«Использование технологии интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»
методическая разработка по логопедии

Куштова Наталья Гасанхановна

Актуальность разработки. Каждый педагог ищет новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту детей, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Интеллект - карты проводят интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития. Интеллект-карты развивают у детей активность; любознательность; овладение средствами общения; овладение способами взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_intellekt_-_karty.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская научно-практическая Неконференция «Логопедическое   сопровождение лиц с ограниченными возможностям здоровья»

доклад по теме

«Использование технологии интеллект - карт
в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»

Куштова Н.Г., учитель-логопед,

ТМБ ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»

Актуальность разработки. Каждый педагог ищет новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту детей, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Интеллект - карты проводят интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития. Интеллект-карты развивают у детей активность; любознательность; овладение средствами общения; овладение способами взаимодействия.

Цель применения: формирование навыка последовательности своих действий с помощью визуализации мышления ребёнка.

Адресат: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Описание разработки: интеллект-карты создаются для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач. Другими словами, это представление информации в рисунках.

Доклад: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами опытом работы по применению технологии «Интеллектуальные карты» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей деятельности, которые соответствовали бы возрасту детей, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы в речевом развитии дошкольников стали для меня интеллект – карты, на них я наткнулась, исследуя просторы интернета, в поисках чего – то нового и интересного.

Ни для кого не секрет, что дети с ТНР менее инициативны и самостоятельны, им сложно воспринимать информацию в полном ее объеме, психические процессы развиты недостаточно, и, конечно же, самое главное, у них западает речь.

Изучив достаточно статей об интеллектуальных картах и оперевшись на опыт коллег, поняла, что с помощью этой технологии я смогу решить многие задачи в развитии детей и решила попробовать внедрить её в свою работу.

СЛАЙД 2: понятие

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;

СЛАЙД 3: авторы

Технология «интеллект – карт» была создана американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По – английски она называется «mind maps» (МАЙНД МАПС). Слово «mind» означает «ум», а слово «maps» - «карты». В итоге получаются «карты ума». Но чаще в переводах используется термин «интеллект - карты». Для обучения детей дошкольного возраста эта технология была предложена кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Валентиной Михайловной Акименко.

        СЛАЙД 4: задачи

Какие же задачи решают ИК:

- во – первых позволяют: получить знания, обобщить их и проверить;

- во – вторых учат: выделять главное, обобщать, систематизировать;

- в – третьих способствуют: обучению, концентрации внимания, запоминанию, мотивации;

- в – четвертых развивают: речь, память, мышление, воображение;

СЛАЙД 5: свойства

Почему ИК актуальна и пользуется спросом? Потому что она обладает простыми свойствами:

- Наглядности. Вся тема с ее многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

- Привлекательности. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

- Запоминаемости. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

- Своевременности. Интеллект – карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

- Творчества. Интеллект - карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.

- Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

СЛАЙД 6: этапы

Используя модель 3 – х вопросов, я выявляю базовые знания детей, о том, что они знают и что хотят узнать по предстоящей теме недели.

Поняв, что дети знают, я подготавливаю материал: большой лист ватмана, материал по теме недели, картинки – раскраски, иллюстрации, творческий материал дети выбирают самостоятельно.

Далее дети выбирают, какую часть интеллект – карты хотят оформить, т.е. идет изготовление карты. Изначально я сама направляла детей, каждый раз предполагая, как будет оформлена карта, я разбивала её на блоки, по которым дети потом работали. Но, даже предполагая, как будет оформлена карта, я стараюсь не давать четких указаний детям, где что должно находиться, а даю возможность определить это самим. С каждым разом оформление меняется, иногда вносят свои идеи в оформление дети, какие-то идеи я привношу сама. Если в начале, в интеллект – карте мы расширяли представления по теме недели, по блокам, например: из чего это сделано, какая, кто изготавливает и т.д. и дети просто наклеивали картинки, и шло развитие только по одному компоненту речи – активизация словаря, то сейчас мы не только изучаем тему, но я решаю и свои задачи. Я добавила блок «Расскажи-ка» - на развитие связной речи, составление описательного рассказа, который мы рисуем схематично и дидактические игры на развитие грамматического строя речи, которые рисуются так же схематично: «Один - много», «Назови ласково», «Посчитай», «Детёныши» и т.д. В течение недели идут дополнения, по мере изучения темы, интеллект – карта используется как в индивидуальной работе так и в подгрупповой. А уже созданная интеллект – карта со всеми дополнениями, применяется на итоговом мероприятии в конце недели и на протяжении всего учебного года для закрепления пройденного материала.

СЛАЙД 7: правила

При создании интеллект – карт мы соблюдаем определённые правила:

- главная идея находится в центре листа;

- использование цветных карандашей;

- применение картинок с реалистичным изображением или символами, придуманными самими детьми.

СЛАЙД 8: создание ИК

Вот такие интеллектуальные карты у нас с детьми получились.

СЛАЙД 9: звуки и буквы

Так же интеллектуальные карты являются помощниками при обучении грамоте. С помощью карт дети на фронтальных и индивидуальных занятиях знакомятся с буквами и звуками, закрепляют характеристику изучаемого звука, правильную артикуляцию, подбирают слова с изучаемым звуком, составляют с ними предложения, загадки, учат чистоговорки.

СЛАЙД 10:

Используя технологию интеллект-карт у детей пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Формируются умения и навыки, которые связанны с восприятием, переработкой и обменом поступающей информации. Я постаралась, за такое небольшое количество времени донести до вас идею технологии интеллект – карт.

СЛАЙД 11: Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи по применению здоровьесберегающих технологий»

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о...

Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России -первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависитего будущее процветание.Во всех существующих программах воспитания и...

Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение речи)

Конспект коррекционно – развивающего занятия с использованием приемов мнемотехники в старшей группе детей с ОВЗ (нарушение речи)...

"Использование информационно-компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Использование наглядных пособий, дидактических игр, ин...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]. В гостях у Карамельки»

Конспект логопедического занятия  с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Применение метода интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников в целом способствует речевому развитию ребенка. Метод является очень эффективным для детей, так как на всех этапах работы преду...