Индивидуальный план развития профессионального уровня воспитателя.
материал
Тема: «Эффективные методики взаимодействия с детьми раннего возраста».
Цели:
1.Углубить знания о психологии детей и их развитии.
2.Изучить различные подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
3.Овладеть эффективными методиками коммуникации с детьми и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f-_13_individualnyy_plan_raboty_po_povysheniyu_professionalnogo_urovnya.docx | 98.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности.
Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам использования продуктивных видов деятельности
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
- Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.
- Формировать координацию движений.
- Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
- Способствовать развитию творческих способностей.
- Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.
- Стимулировать зрительное и слуховое восприятия.
Перечень вопросов по самообразованию:
- Как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте?
- Как правильно подготовить его к школе?
Используемые технологии:
-информационно-коммуникационные;
-игровые технологии;
-технологии проектной деятельности;
-личностно-ориентированные технологии;
-здоровьесберегающие.
Форма отчётности:
- Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».
- Провести анкетирование родителей, собрание на тему:
- «Развивающие игры для ребёнка, чему они способствуют».
- Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.
Формы работы:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
- массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
- пальчиковый театр;
- конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;
- рисование по трафаретам;
- штриховка в заданном направлении;
- дорисовка (по принципу симметрии);
- лабиринты;
- дидактические игры;
- шнуровка, пуговицы, прищепки;
- игры с мелкими предметами;
- пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки;
В работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности в режимные моменты:
- утренняя гимнастика.
- самостоятельная деятельность.
- организованная образовательная деятельность
- непосредственная образовательная деятельность.
- прогулка.
- самообслуживание.
- работа с родителями
- индивидуальная работа
- продуктивная деятельность.
1 ЭТАП --- информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме, выступление на педсовете, выступление на родительском групповом собрании.
Средства решения задач:
- Научно-методическая литература.
- Изучение передового опыта.
- Диагностика детей.
- Игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики.
- Подгрупповые и индивидуальные занятия.
- Работа с родителями.
Предполагаемый результат:
- Усовершенствована предметно – развивающая среда;
- Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
Технология опыта включает разработку перспективного плана, конспектов занятий по продуктивным видам деятельности, работу с педагогами и родителями воспитанников.
Методы и приемы.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Использую следующие методы:
Словесный метод.
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения.
Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент продуктивной деятельности отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.
При организации игр детей с предметами я придерживаюсь двух основных принципов:
- Посильность требований;
- Постепенность усложнения.
Иначе говоря, если для самых маленьких я использую наглядный показ, совместные действия родителей с ребёнком, то чем старше он становится, тем больше я побуждаю его действовать по словесному указанию, по воображению. Продумала разные варианты занятий с использованием литературных персонажей, специально изготовленных панно, сюжетов сказок, элементов сюжетно-дидактической игры, сюжетных картин и т.д. Такие формы работы позволяют мне добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей.
Изучение научной и учебно-методической литературы:
- Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
- Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
- Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. :Эксмо, 2006.
- Кольцова М. М «Развитие моторики»
- Елена Данилова «Пальчиковые игры»
- Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
Обобщение опыта
Продуктивная деятельность как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Начав работу воспитателем в средней группе (4-5 лет) и наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении работ по аппликации, лепке, рисованию. Конечно, дети были еще малы, некоторые дети только первый год посещали детский сад, а в образовательном процессе много видов деятельности, которые требуют действия работы рук. Поэтому я выбрала тему:
«Продуктивная деятельность как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это не просо красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Мелкая моторика взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью, воображением, оптико-пространственным восприятием координацией, зрительной и подвижной памятью. Развитие ловкости рук и пальцев необходимо еще и для того, чтобы писать, одеваться, рисовать, вязать, а также выполнять немало других действий. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев.
Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. И о том, что ее развитие нужно начинать как можно раньше, слышали многие. Я, как педагог дошкольного образования, начала развивать мелкую моторику и помогала мне в этом продуктивная деятельность.
Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног
Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику, мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.
