысится и будет вызывать более высокий уровень трудностей.
Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
И именно поэтому, работа по развитию мелкой моторики рук очень важна и должна формироваться с самого младшего возраста. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Вместе с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание и словарный запас.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков

Цель: Повышение теоретического и педагогического уровня по вопросу: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, путем создания условий через различные виды деятельности. 

Задачи: Развивающие: 1.Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность; 

Обучающие: 1.Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы; 2.Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста; 3.Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
Воспитывающие: 1.воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); 2.воспитание и развитие художественного вкуса; 3.Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Задачи по самообразованию:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук (младшего и среднего возраста).
3. Повысить компетентность родителей в значимости развития мелкой моторики рук.

Планируемый результат (прогнозируемый): 1.Расположить к себе ребенка через тактильный контакт для облегчения процесс адаптации.
2. Развито воображение, логическое мышление, нормализовалась речевая функция.
3. У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для рисования. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
 

Практическая часть

Таблица 1. Методическая работа

Сроки (Месяц)

Изученный материал

(Библиография)

Ссылки (при наличии)

(ютуб, сертификаты, вебинары, обр. площадки и тд.)

Пример:

Сентябрь-октябрь

Пример: Прослушала вебинар по теме «Современные методики воспитания детей в ДОУ

Http//: youtube//……….

Таблица 2. Непосредственная образовательная деятельность

Цель: Повышение уровня знаний для работы с детьми.
Развитие мелкой моторики у детей, координации движений пальцев рук.
Развитие гибкости пальчиков, снижение тонуса рук.
Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Развивать умение детей сооружать постройки из строительного материала.
Учить детей скатывать маленькие шарики и колбаски из пластилина круговыми движениями между ладоней.
Учить детей отличать на ощупь структуру предмета и описывать свои ощущения.
Учить детей отличать предмет по виду, цвету, и на ощупь.
Учить детей держать правильно предметы для рисования.

Сроки

Мероприятие

Сентябрь

1. Изучение литературы
2. Составление картотеки пальчиковых игр.
3. Пальчиковые игры с детьми: «Наша группа» 1.Организационно-ознакомительный

Октябрь

1. Массаж ладошек «кормим птичек»
2. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
3. Конструирование «домик для мишки» 2. Основной

Ноябрь

1. Дидактическая игра с прищепками
2. Лепка из пластилина «Гусеница»
3. Шнуровка

Декабрь

1.Игра на развитие тактильного восприятия «гладкий-шершавый»
2. Пальчиковая игра «капуста»
3. Настольная игра «пазлы»

Январь

1. Настольный театр «колобок»
2. Конструирование из палочек «окно», «домик», «флажок»
3. Разбор бобовых

Февраль

.1. Изобрази фигуру пальчиками «очки,», «домик», «замок»
2. Пальчиковая игра «где обедал воробей»
3. Изготовление подарка к празднику

Март

1. Изготовление подарка к празднику
2. Рисование «солнышко»
3. Пальчиковая игра «Машина каша»

Апрель

1. Конструирование из палочек «елочка», «заборчик»
2. Шнуровка
3. Сматывание ниток в клубок «Озорной котенок»

Май

1. Дидактическая игра «Пуговички»
2. Лепка из пластилина «капельки»
3. Пальчиковая игра «что принес нам почтальон?»

Таблица 3. Работа с родителями

Сроки

Мероприятие

Октябрь

«Пальчиковые игры для детей» Памятка 

Ноябрь

«Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» Консультация

Декабрь

«Как развита мелкая моторика у Вашего ребенка?» Анкета для родителей

Январь

«Потешки» Создание картотеки 

Февраль

«Важные факторы в развитие мелкой моторики» Консультация

Март

«Книжки малышки» Консультация и организация по созданию

Вывод: Ожидаемые результаты:
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений. 

Итог проекта:
Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует:
- увеличению словарного запаса детей, речь детей становится более эмоциональной и выразительной;
- кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
- сохранению физического и психического здоровья ребенка. 

Используемая литература:
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
9. Кольцова М.М «Развитие моторики»
10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
11. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

Приложение:


Массаж ладошек:
Птичка-птичка
Вот тебе водичка
Вот тебе крошки
На моей ладошке.

Анкета для родителей: «Как развита мелкая моторика у Вашего ребенка?»
1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?
- Да - Затрудняюсь ответить - Нет
2. Как вы думаете когда можно начинать развивать мелкую мотрику?
- В младенчестве - 3-7 лет - в школе
3. Есть ли у вас дома игры на развитие мелкой моторики? Укажите какие?
4. Используете ли Вы нетрадиционный материал для развития мелкой моторики? Выберите из предложенного и добавьте свой.
- Крупа, природный материал - Пуговицы, бусины - Иголки, нитки
- Конструктор, мозаика
- Кубики, пирамидки, матрешки.
5. Откуда используете информацию о видах развития мелкой моторики?
- В детском саду - Литература - В интернете - Подсказывает своя интуиция
6. Любит ли ребенок выполнять задания? Как он это делает?
- Пассивно - Активно
7. Какая форма работы Вам наиболее комфортна?
- Родительское собрание - Открытые просмотры - Мастер – класс
- Индивидуальная беседа
-Консультация
- Материал в родительском уголке
- Никакая, информации хватает вполне.
8. Готовы ли Вы участвовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?
- Да - Не знаю - Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию воспитателя

Материал представляет собой план работы воспитателя по самообразованию  за период учебного года...

План по самообразованию воспитателя

Воспитатель  _______группы  № __МБДОУ «Детский сад № __»Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском с...

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.

Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

План по самообразованию воспитателя Наумовой Альбины Анатольевны на 2013-2014 учебный год

План по самообразованию на 2013-2014 учебный год, может кому пригодится...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....