Под продуктивной деятельностью мы понимаем – деятельность, в результате которой получается продукт: придуманные детьми рассказ или стихотворение, рисунок или поделка, поставленный спектакль или разыгранная сценка и многое другое. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев.
При выполнении лепки, аппликации, оригами дети овладевают мелкими операциями: наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, также у ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.
Я поставила перед собой следующие задачи:
- Создавать условия для развития мелкой моторики.
- Организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей.
- Организовывать различные виды продуктивной деятельности.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет).
Для совершенствования ручной умелости в младшей группе я использовала: пирамидки, «игры-шнуровки», очень важной частью работы являются пальчиковые игры («Суп», «Семья», «Цветок», «Ежик», «Дом»). Самомассаж, пальчиковый театр, пальчиковый бассейн, пробки от пластиковых бутылок всех цветов – для игр на запоминание названий цветов; прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук; игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов»; моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений; «волшебный мешочек»; пуговицы - для развития умений застегивания и расстегивания, составления рисунка по схеме; счетные палочки – для развития конструктивных навыков, умений работать по схеме; мелкие мозаики; пазлы; шнуровки; мелкий конструктор; разрезные картинки; набор парных лоскутков.
Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Конечно, овладевая всеми видами продуктивной деятельности, ребенок не научится писать. Но все они делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет хорошим помощником в школе.
Выбирая, с какой поделкой познакомить дошкольников, педагог должен руководствоваться «Программой воспитания и обучения в детском саду".
В группе с детьми рисовали не только кистью, но и пальчиками, губкой, ватными палочками, печатями, нитками, манной крупой. В лепке использовала разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путем примазывания, сглаживания. Планирую использовать природный материал: косточки, семечки, камешки, ракушки и составлять из них узоры на пластилине. На занятиях по аппликации я использовала аппликацию из салфеток, обрывную аппликацию, наклеивание готовых фигур, аппликацию из крупы, пластилинография. Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Мы познакомились со следующими техниками: аппликация из ватных дисков, ниток, ткани, аппликация из цветной соли, аппликация из манной крупы, из цветной манной крупы, техника кляксографии.
Организовывала работу:
- как часть интегрированной непосредственной образовательной деятельности,
- о время совместной деятельности воспитателя с детьми (утром и в вечернее время),
- в свободной самостоятельной деятельности.
Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.
Работа по формированию умелости в дошкольном возрасте многообразна и разносторонняя, организована в различных направлениях. Развитие ручной умелости осуществляется на различных занятиях: рисование, лепке, аппликации, конструировании, ручной труд.
Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам продуктивной деятельности.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук; сравнивая результаты двух лет, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Каких результатов удалось достичь?
Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в группе детского сада и семье способствовала:
- совершенствованию мелкой моторики рук
- совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);
- совершенствованию активной речи, словарного запаса;
- совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
- совершенствованию навыков учебной деятельности.
Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:
- продолжить работу над развитием мелкой моторики в средней группе;
- продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;
- пополнять копилку пальчиковых игр;
- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
- осуществлять взаимодействие с семьей;
- продолжить работу кружка «Живая сказка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя.
Данный материал содержит информацию о повышении профессионального уровня воспитателя....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя Логиновой Веры Сергеевны
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя Логиновой Веры Сергеевны...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи № 68» Ермохиной Т. А.
План по самообразованию "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие художественно-творческого потенциала дошкольников»
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений. С...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя Кузнецовой Альбины Петровны на межаттестационный период 2012-2017гг. Тема самообразования: «Развитие творческого воображения детей средствами артпедагогики»
Тема самообразования: «Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами артпедагогики» Цель:- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразите...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Развитие речи – одна из главных задач образовательной деятельности в детском саду. Эта задача включает в себя ряд задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация ...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя по теме: Развитие детей дошкольного возраста в процессе опытного -экспериментальной и исследовательской деятельности
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя на 2021-2026 учебный год на тему: Развитие детей дошкольного возраста в процессе опытно- экспериментальной и исследовательской деятел...